Московская организация осуществляет деятельность в сфере розничной торговли. Недавно один из наших магазинов проверяла Госторгинспекция. По итогам проверки нам были предъявлены штрафные санкции за не применение ККМ при расчетах с населением, хотя кассовый аппарат в наличии был, но у него была повреждена пломба ЦТО.
Правомерны ли в данном случае действия Госторгинспекции?
Статьей 1 Закона РФ от 18 июня 1993 г. N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее по тексту - Закон о применении ККМ) предусматривается, что денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями без исключения (а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) при осуществлении ими торговых операций (выполнения работ или оказания услуг) с обязательным применением контрольно-кассовых машин (ККМ).
За нарушение данного требования административным законодательством предусмотрены штрафные санкции. Так, в соответствии со статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ - далее КоАП РФ) продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей без применения в установленных законом случаях ККМ влечет наложение административного штрафа:
- на граждан (индивидуальных предпринимателей) в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда (МРОТ);
- на должностных лиц организаций - от тридцати до сорока МРОТ;
- на юридических лиц - от трехсот до четырехсот МРОТ.
В соответствии со статьей 3 Закона о применении ККМ требования к кассовым аппаратам, включая порядок и условия их применения и регистрации, определяются Положением по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденным постановлением Совмина РФ - Правительством РФ от 30 июля 1993 г. N 745 (в редакции постановления Правительства РФ от 7 августа 1998 г. N 904) (далее по тексту - Положение по применению ККМ).
В пункте 8 Положения по применению ККМ приведен список неисправностей ККМ, при наличии которых она не может использоваться для осуществления расчетов с населением. Кроме того, на основании статьи 4 Закона о применении ККМ, а также пункта 1 и пункта 7 "е" Положения по применению ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением допускается применение только зарегистрированных в налоговых органах контрольно-кассовых машин.
Исходя из сказанного выше, административным правонарушением за осуществление торговой деятельности (расчетов с населением) без применения ККМ в установленных случаях (статья 14.5 КоАП РФ) будут считаться также следующие действия:
- применение незарегистрированных в налоговых органах ККМ (в т.ч. без паспорта ККМ);
- использование ККМ при отсутствии или повреждении пломбы ЦТО;
- применение ККМ с отсутствующей маркировкой производителя или средств визуального контроля;
- применение неисправной ККМ (при наличии неисправностей, указанных в пункте 8 Положения по применению ККМ);
- применение ККМ с фискальной памятью в нефискальном режиме.
Аналогичное мнение содержаться и в письме МНС РФ от 14 августа 2002 г. N АС-6-06/1243@ "Об отдельных вопросах применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при осуществлении контроля за исполнением Закона Российской Федерации от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", направленном для заинтересованных лиц письмом Управления МНС по г. Москве от 23 августа 2002 г. N 29-08/1/38920@.
Таким образом, ваша организация не имела права применять для расчетов с населением кассовый аппарат с поврежденной пломбой ЦТО. Как говорилось выше, использование такой ККМ приравнивается к нарушению административного законодательства в части не применения ККМ в установленном порядке (то есть предполагает наложение штрафных санкций согласно статье 14.5 КоАП РФ).
Однако в связи с заданным вопросом необходимы дополнительные пояснения по поводу круга лиц, имеющих право налагать штрафные санкции за данные правонарушения. В этой ситуации следует различать государственные органы, уполномоченные рассматривать дела о подобного рода административных правонарушениях (и соответственно, налагать штрафные санкции), и государственные органы, имеющие право только составлять протокол об этих нарушениях (то есть, такие органы не могут сами налагать санкции, но имеют право передать составленный протокол в уполномоченный на то орган).
Вышеуказанным письмом МНС РФ к таким лицам (как уполномоченным налагать штрафные санкции, так и составлять протоколы) отнесена Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция).
Перечень государственных органов, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, приведен в главе 23 КоАП РФ. В частности, правонарушения, предусмотренные статьей 14.5 КоАП РФ, уполномочены рассматривать (а, следовательно, принимать решения о наложении штрафных санкций) следующие органы:
- налоговые органы (статья 23.5 КоАП РФ);
- федеральные органы налоговой полиции (статья 23.6 КоАП РФ).
Следует отметить, что в статье 23.49 КоАП РФ, в которой приведен перечень правонарушений, дела о которых имеет право рассматривать Госторгинспекция, статья 14.5 КоАП РФ отсутствует.
Перечень государственных органов, имеющих право оформлять протокол об административных правонарушениях, приведен в статье 28.3 КоАП РФ. По нарушениям, связанным с не применением ККМ в установленном порядке, могут составлять протокол следующие органы:
- лица, указанные в главе 23 КоАП РФ;
- органы внутренних дел (милиция).
В перечне административных правонарушений, по поводу которых имеет право составлять протоколы Госторгинспекция, статья 14.5 КоАП РФ также не фигурирует (подпункт 63 пункта 2 статьи 28.3 КоАП РФ).
Таким образом, Госторгинспекция не имеет никаких прав ни налагать штрафные санкции за не применение ККМ, ни составлять протоколы о подобном правонарушении.
Однако при выявлении подобных нарушений, представители Госторгинспекции могут направить данную информацию в налоговые органы.
1 декабря 2002 г.
"Консультант бухгалтера", N 12, декабрь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru