г. Краснодар |
|
12 августа 2016 г. |
Дело N А32-23928/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 августа 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Савенко Л.И., судей Кухаря В.Ф. и Леоновой О.В., в отсутствие в судебном заседании истца - акционерного банка "Юг-Инвестбанк", ответчиков: инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по г. Краснодару, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.02.2016 N А32-23928/2015 (судья Суханов Р.Ю.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2016 по делу N А32-23928/2015 (судьи Ломидзе О.Г., Авдонина О.Г., Малыхина М.Н.), установил следующее.
АБ "Юг-Инвестбанк" (далее - банк) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к инспекции Федеральной налоговой службе России N 5 по г. Краснодару (далее - налоговая служба), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - управление) о признании имущества выморочным, обязании получить свидетельство о праве собственности на наследство по закону на выморочное имущество.
Решением от 01.02.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, суды обязали управление осуществить действия по приобретению выморочного имущества, оставшегося после смерти Филобок Василия Михайловича (10.03.1960 года рождения) в виде транспортного средства автомобиля HYUNDAI TUCSON 2.0 GLS, ПТС: 77 ТТ 825743, год изготовления 2006, идентификационный номер (VIN) KMHJN 81BP7U578409, наименование (тип): легковой категории В, модель двигателя G4GC, номер двигателя 6769859, шасси отсутствует, цвет серебристый, мощность двигателя 141 л. с., свидетельство о государственной регистрации ТС: 23 РО 508664, выдано МОТОР ГИБДД ГУВД Краснодарского края 21.04.2007, рег. знак: Н008КК93 в собственность Российской Федерации, а именно: обратиться в нотариальный орган с целью получения свидетельства о праве государства на выморочное имущество. В удовлетворении остальной части заявленных требований, требований к налоговой службе суды отказали. Распределены судебные расходы.
В кассационной жалобе управление просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, в иске отказать. В жалобе приведены следующие доводы:
- согласно пункту 3 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом; предусмотренный пунктом 3 статьи 1151 Кодекса закон не принят;
- документом, подтверждающим право на наследство, является свидетельство о праве на наследство, которое выдается нотариусом или уполномоченным органом; согласно пункту 5 Инструкции Минфина СССР от 19.12.1984 N 185 "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества перешедшего по праву наследования к государству, и кладов" документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство о праве государства на наследство, выдаваемое нотариальным органом соответствующему налоговому органу не ранее истечения шести месяцев со дня открытия наследства; обязанность принимать меры по праву наследования к государству возложена на налоговые органы пунктом 3 Положения о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 29.06.1984 N 683;
- в письме от 04.12.2008 N ШС-6-3/892 "О выморочном имуществе" ФНС России подтвердила, что функция, связанная с учетом, оценкой и реализацией имущества, перешедшего по праву наследования к государству, Указом Президента Российской Федерации от 31.12.1991 N 340 закреплена за налоговыми органами и свидетельство о праве государства на наследство получают налоговые органы;
- обращение в нотариальный орган с целью получения свидетельства о праве государства на выморочное имущество не относится к полномочиям управления, а является непосредственной обязанностью налогового органа; оспариваемыми судебными актами на управление необоснованно возложена обязанность по обращению в нотариальный орган с целью получения свидетельства о праве собственности на выморочное имущество;
- в материалы дела не представлены доказательства того, что наследники последующих очередей не приняли наследство, фактически совершив действия, предусмотренные частью 2 статьи 1153 Кодекса, что позволило бы сделать вывод о том, что спорное имущество является выморочным.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений и постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено Кодексом.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 14.08.2013 банк и Филобок В. М. (заемщик) заключили кредитный договор N 33-1331/420, по условиям которого банк обязуется предоставить заемщику денежные средства (кредит) в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
Банк предоставил заемщику кредит в сумме 500 тыс. рублей на срок до 13.08.2018 (пункт 1.2 договора).
Факт выдачи денежных средств подтверждается представленными в материалы дела банковскими ордерами.
В обеспечение исполнения обязательств заемщика по возврату кредита стороны заключили договор о залоге от 14.08.2013 N 33-1331/420/1Z, по условиям которого в обеспечение своевременного возврата кредита, уплаты процентов по кредитному договору, залогодатель передает залогодержателю в залог следующее имущество: автомобиль HYUNDAI TUCSON 2.0 GLS, ПТС: 77 ТТ 825743, год изготовления 2006, идентификационный номер (VIN) KMHJN 81BP7U578409, наименование (тип) легковой категории В, модель двигателя G4GC, номер двигателя 6769859, шасси отсутствует, цвет серебристый, мощность двигателя 141 л. с., свидетельство о государственной регистрации ТС: 23 РО 508664, выдано МОТОР ГИБДД ГУВД Краснодарского края 21.04.2007, рег. знак Н008КК93, залоговая стоимость 292 500 рублей.
Доказательства возврата суммы кредита и уплаты процентов за пользование кредитом в полном объеме в материалы дела не представлены.
В соответствии со свидетельством о смерти от 01.09.2014 IV-АГ N 803318 Филобок В. М. (заемщик) умер 27.08.2014.
Согласно заявлениям Филобока Дениса Васильевича и Филобока Александра Васильевича указанные лица отказались по всем основаниям наследования от причитающихся им долей на наследство, оставшегося после смерти их отца Филобока Василия Михайловича (наследственное дело, л. д. 101 - 106).
В дело представлено заявление-анкета заемщика, в котором в разделе "семейное положение" отметка в графе "женат" отсутствует, проставлена отметка в графе "разведены".
Банк как кредитор наследодателя обратился с иском в арбитражный суд с требованиями о понуждении уполномоченного органа к надлежащему оформлению выморочного имущества.
Суд, руководствуясь нормами статьи 1151 Кодекса, установил, что спорное транспортное средство в результате наследования перешло в собственность Российской Федерации.
Суды исследовали порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, и установили, что согласно пункту 3 статьи 1151 Кодекса порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
Поскольку предусмотренный пунктом 3 статьи 1151 Кодекса закон не принят, вопросы, указанные в этом пункте были урегулированы Положением о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству и вкладов, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 29.06.1984 N 683. В силу пункта 3 указанного постановления учет, принятие мер по охране и оценке выморочного имущества возлагаются на налоговые органы.
Согласно Инструкции о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов (утверждена Минфином СССР 19.12.1984 N 185) свидетельство о праве государства на наследство выдается нотариальным органом соответствующему налоговому органу (пункт 5 Инструкции).
В настоящее время постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом возложены полномочия принимать в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве, утвержденного названным постановлением от 05.06.2008 N 432).
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" разъяснено, что на основании пункта 3 статьи 1151 Кодекса, а также статьи 4 Федерального закона от 26 ноября 2001 года N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 положения о Федеральном агентстве); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
С учетом приведенных норм функции по принятию и управлению федеральным имуществом, в том числе выморочным, возложены на управление, которое действует через свои территориальные органы. Действующее положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, не наделяет налоговые органы правами и/или обязанностями по выявлению, учету и оформлению перехода права собственности на выморочное имущество.
При таких обстоятельствах основания для изменения или отмены обжалованных судебных актов отсутствуют.
Иные доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку были проверены и учтены судами при рассмотрении дела и направлены на переоценку установленных судами обстоятельств.
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены. Основания для отмены или изменения судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.02.2016 N А32-23928/2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2016 по делу N А32-23928/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.И. Савенко |
Судьи |
В.Ф. Кухарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" разъяснено, что на основании пункта 3 статьи 1151 Кодекса, а также статьи 4 Федерального закона от 26 ноября 2001 года N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 положения о Федеральном агентстве); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
С учетом приведенных норм функции по принятию и управлению федеральным имуществом, в том числе выморочным, возложены на управление, которое действует через свои территориальные органы. Действующее положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, не наделяет налоговые органы правами и/или обязанностями по выявлению, учету и оформлению перехода права собственности на выморочное имущество."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 августа 2016 г. N Ф08-5280/16 по делу N А32-23928/2015