Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Примерный сценарный план проведения "августовских" педагогических совещаний
Цель - формирование общих подходов к управлению системой образования, обеспечение открытости образовательного процесса, повышение эффективности в работе по развитию суверенной национальной системы образования, а также реализация целевых мероприятий в рамках Года педагога и наставника.
Обязательные элементы проведения "августовских совещаний" в 2023 году:
- исполнение Государственного гимна Российской Федерации и демонстрация Государственного флага Российской Федерации;
- приветственное слово высшего должностного лица субъекта Российской Федерации;
- видеообращение министра просвещения Российской Федерации С.С. Кравцова;
- выступление руководителя органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в сфере образования;
- выступления финалистов Всероссийских конкурсов профессионального мастерства 2022-2023 годов;
- выступление представителей проекта "Навигаторы детства" и Российского движения детей и молодежи "Движение первых";
- выступление представителей педагогических династий (народных учителей);
- награждение лучших работников системы образования;
- чествование народных учителей Российской Федерации (если имеются);
- чествование юбиляров - ветеранов педагогического труда;
- чествование молодых педагогических работников;
- приветствие представителей образовательных организаций, отмечающих юбилейные даты (как правило, значимые - не менее 70-75 лет).
Рекомендуемые для рассмотрения вопросы
1. Реализация мероприятий Года педагога и наставника
Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 27 июня 2023 года N 401*(1) 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года - признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность.
В рамках указанного вопроса целесообразно:
- акцентировать внимание педагогического сообщества на основных мероприятиях, проводимых в рамках Года педагога и наставника (Всероссийская акция "Учить. Вдохновлять. Развивать", серия акций "Спасибо педагогу и наставнику", проект "Педагогические династии России", проект "Наставники в лицах");
- особое внимание уделить информационной поддержке финалистов профессиональных конкурсов, которые будут принимать в 2023 году участие в профессиональных конкурсах федерального уровня (билборды, видеоролики, интервью в СМИ и др.), обеспечить их участие в работе "августовских" педагогических совещаний;
- включить в доклады выступающих информацию о принимаемых на федеральном и региональном уровнях мерах по снижению бюрократической нагрузки на педагогических работников;
- акцентировать внимание участников "августовских" педагогических совещаний на значимости укрепления единого образовательного пространства (обновленные ФГОС, единые федеральные основные образовательные программы, единые линейки учебников, единые способы оценки образовательных результатов).
В ходе подготовки к "августовским" педагогическим совещаниям целесообразно актуализировать информацию о методическом сопровождении молодых педагогов, в том числе с использованием информационного ресурса "Всероссийский форум молодых педагогов"*(2) и сообщества в ВКонтакте*(3), на которых размещаются актуальные информационные материалы, а также методическое сопровождение деятельности педагогических работников-наставников, в том числе с использованием информационного ресурса сайта Академии - раздела "Наставничество педагогических работников"*(4).
2. Организация воспитательной деятельности
2.1. Развитие Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи "Движение первых" в субъектах Российской Федерации
На основании Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 261-ФЗ "О российском движении детей и молодежи"*(5) создано Российское движение детей и молодежи "Движение первых" (далее - Движение), которое призвано объединить деятельность крупнейших детских и молодежных общественных объединений на одной платформе.
В рамках указанного вопроса целесообразно:
- организовать профессиональную площадку для обсуждения моделей взаимодействия региональных команд РДДМ "Движение первых" и проекта "Навигаторы детства";
- обеспечить трансляцию лучших практик по организации деятельности первичных отделений РДДМ "Движение первых";
- обсудить итоги реализации направлений деятельности РДДМ "Движение первых" в рамках летней оздоровительной кампании.
Информация для организации обсуждения в рамках указанного вопроса будет размещаться по ссылке https://disk.yandex.ru/d/p6723vA7FhGrfQ.
Справочно.
С 18 по 20 декабря 2022 г. состоялся I Съезд Движения, где делегатами были определены его основополагающие ценности, среди которых воплощенная в делах любовь к Родине, дружба, добро и справедливость, мечта, созидательный труд, взаимопомощь, единство народов, знание и защита истории, ответственность за будущее страны, крепкая семья. Участниками Съезда выбрано название Движения - "Движение первых".
В образовательных организациях создаются первичные отделения, которые станут фундаментом нового Движения.
Минпросвещения России поддерживается деятельность РДДМ "Движение первых", совместно реализуются крупнейшие проекты в области образования и воспитания.
В марте 2023 года на базе педагогических вузов проведены "Университетские смены" для 1200 школьников.
6-7 марта на базе Мастерской управления "Сенеж" проведен Всероссийский семинар-совещание председателей советов региональных отделений РДДМ "Движение первых" и региональных координаторов проекта "Навигаторы детства", в рамках которого:
- обозначены основные направления развития воспитательной среды;
- представлены проекты РДДМ "Движение первых";
- проведена проектная сессия, направленная на проектирование моделей взаимодействия региональных команд РДДМ и проекта "Навигаторы детства".
2.2. Реализация проекта "Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями"
Должность "Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями" включена в номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, руководителей образовательных организаций*(6) (постановление Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2022 г. N 225).
Утверждены квалификационные требования к должности "советник" (приказ автономной некоммерческой организации "Национальное агентство развития квалификаций" от 15 сентября 2021 г. N 87/21).
Актуализирован профессиональный стандарт "Специалист в области воспитания"*(7) с включением в него должности советника директора по воспитанию (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 января 2023 г. N 53н, зарегистрирован в Минюсте России 3 марта 2023 г., рег. N 72520).
В рамках указанного вопроса целесообразно:
- информировать педагогическое сообщество об организованном для советников по воспитанию, приступивших к работе 1 сентября 2022 г., на базе 11 высших педагогических учебных заведений и ВДЦ "Океан" очном повышении квалификации по профессиональной программе повышения квалификации "Деятельность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями" (36 часов)*(8);
- поставить перед педагогическим сообществом задачу по активизации деятельности советников директоров по воспитанию в рамках реализации программы социальной активности обучающихся начальных классов "Орлята России" и создания Центров детских инициатив в образовательных организациях;
- обсудить вопрос введения ставок советников по воспитанию в организациях СПО с трудоустройством в ФГБУ "Росдетцентр";
- обозначить роль советников директора по воспитанию в создании на базе образовательных организаций первичных отделений РДДМ, в организации работы по включению школьников в проекты и программы движения.
Справочно.
Ключевая задача советников директоров по воспитанию - вовлечение детей в общественно полезную деятельность. Так, в регионах присутствия советников, по данным социологического опроса*(9), проводится больше внеучебных мероприятий (77% опрошенных школьников говорят, что в их школах проводятся внеучебные мероприятия, в регионах присутствия советников - 81%). При этом внеучебные мероприятия в регионах-пилотах получили более высокую оценку со стороны школьников: 44% опрошенных школьников в регионах-пилотах говорят о том, что мероприятия были интересны, против 40% в среднем по стране.
В пилотных регионах выше охват школьников волонтерскими программами (14% в среднем по стране, 33% в регионах-пилотах) и общественными организациями (в среднем по России 16% детей отвечают, что состоят в общественных организациях, в регионах-пилотах - 25%).
В 2022-2023 учебном году в реализацию проекта включены Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Запорожская и Херсонская области.
2.3. Построение единой системы военно-патриотического воспитания
Минпросвещения России совместно с заинтересованными федеральными органами государственной власти и организациями ведется работа по совершенствованию системы военно-патриотического воспитания.
Главными ориентирами в развитии суверенной системы образования являются Указы Президента Российской Федерации:
- Указ Президента РФ от 09.11.2022 N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей";
- Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации".
В рамках указанного вопроса целесообразно:
- обсудить способы развития региональной системы военно-патриотического воспитания;
- организовать трансляцию лучших практик по военно-патриотическому воспитанию в регионе, в том числе в части практики работы школьных военно-патриотических клубов;
- поставить перед педагогическим сообществом задачу по усилению военно-патриотической составляющей в рамках реализуемых проектов и программ, по использованию инфраструктуры, учебно-методических центров военно-патриотического воспитания молодежи в части формирования навыков в области начальной военной подготовки.
Информация для организации обсуждения в рамках указанного вопроса будет размещаться по ссылке https://disk.yandex.ru/d/5uJVxEJ2i5X20w.
Справочно.
В рамках указанной деятельности межведомственной рабочей группой по выработке единых подходов разработан комплекс мер по совершенствованию военно-патриотического воспитания и системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе в 2023-2024 годах для всех уровней образования.
Военно-патриотическая составляющая будет усилена на всех уровнях образования - от дошкольных образовательных организаций до образовательных организаций высшего образования.
Особое внимание должно быть уделено привлечению к работе по военно-патриотическому воспитанию ветеранов боевых действий, в том числе участников специальной военной операции, а также историческому просвещению.
Заинтересованными федеральными органами исполнительной власти совместно с детскими и молодежными общественными объединениями, ветеранскими организациями ежегодно на системной основе проводятся всероссийские мероприятия, просветительские проекты (Всероссийский патриотический форум, военно-спортивные игры "Зарница 2.0" и "Победа", фестиваль "Ворошиловский стрелок", фестиваль-конкурс по управлению беспилотными летательными аппаратами "Соколиная охота", "Я горжусь героями", "Диалоги с Героями", "Твой Герой", "СИЛА В ЛЮДЯХ"), в рамках летней оздоровительной кампании - профильные исторические смены ("Без срока давности", "Молодая Гвардия" и другие), программы дополнительного образования по военно-прикладным видам спорта.
2.4. Проведение внеурочных занятий "Разговоры о важном"
С 1 сентября 2023 года во всех школах страны продолжается реализация проекта - цикла внеурочных занятий "Разговоры о важном" (далее - проект).
В рамках указанного вопроса целесообразно:
- проанализировать результаты реализации проекта в регионе;
- обсудить выстраивание единой системы воспитательной работы в образовательных организациях через синхронизацию тематики "Разговоров о важном" с тематическим каркасом активностей РДДМ, РСВ, "Большая перемена", общества "Знание", "Орлята России";
- обсудить возможность поддержки недельной темы проекта "Разговора о важном" в разных видах деятельности школы (координатор - советник по воспитанию);
- проработать вопрос о включении региональных институтов развития образования, педагогических вузов в процесс подготовки учителей для реализации проекта, усилив курсы повышения квалификации ценностными доминантами (с учетом Указов Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей"*(10) и от 2 июля 2021 г. N 400 "О стратегии национальной безопасности Российской Федерации");
- обсудить вопросы расширения форм проведения занятий (объяснение в доверительном диалоге, выход в исторические парки, проведение занятий на базе школьных музеев, библиотек), а также включение регионального компонента в тематику каждого занятия "Разговоры о важном";
- проработать вопрос привлечения родителей (выпускников) к проведению занятий "Разговоры о важном";
- проработать вопрос вовлечения обучающихся педагогических классов в проведение занятий "Разговоров о важном" в начальной школе (первые профпробы).
Справочно.
Данные информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленностей проводятся в рамках внеурочной деятельности для обучающихся 1-11-х классов, а также студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих программы среднего общего образования.
Все материалы размещаются на портале "Единое содержание общего образования" (https://edsoo.ru).
Цель проекта - сформировать взгляды, убеждения, ценностные ориентиры и приоритеты у обучающихся на основе национальных базовых ценностей, направленные на формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Темы и содержание всех занятий разрабатываются на федеральном уровне для разных возрастных групп с учетом возрастных особенностей детей и подростков. Основной формат внеурочного занятия - разговор или беседа с обучающимися.
Для каждой возрастной группы разрабатывается полный пакет материалов, включающий сценарий занятия, методические рекомендации для учителя, видеоролик, интерактивные задания, презентационные материалы, плакат, а также инструкции и дополнительные материалы к занятию.
Реализация данного проекта способствует восполнению потребности в общении детей и взрослых, позволяет решать основные воспитательные задачи, формировать традиционные духовно-нравственные ценности, а также дает возможность ребятам задуматься о смыслах и правильных оценках происходящих вокруг них событий.
По данным социологического опроса внеурочные занятия "Разговоры о важном" (81%) и торжественное поднятие Государственного флага, исполнение Государственного гимна России (79%) поддерживает подавляющее большинство граждан.
Интерес к данным занятиям проявляют более 70% обучающихся, 50% школьников обсуждают темы занятий дома с родителями, количество просмотров материалов занятий на сайте "Единое содержание общего образования" по некоторым темам превышает 3 млн, а в среднем составляют более 2 млн человек.
На сайте Академии Минпросвещения России функционирует раздел "Разговоры о важном. Сервис для классных руководителей" (https://apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom), на котором осуществляется информирование педагогических работников об актуальных методических материалах, размещены архивные материалы, видеолекции.
ФГАУ ДПО "Академия Минпросвещения России" созданы и регулярно обновляются Телеграм-канал "Разговоры о важном" (https://t.me/razgovory_o_vazhnom) и канал "Разговоры о важном" в учебном профиле "Сферум" в VK-Мессенджере (https://quick.apkpro.ru/q/0О5MlzDn).
3. Система организации профессиональной ориентации обучающихся
Минпросвещения России разработало единую модель профессиональной ориентации в Российской Федерации. Целевая аудитория - обучающиеся 6-11-х классов, включая детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Основной инструмент профорориентации - профориентационный минимум. Это единый универсальный набор профориентационных практик и инструментов для проведения мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся.
Профориентационный минимум включает в себя три уровня:
- базовый уровень (не менее 40 часов в учебный год);
- основной уровень (не менее 60 часов в учебный год);
- продвинутый уровень (не менее 80 часов в учебный год).
В рамках указанного вопроса целесообразно:
- информировать педагогическое сообщество об основном инструменте системы профориентации - профориентационном минимуме;
- рекомендовать педагогическому сообществу организовать профориентационную работу в общеобразовательных организациях в соответствии с единой моделью профориентации по семи основным направлениям: профильные предпрофессиональные классы, урочная деятельность, внеурочная деятельность, воспитательная работа, дополнительное образование, профобучение и взаимодействие с родителями;
- акцентировать внимание участников совещания на следующих рекомендациях общеобразовательным организациям в целях комплексной реализации профориентационных мероприятий:
1) разработать и утвердить календарный план профориентационных мероприятий в соответствии с региональным планом профориентационных мероприятий;
2) назначить в каждой школе ответственного за реализацию профориентационной деятельности (уровень - заместитель директора);
3) определить и утвердить в каждой школе перечень основных профориентационных мероприятий на учебный год, включая экскурсии на производство, в образовательные организации среднего профессионального образования и высшего образования, профпробы, встречи с представителями разных профессий, мастер-классы и др.;
4) заключить соглашения с региональными (муниципальными) предприятиями (организациями), образовательными организациями высшего образования и среднего профессионального образования с целью организации экскурсий и профессиональных проб;
5) утвердить перечень профильных предпрофессиональных классов в каждой общеобразовательной организации (при наличии) и разместить информацию на официальном сайте;
6) акцентировать внимание на уроках технологии как одном из основных учебных предметов, направленных на профориентацию;
7) предусмотреть в плане внеурочной деятельности в учебном году занятие, посвященное профориентации, еженедельно по четвергам продолжительностью 1 академический час (по примеру "Разговоров о важном");
8) обеспечить информационное освещение, а также популяризацию программ подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих с целью повышения привлекательности рабочих профессий среди школьников (информацию об образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих, рекомендуется разместить на сайте регионального министерства образования);
9) установить единые дни проведения родительских собраний в каждой общеобразовательной организации (два раза в год - октябрь и апрель).
Методические материалы для педагогических работников (сценарии, видеоматериалы, презентации и др.) будут разработаны и опубликованы на едином портале профориентации Российской Федерации*(11).
Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, а также единая модель профориентации опубликованы на официальном сайте Министерства просвещения Российской Федерации*(12).
______________________________
*(1) http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202206270003.
*(2) https://teacherforum.apkpro.ru.
*(3) https://vk.com/public219937671.
*(4) https://nastavnik.apkpro.ru.
*(5) http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140025.
*(6) http://government.ru/docs/all/139423.
*(7) http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202303060005.
*(8) Обучение организовано на базе следующих организаций: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Самарский государственный социально-педагогический университет, Армавирский государственный педагогический университет, Московский государственный педагогический университет, Томский государственный педагогический университет, Алтайский государственный педагогический университет, Благовещенский педагогический университет, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Мордовский государственный педагогический университет им М.Е. Евсевьева, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Омский государственный педагогический университет, ВДЦ "Океан".
*(9) Опрос ВЦИОМ.
*(10) http://publicatlon.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019.
*(11) https://bvbinfo.ru.
*(12) https://docs.edu.gov.ru/document/ab399c217503се818ff31f1f73b737da.
<< Назад |
||
Содержание Письмо Министерства просвещения РФ от 15 мая 2023 г. N 03-839 "О проведении "августовских" совещаний" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.