Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение А
(обязательное)
Оценка степени риска и контролируемые зоны
А.1 Основные положения
Оценку рисков необходимо проводить для определения соответствия местоположения для проведения бункеровки СПГ. При проведении оценки необходимо рассмотреть:
- подвергается ли место проведения бункеровки СПГ воздействиям, которые могут повлиять на безопасность операций по бункеровке СПГ;
- будут ли минимизированы повреждения в случае выброса СПГ
Примеры факторов, которые могли бы препятствовать безопасной бункеровке СПГ, включают следующие:
- движение судов по акватории;
- состояние моря, течение, воздействия приливов отливов;
- ветер;
- метеорологические условия;
- нарушения границы зоны проведения работ персоналом.
В случае непреднамеренного выброса СПГ или природного газа из системы произойдет распыление, нагрев и медленный подъем облака газа. Как только воздушно-топливная смесь достигнет концентрации, поддерживающей горение, она может загореться при контакте с источником воспламенения. Зона безопасности предназначается только для специального персонала и выполнения операций, разрешенных в зоне, в которую может попасть горючий газ в случае случайного выброса СПГ или природного газа во время бункеровки СПГ. Данное приложение содержит руководство по определению необходимой зоны безопасности.
Зона безопасности обычно находится внутри зон мониторинга и охраны и должна включать зоны в соответствии с ГОСТ IEC 60079-10-1 и другими соответствующими документами. Соотношение зоны безопасности, опасной зоны и зоны мониторинга и охраны относительно бункеровочной площадки приведены на рисунке А.1. Комбинированные опасные зоны (включая зоны, где находятся выходные отверстия от предохранительных клапанов) и зоны безопасности бункеруемого судна и бункеровщика СПГ должны приниматься во внимание при оценке рисков, в особенности, если они находятся вблизи от незащищенных воздухозаборных устройств систем вентиляции.
Зона мониторинга и охраны превышает размеры зоны безопасности и устанавливается для контроля над движением судов и другими процессами, которые могут представлять опасность во время проведения операций по бункеровке СПГ. Зона мониторинга и охраны устанавливается представителем бункеровщика СПГ и местными компетентными организациями. Процедуры определения зоны мониторинга и охраны в настоящем стандарте не приводятся. Режимные зоны внутри портовых площадок, требуемых кодексом ОСПС [12], могут составлять часть зоны мониторинга и охраны, и обычно они превосходят ее.
1 - опасная зона; 2 - зона безопасности; 3 - зона мониторинга и охраны
Рисунок А.1 - Опасная зона, зоны безопасности и зона мониторинга и охраны
Сооружения и естественные преграды, препятствующие приближению судов или доступу физических лиц и автотранспорта в бункеровочную зону, могут учитываться при определении зоны мониторинга и охраны с целью уменьшения ее размеров согласно рисунку А.2.
1 - ограждение; 2 - зона мониторинга и охраны; 3 - опасная зона; 4 - зона безопасности; 5 - средства безопасности порта
Рисунок А.2 - Пример использования ограждения и средств безопасности порта для уменьшения размера зоны мониторинга и охраны
Размер зоны безопасности может быть определен следующим образом:
- детерминистический подход, вычисляющий расстояние до нижнего концентрационного предела воспламенения при максимальном вероятном выбросе газа;
- метод, основанный на оценке рисков.
Детерминистический подход основан на вычислении расстояния до нижнего концентрационного предела воспламенения при максимальном вероятном выбросе, консервативно являющийся частью определения опасных факторов. Расчет требует учета горизонтального и вертикального направлений выброса и соответствующую дисперсию.
Если будет использоваться вероятностный подход, то это будет приводить к меньшей зоне безопасности, чем при детерминистическом подходе. В этих случаях необходимо иметь в виду, что применяемые критерии риска согласованы национальной организацией, которая отвечает за зоны безопасности и зоны мониторинга и охраны и план на реагирование в случае аварии, когда горючий газ может появиться за пределами зоны безопасности.
Расстояние безопасности никогда не должно быть равным нулю, и зона безопасности никогда не должна быть меньше, чем минимальное расстояние, определяемое государственными органами и требованиями морских/речных организаций для бункерующихся судов.
А.2 Детерминистический метод определения зоны безопасности
А.2.1 Зона безопасности определяется как область до образующегося газо-воздушного облака, в которой вследствие разведения газа воздухом достигается нижний концентрационный предел возгораемости, и газо-воздушная смесь теряет способность к воспламенению, как определено признанной и утвержденной моделью распыления для максимального вероятного выброса, как часть определения опасных факторов.
А.2.2 Максимальный вероятный выброс газа зависит от характеристик оборудования для бункеровки (размеры, производительность, скорость перекачки, температура, давление, наличие возврата испарений), а также внедренных мер обеспечения безопасности.
А.2.3 Идентификация опасностей должна включать все вероятные варианты выброса газа. Примеры вероятного максимального выброса включают:
а) выброс заблокированных газов из участка бункеровочной линии между клапанами системы аварийного разъединения (ERS). Наихудший вариант развития событий может быть представлен как разрыв бункеровочных линий из-за движения судна вследствие столкновения с другим судном или нарушения швартовки. Определение максимального вероятного выпуска в этом случае основывается на следующих аргументах:
1) возможные столкновения с другим судном или нарушение швартовки, и можно предположить, что в этом случае срабатывают сигнализация и система аварийной остановки (ESD);
2) отказ имеющейся системы аварийного разъединения ERS или неисправность одной из муфт. Для установки с несколькими линиями передачи предполагается, что содержимое одной линии выбрасывается в атмосферу, то время как другие линии будут защищены системой аварийного разъединения (ERS) или муфтой аварийного разъединения.
На основе этих предположений суммарный выброс определяется как газ, заблокированный между клапанами, закрывающимися при срабатывании системы аварийной остановки (ESD).
График, который показывает расстояние до нижнего предела возгораемости (LFL), в зависимости от выброшенного объема СПГ, приведен на рисунке А.3.
Рисунок А.3 - График зависимости расстояния до нижнего предела возгораемости (LFL), от выброшенного объема СПГ
б) выброс СПГ через поврежденные линии к измерительным приборам. Максимальный возможный выброс может произойти через поврежденные линии к контрольно-измерительным приборам. Этот сценарий выброса может произойти без автоматического обнаружения и представляет собой непрерывный выпуск газа через отверстие диаметром 25 мм.
При этом система аварийной остановки (ESD) не активируется и давление среды в системе передачи СПГ поддерживается насосами. Расстояние до нижнего концентрационного предела возгораемости, устанавливаемое как функция от давления в системе, приведено на рисунке А.4.
Рисунок А.4 - График зависимости расстояния до нижнего предела возгораемости (LFL), от давления среды в системе (при диаметре отверстия 25 мм)
А.3 Определение зоны безопасности, основанное на оценке рисков
Меньшая зона безопасности может быть принята, если методом количественного анализа доказывается, что приемлемые критерии риска могут соблюдаться для персонала первой, второй и третьей партий. При этом необходимо убедиться, что:
- оценка рисков учитывает все сценарии утечек и отражает подтвержденные данные отказов;
- оценка риска принимает во внимание внедренные постоянно действующие меры предосторожности на основе консервативного предположения.
При моделировании выброса и дисперсии СПГ необходимо принять во внимание следующее:
- размер отверстия выброса газа, зависящий от особенностей оборудования и достоверных данных отказа. Если достоверные данные отказа отсутствуют, должны быть сделаны консервативные предположения;
- высота выброса газа и его распределение;
- условия утечки СПГ;
- испарение/воспламенение СПГ, отражающее свойства СПГ и теплопередачу от поверхности суши и воды;
- дисперсия тяжелого газа;
- метеорологические условия погоды/сила ветра;
- свойства СПГ, влияющие на характер выброса.
Вероятность воспламенения зависит от характеристик установки и операций по бункеровке СПГ в соответствии с ГОСТ IEC 60079-10-1 и определяется:
- для опасных зон;
- зон безопасности;
- территории за пределами зон безопасности.
Оценка степени риска должна предполагать, что:
- персонал первой партии (команда судна и персонал бункеровочной площадки) постоянно присутствует в зоне безопасности во время бункеровки СПГ;
- персонал второй партии (оператор порта, терминала и экипаж соседнего судна) постоянно находится непосредственно за пределами зоны безопасности во время бункеровки;
- персонал третьей партии (пассажиры и другие люди, посещающие площадку), может присутствовать, но не подвержен риску постоянно;
- персонал третьей партии, который постоянно находится (жилые районы, школы и больницы) рядом с зоной риска.
Оценка степени риска должна принимать во внимание все сценарии опасности и идентифицированные риски, такие как вспышки огня, направленное пламя, горение разлитой горючей жидкости;
- воздействие на персонал в первую очередь должно быть оценено по начальным событиям. Разрастающиеся возгорания должны быть предотвращены и в зависимости от степени воздействия должны быть предусмотрены меры эвакуации и готовность к чрезвычайным ситуациям;
- оценка рисков должна учитывать вероятность возникновения опасности для персонала первой, второй и третьей партии.
Если определенный риск допустим в соответствии с критериями, согласованными с компетентными организациями, допустимо принятие меньшей площади зоны безопасности.
<< Назад |
Приложение >> Б (справочное). Схемы |
|
Содержание Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 70618-2022 "Суда и морские технологии. Бункеровка судов, работающих на сжиженном природном... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.