Комментарий к "Общим требованиям к порядку и условиям
выдачи разрешений на учреждение акцизных складов" и "Общим
требованиям к порядку выдачи региональных специальных марок
и их образцам", утвержденным постановлением Правительства РФ
от 1 октября 2002 г. N 723
Постановление Правительства РФ от 01.10.2002 N 723 (далее - Постановление N 723), принятое во исполнение Федерального закона от 29.12.2001 N 186-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"", вступило в силу с 16 октября 2002 года и утвердило новый порядок учреждения организациями, осуществляющими оборот алкогольной продукции, акцизных складов и маркировки алкогольной продукции региональными специальными марками. Пунктом 2 Постановления N 723 признаны утратившими силу постановления Правительства РФ от 30.12.2000 N 1026 "Об утверждении Правил выдачи разрешений на учреждение акцизных складов, их функционирования и осуществления налогового контроля за их работой" и от 27.12.2000 N 1023 "Об утверждении Правил изготовления и реализации региональных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, а также осуществления авансовых платежей по акцизам на алкогольную продукцию". Таким образом, начиная с 16 октября 2002 года выдача разрешений на учреждение акцизных складов, изготовление и выдача организациям региональных специальных марок должны осуществляться по новым правилам. Отличие утвержденных Постановлением N 723 норм от ранее действовавших Правил выдачи разрешений на учреждение акцизных складов, их функционирования и осуществления налогового контроля за их работой заключается в следующем.
Если ранее действовавшими Правилами предусматривалось, что разрешения на учреждение акцизным организациям - производителям алкогольной продукции выдавались МНС России, а организациям оптовой торговли - УМНС России по субъектам Российской Федерации, то теперь они все должны будут выдаваться УМНС России.
В отличие от ранее действовавшего порядка выдачи разрешений на учреждение акцизных складов общие требования к порядку и условиям выдачи разрешений на учреждение акцизных складов, установленные Постановлением N 723 (далее - Общие требования), не содержат перечня документов, представляемых организациями с заявлением о выдаче разрешений. Теперь этот порядок, а также условия выдачи разрешений на учреждение акцизных складов определяются субъектами Российской Федерации по согласованию с МНС России. Постановлением N 723 определено, что основным условием выдачи разрешения является наличие у организации лицензии на производство, хранение и поставку произведенной алкогольной продукции или лицензии на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции. Одновременно п.4 Постановления N 723 установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом особенностей регионального рынка алкогольной продукции могут определять дополнительные условия выдачи разрешения, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Постановление N 723 по-новому излагает и порядок приостановления (прекращения действия, аннулирования) разрешения. В соответствии с п.5 Общих требований в случае приостановления, прекращения действия или аннулирования лицензии организация обязана прекратить реализацию алкогольной продукции с акцизного склада.
Особенностью Постановления N 723 является также то, что действие разрешения на учреждение акцизного склада может быть продлено по заявлению организации в случае продления срока действия лицензии, в соответствии с которой это разрешение было выдано, или получения новой лицензии. Ранее действующим порядком возможность продления действия разрешения не предусматривалась. В соответствии с п.6 Общих правил порядок продления действия разрешения должен определяться субъектом Российской Федерации по согласованию с МНС России. На сегодняшний день такой порядок, равно как и порядок выдачи разрешений на учреждение акцизных складов, ни одним субъектом Российской Федерации не утвержден.
Таким образом, начиная с 16 октября 2002 года до утверждения субъектами Российской Федерации вышеуказанных порядков разрешения на учреждение акцизных складов организациям не выдаются.
Аналогичные изменения претерпел также порядок изготовления и выдачи региональных специальных марок для маркировки алкогольной продукции. Если ранее Правила изготовления и реализации региональных специальных марок и их цена были установлены постановлением Правительства РФ от 27.12.2000 N 1023 "Об утверждении Правил изготовления и реализации региональных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, а также осуществления авансовых платежей по акцизу на алкогольную продукцию", то с вступлением в силу Постановления N 723 вышеуказанное постановление утратило силу, а порядок изготовления и приобретения региональных специальных марок и их цена, а также порядок выдачи марок определяются по согласованию с МНС России субъектами Российской Федерации, на территории которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции. Такие порядки, так же как и в случае с порядками выдачи разрешений на учреждение акцизных складов, субъектами Российской Федерации пока не утверждены.
Кроме того, внесены следующие изменения в порядок изготовления и выдачи марок.
На основании п.9 Постановления N 723 цена марки не должна превышать 1% налоговой ставки на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта более 25%, предусмотренной ст.193 НК РФ. На сегодняшний день ставка акциза на такую продукцию составляет 98 руб. 78 коп.; таким образом, стоимость марки должна находиться в пределах 0,98 руб. в отличие от ранее утвержденной цены не более 50 коп. Вместе с тем согласно Постановлению N 723 в цену марки включаются расходы не только на ее изготовление, хранение и до-ставку, но и затраты, связанные с осуществлением субъектом Российской Федерации специальных защитных мер по проверке качества и безопасности алкогольной продукции, предназначенной для маркировки. Такой контроль осуществляется субъектами Российской Федерации на основании ст.12 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Кроме того, в цену марки входят также затраты, связанные с нанесением на марку штрих-кода. Поскольку затраты по нанесению на марку штрих-кода несут организации, сумма перечисляемых организацией на изготовление марки денежных средств должна быть уменьшена на стоимость штрихового кодирования. Это условие должно учитываться субъектами Российской Федерации при определении цены марки.
Постановлением N 723 однозначно определено, что цена марки относится на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организации. Ранее действующими документами такого условия не было установлено.
Внесены коррективы и в порядок определения содержания штрих-кода, наносимого на марку. Кроме МНС России, в определении его содержания теперь принимают участие и субъекты Российской Федерации.
Что касается порядка определения изготовителя марок, то установленные Постановлением N 723 условия практически повторяют условия, определенные утратившим силу постановлением Правительства РФ от 27.12.2000 N 1023. Остаются практически без изменения и технические требования, предъявляемые к региональным специальным маркам и порядку их утверждения. Как и прежде, организации - изготовители марок должны руководствоваться требованиями к маркам, утвержденными Минфином России по согласованию с МНС России.
Вместе с тем следует иметь в виду, что с утратой силы постановления Правительства РФ от 27.12.2000 N 1023 одновременно не подлежит применению и приказ МНС России от 04.04.2001 N БГ-3-31/108 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 N 1023 и форм документов, используемых при реализации региональных специальных марок", вследствие чего вопрос о порядке размещения заказа на изготовление марок и порядке уплаты организациями денежных средств за их изготовление остается открытым до принятия субъектами Российской Федерации соответствующих нормативных актов.
Г.Я. Иванова,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 1, январь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1