Требование: о признании незаконным отказа в регистрации, о признании незаконным отказа в регистрации права в отношении земельного участка
Вывод суда: решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Краснодар |
|
17 октября 2016 г. |
Дело N А32-6360/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Волготрансгаз-Ейск"" (ИНН 2331012321, ОГРН 1022303856684) - Бунатяна В.Г. (доверенность от 15.04.2016), от третьего лица - Департамента имущественных отношений Краснодарского края - Исаева М.Р. (доверенность от 29.07.2016), в отсутствие представителей заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, третьего лица - администрации Трудового сельского поселения Ейского района Краснодарского края, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю и Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.01.2016 (судья Боровик А.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2016 (судьи Сулименко О.А., Гуденица Т.Г., Илюшин Р.Р.) по делу N А32-6360/2015, установил следующее.
ООО "Агрофирма "Волготрансгаз-Ейск"" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения (земельная доля 153 га), кадастровый номер 23:08:0000000:176, расположенный по адресу: Краснодарский край, Ейский район, Трудовой с/о, невостребованные земельные доли в границах СХП "Советское" и возложении на управление обязанности по государственной регистрации права общей долевой собственности общества на указанную долю.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Трудового сельского поселения Ейского района Краснодарского края (далее - администрация), Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент).
Решением от 26.01.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.06.2016, заявленные требования удовлетворены. Суды исходили из того, что запись о праве собственности администрации (продавец) внесена в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), не исключена из него и недействительной не признана. Регистрация права собственности общества на долю в земельном участке с кадастровым номером 23:08:0000000:176 не нарушает права Краснодарского края. Оформление права собственности заявителя не препятствует департаменту зарегистрировать право собственности субъекта федерации (Краснодарский край) на выделенные из земельного участка с кадастровым номером 23:08:0000000:176 и самостоятельно идентифицированные земельные участки с кадастровыми номерами 23:08:0605000:255, 23:08:0605000:241, 23:08:0602003:70, 23:08:0602003:72.
В кассационных жалобах управление и департамент просят состоявшиеся по делу судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податели жалоб указывают на нарушение порядка реализации прав органа местного самоуправления на невостребованные земельные доли и наличие противоречий между заявленными и зарегистрированными ранее правами. Решение об отказе в государственной регистрации права принято в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации. Суды не приняли во внимание решение Ейского районного суда Краснодарского края от 05.09.2013 по делу N 2-319/2013, которым признано право собственности Краснодарского края на земельные участки с кадастровыми номерами 23:08:0605000:255, 23:08:0605000:241, 23:08:0602003:70, 23:08:0602003:72, образованные из земельного участка с кадастровым номером 23:08:0000000:176. Управление отметило, что 19.01.2015 на государственную регистрацию поступили заявления департамента о государственной регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 23:08:0605000:255, 23:08:0605000:241, 23:08:0602003:70, 23:08:0602003:72, образованные из участка 23:08:0000000:176 (документы основания - решение Ейского районного суда Краснодарского края от 05.09.2013 по делу N 2-319/2013, постановление Президиума Краснодарского краевого суда от 27.08.2014, которыми право собственности на невостребованные доли граждан - их собственников признано за Краснодарским краем).
В то же время по данным ЕГРП право собственности на невостребованные земельные доли тех же лиц (в земельном участке 23:08:0000000:176) признано за Трудовым сельским поселением Ейского района Краснодарского края на основании решения Ейского районного суда Краснодарского края от 27.03.2014 по делу N 2-1/2014 (зарегистрировано 05.06.2014). Следовательно, имеет место противоречие между заявленными и ранее зарегистрированными правами, что не позволяет внести в ЕГРП запись о переходе права собственности общества на долю в участке 23:08:0000000:176. В свою очередь департамент подчеркнул, что при принятии решения от 27.03.2014 по делу N 2-1/2014 Ейский районный суд Краснодарского края не учел наличие вступившего в законную силу судебного акта - решения Ейского районного суда Краснодарского от 05.09.2013 по делу N 2-319/2013. Отказ управления правомерен в связи с наличием правовой неопределенности.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения, считая выводы судов соответствующими фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, указав, что управление не имело оснований для отказа в государственной регистрации прав общества, поскольку запись о праве собственности продавца земельного участка внесена в ЕГРП, не исключена из него и не признана недействительной; выдел участков с кадастровыми номерами 23:08:0605000:255, 23:08:0605000:241, 23:08:0602003:70, 23:08:0602003:72 произведен в июне 2011 года; спор с департаментом относительно выделенных участков у общества отсутствует; спорную долю в земельном участке 23:08:0000000:176 заявитель приобрел без выдела в натуре и определения на местности; регистрация права собственности общества на долю никак не нарушает права Краснодарского края, не препятствует департаменту в регистрации прав на участки 23:08:0605000:255, 23:08:0605000:241, 23:08:0602003:70, 23:08:0602003:72, которые (права) ни за кем не зарегистрированы (все участки имеют статус "временный").
В судебном заседании представители общества и департамента поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзывах. Иные лица явку процессуальных представителей в арбитражный суд округа не обеспечили, извещены на основании статей 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено в соответствии со статьей 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационных жалобах и отзыве, выслушав процессуальных представителей, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, решением Ейского районного суда Краснодарского края от 27.03.2014 по делу N 2-1/2014 за администрацией признано право собственности на невостребованную долю земельного участка (кадастровый номер 23:08:0000000:176) площадью 153 га.
5 апреля 2014 года за администрацией зарегистрировано право собственности на указанную долю в участке 23:08:0000000:176 (запись о регистрации от 05.06.2014 N 23-23-20/039/2014-460).
4 июля 2014 года в газете "Приазовские степи" опубликовано извещение муниципального образования Трудового сельского поселения Ейского района Краснодарского края о том, что в соответствии с пунктом 4 статьи 12 Федерального закона N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) администрация информирует всех заинтересованных лиц о наличии права муниципальной собственности на земельную долю площадью 153 га в земельном участке с кадастровым номером 23:08:0000000:176, расположенном по адресу: Краснодарский край, Ейский район, Трудовой с/о, в границах СХП "Советское", невостребованные земельные доли. Указано, что сельскохозяйственная организация и крестьянские (фермерские) хозяйства, использующие данный земельный участок, вправе приобрести земельную долю, находящуюся в муниципальной собственности, по цене 1 617 699 рублей 60 копеек, определенной как произведение 15 процентов кадастровой стоимости одного квадратного метра земельного участка и площади, соответствующей размеру этой земельной доли (данная информация размещена также на информационных стендах).
21 ноября 2014 года общество как сельскохозяйственная организация, использующая упомянутый участок, обратилась в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность указанной доли.
1 декабря 2014 года администрация издала распоряжение N 61-р о предоставлении земельного участка обществу в собственность за плату, заключен договор N 30/11-2014 купли-продажи доли в праве общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, согласно которому обществу в собственность передана доля в размере 153 га в земельном участке земель сельскохозяйственного назначения (кадастровый номер 23:08:0000000:176), расположенном по адресу: Краснодарский край, Ейский район, Трудовой с/о, невостребованные земельные доли в границах СХП "Советское".
17 декабря 2014 года общество обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на указанную долю.
25 декабря 2014 года управление приостановило государственную регистрацию в связи с выявленными противоречиями в площади земельного участка, отсутствием доказательств оплаты, а также сведений о наличии у заявителя статуса сельскохозяйственной организации или крестьянского (фермерского) хозяйства.
26 января 2015 года общество получило сообщение об отказе управления в государственной регистрации права N 23-23-20/2107/2014-150-151 по мотиву наличия противоречий между заявленными и ранее зарегистрированными правами, что препятствует внесению в ЕГРП записи о переходе права собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:08:0000000:176; с разъяснением, что 19.01.2015 в управление поступили заявления департамента о государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края на земельные участки, образованные в результате выдела из участка с кадастровым номером 23:08:0000000:176; кроме того, нарушен порядок реализации долей: отсутствует подтверждение размещения сообщения на сайте органа местного самоуправления, на информационных щитах; не устранены нарушения, приведенные в уведомлении от 25.12.2014.
Полагая, что решение управления об отказе в государственной регистрации перехода права собственности является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением в порядке главы 24 Кодекса.
Согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Кодекса для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 Кодекса).
В силу статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Согласно статье 17 Закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, перечисленные в пункте 1 данной статьи, в том числе документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП (пункт 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ).
Основания отказа в государственной регистрации прав перечислены в статье 20 Закона N 122-ФЗ, согласно абзацу 4 пункта 1 которой в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В силу пункта 2 статьи 1 Закона N 101-ФЗ правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), названным Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 4 части 3 статьи 1 Закона N 101-ФЗ продажа земельных долей земель сельскохозяйственного назначения осуществляется на основе принципа преимущественного права покупки доли другими участниками долевой собственности либо использующими этот земельный участок сельскохозяйственными организациями или гражданами - членами крестьянского (фермерского) хозяйства.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.3 Земельного кодекса, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов.
Без проведения торгов продажа земельных участков осуществляется в случаях, упомянутых в пункте 2 статьи 39.3 Земельного кодекса, в том числе земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, предусмотренных Законом N 101-ФЗ (подпункт 9).
Пунктом 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ закреплено, что земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном данным Законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости, а арендная плата - в размере 0,3 процента его кадастровой стоимости.
Орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится земельный участок, выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, не позднее чем в течение двух недель со дня возникновения права муниципальной собственности на такой земельный участок обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) информацию о возможности приобретения такого земельного участка на условиях, предусмотренных приведенным пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах на территории данного муниципального образования.
В силу пункта 4 статьи 12 Закона N 101-ФЗ в течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления вправе продать эту земельную долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Указанные сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство вправе приобрести земельную долю, находящуюся в муниципальной собственности, по цене, определяемой как произведение 15 процентов кадастровой стоимости одного квадратного метра такого земельного участка и площади, соответствующей размеру этой земельной доли.
Не позднее чем в течение одного месяца со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится данная земельная доля, обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) информацию о возможности приобретения земельной доли на условиях, предусмотренных данным пунктом приведенной статьи. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории этого муниципального образования.
В случае, если никто из указанных в названном пункте лиц не заключил договор купли-продажи земельной доли, орган местного самоуправления в течение года с момента возникновения права муниципальной собственности на нее обязан выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей при условии ненарушения при этом требований к образуемым земельным участкам.
В силу статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно положениям статьи 209 Гражданского кодекса собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, в том числе право на передачу имущества другим лицам, права владения и пользования имуществом. Право собственности подлежит государственной регистрации и возникает с момента такой регистрации (статьи 131, 223 Гражданского кодекса).
Таким образом, право органа местного самоуправления продать долю возникает с момента государственной регистрации права, а возможность приобретения доли возникает у сельскохозяйственных организаций или крестьянских (фермерских) хозяйств с момента публикации в средствах массовой информации о возможности приобретения земельной доли на условиях, предусмотренных законом.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их с позиции статьи 71 Кодекса, суды двух инстанций заключили, что порядок предоставления земельного участка администрацией соблюден (произведено публичное информирование неопределенного круга лиц о предстоящем отчуждении земельного участка, за приобретением прав на который обратилось общество, подтвердившее статус сельскохозяйственной организации и использующее невостребованные земельные участки с 1995 года). Право муниципальной собственности на спорную долю в земельном участке с кадастровым номером 23:08:0000000:176 зарегистрировано в ЕГРП 05.06.2014 (N 23-23-20/039/2014-460) на основании вступившего в законную силу судебного акта. За субъектом Российской Федерации (Краснодарский край) признано право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами: 23:08:0605000:255 (площадью 74 га); 23:08:0605000:241 (площадью 2,5 га); 23:08:0602003:70 (площадью 97 га); 23:08:0602003:72 (площадью 92 га), которые выделены из земельного участка с кадастровым номером 23:08:0000000:176. В тоже время спор о праве в отношении выделенных земельных участков между обществом и департаментом отсутствует, доказательства обратного материалы дела не содержат.
С учетом изложенного, отказ управления в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения (земельная доля 153 га), кадастровый номер 23:08:0000000:176, расположенный по адресу: Краснодарский край, Ейский район, Трудовой с/о, невостребованные земельные доли в границах СХП "Советское", не соответствует требованиям статьи 20 Закона N 122-ФЗ.
Следовательно, суды правомерно удовлетворили заявленные требования (часть 2 статьи 201 Кодекса), возложив на управление обязанность по устранению допущенных нарушений.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения состоявшихся по делу судебных актов (статья 288 Кодекса).
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.01.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2016 по делу N А32-6360/2015 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.