Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Утверждено
постановлением
Правительства Тамбовской области
от 13.06.2023 N 483
Положение
о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (далее - положение)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение в соответствии с федеральными законами от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ)", от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон N 33-ФЗ), Положением о министерстве экологии и природных ресурсов Тамбовской области, утвержденным постановлением главы Тамбовской области от 15.12.2022 N 60, устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (далее - региональный государственный контроль (надзор).
1.2. Понятия и термины, применяемые в настоящем Положении, применяются в значениях, определенных Федеральным законом N 248-ФЗ и иными федеральными законами, регулирующими правоотношения, возникающие в связи с осуществлением регионального государственного контроля (надзора).
1.3. Предметом регионального государственного контроля (надзора) является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами на особо охраняемых природных территорий регионального значения (далее - ООПТ) и в границах их охранных зон обязательных требований, установленных Федеральным законом N 33-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Тамбовской области, в области охраны и использования ООПТ, касающихся:
режима ООПТ;
особого правового режима использования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах ООПТ;
режима охранных зон ООПТ (далее - обязательные требования).
1.4. Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется:
Тамбовским областным государственным бюджетным учреждением "Дирекция особо охраняемых природных территорий регионального значения" (далее - учреждение) в отношении управляемых им ООПТ регионального значения и их охранных зон;
министерством экологии и природных ресурсов Тамбовской области (далее - министерство) на ООПТ регионального значения и в границах их охранных зон, которые не находятся под управлением учреждения.
Перечень управляемых учреждением ООПТ определяется приказом министерства.
1.5. Должностными лицами учреждения, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля (надзора), являются:
директор;
заместитель директора;
главный эксперт;
егерь.
Должностным лицом учреждения, уполномоченным принимать решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий (далее - КНМ), является директор учреждения (далее - директор).
1.6. Должностными лицами министерства, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля (надзора), являются:
министр экологии и природных ресурсов Тамбовской области (далее - министр);
заместитель министра - начальник управления по охране окружающей среды и природопользованию министерства;
заместитель начальника управления по охране окружающей среды и природопользованию министерства;
начальник отдела государственного контроля управления по охране окружающей среды и природопользованию министерства;
заместитель начальника отдела государственного контроля управления по охране окружающей среды и природопользованию министерства;
главный консультант отдела государственного контроля управления по охране окружающей среды и природопользованию министерства;
консультант отдела государственного контроля управления по охране окружающей среды и природопользованию министерства.
1.7. Должностными лицами министерства, уполномоченными на принятие решений о проведении КНМ, являются:
министр;
заместитель министра - начальник управления по охране окружающей среды и природопользованию министерства;
заместитель начальника управления по охране окружающей среды и природопользованию министерства.
1.8. Министерство ведет учет объектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на ООПТ и в границах их охранных зон.
Получение сведений об объектах контроля осуществляется учреждением, министерством:
из информации выписок Единого государственного реестра недвижимости, Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, ежегодно запрашиваемых в срок до 31 декабря текущего года в рамках межведомственного взаимодействия уполномоченными лицами учреждения, министерства, которые ведут реестр.
Учет объектов контроля осуществляется посредством ведения реестра объектов контроля (далее - Реестр), оформленного в соответствии с формой, утвержденной министерством, размещенной на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт министерства). Актуализация Реестра (внесение объектов контроля, либо внесение изменений об объектах контроля в Реестр) осуществляется в течение 5 дней со дня получения учреждением, министерством соответствующих сведений.
Ведение Реестра осуществляется должностными лицами учреждения по управляемым им объектам контроля на ООПТ и их охранных зонах и должностными лицами министерства по объектам контроля на ООПТ и в границах их охранных зон, которые не находятся под управлением учреждения.
Реестр размещается на официальном сайте министерства в течение 10 дней после его актуализации.
Сведения об объектах контроля (надзора) вносятся должностными лицами министерства в государственную информационную систему "Типовое облачное решение контрольной (надзорной) деятельности".
1.8. Министерство и учреждение осуществляют учет следующих объектов регионального государственного контроля (надзора):
деятельность, действия (бездействие) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан в границах ООПТ и их охранных зон;
здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и (или) пользовании граждан и организаций, к которым предъявляются обязательные требования.
2. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования ООПТ
2.1. Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Министерство, учреждение для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) при выборе профилактических мероприятий и КНМ относят объекты регионального государственного контроля (надзора) к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
средний риск;
умеренный риск;
низкий риск.
Отнесение объектов контроля к одной из предусмотренных настоящим Положением категории риска осуществляется министерством, учреждением ежегодно при формировании плана проведения плановых КНМ (далее - План) и при формировании программы профилактики рисков на основе сопоставления его характеристик с утвержденными критериями отнесения объектов контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба) в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора), приведенными в приложении к настоящему Положению.
В случае если объект контроля не отнесен министерством, учреждением к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.
2.2. Периодичность плановых КНМ определяется по каждому виду КНМ, определенных пунктом 4.1 настоящего Положения, для каждой категории риска:
для категории среднего риска:
инспекционный визит - 1 раз в 4 года;
рейдовый осмотр - 1 раз в 4 года;
документарная проверка - 1 раз в 4 года;
выездная проверка - 1 раз в 4 года;
для категории умеренного риска:
инспекционный визит - 1 раз в 5 лет;
рейдовый осмотр - 1 раз в 5 лет;
документарная проверка - 1 раз в 5 лет;
выездная проверка - 1 раз в 5 лет.
Плановые КНМ в отношении объектов регионального государственного контроля (надзора), отнесенных к категории низкого риска, не проводятся.
3. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
3.1. Профилактические мероприятия проводятся министерством, учреждением в соответствии с ежегодно утверждаемой программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
3.2. При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) министерство, учреждение проводят следующие профилактические мероприятия:
информирование;
обобщение правоприменительной практики;
объявление предостережения;
консультирование;
профилактический визит.
3.3. Министерство, учреждение осуществляют информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.
3.4. По итогам обобщения правоприменительной практики министерством обеспечивается подготовка ежегодного доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики министерства, учреждения.
В целях публичного обсуждения проект доклада о правоприменительной практике размещается на официальном сайте министерства с указанием срока публичного обсуждения и указанием адреса электронной почты для направления предложений и замечаний.
По истечении срока публичного обсуждения министерство дорабатывает проект доклада с учетом поступивших предложений и замечаний.
Доклад о правоприменительной практике до 01 марта года, следующего за отчетным, утверждается приказом министерства и размещается на официальном сайте министерства в течение 2 рабочих дней с даты его утверждения.
Результаты обобщения правоприменительной практики включаются в ежегодный доклад министерства о состоянии государственного контроля (надзора), который размещается до 15 марта года, следующего за отчетным, в информационной системе Министерства экономического развития Российской Федерации monitoring.ar.gov.ru и на официальном сайте министерства.
3.5. В случае наличия у министерства и учреждения сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям, либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, министерство, учреждение объявляют контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагают принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Контролируемое лицо вправе в течение 15 дней с даты после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать в министерство, учреждение возражение в отношении указанного предостережения.
Возражения направляются контролируемым лицом на бумажном носителе либо в виде электронного документа, подписанного в порядке, представленном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
Возражения должны содержать следующую информацию:
сведения о контролируемом лице;
дату и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований с приложением документов, подтверждающих обоснованность своей позиции, или их заверенных копий (если контролируемое лицо считает это необходимым), либо в согласованный срок представить их в министерство;
способ получения ответа по итогам рассмотрения возражения;
дату направления возражения.
Возражение рассматривается министерством, учреждением в течение 20 рабочих дней со дня получения возражения.
По результатам рассмотрения возражения министерство, учреждение принимает одно из следующих решений:
удовлетворяет возражение и отменяет объявленное предостережение;
отказывает в удовлетворении возражения в случае необоснованности представленных возражений.
Мотивированный ответ о результатах рассмотрения возражения направляется контролируемому лицу в течение 3 рабочих дней после принятия решения.
Результаты рассмотрения возражений на объявленные предостережения учитываются вместе с предостережениями в журнале учета предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований. Соответствующие данные используются министерством, учреждением для проведения иных профилактических мероприятий и КНМ.
3.6. Консультирование (разъяснение по вопросам, связанным с организацией и осуществлением регионального государственного контроля (надзора) осуществляется должностными лицами министерства, учреждения по обращениям контролируемых лиц и их представителей без взимания платы.
Консультирование осуществляется должностными лицами министерства и учреждения по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме, либо в ходе проведения профилактического мероприятия, КНМ.
Консультирование в устной и письменной форме осуществляется по следующим вопросам:
соблюдение обязательных требований;
периодичность и порядок проведения КНМ;
проведение мероприятий по устранению нарушений, выявленных в ходе КНМ;
основания для включения поднадзорных объектов в план проведения плановых проверок;
порядок обжалования решений должностных лиц министерства и учреждения их действий (бездействий).
Консультирование в письменной форме по указанным вопросам осуществляется в случае поступления от контролируемого лица запроса о предоставлении письменного ответа в сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В случае если в течение календарного года поступило 5 и более однотипных (по одним и тем же вопросам) обращений от различных контролируемых лиц и их представителей, консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения на официальном сайте министерства письменных разъяснений, подписанных министром, директором учреждения, без указания в таких разъяснениях сведений, отнесенных к категории ограниченного доступа.
Учет консультирований ведется в журнале учета консультирований.
3.7. Профилактический визит проводится должностными лицами министерства, учреждения в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица, либо путем использования видео-конференц-связи.
Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в контролируемой сфере. Министерство, учреждение обязано предложить таким контролируемым лицам проведение профилактического визита не позднее, чем в течение 1 года с момента начала их деятельности.
О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.
Уведомление о проведении обязательного профилактического визита направляется в адрес контролируемого лица его личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) Портале государственных и муниципальных услуг Тамбовской области в форме электронного документа или почтовым отправлением с уведомлением о получении в случае направления на бумажном носителе.
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом должностное лицо, направившее уведомление о проведении обязательного профилактического визита не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.
Обязательный профилактический визит проводится в течение 1 рабочего дня.
4. Виды КНМ, осуществляемых в рамках регионального государственного контроля (надзора), и перечень допустимых контрольных (надзорных) действий в составе каждого КНМ
4.1. В рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) министерством, учреждением осуществляются следующие КНМ при взаимодействии с контролируемыми лицами:
инспекционный визит;
рейдовый осмотр;
документарная проверка;
выездная проверка.
В рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) министерством, учреждением без взаимодействия с контролируемыми лицами осуществляется:
выездное обследование;
наблюдение за соблюдением обязательных требований.
4.2. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия (далее - КНД):
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
инструментальное обследование;
истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
4.3. В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие КНД:
осмотр;
досмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
отбор проб (образцов);
инструментальное обследование.
4.4. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие КНД:
получение письменных объяснений;
истребование документов.
4.5. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие КНД:
осмотр;
досмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
отбор проб (образцов);
инструментальное обследование.
4.6. В ходе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектах могут осуществляться следующие КНД:
осмотр;
отбор проб (образцов);
инструментальное обследование.
4.7. В ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторингом безопасности) проводится сбор, анализ данных об объектах контроля, имеющихся у министерства, учреждения в том числе данных, которые поступают в министерство в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", иных общедоступных данных.
При наблюдении за соблюдением обязательных требований (мониторинге безопасности) на контролируемых лиц не могут возлагаться обязанности, не установленные обязательными требованиями.
4.8. Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать:
50 часов для малого предприятия;
15 часов для микропредприятия.
4.9. При проведении инспекционного визита, рейдового осмотра и выездной проверки в рамках КНД (осмотр, опрос, отбор проб (образцов), инструментальное обследование) в случае выявления нарушений обязательных требований должностное лицо министерства, должностное лицо учреждения для фиксации доказательств нарушений обязательных требований может использовать фотосъемку, аудио- и видеозапись. При проведении документарной проверки должностное лицо министерства, должностное лицо учреждения для фиксации доказательств нарушений обязательных требований может использовать технические средства копирования, находящиеся в распоряжении должностного лица министерства, должностного лица учреждения.
Решение о необходимости использования фотосъемки, аудио- и видеозаписи, а также технических средств копирования доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении КНМ принимается должностным лицом министерства, должностным лицом учреждения самостоятельно.
Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении министерства и учреждения технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи (фотоаппарат, сотовый телефон, копировальный аппарат, сканер).
При проведении фото- и видеофиксации должны соблюдаться следующие требования:
фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем двумя снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований;
аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения КНМ непрерывно с уведомлением контролируемого лица в начале записи и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи;
в ходе записи подробно фиксируются и указываются место и событие, имеющегося нарушения обязательных требований;
информация о проведении фото-, аудио- и видеозаписи отражается в акте КНМ с указанием типа и марки оборудования, с помощью которого проводилась фиксация;
фото-, аудио- и видеоматериалы являются приложением к акту КНМ.
4.10. КНМ проводятся на плановой и внеплановой основе.
4.11. Плановые КНМ проводятся на основании Плана с периодичностью, предусмотренной пунктом 2.2 настоящего Положения.
4.12. Внеплановые КНМ проводятся по следующим основаниям:
наличие у министерства, учреждения сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, установленным индикаторами риска нарушения обязательных требований, утвержденными постановлением Правительства Тамбовской области, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении КНМ в отношении конкретных контролируемых лиц;
требование прокурора о проведении КНМ в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
истечение срока исполнения решения министерства, учреждения об устранении выявленного нарушения обязательных требований.
При наличии оснований, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, проводится внеплановая выездная проверка.
При наличии оснований, предусмотренных абзацами третьим, четвертым настоящего пункта, вид внепланового КНМ определяется в соответствии со статьями 62, 63 Федерального закона N 248-ФЗ.
При наличии оснований, предусмотренных абзацем пятым настоящего пункта, вид внепланового КНМ определяется в соответствии со статьей 95 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.13. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в министерство, учреждение информацию о невозможности присутствия при проведении КНМ в следующих случаях:
временной нетрудоспособности контролируемого лица;
нахождения контролируемого лица за пределами Тамбовской области (в служебной командировке, в связи с отпуском);
применения к гражданину административного или уголовного наказания, а также избрания меры пресечения в соответствии с законодательством Российской Федерации, которое делает невозможным его явку.
Информация контролируемого лица должна содержать:
описание обстоятельств, влияющих на невозможность присутствия контролируемого лица при проведении КНМ;
срок, необходимый для устранения обстоятельств, препятствующих присутствию при проведении КНМ.
При представлении указанной информации проведение КНМ переносится министерством и учреждением на срок, необходимый для устранения обстоятельств, препятствующих возможности присутствия контролируемого лица при проведении КНМ.
5. Обжалование решений министерства, учреждения, действий (бездействия) его должностных лиц
5.1. Жалоба на решение и действия (бездействие) должностных лиц министерства рассматривается министром.
Жалоба на решение и действия (бездействие) должностных лиц учреждения рассматривается директором.
Жалоба рассматривается в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации.
Срок рассмотрения жалобы может быть продлен на 20 рабочих дней министром, директором в следующих исключительных случаях:
проведение в отношении должностного лица министерства, учреждения действия (бездействие) которого обжалуются, служебной проверки по фактам, указанным в жалобе;
отсутствие должностного лица министерства, учреждения действия (бездействие) которого обжалуются, по уважительной причине (временная нетрудоспособность, отпуск, командировка);
необходимость проведения сложных и (или) длительных экспертиз.
Обязанность доказывания законности и обоснованности принятого решения и (или) совершенного действия (бездействия) возлагается на министерство, учреждение.
По итогам рассмотрения жалобы министр, директор принимает одно из следующих решений:
оставляет жалобу без удовлетворения;
отменяет решение министерства, учреждения, его должностных лиц полностью или частично;
отменяет решение министерства, учреждения полностью и принимает новое решение;
признает действия (бездействие) должностных лиц министерства, учреждения незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
5.2. Судебное обжалование решений министерства, учреждения, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.