Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации
муниципального образования -
Скопинский муниципальный район
Рязанской области
от 25 мая 2023 г. N 306
Муниципальная программа
"Укрепление общественного здоровья в Скопинском муниципальном районе Рязанской области" до 2024 года
Паспорт
муниципальной программы
Наименование муниципальной программы |
Муниципальная программа "Укрепление общественного здоровья в Скопинском муниципальном районе Рязанской области" до 2024 года (далее - муниципальная программа) |
Реквизиты постановления администрации Скопинского муниципального района о разработке муниципальной программы |
Постановление администрации Скопинского муниципального района от 20 декабря 2022 года N 886 "Об утверждении Реестра муниципальных программ администрации муниципального образования - Скопинский муниципальный район Рязанской области на 2023 - 2025 годы" |
Координатор муниципальной программы |
ГБУ РО "Центр общественного здоровья, медицинской профилактики и информационных технологий" |
Заказчик муниципальной программы |
Администрация Скопинского муниципального района |
Цели и задачи муниципальной программы |
Целью муниципальной программы является формирование потребности и ведения населением активного и здорового образа жизни, профилактика неинфекционных и инфекционных заболеваний, пропаганда здорового питания. Задачи муниципальной программы. 1. Создание условий для профилактики неинфекционных и инфекционных заболеваний. 2. Формирование среды, стимулирующей здоровый образ жизни, включая здоровое питание и физическую активность. 3. Снижение смертности от внешних причин. 4. Проведение информационно-коммуникационной кампании, направленной на осознанное отношение к своему здоровью, привлечение граждан к прохождению профилактического медицинского осмотра, диспансеризации и мотивации к ведению здорового образа жизни. 5. Развитие механизма межведомственного взаимодействия в сфере формирования у населения здорового образа жизни и отказа от вредных привычек, в том числе с общественными и некоммерческими организациями и снижения мотивации к потреблению наркотических средств. |
Сроки реализации муниципальной программы |
До 2024 года |
Объемы и источники финансового обеспечения реализации муниципальной программы |
Реализация муниципальной программы не предусматривает источников финансирования |
Планируемые результаты реализации муниципальной программы |
Реализация мероприятий муниципальной программы позволит добиться: - увеличения охвата трудоспособного населения Скопинского муниципального района профилактическими мероприятиями; - привлечения населения к ведению здорового образа жизни; - повышения интереса к своему здоровью; - повышения информированности населения о способах организации своего досуга снижение заболеваемости населения наркоманией. |
Основные сокращения и термины
БСК - болезни системы кровообращения
БОД - болезни органов дыхания
ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения
ДОГВН - диспансеризация отдельных групп взрослого населения
ЖКХ - жилищно-коммунальное хозяйство
ЗОЖ - здоровый образ жизни
НКО - некоммерческая организация
ПАВ - психоактивные вещества
РП - рабочий протокол
СД - сахарный диабет
ХОБЛ - хроническая обструктивная болезнь легких
ХНИЗ - хроническое неинфекционное заболевание
ЛФК - лечебная физическая культура
I. Анализ проблемы и обоснование ее решения в соответствии с программно-целевым принципом
Настоящая муниципальная программа разработана с учетом Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", которым предусмотрена реализация национальных проектов, в том числе национального проекта "Демография".
К вопросам местного значения Скопинского муниципального района в сфере охраны здоровья относится профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни, что определено Стратегией социально-экономического развития Скопинского муниципального района на период до 2030 года, утвержденной решением Думы муниципального образования - Скопинский муниципальный район на от 29 ноября 2018 года N 904.
В национальный проект "Демография" входит федеральный проект "Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек", который включает в себя показатель "Наличие программы "Укрепление общественного здоровья" в муниципальном образовании", что предусмотрено реализацией настоящей муниципальной программой. Муниципальная программа разрабатывается с целью реализации на территории Скопинского муниципального района мероприятий, направленных на осознанное отношение граждан к своему здоровью, улучшение состояния здоровья через активный образ жизни, правильное питание, повышение уровня знаний и информированности населения по вопросам сохранения и укрепления здоровья, отказа от употребления табака и алкоголя.
Мероприятия программы рассчитаны на работу в следующих направлениях:
- создание условий и формирование потребности в ведении населением здорового образа жизни;
- снижение мотивации к потреблению наркотических веществ и снижение заболеваемости населения наркоманией, отказ от употребления алкоголя, табака, наркотических средств и психотропных веществ;
- выявление факторов риска развития ХНИЗ;
- раннее выявление заболеваний, дающий наиболее высокий процент инвалидизации и, как следствие, преждевременной смертности;
- снижение количества пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях;
- снижение количества потребляющих табачную, алкогольную продукцию и ПАВ (психоактивные вещества);
- снижение уровня смертности от внешних причин (суициды, отравления алкоголем, убийства и т.д.);
- организация и проведение физкультурно-спортивных мероприятий для всех возрастных категорий граждан;
- проведение информационно-коммуникационной кампании, направленной на формирование у граждан мотивации к ведению здорового образа жизни.
Скопинский муниципальный район является одним из крупнейших районов Рязанской области. Расположен в юго-западной части Рязанской области. Протяженность территории с севера на юг составляет 39 км, с запада на восток - 79 км. Скопинский район граничит на северо-западе с Михайловским, на севере - с Пронским, на северо-востоке - с Кораблинским, на востоке - с Ряжским, на юго-западе - с Милославским районами Рязанской области и на западе - с землями Тульской области.
Административный центр Скопинского района находится в северо-восточной части района, в городе Скопине, расположенном на расстоянии 110 км от областного центра - города Рязани. Район имеет выгодное экономико-географическое положение, так как находится в 180 километрах от крупнейшего регионального рынка России - Московской агломерации. В состав района входят 2 городских и 7 сельских поселений, в которых насчитывается 128 населенных пунктов.
Медицинское обслуживание населения оказывает ГБУ РО "Скопинский межрайонный медицинский центр". Население на 1 января 2023 года - 49467 человек. В составе медицинского учреждения круглосуточных коек - 267, коек дневного стационара - 83. Мощность поликлиники 1242 посещений в сутки. Количество ФАПов - 27, из них передвижной - 1.
Кадровые показатели: укомплектованность врачами на 01 04.2023 г. - 87%, укомплектованность физическими лицами - 54,5%, коэффициент совместительства - 1,1. Укомплектованность средним медицинским персоналом - 99%, укомплектованность физическими лицами - 93,3%, коэффициент совместительства - 1,0.
Структура службы медицинской профилактики включает в себя: отделение медицинской профилактики, центр здоровья, кабинет медицинской помощи при отказе от табакокурения и профилактике неинфекционных заболеваний, связанных с употреблением табака ГБУ РО "Скопинский межрайонный медицинский центр". Несмотря на усиленную работу специалистов ММЦ многие граждане пренебрегают информацией о необходимости прохождения медицинских осмотров, диспансеризации, направленных на профилактику и ранее выявление и лечение заболеваний, что является причиной низкой выявляемости ХНИЗ и, как следствие, росту смертности по основным классам причин. Приведение в соответствии с нормативно-правовыми документами структуры медицинской профилактики ГБУ РО "Скопинский ММЦ" (Приказ МЗ РФ N 1177н от 29.10.2020 года), рекомендуемые штатные нормативы отделения медицинской профилактики из расчета на 41841 взрослого населения: заведующий отделением - 1 ставка, врач по медицинской профилактике - 1 ставка, медицинский психолог - 1 ставка, фельдшер/медицинская сестра - 1,5 ставки. Рекомендуемые штатные нормативы центра здоровья из расчета населения в зоне ответственности 41841: заведующий - 1 ставка, врач по медицинской профилактике - 1 ставка, фельдшер/медицинская сестра - 2 ставка, Фактически на конец 2022 года штаты укомплектованы: отделение медицинской профилактики - врач - 2 ставки, средний медицинский персонал - 5 ставок; центр здоровья: заведующий - 0,75 ставки, врачи - 0 ставки, средний медицинский персонал - 4 ставки.
В работе системы здравоохранения актуальны такие проблемы:
- преимущественная ориентация на лечение заболеваний, а не на их предотвращение, низкая мотивация населения к здоровому образу жизни;
- высокая распространенность поведенческих факторов риска заболеваний (курение, злоупотребление алкоголем, недостаточная двигательная активность);
- рост заболеваемости населения наркоманией (2020 г. - 26 чел., 2021 г. - 26 чел., 2022 г. - 26 чел);
- недостаток высококвалифицированных и мотивированных кадров;
- недостаточное оснащение медицинским оборудованием во врачебных амбулаториях и в фельдшерско-акушерских пунктах;
- сложность и затратность обеспечения в полном объеме необходимой медицинской помощью части населения из-за сложной транспортной доступности отдельных населенных пунктов.
В сфере социальной защиты основные проблемы:
- низкий уровень жизни граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе детей - инвалидов;
- рост числа малообеспеченных семей, нуждающихся в адресной социальной помощи;
- проблема реабилитации инвалидов и детей-инвалидов.
Основными проблемами, сдерживающими развитие жилищного строительства, являются:
- отсутствие достаточного рынка земельных участков, обеспеченных инфраструктурой;
- отсутствие в точках наибольшего спроса на жилье свободных для застройки территорий.
Основными проблемами в ЖКХ являются:
- высокий уровень износа систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения;
- наличие задолженности потребителей за услуги ЖКХ;
- низкая финансовая устойчивость предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
Основными проблемами в сфере дорожной инфраструктуры остаются:
- высокая степень автомобильных дорог местного значения с грунтовым покрытием;
- недостаточный уровень финансирования мероприятий по содержанию и ремонту автомобильных дорог.
Основными проблемами в сфере окружающей среды и экологической безопасности являются:
- наличие несанкционированных свалок;
- низкий уровень экологической культуры граждан.
Приоритеты, цели и задачи социально-экономического развития Скопинского района
С учетом выявленных преимуществ, природных особенностей, географического положения, потенциальных возможностей Скопинского района миссию стратегии можно сформулировать как достижение существенного роста качества жизни населения путем повышения конкурентоспособности экономики за счет эффективного использования ресурсного потенциала, развития промышленности, сельскохозяйственного производства, малого и среднего предпринимательства, социальной сферы.
Сформулированы следующие стратегические приоритеты развития Скопинского района:
1. Эффективная экономика;
2. Благоприятный социальный климат;
3. Качественная среда для жизни.
Для обеспечения постоянного и устойчивого повышения качества жизни населения района необходима реализация данных приоритетов путем повышения уровня материального благосостояния, улучшения состояния здоровья, расширения доступности образования, возможностей для духовного и физического развития личности, доступности жилья и комфортных условий проживания, улучшения качества окружающей среды. Поскольку основой жизнеобеспечения человека служит экономика, то источником повышения качества жизни должно стать создание в районе эффективной экономики.
Приоритет. Эффективная экономика
Цель: динамичное развитие всех отраслей экономики района.
В рамках данного приоритета определены следующие задачи:
- повышение эффективности и устойчивое развитие производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции;
- обеспечение устойчивого развития малого и среднего предпринимательства;
- развитие сферы торговли и бытовых услуг;
- обеспечение развития сферы туризма;
- содействие инвестиционной деятельности и повышение инвестиционной привлекательности района.
Приоритет. Благоприятный социальный климат
Цель: формирование благоприятного социального климата для повышения качества жизни населения и развития человеческого потенциала.
По данному стратегическому направлению определены следующие задачи:
- обеспечение трудовой занятости населения и роста доходов трудоспособного населения;
- развитие сферы образования;
- обеспечение населения доступной и качественной медицинской помощью;
- развитие сферы досуга;
- развитие физической культуры и спорта, молодежной политики;
- развитие системы социальной поддержки и социального обслуживания населения, в том числе граждан пожилого возраста.
Ожидаемые результаты реализации Стратегии
Основной целью разработки и реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального района до 2030 года является повышение уровня и качества жизни населения, формирование благоприятных условий социально-экономического развития на долгосрочную перспективу.
Для достижения этой цели:
- проанализированы современное состояние, проблемы и предпосылки развития экономики и социальной сферы;- определены устойчивые конкурентные преимущества района и проведена их оценка на среднесрочную и долгосрочную перспективы;
- сформированы цели и задачи развития района с учетом общих приоритетов развития и специализации Скопинского муниципального района Рязанской области;
- разработана система мер и предложений, направленная на успешную реализацию основных положений Стратегии.
Основополагающими принципами формирования Стратегии являются:
- эффективное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
- обеспечение устойчивого экономического роста, стимулирование развития конкурентного производства;
- преодоление рисков и кризисов, которые могут оказать сдерживающее развитие и ограничить реализацию потенциальных возможностей муниципального района;
- формирование комплекса подхода к решению демографических, миграционных, социальных и экономических вопросов;
- социальная ориентированность Стратегии;
- формирование условий и стимулов для развития человеческого капитала на основе повышения эффективности и конкурентоспособности здравоохранения, образования, жилищного строительства и коммунальной инфраструктуры.
Распределение численности Скопинского района по основным возрастным группам
Муниципальное образование |
Численность населения, всего человек |
В том числе по основным возрастным группам |
Доля возрастных групп в общей численности населения, % |
|||||||||||
Мужчины и женщины 0 - 15 лет |
Мужчины 16 - 60 лет и женщины 16 - 55 лет |
Мужчины - 61 год и более и женщины 56 лет и более |
Мужчины и женщины 0 - 15 лет |
Мужчины 16 - 60 лет и женщины 16 - 55 лет |
Мужчины - 61 год и более и женщины 56 лет и более |
|||||||||
2020 |
2021 |
2020 |
2021 |
2020 |
2021 |
2020 |
2021 |
2020 |
2021 |
2020 |
2021 |
2020 |
2021 |
|
Скопинский муниципальный район |
24161 |
24071 |
4143 |
4080 |
12548 |
12542 |
7470 |
7449 |
17,1 |
16,9 |
51,9 |
52,1 |
30,9 |
30,9 |
Рязанская область |
1108847 |
1098257 |
177256 |
176176 |
602774 |
594218 |
328817 |
327863 |
16,0 |
16,0 |
54,4 |
54,1 |
29,7 |
29,9 |
Родившиеся, умершие и естественный прирост населения Скопинского района
Муниципальные образования, годы |
Всего человек |
На 1000 человек населения |
||||
Родившихся |
Умерших |
Естественный прирост, убыль (-) |
Родившихся |
Умерших |
Естественный прирост, убыль (-) |
|
Рязанская область |
|
|
|
|
|
|
2019 |
9236 |
16853 |
- 7617 |
8,3 |
15,2 |
- 6,9 |
2020 |
8676 |
19979 |
- 11303 |
7,9 |
18,1 |
- 10,2 |
Скопинский муниципальный район |
|
|
|
|
|
|
2019 |
179 |
401 |
- 222 |
7,4 |
16,5 |
- 9,1 |
2020 |
161 |
459 |
- 298 |
6,7 |
19,0 |
- 12,3 |
За 2020 год численность населения сократилась на 459 человек, в том числе в результате естественной убыли - 298 человек. Сокращение численности населения, по-прежнему, будет обусловлено превышением числа умерших над числом родившихся. Тенденция обострения демографической ситуации в районе связана со снижением рождаемости и ростом преждевременной смертности. Естественная убыль населения не компенсируется миграционным приростом. Рождающееся поколение не восполняет поколения своих родителей, происходит интенсивный процесс старения, уменьшается численность трудоспособного и детского населения. Снижение удельного веса лиц в трудоспособном возрасте, то есть активной части населения, влечет повышение коэффициента демографической нагрузки на население в трудоспособном возрасте.
Изменения числа умерших в скопинском районе (за период с 1 января по 31 декабря 2022 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 - 2021 гг. (2019, 2020 гг. - по данным Рязаньстат, 2021, 2022 г. - ГИС СУЗ РО "Парус")
Доля умерших от всех причин в 2022 году (РО) |
Причины смерти |
2022 |
2021 |
2020* |
2019* |
|
N |
% |
Болезни системы кровообращения |
347 |
475 |
449 |
379 |
1 |
48,8% |
Новообразования |
124 |
109 |
106 |
108 |
2 |
14,3% |
Болезни органов дыхания |
46 |
84 |
35 |
28 |
3 |
4,3% |
в т.ч. пневмонии |
15 |
37 |
21 |
4 |
|
0,3% |
Болезни нервной системы |
168 |
291 |
171 |
140 |
4 |
2,6% |
COVID-19 |
37 |
192 |
24 |
0 |
5 |
3,9% |
Внешние причины |
38 |
80 |
55 |
43 |
6 |
4,3% |
Болезни органов пищеварения |
43 |
63 |
48 |
43 |
7 |
5,6% |
Болезни эндокринной системы |
24 |
47 |
50 |
28 |
8 |
3,3% |
Симптомы, признаки и отклонения от нормы |
24 |
123 |
89 |
77 |
9 |
1,7% |
Некоторые инфекционные и паразитарные болезни |
7 |
8 |
4 |
5 |
10 |
0 |
Болезни системы кровообращения |
347 |
475 |
449 |
379 |
См. Структуру смертности в редакторе MS-Word
В структуре причин общей смертности преобладают болезни системы кровообращения, новообразований, органов пищеварения и от внешних причин. Заболеваемость социально значимыми болезнями остается на уровне прошлых лет. Ситуация с онкологическими заболеваниями существенно не меняется. Учитывая, что здоровье граждан является одним из приоритетных направлений социальной политики государства, а также одной из главных ценностей общества, охрана и профилактика здоровья населения имеет также немаловажное значение.
Охрана и профилактика здоровья включает в себя комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.
Однако остается сложной ситуация в области профилактики заболеваний и формированию здорового образа жизни практически всех социально-демографических групп населения.
Муниципальная программа "Укрепление общественного здоровья в Скопинском муниципальном районе" до 2024 года предусматривает проведение информационно-коммуникационной кампании, направленной на выявление факторов риска развития ХНИЗ, раннее выявление заболеваний, дающий наиболее высокий процент инвалидизации и, как следствие, преждевременной смертности, а также на формирование у граждан мотивации к ведению здорового образа жизни.
II. Цели и задачи муниципальной программы
Целью муниципальной программы является формирование потребности и ведения населением активного и здорового образа жизни, профилактика неинфекционных и инфекционных заболеваний, пропаганда здорового питания, снижение мотивации к потреблению наркотических средств.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
Задача 1. Создание условий для профилактики неинфекционных и инфекционных заболеваний.
Задача 2. Формирование среды, стимулирующей здоровый образ жизни, включая здоровое питание и физическую активность.
Задача 3. Снижение смертности от болезней системы кровообращения, новообразований, болезней органов пищеварения и от внешних причин.
Задача 4. Проведение информационно-коммуникационной кампании, направленной на осознанное отношение к своему здоровью, привлечение граждан к прохождению профилактического медицинского осмотра, диспансеризации и мотивации к ведению здорового образа жизни.
Задача 5. Развитие механизма межведомственного взаимодействия в сфере формирования у населения здорового образа жизни и отказа от вредных привычек, в том числе с общественными и некоммерческими организациями.
Задача 6. Проведение мероприятий, направленных на профилактику незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ.
III. Перечень мероприятий муниципальной программы
Перечень мероприятий муниципальной программы приведен в Приложении N 1 к муниципальной программе.
IV. Показатели (индикаторы) муниципальной программы
Показатели (индикаторы) муниципальной программы приведены в Приложении N 2 к муниципальной программе.
V. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Реализация муниципальной программы не предусматривает источников финансирования. Дополнительного материально-технического, кадрового и информационного обеспечения для реализации мероприятий программы не требуется.
VI. Механизм реализации муниципальной программы
Заказчиками и исполнителями муниципальной программы являются - отдел по физической культуре и спорту администрации, отдел культуры, управление образования и молодежной политики администрации, ММЦ, муниципальный проектный офис.
Основными функциями заказчиков муниципальной программы являются:
- обеспечение своевременной и качественной реализации мероприятий муниципальной программы;
- предоставление координатору информации о ходе реализации мероприятий муниципальной программы, которая включает в себя:
- оценку достижения показателей (индикаторов);
- анализ выполнения мероприятий с указанием объективных причин в случае неполного выполнения или невыполнения мероприятий;
- предоставление годового (итогового) отчета о ходе реализации мероприятий муниципальной программы - до 20 января года, следующего за отчетным периодом;
- предоставление координатору в двухдневный срок информации о произошедших изменениях, касающихся выполнения мероприятий и показателей муниципальной программы, их наименований, изменений в нормативные правовые акты, необходимые для реализации выполнения мероприятий муниципальной программы и иной информации, для своевременного внесения изменений в муниципальную программу;
- разработка в пределах своих полномочий муниципальных правовых актов, необходимых для выполнения настоящей муниципальной программы;
- организация сбора и систематизации информации о реализации мероприятий настоящей муниципальной программы (включая сведения по показателям);
- по компетенции: ответственность за реализацию мероприятий муниципальной программы, за достоверность сведений, предоставляемых координатору, связанных с реализацией мероприятий муниципальной программы.
Дополнительно к основным функциям заказчика настоящей муниципальной программы ее координатор:
- осуществляет координацию деятельности всех заказчиков настоящей муниципальной программы;
- организует сбор и систематизацию информации о реализации настоящей муниципальной программы, формирует и представляет сводные отчеты о реализации настоящей муниципальной программы на основании представленных заказчиками сведений.
Изменения в настоящую муниципальную программу вносятся по инициативе заказчиков и утверждаются Постановлением администрации.
VII. Планируемые результаты реализации муниципальной программы
Реализация мероприятий муниципальной программы позволит увеличить охват трудоспособного населения Скопинского муниципального района профилактическими мероприятиями, привлечь население к ведению здорового образа жизни, снизить мотивацию к потреблению наркотических средств, повысить интерес к своему здоровью, повысить информированность населения о способах организации своего досуга.
Проводимый комплекс мероприятий охватит все возрастные группы населения района и в целом обеспечит укрепление общественного здоровья граждан:
- доля числа убийств на 100 тыс., ДТП с участием велосипедов и пешеходов на единицу проделанного пути снизится не менее 12%;
- количество подростков, находящихся на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав - не более 10 чел.;
- количество вопросов по общественному здоровью, которые ежегодно рассматриваются на муниципальном уровне (не вопросы медицины) - не менее 3;
- мероприятия, направленные на формирование и мотивирования к ведению здорового образа жизни - не менее 10.
<< Назад |
Приложение >> N 1. Показатели конечного результата |
|
Содержание Постановление Администрации муниципального образования - Скопинский муниципальный район Рязанской области от 25 мая 2023 г.... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.