Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
утверждено постановлением
администрации города
от 31.05.2023 N 715
Положение
о системе управления охраной труда на территории городского округа Архангельской области "Город Коряжма"
I. Общие положения
1. Настоящее Положение о системе управления охраной труда на территории городского округа Архангельской области "Город Коряжма" (далее - положение) разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, законом Архангельской области от 10.11.2005 N 110-6-ОЗ "О государственном управлении охраной труда на территории Архангельской области", законом Архангельской области от 20.09.2005 N 84-5-ОЗ "О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями" и определяет основные принципы функционирования и структуру системы управления охраной труда на территории городского округа Архангельской области "Город Коряжма".
2. Управление охраной труда в городском округе Архангельской области "Город Коряжма" - это согласованная деятельность администрации города, координационного совета по охране труда при администрации городского округа Архангельской области "Город Коряжма, профсоюзных органов и работодателей, осуществляющих деятельность на территории городского округа Архангельской области "Город Коряжма".
3. Система управления охраной труда в городском округе Архангельской области "Город Коряжма" (далее СУОТ) - это совокупность организационных форм и методов совместных действий субъектов и объектов управления охраной труда всех уровней, реализующих с помощью принципов управления задачи по созданию условий труда, соответствующих государственным, нормативным требованиям охраны труда, сохранению жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности у работодателей, осуществляющих деятельность на территории городского округа Архангельской области "Город Коряжма".
4. Объектами управления в рамках СУОТ являются все работодатели независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность на территории городского округа Архангельской области "Город Коряжма".
5. Субъектами управления в рамках СУОТ на территории городского округа Архангельской области "Город Коряжма" являются:
- Глава городского округа Архангельской области "Город Коряжма";
- Администрация городского округа Архангельской области "Город Коряжма";
- Координационный совет по охране труда при администрации городского округа Архангельской области "Город Коряжма" в пределах полномочий в сфере охраны труда, переданных законом Архангельской области от 20.09.2005 N 84-5-ОЗ "О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями".
- Работодатель - физическое лицо, либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.
6. Целью СУОТ является реализация государственной политики и осуществление отдельных государственных полномочий Архангельской области в сфере охраны труда на территории городского округа Архангельской области "Город Коряжма".
7. Задачи СУОТ:
1) Обеспечение согласованных действий органов и организаций, участвующих в управлении охраной труда на территории городского округа Архангельской области "Город Коряжма" по соблюдению требований охраны труда;
2) Снижение уровней профессиональных рисков, предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, улучшение условий труда, пропаганда здорового образа жизни работников организаций, осуществляющих деятельность на территории городского округа Архангельской области "Город Коряжма";
3) Сохранение работоспособности, жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности на основе обеспечения условий труда.
II. Разработка и внедрение СУОТ
8. Разработка или совершенствование СОУТ начинается с анализа законодательства и правил по охране труда, на основании которого определяются требования, распространяющиеся на организацию. Результаты этого анализа позволяют работодателю оценивать свои возможности и определять - политику по охране труда в организации, а также требования к внешним организациям. СОУТ должна быть совместима или объединена с другими системами управления организации.
9. Политика (стратегия) в области охраны труда является:
- локальным актом или разделом локального акта работодателя, в котором излагаются цели и мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья работников;
- публичной декларацией работодателя о намерении и гарантированном выполнении им государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками.
10. Политика (стратегия) по охране труда:
1) Направлена на сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности;
2) Направлена на обеспечение безопасных условий труда, управление рисками производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
3) Соответствует специфике экономической деятельности и организации работ у работодателя, особенностям профессиональных рисков и возможностям управления охраной труда;
4) Отражает цели в области охраны труда;
5) Обязательства работодателя по устранению опасностей и снижению уровней профессиональных рисков на рабочих местах;
6) Обязательство работодателя совершенствовать СУОТ;
7) Учитывает мнение выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа (при наличии).
11. Участие работников является важнейшим элементом СУОТ в организации.
12. Работодатель обязан обеспечить:
- создание, формирование и эффективное функционирование комитета (комиссии) по охране труда;
- предоставление ответственным лицам соответствующих полномочий для осуществления функций (обязанностей) в рамках функционирования СУОТ;
- документирование и доведение до сведения работников на всех уровнях управления организацией информации об ответственных лицах и их полномочиях;
- оперативное руководство, чтобы гарантировать обеспечение безопасности и охрану здоровья работников;
- мероприятия по идентификации и устранению или ограничению опасностей и рисков и способствовали сохранению здоровья на работе;
- программы профилактики заболеваний и оздоровления;
- мероприятия по полному участию работников и их представителей в выполнении политики по охране труда.
13. Политика по охране труда в организации должна:
- находиться в легкодоступных местах для ознакомления всех работников организации;
- подлежать анализу для возможности корректировки с целью обеспечения ее постоянного соответствия изменяющимся условиям охраны труда;
- быть доступной внешним заинтересованным организациям и уполномоченным на то организациям.
III. Планирование
14. При планировании СУОТ рекомендуется определять и принимать во внимание профессиональные риски, требующие принятия мер в целях предотвращения или уменьшения нежелательных последствий возможных нарушений положений СУОТ по безопасности.
15. Управление профессиональными рисками представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя выявление опасностей, оценку профессиональных рисков (далее - ОПР) и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней, контроль и пересмотр выявленных профессиональных рисков.
16. Выявление (идентификация) опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, и составление их перечня (реестра) рекомендуется проводить с учетом рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей.
17. Допускается использование различных методов оценки уровня профессиональных рисков для разных процессов и операций с учетом специфики своей деятельности. Выбор метода и сложность процедуры оценки уровня профессиональных рисков осуществляется по результатам выявленных опасностей, а также особенностями и сложностью производственных процессов, осуществляемых у работодателя.
18. Допускается привлечение для выявления (идентификации) опасностей и оценки уровней профессиональных рисков независимую организацию, обладающую необходимой компетенцией.
19. Планирование направлено на определение необходимого перечня мероприятий по охране труда, проводимых в рамках функционирования процессов (процедур) СУОТ.
20. В Плане мероприятий по охране труда организации рекомендуется указывать следующие примерные сведения:
1) Наименование мероприятий;
2) Ожидаемый результат по каждому мероприятию;
3) Сроки реализации по каждому мероприятию;
4) Ответственные лица за реализацию мероприятий;
5) Выделяемые ресурсы и источники финансирования мероприятий.
21. При составлении Плана мероприятий по охране труда организации работодатель вправе руководствоваться примерным перечнем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков.
IV. Принципы организации и функционирования СУОТ
22. Основные принципы управления охраной труда на территории городского округа Архангельской области "Город Коряжма":
1) Профилактическая направленность деятельности;
2) Взаимодействие всех уровней управления в вопросах охраны труда;
3) Развитие информационного обеспечения в сфере охраны труда и здорового образа жизни;
4) Социальное партнерство и взаимодействие с профсоюзными органами, работодателями и специалистами служб охраны труда организаций, а также с другими заинтересованными структурами по вопросам управления охраной труда;
5) Пропаганда неукоснительного соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Архангельской области и муниципальных правовых актов городского округа Архангельской области "Город Коряжма" в области охраны труда.
V. Структура СУОТ
23. СУОТ на территории городского округа Архангельской области "Город Коряжма" включает в себя следующие уровни управления:
1) Первый - муниципальный;
2) Второй - локальный (на уровне организации).
24. На муниципальном уровне управление охраной труда осуществляют: глава городского округа Архангельской области "Город Коряжма", администрация города и координационный совет по охране труда при администрации города.
25. На локальном уровне (в организации) управление охраной труда осуществляют: работодатель, служба охраны труда (или специалист по охране труда) организации, комитет (комиссия) по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда и (или) профсоюзный орган.
VI. Распределение полномочий в рамках СУОТ на муниципальном уровне
26. Полномочия главы городского округа Архангельской области "Город Коряжма" в системе управления охраной труда определены Уставом городского округа Архангельской области "Город Коряжма" и Трудовым кодексом Российской Федерации.
27. Глава городского округа Архангельской области "Город Коряжма" в рамках управления охраной труда:
1) Издает муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий Архангельской области в сфере охраны труда;
2) Обеспечивает осуществление отдельных государственных полномочий Архангельской области в сфере охраны труда;
3) Принимает решение о введении в случае необходимости у отдельных Работодателей дополнительных условий и показаний к проведению обязательных медицинских осмотров (на основании предложений органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор);
4) Организует ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в подведомственных организациях;
5) Рассматривает обращения работников подведомственных организаций по вопросам охраны труда;
6) Образует координационный совет по охране труда при администрации города.
28. Для рассмотрения вопросов и подготовки предложений по проблемам охраны труда, обеспечения сотрудничества и взаимодействия органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, администрации города, профсоюзных органов и работодателей, а также иных организаций при реализации основных направлений государственной политики в сфере охраны труда на территории городского округа Архангельской области "Город Коряжма" постановлением администрации города создается координационный совет по охране труда при администрации городского округа Архангельской области "Город Коряжма".
29. Полномочия координационного совета по охране труда при администрации города в системе управления охраной труда на территории городского округа Архангельской области "Город Коряжма" определены положением о координационном совете по охране труда при администрации городского округа Архангельской области "Город Коряжма".
30. Координационный совет по охране труда при администрации города в рамках управления охраной труда:
1) Дает оценку состояния условий и охраны труда, профессиональной заболеваемости, принимаемых мер по профилактике и предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях городского округа Архангельской области "Город Коряжма", рекомендует работодателям дополнительные мероприятия для создания здоровых и безопасных условий труда работающему населению.
2) Организует работу по оказанию информационной и консультационной помощи руководителям, специалистам по охране труда по обеспечению безопасных условий труда на рабочих местах и оценке профессиональных рисков.
3) Дает предложения секретарю координационного совета по разработке нормативно правовых актов городского округа Архангельской области "Город Коряжма" по обеспечению безопасных условий и охраны труда, управлению профессиональными рисками и рекомендует их для дальнейшего применения в организациях, расположенных на территории городского округа Архангельской области "Город Коряжма".
4) Выявляет и проводит анализ причин, приводящих к микроповреждениям (микротравмам) производственному травматизму и профессиональных заболеваний в организациях, расположенных на территории городского округа Архангельской области "Город Коряжма".
5) Рассматривает вопросы организации обучения по охране труда, безопасным методам и приемам выполнения работ, проверки знаний требований охраны труда и проведения инструктажей по охране труда в организациях, расположенных на территории городского округа Архангельской области "Город Коряжма".
6) Рассматривает вопросы проведения специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков в организациях, расположенных на территории городского округа Архангельской области "Город Коряжма".
7) Рассматривает предложения по порядку установления скидок и надбавок к страховым тарифам страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости.
8) Рассматривает вопросы проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров в организациях, расположенных на территории городского округа Архангельской области "Город Коряжма".
9) Рассматривает вопросы первичных профсоюзных организаций расположенных на территории городского округа Архангельской области "Город Коряжма" выработки рекомендаций по улучшению условий и охраны труда.
10) Рассматривает вопросы "Нулевого травматизма", предусматривающего качественно новый подход к организации профилактики, объединяющей три направления - безопасность, гигиену труда, и благополучие работников.
11) Заслушивает на заседаниях совета руководителей организаций, в которых произошли тяжелые (групповые) несчастные случаи, или несчастные случаи со смертельным исходом, а также руководителей организаций, у которых систематически происходят несчастные случаи с легкими повреждения здоровья.
12) Заслушивает на своих заседаниях должностных лиц органов государственной власти, территориальных органов, руководителей организаций независимо от форм собственности по вопросам, входящим в компетенцию совета.
13) Подводит итоги проведенных смотров-конкурсов по охране труда и направляет их главе городского округа Архангельской области "Город Коряжма" на утверждение.
14) Организует совещания, семинары, рабочие группы консультации по вопросам, входящим в компетенцию совета.
15) Обобщает передовой опыт организаций, расположенных на территории городского округа Архангельской области "Город Коряжма".
16) Другие вопросы в сфере охраны труда, направленные на создание безопасных условий труда в организациях, расположенных на территории городского округа Архангельской области "Город Коряжма".
31. В соответствии с Уставом городского округа Архангельской области "Город Коряжма" реализация отдельных государственных полномочий Архангельской области в сфере охраны труда осуществляется администрацией города.
32. Администрация города в пределах государственных полномочий, переданных законом Архангельской области от 20.09.2005 N 84-5-ОЗ (ред. от 02.05.2023) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями" осуществляет:
1) Оказание методической помощи в создании служб охраны труда и организации их работы у работодателей;
2) Содействие работодателям в организации обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда;
3) Организация сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории соответствующего муниципального образования;
4) Получение и хранение сведений о групповых несчастных случаях на производстве, тяжелых несчастных случаях на производстве, несчастных случаях на производстве со смертельным исходом; участие в качестве представителей в составе комиссий по расследованию несчастных случаев на производстве (в том числе групповых), в результате которых один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастных случаев на производстве (в том числе групповых) со смертельным исходом;
33. Реализация вышеперечисленных государственных полномочий Архангельской области в сфере охраны труда осуществляется главным специалистом отдела социальной политики управления социального развития администрации городского округа Архангельской области "Город Коряжма".
Главный специалист отдела социальной политики управления социального развития администрации городского округа Архангельской области "Город Коряжма", является основным звеном управления охраной труда муниципального уровня, координирует свою работу с министерством труда, занятости и социального развития Архангельской области.
VII. Распределение полномочий в рамках СУОТ
34. На локальном уровне (в организации) общее управление охраной труда осуществляет работодатель.
35. Работодатель в системе управления охраной труда обеспечивает:
1) Безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также эксплуатации применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
2) Создание и функционирование системы управления охраной труда;
3) Соответствие каждого рабочего места государственным нормативным требованиям охраны труда;
4) Систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку;
5) Реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
6) Разработку мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценку уровня профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;
7) Режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
8) Приобретение за счет собственных средств и выдачу средств индивидуальной защиты и смывающих средств, прошедших подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с требованиями охраны труда и установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
9) Оснащение средствами коллективной защиты;
10) Обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверку знания требований охраны труда;
11) Организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, соблюдением работниками требований охраны труда, а также за правильностью применения ими средств индивидуальной и коллективной защиты;
12) Проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;
13) В случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров работников в соответствии с медицинскими рекомендациями, химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов с сохранением за работниками места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований;
14) Недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения по охране труда, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверки знания требований охраны труда, обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;
15) Предоставление федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам местного самоуправления, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов в соответствии с законодательством в рамках исполнения ими своих полномочий, с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне;
16) Принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, а также по оказанию первой помощи пострадавшим;
17) Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, учет и рассмотрение причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм), в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
18) Санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;
19) Беспрепятственный допуск в установленном порядке должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в целях проведения проверок условий и охраны труда, расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работников, проведения государственной экспертизы условий труда;
20) Выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в установленные сроки, принятие мер по результатам их рассмотрения;
21) Обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
22) Информирование работников об условиях и охране труда на их рабочих местах, о существующих профессиональных рисках и их уровнях, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, имеющихся на рабочих местах, о предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты, об использовании приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающих дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ, в целях контроля за безопасностью производства работ;
23) Разработку и утверждение локальных нормативных актов по охране труда с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии такого представительного органа) в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации для принятия локальных нормативных актов;
24) Ведение реестра (перечня) нормативных правовых актов (в том числе с использованием электронных вычислительных машин и баз данных), содержащих требования охраны труда, в соответствии со спецификой своей деятельности, а также доступ работников к актуальным редакциям таких нормативных правовых актов;
25) Соблюдение установленных для отдельных категорий работников ограничений на привлечение их к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда;
26) Приостановление при возникновении угрозы жизни и здоровью работников производства работ, а также эксплуатации оборудования, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности, оказания услуг до устранения такой угрозы;
27) При приеме на работу инвалида или в случае признания работника инвалидом создание для него условий труда, в том числе производственных и санитарно-бытовых, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, а также обеспечение охраны труда;
28) При производстве работ (оказании услуг) на территории, находящейся под контролем другого работодателя (иного лица), работодатель, осуществляющий производство работ (оказание услуг), обязан перед началом производства работ (оказания услуг) согласовать с другим работодателем (иным лицом) мероприятия по предотвращению случаев повреждения здоровья работников, в том числе работников сторонних организаций, производящих работы (оказывающих услуги) на данной территории.
36. Работодатель использует право на реализацию финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
37. Для реализации своих полномочий и обязанностей в области охраны труда работодатель создает систему управления охраной труда и обеспечивает е функционирование.
38. Положение о системе управления охраной труда в организации разрабатывается работодателем на основании типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 776н "Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда".
39. В положении о системе управления охраной труда в организации качестве контроля рассматриваются:
1) Соблюдение законодательных и иных требований;
2) Виды работ и производственные процессы, связанные с идентифицированными опасностями;
3) Степень достижения целей в области охраны труда;
4) Методы контроля показателей;
5) Критерии оценки показателей в области охраны труда;
6) Виды контроля.
40. Работодателю необходимо обеспечить создание, применение и поддержание в работоспособном состоянии системы контроля, измерения, анализа и оценки показателей функционирования СУОТ и своей деятельности в области охраны труда.
41. Работодателю необходимо разработать порядок контроля и оценки результативности функционирования СУОТ, в том числе:
1) Оценки соответствия состояния условий и охраны труда действующим государственным нормативным требованиям охраны труда, заключенным коллективным договорам и соглашениям, иным обязательствам по охране труда, подлежащим безусловному выполнению;
2) Получения информации для определения результативности и эффективности процедур по охране труда;
3) Получения данных, составляющих основу для анализа и принятия решений по дальнейшему совершенствованию СУОТ.
42. Работодателю, исходя из специфики своей деятельности, рекомендуется определить основные виды контроля функционирования СУОТ, включая контроль реализации процедур и мероприятий по охране труда, к которым относятся:
1) Контроль состояния рабочего места, применяемого оборудования, инструментов, сырья, материалов;
2) Контроль выполнения работ работником в рамках осуществляемых производственных и технологических процессов, в том числе выполнения работ повышенной опасности, выявление опасностей и определения уровня профессиональных рисков;
3) Реализация иных мероприятий по охране труда, осуществляемых постоянно, контроль показателей реализации процедур;
4) Контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер выполнения: (специальная оценка условий труда работников, обучение по охране труда, проведение медицинских осмотров, а также, при необходимости, психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований);
5) Учет и анализ несчастных случаев, профессиональных заболеваний, а также изменений государственных нормативных требований охраны труда, соглашений по охране труда, подлежащих выполнению, изменения существующих или внедрения новых технологических процессов, оборудования, инструментов, сырья и материалов;
6) Регулярный контроль эффективности функционирования как отдельных элементов СУОТ, так и СУОТ в целом, в том числе с использованием средств аудио-, видео-, фотонаблюдения.
43. Для повышения эффективности контроля функционирования СУОТ, реализации процедур и мероприятий, контроля достижения показателей по охране труда на каждом уровне управления работодатель вправе реализовать многоступенчатые формы контроля функционирования СУОТ и контроля показателей реализации процедур с учетом своей организационной структуры, в том числе с использованием средств аудио-, видео-, фотонаблюдения.
44. Работодатель вправе предусмотреть и реализовать возможность осуществления внешнего контроля и оценки результативности функционирования СУОТ организации, контроля и анализа показателей реализации процедур и мероприятий по охране труда, путем организации общественного контроля с привлечением уполномоченных по охране труда, либо проведения внешнего независимого контроля (аудита) СУОТ с привлечением независимой специализированной организации, имеющей соответствующую компетенцию.
45. При проведении контроля функционирования СУОТ и анализа реализации процедур и исполнения мероприятий по охране труда, работодателю рекомендуется оценивать следующие показатели:
1) Достижение поставленных целей в области охраны труда;
2) Способность действующей СУОТ обеспечивать выполнение обязанностей работодателя, отраженных в Политике и целях по охране труда;
3) Эффективность действий, намеченных работодателем (руководителем организации) на всех уровнях управления по результатам предыдущего анализа эффективности функционирования СУОТ;
4) Необходимость дальнейшего развития (изменений) СУОТ, включая корректировку целей в области охраны труда, перераспределение обязанностей должностных лиц работодателя в области охраны труда, перераспределение ресурсов работодателя;
5) Необходимость обеспечения своевременной подготовки тех работников, которых затронут решения об изменении СУОТ;
6) Необходимость изменения критериев оценки эффективности функционирования СУОТ;
7) Полноту идентификации опасностей и управления профессиональными рисками в рамках СУОТ в целях выработки корректирующих мер.
46. Работодателю рекомендуется фиксировать и сохранять соответствующую информацию по результатам контроля функционирования СУОТ, а также реализации процедур и исполнения мероприятий по охране труда, содержащую результаты контроля, измерений, анализа и оценки показателей деятельности.
47. Примерный перечень показателей контроля функционирования СУОТ определяется, но не ограничивается, следующими данными:
- абсолютные показатели - время на выполнение, стоимость, технические показатели и показатели качества;
- относительные показатели - план/факт, удельные показатели, показатели в сравнении с другими процессами;
- качественные показатели - актуальность и доступность исходных данных для реализации процессов СУОТ.
48. Результаты контроля рекомендуется использовать работодателю (руководителю организации) для оценки эффективности СУОТ, а также для принятия управленческих решений по ее актуализации, изменению, совершенствованию.
49. При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.
50. Структуру службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяет работодатель с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
51. Полномочия профсоюзных организаций в системе управления охраной труда определены Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", а также иными действующими нормативными правовыми актами в области охраны труда.
52. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями - индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда. Полномочия уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда определены Трудовым кодексом Российской федерации.
53. В организации по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа на паритетной основе создаются комитеты (комиссии) по охране труда.
Основными полномочиями комитетов (комиссии) по охране труда являются: организация совместных действий по обеспечению требований охраны труда, предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний, проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах, а также информирование работников о результатах указанных проверок, разработка программ мероприятий по улучшению условий и охраны труда, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.
VIII. Контроль функционирования СУОТ
54. Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
55. Контроль за осуществлением отдельных государственных полномочий Архангельской области в сфере охраны труда осуществляют исполнительные органы государственной власти Архангельской области, уполномоченные Правительством Архангельской области.
56. Порядок и виды контроля функционирования СУОТ на локальном уровне определяет работодатель исходя из специфики своей деятельности.
IX. Информирование обеспечение СУОТ
57. Обязательным условием эффективного управления охраной труда на муниципальном уровне является обеспечение работодателей и работников достоверной и своевременной информацией о состоянии условий и охраны труда на территории городского округа Архангельской области "Город Коряжма", изменениях законодательства в сфере охраны труда.
58. Информирование работодателей и работников городского округа Архангельской области "Город Коряжма" осуществляется посредством размещения информации по вопросам охраны труда на официальном сайте городского округа архангельской области "Города Коряжма", в газете "Коряжемский муниципальный вестник", в официальной группе в Контакте администрации города.
59. На локальном уровне (в организации) работодатель локальным правовым актом устанавливает порядок информирования работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации городского округа Архангельской области "Город Коряжма" от 31 мая 2023 г. N 715 "Об... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.