Новое платежное поручение на уплату налогов появится
в первом полугодии
В январе наш корреспондент встретился с первым заместителем Министра по налогам и сборам Владимиром Васильевичем Гусевым. Главной темой разговора было налогообложение банков. Тем не менее в ходе беседы обсуждались вопросы, которые заинтересуют и бухгалтеров "обычных" предприятий.
- В 2002 году в налогообложении банков произошло важное изменение - их прибыль стала облагаться по той же ставке, что и у "обычных" предприятий, - 24% вместо 43%. В то же время изменился порядок расчета самой прибыли. Есть ли данные о том, как все это повлияло на налоговую нагрузку? Уменьшились ли налоговые платежи банков в абсолютном выражении и их доля в общей сумме поступлений?
- Данные о поступлениях налога на прибыль за 2002 год пока отсутствуют. Давайте рассмотрим влияние изменений на налоговую нагрузку в налогообложении прибыли в связи с введением главы 25 Налогового кодекса по итогам девяти месяцев 2002 года. За этот период поступления налога на прибыль по банковской деятельности в консолидированный бюджет составили 17,6 миллиарда рублей против 12,3 миллиарда рублей за аналогичный период 2001 года.
Удельный вес платежей банков по налогу на прибыль в общей сумме поступившего налога на прибыль за девять месяцев 2002 года составил 5,2 процента. Аналогичный показатель за девять месяцев 2001 года - 3,2 процента.
По нашему мнению, увеличение поступлений налога на прибыль в абсолютном выражении при снижении налоговой ставки объясняется ростом деловой активности банков.
- С 1 января отменен налог на покупку валюты. Соответственно банки освободились от обязанностей налоговых агентов по нему. Ожидаются ли в обозримом будущем еще какие-либо изменения в налоговом законодательстве, касающиеся банковского сектора?
- В соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2002 года N 193-ФЗ с 1 января 2003 года не подлежит исчислению, удержанию и уплате в соответствующие бюджеты налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте.
Вместе с тем согласно положениям статьи 87 Налогового кодекса налоговой проверкой могут быть охвачены три календарных года деятельности банка - налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
Таким образом, налоговые органы вправе проводить мероприятия по контролю за правильностью исчисления и полнотой и своевременностью уплаты налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, вплоть до 1 января 2006 года.
Принципиальных изменений в порядке налогообложения кредитных организаций в 2003 году не предусмотрено.
- Не секрет, что в большинстве случаев налогоплательщики допускают ошибки в исчислении и уплате налогов не по злому умыслу, а из-за несовершенства законов. Избежать ошибок позволяют письма, рекомендации и т.д. со стороны налоговых органов. Готовит ли министерство какие-либо разъяснения налогового законодательства для банков? Какие? Когда их можно ожидать?
- МНС России совершенствует организацию методологической работы по налогообложению прибыли всех категорий налогоплательщиков, в том числе финансово-кредитных организаций. Так, в Методических рекомендациях по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" большое внимание уделено разъяснениям специфики налогообложения прибыли банков*(1).
Кроме того, в ответ на запросы финансово-кредитных организаций только по налогу на прибыль в течение 2002 года направлено 633 письменных разъяснения налогового законодательства.
- Нам стало известно, что МНС России совместно с Банком России подготовили новый формат платежного поручения на уплату налогов. Расскажите, пожалуйста, о нем подробнее. Когда появится соответствующий документ?
- Значительные объемы информации, получаемой налоговыми органами по платежам налогоплательщиков, привели к необходимости максимальной автоматизации процесса учета платежей и ведения лицевых счетов налогоплательщиков.
На первом этапе, в целях обеспечения возможности использования в налоговых органах электронных платежных документов, МНС России совместно с ГТК России и Минфином России был разработан и согласован с Банком России приказ от 1 октября 2001 года N БГ-3-10/373/961/80н. Этим документом утверждены Правила указания информации в полях "Плательщик", "Получатель" и "Назначение платежа" расчетных документов.
Следующим этапом стало участие Министерства Российской Федерации по налогам и сборам в разработке Центральным банком Российской Федерации новых унифицированных форматов расчетных документов (платежное поручение, инкассовое поручение) и платежного ордера, в том числе и на перечисление налогов, сборов и иных обязательных платежей.
В настоящее время Банком России совместно с МНС России подготовлен и согласован с Минфином России, ГТК России и Службой судебных приставов Минюста России проект нового формата платежного поручения. В целях внедрения нового формата платежного поручения в ближайшее время будут:
- внесены изменения и дополнения в совместный приказ МНС России, ГТК России, Минфина России от 1 октября 2001 года N БГ-3-10/373/961/80н;
- доработаны программные средства по обработке новых форматов расчетных документов кредитными организациями.
Кроме того, будет доработано Положение Центрального банка Российской Федерации от 3 октября 2002 года N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации";
- Чем новое платежное поручение будет отличаться от старого?
- Прежде всего тем, что в него будут включены дополнительные формализованные (обязательные для заполнения) поля для указания даты списания средств со счета плательщика; ИНН и КПП плательщика; ИНН и КПП получателя; двузначного кодового показателя "Статус", определяющего юридическое или физическое лицо, оформившее платежный документ; кода бюджетной классификации (КБК); кода ОКАТО; основания платежа; налогового периода; номера документа; даты документа; типа платежа (налог, аванс, пеня, процент, штраф).
Планируется, что работа по внедрению нового формата платежного поручения и включению его в электронный документооборот завершится в первом полугодии 2003 года, а по инкассовому поручению и платежному ордеру - во втором.
- Последние годы Центробанк ведет политику по повышению капитализации банков: постоянно увеличивается минимальный размер капитала, ужесточается порядок его расчета. Не планируется ли как-то влиять на этот процесс посредством налоговых рычагов?
- С целью создания условий для увеличения валютных поступлений в уставные капиталы банков министерством рассматриваются предложения по внесению изменений в главу 25 Налогового кодекса о невключении в доходы (расходы) банка суммы положительной (отрицательной) переоценки средств в иностранной валюте, поступивших в оплату уставных капиталов банков.
- В течение последних лет одним из важнейших направлений работы налоговых органов является борьба со всякого рода схемами ухода от налогов, в частности посредством "перечисления" денег в бюджет через проблемные банки. Насколько остро эта проблема стоит сейчас?
- В 2002 году МНС России активизировало работу по контролю за исполнением кредитными организациями законодательства о налогах и сборах. Контроль осуществляется в процессе перечисления ими налоговых платежей клиентов в бюджет и противодействует уплате налогов через неплатежеспособные банки.
Однако, как показала практика, концентрация усилий налоговых органов лишь на работе с кредитными организациями не может обеспечить поступление денежных средств в бюджет. Дело в том, что сами банки в момент проведения налоговых платежей не обладают имуществом, а на расчетные счета налогоплательщиков в большинстве случаев реальные денежные средства не поступают. Объектом контрольной деятельности налоговых органов должны являться как кредитные организации, так и недобросовестные налогоплательщики, проводящие налоговые платежи через неплатежеспособные банки с целью уклонения от уплаты налогов.
- Снят ли с повестки дня вопрос о возможном введении института уполномоченных банков, которые вправе перечислять клиентские платежи в бюджет?
- Принимаемые меры по обеспечению непрерывного контроля за исполнением налогоплательщиками и банками обязанности по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет позволили стабилизировать ситуацию, связанную с неисполнением кредитными организациями поручений клиентов по перечислению налоговых платежей.
Общая сумма "зависших" налоговых платежей за I-III кварталы 2002 года снизилась на 1,7 миллиарда рублей.
Обеспечено это в основном за счет отзыва налогоплательщиками платежных поручений из проблемных банков, а также погашения части реструктурированной задолженности кредитными организациями в рамках выполнения ими условий мировых соглашений. Кроме того, на уменьшение "зависших" платежей влияет положительная для налоговых органов арбитражная практика о непризнании исполненной обязанности налогоплательщика по уплате налога (сбора).
Предложение о введении института уполномоченных банков, которые вправе перечислять клиентские платежи в бюджет, не нашло поддержки и снято с рассмотрения.
- Еще одна больная тема - мошенничество с возмещением НДС. Не секрет, что в организации подобных схем нередко участвуют банки. Есть ли у МНС успехи на этом "фронте"?
- Анализ сложившейся практики налоговых органов свидетельствует, что льготный режим налогообложения по экспорту продукции недобросовестные налогоплательщики превратили в источник солидного дохода. Основной проблемой является широкое распространение практики применения многочисленных схем неправомерного возмещения экспортного НДС.
За последние годы существенно повысился уровень взаимодействия налоговых органов с органами налоговой полиции, таможенными органами в работе по организации контроля за правомерностью возмещения сумм НДС при экспорте продукции. Это обусловлено тем, что все чаще и чаще в налоговые органы представляются фальсифицированные документы, подтверждающие реализацию товаров на экспорт в страны дальнего зарубежья, хотя фактически продукция за пределы территорий государств - участников СНГ не вывозилась. В ряде случаев полученные в ходе следственных мероприятий органами налоговой полиции результаты позволяют налоговым органам обратиться в арбитражный суд с заявлением пересмотреть решения о возмещении НДС из федерального бюджета по вновь открывшимся обстоятельствам.
- В середине прошлого года в прессе публиковалась информация о существовании некоего "черного списка" банков, замешанных в лжеэкспортных схемах. Говорилось, что экспортеры - клиенты этих банков могут рассчитывать на возмещение НДС только через суд. Правда ли это? Существует ли такой список сейчас?
- "Черного списка" банков, замешанных в лжеэкспортных схемах, не существует. Однако известен ряд финансово-кредитных организаций, через которые ранее недобросовестные налогоплательщики пытались возместить НДС из бюджета. Эти сведения составлены на основании результатов проведенной контрольно-аналитической работы и используются при проведении контрольных мероприятий.
Формирование налоговыми органами таких данных - одна из форм выполнения налоговыми органами обязанности по проведению контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налоге на добавленную стоимость.
- На что Вы посоветуете обратить внимание предприятиям, выбирающим обслуживающий банк? Что бы Вы пожелали самим банкам?
- Выбор обслуживающего банка действительно важен и достаточно сложен. Информация, которой располагает МНС России о взаимоотношениях налогоплательщиков, в том числе банков, в большинстве случаев конфиденциальна. Поэтому в средства массовой информации министерство направляет материалы общего характера. Тем не менее официально представляемая МНС России, Банком России и другими ведомствами информация о кредитных организациях может быть учтена и юридическими, и физическими лицами при выборе обслуживающего банка.
"Российский налоговый курьер", N 3, февраль 2003 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Методические рекомендации по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации утверждены приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99