Требование: о взыскании долга, о признании недействительным акта органа власти, о признании недействительным договора предоставления транспортно-экспедиционных услуг, по договору транспортной экспедиции в отношении нефтепродуктов, в связи с железнодорожными перевозками, в связи с таможенным контролем, по уплате налогов
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Краснодар |
|
19 августа 2016 г. |
Дело N А32-31861/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 августа 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Воловик Л.Н. и Дорогиной Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Транснефть-Терминал" (ИНН 2315143060, ОГРН 1082315002802) - Добрицкой А.С. (доверенность от 15.12.2015), от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края (ИНН 2315020237, ОГРН 1042309105750) - Абдурагимовой С.Э. (доверенность от 28.03.2016) и Княгиной Е.М. (доверенность от 11.01.2016), рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Транснефть-Терминал" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.02.2016 (судья Бутченко Ю.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2016 (судьи Стрекачёв А.Н., Герасименко А.Н., Николаев Д.В.) по делу N А32-31861/2015, установил следующее.
Акционерное общество "Транснефть-Терминал" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края (далее - инспекция) о признании недействительными решений от 24.03.2015 N 553 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, и N 91885 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что общество входит в одну группу компаний с ОАО "АК "Транснефть"". Основным видом его деятельности является перевалка экспортируемых нефти и нефтепродуктов с использованием объектов, арендуемых у ОАО "Черномортранснефть" на перевалочных нефтебазах "Грушовая" и "Шесхарис", а также налив нефти в вагоны-цистерны для последующей отправки на российские нефтеперерабатывающие заводы, что, согласно доводам заявителя, свидетельствует о наличии у последнего права на применение налоговой ставки 0% НДС на основании подпункта 2.2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), как у организации трубопроводного транспорта, оказывающей услуги по перевалке и транспортировке нефтепродуктов.
Решением суда от 20.02.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 18.05.2016, обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Судебные акты мотивированы отсутствием у общества оснований для применения ставки 0 % по НДС на основании подпунктов 2.2 и 2.5 пункта 1 статьи 164 Кодекса, поскольку общество не выполняет работы в морских и речных портах по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации; не ведет деятельность по перемещению нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; не относится к организациям трубопроводного транспорта. Отклонив довод общества о применении налогоплательщиком ставки 0 % по НДС по подпункту 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, суды исходили из того, что договоры транспортной экспедиции обществом с покупателями нефтепродуктов не заключались. Все услуги оказаны в рамках договоров на перевалку нефтепродуктов.
Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 20.02.2016 и постановление суда апелляционной инстанции от 18.05.2016, принять по делу новое решение. Заявитель жалобы ссылается на нарушение судом норм материального права и неприменение подлежащих применению норм, ненадлежащую оценку представленных доказательств, подтверждающих право применения ставки 0% по НДС на основании абзацев 3, 4 подпункта 2.2 и абзаца 5 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса. В рамках договоров перевалки общество оказывает транспортно-экспедиционные услуги на перевалочном комплексе "Шесхарис". По мнению заявителя, вывод суда об идентичности услуг ЗАО "ТНС" и общества не соответствует имеющимся в деле документам. Вывод суда о том, что транспортно-экспедиционные услуги экспортерам нефти и нефтепродуктов оказывает ЗАО "Транснефть-Сервис", а не общество, является ошибочным. Оборудование, на котором общество осуществляет перевалку нефти/нефтепродуктов, является неотъемлемой частью магистрального трубопровода, а перевалка - одним из элементов транспортировки нефти/нефтепродуктов по магистральному трубопроводу, поэтому деятельность общества относится к деятельности в сфере транспортировки нефти/нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, а общество для целей статьи 164 Кодекса обладает статусом организации трубопроводного транспорта. Выводы суда об отсутствии документов, подтверждающих прием нефти и нефтепродуктов из магистрального трубопровода, не соответствует действительности - в материалы дела представлены справка и акты о приемке нефти в резервуары АО "ТНТ" из магистральных нефтепроводов "Тихорецк-Новороссийск".
В отзыве на кассационную жалобу инспекция считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представители общества и инспекции поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации, представленной обществом 20.10.2014 регистрационный номер 39005954) по НДС за 3 квартал 2014 года, согласно которой заявлено к возмещению 253 851 438 рублей НДС, в том числе в разделе 4 декларации по коду операции 1010405 отражена реализация услуг по перевалке нефти и нефтепродуктов на экспорт в сумме 83 257 679 рублей, по результатам которой составлен акт от 03.02.2015 N 57418 и приняты решения от 24.03.2015 N 553 об отказе в возмещении 84 579 953 рублей НДС и N 91885 об отказе в привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.
По результатам проверки инспекцией сделан вывод о неправомерности применения обществом ставки 0% по реализации услуг, заявленных в декларации по коду операции 1010405, в связи с тем, что услуги по перевалке нефтепродуктов оказаны на территории нефтебаз "Грушовая" и "Шесхарис", не относящихся к территории порта, применение к ним подпункта 2.5 пункта 1 статьи 164 Кодекса не обоснованно.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 27.03.2015 N 21-12-189 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Общество обжаловало решения инспекции в арбитражный суд.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильно применили нормы материального права и сделали обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований. При этом суд обоснованно исходил из следующего.
Суды установили, что в спорном периоде общество оказало услуги по перевалке нефти и нефтепродуктов на нефтебазах "Грушовая" и "Шесхарис" в рамках реализации заключенных договоров с контрагентами: компанией "Crudex Energy International LTD" Британские Виргинские острова (договор от 26.12.2011 N 83/ЭМ); ООО "НефтеГазИндустрия" Россия (договор от 26.12.2011 N 84/ЭД); ООО "НефтегГазИндустрия-Инвест" Россия (договор от 26.12.2011 N 85/ЭД); ООО "Южная Бункерная компания" (договор от 31.12.2013 N 290/2013/03-01/16/335/ЭМ) и дополнительные соглашения к ним. Из представленных актов на оказание услуг следует, что в соответствии с условиями договора общество оказывает услуги по приему от железной дороги, сливу из вагоно-цистерн и хранению нефтепродуктов. Затем эти нефтепродукты с причалов ОАО "Новороссийский морской торговый порт" (далее - ОАО "НМТП") N 3, 6, 7, 8 сливаются на нефтеналивные суда.
Для осуществления деятельности по перевалке, транспортировке, хранению нефти и нефтепродуктов общество по договору от 25.02.2011 N 2 арендует у ОАО "Черномортранснефть" имущество перевалочных нефтебаз "Грушовая" и "Шесхарис" с целью осуществления основной деятельности, заключающейся в выполнении работ и оказании услуг по перевалке нефти и нефтепродуктов, сверхнормативному хранению груза, сохранению и улучшению качества нефти, наливу нефти для отправки на НПЗ.
Признавая необоснованными довод общества о наличии у него права на применение налоговой ставки 0% НДС на основании подпункта 2.2 пункта 1 статьи 164 Кодекса как у организации трубопроводного транспорта, судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Согласно подпункту 2.2 пункта 1 статьи 164 Кодекса налогообложение производится по налоговой ставке 0 % при реализации работ (услуг), выполняемых (оказываемых) организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, по транспортировке нефти, нефтепродуктов вне зависимости от даты их помещения под соответствующую таможенную процедуру из пункта отправления, расположенного на территории Российской Федерации, до границы Российской Федерации для последующего вывоза трубопроводным транспортом за пределы территории Российской Федерации, либо до морских портов Российской Федерации для последующего вывоза за пределы территории Российской Федерации морским транспортом, либо до пункта перевалки (перегрузки, слива, налива) на иные виды транспорта, в том числе на трубопроводный, расположенный на территории Российской Федерации, для последующего вывоза за пределы территории Российской Федерации иными видами транспорта, в том числе трубопроводным; перевалке и (или) перегрузке нефти и нефтепродуктов, вывозимых за пределы территории Российской Федерации, в том числе в морских, речных портах, вне зависимости от даты их помещения под соответствующую таможенную процедуру.
Под перевалкой в целях данной статьи понимаются погрузка, выгрузка, слив, налив, маркировка, сортировка, упаковка, перемещение в границах морского, речного порта, технологическое накопление грузов, приведение грузов в транспортабельное состояние, их крепление и сепарация.
Подпункт 2.2 распространяется на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) на основании договора (контракта) с:
- иностранным или российским лицом, которое заключило внешнеэкономическую сделку по реализации нефти и (или) нефтепродуктов, транспортируемых за пределы территории Российской Федерации, или является лицом, от имени либо по поручению которого была заключена указанная внешнеэкономическая сделка;
- агентом (комиссионером) иностранного или российского лица, которое заключило внешнеэкономическую сделку по реализации нефти и (или) нефтепродуктов, транспортируемых за пределы территории Российской Федерации, или является лицом, от имени либо по поручению которого была заключена указанная внешнеэкономическая сделка.
Положения подпункта 2.2 распространяются также и на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, по транспортировке, перевалке и (или) перегрузке нефти и нефтепродуктов, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, а также вывозимых с территории Российской Федерации на территорию государства - члена Таможенного союза, с учетом особенностей, изложенных в данном подпункте.
Подпункт 2.2 не распространяется на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) на основании договоров, сторонами которых являются только организации трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов.
Для целей главы 25 Кодекса к организациям трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов относятся российские организации, осуществляющие деятельность в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.
Приказ Росстата России от 27.08.2008 N 206 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения" для организации статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере транспорта и связи, к магистральным нефтепроводам относит трубопроводы, предназначенные для транспортировки нефти из районов ее добычи на предприятия по переработке нефти, нефтебазы, в железнодорожные, речные и морские пункты налива, а также ответвления (отводы) от нефтепроводов, предназначенные для подачи нефти на сдельные предприятия.
Поскольку Кодекс не содержит понятие деятельности в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, судебные инстанции обоснованно учли статью 11 Кодекса и применили положения других отраслей законодательства Российской Федерации в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.
Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) транспортировка нефтепродуктов по магистральным трубопроводам относится к сфере деятельности субъективных монополий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 980 установлено, что транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам представляет собой процесс перемещения нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, включающий в себя всю совокупность услуг субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов, предусмотренных названным постановлением Перечнем услуг субъектов естественных монополий в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, тарифы на которые регулируются государством: услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам; услуги по транспортировке нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.
Следовательно, к организациям трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов относятся субъекты естественных монополий, осуществляющие деятельность по перемещению нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, включающую операции по перекачке нефти по магистральному трубопроводу, выполнению заказа и диспетчеризации поставок нефти, а также операции по перевалке, сливу (наливу) и приему (сдаче) нефти в (из) магистрального трубопровода.
Из определения понятия "транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам" следует, что услуги в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам осуществляют только субъекты естественных монополий.
В соответствии со статьей 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализаций) товаров в условиях естественной монополии. Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования экономики в целом и ее отдельных отраслей. Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости - и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение.
Согласно статье 6 Закона о естественных монополиях одним из методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий является ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня. Правилами государственного регулирования тарифов или их предельных уровней на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам определены основы формирования тарифов и государственного контроля в области регулирования тарифов.
Суд установил, что приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.12.2012 N 901-э "О введении государственного регулирования деятельности субъекта естественной монополии и включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль" и приказом Федеральной службы по тарифам от 20.03.2013 N 293-э "О внесении изменений в Приказ ФСТ России от 21.12.2012 N 901-э "О введении государственного регулирования деятельности и включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль"" введено государственное регулирование деятельности в отношении общества в сфере перевалки нефти из системы магистральных трубопроводов на территории перевалочной нефтебазы "Грушовая". Общество, осуществляющее деятельность в сфере перевалки нефти из системы магистральных трубопроводов, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе.
Из результатов сопоставления цен и тарифов следует, что общество не выполняет условия для отнесения его к организациям, осуществляющим деятельность в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, поскольку в отношении оказываемых услуг за проверяемый период (3 квартал 2014 года) оно не применяет утвержденные Федеральной службой по тарифам тарифы, а самостоятельно установило себе тарифы за оказываемые услуги.
При этом судебные инстанции правильно указали, что включение (невключение) общества в реестр субъектов естественных монополий не влияет на экономическую суть совершаемых им операций по перевалке нефти и нефтепродуктов, поскольку общество на нефтебазах "Грушовая" и "Шесхарис" с привлечением услуг третьих лиц принимает (переваливает) нефтепродукты, поступившие по ж/д дороге, а не магистральному трубопроводу.
Суды учли, что документы, подтверждающие прием нефти и нефтепродуктов из систем магистральных трубопроводов, у общества отсутствуют.
Судебные инстанции выяснили, что общество входит в группу компаний ОАО "АК "Транснефть"" и выполняет работы (оказывает услуги) по: разработке графика перевалки на месяц для ОАО "АК "Транснефть"" и согласованию его с заинтересованными сторонами; подтверждению приема нефти и нефтепродуктов по железной дороге, планированию подвода составов, взаимодействию со станцией "Грушевая", расстановке вагонов на путях эстакад; оформлению прибывших на железнодорожную станцию "Грушовая" вагонов-цистерн ("раскредитование"); постановке вагонов-цистерн на железнодорожные эстакады; осуществлению подготовительных работ по сливу; отбору из вагонов-цистерн/автоцистерн проб нефти/нефтепродукта для последующих анализов; измерению уровней продукта в вагонах-цистернах/автоцистернах; сливу нефти/нефтепродукта из вагонов-цистерн/автоцистерн, перекачке насосами по трубопроводам в резервуары: подключению вагонов цистерн к сливным устройствам, открытию вагонов-цистерн на слив, заполнению сливного коллектора, контролю за состоянием оборудования, запуску насосов, оперированию запорной арматурой; сливу нефти/нефтепродукта из цистерн, транспортировке по трубопроводам в резервуары: диспетчеризации (управление по системе телемеханики) процесса транспортировки; оформлению первичной документации по сливу нефти/нефтепродукта; контролю нефти/нефтепродукта в резервуарах (проведение замеров, слив подтоварной воды); наливу танкера по трубопроводам из резервуаров (контроль за состоянием оборудования); наливу танкера по трубопроводам из резервуаров (диспетчеризация, управление по системе телемеханики) процесса налива; осуществлению хранения груза клиента в резервуарах более согласованного срока; определению возможностей, выделения резервуаров, извещению РЖД (по необходимости), корректировке графиков подвода составов (при необходимости); планированию и выделению резервуаров для осуществления приема, хранения и отгрузки на танкер нефти клиента без изменения ее качества; смешению нефти клиента в потоке нефти на танкер с нефтью других клиентов в определенной пропорции для взаимного улучшения одного или нескольких показателей нефти; определению соотношения смеси; приему нефти, поступившей по системе магистральных нефтепроводов, из резервуаров ОАО "Черномортранснефть" в резервуары общества; диспетчеризации процесса приема; отбору проб нефти/нефтепродукта из резервуаров для налива; транспортировке нефти по трубопроводам из резервуаров в вагоны-цистерны: открытию вагонов-цистерн, подключению устройств налива, контролю за осуществлением налива, учету налитого количества; транспортировке нефти по трубопроводам из резервуаров в вагоны-цистерны: диспетчеризации процесса; измерению уровней продукта в вагонах-цистернах; оформлению документации на налитые вагоны-цистерны; отправке вагонов-цистерн на НПЗ.
ОАО "Черномортранснефть":
- обеспечивает исправное состояние оборудования, его своевременный ремонт и диагностику (договор на обслуживание оборудования). Общество при этом осуществляет подачу заявок, контроль за выполнением ремонта и диагностики;
- оказывает услуги по определению и контролю качества нефти и нефтепродуктов (договор от 01.02.2013 N 2013/ХЛ);
- через перевалочную нефтебазу "Шесхарис" оказывает экологические услуги, в том числе по приемке и очистке производственно-дождевых сточных вод (договор от 27.02.2014 N 03-01/16/36);
- оказывает услуги по техническому обслуживанию, ремонту и диагностическому контролю технологических трубопроводов и резервуаров, техническому освидетельствованию и испытаниям механо-технологического и энергетического оборудования, систем автоматизации и сигнализации, систем измерений количества и показателей качества нефти и нефтепродуктов, технических средств противопожарной защиты смонтированных в зданиях, на сооружениях и оборудовании арендуемых обществом объектов (договор от 28.12.2011 N 1475/12/11);
- осуществляет прием нефти или мазута топочного, их хранение и сдачу заказчику с использованием резервуаров и технологических трубопроводов, принадлежащих исполнителю. Нефть или мазут топочный принимаются на хранение, в принадлежащие исполнителю резервуары на перевалочном комплексе, расположенном по адресу: г. Новороссийск, перевалочный комплекс (далее - ПК) "Шесхарис" ОАО "Черномортранснефть" (договор хранения от 01.01.2013 N 102);
- оказывает услуги по проведению экоаналитического контроля нормативов ПВД на контрольных постах санитарно-защитной зоны площадки "Шесхарис" и площадки "Грушовая" (договор на оказание услуг от 01.04.2014 N 03-01/16-84);
- оказывает услуги по обеспечению технологического процесса, сопровождению учета и ведению отчетности при приеме, хранении, перевалке и отпуску нефти и нефтепродуктов на технологическом перевалочном комплексе заказчика (ТПК) (договор от 01.02.2013 N 2013/ОТП). В рамках данного договора ОАО "Черномортранснефть" в интересах общества взаимодействует с Нефтерайоном ОАО "НМТП" по вопросам диспетчеризации и очередности постановки танкеров к причалам для поставки нефти и нефтепродуктов на экспорт и для материально-технического снабжения судов.
Кроме вышеперечисленных услуг по перевалке нефти и нефтепродуктов третьи лица выполняют для общества: оперативное планирование расстановки вагонов-цистерн на путях эстакад в ночное время - диспетчерский персонал ОАО "Черномортранснефть" (договор от 18.03.2011 N 2011-ОТП); постановку вагонов-цистерн на ж/д эстакады ЗАО "Морской портовый сервис" (правопредшественник общества) - РЖД (договор от 01.02.2008 N 17/7 на эксплуатацию ж/д пути необщего пользования ОАО "Черномортранснефть"); отбор проб нефти/нефтепродукта для последующих анализов из вагонов-цистерн/автоцистерн - аналитическая лаборатория ПНБ "Шесхарис" (договор от 18.03.2011 N 2011-ХЛ); слив нефти/нефтепродукта из цистерн, перекачку насосами по трубопроводам в резервуары: диспетчеризацию (управление по системе телемеханики) процесса перекачки - диспетчерский персонал ПНБ "Грушовая" (договор от 18.03.2011 N 2011-ОТП); налив танкера самотеком по трубопроводам из резервуаров: диспетчеризацию (управление по системе телемеханики) процесса налива - диспетчерский персонал ПНБ "Грушовая" и ПНБ "Шесхарис" (договор от 18.03.2011 N 2011-ОТП).
Кроме вышеуказанных договоров, в части обеспечения деятельности по предоставлению услуг, между ЗАО "Морской портовый сервис" и ОАО "Черномортранснефть" существует договор на обслуживание оборудования. По данному договору ОАО "Черномортранснефть" обеспечивает исправное состояние оборудование, его своевременный ремонт и диагностику. Общество при этом осуществляет подачу заявок, контроль за выполнением ремонтом и диагностикой.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2011 N 90 утверждены Правила подключения объектов нефтедобычи к магистральным нефтепроводам в Российской Федерации и учета субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих добычу нефти (далее - Правила).
В силу пункта 2 Правил к организациям трубопроводного транспорта относятся собственник магистрального нефтепровода или уполномоченная им организация.
Общество не имеет в собственности и не арендует магистральный нефтепровод и не осуществляет деятельность в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.
Вместе с тем налогообложение по ставке 0% в случае оказания услуг по перевалке грузов (абзац 4 подпункта 2.2 пункта 1 статьи 164 Кодекса) производится в том случае, когда перевалка осуществляется в границах морского, речного порта.
Однако суды установили, что перевалку нефтепродуктов общество осуществляет за пределами границ морского порта. Поэтому основания для применения 0% ставки НДС на основании абзаца 4 подпункта 2.2 пункта 1 статьи 164 Кодекса у общества отсутствуют.
То обстоятельство, что общество выполняет часть работ (оказывает услуги), поименованные в подпункте 2.2 пункта 1 статьи 164 Кодекса, само по себе не свидетельствует о возможности применения к указанным услугам 0 % ставки НДС.
Проверкой установлено, что вся нефть и нефтепродукты для перевалки поступают железнодорожным транспортом, данный факт подтверждается представленными по требованию железнодорожными накладными и обществом не оспаривается. Документы, подтверждающие прием обществом нефти и нефтепродуктов из магистральных нефтепроводов, не представлены. По условиям имеющихся в материалах дела договоров, общество сливает из ж/д цистерн нефть и нефтепродукты и принимает их на хранение.
По подпункту 2.5 пункта 1 статьи 164 Кодекса налогообложение по ставке 0 % в случае оказания услуг по перевалке грузов производится в том случае, когда перевалка осуществляется в границах морского, речного порта.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 22.04.2010 N 588-О-О указал, что законодатель, отказавшись от определения понятий "морской порт" в налоговом законе, исходил из необходимости применения этих понятий для целей освобождения соответствующих операций от налогообложения в том значении, которое им придано отраслевым законодательством. Такой подход позволяет избежать ограничительного толкования указанных понятий в рамках налогового закона для целей освобождения операций от обложения НДС, а, следовательно, не может рассматриваться как нарушающий конституционные права общества. В частности, под морским портом в статье 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации понимается совокупность объектов инфраструктуры морского порта, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, и других услуг, обычно оказываемых в морском порту, а также взаимодействия с другими видами транспорта.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации деятельность в морских портах осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ).
Владельцами объектов инфраструктуры морского порта являются юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляющие эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта от своего имени независимо от того, являются они собственниками данных объектов или используют их на ином законном основании (часть 6 статьи 4 Закона N 261-ФЗ).
Под территорией морского порта понимается земельный участок или земельные участки, не покрытые поверхностными водами, в границах морского порта, в том числе искусственно созданный земельный участок или искусственно созданные земельные участки, а акваторией морского порта - водное пространство в границах морского порта (части 13 и 15 статьи 4 Закона N 261-ФЗ).
Из распоряжения Министерства транспорта Российской Федерации от 13.11.2009 N АД-226-р следует, что нефтеперевалочные базы "Грушовая" и "Шесхарис" (место деятельности общества) не являются морскими терминалами и к территории порта Новороссийск не относятся, поскольку находятся на значительном расстоянии от порта.
По результатам совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц судебные инстанции сделали не подлежащий переоценке вывод о том, что общество при установленных судом фактических обстоятельствах не выполняет работы в морских и речных портах по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации; не ведет деятельность по перемещению нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; не относится к организациям трубопроводного транспорта, осуществляющим реализацию работ (услуг), предусмотренных подпунктами 2.2 и 2.5 пункта 1 статьи 164 Кодекса, что исключает его право на применение ставки 0% по НДС на основании названных норм права.
Суд дал надлежащую правовую оценку ссылке общества на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 14.03.2014 N 03-07-08/11137. Разъяснения даны без учета фактических обстоятельств осуществления обществом деятельности по перевалке нефтепродуктов в 3 квартале 2014 года.
Судебные инстанции проверили довод общества о наличии оснований для применения ставки 0% по НДС в соответствии с абзацем 5 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса ввиду перевалки обществом нефтепродуктов на нефтеналивные суда, оформления первичной документации на нефтепродукты, прибывшие на железнодорожную станцию "Грушовая" в вагонах-цистернах, документации на налитые вагоны-цистерны, диспетчеризации процесса транспортировки нефтепродуктов, извещению РЖД, корректировке графика подвода составов, выгрузке нефтепродуктов, их сливу в резервуары, хранению и сепарации и другие в рамках транспортно-экспедиционного обслуживания грузов, отправляемых на экспорт.
Судебные инстанции обоснованно отклонили этот довод общества, отметив, что общество не заключало с покупателями нефтепродуктов договоры транспортной экспедиции. Все услуги оказаны обществом в рамках договоров на перевалку нефтепродуктов, услуги, подпадающие под определение транспортно-экспедиторских услуг, изложенные в подпункте 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, оказаны не обществом, а третьими лицами, причем непосредственно заказчику без участия общества.
Поэтому применение обществом ставки 0 % по НДС при оказании услуг на нефтеперевалочных базах "Грушовая" и "Шесхарис" не соответствует условиям, предусмотренным подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса.
По смыслу статьи 80 Кодекса налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Указав в декларации вид деятельности по ОКВЭД 60.30.1 "Транспортирование по трубопроводам нефти и нефтепродуктов", общество определенно заявило ставку 0 % по НДС по подпункту 2.2 пункта 1 статьи 164 Кодекса, при этом, как правильно указали судебные инстанции, собрало пакет документов в соответствии с позицией общества о праве по подпункту 2.2 (как организация трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов), а также по подпункту 2.5 (как налогоплательщик, выполняющий работы в морских, речных портах по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации), а не по подпункту 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса.
Доводам общества об обоснованном применении ставки 0 % НДС в соответствии с абзацем 3 подпункта 2.2 пункта 1 статьи 164 Кодекса, абзацем 5 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса дана надлежащая правовая оценка.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм права и направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, что в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.02.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2016 по делу N А32-31861/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
Л.Н.Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.