Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Карачаево-Черкесской Республики
от 08.06.2023 N 147
Программа
развития детско-юношеского спорта в Карачаево-Черкесской Республике до 2030 года
1. Введение
Программа развития детско-юношеского спорта в Карачаево-Черкесской Республике до 2030 года (далее - Программа) разработана Министерством физической культурой и спорта Карачаево-Черкесской Республики и Министерством образования и науки Карачаево-Черкесской Республики в соответствии с:
пунктом 11 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта от 07.10.2021 N Пр-1919;
статьей 8 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
Концепцией развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 N 3894-р;
Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 22.12.2021 N 1023 "Об утверждении плана мероприятий по реализации на всех уровнях публичной власти Федерального закона от 30.04.2021 N 127-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации";
Законом Карачаево-Черкесской Республики от 02.11.2009 N 51-РЗ "О физической культуре и спорте на территории Карачаево-Черкесской Республики";
Законом Карачаево-Черкесской Республики от 06.12.2013 N 72-РЗ "Об отдельных вопросах в сфере образования на территории Карачаево-Черкесской Республики";
государственной программой "Развитие образования в Карачаево-Черкесской Республике", утвержденной постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 30.01.2019 N 32;
государственной программой "Развитие физической культуры и спорта в Карачаево-Черкесской Республике", утвержденной постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 06.02.2019 N 43.
Программа определяет ключевые ориентиры для исполнительных органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, органов местного самоуправления муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики (далее соответственно - исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления) и общественных объединений, иных организаций спортивной направленности при решении вопросов, касающихся укрепления системы физического воспитания и развития детско-юношеского и школьного спорта.
2. Состояние системы детско-юношеского спорта
Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" определены национальные цели развития, среди которых - сохранение населения, здоровье и благополучие людей, возможность для самореализации и развития талантов.
В целях развития детско-юношеского спорта в Карачаево-Черкесской Республике утверждена подпрограмма 4 "Развитие детско-юношеского спорта" государственной программы "Развитие физической культуры и спорта в Карачаево-Черкесской Республике", утвержденной постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 06.02.2019 N 43.
В качестве одного из целевых показателей, характеризующих достижение указанных национальных целей к 2030 году, установлен показатель - увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом до 70%. Согласно Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 N 3081-р, доля детей и молодежи в возрасте от 3 до 29 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, должна к 2030 году достигнуть 90% от общей численности данной возрастной группы.
Детско-юношеский спорт является одним из ключевых элементов системы физической культуры и спорта в Карачаево-Черкесской Республике, обеспечивающим вовлечение детей в систематические занятия спортом, их физическое развитие, воспитание и подготовку, формирование и укрепление их здоровья, патриотическое воспитание и формирование их гражданской идентичности.
Система детско-юношеского спорта включает в себя детей, занимающихся физической культурой и спортом в организациях вне зависимости от их организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, а также в форме самостоятельных занятий, в том числе по месту жительства и месту отдыха, и принимающих на регулярной основе участие в спортивных соревнованиях.
По данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу в Карачаево-Черкесской Республике численность детей в возрасте от 3 до 18 лет на 01.01.2022 составила 94974 человек или же 20,4% от общей численности населения Карачаево-Черкесской Республики.
По данным статистического отчета 1-ФК систематическими занятиями физической культурой и спортом занимаются 86160 ребенка, что составляет 90,7% от общего количества детей.
По состоянию на 31.12.2021 на территории Карачаево-Черкесской Республики проживает 3320 детей-инвалидов от 6 до 18 лет (по данным отделения Пенсионного фонда Российской Федерации), из них систематически занимающихся адаптивной физической культурой и спортом составляет 2380 человек.
Вместе с тем необходимо отметить, что за последние годы наблюдается устойчивый прогресс в сфере развития детско-юношеского спорта, а именно:
в системе дошкольного образования республики проводятся занятия по физической культуре три раза в неделю, где преподают базовые (начальные) элементы по видам спорта;
в системе общего образования уроки физической культуры проводятся в 2-3 часа в неделю, в зависимости от статуса общеобразовательной организации (СОШ, гимназия), либо от количества дней занятий в неделю (пятидневки, шестидневки), реализуется проект "Самбо в школу". В образовательных организациях, где внедрён третий урок физической культуры, занятия, имеют целевое направление учебно-тренировочного процесса, направленное на овладение техническими элементами игровых видов спорта, развитие физических качеств, подготовку к соревновательной деятельности.
По состоянию на начало 2022 года в Карачаево-Черкесской Республике осуществляют спортивную деятельность 6 детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), 30 спортивных школ (СШ), 5 спортивных школ олимпийского резерва (СШОР) и 1 центр спортивной подготовки (ЦСП).
Ежегодно в физкультурно-спортивные организации республики проводится набор учащихся в группы начальной подготовки в количестве от 1000 до 1500 человек. Прием и занятия в которых осуществляется сугубо на безвозмездной основе.
На протяжении многих лет сохраняется распределение контингента, занимающихся по этапам подготовки: спортивно-оздоровительный и начальной подготовки (возраст занимающихся 6-15 лет), учебно-тренировочный (возраст 8-16 лет), спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства (15 лет и старше).
Общая численность занимающихся в спортивных школах республики составляет 17269 человек, из которых, численность несовершеннолетних, вовлеченных в занятия спортом, составляет 16337 человек. В свою очередь, численность несовершеннолетних, занимающихся в организациях, осуществляющих подготовку спортивного резерва лиц до 18 лет, составляет 12844 человек.
Динамика детско-юношеского спорта в спортивных школах республики за 10 лет по данным статистического отчета 5-ФК выглядит следующим образом:
2011 год - 13143 человек;
2021 год - 16337 человек, что на 20,4% больше чем в 2021 году.
Юными спортсменами Карачаево-Черкесской Республики за последние 10 лет завоевано более 5000 медалей различного достоинства на Всероссийских и Международных соревнованиях по таким видам спорта как: баскетбол, гандбол, спортивная гимнастика, бокс, легкая атлетика, тхэквондо, армрестлинг, борьба на поясах, всестилевое каратэ, дзюдо, каратэ, кикбоксинг, киокусинкай, спортивная борьба (вольная), смешанное боевое единоборство ММА, панкратион.
С 2018 по 2022 год Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 23.06.2022 N 533 "Об утверждении перечня базовых видов спорта" в качестве базовых видов спорта для Карачаево-Черкесской Республики утверждены: баскетбол, бокс, гандбол, дзюдо, легкая атлетика, спортивная борьба, тхэквондо, армрестлинг, борьба на поясах, самбо.
Общая численность занимающихся по базовым видам спорта в возрасте от 3 до 18 лет составляет 8173 человек.
Присвоено спортивных званий с 2011 по 2021 годы в системе детско-юношеского спорта:
"Мастер спорта международного класса" - 18 человек;
"Мастер спорта России" - 134 человек;
"Кандидат в мастера спорта" - 1049 человек;
спортивных разрядов - 19320 человек.
Государственную аккредитацию на территории Карачаево-Черкесской Республики имеют 22 спортивные федерации, которые осуществляют отбор спортивно одаренных детей и ведут их распределение на дополнительные общеобразовательные программы и программы спортивной подготовки, данная модель отбора на протяжении долгих лет показывает свою эффективность.
Для проведения и организации физкультурных и массовых мероприятий с участием образовательных учреждений привлекаются в качестве главных судей, главных секретарей, комендантов мероприятий и судей члены аккредитованных региональных спортивных федераций.
Ежегодно с участием детей и подростков, обучающихся в общеобразовательных организациях, проводятся такие спортивно-массовые мероприятия как: Президентские состязания, Президентские спортивные игры, Фестиваль комплекса ГТО среди обучающихся общеобразовательных организаций, Оранжевый мяч, Дворовой футбол, Кожаный мяч, региональный этап Локобол, День зимних видов спорта, Всероссийский олимпийский день, Лед надежды нашей, Лыжня России, Российский Азимут, День снега, Кросс нации, День ходьбы, различные спартакиады учащихся и спартакиады школьников. Ежегодно участниками таких мероприятий становятся около 8000 тысяч детей и подростков, к мероприятиям также привлекаются дети, состоящие на различных профилактических учетах.
В целях достижения к 2030 году целевого показателя "Доля детей и молодежи в возрасте от 3 до 29 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом" до 90% от общей численности детей данной возрастной группы Министерством образования и науки Карачаево-Черкесской Республики на базе общеобразовательных организаций республики сформированы школьные спортивные клубы (далее - ШСК), которые объединяют обучающихся, педагогов, администрацию и родителей и формируют у детей положительное отношение к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
В 2021 году в 150 (85%) общеобразовательных организациях республики открылись школьные спортивные клубы, которые зарегистрированы и получили реестровый номер в Едином всероссийском перечне (реестре) школьных спортивных клубов. Карачаево-Черкесская Республика вошла в 5 регионов Российской Федерации с высоким результатом регистрации школьных спортивных клубов в Едином всероссийском перечне (реестре) школьных спортивных клубов.
К концу 2022 года во всех 176 (100%) общеобразовательных организациях республики будут открыты школьные спортивные клубы.
В школьных спортивных клубах будут заниматься 8000 детей и подростков. Наиболее популярными видами спорта являются: футбол, волейбол, баскетбол, лёгкая атлетика, спортивная борьба.
Также во всех средне профессиональных организациях республики планируется создание Студенческих спортивных клубов.
В республике организуются спортивные игры среди ШСК, ежегодно соревнования проходят в 4 этапа:
школьный этап (первый этап) в школах участниками становятся около 15000 детей;
муниципальный этап (второй этап), в нем принимают участие победители школьного этапа, порядка 9000 детей;
региональный (третий этап), победители муниципальных этапов соревнуются для отбора на всероссийский этап состязаний, данный этап насчитывает порядка 150 детей;
всероссийский (четвертый этап), победители регионального этапа командируются для участия в финалах данных соревнований.
Физическая культура и спорт в общеобразовательных организациях осуществляется в самых разнообразных формах: уроки физической культуры и внеурочная деятельность, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня, деятельность школьных спортивных клубов, работа спортивных секций, проведение спортивно-массовых мероприятий.
В рамках ФГОС реализуется учебный предмет "Физическая культура", который является обязательным для изучения в объеме трех часов в неделю.
В школах Карачаево-Черкесской Республики в качестве модулей по видам спорта реализуются программы по таким видам спорта как: футбол, волейбол, самбо, гандбол, регби и др.
Реализуется Всероссийский сводный календарный план физкультурных и спортивных мероприятий среди обучающихся образовательных организаций различного уровня образования, который содержит перечень социально значимых мероприятий, в том числе физкультурных и спортивных мероприятий, как комплексных, так и по отдельным видам спорта, а также информационно-просветительских мероприятий, направленных на популяризацию здорового образа жизни.
Ежегодно проводится более 100 республиканских массовых мероприятий спортивной направленности (спартакиада молодежи допризывного возраста, спартакиада обучающихся государственных профессиональных образовательных организаций (далее - спартакиада СПО), республиканские соревнования по шахматам "Белая ладья", фестиваль по волейболу, республиканские соревнования по футболу "Кожаный мяч" и другие), а также более 10 региональных этапов Всероссийских комплексных мероприятий (Всероссийские спортивные соревнования (игры) школьников "Президентские спортивные игры" и "Президентские состязания", республиканские этапы зимнего и летнего фестивалей Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (далее - Всероссийский комплекс "ГТО") среди обучающихся образовательных организаций Карачаево-Черкесской Республики и другие).
Таким образом, в Карачаево-Черкесской Республике спорт обретает все более динамичный характер полноценного социального института, активно внедряясь в систему образования и воспитания подрастающего поколения.
Создание спортивной инфраструктуры является важнейшей составляющей развития физической культуры и спорта в Карачаево-Черкесской Республике. При поддержке Правительства Российской Федерации в Карачаево-Черкесской Республике высокими темпами ведется строительство спортивных объектов.
В рамках развития массового спорта в республике с 2011 года построено и введено в эксплуатацию порядка 120 спортивных объектов, в том числе: 10 футбольных полей с искусственным покрытием, 3 плавательных бассейна (из них 2 открытых), 13 ФОКов, 2 ФОКа открытого типа и 6 малых спортивных площадок для центров тестирования ГТО в рамках реализации федерального проекта "Спорт - норма жизни", 10 универсальных игровых площадок по программе "Газпром - детям" в 10 районах республики, в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", 8 многофункциональных спортивных площадок, предназначенных для игровых видов спорта: гандбола, волейбола, ручного мяча, баскетбола и мини-футбола.
Также было построено более 50 малобюджетных спортивных сооружений шаговой доступности (мини-футбольные поля и спортивные площадки), в том числе и с привлечением источников внебюджетного финансирования, основная масса которых находится в сельской местности, а также произведена капитальная реконструкция и устройство дворовых спортивных площадок в городских округах и муниципальных районах республики.
Активное строительство спортивных объектов на территории Карачаево-Черкесской Республики, создание необходимых условий для занятия физической культурой и спортом, а также грамотно выстроенная информационно-пропагандистская работа в значительной степени увеличат возможность для большего числа молодежи республики вести здоровый образ жизни и систематически заниматься физической культурой и спортом.
В рамках реализации мероприятий по созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической культурой и спортом в 2021 году отремонтировано 8 спортивных залов, оборудовано 4 плоскостных сооружения. На реализацию указанных мероприятий в 2021 году освоено 25186,16 тыс. рублей, в том числе из федерального бюджета 24934,30 тыс. рублей, из республиканского бюджета 251,86 тыс. рублей. В 2022 году запланировано отремонтировать 4 спортивных зала и оборудовать 4 плоскостных сооружения на общую сумму 20111,91 тыс. рублей, в том числе из федерального бюджета 19910,80 тыс. рублей, из республиканского бюджета 201,11 тыс. рублей. Всего с 2014 по 2020 годы отремонтировано 98 спортивных залов и обустроено 22 открытых плоскостных сооружения.
В рамках реализации проекта партии "Единая Россия" - "Детский спорт" по реконструкции спортивных залов в сельских школах и созданию условий для занятия физической культурой и спортом, в республике отремонтировано 62 спортивных зала и оборудовано 14 плоскостных сооружений, в которых занимается более 14 тысяч школьников.
Кадровое обеспечение сферы физической культуры и спорта осуществляется по средствам трудоустройства выпускников Карачаево-Черкесского педагогического колледжа и выпускников факультета "физическая культура и спорт" Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева.
В подготовке детей и подростков по дополнительным общеобразовательным программам задействовано 48 штатных тренеров-преподавателей, по подготовке спортивного резерва задействовано 335 штатных тренеров.
Количество штатных работников физической культуры и спорта в дошкольных образовательных организациях, осуществляющих работу по физической культуре и спорту, составляет 67 человек, из них 48 человек с высшим образованием, 19 человек со средним специальным образованием, специалистов, впервые приступивших к работе, - 4 человека.
Количество штатных работников физической культуры и спорта в общеобразовательных организациях, осуществляющих работу по физической культуре и спорту, составляет 260 человек, из них 247 человек с высшим образованием, И человек с средним специальным образованием и имеющий ученую степень - 1 человек. Специалистов, впервые приступивших к работе - 16 человек.
3. Характеристика проблемы
Несмотря на проводимую работу государством и обществом для развития детско-юношеского спорта, детского отдыха и оздоровления, сохраняется немало проблем, прежде всего связанных с:
отсутствием единой программы действий развития детско-юношеского и школьного спорта, активного отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи;
недостаточно развитой инфраструктуры и обеспечения доступности объектов спорта для всех категорий населения;
с отсутствием у органов местного самоуправления, достаточного объема бюджетных средств на развитие детско-юношеского и школьного спорта, организации активного отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи;
несоответствием темпа обновления материально-технической базы детско-юношеского спорта и существенной её изношенностью;
недостаточным уровнем обеспеченности участников детско-юношеского спорта научно обоснованными программами подготовки;
неофициальными турнирами, за которые невозможно присвоить спортивные разряды по видам спорта;
отсутствием у тренеров, работающих с детьми, социальных гарантий и льгот педагогических работников;
несовершенством мотивационных механизмов их закрепления в системе детско-юношеского спорта;
отсутствием должного финансирования на соревновательные мероприятия, на учебно-тренировочные мероприятия, а в организациях дополнительного образование не предусмотрены статьи расходов на данные мероприятия;
дефицитом финансирования организаций спортивной направленности приводящих к росту платных услуг в детско-юношеском спорте, что также снижает возможности детей из социально необеспеченных семей заниматься спортом.
Для более эффективной работы по достижению задач, направленных на укрепление системы физического воспитания и развития детско-юношеского и школьного спорта, необходимо формирование единой системы мер, участниками которой будут органы исполнительной власти в области образования и физической культуры и спорта.
Недостаточная эффективность Межведомственного и межуровневого взаимодействия по вопросам развития детско-юношеского спорта приводит к тому, что дети, воспитываемые в системе дополнительного образования в области физической культуры и спорта, которые отобрались на республиканских соревнованиях не могут принять участие в соревнованиях межрегионального, всероссийского и международного уровней в виду их ведомственной принадлежности к системе дополнительного образования.
В рамках межведомственного сотрудничества и в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов идёт развитие системы физкультурно-спортивного воспитания в образовательных организациях, в рамках внеурочной деятельности.
Ведётся работа по созданию межотраслевой программы развития школьного спорта в Карачаево-Черкесской Республике.
Программа позволит тренерам-преподавателям спортивных школ более эффективно взаимодействовать с учителями физической культуры осуществлять подготовку школьников к участию в межрегиональных и всероссийских этапах соревнований.
Отсутствие аналитического модуля, который дал бы возможность сводить и интерпретировать отраслевые данные по ряду физкультурных и спортивных критериев, не позволяет быстро и оперативно проводить мониторинга состояния отрасли. Применение специализированного программного обеспечения позволит рассчитывать на получение объективных выводов в области детско-юношеского спорта. При создании программного модуля, появится возможность реализовать принцип "спорт онлайн", точно оценивать уровень загрузки спортивных сооружений и объектов, аргументировать популярность видов спорта, продуктивность работы спортивных школ Карачаево-Черкесской Республики, обосновывать решения о выборе точек и районов, где новые объекты необходимо строить в первую очередь.
В то же время цифровизация позволит проанализировать, насколько рационально расходуются государственные средства, выделяемые на спортивные этапы разных мероприятий, спортивные праздники, развитие спорта и физической культуры, развитие цифровизации, отследить корреляцию вложений и спортивных достижений, показателей массовости занятий физическими упражнениями.
Одновременно требуется обновление содержания и преподавания учебного предмета "Физическая культура", усиление взаимосвязи физической культуры с программами оздоровления, воспитания и социализации с учетом общеразвивающей, спортивной и практико-ориентированной направленностей, ресурсов традиционных, прикладных и вновь развивающихся видов спорта. Данная задача будет решаться, в том числе в рамках реализации настоящей Программы.
В настоящее время школьный спорт реализуется не только в рамках образовательной деятельности общеобразовательных организаций, но и в образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы физкультурно-спортивной направленности.
В целях исполнения распоряжения Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 20.02.2018 N 48-р "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") по доведению уровня финансирования услуг по спортивной подготовке по базовым видам спорта к 2025 году в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки и программы спортивной подготовки", принятого в соответствии с пунктом 4 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета по развитию физической культуры и спорта от 11.06.2017 N Пр-1121 необходимо доведение уровня финансирования услуг по спортивной подготовке по базовым видам спорта к 2025 году на 100%. В 2021 году плановый показатель финансирования составляет 16,5%, показатель был достигнут.
Тем не менее увеличение денежных средств затрагивает только базовые виды спорта и нынешнее увеличение бюджета на развитие физической культуры и спорта с трудом покрывает затраты по заработной плате, командирование и проведение тренировочных сборов.
Министерством физической культуры и спорта Карачаево-Черкесской Республики совместно с Министерством образования и науки Карачаево-Черкесской Республики ведется работа по разработке и реализации межведомственной программы "Плавание для всех" до 2030 года, с учетом полученного опыта при реализации проекта "Всеобуч по плаванию", в котором в 2021 году приняло участие порядка 150 детей республики. Также совместно с аккредитованной региональной федерацией плавания прорабатывается План мероприятий по реализации межведомственной программы "Плавание для всех" до 2030 года.
Министерством физической культуры и спорта Карачаево-Черкесской Республики будет привлекать для проведения школьных спортивных лиг специалистов республиканских спортивных школ, приоритетом для таких соревнований являются игровые виды спорта. Так как игровые виды спорта наиболее подходят под формат школьных спортивных лиг, таким образом, планируется создание спортивных лиг по видам спорта: баскетбол, футбол, гандбол, волейбол, что позволит обеспечить отбор спортсменов в спортивные школы. Финансовое обеспечение таких клубов будет осуществляться за счет бюджетов Министерством образования и науки и Министерства физической культуры и спорта Карачаево-Черкесской Республики.
4. Цели и задачи Программы
Целями развития детско-юношеского спорта являются:
обеспечение прав детей на физическое развитие и физическое воспитание, формирование и укрепление их здоровья, личностное самоопределение и самореализацию посредством создания подрастающему поколению доступных условий для занятий спортом;
расширение возможностей для удовлетворения интересов детей и их семей в сфере детско-юношеского спорта, создание у них мотивации к ведению здорового образа жизни и обеспечение вовлечения в систематические занятия спортом не менее 90% детей;
создание надежного фундамента для повышения эффективности подготовки спортивного резерва.
Целевые показатели реализации Программы приведены в приложении 1 к Программе.
Для достижения целей развития детско-юношеского спорта необходимо решить следующие задачи:
создание единого физкультурно-спортивного образовательного пространства для раскрытия потенциала детей;
создание условий для обеспечения соответствия личностных интересов детей с учетом уровня их физического развития, физической подготовленности, особенностей здоровья и доступных возможностей для занятий спортом, удовлетворяющих запросам детей на двигательную активность, соответствующих жизненным циклам современного человека;
совершенствование статистических и иных видов отчетно-учетных показателей детско-юношеского спорта;
разработка и внедрение цифровых технологий в практику детско-юношеского спорта;
повышение вариативности, качества и доступности занятий спортом для каждого, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, особенно в системе образования;
обновление содержания образовательных программ в области физической культуры и спорта в соответствии с интересами детей, потребностями семьи, общества и государства;
обеспечение условий для доступа детей к современным знаниям и технологиям в сфере детско-юношеского спорта, а также к современной спортивной инфраструктуре;
развитие инфраструктуры детско-юношеского спорта за счет государственной поддержки и обеспечения инвестиционной привлекательности;
создание механизмов финансовой поддержки участия детей в физкультурных и спортивных мероприятиях, независимо от места проживания, состояния здоровья, социально-экономического положения семьи, ведомственной подчиненности организаций, осуществляющих деятельность в области детско-юношеского спорта;
формирование эффективной межведомственной системы управления развитием детско-юношеского спорта, а также создание условий для участия семьи и общественности в таком управлении;
создание условий для полноценного кадрового обеспечения системы детско-юношеского спорта;
совершенствование системы спортивных соревнований в системе детско-юношеского спорта, в том числе среди детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
создание условий для духовно-нравственного и патриотического воспитания юных спортсменов, их гражданской идентичности.
5. Сроки и этапы реализации Программы
Реализация Программы будет осуществляться в 2 этапа:
I этап - 2022-2024 годы;
II этап - 2025-2030 годы.
На I этапе реализации Программы планируется обеспечить:
реализацию положений Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30.04.2021 N 12-ФЗ) и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и создание единого физкультурно-спортивного образовательного пространства, объединяющего всех детей, занимающихся спортом на базе различных организаций, независимо от их ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона от 30 апреля 2021 г. следует читать как "N 127-ФЗ"
внедрение единой цифровой информационной системы учета детей, систематически занимающихся спортом, включающей данные медицинского наблюдения за такими детьми, их сквозную идентификацию, а также мониторинг деятельности организаций, осуществляющих развитие детско-юношеского спорта.
На II этапе реализации Программы планируется продолжить плановую работу по ее реализации. План мероприятий по реализации Программы приведен в приложении 3 к Программе.
Начиная с 2022 года Министерством физической культуры и спорта Карачаево-Черкесской Республики и Министерством образования и науки Карачаево-Черкесской Республики проводится постоянный мониторинг реализации Программы и оценки ее эффективности, степени достижения ожидаемых результатов, с представлением сводного ежегодного отчета в Правительство Российской Федерации, Администрацию Президента Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации.
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики координирует мероприятия по развитию детско-юношеского спорта в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях (в том числе по реализации такими организациями дополнительных общеобразовательных Программ в области физической культуры и спорта, а также по развитию школьного спорта, включая организацию массовых спортивных соревнований школьными спортивными клубами и лигами), организациях дополнительного образования, находящихся в ведомственной подчиненности органов исполнительной власти в сфере образования, включая спортивные школы.
Министерство физической культуры и спорта Карачаево-Черкесской Республики координирует мероприятия по развитию детско-юношеского спорта в организациях дополнительного образования (спортивных школах, находящихся в ведомственной подчиненности органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта), физкультурно-спортивных и иных организациях, не являющихся образовательными, по месту жительства, работы и отдыха граждан, в том числе по отбору спортивно одаренных детей и их спортивной ориентации, подготовке спортивного резерва в целом.
6. Механизмы реализации Программы
Реализация Программы предполагает мероприятия, направленные:
на совершенствование нормативного правового обеспечения детско-юношеского спорта, принятие необходимых изменений и дополнений в нормативные правовые акты и Законы Карачаево-Черкесской Республики;
на совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для учреждений и организаций детско-юношеского спорта;
на совершенствование межведомственного взаимодействия по вопросам оказания медицинской помощи при занятиях физической культурой и массовым спортом.
Реализация Программы будет осуществлена Министерством физической культуры и спорта Карачаево-Черкесской Республики, Министерством образования и науки Карачаево-Черкесской Республики совместно с заинтересованными исполнительными органами государственной власти, а также совместно с органами местного самоуправления.
7. Обоснование ресурсного обеспечения
Финансовое обеспечение реализации Программы предусматривается за счет средств федерального бюджета, бюджета Карачаево-Черкесской Республики, бюджетов муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики, а также внебюджетных источников финансирования (в том числе в рамках государственно-частного партнерства).
Государственная поддержка может также осуществляться путем предоставления субсидий бюджету Карачаево-Черкесской Республики на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт региональных и муниципальных спортивных объектов.
Для финансирования мероприятий по реализации I этапа Программы в соответствии с ресурсным обеспечением реализации Программы развития детско-юношеского спорта в Карачаево-Черкесской Республике до 2030 года согласно приложению 2 необходимо выделение дополнительных средств:
в 2023 году в размере 36639,66 тыс. рублей (в том числе из республиканского бюджета ежегодно - 12792,54 тыс. рублей);
в 2024 году в размере 45449,75 тыс. рублей (в том числе из республиканского бюджета ежегодно - 15860,02 тыс. рублей);
в 2025 году в размере 55477,17 тыс. рублей (в том числе из республиканского бюджета ежегодно - 19359,17 тыс. рублей).
8. Организация управления Программой
Основными направлениями и мероприятиями по развитию детско-юношеского спорта являются:
реализация Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30.04.2021 N 127-ФЗ), в том числе приведение в соответствие с ним правовых актов региональных органов исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, а также законодательства Карачаево-Черкесской Республики;
внедрение единой цифровой информационной системы учета детей, систематически занимающихся спортом ("Детско-юношеский спорт России"), на базе государственной информационной системы "Единая цифровая платформа "Физическая культура и спорт" для обеспечения централизованного сбора, хранения, обработки и актуализации сведений о деятельности организаций и объединений, функционирующих в системе детско-юношеского спорта, в том числе разработка и внедрение системы сквозной идентификации и учета таких детей, а также создание на базе такой информационной системы портала "Школьные спортивные лиги и клубы";
обеспечение подготовки кадров с высшим образованием в области физической культуры и спорта с присвоением квалификации "Тренер по виду спорта. Преподаватель" и введение должностей "тренер-преподаватель" в штат всех организаций, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, как универсального специалиста, выполняющего воспитательную, образовательную и развивающую функции в едином физкультурно-спортивном образовательном пространстве, в том числе повышение профессионального уровня тренеров-преподавателей, социальной роли и статуса, а также совершенствование мер поддержки;
обеспечение проведения ежегодно, начиная с 2023 года, отбора на Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников физкультурно-спортивного профиля;
обеспечение системного использования передового опыта реализации общероссийскими и региональными спортивными федерациями, профессиональными спортивными клубами программ и проектов по развитию детско-юношеского спорта;
установление целевого показателя, характеризующего минимальную долю расходов в общем объеме расходов республиканского бюджета по разделу "Физическая культура и спорт", и обеспечение ежегодно, до 2030 года, увеличения такого показателя в целях развития детско-юношеского спорта;
привлечение малого и среднего бизнеса к управлению объектами спорта и оказанию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг населению;
внедрение механизма субсидирования создания объектов спортивной инфраструктуры с использованием механизмов государственно-частного партнерства;
формирование организационно-финансовых механизмов в системе детско-юношеского спорта, направленных на финансовое обеспечение выполнения функций (оказания услуг) государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе в форме субсидий, предоставляемых по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов, исходя из осуществляемых организациями различной ведомственной подчиненности функций по вовлечению подрастающего поколения в систематические занятия спортом;
формирование системы медицинского сопровождения участников детско-юношеского спорта, включая создание и ведение единой базы данных медицинского наблюдения за детьми, систематически занимающимися физической культурой и спортом, обеспечение спортивных школ профильными врачами, использование современного медицинского оборудования в целях осуществления контроля за состоянием здоровья и динамики адаптации организма к нагрузкам, оценки его функционального состояния, расширения возможности проведения восстановительных реабилитационных мероприятий (в том числе после спортивных травм), акцентирование особого внимания на детях с ограниченными возможностями здоровья и детях-инвалидах;
создание спортивной инфраструктуры (преимущественно малобюджетных объектов, в том числе быстровозводимых модульных, включая бассейны, плоскостных спортивных сооружений и площадок с уличными тренажерами) по месту учебы, работы, жительства и отдыха граждан в соответствии с нормативами и нормами обеспеченности населения такими объектами (в том числе в рамках комплексной застройки жилых территорий) и достижение достаточного уровня развития спортивной инфраструктуры (в том числе в труднодоступных районах со слаборазвитой транспортной инфраструктурой и в сельской местности) с использованием российских инновационных технологий и применением экономически эффективной проектной документации повторного использования;
обновление научно обоснованных норм недельной двигательной активности, гарантирующих оздоровительный и развивающий эффект от занятий физической культурой и спортом, и механизмов определения детей, систематически занимающихся физической культурой и спортом;
обеспечение необходимых условий для создания спортивных клубов по месту жительства и работы граждан, а также для осуществления деятельности этих клубов, стимулирование членства детей в них, организация системы соревнований между такими клубами, их грантовая поддержка за счет бюджетных ассигнований;
создание условий для вовлечения в систематические занятия спортом детей, находящихся в сложной жизненной ситуации, в том числе состоящих на профилактическом учете в подразделениях по делам несовершеннолетних;
создание единого соревновательного пространства для детей, систематически занимающихся спортом, в соответствии с их способностями, уровнем подготовленности, особенностями здоровья и интересами," независимо от ведомственной подчиненности организации;
создание условий для освоения детьми средств плавания и основной гимнастики как базовых жизнеобеспечивающих навыков;
разработка и внедрение механизмов совместного использования образовательными и иными организациями, реализующими дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта, объектов спорта для обеспечения реализации таких программ, а также для предоставления таких объектов детям, занимающимся спортом самостоятельно либо в группах, без образования юридического лица;
разработка и реализация региональных программ развития детско-юношеского спорта, предусматривающих в том числе меры, направленные на совершенствование материально-технической базы общеобразовательных организаций и спортивных школ в соответствии с нормативами и нормами обеспеченности таких организаций и школ объектами спортивной инфраструктуры в целях достижения достаточного уровня ее развития (в том числе в сельской местности);
создание и функционирование детских спортивно-оздоровительных лагерей, принятие мер, направленных на развитие их спортивной инфраструктуры, включая бассейны, в том числе мобильные;
расширение информационного пространства детско-юношеского спорта, в том числе посредством обмена информацией и опытом с системами подготовки спортивного резерва и спорта высших достижений;
расширение спектра и объема трансляций на обязательных общедоступных телеканалах и в сети Интернет физкультурных и спортивных мероприятий среди детей, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, проходящих на муниципальном, региональном, всероссийском и международном уровнях;
использование сетевых коммуникаций в реальной и виртуальной среде для взаимодействия детей в соответствии с их интересами и проблемами, возникающими в ходе занятий спортом;
создание условий для социальной интеграции, адаптации, выявления и дальнейшего спортивного совершенствования спортивно одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе состоящих на профилактическом учете в подразделениях по делам несовершеннолетних;
обеспечение стимулирования и поддержки организаций, осуществляющих деятельность в области детско-юношеского спорта, в создании в этих организациях условий и возможностей для реализации потенциала детско-юношеского спорта;
использование публичных механизмов для обеспечения доступа к государственным инфраструктурным, финансовым и иным ресурсам наиболее результативных организаций, осуществляющих деятельность в сфере детско-юношеского спорта, независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности;
масштабирование передового мирового и отечественного опыта развития детско-юношеского спорта для системного использования;
расширение возможностей для подготовки, переподготовки и повышения квалификации тренерско-преподавательских, медицинских и управленческих кадров, работающих в организациях, осуществляющих деятельность в области детско-юношеского спорта;
формирование механизмов привлечения талантливых молодых специалистов в систему детско-юношеского спорта (в том числе в сельской местности) и создание условий для их профессионального развития, включая их грантовую поддержку за счет бюджетных ассигнований;
привлечение известных российских спортсменов и спортивных специалистов для широкого вовлечения детей в систематические занятия спортом, формирования у них культуры здорового образа жизни, а также для патриотического воспитания детей;
популяризация детско-юношеского спорта в социальных сетях и в сети Интернет, в том числе посредством интеграции спортсменов и блогеров, создания Интернет-челленджей и видеоконтента, направленных на популяризацию здорового образа жизни и физической активности;
расширение практики проведения физкультурных и спортивных мероприятий среди детей в дистанционном (онлайн) формате, включая совершенствование правового регулирования такой практики;
разработка и реализация комплекса мер, направленных на создание в субъекте школьных спортивных лиг по виду (видам) спорта, объединяющих школьные спортивные клубы в общеобразовательных организациях, а также повышение эффективности деятельности таких лиг и клубов, в том числе:
совершенствование системы спортивных соревнований как внутри таких лиг и клубов, так и между ними, акцентирование особого внимания на многоэтапность таких соревнований и их проведение по круговой системе, включая проведение ежегодно, начиная с 2022 года, Всероссийской спартакиады школьных спортивных клубов с ее финансированием в рамках Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, организацию указанных соревнований для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, а также их синхронизацию с Всероссийскими спортивными соревнованиями школьников "Президентские состязания" и Всероссийскими спортивными играми школьников "Президентские спортивные игры";
реализация пилотного проекта по созданию передовых показательных школьных спортивных лиг и клубов с инновационной организационно-методической и материально-технической базой;
внедрение специальных программ повышения квалификации и переподготовки кадров для актива школьных спортивных лиг и клубов.
9. Результат реализации Программы
В результате реализации Программы будет сформирована межведомственная и межуровневая система детско-юношеского спорта, направленная на широкое вовлечение детей в систематические занятия спортом, реализацию их права на физическое развитие, воспитание и образование, формирование и укрепление их здоровья, продление в перспективе их активного долголетия, развитие способностей и таланта детей, ориентированная на укрепление конкурентоспособности российского спорта, повышение обороноспособности страны и ее устойчивое развитие.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.