Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Приказу Министерства природных
ресурсов и охраны окружающей среды
Чеченской Республики
от 4 мая 2023 г. N 109
Регламент
реализации полномочий Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Чеченской Республики по взысканию дебиторской задолженности по платежам за пользование водными объектами в бюджет, пеням и штрафам по ним
I. Общие положения
1. Настоящий Регламент разработан в соответствии с общими требованиями к регламенту реализации полномочий администратора доходов бюджета по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 ноября 2022 года N 172н, и устанавливает перечень мероприятий и сроки по реализации Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Чеченской Республики (далее - Министерство) полномочий, направленных на взыскание дебиторской задолженности по доходам, а также перечень структурных подразделений (гражданских служащих) Министерства, ответственных за работу с дебиторской задолженностью по доходам и порядок обмена информацией (первичными учетными документами) между ними.
2. Регламент направлен на системное предупреждение возникновения просроченной дебиторской задолженности, предотвращения возникновения невозвратной и хронической дебиторской задолженности, а также на гарантированное погашение или взыскание задолженности по платежам за пользование водными объектами, пеней и штрафов по ним.
II. Мероприятия по недопущению образования просроченной дебиторской задолженности по доходам, выявлению факторов, влияющих на образование просроченной дебиторской задолженности по доходам
3. Отдел планирования, экономического прогнозирования и администрирования платежей Министерства:
1) осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей за пользование водными объектами в бюджет, пеням и штрафам по ним по платежам, в том числе:
- за фактическим зачислением платежей в бюджет в размерах и сроках, установленных законодательством Российской Федерации, договором водопользования;
- за погашением начислений соответствующими платежами, являющимися источниками формирования доходов бюджета;
- за своевременным начислением пени (штрафов);
- за своевременным составлением первичных учетных документов, обосновывающих возникновение дебиторской задолженности или оформляющих операции по ее увеличению (уменьшению), а также своевременным их отражением в бюджетном учете;
2) проводит не реже одного раза в квартал инвентаризацию расчетов с должниками, включая сверку данных по доходам в федеральный бюджет на основании информации о непогашенных начислениях, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, в том числе в целях оценки ожидаемых результатов работы по взысканию дебиторской задолженности по доходам, признания дебиторской задолженности сомнительной;
3) проводит мониторинг финансового (платежного) состояния должников, в том числе при проведении мероприятий по инвентаризации на предмет:
наличия сведений о взыскании с должника денежных средств в рамках исполнительного производства;
наличия сведений о возбуждении в отношении должника дела о банкротстве;
4) своевременно принимает решение о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам за пользование водными объектами в бюджет и о ее списании;
5) ежегодно по состоянию на 25 декабря представляет директору департамента экономики и финансов отчет об итогах работы по взысканию дебиторской задолженности по платежам в федеральный бюджет по форме согласно приложению N 1 к настоящему Регламенту;
6) проводит иные мероприятия в целях недопущения образования просроченной дебиторской задолженности по доходам, выявления факторов, влияющих на образование просроченной дебиторской задолженности по доходам.
III. Мероприятия по урегулированию дебиторской задолженности по доходам в судебном порядке
4. Мероприятия по урегулированию дебиторской задолженности по доходам в досудебном порядке (со дня истечения срока уплаты соответствующего платежа в областной бюджет (пеней, штрафов) до начала работы по их принудительному взысканию) включают в себя:
1) направление водопользователю информационного письма о необходимости в течение 3 банковских дней погасить образовавшуюся задолженность за пользование водным объектом;
2) направление досудебной претензии должнику о погашении задолженности в досудебном порядке по форме согласно приложению N 2 к настоящему Регламенту;
3) рассмотрение вопроса о возможности об изменении или расторжении договора водопользования;
4) направление в Управление ФНС России по Чеченской Республике уведомлений о наличии задолженности по обязательным платежам или о задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией при предъявлении (объединении) требований в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве.
5. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 марта 2008 года N 165 "О подготовке и заключении договора водопользования" плата за пользование водным объектом вносится водопользователем каждый платежный период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом, и подтверждением исполнения водопользователем обязательств по внесению платы за пользование водным объектом в соответствии с договором является представление им в Министерство копии платежного документа с отметкой банка (платежное поручение, квитанция), отражающего полноту и своевременность внесения платы за пользование водным объектом.
6. Должностное лицо отдела планирования, экономического прогнозирования и администрирования платежей при выявлении в ходе контроля за поступлением доходов в бюджет нарушений контрагентом условий договора (государственного контракта, соглашения) в части, касающейся уплаты денежных средств с задолженностью, в срок не позднее 30 календарных дней с момента образования просроченной дебиторской задолженности:
1) производит расчет задолженности;
2) направляет должнику досудебную претензию о нарушении сроков внесения платы за пользование водным объектом и неполном расчете с бюджетом с требованием о погашении образовавшейся задолженности в 2 экземплярах по форме приложения 1 к настоящему Регламенту.
7. Срок оплаты в досудебной претензии устанавливается по истечении тридцати календарных дней со дня ее направления неплательщику (в соответствии с требованиями арбитражно-процессуального законодательства к досудебному регулированию - пункт 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 95-ФЗ. Досудебная претензия направляется заказным письмом с уведомлением в адрес неплательщика либо вручается должнику под личную подпись.
8. Сведения о претензиях вносятся в книгу регистрации претензий о нарушении сроков внесения платы за использование лесов и неполном расчете с бюджетом по форме приложения N 3 к настоящему Регламенту, и осуществляется контроль за исполнением должником требований, содержащихся в претензиях.
9. При добровольном исполнении обязательств в срок, указанный в требовании (претензии), претензионная работа в отношении должника прекращается.
10. В случае непогашения должником в полном объеме просроченной дебиторской задолженности по истечении установленного в требовании (претензии) срока должностным лицом отдела правового, кадрового обеспечения и государственного заказа Министерства в течение 10 рабочих дней подготавливаются следующие документы для подачи искового заявления в суд:
1) копии документов, являющихся основанием для начисления сумм, подлежащих уплате должником, со всеми приложениями к ним;
2) копии учредительных документов (для юридических лиц);
3) копии документов, удостоверяющих личность должника, в том числе содержащих информацию о месте его нахождения (проживания, регистрации) (для физических лиц);
4) расчет платы с указанием сумм основного долга, пени, штрафных санкций;
5) копии требования (претензии) о необходимости исполнения обязательства по уплате с доказательствами его отправки: почтовое уведомление либо иной документ, подтверждающий отправку корреспонденции.
11. В соответствии с условиями договора водопользования в случаях невнесения платы за пользование водным объектом в течение более 2 платежных периодов договор водопользования может быть изменен или расторгнут.
IV. Мероприятия по принудительному взысканию дебиторской задолженности по доходам
12. До предъявления требования о принудительном прекращении пользования водным объектом должностное лицо отдела водных отношений направляет водопользователю предупреждение по форме, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 7 марта 2007 года N 49 "Об утверждении формы предупреждения о предъявлении требования о прекращении права пользования водным объектом".
13. При отсутствии добровольного исполнения требования (претензии) должником в установленный для погашения задолженности срок взыскание задолженности производится в судебном порядке.
14. Должностное лицо отдела правового, кадрового обеспечения и государственного заказа в течение 30 рабочих дней подготавливает и направляет исковое заявление о взыскании просроченной дебиторской задолженности в суд с соблюдением требований о подсудности и подведомственности, установленных законодательством Российской Федерации.
15. В случае если до вынесения решения суда требования об уплате исполнены должником добровольно, должностное лицо отдела правового, кадрового обеспечения и государственного заказа в установленном порядке заявляет об отказе от иска.
16. Взыскание просроченной дебиторской задолженности в судебном порядке осуществляется в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 95-ФЗ, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 138-ФЗ, иным законодательством Российской Федерации.
17. Документы о ходе претензионно-исковой работы по взысканию задолженности, в том числе судебные акты, на бумажном носителе хранятся в отделе правового, кадрового обеспечения и государственного заказа Министерства.
18. При принятии судом решения о полном (частичном) отказе в удовлетворении заявленных требований Министерства обеспечивается принятие исчерпывающих мер по обжалованию судебных актов при наличии к тому оснований.
19. Должностное лицо отдела правового, кадрового обеспечения и государственного заказа участвует в судебных разбирательствах, принимает исчерпывающие меры по обжалованию судебных актов о полном (частичном) отказе в удовлетворении заявленных требований при наличии к тому оснований, контролирует исполнение решений суда, направляет исполнительные документы на исполнение в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, и контролирует их исполнение (исполнительное производство).
V. Принятие решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам
20. Платежи в бюджет, не уплаченные в установленный срок (задолженность по платежам в бюджет), признаются безнадежными к взысканию в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 47.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ:
1) смерти физического лица - плательщика платежей в бюджет или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации;
2) признания банкротом индивидуального предпринимателя - плательщика платежей в бюджет в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" - в части задолженности по платежам в бюджет, не погашенной по причине недостаточности имущества должника;
3) признания банкротом гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" - в части задолженности по платежам в бюджет, не погашенной после завершения расчетов с кредиторами;
4) ликвидации организации - плательщика платежей в бюджет в части задолженности по платежам в бюджет, не погашенной по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности ее погашения учредителями (участниками) организации, в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
5) применения актов об амнистии или о помиловании в отношении осужденных к наказанию в виде штрафа или принятия судом решения, в соответствии с которым администратор доходов бюджета утрачивает возможность взыскания задолженности по платежам в бюджет;
6) вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа по основанию, предусмотренному пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если с даты образования задолженности по платежам в бюджет прошло более пяти лет, в следующих случаях:
- размер задолженности не превышает размера требований к должнику, установленного Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" для возбуждения производства по делу о банкротстве;
- судом возвращено заявление о признании плательщика платежей в бюджет банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;
7) исключения юридического лица по решению регистрирующего органа из Единого государственного реестра юридических лиц и наличия ранее вынесенного судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства в связи с возвращением взыскателю исполнительного документа по основанию, предусмотренному пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", - в части задолженности по платежам в бюджет, не погашенной по причине недостаточности имущества организации и невозможности ее погашения учредителями (участниками) указанной организации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В случае признания решения регистрирующего органа об исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" недействительным задолженность по платежам в бюджет, ранее признанная безнадежной к взысканию в соответствии с настоящим подпунктом, подлежит восстановлению в бюджетном (бухгалтерском) учете.
21. Наряду со случаями, предусмотренными пунктом 20 настоящего Регламента, неуплаченные административные штрафы признаются безнадежными к взысканию, если судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление о назначении административного наказания, в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено постановление о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания.
22. Решение о признании безнадежной к взысканию задолженности (далее - Решение) принимается Министерством по основаниям, установленным пунктом 21 настоящего Регламента, которые подтверждаются следующими документами:
1) выписка из отчета об итогах работы по взысканию дебиторской задолженности о сумме задолженности и принятых мерах по обеспечению взыскания задолженности;
2) документы, подтверждающие наличие обстоятельств, предусмотренных подпунктом 1 настоящего пункта:
а) документ, свидетельствующий о смерти физического лица - плательщика платежей в бюджет или подтверждающий факт объявления его умершим;
б) судебный акт о завершении конкурсного производства или завершении реализации имущества гражданина - плательщика платежей в бюджет, являвшегося индивидуальным предпринимателем, а также документ, содержащий сведения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей о прекращении физическим лицом - плательщиком платежей в бюджет деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием судебного акта о признании его несостоятельным (банкротом);
в) судебный акт о завершении конкурсного производства или завершении реализации имущества гражданина - плательщика платежей в бюджет;
г) документ, содержащий сведения из Единого государственного реестра юридических лиц о прекращении деятельности в связи с ликвидацией организации - плательщика платежей в бюджет;
д) документ, содержащий сведения из Единого государственного реестра юридических лиц об исключении юридического лица - плательщика платежей в бюджет из указанного реестра по решению регистрирующего органа;
е) акт об амнистии или о помиловании в отношении осужденных к наказанию в виде штрафа или судебный акт, в соответствии с которым администратор доходов бюджета утрачивает возможность взыскания задолженности по платежам в бюджет;
ж) постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства в связи с возвращением взыскателю исполнительного документа по основанию, предусмотренному пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве";
з) судебный акт о возвращении заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) или прекращении производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;
и) постановление о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания.
VI. Мероприятия по взысканию просроченной дебиторской задолженности в рамках исполнительного производства
23. В течение 10 рабочих дней со дня поступления в Министерство исполнительного документа должностное лицо отдела правового, кадрового обеспечения и государственного заказа Министерства, наделенное соответствующими полномочиями, направляет его для исполнения в Управление Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Чеченской Республике (далее - служба судебных приставов), а при наличии актуальных сведений о счетах должника в кредитной организации направляет исполнительный документ в соответствующую кредитную организацию.
24. На стадии принудительного исполнения службой судебных приставов судебных актов о взыскании просроченной дебиторской задолженности с должника должностное лицо отдела правового, кадрового обеспечения и государственного заказа Министерства, наделенное соответствующими полномочиями, осуществляет информационное взаимодействие со службой судебных приставов, в том числе проводит следующие мероприятия:
1) направляет в службу судебных приставов заявления (ходатайства) о предоставлении информации о ходе исполнительного производства, в том числе:
о мероприятиях, проведенных судебным приставом-исполнителем по принудительному исполнению судебных актов на стадии исполнительного производства;
об изменении наименования должника (для граждан - фамилия, имя, отчество (при его наличии); для организаций - наименование и юридический адрес);
о сумме непогашенной задолженности по исполнительному документу;
о наличии данных об объявлении розыска должника, его имущества;
об изменении состояния счета/счетов должника, имуществе и правах имущественного характера должника на дату запроса;
2) в случае необходимости организует и проводит рабочие встречи со службой судебных приставов о результатах работы по исполнительному производству;
3) осуществляет мониторинг соблюдения сроков взыскания просроченной дебиторской задолженности в рамках исполнительного производства, установленных Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве";
4) проводит мониторинг эффективности взыскания просроченной дебиторской задолженности в рамках исполнительного производства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.