Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
по проекту федерального закона N 369814-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(в части запрета смены пола человека),
внесенному депутатами Государственной Думы В.В. Володиным, В.А. Васильевым, Г.А. Зюгановым, С.М. Мироновым, Л.Э. Слуцким, Н.А. Останиной и другими
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 31.05.2023 года (выписка из протокола N 105, пункт 38), Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей (соисполнитель) рассмотрел указанный проект федерального закона.
Проектом предлагается дополнить Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" новой статьей, предусматривающей запрет медицинским работникам осуществлять медицинские вмешательства, направленные на смену пола человека, в том числе формирование у человека первичных и (или) вторичных половых признаков другого пола.
В виде необходимого исключения предлагается разрешить медицинские вмешательства, связанные с лечением врожденных физиологических аномалий формирования пола у детей, по решению врачебной комиссии федерального государственного учреждения здравоохранения.
Предполагается, что перечень федеральных государственных учреждений здравоохранения и порядок выдачи таких решений будет утверждаться Правительством Российской Федерации.
Кроме того, предлагается исключить из Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" положение о том, что основанием для исправления записи акта гражданского состояния является документ об изменении пола, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения.
Авторами отмечается, что "в настоящее время в России уже существует развитая индустрия смены пола", включающая в себя недобросовестных врачей, психологов, активистов и иных лиц. "Всю свою разрушительную активность они направляют на подростков и молодежь". Данная деятельность нарушает положения Конституции Российской Федерации, в которой закреплены нормы о сохранении традиционных семейных ценностей и защите института брака, как союза мужчины и женщины.
Необходимо отметить, что 4 апреля 2023 года Комитетом были направлены запросы в три профильных министерства, занимающихся таким вопросом, как смена пола: Минюст России, МВД России и Минздрав России.
По данным Минюста России, в 2018 году с заявлением о внесении изменений в актовую запись о рождении в связи со сменой пола обратились 368 лиц, в 2022 году - 913 лиц.
МВД России представило статистику о количестве паспортов граждан РФ, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории РФ, выданных в связи с изменением смены пола: в 2021 году - заменено 554 паспорта; в 2022 году - 996 паспортов. При этом, следует отметить, что в МВД России не ведется статистический учет о замене паспорта в связи с переменой пола с мужского на женский, и наоборот.
Минздрав России в своем ответе сообщил, что основанием для внесения изменений в запись акта гражданского состояния и проведения медицинских вмешательств является справка об изменении пола, выдача которой осуществляется в соответствии с Приказом Минздрава России от 23.10.2017 года N 850н. При этом, диагнозом, при котором может быть выдана данная справка, является - "транссексуализм".
Диагноз "транссексуализм" относится к расстройствам половой идентификации и сексуального предпочтения, в связи с чем, является основанием для признания гражданина не годным к военной службе (Постановление Правительства РФ от 4 июля 2013 года N 565).
Минздрав России не ведет статистический учет выданных справок, в том числе по половозрастным группам, а также о последствиях вреда здоровью как для лиц, решивших сменить пол, так и для несовершеннолетних, в случае, если их родители решили сменить свой пол.
Рассмотрев законопроект, Комитет отмечает следующее.
1. Существующий порядок внесения изменений в записи актов гражданского состояния по причине изменения пола приводит к тому, что по документам гражданин может значиться как лицо одного пола, а фактически являться представителем другого пола. Регистрация браков между такими лицами приводит к опосредованной легализации однополых браков, что на территории Российской Федерации не разрешается.
Согласно пункту 3 статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации, регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины. При этом пунктом 1 статьи 12 Семейного кодекса Российской Федерации прямо установлено, что для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.
Иными словами, семейное законодательство Российской Федерации предусматривает заключение брачного союза только между лицами разного пола - мужчиной и женщиной. В этой связи, предложенные изменения представляются актуальными и целесообразными.
2. Необходимо отметить, что положения Семейного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ не содержат требований о необходимости медицинского освидетельствования лиц, желающих вступить в брак, для определения их пола. С этой точки зрения, предлагаемый запрет на смену пола также является своевременным и обоснованным изменением.
3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 года N 400, относит защиту традиционных духовно-нравственных основ российского общества к вопросам, имеющим жизненно важное значение.
Нетрадиционная семья дает детям искаженное представление о семейных ценностях и наносит ущерб их здоровью и морально - духовному развитию.
Ребенок, который растет в семье, где его воспитанием занимаются однополые лица, не может получить полноценное нравственное развитие, социализацию. Происходит кардинальное и неестественное изменение условий жизни ребенка, которое явным образом приведет к негативным последствиям для его физического и психического здоровья.
4. По мнению Комитета, возможность смены пола противоречит представлениям российского общества о традиционной семейной культуре и нравственности.
Принятие рассматриваемого проекта федерального закона исключит возможность использования процедур смены пола для государственной регистрации заключения брака между лицами одного пола, защитит право ребенка на воспитание в рамках традиционной семейной культуры, общественную нравственность и традиционные устои семьи.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей поддерживает концепцию законопроекта N 369814-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", внесенного депутатами Государственной Думы В.В. Володиным, В.А. Васильевым, Г.А. Зюгановым, С.М. Мироновым, Л.Э. Слуцким, Н.А. Останиной и другими, и рекомендует принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.А. Останина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.