Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
муниципального образования
город Алексин
от 14.06.2023 г. N 1061
Программа
комплексного развития социальной
инфраструктуры муниципального образования
город Алексин на 2021 - 2031 годы
I. Паспорт программы
|
|
Наименование программы |
Программа комплексного развития социальной инфраструктуры муниципального образования город Алексин на 2021 - 2031 годы |
Основания для разработки программы |
1. Градостроительный кодекс Российской Федерации; 2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; 3. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.10.2015 N 1050 "Об утверждении требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов"; 4. Решение собрания депутатов муниципального образования г. Алексин от 30.10.2017 N 9(42).3 "Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования город Алексин"; 5. Генеральный план муниципального образования город Алексин Тульской области, утвержденный решением Собрания депутатов муниципального образования город Алексин от 19 августа 2015 года N 8(16).3; 6. Иные федеральные, региональные и местные нормативные акты, устанавливающие нормы и нормативы размещения и содержания объектов социальной инфраструктуры; 7 Муниципальный контракт N 54-ком от 03.02.2021 |
Наименование и местонахождение заказчика и основного разработчика программы |
Администрация муниципального образования город Алексин, адрес: 301361, Тульская обл., г. Алексин, ул. Героев Алексинцев, д. 10 |
Наименование и местонахождение соразработчика программы |
Общество с ограниченной ответственностью "Русконсалтинггрупп", адрес: 150030, Ярославская область, г. Ярославль, Тутаевское шоссе, д. 4а |
Цель программы |
Обеспечение населения города Алексин объектами социальной инфраструктуры на уровне не меньшем, чем установлено местными нормативами градостроительного проектирования |
Задачи программы |
1. Повышение обеспеченности детей, проживающих в городе Алексин, услугами детских дошкольных учреждений. 2. Повышение обеспеченности детей, проживающих в городе Алексин, услугами загородных детских оздоровительных лагерей. |
Целевые показатели обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры |
1. В сфере образования: - обеспечение 950 мест в дошкольных образовательных учреждениях на 1000 детей в возрасте от 1 года до 7 лет; - увеличение охвата детей в возрасте от 1 до 7 лет дошкольным образованием, до 75%; - обеспечение 1310 мест в общеобразовательных учреждениях на 1000 детей в возрасте от 6,5 до 18 лет; - обеспечение 100% детей школьного возраста ученическими местами для занятий в школе в одну смену; - увеличение доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, до 79%. 2. В сфере культуры: - обеспечение не менее 2184 мест в учреждениях клубного типа на 1000 человек населения; - обеспечение нормативной потребности населения в музеях - наличие не менее 2 музеев на городской округ; - обеспечение не менее 1230 мест в клубах и не менее 540 мест в библиотеках. 3. В сфере физической культуры и массового спорта: - обеспечение не менее 798,9 кв. м плоскостных сооружений на 1000 человек населения; - обеспечение не менее 215,6 кв. м на 1000 человек населения спортивными залами. 4. В сфере организации отдыха и оздоровления детей: - обеспечение не менее 120 мест в муниципальных загородных оздоровительных лагерях. |
Мероприятия по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры |
1. Строительство детского сада на 60 мест. 2. Укрепление материально-технической базы муниципального бюджетного учреждения оздоровительный лагерь "Солнечный" (строительство 3 корпусов (по 35 мест) и медицинского блока) |
Срок и этапы реализации программы |
Программа реализуется в период с 2021 до 2031 года без деления на этапы |
Объемы и источники финансирования программы |
Всего - 236 231,9 тыс. рублей в том числе: средства федерального бюджета - 165 953,9 тыс. рублей, средства бюджета Тульской области - 58 164,5 тыс. рублей средства бюджета муниципального образования город Алексин - 12 113,5 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации программы |
Развитие социальной инфраструктуры в сферах образования, организации отдыха и оздоровления детей и достижение значений показателей, характеризующих обеспеченность населения объектами социальной инфраструктуры, установленных местными нормативами градостроительного проектирования муниципального образования город Алексин. |
II. Характеристика существующего состояния социальной инфраструктуры
1. Социально-экономическое состояние муниципального
образования город Алексин, сведения о градостроительной
деятельности на территории муниципального образования город Алексин
Перспективы развития социальной инфраструктуры основываются на результатах анализа динамики основных демографических процессов. Необходима настройка системы обслуживания населения в соответствии с его структурой и динамикой.
Исходя из динамики численности населения, наблюдаемой в 2010 - 2020 годах (график 1.1), можно прогнозировать дальнейшее снижение значения этого показателя до уровня 64,1 тыс. человек к 2025 году и до уровня 61,8 тыс. человек к 2031 году.
График 1.1. Динамика численности населения г. Алексин
Рождаемость в городе Алексин имеет в 2016 - 2020 годах тенденцию к снижению, как показано на графике 1.2. Этому есть ряд объективных и субъективных причин, к основным из которых можно отнести:
- выход из активного детородного возраста представителей более многочисленных поколений, рожденных в 1970 - 1980 годах, чем входящих в него, рожденных в конце 1990-х и 2000-х годах;
- отъезд молодежи: из уехавших в период с 2010 до 2015 года 22,6% представителей поколения, рожденного в 1991 - 1995 годах, к 2020 году вернулось только 13,7% от первоначальной численности (естественная убыль в данном поколении еще незначительна), аналогичные показатели для поколения 1986 - 1990 годов рождения составляют 7,8% и 1,9% соответственно.
График 1.2. Динамика рождаемости в г. Алексин
Без использования дополнительных мер стимулирования рождаемости, а также без развития производственно-экономической базы города, привлекающей представителей молодых поколений извне, указанный выше прогноз изменения численности населения города можно считать достаточно оптимистичным.
В 2014 - 2019 годах смертность в среднем превосходит рождаемость в 2 раза, но к концу периода соотношение уже составляет почти 2,6, чему способствует наличие указанной выше тенденции к снижению рождаемости, при том, что показатель смертности населения города более стабилен и колеблется около значения 1 200 человек в год.
Миграционные потоки достаточно активны - ежегодно приезжает и уезжает от 3,5 до 5,5% населения города. Несмотря на постоянное превышение в 2014 - 2019 годах количества жителей, приехавших в город, над количеством уехавших, общая тенденция миграционного прироста - нисходящая, что говорит о возможности перехода к устойчивой миграционной убыли в течение ближайших 5 лет.
Общая тенденция на снижение численности населения в трудоспособном возрасте (график 1.3), несмотря на позитивное изменение значения показателя к 2020 году (чему дополнительно способствует реформирование пенсионной системы), не будет переломлена кардинально.
График 1.3. Динамика численности населения в трудоспособном возрасте
Наблюдается стабильное превышение количества браков над количеством разводов. Число браков снизилось в 2014 - 2019 годах на 28%, что является логичным следствием сокращения количества молодежи. Число разводов, снизившееся в абсолютных цифрах менее (-142), чем количество браков (-166), сократилось почти на 37%.
Снижение рождаемости и достаточно интенсивный отъезд молодежи будут в ближайшие годы дополнены тем, что к границам пенсионного возраста подойдут представители самых многочисленных в городе поколений 1956 - 1965 годов рождения - это дополнительно ускорит снижение численности трудоспособного населения.
Подобное развитие событий делает необходимой не только активизацию мер, направленных на увеличение рождаемости, но и подготовку социальной инфраструктуры к обслуживанию увеличивающегося количества граждан, перешагнувших порог трудоспособного возраста, которая не останется недозагруженной в стратегической перспективе, поскольку поколения 1970-х и 1980-х годов рождения тоже достаточно многочисленны, а существенное снижение численности поколений их детей, говорит о том, что многие из них в старости не будут обеспечены поддержкой родственников.
На динамику демографических показателей существенное влияние оказывают доступность жилья и его качество, в значительной мере зависящие от динамики такого показателя, как "Ввод в действие жилых домов".
График 1.4. Жилищное строительство в г. Алексин
На основании данных, представленных на графике, можно сделать следующие выводы:
- в 2016 - 2019 годах наблюдается рост значений показателя, что говорит об интенсификации жилищного строительства;
- в среднем, в период 2013 - 2019 годов вводилось 19,5 тыс. м2 жилья в год;
- 88,6% из указанных выше объемов приходится на индивидуальное строительство, которое актуально либо для сельской местности, либо для немногочисленной группы горожан, имеющих уровень достатка, существенно превышающий средние значения, и служит дальнейшему улучшению жилищных условий, уже превосходящих средние по городу;
- с одной стороны индивидуальная застройка в городе существенно увеличивает потребность в объектах инфраструктуры (в том числе и социальной) по причине ее меньшей плотности, а с другой, не позволяет решать вопросы предоставления жилья населению, которое нуждается в улучшении жилищных условий, в том числе и по причине ветхости и аварийности используемого сегодня жилья;
- при таких темпах строительства доступного жилья, ожидать массового приезда молодых и высококвалифицированных кадров, необходимых для развития экономики города, не следует.
Далее рассмотрим динамику результатов прочих видов хозяйственной деятельности, также оказывающих существенное влияние на социально-экономическую ситуацию в городе (таблица 1). Так объемы произведенных товаров и услуг имеют тенденцию к росту, а в их общем объеме снижается доля обрабатывающих производств (при увеличении абсолютных показателей).
Таблица 1. Объем отгруженных товаров собственного
производства, выполненных работ и услуг крупных и
средних организаций г. Алексин, млн. руб.
|
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
Обрабатывающие производства |
11118,7 |
14646,2 |
13739,6 |
16217,3 |
18484,8 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
1858,5 |
1923,2 |
1957,2 |
2364,3 |
4519,0 |
В динамике развития отдельных отраслей и, как следствие, в структуре обрабатывающих производств в целом наблюдается существенная неравномерность, что говорит о нестабильности производственного комплекса города. В таких сферах, как "производство пищевых продуктов" или "обработка древесины и производство изделий из дерева", занимавших в наиболее благоприятные для них годы 2,3 и 11,8% соответственно от объемов выпуска обрабатывающих производств, в другие годы наблюдаются существенно меньшие значения.
В базовой для города отрасли "производство прочей неметаллической минеральной продукции", развитие также крайне неравномерно: от 0,2% в 2018 году (что, с учетом инфляции, дает падение производства), до 64,3% в 2019 году. Похожую динамику демонстрирует и отрасль "производство готовых металлических изделий": 2,2% роста в 2018 году и 24,3% в 2019, занимая при этом10,6% от объемов производства в городе. В абсолютных показателях в 2015 - 2019 годах "производство прочей неметаллической минеральной продукции" выросло в 2,3 раза больше, чем "производство готовых металлических изделий", но, за счет более существенной базы, доля первого за этот период в общем объеме продукции обрабатывающих производств выросла на 4,3%, а второго - в 2,2 раза.
Развитие ключевой отрасли решающим образом сказывается на динамике показателей отраслей, связанных с поставками коммунальных ресурсов: в 2019 году объемы их производства выросли на 91,1%, чего не наблюдалось в предшествующие годы. Совместно крупные и средние организации в сферах "обрабатывающие производства" и "производство и распределение электроэнергии, газа и воды" в 2019 году давали около 90% всего валового продукта города Алексин.
Разнонаправленные движения объемов перевозки грузов и снижение грузооборота (таблица 2) косвенно свидетельствуют о нестабильности объемов выпуска продукции промышленными предприятиями города в натуральном выражении, а также поддерживаются снижением численности населения города.
Таблица 2. Динамика перевозки грузов.
|
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
Перевезено (отправлено) грузов, тыс. тонн |
85,3 |
32,3 |
76,3 |
60,8 |
82,8 |
Грузооборот, тыс. тонно-км |
7365,6 |
6555,1 |
6172,6 |
5947,4 |
4896,2 |
Необходимо отметить, что обеспеченность населения торговыми площадями превышает нормативные значения более чем на 60%. На территории муниципального образования представлены основные форматы торговли и многие крупные сетевые компании, осуществляющие продажу товаров продовольственной и промтоварной групп.
Динамика оборота розничной торговли (таблица 3), также весьма нестабильна в 2015 - 2019 годах, при том, что для многих муниципальных образований РФ характерен постоянный рост этого показателя без учета инфляции. В случаях, когда динамика положительна, изменения не всегда превосходят рост уровня цен, обусловленный инфляцией. Соотношение пищевых и непродовольственных товаров в структуре розничной торговли в рассматриваемом периоде достаточно стабильно.
Таблица 3. Розничная торговля.
|
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
Оборот розничной торговли, млн. руб. |
3677,7 |
3440,0 |
4204,7 |
4285,8 |
4841,0 |
- пищевые продукты |
|
2362,9 |
2872,1 |
3009,7 |
3397,0 |
- непродовольственные товары |
|
1077,1 |
1332,7 |
1276,0 |
1444,0 |
Индекс потребительских цен.1 |
116,7 |
107,0 |
103,4 |
103,4 |
104,1 |
Динамика оборота розничной торговли, % |
|
-6,5 |
22,2 |
1,9 |
13,0 |
1 в Тульской области
Объемы инвестиций в основной капитал, учитываемых органами статистики, даже без учета фактора инфляции, изменяются разнонаправленно. Необходимо отметить их почти пятикратный рост в 2017 году по сравнению с 2016. В 2018 - 2019 годах, в текущих ценах, вложения составляли 88 и 92% от пиковых значений. Подобная динамика свойственна монопрофильным муниципалитетам, поскольку объем инвестиций в них в значительной степени зависит от реализации программ развития наиболее крупного хозяйствующего субъекта.
Объемы доходов и расходов бюджета г. Алексин в 2015 - 2019 годах выросли в 1,5 раза, при этом собственные доходы увеличились на 35%, а безвозмездные поступления - почти на 62%, что еще повысило зависимость от вышестоящих бюджетов. Самым крупным источником собственных доходов остается НДФЛ (18,8% в общей структуре доходов и 43,9% от собственных доходов бюджета). Недооцененным остается потенциал использования муниципального имущества для пополнения бюджета (3,1% в объеме доходов).
Несмотря на то, что расходы на обеспечение муниципальной системы образования г. Алексин в 2015-2019 выросли в относительно меньшей степени (на 35,2%), чем другие направления социальной политики: культура (69,8%), здравоохранение и спорт (78,8%), именно расходы на образовательную деятельность составляют 57,6% от общего объема всех расходов бюджета, а указанные - 5,9% и 0,4% соответственно. Более половины расходов муниципалитетов на образование (и социальную сферу в целом) составляют затраты на оплату труда и начисления на нее. Эти затраты, в значительной степени финансируются из бюджетов других уровней.
Занятость в крупных и средних организациях в 2015 - 2019 годах снижается - количество замещенных рабочих мест в них сократилось с 16 920 до 15 017, т.е. на 11,2%. При этом количество рабочих мест на таких предприятиях, действующих в сфере обрабатывающих производств, снизилось на 15,8%. В то же время происходит рост занятости на предприятиях такого вида деятельности, как производство прочей неметаллической минеральной продукции.
Среди прочих сфер наиболее существенное снижение занятости произошло в "здравоохранении и социальных услугах" - на 19,0%, остальные сферы сохранили кадровый состав.
В целом тенденции в сфере занятости можно охарактеризовать, как разнонаправленные: среди них присутствуют и положительные, и отрицательные. Дополнительные негативные изменения могут быть зафиксированы по итогам 2020 года, но они не будут иметь характера долгосрочных тенденций, особенно в случае снижения остроты ситуации с заболеваемостью населения.
2. Технико-экономические параметры существующих
объектов социальной инфраструктуры муниципального
образования город Алексин, сложившийся уровень
обеспеченности населения муниципального образования
город Алексин услугами в сфере образования,
физической культуры и массового спорта, культуры
Расположение действующих объектов социальной инфраструктуры г. Алексин представлено на карте (рисунок 1). Наибольшая их плотность наблюдается в черте города, но и крупные сельские населенные пункты обеспечены учреждениями, оказывающими социально значимые услуги, в достаточной степени.
Безусловно, важнейшими объектами социальной инфраструктуры, создание, поддержание и развитие которых сегодня, в соответствии с действующим законодательством, возложено на муниципалитеты (т.е. органы местного самоуправления могут оказывать на них непосредственное воздействие), являются учреждения системы образования: дошкольного, общего, дополнительного.
Рисунок 1. Схема размещения объектов
социальной инфраструктуры г. Алексин
Система дошкольных образовательных учреждений г. Алексин (таблица 4), является достаточно обширной, охватывает основные районы города. Также необходимо указать, что в сельской местности дошкольные группы действуют на базе общеобразовательных учреждений (таблица 5), что дает дополнительно около 370 мест для обучения и воспитания детей соответствующих возрастов.
Таблица 4. Перечень дошкольных
образовательных учреждений г. Алексин.
N |
Наименование |
Адрес |
Кол. мест |
1. |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида N 1" |
301360, г. Алексин, ул. Советская, д. 32 Сайт: http://mbdou1.obr-aleksin.ru/ |
110 |
2. |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида N 2" |
301367, г. Алексин, ул. Дубравная, д. 28 Сайт: http://mbdou2.obr-aleksin.ru/ |
240 |
3. |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад N 4" |
301364 г. Алексин, ул. Восточная, д. 4 Сайт: http://mbdou4.obr-aleksin.ru/ |
225 |
4. |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида N 5" |
301365, г. Алексин, ул. Вересаева, д. 3 Сайт: http://mbdou5.obr-aleksin.ru/ |
125 |
5. |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида N 7" |
301369, г. Алексин, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 3-а Сайт: http://mbdou7.obr-aleksin.ru/ |
210 |
6. |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида N 8" |
301361, г. Алексин, ул. Октябрьская, д. 1-а Сайт: http://mbdou8.obr-aleksin.ru/ |
260 |
7. |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида N 10" |
301361, г. Алексин, ул. Ленина, д. 25 Сайт: http://mbdou10.obr-aleksin.ru/ |
65 |
8. |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида N 11" |
301369, г. Алексин, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 10 Сайт: http://mbdou11.obr-aleksin.ru/ |
180 |
9. |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида N 12" |
301369, г. Алексин, ул. 50 лет Октября, д. 14 Сайт: http://mbdou12.obr-aleksin.ru/ |
220 |
10. |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад N 13" |
301367, г. Алексин, ул. Болотова, д. 10, к. 2 Сайт: http://mbdou13.obr-aleksin.ru/ |
190 |
11. |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад N 15" |
301361, г. Алексин, ул. Строителей, д. 3 Сайт: http://mbdou15.obr-aleksin.ru/ |
135 |
12. |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида N 16" |
301361, г. Алексин, ул. Пахомова, д. 12 Сайт: http://mbdou16.obr-aleksin.ru/ |
95 |
13. |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида N 18" |
301364, г. Алексин, ул. Заводская, д. 5-а Сайт: http://mbdou18.ob-raleksin.ru/ |
120 |
14. |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида N 19" |
301365, г. Алексин, ул. Вересаева, д. 3-а Сайт: http://mbdou19.obr-aleksin.ru/ |
190 |
15. |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида N 21" |
301361, г. Алексин, ул. Героев-Алексинцев, д. 2-а Сайт: http://mbdou21.obr-aleksin.ru/ |
125 |
16. |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида N 25" |
301361, г. Алексин, ул. Баумана, д. 3а Сайт: http://mbdou25.ob-raleksin.ru/ |
135 |
17. |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида N 26" |
301365, г. Алексин, ул. Металлистов, д. 23 Сайт: http://mbdou26.obr-aleksin.ru/ |
140 |
18. |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида N 27" |
301364, г. Алексин, ул. Арматурная, д. 36-а Сайт: http://mbdou27.obr-aleksin.ru/ |
190 |
19. |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида N 28" |
301367, г. Алексин, ул. Дубравная, д. 32-а Сайт: http://mbdou28.obr-aleksin.ru/ |
210 |
Таблица 5. Перечень общеобразовательных учреждений г. Алексин.
N |
Наименование |
Адрес |
Кол-во мест |
1. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 1" |
301369, г. Алексин, ул. 50 лет Октября, д. 10 Сайт: http://shkola1aleksin-r71.gosweb.gosuslugi.ru |
735 |
2. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 2" |
301367, г. Алексин, ул. Дубравная, д. 32 Сайт: http://shkola2aleksin-r71.gosweb.gosuslugi.ru |
1110 |
3. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 3" |
301369, г. Алексин, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 4 Сайт: http://shkola3aleksin-r71.gosweb.gosuslugi.ru |
520 |
4. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 5" |
301364, г. Алексин, ул. Сосновая, д. 1 Сайт: http://shkola5aleksin-r71.gosweb.gosuslugi.ru |
760 |
5. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Авангардская средняя общеобразовательная школа N 7" |
301349, п. Авангард, ул. Октябрьская, д. 1 Сайт: http://shkolaavangardskaya-r71.gosweb.gosuslugi.ru |
115 и 65 дошкольн. |
6. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 9" |
301365, г. Алексин, ул. Школьная, д. 4 Сайт: http://shkola9aleksin-r71.gosweb.gosuslugi.ru |
700 |
7. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 11" |
301361, г. Алексин, ул. Баумана, д. 6 Сайт: http://shkola11aleksin-r71.gosweb.gosuslugi.ru |
600 |
8. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Гимназия N 13" |
301361, г. Алексин, ул. Ленина, д. 20 Сайт: http://gimnaziya13aleksin-r71.gosweb.gosuslugi.ru |
975 |
9. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Буныревская средняя общеобразовательная школа N 14" |
301360, с. Бунырево, ул. Приокская, д. 51 Сайт: http://shkolabunyrevskaya-r71.gosweb.gosuslugi.ru |
255 и 90 дошкольн. |
10. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Гимназия N 18" |
301361, г. Алексин, ул. Северная, д. 23 Сайт: http://gimnaziya18aleksin-r71.gosweb.gosuslugi.ru |
500 |
11. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Поповская средняя общеобразовательная школа N 19" |
301341, с. Поповка, ул. Школьная Сайт: http://shkolapopovskaya-r71.gosweb.gosuslugi.ru |
155 и 40 дошкольн. |
12. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Сеневская основная общеобразовательная школа N 21" |
301344, с. Сенево, ул. Садовая, д. 26 Сайт: http://shkolasenevskaya-r71.gosweb.gosuslugi.ru |
60 и 50 дошкольн. |
13. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Пушкинская основная общеобразовательная школа N 22" |
301348, п. Мичурино, ул. Центральная, д. 2 Сайт: http://shkolapushkinskayamichurina-r71.gosweb.gosuslugi.ru |
130 |
14. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Александровская средняя общеобразовательная школа N 23" |
301383, д. Александровка, ул. Школьная, д. 8 Сайт: http://shkolaaleksandrovskaya-r71.gosweb.gosuslugi.ru |
220 |
15. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Спас-Конинская средняя общеобразовательная школа N 24 имени Героя Советского Союза М.С. Поливановой" |
301381, с. Спас-Конино Сайт: http://shkolaspaskoninskaya-r71.gosweb.gosuslugi.ru |
120 и 20 дошкольн. |
16. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Борисовская начальная общеобразовательная школа N 26" |
301350, с. Борисово, ул. Лесная Сайт: http://shkolaborisovskaya-r71.gosweb.gosuslugi.ru |
30 и 25 дошкольн. |
17. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Шелепинская средняя общеобразовательная школа N 27" |
301355, д. Б. Шелепино, ул. Новая Сайт: http://shkolashelepinskaya-r71.gosweb.gosuslugi.ru |
110 и 80 дошкольн. |
Также в 2021 - 2022 годах было завершено строительство 2-этажного здания детского сада на 60 мест общей площадью 1297,4 м2 по адресу: г. Алексин, ул. Героев Алексинцев, 8Б в рамках реализации регионального проекта "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" национального проекта "Демография".
Ситуация, складывающаяся в сфере дошкольного образования (снижение количества детей, которым необходимо предоставлять соответствующие услуги, строительство нового детского сада), позволило уделить внимание повышению качества услуг при сохранении используемых сегодня объектов.
Услугами общеобразовательных организаций жители г. Алексин также обеспечены в достаточной степени. Временное увеличение численности учеников школ, пик которого придется на 2023 - 2024 годы, исходя из текущих возможностей образовательной системы города, не потребует строительства новых учреждений. В дальнейшем, до 2031 года, на основании результатов анализа текущих демографических тенденций, можно прогнозировать постепенное снижение потребности в услугах общего образования.
Система муниципальных учреждений дополнительного образования, представленных в таблице 6, охватывает основные направления развития подрастающего поколения: спорт, искусство, творчество.
Таблица 6. Перечень учреждений
дополнительного образования г. Алексин.
N |
Наименование |
Адрес |
Кол. мест |
1. |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Дом детского творчества" |
301369, г. Алексин, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 2 |
455 |
2. |
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа N 1" |
301361, г. Алексин, ул. Пионерская, д. 29 ул. Пионерская, д. 8 |
125 |
3. |
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа N 3 "Атлет" |
301361, г. Алексин, ул. Северная, д. 6 |
440 |
4. |
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа "Горизонт" |
301369, г. Алексин, ул. Революции, д. 10 |
460 |
5. |
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Центр развития творчества детей и юношества" |
301367, г. Алексин, ул. Дубравная, д. 23, корп. 2б |
550 |
6. |
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" |
301369, г. Алексин, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 10 |
50 |
7. |
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования "Алексинская детская школа искусств им. К.М. Щедрина" |
301361, г. Алексин, ул. Мира, д. 17/13 |
550 |
Выявление, поддержка и сопровождение одаренных детей является одной из задач учреждений дополнительного образования, в которых в 2020 году занималось более 3270 обучающихся. Дополнительно кружковой деятельностью в 2 детских садах и 16 школах было охвачено около 3830 детей.
В г. Алексин 43 муниципальным образовательным учреждениям передано на праве оперативного управления 69 зданий, из которых 59 непосредственно используются в учебном процессе. Анализ текущего состояния объектов дошкольного, общего и дополнительного образования выявил следующее:
- капитальный ремонт не требуется ни одному из объектов недвижимости;
- здания 19 учреждений не требуют ремонта, а их состояние оценивается не ниже "удовлетворительного";
- наиболее проблемным является состояние систем отопления (требуется их текущий ремонт в 15 учреждениях) и канализации (в 10);
- достаточно часто встречаются нерешенные вопросы ремонта внутренних помещений (4 учреждения), фасада, цоколя и кровли (по 3 учреждения);
- серьёзную озабоченность вызывает необходимость ремонта запасных выходов и эвакуационной лестницы в 2 общеобразовательных учреждениях.
Анализ общей вместимости учреждений образования всех видов, нормативов обеспеченности ими населения, установленные "Местными нормативами градостроительного проектирования муниципального образования город Алексин" (утвержденными решением собрания депутатов муниципального образования г. Алексин от 30.10.2017 N 9(42).3) и количества потенциальных получателей их услуг, определенного в результате анализа демографических показателей (таблица 7), с учетом сложившихся демографических тенденций, позволяет сделать вывод о том, что жители г. Алексин полностью обеспечены услугами дошкольного, среднего и дополнительного образования. В период действия данной программы (до 2031 года), при том, что не будет происходить вывод из эксплуатации действующих объектов, не потребуется строительство новых в указанных сферах.
Таблица 7. Обеспеченность жителей г. Алексин услугами образования
Вид учреждений |
Общая вместимость |
Норматив |
Количество получателей услуг |
Отклонение |
Дошкольное образование * |
3 535 |
охват детей в возрасте 1,5-3 лет - 95%, 3-7 лет (скорректированный на численность детей в возрасте 6-7 лет, обучающихся в школе) - 100% |
3 500 |
+ 35 |
Среднее образование |
7 095 |
охват основным общим образованием детей в возрасте 7-16 лет - 100%, детей в возрасте 16-18 лет средним общим образованием - до 75% |
6 980 |
+ 115 |
Дополнительное образование ** |
2 630 |
Общая обеспеченность 22 места на 1 тыс. человек населения |
1 470 |
+ 1 160 |
- школы искусств |
905 |
13 мест на 1 тыс. человек населения |
870 |
+ 35 |
- спортивные школы |
1 025 |
15 мест на 1 тыс. человек населения |
1 000 |
+ 25 |
* без учета строящегося детского сада для 60 детей в микрорайоне "Соцгород"
** без учета организаций, находящихся в иных формах собственности (немуниципальных)
Можно рекомендовать развитие услуг дополнительного образования на базе общеобразовательных учреждений, особенно для учеников младших классов, в том числе и с целью выявления талантов в творческой и спортивной деятельности. Позитивным примером работы в данном направлении является создание на базе гимназии N 18 технопарка "Кванториум", в рамках реализации федерального проекта "Современная школа", для развития у школьников естественно-научной, математической, информационной грамотности. Подобное развитие также послужит удержанию родителей школьников в городе и будет служить аргументом для привлечения новых жителей, имеющих детей, из числа специалистов, необходимых производственно-экономическому комплексу города.
Необходимо отметить, что в случае ввода в действие в 2022 году оздоровительного лагеря "Солнечный", будет выполнен норматив обеспечения местами в детских оздоровительных лагерях.
Поскольку сегодня органы местного самоуправления лишены возможности оказывать непосредственное воздействие на уровень обеспеченности населения услугами в сфере здравоохранения, представленная далее информация дана для сведенья. При этом, в случае обнаружения недостаточной обеспеченности медицинскими товарами и услугами, муниципальные органы могут:
1. Обратиться в органы управления регионом и к государственным организациям, в целях позитивного изменения выявленных значений показателей, в том числе посредством организации или развития соответствующей деятельности на территории муниципалитета;
2. Создать благоприятные условия ведения необходимой деятельности для представителей частного капитала.
Государственные учреждения здравоохранения, действующие на территории г. Алексин, представлены в таблице 8.
Таблица 8. Перечень учреждений здравоохранения г. Алексин
N |
Наименование |
Адрес |
Примечание |
1. |
Государственное учреждение здравоохранения "Алексинская районная больница N 1 им. профессора В.Ф. Снегирева" |
301369, г. Алексин ул. Санаторная, д. 15 |
32 подразделения, включая 16 фельдшерских пунктов в сельской местности |
2. |
Государственное учреждение здравоохранения "Тульская областная стоматологическая поликлиника" |
301364, г. Алексин, ул. Арматурная, д. 3-а |
Более 300 посещений в день |
3. |
Государственное учреждение здравоохранения "Тульская областная клиническая психиатрическая больница N 1 имени Н.П. Каменева" Алексинский филиал |
301371, г. Алексин, 2 пр. Строителей, д. 3 |
Дневной стационар -20 коек, мощность поликлиники 85 посещений в день |
Жители г. Алексин в достаточной степени обеспечены услугами организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях: при расчетной потребности 457 коек, в наличии имеется 491. Исходя из количества амбулаторно-поликлинических учреждений, в том числе расположенных в сельской местности, их сеть полностью покрывает потребности жителей в медицинских услугах.
Дополнительно необходимо отметить, что жители г. Алексин обеспечены услугами фармацевтических организаций (аптек) существенно выше установленного норматива. При нормативе 8 аптечных пунктов (6 в городе и 2 в сельской местности), свою деятельность ведут 37. Органам местного самоуправления рекомендуется контролировать обеспеченность услугами аптечных организаций крупных населенных пунктов, удаленных от города.
Муниципальные учреждения, предоставляющие услуги в сфере массового спорта, представлены в таблице 9.
Таблица 9. Перечень муниципальных спортивных учреждений г. Алексин
N |
Наименование |
Адрес |
Примечание |
1. |
Муниципальное казённое учреждение "Комплексный центр для молодежи "Чайка" |
301371, г. Алексин, ул. Пионерская, д. 8 |
клубы "Вымпел", "Смена", "Витязь", "Современник" и др. |
2. |
Муниципальное бюджетное учреждение "Спортивный центр "Возрождение" |
301364, г. Алексин, ул. Южная, д. 11 |
|
Спортивная деятельность в г. Алексин не ограничивается работой указанных выше (таблица 6) детско-юношеских спортивных школ и представленных в таблице 9 учреждений. Услуги, связанные с физической культурой и спортом жители города получают на базе дошкольных и общеобразовательных учреждений, а также 2 средних специальных учебных заведений, муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Дом детского творчества", муниципального бюджетного учреждения "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи", федерального государственного бюджетного учреждения "Республиканская учебно-тренировочная база "Ока", спортивных комплексов крупных предприятий города.
На территории города Алексин расположены и функционируют 118 спортивных сооружений с единовременной пропускной способностью более 4,2 тыс. человек, из них:
- стадионы с трибунами - 2;
- плоскостные спортивные сооружения (включая школьные) - 46;
- спортивные залы (включая школьные) - 57;
- дворец спорта с искусственным льдом - 1;
- плавательные бассейны - 2;
- лыжные базы - 1;
- тиры - 1.
Для формирования полной картины обеспеченности жителей г. Алексин объектами социальной инфраструктуры и соответствующими услугами, необходимо рассмотреть прочие организации социальной сферы, находящиеся в муниципальной собственности. Их перечень представлен в таблице 10.
Таблица 10. Перечень муниципальных
учреждений г. Алексин в сфере культуры
N |
Наименование |
Адрес |
Примечание |
1. |
Муниципальное бюджетное учреждение "Культурно-досуговый центр города Алексина" |
301361, г. Алексин, ул. Мира, д. 19 |
Работают 28 клубных формирований |
2. |
Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Алексинский районный Дом культуры" |
301360, г. Алексин, ул. Советская, д. 38 |
12 филиалов в сельской местности: 9 домов культуры, 3 клуба. Работают 74 клубные формирования |
3. |
Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Алексинская централизованная библиотечная система" |
301369, г. Алексин, ул. Революции, д. 7 |
22 библиотеки: 8 городских (в т.ч. 2 детские) и 14 сельских |
4. |
Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Алексинский художественно-краеведческий музей" |
301360, г. Алексин, ул. Советская, д. 38 |
|
Исходя из информации, представленной в таблице, можно сделать вывод о том, что жители г. Алексин всех возрастов в достаточной степени обеспечены услугами организаций культуры и библиотечным обслуживанием.
В такой ситуации актуальными являются вопросы поддержания технического состояния указанных учреждений в пригодном для использования состоянии и открытия в них новых направлений деятельности, отвечающих изменяющимся потребностям получателей муниципальных услуг. Кроме ремонта помещений, в которых располагаются муниципальные библиотеки, также необходимо изыскивать средства для интенсификации пополнения их фондов произведениями литературы и периодическими изданиями, в том числе и на современных носителях информации, что потребует обновления технического и программного обеспечения. Средства возможно привлечь в результате участия в реализации государственных программ, в рамках которых выделяются средства на поддержание и развитие материально-технической базы муниципальных учреждений, например, государственной программы Тульской области "Развитие культуры и туризма Тульской области".
Некоторые шаги, направленные на улучшение обеспеченности муниципальных учреждений, запланированы в ближайшем будущем. Так в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" в 2021 году цифровая модель образовательной среды будет внедрена в средних школах N 1, N 3 и в гимназии N 13. В 2022 году на базе еще трех образовательных учреждений появится "Цифровая образовательная среда". До конца 2024 года реализация данного проекта планируется во всех образовательных учреждениях муниципалитета.
В рамках деятельности, направленной на поддержку действующей социальной инфраструктуры, особенно в сферах дошкольного и среднего образования, рекомендуется учесть необходимость ремонта систем отопления и канализации в будущих муниципальных программах, нацеленных на развитие образовательной деятельности, возможно, в рамках реализации специальной подпрограммы, а также уделить приоритетное внимание обеспечению безопасности воспитанников и сотрудников муниципальных образовательных учреждений, оперативно решив вопросы ремонта запасных выходов и эвакуационной лестницы, не требующие привлечения значительных объемов ресурсов.
3. Прогнозируемый спрос на услуги социальной
инфраструктуры муниципального образования
город Алексин в сфере образования, физической
культуры и массового спорта, культуры
Прогнозирование спроса на услуги объектов социальной инфраструктуры осуществляется исходя из выявленных ранее демографических тенденций. Но, прежде чем определять перспективный уровень подобного спроса, необходимо выделить ряд моментов, оказывающих ограничивающее воздействие на формирование социальной инфраструктуры на уровне муниципалитета:
1. Поскольку объекты инфраструктуры, задействованные в сфере здравоохранения, относятся к региональной и частной собственности, то органы местного самоуправления не могут оказывать непосредственного воздействия на их размещение (строительство) и развитие. Аналогичная ситуация наблюдается и в сфере социальной защиты. В случае обнаружения потребности в подобных объектах, руководители органов муниципального управления могут обратиться в региональные органы управления, осуществляющие деятельность в соответствующих сферах, с предложениями о включении новых объектов в планы строительства или действующих объектов в планы реконструкции.
2. Во многом схожее положение установилось в сфере профессионального образования. Несмотря на то, что, в соответствии с законодательством, органы местного самоуправления имеют право создавать учреждения профессионального образования, до высшего включительно, широкого распространения подобная практика пока не получила. Основной причиной этого является недостаточность средств в местных бюджетах на решение даже более приоритетных задач.
Дополнительно необходимо отметить, что существенное увеличение численности старших поколений, не обеспеченных уходом со стороны родственников, находящихся в трудоспособном возрасте, исходя из выявленных демографических тенденций, будет наблюдаться за пределами сроков реализации данной программы, а организация их обслуживания также относится к полномочиям других уровней системы управления.
По информации отраслевых органов местного самоуправления г. Алексин, выбытия объектов социальной инфраструктуры, в сферах, руководство которыми осуществляют органы муниципальной власти, до 2031 года не предполагается.
В результате анализа демографических тенденций, изложенных выше прогнозов, стабильно небольших объемов ввода многоквартирного жилья, в период действия программы, можно прогнозировать следующие изменения спроса на услуги социальной инфраструктуры:
- необходимость в услугах дошкольного образования, исходя из тенденций рождаемости, в ближайшие годы будет ниже, чем в 2017 - 2018 годах, когда наблюдался пик потребности в них;
- система школьного образования будет испытывать временное увеличение спроса на ее услуги в 2022-2024 годах, как следствие указанных выше изменений уровня рождаемости, но в дальнейшем произойдет его снижение;
- услуги дополнительного образования, оказываемые в рамках бюджетного финансирования и с частичным возмещением затрат со стороны получателей, будут развиваться исходя из необходимости повышения обеспеченности ими лиц, не достигших трудоспособного возраста, и сохранения обеспеченности лиц в трудоспособном возрасте, что дополнительно поддерживается снижением численности последних;
- в областях культуры, физической культуры и массового спорта, необходимо дальнейшее развитие возможностей для занятий населения, с уделением приоритетного внимания значениям тех показателей, которые не достигают нормативных значений;
- в системе здравоохранения, не подконтрольной органам местного самоуправления, наиболее вероятна дальнейшая оптимизация, опережающая снижение численности населения.
Таким образом, приоритетом деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих руководство социальной сферой города, в период до 2031 года, будет являться сохранение значений большинства показателей обеспеченности населения на текущих уровнях, что предполагает поддержание возможности муниципальных учреждений, действующих в данной сфере, оказывать услуги в имеющихся объемах.
Целью развития социальной инфраструктуры может стать увеличение миграционного прироста до уровней, компенсирующих естественную убыль населения. Для привлечения жителей в город, органы местного самоуправления могут стимулировать развитие дополнительного образования, культуры и массового спорта, содействуя активизации указанных направлений в рамках поддержки муниципальных учреждений и осуществления на их базе новых видов деятельности. В частности, необходимо увеличить охват детей дополнительным образованием (текущее значение около 20%), активизировать участие взрослых в реализации культурных, спортивных и образовательных программ.
4. Оценка нормативно-правовой базы, необходимой для
функционирования и развития социальной инфраструктуры
муниципального образования город Алексин
На федеральном уровне нормативно-правовая база, необходимая для функционирования социальной инфраструктуры, сегодня практически сформирована. Кроме Конституции РФ и кодексов, ее составляют:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
- "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1);
- иные нормативно-правовые акты в указанных сферах.
Реализуются национальные проекты в таких направлениях, как: образование, здравоохранение, культура, демография.
На уровне субъекта Российской Федерации - Тульской области, функционирование социальной инфраструктуры регулируется:
- Законом Тульской области от 30.09.2013 N 1989-ЗТО "Об образовании";
- Законом Тульской области от 01.04.2014 N 2074-ЗТО "Об охране здоровья граждан в Тульской области";
- Законом Тульской области от 13.07.2009 N 1306-ЗТО "О физической культуре и спорте";
- иными нормативно-правовыми актами в указанных сферах.
Важную роль в развитии социальной инфраструктуры играют программы развития соответствующих сфер регионального и муниципального хозяйства. Программы, реализуемые в Тульской области и оказывающие влияние на социальную инфраструктуру, представлены в таблице 11.
Таблица 11. Государственные программы Тульской области
N |
Наименование программы |
Утверждающий документ |
1. |
Развитие образования Тульской области |
Постановление правительства Тульской области от 01.02.2019 N 39 |
2. |
Развитие инфраструктуры образовательных организаций, расположенных на территории Тульской области |
Постановление правительства Тульской области от 21.01.2022 N 30 |
3. |
Улучшение демографической ситуации и поддержка семей, воспитывающих детей, в Тульской области |
Постановление правительства Тульской области от 24.10.2013 N 575 |
4. |
Развитие культуры и туризма Тульской области |
Постановление правительства Тульской области от 04.03.2019 N 75 |
5. |
Развитие здравоохранения Тульской области |
Постановление правительства Тульской области от 08.02.2019 N 51 |
6. |
Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Тульской области |
Постановление правительства Тульской области от 16.02.2018 N 65 |
7. |
Развитие физической культуры и спорта в Тульской области |
Постановление правительства Тульской области от 09.11.2017 N 530 |
8. |
Развитие молодежной политики в Тульской области |
Постановление правительства Тульской области от 28.12.2017 N 634 |
9. |
Комплексное развитие сельских территорий Тульской области |
Постановление правительства Тульской области от 16.01.2020 N 4 |
10. |
Модернизация первичного звена здравоохранения Тульской области |
Постановление правительства Тульской области от 15.12.2020 N 764 |
11. |
Укрепление общественного здоровья |
Постановление правительства Тульской области от 30.01.2020 N 29 |
12. |
Поддержка и повышение качества жизни граждан старшего поколения |
Постановление правительства Тульской области от 13.12.2019 N 616 |
13. |
Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям |
Постановление правительства Тульской области от 17.06.2019 N 219 |
14. |
Формирование современной городской среды в Тульской области |
Постановление правительства Тульской области от 09.10.2017 N 457 |
15. |
Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Тульской области |
Постановление правительства Тульской области от 29.12.2017 N 642 |
16. |
Доступная среда |
Постановление правительства Тульской области от 25.01.2018 N 31 |
В соответствии с государственной программой Тульской области "Развитие образования Тульской области" из бюджета региона на развитие системы дошкольного образования (создание мест в дошкольных учреждениях и предоставление субсидий муниципальным бюджетам на аналогичные цели) в 2023 и последующих годах не предполагается выделение средств.
Строительство новых учреждений общего образования в г. Алексин сегодня не требуется, а средства на создание новых мест в общеобразовательных организациях в программе не заложены. Выделение средств на создание при общеобразовательных организациях центров образования естественно-научной и технологической направленностей предусмотрено программой "Развитие инфраструктуры образовательных организаций, расположенных на территории Тульской области".
Расходы на создание учреждений профессионального образования и оснащение действующих учреждений современным оборудованием программой не предусмотрены.
В сфере дополнительного образования, в соответствии с программой, за счет средств федерального и регионального бюджетов, в 2021 году на базе гимназии N 18 будет создан детский технопарк "Кванториум". На финансирование других направлений развития дополнительного образования предоставление средств не предполагается.
В рамках реализации уже упомянутой выше государственной программой Тульской области "Развитие культуры и туризма Тульской области" есть возможность привлечь средства федерального и регионального бюджетов на решение таких вопросов развития социальной инфраструктуры, как:
- укрепление материально-технической базы учреждений культуры, в т.ч. техническое и технологическое оснащение;
- создание центров культурного развития в городах с числом жителей до 300 тысяч человек;
- оснащение образовательных учреждений в сфере культуры музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами;
- создание и модернизация учреждений культурно-досугового типа в сельской местности, включая строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий.
Средств на комплектование фондов муниципальных общедоступных библиотек, на подключение библиотек к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и оцифровку фондов на 2021 и последующие годы программой не предусмотрено.
В государственной программе Тульской области "Развитие физической культуры и спорта в Тульской области" присутствуют следующие мероприятия, в рамках реализации которых предполагается выделение бюджетных средств на развитие социальной инфраструктуры муниципалитетов:
- совершенствование спортивной инфраструктуры и материально-технической базы для занятий физической культурой и массовым спортом;
- оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием.
Выделение средств на капитальный ремонт муниципальных объектов спорта г. Алексин программой не предусмотрено.
В рамках реализации государственной программы Тульской области "Комплексное развитие сельских территорий Тульской области" предусматривается регулярное выделение средств на создание и развитие социальной и инженерной инфраструктуры на сельских территориях до 2026 года включительно.
Часть мероприятий, направленных на развития территорий, прилегающих к муниципальным учреждениям социальной сферы, может получить финансирование в рамках реализации государственной программы Тульской области "Формирование современной городской среды в Тульской области". Например, в результате выполнения такого ее мероприятия, как "Формирование комфортной городской среды".
На территории г. Алексин реализуются муниципальные программы. Те из них, которые оказывают наибольшее влияние на поддержание и развитие социальной инфраструктуры, представлены в таблице 12.
Таблица 12. Муниципальные программы г. Алексин
N |
Наименование программы |
Утверждающий документ |
1. |
Образование в муниципальном образовании город Алексин |
Постановление администрации муниципального образования город Алексин от 27.12.2022 N 2423 |
2. |
Культура в муниципальном образовании город Алексин |
Постановление администрации муниципального образования город Алексин от 30.12.2022 N 2544 |
3. |
Физическая культура, спорт, молодежная политика и дополнительные меры социальной поддержки в муниципальном образовании город Алексин |
Постановление Администрации муниципального образования город Алексин от 30.12.2022 N 2541 |
4. |
Благоустройство, создание комфортных и безопасных условий для проживания и отдыха населения в муниципальном образовании город Алексин |
Постановление Администрации муниципального образования город Алексин от 30.12.2022 N 2565 |
5. |
Доступная среда в муниципальном образовании город Алексин |
Постановление Администрации муниципального образования город Алексин от 30.12.2022 N 2540 |
Программой "Образование в муниципальном образовании город Алексин" предусмотрено финансирование мероприятий комплексов процессных мероприятий "Развитие дошкольного образования", "Развитие общего образования", "Развитие дополнительного образования" и др., софинансирование региональных проектов.
Основной целью муниципальной программы "Культура в муниципальном образовании город Алексин" является сохранение, развитие культурного потенциала, обеспечение населения в услугах, предоставляемых учреждениями культуры, реализация прав граждан на получение и использование архивной информации. Финансирование на укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений культуры предусмотрено.
В рамках реализации муниципальной программы "Физическая культура, спорт, молодежная политика и дополнительные меры социальной поддержки в муниципальном образовании город Алексин" предусмотрено проведение комплекса мероприятий, направленных на формирование установок на здоровый образ жизни, пропаганду альтернативных форм досуга, строительство физкультурно-оздоровительного комплекса, в рамках подпрограммы "Организация отдыха, оздоровления и временной занятости детей" обеспечение детей и подростков современными и качественными услугами отдыха и оздоровления, проведение мероприятий по подготовке к работе оздоровительных кампаний.
В программе "Благоустройство, создание комфортных и безопасных условий для проживания и отдыха населения в муниципальном образовании город Алексин" предусмотрено выделение средств на реализацию мероприятий, связанных с благоустройством общественных территорий.
Программой "Доступная среда в муниципальном образовании город Алексин" в 2021 году было предусмотрено выделение средств на увеличение доступности для инвалидов социальных объектов и услуг.
В целом можно констатировать, что нормативно-правовая база федерального, регионального и местного уровней, необходимая для функционирования и развития социальной инфраструктуры г. Алексин сегодня сформирована и требует только периодического контроля и корректировки, связанной с изменением социально экономической ситуации в Российской Федерации, Тульской области, г. Алексин. Внесение дополнений и изменений в данную программу, а также разработка программ развития социальной инфраструктуры в дальнейшем, требуют разработки и внедрения системы контроля исполнения и корректировки муниципальных программ г. Алексин. Оценка реализации программ базируется на системе показателей, контрольные значения в разрезе которых устанавливаются на каждый год их реализации и могут быть агрегированы в показатели развития муниципального образования, используемые в отчетах представителей органов местного самоуправления перед жителями города и органами регионального и федерального уровней управления.
III. Перечень мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию,
строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры
Перечень мероприятий, направленных на строительство и реконструкцию объектов социальной инфраструктуры, представлен в таблице 13.
Объектом, работы на котором предполагается вести при наличии финансирования в 2027 - 2028 годах, является оздоровительный лагерь "Солнечный", расположенный в д. Айдарово. Необходимо отметить, что в 2020 - 2021 годах проведены значительные по объему работы на общую сумму 26,4 млн. рублей, включающие:
- капитальный ремонт здания и кровли столовой;
- капитальный ремонт спального корпуса на 80 мест;
- разработку проектно-сметной документации;
- выполнение геодезических, геологических и экологических изысканий.
- проектирование строительства 3 новых корпусов и медицинского блока (получено положительное заключение).
- восстановление периметрального ограждения территории.
- восстановление периметрального освещения территории.
- промывка сетей канализации и ремонт септика.
- прокладка сетей ХВС к планируемым к строительству новым зданиям и медицинскому блоку.
- ремонт электроснабжения здания столовой.
- ремонт электроснабжения жилого здания на 64 места.
- ремонт электроснабжения 2-х жилого здания.
С учетом демографических тенденций, текущего состояния и вместимости объектов социальной инфраструктуры, отсутствия у органов местного самоуправления планов по выводу действующих объектов из эксплуатации, необходимость в активном проектировании, строительстве и реконструкции объектов социальной инфраструктуры г. Алексин в период до 2030 года отсутствует.
Таблица 13. Мероприятия, направленные на
развитие социальной инфраструктуры г. Алексин
N |
Наименование мероприятия |
Источник финансового обеспечения |
Расходы (тыс. руб.)*, годы |
|||||
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026-2031 |
|||
1. |
Строительство детского сада на 60 мест (в рамках регионального проекта "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" национального проекта "Демография") |
Федеральный бюджет |
25350 |
2467,3 |
|
|
|
|
Бюджет Тульской области |
33887,2 |
3298,2 |
|
|
|
|
||
Бюджет МО город Алексин |
7353,1 |
715,7 |
|
|
|
|
||
2. |
Укрепление материально-технической базы муниципального бюджетного учреждения оздоровительный лагерь "Солнечный" (в рамках подпрограммы "Организация отдыха и оздоровления детей в Тульской области" государственной программы Тульской области "Улучшение демографической ситуации и поддержка семей, воспитывающих детей в Тульской области") |
Федеральный бюджет |
|
|
|
|
|
138136,6 |
Бюджет Тульской области |
12687,8 |
|
|
|
|
8291,3 |
||
Бюджет МО город Алексин |
2565,6 |
|
|
|
|
1479,1 |
* Объемы расходов на выполнение мероприятий программы могут уточняться ежегодно в процессе исполнения, а также при формировании бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
IV. Оценка объемов и источников финансирования
мероприятий (инвестиционных проектов) по
проектированию, строительству и реконструкции
объектов социальной инфраструктуры
Исходя из информации, представленной в таблице 13, и программных документов, в соответствии с которыми проводятся мероприятия, направленные на развитие социальной инфраструктуры г. Алексин, общий объем финансовых ресурсов, которые предполагается израсходовать на достижение указанных целей, составляет 236 231,9 тыс. рублей (в том числе средства федерального бюджета - 165 953,9 тыс. рублей; средства бюджета Тульской области - 58 164,5 тыс. рублей; средства муниципального бюджета - 12 113,5 тыс. руб.). Из них 30,9% приходится на строительство детского сада в г. Алексин и 69,1% - на развитие материально-технической базы муниципального бюджетного учреждения оздоровительный лагерь "Солнечный".
Дополнительно необходимо каждый год учитывать в расходах бюджета г. Алексин затраты на текущий ремонт действующих объектов социальной инфраструктуры. Объем этих затрат зависит от возможностей муниципального бюджета, участия в мероприятиях государственных программ Тульской области и региональных проектах и оценки стоимости тех мероприятий, которые предполагается провести на объектах муниципальной социальной инфраструктуры. Очередность, как это и было указано выше, определяется исходя из следующих условий:
- состояние объектов муниципального недвижимого имущества - приоритетным является ремонт зданий, в которых имеется наибольшее количество проблемных элементов или возникшие проблемы могут оказать существенное негативное воздействие на деятельность всего учреждения;
- значимость объектов для населения и социальной сферы города - приоритет отдается учреждениям дошкольного и общего образования.
Софинансирование текущих ремонтов может быть получено в рамках реализации федеральных и региональных программ, что делает необходимым построение системы регулярного мониторинга утверждения и корректировки программных документов, принимаемых на указанных уровнях управления. Также возможна активизация работы с частными лицами, коммерческими организациями (прежде всего крупными предприятиями, работающими на территории города) и благотворительными структурами, которые могут предоставить ресурсы, необходимые для осуществления ремонтных работ. Инструментом, позволяющим аккумулировать необходимые средства, может выступать специально созданная некоммерческая организация - фонд поддержки развития социальной инфраструктуры.
V. Целевые индикаторы Программы, включающие
технико-экономические, финансовые и социально-экономические
показатели развития социальной инфраструктуры
Целевыми индикаторами реализации программы являются данные о достижении целевых индикаторов, приведенных в таблице 14, а также о полном исполнении запланированных мероприятия "Укрепление материально-технической базы муниципального бюджетного учреждения оздоровительный лагерь "Солнечный":
к 31.12.2028 строительство 3 корпусов (по 35 мест) и медицинского блока.
Промежуточными индикаторами, достижение контрольных значений которых в установленные соответствующими программами, контрактами и иными подобными документами сроки, будет свидетельствовать о том, что значения целевых индикаторов будут достигнуты в отчетном периоде, могут являться: получение (выделение) средств, завершение конкурсных процедур, начало работ и завершение их основных этапов.
Таблица 14. Целевые индикаторы программы
развития социальной инфраструктуры
N |
Наименование целевого индикатора |
Ед. измерения |
Значение целевого индикатора по годам |
|||||
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026-2031 |
|||
1 |
Обеспечение нормативной потребности населения в учреждениях образования, в том числе: |
|||||||
1.1 |
обеспечение нормативной потребности населения в дошкольных образовательных учреждениях |
Кол-во мест на 1000 детей в возрасте от 1 до 7 лет |
890 |
950 |
950 |
950 |
950 |
950 |
1.2 |
охват детей в возрасте от 1 до 7 лет дошкольным образованием |
% |
70 |
70 |
70 |
70 |
72 |
75 |
1.3 |
обеспечение нормативной потребности населения в общеобразовательных учреждениях |
Кол-во мест на 1000 обучающихся в возрасте от 6,5 до 18 лет |
1330 |
1330 |
1330 |
1330 |
1330 |
1330 |
1.4 |
доля детей школьного возраста, обеспеченных ученическими местами для занятий в школе в одну смену |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
1.5 |
число детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам |
% |
75 |
75 |
79 |
79 |
79 |
79 |
2 |
Обеспечение нормативной потребности населения в объектах культуры, в том числе: |
|||||||
2.1 |
обеспечение нормативной потребности населения в учреждениях клубного типа |
Мест/1000 человек |
2184 |
2184 |
2184 |
2184 |
2184 |
2184 |
2.2 |
обеспечение нормативной потребности населения в музеях |
2 шт./поселение |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2.3 |
вместимость клубов |
мест |
1230 |
1230 |
1230 |
1230 |
1230 |
1230 |
2.4 |
вместимость библиотек |
мест |
540 |
540 |
540 |
540 |
540 |
540 |
3 |
Обеспечение нормативной потребности населения в объектах физической культуры и массового спорта, в том числе: |
|||||||
3.1 |
обеспечение нормативной потребности населения в плоскостных сооружениях |
кв. м/1000 человек |
798,9 |
798,9 |
798,9 |
798,9 |
798,9 |
798,9 |
3.2 |
обеспечение нормативной потребности населения в спортивных залах |
кв. м/1000 человек |
193,6 |
193,6 |
193,6 |
215,6 |
215,6 |
215,6 |
4 |
Обеспечение нормативной потребности населения в объектах организации отдыха и оздоровления детей, в том числе: |
|||||||
4.1 |
вместимость муниципальных загородных оздоровительных лагерей |
мест |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
120 |
VI. Оценка эффективности мероприятий, включенных в Программу
Оценить эффективность предложенных в данной программе мероприятий будет возможно на основании изменения целевых индикаторов обеспеченности нормативной потребности населения (таблица 14).
Дополнительно необходимо отметить возможность повышения качества обслуживания детей в детских садах в связи с планируемым снижением нагрузки на каждое учреждение в результате открытия нового учреждения и снижения количества получателей услуги, в том числе за счет предоставления дополнительных услуг в области спорта, искусства и иного творчества.
При реализации программы к 2031 году ожидается достижение целевого значения доступности и обеспеченности объектами социальной инфраструктуры жителей городского округа в сфере образования, культуры, физической культуры и массового спорта в соответствии с нормами градостроительного проектирования, в том числе:
1. В сфере образования:
- обеспечение 950 мест в дошкольных образовательных учреждениях на 1000 детей в возрасте от 1 года до 7 лет;
- увеличение охвата детей в возрасте от 1 до 7 лет дошкольным образованием, до 75%;
- обеспечение 1310 мест в общеобразовательных учреждениях на 1000 детей в возрасте от 6,5 до 18 лет;
- обеспечение 100% детей школьного возраста ученическими местами для занятий в школе в одну смену;
- увеличение доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, до 79%.
2. В сфере культуры:
- обеспечение не менее 2184 мест в учреждениях клубного типа на 1000 человек населения;
- обеспечение нормативной потребности населения в музеях - наличие не менее 2 музеев на городской округ;
- обеспечение не менее 1230 мест в клубах и не менее 540 мест в библиотеках.
3. В сфере физической культуры и массового спорта:
- обеспечение не менее 798,9 кв. м плоскостных сооружений на 1000 человек населения;
- обеспечение не менее 215,6 кв. м на 1000 человек населения спортивными залами.
4. В сфере организации отдыха и оздоровления детей:
- обеспечение не менее 120 мест в муниципальных загородных оздоровительных лагерях.
Инструментами оценки эффективности реализации программы также может служить достижение значений показателей, установленных в программных и плановых документах муниципального образования город Алексин, а также Тульской области и Российской Федерации в целом.
VII. Предложения по совершенствованию нормативно-правового и
информационного обеспечения развития социальной инфраструктуры,
направленные на достижение целевых показателей программы
Исходя из перечня указанных выше нормативных актов и документов стратегического планирования, можно сделать вывод, что нормативно-правовая база развития социальной инфраструктуры, включающая законодательные и прочие акты федерального и регионального уровней, в г. Алексин сегодня является достаточно полной и не требует внесения изменений на современном этапе развития.
Однако, необходимость поддержания актуальности правового обеспечения развития, предъявляет требования к построению системы контроля социально-экономической ситуации, основу которой составляет осуществляемая сегодня прогностическая, программная (бюджетная) и отчетная деятельность органов местного самоуправления. Результатом работы такой системы становится корректировка муниципальных стратегических и нормативных документов в соответствии с изменениями внутренней и внешней ситуации, особенно в случаях, когда происходящие изменения не позволяют достичь запланированных ранее значений ключевых показателей.
Также органы местного самоуправления могут, в случае обнаружения несоответствия между поставленными целями и возможностями их достижения, особенно в случаях существенных изменений во внутристрановой и международной социально-экономической ситуации, выйти с нормотворческой инициативой на региональный и федеральный уровни власти, в том числе с предложениями о корректировке принятых стратегических документов и нормативно-правовых актов.
Информационное обеспечение развития социальной инфраструктуры г. Алексин, основные направления развития которого представлены на рисунке 2, также требует периодического анализа средств донесения информации до жителей и гостей города, в том числе и потенциальных. Примерами таких средств могут служить: социальные сети, наиболее популярные пользователи и сообщества в них, сайты организаций и агрегаторов различных товаров и услуг, популярные приложения для мобильных устройств и т.п. Объявления о проводимых мероприятиях, предполагающих большое количество участников и зрителей, могут быть размещены на популярных в городе радиостанциях или специализированных рекламных конструкциях. При этом не следует забывать о стандартных средствах донесения информации, особенно до более возрастной аудитории: газеты, телевиденье, объявления в общедоступных местах. Также необходимо информировать посетителей и получателей услуг муниципальных учреждений о проводимых этими учреждениями мероприятиях, путем размещения объявлений как в самих учреждениях, так и на их официальных сайтах.
Рисунок 2. Направления развития информационного
обеспечения социальной инфраструктуры г. Алексин
Необходимо информировать жителей о тех мероприятиях, которые проводятся в целях поддержания или развития объектов социальной инфраструктуры. Это позволит не только обеспечивать более полную загрузку объектов, но и будет способствовать созданию позитивного имиджа учреждений, органов управления и города в целом, показывать современным и потенциальным жителям, что город развивается, улучшаются условия жизни в нем.
Развитие туристического потенциала, кроме создания мест, интересных для различных групп посетителей, осуществляется посредством информирования потенциальных туристов о местных достопримечательностях, объектах отдыха и размещения, и т.д. Учитывая сложившийся туристический потенциал г. Алексин, акцент можно сделать на спортивном туризме - уровень развития соответствующей инфраструктуры города можно оценить, как достаточно высокий. Его дальнейшее повышение позитивно скажется на оказании спортивных и сопутствующих услуг жителям города, что будет являться дополнительным стимулом к переезду в г. Алексин родителей, заинтересованных в спортивном развитии детей, а также молодежи, активно занимающейся спортом.
Расширение представительства в сети интернет (посредством развития сайтов) и в основных социальных сетях органов местного самоуправления (в том числе управляющих развитием социальной сферы), а также муниципальных организаций социальной сферы, предполагает перенос акцентов на:
- информирование об оказываемых услугах;
- информирование о проводимых мероприятиях, особенно предполагающих участие, в том числе в качестве зрителей, широкого круга лиц;
- выявление мнения получателей услуг об их качестве и перспективных направлениях развития, в том числе, о необходимости внедрения в перечни услуг новых видов, отвечающих изменениям социально-экономической ситуации;
- активизацию передачи позитивной информации от действующих пользователей потенциальным.
Одним из наиболее значимых направлений деятельности в информационной сфере остается указанный выше регулярный поиск федеральных и региональных проектов и программ, участие в реализации которых позволяет развивать социальную инфраструктуру, а также работа с населением, коммерческими и благотворительными организациями, которые могут предоставлять финансовые средства, имущество и иные ресурсы, необходимые для развития материально-технической базы муниципальных учреждений социальной сферы.
Логичным является определение сотрудников органов местного самоуправления (особенно действующих в социальной сфере) и муниципальных учреждений, ответственных за поиск информации о вновь принятых или актуализированных программах и проектах, и сотрудников, осуществляющих взаимодействие с коммерческими и некоммерческими организациями, по вопросам привлечения в социальную сферу города дополнительных ресурсов.
VIII. Заключительные положения
В случае появления в период реализации данной программы новых проектов, направленных на развитие социальной инфраструктуры г. Алексин, или планов, направленных на дальнейшее развитие (включая капитальный ремонт) указанных здесь объектов, в ее текст (разделы I, III, IV и V) вносятся соответствующие дополнения.
Основными рисками, реализация которых может не позволить выполнить программные мероприятия в полном объеме, являются:
- бюджетный, в т.ч. недофинансирование программы из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- ценовой (инфляционный) - значительное изменение стоимости товаров и услуг, используемых в процессе реализации программы, что не позволит завершить работы в рамках утвержденных объемов финансовых ресурсов;
- возникновение форс-мажорных обстоятельств.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации муниципального образования город Алексин Тульской области от 14 июня 2023 г. N 1061 "О внесении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.