Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства
образования и науки
Республики Бурятия
от 24 мая 2023 г. N 727
Положение о создании и функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Республики Бурятия
1. Общие положения
1.1. Положение о создании и функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (далее соответственно - Положение РС НМС, РС НМС) определяет методологические, содержательные и организационные основы совершенствования процессов и достижения результатов непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров.
Положение РС НМС отражает два ключевых этапа организационно-методического сопровождения РС НМС: этап создания РС НМС (2020 - 2021 годы) и этап развития РС НМС (2022 - 2024 годы).
Этап развития РС НМС базируется на ключевых достижениях предшествующего периода - этапа институционального и функционального оформления системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров на различных уровнях.
Положение РС НМС отражает преемственность методологических, содержательных и организационных основ формирования единого пространства непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров.
1.2. Нормативная правовая основа создания и функционирования региональной системы научно-методического сопровождения:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
- Указ Президента Российской Федерации от 04.02.2021 N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации";
- постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования";
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2021 N 262 "Об утверждении методик расчета показателей федеральных проектов национального проекта "Образование";
- распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 16.12.2020 N Р-174 <Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров>;
- письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2021 N АЗ-872/08 "О направлении методических рекомендаций".
1.3. Понятия, используемые в Положении РС НМС:
Индивидуальный образовательный маршрут - комплекс мероприятий, включающий описание содержания, форм организации, технологий, темпа и общего времени освоения педагогическими работниками и управленческими кадрами необходимых знаний, умений, практических навыков и опыта, основанный на персонифицированном подходе к организации дополнительного профессионального образования, в том числе учитывающем актуальные дефициты профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров, их личностные ресурсы, педагогические и управленческие условия образовательной организации, в которой они работают, а также возможности и ресурсы системы дополнительного профессионального образования.
Методическая служба - совокупность субъектов научно-методической деятельности различных уровней, осуществляющих сопровождение системы методической работы, направленной на преодоление профессиональных дефицитов и развитие профессионального мастерства педагогических работников.
Непрерывное профессиональное развитие педагогических работников и управленческих кадров - комплекс образовательных мероприятий, результатом которых является совершенствование профессиональных компетенций и овладение новыми компетенциями, необходимыми на определенном этапе профессионального развития. Может осуществляться как в процессе повышения квалификации и профессиональной переподготовки, так и в рамках неформального образования педагогических работников и управленческих кадров.
Неформальное образование педагогических работников и управленческих кадров - комплекс образовательных мероприятий, не сопровождающихся выдачей документов об образовании и (или) о квалификации, а также документов об обучении, результатом которых является совершенствование профессиональных компетенций и овладение новыми компетенциями, необходимыми на определенном этапе профессионального развития.
Педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. К педагогическим работникам в Положении не относятся педагогические работники образовательных организаций высшего образования.
Профессиональное педагогическое сообщество - объединение педагогических работников с общими ценностями, профессиональными ориентирами, нормами мышления, поведения и взаимодействия, формирующими профессиональную среду на уровне образовательной организации, органа местного самоуправления, субъекта Российской Федерации, Российской Федерации.
Профессиональные компетенции - способность и готовность успешно действовать на основе практического опыта, знаний, умений и навыков при решении профессиональных задач.
Региональная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (далее - РС НМС) - региональный сегмент ЕФС; совокупность взаимосвязанных и интегрированных между собой, но при этом относительно самостоятельных субъектов научно-методической деятельности регионального уровня, обеспечивающих сопровождение педагогических работников и управленческих кадров в непрерывном развитии профессионального мастерства, в том числе в рамках повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки с учетом выявленных профессиональных дефицитов, построения на их основе индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, а также использования стажировочных площадок и внедрения механизмов наставничества.
Региональный методист - педагогический работник - штатный сотрудник ЦНППМ или привлекаемый к работе в ЦНППМ по договору гражданско-правового характера и в иных формах сотрудничества, осуществляющий сопровождение непрерывного профессионального развития педагогических работников, в том числе оказывающий адресную методическую поддержку в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников, обобщающий и распространяющий информацию о передовых технологиях обучения и воспитания, отечественном и мировом опыте в сфере образования.
Региональный методический актив - объединение региональных методистов, сформированное из числа лиц, прошедших диагностику профессиональных компетенций и повышение квалификации в области методической поддержки педагогических работников.
Стажировочная площадка - статус, присваиваемый образовательной организации, осуществляющей деятельность по трансляции позитивного инновационного опыта, эффективных педагогических и управленческих практик, в процессе реализации дополнительных профессиональных программ.
Субъект научно-методической деятельности - физическое или юридическое лицо, осуществляющее деятельность по научно-методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров.
Тьютор - педагогический работник, обеспечивающий освоение содержания программ ДПО, в том числе из Федерального реестра.
Управленческие кадры - физические лица, которые в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляют руководство этой организацией, в том числе выполняют функции ее единоличного исполнительного органа. К управленческим кадрам в Положении относятся: руководитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, заместитель руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, руководитель структурного подразделения организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (далее - ЦНППМ) - структурное подразделение организации дополнительного профессионального образования, образовательной организации высшего образования, профессиональной образовательной организации или юридическое лицо, осуществляющее координацию деятельности субъектов РС НМС в области непрерывного развития профессионального мастерства, в том числе в рамках дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров на основе диагностики профессиональных компетенций, в ходе разработки и сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров.
2. Актуальные вызовы и целевые ориентиры развития РС НМС
2.1. Целью создания РС НМС является создание единого научно-методического пространства, являющегося компонентом Единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, обеспечивающего взаимодействие субъектов научно-методической деятельности регионального, муниципального и институционального (образовательных организаций) уровней для осуществления сетевого непрерывного научно-методического сопровождения повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в соответствии с приоритетными задачами в области образования.
2.2. Методологической основой создания РС НМС выступили следующие подходы:
- системный подход, отражающий связи между субъектами научно-методической деятельности и их функциональными связями;
- личностно ориентированный подход, предполагающий ориентацию на личность педагогического работника, а также управленческих кадров как субъектов непрерывного профессионального развития;
- ресурсный подход, обосновывающий связи между ресурсами субъектов научно-методической деятельности и индивидуальными образовательными маршрутами непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров.
2.3. Принципы создания РС НМС:
- соответствие деятельности РС НМС приоритетным задачам в сфере образования;
- активное сетевое взаимодействие между субъектами научно-методической деятельности, обеспечивающее синергетический эффект от объединения и использования ресурсов партнеров для разработки, апробации и внедрения инновационных моделей повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
- совместное планирование и принятие решений на региональном и муниципальном уровнях, то есть постановка задач и их выполнение на основе составления единого плана работ, согласованного и эффективного использования имеющихся кадровых, инфраструктурных и финансовых ресурсов;
- ориентация и оперативное реагирование на профессиональные дефициты и запросы педагогических работников и управленческих кадров в условиях быстрого развития общества и системы образования;
- взаимная ответственность и доверие, то есть принятие решений между методическими службами на основе равноправия и взаимности выгод и обязательств;
- координация и интеграция деятельности методических служб различных уровней.
2.4. Комплексная методологическая, содержательная и организационная трансформация системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров с момента создания РС НМС в Республике Бурятия осуществляется по следующим приоритетным направлениям:
- формирование механизмов управления региональной инфраструктурой научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
- актуализация содержания, форм и методов непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
- развитие кадрового потенциала системы дополнительного профессионального образования;
- создание цифровой экосистемы дополнительного профессионального образования.
3. Структура и субъекты РС НМС
3.1. Региональная система научно-методического сопровождения включает структурные компоненты регионального, муниципального и институционального уровней и обеспечивает преемственность научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в региональной системе образования на всех уровнях. Структурный компонент регионального уровня РС НМС представляют субъекты:
3.1.1. Министерство образования и науки Республики Бурятия:
- утверждает комплекс мер ("дорожную карту") по созданию РС НМС;
- обеспечивает условия (материально-технические, финансовые, кадровые и иные) для достижения показателей национального проекта "Образование";
- обеспечивает условия (материально-технические, финансовые, кадровые и иные) для достижения показателей функционирования РС НМС;
- осуществляет мониторинг эффективности функционирования РС НМС;
- обеспечивает финансирование РС НМС.
3.1.2. Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Бурятия "Бурятский республиканский институт образовательной политики":
- обеспечивает разработку и реализацию программ ДПО в соответствии с запросом, сформулированным на основе выявленных профессиональных дефицитов педагогических и управленческих кадров, в том числе с последующим включением в Федеральный реестр;
- организует и проводит образовательные мероприятия для педагогических работников и управленческих кадров;
- обеспечивает проведение региональных конкурсов профессионального мастерства педагогических работников;
- обеспечивает разработку и внедрение нового содержания образования, технологий обучения;
- обеспечивает вовлечение профессиональных сообществ в региональную систему научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.
3.1.3. Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров Республики Бурятия:
- разрабатывает "дорожную карту" по созданию и функционированию региональных систем научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров на период до 2024 года;
- выступает координатором РС НМС;
- взаимодействует с координатором ЕФС, в том числе на едином федеральном портале дополнительного профессионального образования;
- организует процесс выявления профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;
- организует процесс разработки и сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров;
- организует разработку и внедрение различных форм адресной поддержки и сопровождения педагогических работников в возрасте до 35 лет и в первые три года работы;
- организует и сопровождает процесс внедрения целевой модели наставничества педагогических работников;
- организует процесс внедрения и тиражирования лучших инновационных педагогических и управленческих практик;
- координирует методическую (научно-методическую) деятельность общественно-профессиональных объединений;
- организует проведение стажировок педагогических работников и управленческих кадров;
- организует обучение педагогических работников и управленческих кадров субъекта Российской Федерации, в том числе по новейшим программам ДПО;
- организует вовлечение педагогических работников в экспертную деятельность;
- оказывает адресную методическую поддержку, консультирование, сопровождение педагогических работников и управленческих кадров;
- оказывает методическую помощь педагогическим работникам общеобразовательных организаций с низкими образовательными результатами;
- осуществляет отбор стажировочных (менторских) площадок на базе образовательных организаций, имеющих успешный педагогический и управленческий опыт, для обеспечения доступных условий профессионального развития и непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров.
Комплексное сопровождение деятельности ЦНППМ осуществляется через координатора ЕФС, в том числе посредством обеспечения доступа ЦНППМ к единому федеральному порталу дополнительного профессионального образования ("личный кабинет" субъекта Российской Федерации).
3.1.4. Региональный методический актив осуществляет деятельность по методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров по следующим направлениям:
- посткурсовое сопровождение программ ДПО;
- реализация программ повышения квалификации на завершающих этапах (в практической части) при каскадной системе повышения квалификации;
- тьюторское сопровождение программ ДПО, включенных в Федеральный реестр;
- выявление профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;
- построение и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров;
- организация взаимодействия, взаимопомощи и взаимообучения;
- методическая помощь педагогическим работникам, осуществляющим педагогическую деятельность в школах с низкими образовательными результатами обучающихся;
- оказание консультативной помощи и поддержки педагогическим работникам и управленческим кадрам.
В состав регионального методического актива включаются педагогические работники, осуществляющие педагогическую деятельность в образовательной организации, реализующей основные общеобразовательные программы.
В состав регионального методического актива могут войти руководители методических объединений, советов, ведущие и старшие эксперты предметных комиссий ОГЭ, ЕГЭ, тьюторы и наставники, лидеры профессиональных педагогических сообществ, педагогические работники, учащиеся которых демонстрируют стабильно высокие результаты.
3.1.5. Профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, реализующие образовательные программы по укрупненной группе специальностей (направлений) подготовки 44.00.00 "Образование и педагогические науки", участвуют в разработке и реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников и управленческих кадров.
3.1.6. Региональные учебно-методические объединения участвуют в разработке программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников и управленческих кадров.
3.1.7. Методические советы участвуют в подготовке и проведении мероприятий в рамках сопровождения непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров.
3.1.8. Региональные профессиональные педагогические сообщества (ассоциации, клубы и т.д.), включающие педагогических работников и управленческие кадры:
- осуществляют методическую поддержку педагогических работников;
- создают эффективную среду для мотивации педагогических работников к непрерывному самосовершенствованию;
- реализуют программы наставничества педагогических работников.
3.2. Структурный компонент муниципального уровня РСНМС представляют субъекты:
3.2.1. Муниципальная методическая служба Республики Бурятии (далее - ММС):
- обеспечивает фасилитацию переноса приобретенных в ходе освоения индивидуальных образовательных маршрутов компетенций в реальную педагогическую практику во взаимодействии с ЦНППМ (в формате стажировок, мастер-классов, организации обмена опытом, посещения учебных занятий педагогических работников);
- обеспечивает изучение запросов и оказание практической помощи педагогическим работникам;
- координирует методическую работу и формирует методическую инфраструктуру муниципальной системы образования для сопровождения профессиональной деятельности педагогических работников и управленческих кадров, образовательных организаций.
Работники ММС проходят обучение по тьюторскому сопровождению педагогических работников на базе ЦНППМ.
3.2.2. Муниципальные методические объединения:
- осуществляют методическую поддержку педагогических работников по наиболее актуальным вопросам обучения и воспитания; создают среду для мотивации педагогических работников к непрерывному совершенствованию и саморазвитию.
4. Основные направления и системообразующие мероприятия в рамках развития РС НМС
Взаимодействие субъектов РС НМС, нацеленное на повышение эффективности системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, осуществляется в рамках следующих основных направлений.
4.1. "Управление системой научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров" (далее - Направление 1), включая:
- стратегическое планирование и организацию ключевых процессов в рамках РС НМС;
- координацию взаимодействия субъектов РС НМС федерального и регионального уровней;
- координацию взаимодействия субъектов РС НМС, деятельности региональных методистов;
- оценку эффективности РС НМС, отдельных субъектов РС НМС.
4.1.1. Механизмами взаимодействия субъектов РС НМС в рамках Направления 1 являются:
- концепции, стратегии, комплексные планы ("дорожные карты") совместных мероприятий;
- соглашения (договоры) о совместной деятельности (партнерстве);
- семинары-совещания, вебинары;
- мониторинговые исследования и т.д.
4.1.2. Системообразующими мероприятиями в рамках Направления 1 являются:
- разработка и внедрение организационно-методической и иной документации, сопровождающей функционирование РС НМС (комплексы мер "дорожные карты", соглашения (договоры) о сотрудничестве и т.д.);
- разработка критериев и индикаторов эффективности функционирования РС НМС, отдельных субъектов РС НМС;
- организация и проведение мониторингов эффективности функционирования РС НМС, отдельных субъектов РС НМС;
- формирование и организация деятельности регионального методического актива.
4.2. "Непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров" (далее - Направление 2), включая:
- диагностику профессиональных компетенций;
- проектирование и сопровождение прохождения педагогическими работниками и управленческими кадрами индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного повышения профессионального мастерства;
- совершенствование качества образовательного контента программ ДПО, в том числе представляемых к включению в Федеральный реестр;
- реализацию программ ДПО, в том числе в форме стажировок;
- внедрение системы наставничества педагогических работников, включая педагогических работников до 35 лет в первые три года работы.
4.2.1. Механизмами взаимодействия субъектов РС НМС в рамках Направления 2 являются:
- программы ДПО из Федерального реестра;
- программы ДПО, реализуемые в сетевой форме;
- программы ДПО, реализуемые по каскадной модели повышения квалификации;
- иные мероприятия (в том числе в формате "горизонтального обучения") в рамках индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников и управленческих кадров;
- процедуры диагностики предметных, методических, психолого-педагогических, коммуникативных и IT-компетенций педагогических работников и управленческих кадров;
- единый федеральный портал дополнительного профессионального образования.
4.2.2. Системообразующими мероприятиями в рамках Направления 2 являются:
- повышение квалификации педагогических работников и управленческих кадров с учетом выявленных профессиональных дефицитов;
- организация стажировок (в том числе на базе высокотехнологичной инфраструктуры, созданной в рамках национального проекта "Образование");
- построение индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров на основе диагностики профессиональных компетенций;
- организация деятельности по совершенствованию профессиональных компетенций педагогических работников;
- осуществление профилактики профессионального выгорания педагогических работников.
4.3. "Содержательно-методическое обеспечение непрерывного профессионального (педагогического) образования".
4.3.1. Механизмом взаимодействия субъектов РС НМС в рамках Направления 3 являются:
- комплекс типовой организационно-методической документации;
- методические рекомендации, указания и т.д. по ключевым процессам непрерывного профессионального (педагогического) образования, деятельности отдельных субъектов РС НМС;
- инновационные проекты (площадки);
- научно-практические конференции, форумы и т.д.
4.3.2. Системообразующими мероприятиями в рамках Направления 3 являются:
- обеспечение педагогических работников и управленческих кадров методическими рекомендациями, материалами (в том числе цифровыми);
- ведение регионального банка успешных педагогических и управленческих практик (базы данных ДПП, реализуемых в субъекте Российской Федерации, профессиональных педагогических сообществ, передового педагогического опыта, реестры стажировочных площадок и т.д.);
- информирование педагогической общественности об основных тенденциях развития образования;
- руководство деятельностью инновационных площадок по реализации проектов.
На уровне образовательной организации:
- методическое обеспечение процессов обучения и воспитания;
- разработка учебных, научно-методических и дидактических материалов;
- обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий;
- приведение методического обеспечения учебных предметов (курсов, дисциплин (модулей)) в соответствие с методическими требованиями, предъявляемыми к документам в сфере образования, учебным планам, программам;
- методическое сопровождение педагогических работников, имеющих профессиональные дефициты и затруднения;
- выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта;
- помощь педагогическим работникам в обобщении и презентации своего опыта работы;
- повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых педагогических технологий;
- анализ, апробация и внедрение нового методического обеспечения образовательного процесса;
- организация взаимодействия с образовательными организациями с целью обмена опытом и передовыми технологиями в сфере образования.
5. Показатели эффективности создания и развития РС НМС
5.1. Показатели эффективности создания и развития РС НМС в области управления системой научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров:
- разработан и реализуется комплекс мер ("дорожная карта") по созданию и функционированию РС НМС на период до 2024 года (ежегодно, начиная с 2021 года);
- разработана с учетом социально-экономических условий субъекта Российской Федерации и реализуется вариативная система мониторинга эффективности РС НМС (ежегодно, начиная с 2023 года).
5.2. Показатели эффективности создания и развития РС НМС в области непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров:
- доля педагогических работников, освоивших программы ДПО, вошедшие в Федеральный реестр и подобранные с учетом диагностики профессиональных компетенций (к 2024 году - не менее 30%);
- количество управленческих команд, принявших участие в программах повышения квалификации (к 2024 году - не менее 40% от общего количества управленческих команд субъекта Российской Федерации).
5.3. Показатели эффективности создания и развития РС НМС в области содержательно-методического обеспечения непрерывного профессионального (педагогического) образования:
- количество педагогических работников, закрепленных за 1 региональным методистом для осуществления методического сопровождения (к 2024 году - не более 250 человек);
- доля педагогических работников в возрасте до 35 лет, участвующих в различных формах поддержки и сопровождения в первые три года работы (к 2024 году - не менее 70%).
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки Республики Бурятия от 24 мая 2023 г. N 727 "Об утверждении Положения о создании и... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.