Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу
министерства образования
Ставропольского края
от 9 марта 2023 г. N 378-пр
Положение
о создании и функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Ставропольского края
1. Общие положение
1.1. Настоящее Положение о создании и функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (далее соответственно - Положение, система научно-методического сопровождения, РС НМС) определяет цели и задачи, принципы формирования, структуру и субъекты РС НМС, организационные, содержательные и процессуальные основы деятельности существующих и вновь создаваемых в региональной системе образования структур и форм научного и методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в целях обеспечения реализации мероприятий федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в части создания условий для развития кадрового потенциала и профессионального роста педагогических работников и управленческих кадров системы образования Ставропольского края.
1.2. Нормативная правовая основа создания и функционирования региональной системы научно-методического сопровождения:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);
- Указ Президента Российской Федерации "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" от 21 июля 2020 года N 474;
- Паспорт федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. N 16;
- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2017 г. N 1642;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. N 3273-р "Основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста;
- Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 06 августа 2020 года N Р-76 "Об утверждении Концепции создания федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров";
- Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 15 декабря 2022 года N Р-303 "О внесении изменений в Концепцию создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, утвержденную распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 г. N Р-174";
- Приказ министерства образования Ставропольского края (далее - министерство) от 08 февраля 2021 года N 189-пр "Об утверждении типового Положения о центре непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников";
- Приказ министерства от 08 февраля 2021 года N 187-пр "О создании и обеспечении функционирования центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в рамках реализации мероприятий по формированию и обеспечению функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров регионального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование";
- Приказ министерства от 27 июля 2021 года N 1291-пр "Об определении координатора региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Ставропольского края";
- Положение о центре непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Ставропольского края, утвержденное приказом государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования "Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования (далее - СКИРО ПК и ПРО) от 08 февраля 2021 года N 25-о/д;
- Настоящее Положение.
2. Понятия, используемые в Положении
Единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (ЕФС) - это совокупность взаимосвязанных и интегрированных между собой субъектов научно-методической деятельности, обеспечивающих сопровождение педагогических работников и управленческих кадров в непрерывном развитии профессионального мастерства, в том числе - в рамках повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки с учетом выявленных профессиональных дефицитов, построения на их основе индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, а также использования стажировочных площадок и внедрения механизмов наставничества.
"Горизонтальное обучение" педагогических работников и управленческих кадров - обучение внутри профессиональных сообществ педагогических работников и управленческих кадров.
Диагностика профессиональных (педагогических) компетенций - комплекс оценочных процедур (в том числе в электронном виде), обеспечивающих возможность установления уровня владения педагогическими работниками и управленческими кадрами профессиональными компетенциями.
Дополнительная профессиональная программа - программа повышения квалификации (профессиональной переподготовки) (далее - программа ДПО).
Индивидуальный образовательный маршрут - комплекс мероприятий, включающий описание содержания, форм организации, технологий, темпа и общего времени освоения педагогическими работниками и управленческими кадрами необходимых знаний, умений, практических навыков и опыта, основанный на персонифицированном подходе к организации дополнительного профессионального образования, в том числе учитывающем актуальные дефициты профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров, их личностные ресурсы, педагогические и управленческие условия образовательной организации, в которой они работают, а также возможности и ресурсы системы дополнительного профессионального образования.
Методическая служба - совокупность субъектов научно-методической деятельности различных уровней, осуществляющих сопровождение системы методической работы, направленной на преодоление профессиональных дефицитов и развитие профессионального мастерства педагогических работников.
Методическая поддержка педагогических работников - вид взаимодействия методической службы и педагогов, ориентированный на совместное выявление, осознание социально-педагогических проблем и оказание помощи в преодолении затруднений педагогов, с опорой на сильные стороны его индивидуальных способностей и возможностей.
Методическая работа - специальный комплекс практических мероприятий, которые базируются на достижениях передового педагогического опыта и направлены на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства педагогических кадров.
Научно-методический центр сопровождения педагогических работников (далее - научно-методический центр) - структурное подразделение образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 44.00.00 "Образование и педагогические науки", обладающее потенциалом научного, проектного и методического развития и осуществляющее проведение прикладных исследований образовательных систем, тиражирование образовательных практик, внедрение научных достижений и передовых педагогических технологий в сферу образования.
Непрерывное профессиональное развитие педагогических работников и управленческих кадров - комплекс образовательных мероприятий, результатом которых является совершенствование профессиональных компетенций и овладение новыми компетенциями, необходимыми на определенном этапе профессионального развития. Может осуществляться как в процессе повышения квалификации и профессиональной переподготовки, так и в рамках неформального образования педагогических работников и управленческих кадров.
Неформальное образование педагогических работников и управленческих кадров - комплекс образовательных мероприятий, не сопровождающихся выдачей документов об образовании и (или) о квалификации, а также документов об обучении, результатом которых является совершенствование профессиональных компетенций и овладение новыми компетенциями, необходимыми на определенном этапе профессионального развития.
Паспорт региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров - единый федеральный информационно-аналитический ресурс, формируемый посредством заполнения личных кабинетов субъектов Российской Федерации, включающий в себя сведения о кадровом составе, программах ДПО, в том числе включенных в федеральный реестр дополнительных профессиональных педагогических программ, региональной инфраструктуре дополнительного профессионального образования, финансовом обеспечении, вовлечении педагогических работников в мероприятия региональной системы научно-методического сопровождения, информационных ресурсах (сайты организаций, системы дистанционного обучения, базы данных и т.д.), результативности работы системы и корреляции с результатами обучающихся общеобразовательных организаций.
Педагогический работник (педагог) - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности (за исключением педагогических работников образовательных организаций высшего профессионального образования).
Профессиональная ассоциация - добровольное объединение педагогических работников с целью создания условий для профессионального общения в процессе обсуждения актуальных профессиональных проблем.
Профессиональное педагогическое сообщество - группа педагогических работников, объединенная общими ценностями, профессиональными ориентирами, нормами мышления, поведения и взаимодействия, формирующими профессиональную среду на уровне организации, муниципалитета, региона.
Профессиональные дефициты - отсутствие или недостаточное развитие профессиональных компетенций педагогических работников, вызывающее типичные затруднения в реализации определенных направлений педагогической деятельности.
Профессиональные компетенции педагогического работника совокупность профессиональных знаний, навыков и практического опыта, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Региональная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров - совокупность взаимосвязанных и интегрированных между собой, но при этом относительно самостоятельных субъектов научно-методической деятельности регионального, муниципального и институционального (образовательной организации) уровней, обеспечивающих сопровождение педагогических работников и управленческих кадров в повышении квалификации (профессиональной переподготовке) и профессиональном развитии, в том числе с учетом выявления профессиональных дефицитов и построения на их основе индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного развития профессионального мастерства, а также использования стажировочных площадок, сетевых форм взаимодействия и внедрения механизмов наставничества.
Региональный методист - педагогический работник - штатный сотрудник ЦНППМ или привлекаемый к работе в ЦНППМ по договору гражданско-правового характера и в иных формах сотрудничества, осуществляющий сопровождение непрерывного профессионального развития педагогических работников, в том числе оказывающий адресную методическую поддержку в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников, обобщающий и распространяющий информацию о передовых технологиях обучения и воспитания, отечественном и мировом опыте в сфере образования.
Региональный методический актив - объединение региональных методистов, сформированное из числа лиц, прошедших диагностику профессиональных компетенций и повышение квалификации в области методической поддержки педагогических работников.
Тьютор - педагогический работник, обеспечивающий освоение содержания программ ДПО, в том числе из федерального реестра дополнительных профессиональных педагогических программ.
Сетевое сообщество педагогов - организационная форма социальной структуры, обеспечивающая при помощи компьютерных сетевых средств коммуникацию группы педагогов, ведущих совместную инновационную деятельность. Деятельность сетевых сообществ педагогов направлена на обмен информацией об инновациях, взаимопомощь в преодолении рисков и затруднений при освоении новшества, организацию коллективной интеллектуальной деятельности при разработке или модернизации новшества.
Стажировочная площадка - статус, присваиваемый образовательной организации, осуществляющей деятельность по трансляции позитивного инновационного опыта, эффективных педагогических и управленческих практик, в процессе реализации дополнительных профессиональных программ.
Субъект научно-методической деятельности - организация, лицо, уполномоченная(ое) выполнять деятельность по повышению квалификации (профессиональной переподготовке) и научно-методическому сопровождению профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров.
Единый федеральный портал дополнительного профессионального образования - элемент цифровой образовательной среды, созданный для формирования единого образовательного пространства и развития цифровой образовательной среды дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров, который консолидирует образовательные возможности участников системы дополнительного профессионального образования, унифицирует подходы к непрерывному развитию профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров - в том числе повышению квалификации и профессиональной переподготовке.
Управленческие кадры - физические лица, которые в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляют руководство этой организацией, в том числе выполняют функции ее единоличного исполнительного органа. В целях настоящего Положения к управленческим кадрам относятся: руководитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, заместитель руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, руководитель структурного подразделения организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Федеральный реестр дополнительных профессиональных программ (далее - ФР ДПП) - инструмент единого федерального портала дополнительного профессионального образования, созданный для обеспечения доступа к качественным дополнительным профессиональным программам (далее - программ ДПО), отвечающим современным задачам системы образования.
Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМ) - структурное подразделение организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дополнительного профессионального образования, или структурное подразделение организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, осуществляющее непрерывное дополнительное профессиональное образование педагогических работников и управленческих кадров на основе диагностики профессиональных компетенций с учетом анализа запросов педагогических работников в овладении новыми компетенциями, необходимыми для профессиональной деятельности, обеспечивающее разработку и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников.
Цифровая экосистема ДПО - информационно-аналитический ресурс, обеспечивающий единые подходы к представляемым образовательными организациями программам дополнительного профессионального образования, верификации, учету слушателей и анализу их результатов; включающий в себя следующие модули: паспорт региональной системы ДППО; специализированная обучающая среда, ФР ДПП.
3. Цель, задачи, принципы и эффекты формирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
3.1. Целью РС НМС является создание единого научно-методического пространства, являющегося компонентом Единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, обеспечивающего взаимодействие субъектов научно-методической деятельности регионального, муниципального и институционального (образовательных организаций) уровней для осуществления сетевого непрерывного научно-методического сопровождения повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в соответствии с приоритетными задачами в области образования.
3.2. Задачи РС НМС:
выстраивание единой региональной системы профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, а также тьюторское сопровождение их индивидуальных образовательных маршрутов, построенных на основе диагностики профессиональных дефицитов, выявленных на базе центров непрерывного повышения профессионального мастерства (далее - ЦНППМ);
обеспечение наполнения федерального реестра дополнительных профессиональных программ педагогического образования программами переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, с целью внедрения единых подходов к профессиональному развитию педагогических работников и управленческих кадров, направленного на устранение выявленных профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;
развитие сетевого взаимодействия между субъектами научно-методической деятельности для создания единой информационно-методической среды, способствующей профессиональному росту педагогических работников и управленческих кадров, разработки, апробации и внедрения инновационных моделей повышения квалификации (профессиональной переподготовки) на основе объединения и совместного использования ресурсов;
разработка различных форм поддержки и сопровождения учителей;
создание условий для овладения педагогическими работниками и управленческими кадрами навыками использования современных технологий, в том числе цифровых;
внедрение в образовательный процесс современных технологий обучения и воспитания, в том числе проектных форм работы с учащимися;
создание условий для вовлечения педагогических работников в исследовательскую деятельность;
создание единой системы выявления, обобщения, продвижения и внедрения, подтвердивших эффективность педагогических и управленческих практик;
стимулирование разработки, апробации и внедрения инновационных форм методической работы, деятельности профессиональных сообществ, ассоциаций и методических объединений в региональной сфере образования, направленных на освоение современных профессиональных компетенций.
3.3. Принципами формирования РС НМС Ставропольского края являются:
интеграция процессов и результатов деятельности различных субъектов РС НМС в рамках единого научно-методического пространства непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
внедрение процедур и инструментов оценки эффективности РС МНС;
развитие системы "горизонтальных" связей субъектов РС МНС, в том числе - в части обмена эффективными педагогическими и управленческими практиками;
актуализация содержания и экспертиза качества программ ДПО, цифровизация образовательных технологий и персонификация образовательных треков непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
развитие системы адресного научно-методического сопровождения субъектов научно-методической деятельности в рамках ключевых процессов непрерывного повышения профессионального мастерства, в том числе способствующего устранению профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров, выявленных на основе диагностики их профессиональных компетенций;
технологизация методической деятельности, формирование единых подходов к работе региональных методистов, оценке их эффективности.
3.4. Эффекты формирования РС НМС:
- снижение уровня профессиональных (педагогических и управленческих) дефицитов;
- повышение мотивации педагогических работников и управленческих кадров к обновлению методов обучения и воспитания;
- снижение уровня "Профессионального выгорания" педагогических работников и управленческих кадров;
- повышение информационной открытости и "прозрачности" процессов в системе дополнительного профессионального образования;
- повышение качества результатов в системе дополнительного профессионального образования;
- сокращение "разрыва" в показателях эффективности региональной системы дополнительного профессионального образования;
- системный подход к управлению качеством образования и повышение качества образования на различных уровнях.
4. Структура и субъекты региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров:
4.1. Региональная система научно-методического сопровождения включает структурные компоненты регионального, муниципального и институционального уровней и обеспечивает преемственность научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в региональной системе образования на всех уровнях.
4.2. Структурный компонент регионального уровня РС НМС представляют субъекты:
4.2.1. Министерство образования Ставропольского края (далее - министерство) обеспечивает:
условия (материально-технические, финансовые, кадровые и иные) для достижения показателей функционирования РС МНС;
заключение трехсторонних соглашений между муниципальными органами управления образованием, администрациями муниципальных и городских округов Ставропольского края, министерством и СКИРО ПК и ПРО, на базе которого создан и функционирует ЦНППМ, о взаимодействии и совместной реализации мероприятий, направленных на научно-методическое сопровождение педагогических работников и управленческих кадров;
согласование с Федеральным оператором руководителя ЦНППМ;
финансирование региональной системы;
разрабатывает и утверждает паспорт региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (далее - паспорт ДПП) и направляет на согласование Федеральному оператору в сроки, определяемые Федеральным оператором;
утверждает комплекс мер ("дорожную карту") по созданию РС МНС;
осуществляет мониторинг эффективности функционирования РС МНС.
4.2.2. Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования" (далее - СКИРО ПК и ПРО) обеспечивает:
разработку и реализацию программ ДПО в соответствии с запросом, сформулированным на основе выявленных ЦНППМ профессиональных дефицитов педагогических и управленческих кадров, в том числе с последующим включением в ФР ДПП;
проведение региональных конкурсов профессионального мастерства педагогических работников;
разработку и внедрение нового содержания образования, технологий обучения;
вовлечение профессиональных сообществ в региональную систему научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
предоставляет данные о реализуемых ДПП для формирования паспорта ДППО;
организует и проводит образовательные мероприятия для педагогических работников;
выполняет иные задачи и функции, возложенные учредителем.
4.2.3. Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Ставропольского края
Выступает координатором РС МНС;
обеспечивает:
комплексное взаимодействие с Федеральным оператором;
координацию деятельности РС МНС;
организацию процесса выявления профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;
организацию разработки и сопровождению индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров;
формирование и заполнение регионального паспорта ДППО в цифровой экосистеме дополнительного профессионального образования (далее - цифровая экосистема ДПО);
обучение работников муниципальных методических служб (муниципальных тьюторов) в рамках трехстороннего соглашения;
формирование системы методического и содержательного сопровождения освоения программ дополнительного профессионального образования с использованием индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников, сформированных на основе выявленных дефицитов профессиональных компетенций, в том числе с применением сетевых форм реализации программ;
организацию обучения педагогических работников и управленческих кадров с учетом новейших программ ДПО (в том числе из ФР ДПП);
проведение стажировок педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием инфраструктуры, созданной в рамках национального проекта "Образование";
формирует запрос на проведение научных (научно-практических) исследований и направляет его Федеральному оператору для дальнейшей передачи центрам научно-методического сопровождения;
определяет ответственного за работу в цифровой экосистеме ДПО в соответствии с регламентом, устанавливаемым Федеральным оператором;
оказание методической помощи педагогическим работникам общеобразовательных организаций с низкими образовательными результатами;
создает условия (кадровые, материально-технические, методические и иные) для овладения педагогическими работниками и управленческими кадрами навыками использования современных технологий, в том числе цифровых;
способствует внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения и воспитания, в том числе проектных форм работы с учащимися, а также лучших инновационных педагогических управленческих практик;
организует адресную методическую поддержку / консультирование, сопровождение педагогических работников и управленческих кадров;
осуществляет отбор стажировочных (менторских) площадок на базе образовательных организаций, имеющих успешный педагогический и управленческий опыт, для обеспечения доступных условий профессионального развития и непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
организацию разработки и внедрения различных форм адресной поддержки и сопровождения педагогических работников в возрасте до 35 лет и в первые три года работы;
организацию внедрения целевой модели наставничества педагогических работников;
координацию методической (научно-методической) деятельности общественно-профессиональных объединений;
организацию вовлечения педагогических работников в экспертную деятельность.
4.2.4. ГБОУ ВО "Ставропольский государственный педагогический институт" (с филиалами) (далее - СГПИ), ГАОУ ВО "Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт" (далее - НГГТИ), ГБОУ СПО "Светлоградский педагогический колледж" (далее - СПК)
осуществляют:
подготовку, переподготовку и повышение квалификации педагогических кадров в образовательных организациях по реализуемым образовательным программам укрупненной группы профессий и направлений подготовки профессионального образования 44.00.00. - Образование и педагогические науки, 37.00.00. - Психологические науки;
научно-методическое сопровождение инноваций и включение научных результатов непосредственно в образовательную практику региона;
обеспечивают:
ФР ДПП программами переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, отвечающих запросам системы образования;
организацию научных исследований, экспериментальной, научно-методической и иной интеллектуальной творческой деятельности по обеспечению функционирования РС НМС;
организуют и проводят образовательные и научно-методические мероприятия для педагогических работников.
4.2.5. Региональное отделение общероссийской общественной организации лидеров образования "Учитель года".
4.2.6. Региональное учебно-методическое объединение (далее - РУМО) осуществляет:
проведение конференций, семинаров, совещаний и иных мероприятий по вопросам совершенствования системы общего образования, олимпиады и конкурсы;
подготовку предложений в Министерство просвещения Российской Федерации по проектам федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;
участие в разработке проектов федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;
осуществление методического сопровождения реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;
участие в разработке примерных программ;
взаимодействие с министерством, указанными в части 12 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" религиозными организациями (централизованными религиозными организациями) при проведении экспертизы примерных программ;
обеспечение научно-методического и учебно-методического сопровождения примерных программ;
анализ результатов мониторинга реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, в том числе по результатам государственной аккредитации образовательной деятельности, государственного контроля (надзора) в сфере образования;
участие в рассмотрении контрольно-измерительных материалов для оценки знаний, умений, навыков и уровня сформированности компетенций обучающихся;
участие в рассмотрении программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки по вопросам общего образования;
участие в разработке профессиональных стандартов;
участие в рассмотрении концепций;
подготовка предложений в министерство по внесению изменений в концепции;
обеспечение научно-методического сопровождения разработки и реализации концепций.
4.2.7. Ассоциация педагогов-наставников Ставропольского края (далее - Ассоциация) осуществляет:
организацию мероприятий, направленных на обмен и распространение информации краевого и общероссийского уровней о положительном опыте реализации образовательных программ и проектов (конференции, форумы, слеты педагогов, семинары, мастер-классы, творческие мастерские и т.д.);
сопровождение участников конкурсов профессионального мастерства;
организационную и информационную поддержку социально значимых акций и мероприятий.
4.2.8. Сетевые сообщества педагогов Ставропольского края:
осуществляют методическую поддержку педагогических работников;
создают среду для мотивации педагогических работников к непрерывному самосовершенствованию;
реализуют программы наставничества педагогических работников.
4.2.9. Региональный методический актив осуществляет деятельность по методическому сопровождению педагогических работников управленческих кадров по следующим направлениям:
посткурсовое сопровождение программ ДПО;
реализация программ повышения квалификации на завершающих этапах (в практической части) при каскадной схеме повышения квалификации);
тьюторское сопровождение программ ДПО, включенных в ФР ДПП;
выявление профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;
построение и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров;
организация взаимодействия, взаимопомощи и взаимообучения;
методическая помощь педагогическим работникам, осуществляющим педагогическую деятельность в школах с низкими образовательными результатами обучающихся;
оказание консультативной помощи и поддержки педагогическим работникам и управленческим кадрам.
4.3. Структурный компонент муниципального уровня РС НМС представляют субъекты:
4.3.1. Методические службы муниципальных и городских округов Ставропольского края (далее - ММС):
обеспечивает фасилитацию переноса приобретенных в ходе освоения индивидуальных образовательных маршрутов компетенций в реальную педагогическую практику во взаимодействии с ЦНППМ (в формате стажировок, мастер-классов, организации обмена опытом, посещения учебных занятий педагогических работников);
предоставляет в ЦНППМ информацию о муниципальной системе ДПО для паспорта ДППО;
обеспечивает изучение запросов и оказание практической помощи педагогическим работникам;
координирует методическую работу и формирует методическую инфраструктуру муниципальной системы образования для сопровождения профессиональной деятельности педагогических работников управленческих кадров, образовательных организаций. Работники ММС проходят обучение по тьюторскому сопровождению педагогических работников на базе ЦНППМ.
4.3.2. Муниципальные методические объединения:
осуществляют методическую поддержку педагогических работников по наиболее актуальным вопросам обучения и воспитания;
создают среду для мотивации педагогических работников к непрерывному совершенствованию и саморазвитию.
4.4. Структурный компонент институционального уровня РС НМС представляют субъекты:
4.4.1. Методический (научно-методический) совет образовательной организации:
обеспечивает взаимодействие с ММС и ЦНППМ в целях организации повышения профессионального мастерства педагогических работников в соответствии с индивидуальными образовательными маршрутами на основе выявленных профессиональных дефицитов;
организует и сопровождает деятельность профессиональных объединений педагогических работников организации, в том числе создает в образовательной организации профессиональные сообщества (самообучающиеся организации) на основе индивидуальных профессиональных профилей каждого педагогического работника;
обеспечивает условия для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, в том числе реализующих программы наставничества;
проводит семинары, мастер-классы, стажировки для освоения педагогическими работниками организации компетенций, необходимых для повышения их профессионального мастерства.
4.4.2. Методические объединения, профессиональные объединения педагогических работников
создают образовательную среду для проявления творческой активности педагогических работников, развития профессиональных компетенций и преодоления профессиональных дефицитов;
организуют непрерывное внутрикорпоративное обучение в процессе совместного решения актуальных задач организации и возникающих в работе проблем;
организуют взаимодействие и "горизонтальное" обучение педагогических работников на основе обмена опытом, в том числе реализуют программы наставничества;
оказывают помощь педагогическим работникам в обобщении и презентации своего опыта работы.
4.4.3. "Пары" педагогов, объединенных на разных основаниях: по предметному принципу, "наставник - молодой специалист", "учитель, владеющий определенной компетенцией, и учитель, которому необходимо сформировать эту компетенцию" и др. осуществляют "горизонтальное" обучение педагогических работников на основе обмена опытом, в том числе реализуют программы наставничества.
5. Основные направления и механизмы функционирования РС НМС
В краевой программе "Развитие образования" (утверждена постановлением Правительства Ставропольского края от 29 декабря 2018 г. N 628-п) определены следующие целевые индикаторы:
создание в системе дошкольного, общего и дополнительного образования Ставропольского края равных возможностей получения доступного и качественного воспитания, образования и позитивной социализации детей в Ставропольском крае;
создание в Ставропольском крае условий для обеспечения прав и законных интересов детей, нуждающихся в особой заботе государства, интеграции их в общество;
создание в Ставропольском крае конкурентоспособной системы профессионального образования, обеспечивающей подготовку высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями;
создание и реализация в Ставропольском крае комплексной системы межведомственного решения проблем семейного и детского неблагополучия, социального сиротства.
В настоящее время в обществе сложилась ситуация, когда социально-экономическое положение и образование родителей выступают ведущими факторами, определяющими достижения ученика, а, следовательно, его дальнейшую образовательную и жизненную траекторию. Это подтверждают и данные ГИА: выпускники городских школ успешнее сдают экзамены. Это значит, что они не только имеют больше шансов на продолжение образования, но и оказываются более конкурентоспособными на рынке труда, в большей степени обладая наиболее востребованными сегодня умениями. Однако разница в образовательных достижениях детей обусловлена не только их социальным и культурным происхождением, но и разным качеством обучения. При этом речь идет не просто об отдельных учителях, но о целых школах, которые не расширяют шансов детей. Очевидно, что это школы, стабильно демонстрирующие низкие результаты. Однако причина таких результатов далеко не всегда зависит от самой школы и связана с ее внутренней политикой (слабое руководство, недостаточная квалификация педагогов и т.п.). Зачастую низкие результаты во многом определяются проблемным социальным контекстом, в котором находится школа. Такие школы, как правило, располагаются в экономически слабо развитых территориях со слабым кадровым ресурсом, в них обучаются дети из наименее благополучных социальных слоев, наблюдается преобладание детей с неродным русским языком. В основе неуспеха каждой "слабой" школы лежит уникальная комбинация ее собственных причин. Поэтому важно проводить комплексный анализ факторов, обусловливающих низкие результаты, и формулировать адресные меры поддержки. Для Ставропольского края актуальна ориентация на выявление по результатам мониторинга и на основе кластерного подхода школ с низкими результатами обучения (далее - НРО) и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях (далее - НСУ), определение для каждой из них адресной программы мероприятий, нацеленной на развитие образовательного учреждения и повышение качества образования.
Общее количество муниципальных образований в Ставропольском крае - 33.
Общее количество образовательных организаций в Ставропольском крае 1641, из них:
общеобразовательные организации - 635 (в том числе школы с низкими образовательными результатами - 95, школы, находящиеся в неблагоприятных социально-экономических условиях, - 33),
профессиональные образовательные организации - 31,
организации дополнительного образования - 128,
дошкольные образовательные организации - 847.
Общее количество педагогических работников в Ставропольском крае 35258 чел., из них:
общеобразовательные организации - 19679 чел.,
профессиональные образовательные организации - 3113 чел.,
организации дополнительного образования - 1935 чел.,
дошкольные образовательные организации - 10531.
Общее количество управленческих кадров в Ставропольском крае 4255 чел., из них:
общеобразовательные организации - 2674 чел.,
профессиональные образовательные организации - 347 чел.,
организации дополнительного образования - 387 чел.,
дошкольные образовательные организации - 847 чел.
5.1. Нормативные правовые документы, обеспечивающие формирование и функционирование РС НМС:
распорядительный акт министерства, утверждающий положение о формировании и функционировании РС НМС, включая: проведение мониторинга показателей эффективности функционирования РС НМС; комплекс мер ("дорожная карта мер") по формированию и функционированию РС НМС; назначение ответственного от МО СК за контроль мероприятий по формированию и ведению паспорта ДППО; регламент сетевого взаимодействия организаций, осуществляющих деятельность по повышению квалификации и профессиональной переподготовке работников образования и управленческих кадров;
распорядительный акт министерства, утверждающий ежегодный план проведения региональных мероприятий, направленных на повышение квалификации и профессиональную переподготовку работников образования, в том числе научно-практических конференций, педагогических чтений и других образовательных мероприятий для педагогических работников и управленческих кадров.
5.2. Оптимизация расходования финансовых средств бюджета субъекта Российской Федерации на разработку и реализацию дополнительных профессиональных педагогических программ с учетом программ, размещенных в ФР ДПП и реализуемых Федеральным оператором, а также сетевой формы реализации образовательных программ.
5.3. Формирование и ведение паспорта ДППО.
5.4. Формирование кадрового состава РС НМС, осуществляющего функции методического, тьюторского сопровождения педагогических работников и управленческих кадров на основе результатов диагностических процедур по определению уровня сформированности предметных и методических компетенций, в том числе проводимых Федеральным оператором.
5.5. Обеспечение ФР ДПП программами переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, отвечающих запросам системы образования.
5.6. Наделение регионального ЦНППМ полномочиями по формированию индивидуальных образовательных маршрутов повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров и агрегированию информации об имеющихся в субъекте Российской Федерации ресурсах для профессионального развития работников системы образования, формированию паспорта ДППО.
5.7. Применение современных диагностических процедур, в том числе разработанных федеральным оператором, на этапе формирования индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников и при проведении промежуточной и итоговой аттестации в рамках реализации программ ДПО.
5.8. Использование цифровой экосистемы дополнительного профессионального образования для организации процессов сопровождения профессионального развития педагогических работников и аккумуляции ресурсов дополнительного профессионального педагогического образования субъекта Российской Федерации.
5.9. Механизмы взаимодействия субъектов РС МНС:
5.9.1. Предметом взаимодействия субъектов РС НМС является:
разработка программ ДПО для включения в ФР ДПП;
создание проектных методических команд для освоения педагогическими работниками и управленческими кадрами компетенций, необходимых для реализации системных новшеств;
реализация сетевых программ ДПО;
реализация сетевых инновационных проектов;
разработка, освоение и внедрение нового содержания образования и технологий обучения;
взаимодействие методических объединений (предметных, межпредметных и метапредметных), профессиональных ассоциаций, сообществ и клубов педагогических работников и управленческих кадров различных уровней;
разработка концепций развития региональных (при необходимости муниципальных) систем образования.
5.9.2. Основные каналы взаимодействия субъектов РС НМС:
цифровая экосистема ДПО;
общедоступные коммуникации (совещания, образовательные мероприятия и др.);
онлайн-каналы (вебинары, размещение информации на тематических порталах и др.);
прямые связи, включая заключение соглашений с взаимными обязательствами.
5.10. Взаимодействие субъектов РС НМС, нацеленное на повышение эффективности системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, осуществляется в рамках следующих направлений:
5.10.1. "Управление системой научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров":
разработка и внедрение организационно-методической и иной документации, сопровождающей функционирование РС МНС (комплексы мер, "дорожные карты", соглашения (договоры) о сотрудничестве и т.д.);
разработка критериев и индикаторов эффективности функционирования РС МНС, отдельных субъектов РС МНС;
организация и проведение мониторингов эффективности функционирования РС МНС, отдельных субъектов РС МНС;
формирование и организация деятельности регионального методического актива.
5.10.2. "Непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров":
на региональном уровне:
повышение квалификации педагогических работников управленческих кадров с учетом выявленных профессиональных дефицитов;
организация стажировок (в том числе на базе высокотехнологичной инфраструктуры, созданной в рамках национального проекта "Образование");
построение индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров на основе диагностики профессиональных компетенций;
организация деятельности по совершенствованию профессиональных компетенций педагогических работников;
осуществление профилактики профессионального выгорания педагогических работников;
на уровне образовательной организации:
разработка совместно с региональным методистом индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников;
организация взаимодействия и взаимообучения педагогических работников;
сопровождение в профессиональном становлении педагогических работников до 35 лет в первые три года работы.
5.10.3. "Содержательно-методическое обеспечение непрерывного (профессионального) педагогического образования":
на региональном уровне:
обеспечение педагогических работников и управленческих кадров методическими рекомендациями, материалами (в том числе цифровыми);
ведение регионального банка успешных педагогических управленческих практик (базы данных ДПП, реализуемых в Ставропольском крае, профессиональных педагогических сообществ, передового педагогического опыта, реестры стажировочных площадок и т.д.);
информирование педагогической общественности об основных тенденциях развития образования;
руководство деятельностью инновационных площадок по реализации проектов;
на уровне образовательной организации:
методическое обеспечение процессов обучения и воспитания;
разработка учебных, научно-методических и дидактических материалов;
обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий;
приведение методического обеспечения учебных предметов (курсов, дисциплин (модулей)) в соответствие с методическими требованиями, предъявляемыми к документам в сфере образования, учебным планам, программам;
методическое сопровождение педагогических работников, имеющих профессиональные дефициты и затруднения;
выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта;
помощь педагогическим работникам в обобщении и презентации своего опыта работы;
повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых педагогических технологий;
анализ, апробация и внедрение нового методического обеспечения образовательного процесса;
организация взаимодействия с образовательными организациями с целью обмена опытом и передовыми технологиями в сфере образования.
6. Показатели эффективности функционирования РС МНС
6.1. При разработке показателей эффективности функционирования РС НМС учитываются показатели мотивирующего мониторинга и показатели оценки механизмов управления качеством образования субъектов Российской Федерации в части повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров. При оценке эффективности функционирования системы РС НМС учитываются все субъекты, выполняющие функции по реализации дополнительного профессионального (педагогического) образования и научно-методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров Ставропольского края.
Показателями эффективности функционирования системы РС НМС являются:
Разработан и реализуется комплекс мер ("Дорожная карта") по созданию и функционированию РС МНС на период до 2024 года (ежегодно, начиная с 2021 года).
Разработана с учетом социально-экономических условий Ставропольского края и реализуется вариативная система мониторинга эффективности РС МНС (ежегодно, начиная с 2023 года).
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
3. Доля педагогических работников, освоивших программы ДПО, вошедшие в ФР ДПП и подобранные с учетом диагностики профессиональных компетенций (к 2024 году - не менее 30%).
4. Количество управленческих команд, принявших участие в программах повышения квалификации (к 2024 году - не менее 40% от общего количества управленческих команд Ставропольского края).
5. Доля педагогических работников в возрасте до 35 лет, участвующих в различных формах поддержки и сопровождения в первые 3 года работы (к 2024 году - не менее 70%).
6. Количество педагогических работников, закрепленных за 1 региональным методистом для осуществления методического сопровождения (к 2024 году - не более 250 человек).
6.2. Методы сбора информации и инструменты оценки:
данные мониторинга;
данные официальной статистики;
данные федеральных цифровых информационных систем (в том числе цифровой экосистемы ДПО);
данные официальных сайтов министерства, СКИРО ПК и ПРО, ЦНППМ, СГПИ, НГГТИ, СПК, муниципальных методических служб, образовательных организаций (иные информационные ресурсы Ставропольского края);
изучение нормативных правовых документов министерства, СКИРО ПК и ПРО, СГПИ, НГГТИ, СПК, муниципальных методических служб, образовательных организаций.
Мониторинг проводится не реже одного раза в год. По результатам мониторинга проводится анализ, разрабатываются адресные рекомендации.
<< Назад |
Приложение 2 >> Приложение 2 |
|
Содержание Приказ Министерства образования Ставропольского края от 9 марта 2023 г. N 378-пр "О внесении изменений в приказ Министерства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.