Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Утверждены
постановлением Избирательной
комиссии Республики Калмыкия
от 9 июня 2023 г. N 21/108-7
Рекомендации
по некоторым вопросам, связанным с оформлением, приемом и проверкой подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидатов, республиканских списков кандидатов при проведении выборов депутатов Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия седьмого созыва
1. Общие положения
Статьями 37 и 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), статьями 31-33 Закона Республики Калмыкия "О выборах депутатов Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия" (далее - Закон Республики Калмыкия) установлены основные требования к порядку сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, республиканских списков кандидатов, приему и проверке подписных листов, определен порядок заполнения и заверения подписных листов и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными. Приложениями 4.1 и 5 к Федеральному закону установлены единые формы подписных листов, представляемых в соответствующие избирательные комиссии на выборах депутатов законодательного органа субъекта Российской Федерации, Постановлением Избирательной комиссии Республики Калмыкия от 9 июня 2023 года N 21/106-7 утверждены образцы заполнения подписного листа в части касающейся указания наименования Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия, наименования субъекта Российской Федерации и номера одномандатного избирательного округа .
В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона Республики Калмыкия выдвижение кандидата, республиканского списка кандидатов должно быть поддержано в одной из форм, установленных статьей 351 Федерального закона, частями 2-5 статьи 31 Закона Республики Калмыкия.
2. Организация работы избирательной комиссии
Для реализации положений частей 1 и 2 статьи 33 Закона Республики Калмыкия Избирательная комиссия Республики Калмыкия, соответствующая окружная избирательная комиссия образует рабочую группу по проверке документов, представляемых для регистрации кандидатами либо избирательными объединениями, на которые не распространяется действие частей 2-4 статьи 31 Закона Республики Калмыкия (далее - рабочая группа).
Приемка подписных листов осуществляется данной рабочей группой.
Согласно пункту 3 статьи 38 Федерального закона, части 7 статьи 33 Закона Республики Калмыкия к проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей могут привлекаться члены избирательных комиссий, осуществляющих указанную проверку, работники их аппаратов (в том числе привлеченные на период выборов), системные администраторы комплексов средств автоматизации Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" (далее - ГАС "Выборы") указанных избирательных комиссий, члены нижестоящих избирательных комиссий, системные администраторы комплексов средств автоматизации ГАС "Выборы" указанных комиссий, специалисты и эксперты из органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - орган регистрационного учета), а также иных государственных органов.
Официальная письменная информация либо официальные справки за подписью уполномоченных лиц указанных органов (их подразделений) и организаций могут служить основанием для признания недействительными сведений и данных, содержащихся в подписных листах, подписей избирателей. Письменные заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей, могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменном виде в ведомостях проверки подписных листов или в ином документе. Их оформление производится в соответствии с разделом 6 настоящих Рекомендаций.
Итоговый протокол проверки подписных листов и ведомости проверки подписей подписывает руководитель рабочей группы и не менее двух ее членов, участвовавших в этой проверке. Другие документы, подготовленные рабочей группой, включая запросы, формы, уведомления и справки, подписываются руководителем рабочей группы.
В соответствии частью 9 статьи 33 Закона Республики Калмыкия проверке подлежат все представленные каждым избирательным объединением, кандидатом подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях.
При проведении проверки подписей избирателей вправе присутствовать любой кандидат, выдвинутый по соответствующему избирательному округу и представивший установленное количество подписей избирателей, его доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидата по тому же избирательному округу и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего республиканский список кандидатов и представившего необходимое для его регистрации количество подписей избирателей.
О времени проведения проверки подписных листов соответствующая избирательная комиссия обязана сообщить указанным лицам заблаговременно.
Их информирование осуществляется письменным извещением с уведомлением (телеграмма) либо непосредственно или по телефону с фиксированием в специальном журнале передачи извещений, либо с указанием необходимой информации на бланке письменного подтверждения о получении документов.
Проверка подписных листов может осуществляться с использованием специализированного программно-технического комплекса распознания и интеллектуальной обработки оцифрованных изображений подписных листов.
Пунктом 3.1 статьи 38 Федерального закона, частью 8 статьи 33 Закона Республики Калмыкия предусмотрено использование Регистра избирателей, участников референдума (далее - Регистр) для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях.
В случае выявления расхождений между персональными данными граждан, содержащимися в подписном листе и в Регистре, либо при отсутствии в Регистре данных об избирателе, в орган регистрационного учета направляется запрос по форме, указанной в приложении N 7 к Протоколу N 1 к Соглашению о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 сентября 2016 г. N 08/14295-2016/1/8913 (с учетом изменений, внесенных Протоколом N 3 от 8 мая 2020 г.). При этом недопустимо направление в орган регистрационного учета сведений об избирателях без предварительной проверки через региональный (территориальный) фрагмент Регистра.
3. Порядок приема подписных листов и иных связанных с ними документов
Перечень избирательных документов, представляемых в Избирательную комиссию Республики Калмыкия, окружную избирательную комиссию в связи со сбором подписей избирателей в поддержку кандидата, избирательного объединения, выдвинувшего республиканский список кандидатов, определен в частях 3 и 4 статьи 33 Закона Республики Калмыкия.
Документы считаются представленными в установленный законом срок, если кандидат либо иное лицо, в соответствии с частью 10 статьи 27 Закона Республики Калмыкия, уполномоченный представитель избирательного объединения внесли оформленные в соответствии с требованиями Федерального закона, Закона Республики Калмыкия документы, в том числе все подписные листы, в помещение соответствующей избирательной комиссии до истечения установленного срока. При этом избирательная комиссия, принимающая документы, должна обеспечить беспрепятственный проход лиц, представляющих документы, в помещение избирательной комиссии.
При приеме указанных документов проверяется наличие документов, необходимых для регистрации кандидата, республиканского списка кандидатов, а также их соответствие утвержденной форме и отражение в них всех необходимых данных.
Подписные листы должны быть пронумерованы и сброшюрованы в виде папок. Нумерация подписных листов в пределах каждой папки должна начинаться с "1" и быть сквозной.
При брошюровании подписных листов в поддержку выдвижения кандидата по одномандатному избирательному округу либо республиканского списка кандидатов в каждой папке должно быть сброшюровано не более 100 листов.
Подшивка подписных листов помещается в плотную обложку и прошивается вместе с обложкой. Прошивание осуществляется таким образом, чтобы полностью были видны все данные подписного листа.
Способ брошюровки не должен позволять без ее видимых повреждений осуществлять раскрепление и изъятие подписных листов.
Концы прошивочной нити (шнура, шпагата) выводятся на оборотную сторону обложки, фиксируются наклеиванием бумажной накладки (круглой, квадратной, прямоугольной или иной формы), на которую ставится подпись кандидата либо подпись уполномоченного представителя избирательного объединения и печать избирательного объединения.
В отношении подписных листов проверяется соответствие количества подписных листов, указанного в протоколе об итогах сбора подписей, их фактическому количеству путем полистного пересчета, при этом проверяется наличие и правильность нумерации подписных листов.
В случае выявления нарушений нумерации подписных листов они устраняются кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, с обязательным заверением своей подписью внесенных изменений, в следующем порядке: при наличии нескольких подписных листов с одинаковыми порядковыми номерами каждому подписному листу присваивается соответствующий индекс (например: 50-1, 50-2, 50-3); при пропуске подписного листа с очередным порядковым номером предыдущему подписному листу присваивается сдвоенный или строенный номер (например: 10-11, 10-11-12).
В случае, если по результатам проверки соответствия количества подписных листов либо подписей избирателей, указанных в протоколе об итогах сбора подписей, их фактическому количеству выявлены расхождения, то кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения вправе с использованием представленного протокола об итогах сбора подписей избирателей в машиночитаемом виде оформить его заново (в том числе произвести распечатку протокола на оборудовании соответствующей избирательной комиссии).
После завершения данной проверки каждая папка с подписными листами заверяется печатью соответствующей избирательной комиссии.
Протокол об итогах сбора подписей регистрируется в порядке, установленном инструкцией по делопроизводству для регистрации входящих документов. В случае оформления кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения нового уточненного протокола, он регистрируется как приложение к ранее представленному протоколу об итогах сбора подписей1.
Число записей в протоколе об итогах сбора подписей должно равняться числу представленных папок с подписными листами. В графе 4 протокола об итогах сбора подписей должно быть указано количество подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, республиканского списка кандидатов без учета исключенных подписей. В графе 5 протокола об итогах сбора подписей должно быть указано количество исключенных (вычеркнутых) подписей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, республиканского списка кандидатов.
Подписные листы, и светокопия документа, подтверждающего факт оплаты изготовления подписных листов, регистрируются как приложение к протоколу об итогах сбора подписей.
В части оформления папок с подписными листами, представляемых в соответствующую избирательную комиссию, также рекомендуется на лицевой стороне обложки каждой папки указывать номер папки, количество подписных листов в папке, количество подписей избирателей, в случае выдвижения кандидата по одномандатному избирательному округу - на лицевой стороне обложки каждой папки необходимо указывать фамилию, имя, отчество кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, номер одномандатного избирательного округа, в случае выдвижения избирательным объединением республиканского списка кандидатов - на лицевой стороне обложки каждой папки необходимо указывать наименование избирательного объединения.
4. Порядок проверки подписных листов
Проверке подлежат все подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах.
Согласно пункту 1.1 статьи 38 Федерального закона, части 6 статьи 6 Закона Республики Калмыкия после представления подписных листов в соответствующую избирательную комиссию внесение в них каких-либо изменений не допускается.
Проверяются все сведения об избирателях, внесенные в подписной лист и лицах, заверявших подписной лист, эти сведения первоначально проверяются с использованием Регистра.
Проверка подписных листов осуществляется путем последовательного изучения всех содержащихся в них сведений.
По результатам проверки подпись может быть признана недостоверной и (или) недействительной. Основания для признания подписи недостоверной или недействительной установлены пунктами 6.3 и 6.4 статьи 38 Федерального закона, частями 13 и 14 статьи 33 Закона Республики Калмыкия.
Подпись может быть признана членами рабочей группы недействительной самостоятельно либо на основании заключения эксперта, либо на основании справки уполномоченного органа.
Подпись может быть признана членами рабочей группы недостоверной на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей.
Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных им исследований, в соответствии со своими специальными знаниями.
Если территория одномандатного избирательного округа включает в себя территории нескольких муниципальных образований либо части территорий муниципальных образований, проверка сведений об избирателях осуществляется рабочей группой с использованием КСА ГАС "Выборы" нижестоящих территориальных избирательных комиссий, действующих на соответствующих территориях одномандатных избирательных округов. В данном случае в состав рабочей группы целесообразно включать членов соответствующей территориальной избирательной комиссии и (или) системного администратора КСА ГАС "Выборы". Для проверки сведений об избирателях, указавших адреса места жительства на территории действия нижестоящих территориальных избирательных комиссий, членам рабочей группы соответствующей территориальной избирательной комиссии передаются отсканированные копии подписных листов. При этом окружная избирательная комиссия информирует кандидата о дате, времени и месте проведения проверки подписных листов.
При выявлении расхождений между персональными данными граждан, содержащимися в подписном листе и в Регистре, либо при отсутствии в Регистре таковых направляется запрос в орган регистрационного учета в порядке, установленном разделом 2 настоящих Рекомендаций.
На основании справки, иной письменной информации (официального ответа на запрос избирательной комиссии), подписанной уполномоченным лицом органа регистрационного учета, подтверждающей недействительность данных, указанных в подписном листе, подпись признается недействительной.
Если специальных знаний эксперта достаточно для дачи заключения без направления запроса в соответствующий орган, то подпись может быть признана недействительной на основании его заключения.
5. Основания признания подписей недостоверными и (или) недействительными
Согласно пункту 6.3 статьи 38 Федерального закона, части 13 статьи 33 Закона Республики Калмыкия недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, за исключением случая, когда избиратель является инвалидом и в связи с этим не имел возможности самостоятельно поставить в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, в связи с чем воспользовался для этого помощью другого избирателя, что отражается в подписном листе.
Согласно части 14 статьи 33 Закона Республики Калмыкия недействительная подпись - подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей и (или) оформления подписного листа. Исчерпывающие основания для признания подписей недействительными установлены пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона, частью 14 статьи 33 Закона Республики Калмыкия.
Дополнительные разъяснения по вопросу признания подписей недействительными приведены в подразделе 3.2 Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 9 июня 2021 г. N 9/75-8.
Если подпись избирателя может быть признана недействительной по нескольким основаниям, то в ведомости проверки могут быть указаны все основания. Однако при определении общего количества недостоверных и (или) недействительных подписей эта подпись учитывается только один раз.
6. Оформление результатов проверки подписных листов
В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона, частью 19 статьи 33 Закона Республики Калмыкия результаты проверки подписных листов вносятся в ведомости проверки подписных листов (далее - ведомость проверки), в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей.
На каждую проверяемую папку целесообразно составлять отдельную ведомость проверки, которая может быть на одном или нескольких листах. Листы ведомости проверки нумеруются. Форма ведомости проверки приведена в приложении N 3 к настоящему постановлению.
Для удобства и быстроты заполнения ведомостей проверки основания признания подписей недостоверными и (или) недействительными указываются в виде кодов нарушений. Таблица с перечнем кодов нарушений приведена в приложении N 1 к настоящим Рекомендациям.
Каждый лист ведомости проверки в обязательном порядке подписывается проверяющим, а в случае, если недостоверной (недостоверными) или недействительной (недействительными) подпись (подписи) признается (признаются) на основании заключения (заключений) эксперта (экспертов), также всеми экспертами, осуществлявшими работу с соответствующими подписными листами.
Законодательство Российской Федерации о выборах не содержит требований к форме заключения эксперта. Заключение эксперта может быть изложено в ведомости проверки подписных листов, то есть подпись эксперта, в том числе эксперта-почерковеда, поставленная в ведомости проверки подписного листа, в которой указаны номер папки, номер листа в папке, номер строки, а также основания для признания подписи недостоверной и (или) недействительной, может являться его письменным заключением2.
Вместе с тем заключение эксперта-почерковеда может быть выполнено также в виде отдельного документа (справки). Этот документ (справка) должен содержать все необходимые реквизиты (дату, номер, подпись, фамилию, имя, отчество кандидата, наименование избирательного объединения, подписные листы которого исследовались, а также указание на номера папок, подписных листов, строк в подписном листе). В этом случае выводы, содержащиеся в документе (справке), переносятся в ведомость проверки подписных листов проверяющим, а данный документ (справка) прилагается к ведомости проверки. При этом ведомость проверки экспертом может не подписываться.
В случае, если Избирательная комиссия Республики Калмыкия или окружная избирательная комиссия направляла запрос в уполномоченный орган для проверки соответствия действительности указанных в подписном листе сведений, то после получения официального ответа при наличии оснований проверяющий вносит соответствующие данные о признании подписей недействительными в ведомость проверки.
7. Составление итогового протокола проверки подписных листов
В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона, частью 19 статьи 33 Закона Республики Калмыкия по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми.
Итоговый протокол проверки подписных листов по каждому представившему их избирательному объединению, кандидату формируется на основании информации, содержащейся в ведомостях проверки.
Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, республиканского списка кандидатов.
Если по завершении проверки количества достоверных подписей избирателей недостаточно для регистрации кандидата, республиканского списка кандидатов то по запросу кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения им одновременно с заверенной копией итогового протокола передаются заверенные руководителем рабочей группы копии ведомостей проверки подписных листов, а также копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. К таким документам относятся официальные ответы на запросы, а также заключения экспертов-почерковедов (если они составлялись в виде отдельного документа).
Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией решения о регистрации кандидата, республиканского списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, республиканского списка кандидатов может быть осуществлена только судом или вышестоящей комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона, частью 6 статьи 73 Закона Республики Калмыкия.
Выдаваемая копия итогового протокола проверки подписных листов и прилагаемые документы регистрируются как исходящий документ в порядке, установленном инструкцией по делопроизводству в соответствующей избирательной комиссии.
8. Рассмотрение возражений кандидатов
После получения итогового протокола кандидат, его доверенное лицо, уполномоченный представитель избирательного объединения, доверенное лицо избирательного объединения могут представить в рабочую группу письменные возражения в случае несогласия с выводами о признании подписи недостоверной (недействительной). Возражения рассматриваются рабочей группой, результаты их рассмотрения учитываются при рассмотрении вопроса о регистрации кандидата, республиканского списка кандидатов на заседании соответствующей избирательной комиссии.
Если возражения поступили в день рассмотрения вопроса о регистрации кандидата, республиканского списка кандидатов, они могут быть рассмотрены непосредственно на заседании соответствующей избирательной комиссии.
9. Подготовка документов для рассмотрения на заседании Избирательной комиссии Республики Калмыкия, окружной избирательной комиссии
Составленный рабочей группой итоговый протокол проверки подписных листов представляется в Избирательную комиссию Республики Калмыкия, окружную избирательную комиссию для принятия решения о регистрации кандидата, республиканского списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, республиканского списка кандидатов.
Согласно пункту 7 статьи 38 Федерального закона, части 19 статьи 33 Закона Республики Калмыкия итоговый протокол прилагается к решению соответствующей избирательной комиссии о регистрации кандидата, республиканского списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, республиканского списка кандидатов.
В решении избирательной комиссии указываются содержащиеся в итоговом протоколе проверки подписных листов данные о количестве представленных кандидатом, избирательным объединением подписей, количестве проверенных, признанных недостоверными и (или) недействительными подписей.
В случае, если рабочей группой были удовлетворены (частично удовлетворены) возражения кандидата, избирательного объединения, в решении избирательной комиссии указывается также количество подписей, признанных действительными после составления итогового протокола, а также итоговое количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными.
10. Хранение подписных листов и иных документов
Папки с подписными листами, ведомости проверки подписных листов, письменные заключения экспертов, официальные справки, а также протоколы об итогах сбора подписей (в том числе и уточненные), итоговые протоколы проверки подписных листов должны храниться в специально оборудованном помещении (либо в сейфе).
Ответственность за сохранность подписных листов и иных документов в период до завершения проверки подписных листов несет руководитель рабочей группы.
После принятия соответствующей избирательной комиссией решения по вопросу регистрации кандидата, республиканского списка кандидатов подписные листы передаются председателю (секретарю) избирательной комиссии.
Указанные документы подлежат хранению в течение сроков, установленных законом. Ответственность за их сохранность возлагается на секретаря соответствующей избирательной комиссии до передачи документации в архив.
По истечении установленных сроков хранения указанные документы уничтожаются по акту в установленном порядке (при условии отсутствия рассматриваемых в судебном порядке споров).
------------------------------
1 Формы протоколов об итогах сбора подписей утверждены приложениями N 6 и 7 к постановлению избирательной комиссии Республики Калмыкия от 30 мая 2023 г. N 19/95-7.
2 См. также пункт 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пункт 1.3 Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2017 года).
<< Назад |
Приложение >> N 1. Таблица кодов нарушений |
|
Содержание Постановление Избирательной комиссии Республики Калмыкия от 9 июня 2023 г. N 21/108-7 "О Рекомендациях по некоторым вопросам,... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.