Решение Верховного Суда РФ от 17 мая 2023 г. N АКПИ23-154
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова B.C.
при секретаре Сибиле Г.В.
с участием прокурора Слободина С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Поповой Ольги Юрьевны о признании частично недействующим пункта 1 Порядка определения соответствия имеющихся у организации, осуществляющей образовательную деятельность и реализующей основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, условий для проведения экзаменов на предоставление специального права на управление транспортными средствами соответствующих категорий и входящих в них подкатегорий установленным требованиям, утверждённого приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 22 апреля 2021 г. N 236,
установил:
приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее также - МВД России) от 22 апреля 2021 г. N 236 утверждён Порядок определения соответствия имеющихся у организации, осуществляющей образовательную деятельность и реализующей основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, условий для проведения экзаменов на предоставление специального права на управление транспортными средствами соответствующих категорий и входящих в них подкатегорий установленным требованиям (далее также - Порядок). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) 18 июня 2021 г., регистрационный номер 63911, и опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 21 июня 2021 г.
Согласно пункту 1 Порядка он регламентирует деятельность подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее также - Госавтоинспекция) по определению соответствия имеющихся у организации, осуществляющей образовательную деятельность и реализующей программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий (далее - организация, осуществляющая образовательную деятельность), условий для проведения предусмотренного пунктами 13 и 13 1 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 г. N 1097 "О допуске к управлению транспортными средствами" (далее также - Правила, Правила проведения экзаменов), практического экзамена на предоставление специального права на управление транспортными средствами категорий "А" и "М" и подкатегорий "А1" и "В1" (далее - практический экзамен) требованиям к автодромам; автоматизированным автодромам и закрытым площадкам для проведения практического экзамена на право управления транспортными средствами, установленным приложением N 1 к Правилам проведения экзаменов.
Административный истец Попова О.Ю. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании не действующим пункта 1 Порядка, ссылаясь на его противоречие пункту 16 Правил проведения экзаменов, в той мере, в какой он ограничивает возможность определения соответствия имеющихся у организации, осуществляющей образовательную деятельность и реализующей основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий (далее - образовательная организация), условий для проведения экзаменов, предусмотренных пунктом 14 Правил проведения экзаменов, на предоставление специального права на управление транспортными средствами категорий "В", "С", "D", "BE", СЕ" и "DE" и подкатегорий "CI", "D1", "CIE" и "DIE", требованиям к автодромам, автоматизированным автодромам и закрытым площадкам для проведения практического экзамена на право управления транспортными средствами, установленным приложением N 1 к Правилам проведения экзаменов.
По мнению административного истца, оспариваемая норма содержит ограничения её в возможности определить, какая образовательная организация соответствует, а какая не соответствует требованиям Правил проведения экзаменов при сдаче практического экзамена на право управления транспортным средством категории "В".
Административный истец Попова О.Ю. и её представитель Овчинников М.М., извещённые о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке, в судебное заседание не явились.
В судебном заседании представители МВД России Сафонова Ю.Б. и Гиляков Н.А., представитель Минюста России Кузнецов М.Ю. возражали против удовлетворения административного иска.
Обсудив доводы административного истца Поповой О.Ю., выслушав возражения представителей Министерства внутренних дел Российской Федерации Сафоновой Ю.Б. и Гилякова Н.А., представителя Министерства юстиции Российской Федерации Кузнецова М.Ю., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., полагавшего необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
В силу пункта 2 статьи 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 названного федерального закона (абзац первый); проведение экзаменов на право управления транспортными средствами, определение состава технических средств контроля, предназначенных для проведения экзаменов, требований к указанным техническим средствам и условий их применения, а также выдача водительских удостоверений осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (абзац второй).
Пунктом 3 статьи 25 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что экзамены проводятся уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел Российской Федерации. Экзамены могут проводиться с применением технических средств контроля теоретических знаний и практических навыков экзаменуемых.
Порядок проведения экзаменов на предоставление специального права на управление транспортными средствами соответствующих категорий и входящих в них подкатегорий, предусмотренных пунктом 1 статьи 25 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", а также состав технических средств контроля, предназначенных для проведения экзаменов, требования к указанным техническим средствам и условия их применения определены в Правилах проведения экзаменов.
Согласно пункту 16 Правил проведения экзаменов при наличии у организации, осуществляющей образовательную деятельность, условий для проведения экзаменов, соответствующих требованиям данных правил, допускается проведение экзаменов с использованием учебно-материальной базы этой организации. Порядок определения соответствия имеющихся у организации, осуществляющей образовательную деятельность, условий для проведения экзаменов требованиям Правил проведения экзаменов устанавливается Министерством внутренних дел Российской Федерации.
МВД России, реализуя предоставленные полномочия, утвердило Порядок.
Процедура издания, введения в действие и опубликования Порядка соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" и Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.
Следовательно, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят полномочным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением формы и порядка введения в действие и не оспаривается административным истцом.
Доводы административного истца о противоречии пунктов 1 Порядка пункту 16 Правил проведения экзаменов несостоятельны, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Пунктом 6 Правил проведения экзаменов закреплено, что экзамены проводятся в форме теоретического и практического экзаменов.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 9 Правил проведения экзаменов для лиц, желающих получить право на управление транспортными средствами категорий "А", "В", "С", "D", "М", "BE", "СЕ" и "DE" и подкатегорий "А1", "Bl", "CI", "D1", "CIE" и "DIE", проводятся теоретический и практический экзамены.
Практический экзамен на право управления транспортными средствами категорий "А" и "М" и подкатегорий "А1" и "В1" проводится на автодромах, автоматизированных автодромах и закрытых площадках, требования к которым предусмотрены приложением N 1 к Правилам проведения экзаменов (пункт 13 Правил).
В приложении N 1 к Правилам проведения экзаменов закреплены требования к автодромам, автоматизированным автодромам и закрытым площадкам для проведения практического экзамена на право управления транспортными средствами, требования к средствам аудио- и видеорегистрации процесса проведения практических экзаменов; требования к автоматизированной системе контроля и оценки навыков управления транспортными средствами кандидатов в водители (далее - Требования к автодромам).
В силу пункта 14 Правил практический экзамен на право управления транспортными средствами категорий "В", "С", "D", "BE", "СЕ" и "DE" и подкатегорий "CI", "D1", "CIE" и "DIE" проводится на маршрутах, отвечающих требованиям к маршрутам, на которых проводятся практические экзамены, согласно приложению N 2 к данным правилам.
В приложении N 2 к Правилам содержатся требования к маршрутам, на которых проводятся экзамены по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения (далее - Требования к маршрутам).
По смыслу положений пунктов 1 и 2 Требований к маршрутам маршрут, используемый для проведения практического экзамена на право управления транспортными средствами категорий "В", "С", "D", "BE", "СЕ" и "DE" и подкатегорий "CI", "D1", "CIE" и "DIE" (далее - маршрут), должен содержать определённый набор элементов улично-дорожной сети, дорожных знаков и дорожной разметки, а также предусматривать возможность выполнения кандидатом в водители обязательных действий по заданию экзаменатора с соблюдением правил дорожного движения, а также обеспечивать возможность и особенности выполнения кандидатом в водители маневров и действий, указанных в пункте 14 Правил проведения экзаменов.
Требования к маршрутам в пункте 3 предусматривают перечень дорог (их участков) и территорий, на которых проводятся практические экзамены на право управления транспортными средствами категорий "В", "С", "D", "BE", "СЕ" и "DE" и подкатегорий "CI", "D1", "CIE" и "DIE" (закрытые площадки и автодромы, в том числе автоматизированные, территории, имеющие твёрдое покрытие и ограниченные для движения иных транспортных средств и пешеходов, и (или) участки дорог с малоинтенсивным движением, тупиковые участки дорог, преимущественно за пределами жилой застройки).
Маршруты разрабатываются для категорий и подкатегорий транспортных средств, на право управления которыми подразделением Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации осуществляется проведение практических экзаменов, и содержат перечень дорог (их участков) и территорий, на которых проводятся практические экзамены (пункт 4 названных требований).
Требования к территориям, на которых проводятся практические экзамены на право управления транспортными средствами перечисленных в пункте 14 Правил категорий и подкатегорий, кроме названных в пунктах 1 и 2 Требований к маршрутам, не установлены.
Согласно пункту 4 Правил проведения экзаменов в случае отсутствия в подразделении Госавтоинспекции по месту обращения лица возможности проведения экзаменов на предоставление специального права на управление транспортными средствами отдельных категорий или подкатегорий и выдачи международных водительских удостоверений указанные административные процедуры (действия) осуществляются в подразделениях Госавтоинспекции, имеющих возможность их осуществления.
Как следует из пункта 15 Правил, практические экзамены проводятся на транспортных средствах, отвечающих требованиям к транспортным средствам, используемым для проведения практических экзаменов, согласно приложению N 3 к данным правилам (далее - Требования к транспортным средствам), устанавливающему в пунктах 2 и 3, что практические экзамены проводятся на автомобилях с механической или автоматической трансмиссией, имеющих левостороннее расположение рулевого управления; автомобили, используемые при проведении практических экзаменов, должны быть оборудованы дополнительными педалями сцепления (кроме транспортных средств с автоматической трансмиссией) и тормоза, зеркалом заднего вида для экзаменатора, опознавательным знаком "Учебное транспортное средство" в соответствии с пунктом 8 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утверждённых постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, а также средствами аудио- и видеорегистрации процесса проведения практических экзаменов.
В пункте 1 Требований к транспортным средствам указаны минимальные критерии для транспортных средств категорий "А", "С", "D", "СЕ", "DE", "М" и подкатегорий "Al", "В1", соблюдение которых требуется для проведения практического экзамена на право управления соответствующим транспортным средством.
Пунктом 14 Порядка предусмотрено, что при проведении обследования осуществляется проверка учебно-материальной базы организации, осуществляющей образовательную деятельность, на соответствие требованиям к автодромам, автоматизированным автодромам и закрытым площадкам для проведения практического экзамена на право управления транспортными средствами, установленным приложением N 1 к Правилам, что обусловлено положением абзаца первого пункта 13 Правил проведения экзаменов.
С учётом изложенного в зависимости от категорий и подкатегорий транспортных средств предъявляются разные требования к местам для проведения практического экзамена.
Утверждение административного истца об ограничении пунктом 1 Порядка возможности по определению соответствия у организации условий для проведения практического экзамена на предоставление специального права на управление транспортными средствами категории "В", "С", "О", "BE", "СЕ" и "ОЕ" и подкатегорий "CI", "D1", "CIE" и "DIE" требованиям к автодромам, автоматизированным автодромам и закрытым площадкам является несостоятельным, поскольку данные требования предъявляются к практическому экзамену на право управления транспортными средствами категории "А" и "М" и подкатегорий "А1" и "В1".
Кроме того, пунктом 5 Правил проведения экзаменов установлено, что сроки и последовательность выполнения административных процедур (действий), связанных с проведением экзаменов, выдачей российских национальных и международных водительских удостоверений и обменом иностранных водительских удостоверений, устанавливаются административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений МВД России.
Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений, утверждённый приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 20 февраля 2021 г. N 80 (далее - Административный регламент), определяет, в частности, сроки и последовательность выполнения административных процедур (действий), связанных с проведением экзаменов на предоставление специального права на управление транспортными средствами соответствующих категорий и входящих в них подкатегорий, предусмотренных пунктом 1 статьи 25 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" (пункт 1).
Административным регламентом в пункте 78 установлен исчерпывающий перечень административных процедур, составляющих предоставление государственной услуги, в которые включено проведение практического экзамена на право управления транспортными средствами категорий "В", "С", "D", "BE", "СЕ" и "DE" и подкатегорий "CI", "D1", "CIE" и "DIE" (подпункт 78.6).
Порядком определяется соответствие имеющихся у организации условий для проведения практического экзамена, предусмотренного пунктами 13 и 13 1 Правил проведения экзаменов, Требованиям к автодромам.
Из приведённых законоположений следует, что требования к транспортным средствам, используемым для проведения практического экзамена, независимо от категорий и подкатегорий транспортных средств, на право управления которыми сдаётся практический экзамен, определены приложением N 3 к Правилам проведения экзаменов. Проверка соответствия экзаменационных транспортных средств указанным требованиям составляет предмет деятельности (административное действие) уполномоченных должностных лиц при подготовке к проведению административной процедуры "Проведение практического экзамена на право управления транспортными средствами категорий "В", "С", "D", "BE", "СЕ" и "DE" и подкатегорий "С1", "D1", "CIE" и "DIE".
Анализ оспариваемого нормативного положения Порядка позволяет сделать вывод, что оно соответствует пунктам 13 и 13 1 Правил проведения экзаменов и применяется в системном единстве с Требованиями к автодромам, Требованиями к маршрутам, Требованиями к транспортным средствам, отвечает общеправовым критериям определённости, ясности и не допускает неоднозначного толкования.
Федерального закона или нормативного правового акта, устанавливающих иное правовое регулирование и вступающих в противоречие с оспариваемыми нормами, не имеется.
Доводы административного истца фактически сводятся к несогласию с действующим правовым регулированием и к целесообразности его изменения, что не отнесено к компетенции Верховного Суда Российской Федерации. При разрешении дел в порядке абстрактного нормоконтроля (проверка законности нормативного правового акта вне связи с нарушением прав конкретного лица) Верховный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права и вопросы о целесообразности того или иного варианта регулирования с точки зрения необходимости внесения изменений в нормативный правовой акт не рассматривает.
При изложенных обстоятельствах оспариваемое предписание Порядка соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административного истца в упоминаемых им аспектах, что согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела влечёт принятие судом решения об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Поповой Ольги Юрьевны о признании частично недействующим пункта 1 Порядка определения соответствия имеющихся у организации, осуществляющей образовательную деятельность и реализующей основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, условий для проведения экзаменов на предоставление специального права на управление транспортными средствами соответствующих категорий и входящих в них подкатегорий установленным требованиям, утверждённого приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 22 апреля 2021 г. N 236, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
B.C. Кириллов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 17 мая 2023 г. N АКПИ23-154
Опубликование:
-