Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу
от 13.01.2017 N 22/п
Примерное Положение
О "Ресурсном классе" для детей с расстройствами аутистического спектра на базе общеобразовательного учреждения
I. Общие положения.
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 N 1015 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", Федеральным Законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", приказом главного управления образования администрации города от 29.05.2015 N 339/п "Об инклюзивном образовании".
1.2. Примерное Положение определяет порядок создания и функционирования "Ресурсных классов" на базе общеобразовательных учреждений города Красноярска с целью создания специальных образовательных условий для обучения и коррекции нарушений поведения, коммуникации и речи у детей с расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями ментальной сферы, а также сопутствующими выраженными нарушениями поведения, коммуникации и речи (далее - РАС).
1.3. "Ресурсный класс" для детей с РАС создается на базе общеобразовательного учреждения, которому присвоен статус базовой площадки для реализации образовательных программ (проектов) общего образования, обеспечивающих совместное обучение и воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - обучающиеся с ОВЗ) и детей, не имеющих нарушений развития.
1.4. Настоящее положение может быть использовано для разработки положения о "Ресурсном классе" общеобразовательными учреждениями (далее - ОУ) города Красноярска.
II. Цель и задачи создания "Ресурсного класса"
2.1. "Ресурсный класс" создаётся с целью обеспечения обучающимся с РАС реализации права на получение общего образование в условиях инклюзивного образования, в среде совместного обучения с типично развивающимися сверстниками.
"Ресурсный класс" - специально отведенное место в учебном заведении (класс, кабинет), который оборудован специальным образом, и обеспечен квалифицированными педагогическими работниками.
2.2. Задачи:
- создание специальных условий (средовых, кадровых, организационных) для адаптации, обучения и коррекции нарушений развития обучающихся с РАС на основе реализации адаптированных образовательных программ (далее - АОП) и индивидуальных учебных планов (далее - ИУП);
- подготовка обучающихся с РАС к переходу на инклюзивное образование в общеобразовательных классах, в среде типично развивающихся сверстников.
III. Организация функционирования "Ресурсного класса"
3.1. На основании заявления родителей (законных представителей) и заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПК) ребёнок с РАС зачисляется в общеобразовательный класс ОУ.
3.2. При зачислении ребенка в между ОУ и родителями (законными представителями) заключается договор о взаимодействии.
3.3. Предельная наполняемость "Ресурсного класса" не может превышать 6 человек.
3.4. Для каждого обучающегося с учетом результатов специализированного комплексного тестирования по навыкам жизненных компетенций, академическим и социальным компетенциям разрабатываются АОП и ИУП.
3.5. Образовательный процесс в "Ресурсном классе" осуществляется с использованием педагогических технологий, обеспечивающих индивидуальное, личностно-ориентированное развитие ребенка на основе метода прикладного поведенческого анализа.
3.6. Функционирование "Ресурсного класса" предусматривает:
- организацию специального пространства для обучающихся с РАС;
- организацию специального режима обучения;
- организацию специального рабочего места обучающегося с РАС;
- организацию рабочего места учителя;
- наличие технических средств обучения и оборудования, ориентированных на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с РАС;
- наличие специальных приложений к базовым учебникам, рабочим тетрадям, специальным дидактическим материалам, специальным компьютерным инструментам обучения.
3.7. Помещение, в котором организуется функционирование "Ресурсного класса" целесообразно выбирать в стороне от общеобразовательных классов и в шаговой доступности от гигиенической комнаты. Пространство помещения рекомендуется разделять на 4 функциональные зоны: зона для индивидуальных занятий, зона для групповых занятий, зона для отдыха и сенсорной разгрузки, рабочее место учителя.
3.8. Функционирование "Ресурсного класса" осуществляется в двух режимах - постоянном и консультативном.
3.9. Постоянный режим предусматривает:
- не менее 80% времени, затраченного на освоение обучающимся с РАС АОП внутри пространства "Ресурсного класса", индивидуальное тьюторское сопровождение на протяжении всего учебного дня, участие в коррекционно-развивающих занятиях, проводимых педагогом-психологом для развития социальных и функциональных навыков, гибкий режим обучения;
- проведение консультаций специалистов "Ресурсного класса" с родителями (законными представителями) обучающихся, со средней периодичностью один раз в месяц, продолжительностью до одного (астрономического) часа.
3.10. Решение о сроках частичного сопровождаемого включения (инклюзии) обучающегося с РАС, находящегося на постоянном режиме обучения, на отдельные занятия в общеобразовательном классе, в который он зачислен, а также о количестве времени и уроках, на которые включается обучающийся, принимают специалисты "Ресурсного класса" на основе следующих критериев:
- отсутствие нежелательного поведения во время урока в течение 15 минут:
- умение выражать адекватным образом просьбу, отказ и согласие;
- умение ждать и следовать инструкции сопровождающего (учителя, педагога-психолога, тьютора) в 80% случаев.
3.11. Консультативный режим предусматривает:
- не менее 80% времени, затраченного на освоение обучающимся с РАС АОП в среде типично развивающихся сверстников в общеобразовательном классе, в которые зачислены дети с РАС;
- консультирование психологом и другими специалистами "Ресурсного класса" педагогических работников общеобразовательного класса и родителей (законных представителей).
3.12. Обучающийся с РАС, посещающий "Ресурсный класс" в постоянном режиме, может быть переведен по согласованию с родителями (законными представителями) на консультативный режим или обратно. Решение о переводе принимается консилиумом образовательного учреждения.
IV. Управление функционированием "Ресурсного класса"
4.1. Функционирование "Ресурсного класса" регламентируется локальными правовыми актами ОУ (Приложение 1).
4.2. Для эффективного функционирования "Ресурсного класса" в штатное расписание ОУ должны быть введены штатные единицы в соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 29.05.2014 N 217-п "Об утверждении порядка расчета нормативов обеспечения реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в расчете на одного обучающегося (один класс, класс-комплект) муниципальных общеобразовательных организаций, расположенных на территории Красноярского края, нормативов обеспечения реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в расчете на одного обучающегося (один класс. класс-комплект) и нормативов обеспечения деятельности административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного персонала и иных категорий работников образовательных организаций, участвующих в реализации общеобразовательных программ в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося муниципальных общеобразовательных организаций, расположенных на территории Красноярского края, и порядка предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Красноярского края на обеспечение государственных гарантий реализации прав на. получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования...".
При наличии финансовых возможностей целесообразно ввести в штатное расписание ОУ дополнительные штатные единицы в зависимости от потребности.
4.3. Руководство функционированием "Ресурсного класса" осуществляет заместитель директора ОУ в соответствии с приказом по ОУ, в должностные обязанности которого внесены следующие функции:
- организует профессиональное взаимодействие всех специалистов "Ресурсного класса": учителей "ресурсного" и общеобразовательного классов, учителей дополнительного образования, тьюторов, узких специалистов: психолога, дефектолога, логопеда;
- организует образовательный процесс с учетом индивидуальных потребностей обучающихся с РАС;
- обеспечивает эффективное взаимодействие специалистов "Ресурсного класса" с внешними экспертами и другими участниками образовательных отношений;
- организует мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации обучающихся "Ресурсного класса", включающие проведение консультаций и мероприятий по информированию сотрудников школы и родителей одноклассников из общеобразовательных классов об особенностях детей с РАС и нарушениями ментальной сферы;
- осуществляет административный контроль за деятельностью специалистов "Ресурсного класса";
- организует разработку адаптированной образовательной программы;
- организует составление отчетно-аналитической документации о деятельности Ресурсного класса.
Организацию дополнительного образования детей с РАС и проведение воспитательных мероприятий осуществляет заместитель директора по воспитательной работе, в должностные обязанности которого включены данные функции в соответствии с приказом ОУ.
4.4. Для осуществления научно-методического сопровождения деятельности "Ресурсного класса", контроля за работой специалистов, организацией обучения, коррекционной работы, выдачи рекомендаций, консультирования специалистов, могут быть привлечены иные специалисты по инклюзивному образованию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.