Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к приказу Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 5 мая 2023 г. N 436
Утверждается актом высшего исполнительного органа
субъекта Российской Федерации
Типовая региональная программа по повышению рождаемости
I. Общие положения
1. Настоящая Региональная программа по повышению рождаемости (далее - Региональная программа) подготовлена с целью выработки мер по повышению рождаемости. Региональная программа включает в себя оценку демографического потенциала региона, анализ действующего пакета мер повышения рождаемости и установление нового комплекса мер по повышению рождаемости и поддержке семей с детьми, а также определение целевых значений показателей рождаемости в регионе на период 2023 - 2025 годов.
Сроки реализации Региональной программы: 2023-2025 годы.
Ответственный исполнитель:
II. Цель и задачи
2. Целью Региональной программы по повышению рождаемости является выработка эффективных мер, влияющих на репродуктивное поведение населения и общее число рождений, а также определение целевых значений показателей рождаемости для субъектов Российской Федерации.
Достижение цели Региональной программы требует решения следующих задач:
- комплексный анализ демографической ситуации в регионе на основе оценки демографического потенциала;
- определение перечня факторов, влияющих на репродуктивное поведение населения и общее число рождений в регионе;
- определение и обоснование целевых значений общего числа рождений в регионе на период 2023 - 2025 годов и на перспективу до 2030 года;
- формирование аналитической основы для разработки комплекса региональных мер повышения рождаемости (региональной программы по повышению рождаемости) и поддержки семей с детьми, способствующих достижению целевых показателей общего числа рождений в регионе, на период 2023 - 2025 годов;
- формирование комплекса региональных мер повышения рождаемости с учетом анализа сложившейся демографической ситуации и действующего пакета мер.
III. Оценка демографического потенциала региона
3. Ситуация с уровнем демографического потенциала в субъекте Российской Федерации характеризуется следующими показателями (которые рассматриваются в динамике) 6.
3.1. Численность, структура, движение населения:
В данном разделе представлена динамика численности населения в регионе, охарактеризована структура населения в контексте ее влияния на демографический потенциал региона и абсолютное число рождений.
3.1.1. Представлена в табличном виде динамика численности населения в регионе в целом, в городской местности, в сельской местности за период с 1 января 2016 года по 1 января 2022 года. Представлены таблицы численности населения в разрезе однолетних половозрастных групп в регионе в целом за период с 1 января 2016 года по 1 января 2022 года.
3.1.2. Представлен график половозрастной пирамиды региона по состоянию на 1 января 2022 года. Дана характеристика особенностей структуры населения, наблюдаемых на представленной половозрастной пирамиде, определено, какие возрастные группы преобладают, есть ли выраженный гендерный дисбаланс в определенных возрастах и чем это может быть обусловлено.
3.1.3. Представлена в табличном виде динамика соотношения мужчин и женщин в возрасте 15-49 лет за период 2016-2022 годов в регионе, в Российской Федерации в целом и в других регионах федерального округа. Дана характеристика, какой из полов преобладает, есть ли выраженный гендерный дисбаланс в структуре репродуктивного населения региона. В случае, если в регионе наблюдаются значительные гендерные диспропорции в репродуктивных возрастах, представлены возможные причины наблюдаемой тенденции.
3.1.4. Представлены в табличном виде данные о коэффициенте естественного прироста (убыли) населения, миграционного прироста (убыли) населения в регионе, в Российской Федерации и в регионах федерального округа за период 2016-2021 годов. На графике представлена динамика вышеуказанных коэффициентов за период 2016-2021 годов. Дана характеристика, насколько интенсивно сокращается или увеличивается население региона по естественным причинам и в силу миграции, и какие причины определяют наблюдаемые тенденции. Дана характеристика миграционной привлекательности региона. Представлены меры, направленные на повышение миграционной привлекательности региона или меры, способствующие сокращению оттока населения из региона.
3.1.5. В табличном виде представлены данные о сальдо миграции в разрезе возрастных групп: трудоспособного возраста, моложе трудоспособного возраста, старше трудоспособного возраста за период 2016-2021 годов. Представлены (на основе региональных источников статистики) данные о половозрастном составе мигрантов, прибывающих в регион и выбывающих из региона за период 2016-2021 годов, дана характеристика наблюдаемым тенденциям в динамике показателей.
3.1.6. Представлены выводы по пункту 3.1 (в соответствии с подпунктом 6.6 Методических рекомендаций).
3.2. Структура женского населения в репродуктивном возрасте:
3.2.1. Представлена в табличном виде структура женского населения фертильного возраста в разрезе однолетних возрастных групп (15-49 лет) по состоянию на 1 января 2022 года в регионе в целом, в сельской местности, в городской местности, по муниципальным образованиям.
В табличном виде представлена динамика доли численности женщин фертильного возраста в процентах от общей численности женского населения региона в целом, в разрезе город/село, в разрезе муниципальных образований и в Российской Федерации в целом за период с 1 января 2000 года по 1 января 2026 года. Дана характеристика структуры женского населения фертильного возраста в регионе с точки зрения ее влияния на потенциал рождаемости и общее число рождений в регионе.
3.2.2. В табличном виде представлено распределение женщин фертильного возраста в разрезе имеющегося у них числа детей: не имеют детей, имеют одного ребенка, имеют двоих детей, имеют троих детей, имеют четверых детей, имеют пять и более детей по состоянию на 2020 год.
3.2.3. Представлены выводы по пункту 3.2 (в соответствии с подпунктом 7.3 Методических рекомендаций).
3.3. Показатели рождаемости:
3.3.1. В табличном виде представлено абсолютное число рождений за период 2016 - 2022 годов в регионе в целом, а также в разрезе город/село. Дана характеристика наблюдаемых тенденций рождаемости в регионе: снижается или увеличивается общее число рождений и какими темпами это происходит, как соотносится число рождений в городской и сельской местности.
3.3.2. В табличном виде и на одном графике представлены данные о суммарном коэффициенте рождаемости (далее - СКР) в целом и в разрезе очередности рождений: первого ребенка, второго ребенка, третьего ребенка, четвертого ребенка, пятого и последующих детей за период 2016 - 2021 годов в регионе, в Российской Федерации, в других регионах федерального округа и в регионах-лидерах. В табличном виде представлены данные о суммарном коэффициенте рождаемости (без разбивки по очередности рождения) в регионе в разрезе город/село за период 2016-2021 года, в Российской Федерации в целом и в других регионах федерального округа. Дана характеристика наблюдаемых изменений значения СКР в регионе. Сформулировано предположение, есть ли у региона потенциал повышения значения СКР по очередностям рождений путем введения новых мер повышения рождаемости.
3.3.3. Представлена в табличном виде динамика абсолютного числа рождений в разрезе возраста матери (по однолетним возрастам) и в разрезе очередности рождения за период 2018-2021 годов. В табличном виде представлена динамика доли рожденных детей по каждой очередности рождения в процентах от общего числа рождений за период 2018-2021 годов в регионе и в Российской Федерации в целом. Дана характеристика изменений в рассматриваемых показателях за указанный период. В табличном виде представлены прогнозные значения числа рождений за период 2023-2025 годов.
3.3.4. В табличном виде представлены данные о динамике среднего возраста матери при рождении ребенка, в том числе, в разрезе очередности рождений за период 2018 - 2021 годов. Определено, наблюдаются ли тайминговые сдвиги в календаре рождений детей каждой очередности, откладывание рождений на будущее в силу каких-либо причин (и указаны такие причины).
3.3.5. В табличном виде и на одном графике представлена доля детей, родившихся в браке, и доля детей, родившихся вне брака, от общей численности рождений за период 2016 - 2021 годов в регионе и в Российской Федерации в целом. Охарактеризовано, как соотносятся репродуктивное и брачное поведение населения региона. Представлены причины, обусловившие уровень внебрачной рождаемости и его динамику в регионе. Отмечено, какие региональные особенности способствуют тому, что внебрачная рождаемость установилась на уровне выше или ниже среднероссийского.
3.3.6. В табличном виде и на графике представлена динамика отношения количества браков к разводам за период 2016 - 2021 годов в регионе и в Российской Федерации в целом. Дана характеристика наблюдаемым явлениям.
3.3.7. Представлены выводы по пункту 3.3 (в соответствии с подпунктом 8.7 Методических рекомендаций).
3.4. Социально-медицинские показатели:
3.4.1. В табличном виде представлено число женщин, сделавших аборт, в расчете на 1000 женщин фертильного возраста за период 2016 - 2021 годов в регионе, в Российской Федерации в целом, в других регионах федерального округа и в регионах-лидерах. В табличном виде представлено число медицинских абортов легальных на 100 родов за период 2016 - 2021 годов в регионе, в Российской Федерации в целом, в других регионах федерального округа и в регионах-лидерах. Дана характеристика наблюдаемых явлений и их влияния на общее число рождений в регионе. Дана оценка распространенности абортов в регионе, а также потенциала возможных мер региональной политики, направленных на сохранение беременностей и профилактику абортов.
3.4.2. Представлено описание портрета беременной женщины, обратившейся в медицинскую организацию с целью проведения процедуры прерывания беременности. Выявлены наиболее распространенные характеристики портрета беременной женщины (средний возраст, семейное положение, образование, профессиональная занятость, число уже имеющихся детей и т.д.), обратившейся в медицинскую организацию с целью проведения процедуры прерывания беременности, в регионе в целом и в разрезе муниципальных образований. Определены преобладающие в регионе причины абортов.
3.4.3. В табличном виде представлены следующие характеристики доабортного консультирования:
- доля женщин, охваченных доабортным консультированием, от числа женщин, обратившихся в медицинскую организацию по поводу прерывания беременности в регионе в целом и в разрезе медицинских организаций всех форм собственности;
- доля женщин, отказавшихся от прерывания беременности, из числа проконсультированных и взятых под диспансерное наблюдение в текущем году.
Проведен анализ представленных данных в разрезе отдельных медицинских организаций, по региону в целом, а также в сравнении со среднероссийскими значениями, другими регионами федерального округа и регионами-лидерами. На основе анализа указанных характеристик, а также соотнесения с уровнем распространенности абортов в регионе, дана оценка результативности доабортного консультирования.
3.4.4. Охарактеризовано, какие категории женского населения наиболее склонны к прерыванию беременности, в силу каких причин женщинами принимается решение о прерывании беременности, как можно воздействовать на снижение числа абортов в регионе. Проведен анализ межведомственной помощи женщине, желающей прервать беременность. Даны предположения, как в регионе может быть улучшена практика проведения и эффективность доабортного консультирования. Представлены данные о числе женщин, которые планировали сделать аборт, но отказались от него после предоставления необходимой помощи, в разрезе муниципалитетов.
3.4.5. В табличном виде представлены данные о распространенности бесплодия у мужчин (старше 18 лет) и женщин (в возрасте 18-49 лет) на 100 000 женщин и мужчин соответствующего возраста в регионе за период 2016 - 2021 годов в регионе, в Российской Федерации в целом и в других регионах федерального округа. Дана оценка уровня распространенности бесплодия среди населения региона, определены причины наблюдаемых тенденций, предложены возможные меры сокращения распространенности женского и мужского бесплодия.
3.4.6. Представлены в табличном виде данные о доступности лечения бесплодия с применением программ вспомогательных репродуктивных технологий (далее - ВРТ) в регионе за период 2016 - 2022 годов по следующим показателям:
- количество медицинских организаций всех форм собственности с наличием лицензии на оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи по акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий), выполняющих работы (услуги) по данному профилю;
- общее число циклов экстракорпорального оплодотворения, проведенных за счет средств обязательного медицинского страхования;
- число женщин, которым проведено ЭКО;
- число женщин, у которых наступила беременность;
- число родов у женщин после ЭКО;
- число родившихся детей после ЭКО;
- число ежемесячно выполненных циклов экстракорпорального оплодотворения, проведенных за счет средств обязательного медицинского страхования (по данным территориальных фондов ОМС) в регионе, начиная с 2023 года;
- динамика числа циклов ЭКО на 1 000 женщин фертильного возраста (по данным формы федерального статистического наблюдения N 30), начиная с 2023 года по региону в целом в сравнении с Российской Федерацией.
Охарактеризован уровень доступности лечения бесплодия, дана оценка эффективности процедур ЭКО, проведенных в регионе, и их вклад в повышение рождаемости. Сформулирован потенциал возможных мер по повышению доступности процедуры ЭКО, а также иных мер региональной политики, направленных на сокращение и лечение бесплодия.
3.5. Социально-экономические условия рождения и воспитания детей в регионе:
3.5.1. В табличном виде представлена динамика укомплектованности медицинских организаций в регионе врачами-педиатрами, врачами-неонатологами, врачами-акушерами-гинекологами (в процентах) за период 2016 - 2021 годов. Показатели сопоставлены с динамикой соответствующих показателей в разрезе отдельных медицинских организаций, по региону, муниципальным образованиям, а также в сравнении со среднероссийскими значениями за период 2016 - 2021 годов. Определено, каким образом в регионе (в разрезе муниципальных образований и медицинских организаций) можно улучшить (если требуется) укомплектованность медицинских организаций врачами вышеназванных специальностей.
3.5.2. Представлены в табличном виде данные о количестве дошкольных образовательных учреждений (детских садов, в т.ч. ясельных групп); численности детей, охваченных дошкольным образованием, предоставляемым детскими садами, в т.ч. в ясельных группах; численности детей, не обеспеченных местом в дошкольных образовательных организациях (в детских садах, в т.ч. в ясельных группах); численности детей, поставленных на учет для предоставления места в дошкольных образовательных организациях (в детских садах, в т.ч. в ясельных группах).
3.5.3. Представлена в табличном виде информация о доступности услуг, оказываемых группами продленного дня в общеобразовательных учреждениях, в регионе в целом и в разрезе муниципальных образований за период 2016-2021 годов. В табличной форме представлена информация о количестве учреждений школьного образования, в которых созданы группы продленного дня. Также указана численность детей, охваченных услугами, предоставляемыми группами продленного дня, отмечена доля детей, охваченных услугами, предоставляемыми группами продленного дня, в общей численности детей школьного возраста, проживающих в данном муниципальном образовании.
3.5.4. В табличной форме представлена динамика уровня занятости женщин, имеющих детей дошкольного возраста, за период 2019 - 2021 годов. Проведен анализ сложившейся тенденции. Динамика уровня занятости женщин, имеющих детей дошкольного возраста, сопоставлена с общероссийскими значениями за период 2019 - 2021 годов.
3.5.5. Динамика общей площади жилых помещений, приходящихся в расчете на 1 жителя региона (на конец года) представлена в табличной форме в целом по региону и в разрезе город/село за период 2016 - 2021 годов. Динамика показателя сопоставлена с динамикой общей площади жилых помещений, приходящихся в расчете на 1 жителя региона (на конец года) в целом по Российской Федерации и в разрезе город/село за период 2016 - 2021 годов.
3.5.6. В табличной форме представлена динамика показателя "доля площади жилищного фонда, обеспеченного всеми видами благоустройства, в общей площади жилищного фонда" региона за период 2016 - 2021 годов.
3.5.7. Динамика показателей "число молодых семей, стоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях", и "число молодых семей, стоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и улучшивших жилищные условия" представлена в табличной форме за период 2017 - 2021 годов. Динамика доли молодых семей, улучшивших жилищные условия, от числа молодых семей, стоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в Российской Федерации в целом и в регионе на соответствующий год представлена на графике. В табличной форме представлена динамика показателей "число многодетных семей, стоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях", и "число многодетных семей, получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия" за период 2017 - 2021 годов. Проведен анализ сложившейся динамики показателя. На графике представлена динамика доли многодетных семей, улучшивших жилищные условия, от числа многодетных семей, стоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в регионе и в Российской Федерации в целом.
3.5.8. Представлены выводы по пункту 3.5 (в соответствии с подпунктом 10.8 Методических рекомендаций).
IV. Анализ регионального пакета мер повышения рождаемости
4. В данном разделе приводятся результаты анализа регионального пакета мер, проведенного в соответствии с разделом IV Методических рекомендаций.
V. Особенности демографического потенциала региона
5. На основании анализа, проведенного в соответствии с пунктами 6 - 10 Методических рекомендаций, дается описание особенностей региона (структуры населения, рождаемости, медицинской инфраструктуры, социально-экономической обстановки), которые оказывают влияние на изменение демографического потенциала региона в настоящее время, и характер их воздействия на демографический потенциал региона. Дается характеристика структуры рождаемости в регионе, тенденций изменения демографического потенциала. Указываются основные факторы, позитивно и негативно влияющие на уровень демографического потенциала региона, на проблемы, которые могут способствовать откладыванию рождения детей, в том числе разных очередностей рождения. Дается оценка демографического потенциала муниципальных образований региона и указывается, какие из них обладают наиболее и наименее благоприятной демографической ситуацией, указываются причины, которые обеспечивают данным муниципальным образованиям наименее благоприятную демографическую ситуацию. Дается оценка репродуктивного потенциала населенных пунктов с численностью граждан до 50 тыс. человек.
6. На основании результатов рассмотрения показателей, по которым проводилась оценка демографического потенциала региона, рекомендуется отметить те негативно влияющие на демографическую ситуацию в регионе в целом и в муниципальных образованиях факторы, на которые может быть оказано воздействие с целью увеличения абсолютного числа рождений в регионе. Необходимо учитывать, что некоторые демографические характеристики, такие как, например, структура населения, могут претерпеть значительные изменения только за длительный период времени, и повлиять в краткосрочной перспективе на них практически невозможно (тем не менее такие факторы и возможные меры воздействия на них все равно следует указать). К основным направлениям, которые могли бы быть рассмотрены в данном разделе, относятся: миграционная убыль населения, откладывание рождений, высокая смертность, недостаточная развитость инфраструктуры, необходимой для воспитания ребенка, высокая численность абортов, распространенность бесплодия, недостаточная развитость медицинской инфраструктуры (могут быть рассмотрены и иные факторы). Также рекомендуется отметить, каким образом (с помощью каких мер) возможно повлиять на указанные параметры с целью снижения их негативного влияния на рождаемость в регионе.
VI. Целевые показатели Региональной программы по повышению рождаемости
7. В данном разделе отражается линейка значений целевых показателей, разработанных в соответствии с разделом V Методических рекомендаций.
8. В дополнение к целевому значению числа рождений в год как интегральному показателю реализации Региональной программы могут быть установлены дополнительные показатели и их целевые значения. Дополнительные целевые показатели устанавливаются с целью мониторинга динамики показателей, отражающих наиболее проблемные в регионе факторы, негативно влияющие на демографических потенциал региона, которые были выявлены в результате анализа пунктов 6 - 10 Методических рекомендаций. При установлении дополнительных целевых показателей необходимо учитывать особенности демографической ситуации в регионе, а также степень влияния вводимых мер на достижение указанных значений показателей. В качестве дополнительных целевых показателей могут быть выбраны:
- Количество абортов на 1 000 женщин фертильного возраста, количество абортов на 100 родов;
- Доля женщин, отказавшихся от искусственного прерывания беременности после доабортного консультирования (процент от числа женщин, прошедших консультирование);
- Средний возраст матери при рождении первенца, второго ребенка, третьего ребенка;
- Доля женщин фертильного возраста, не имеющих детей, имеющих одного ребенка, имеющих двоих детей, имеющих трех и более детей;
- Интергенетический интервал между рождением детей;
- Число семей, проживающих в сельской местности, улучшивших жилищные условия;
- Среднедушевой денежный доход домохозяйства в зависимости от числа детей);
- Показатели укомплектованности медицинских организаций в регионе врачами педиатрами, врачами неонатологами, врачами акушерами-гинекологами;
- Другие показатели, характеризующие демографическую ситуацию в регионе.
Информацию о дополнительных целевых показателях Региональной программы рекомендуется представить в виде таблицы:
Таблица 2. Дополнительные целевые показатели региональной программы по повышению рождаемости в субъекте Российской Федерации
N |
Целевой показатель |
Плановое значение целевого показателя (2023 год) |
Плановое значение целевого показателя (2024 год) |
Плановое значение целевого показателя (2025 год) |
Единица измерения |
|
|
|
|
|
|
VII. Комплекс мер региональной программы по повышению рождаемости и поддержке семей с детьми
9. К включению в Региональную программу рекомендуются конкретные меры, реализуемые и планируемые к реализации на территории региона, а также соответствующие источники финансирования из бюджетов субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований, внебюджетных источников и планируемые результаты от предлагаемых мер. Рекомендуется представить обоснование необходимости введения новых мер, основываясь на оценке демографического потенциала региона. Данный подход может быть реализован как для каждой меры в отдельности, так и для группы мер. Может быть представлен механизм воздействия вводимых мер, описан процесс достижения положительного эффекта в вопросе повышения рождаемости с помощью меры или группы мер.
10. В Региональную программу при разработке комплекса мер рекомендуется включить следующие меры:
в целях укрепления репродуктивного здоровья и сокращения числа абортов
- Внедрение в работу врачей женских консультаций речевых модулей для создания у женщин положительных установок на рождение детей в ситуации репродуктивного выбора;
- Внедрение мотивационного анкетирования всех женщин, обратившихся за медицинской услугой по прерыванию беременности;
- Организация диспансеризации женщин в возрасте 15-38 лет;
- Адресная помощь беременной женщине, желающей прервать беременность, предоставление мер поддержки по принципу "одного окна", индивидуальное сопровождение до момента родов;
- Информирование беременных женщин о доступных федеральных и региональных мерах поддержки;
- Повышение осведомленности женщин о возможности получения помощи в кризисных центрах для беременных женщин;
- Открытие на базе центральных районных больниц межрайонных центров по работе с женщинами, желающими иметь ребенка;
- Проведение обследований пациентов в возрасте 18-35 лет с целью определения патологии репродуктивной системы;
- Повышение осведомленности населения по вопросам охраны репродуктивного здоровья;
- Организация для молодежи обучающих семинаров, направленных на сохранение репродуктивного здоровья (профилактика прерывания беременности и распространения ВИЧ-инфекции);
- Проведение онлайн-встреч граждан с врачами-специалистами с целью популяризации здорового образа жизни и привлечения граждан к участию в обследовании репродуктивной системы;
- Проведение процедур экстракорпорального оплодотворения, семьям, страдающим бесплодием, за счет средств базовой программы обязательного медицинского страхования;
- Обеспечение функционирования горячей линии по вопросам репродуктивного здоровья населения;
в целях поддержки молодых студенческих семей
- Обеспечение перевода на бюджетные места студенток, родивших ребенка во время обучения в образовательных организациях среднего профессионального образования;
- Установление преимущественного права студенческой семье на предоставление места в общежитиях и предоставление мест в одном общежитии родителям-студентам разных вузов, имеющим детей;
- Открытие для студенческих семей групп кратковременного пребывания детей, комнат матери и ребенка в образовательных организациях среднего профессионального образования;
- Установление приоритетного права студенческим семьям при оформлении ребенка в детский сад, школу;
в целях поддержки семей
- Перевод мер поддержки многодетных семей в проактивный формат по факту установления статуса "многодетная семья";
- Предоставление компенсационных выплат на питание в школе и на подготовку к новому учебному году семьям с низкими доходами, имеющим детей, обучающихся в общеобразовательных организациях;
- Предоставление семьям с низкими доходами субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг;
- Создание пунктов проката предметов первой необходимости для новорожденных;
- Оказание услуги по кратковременному присмотру за детьми семьям, нуждающимся в таких услугах;
- Содействие улучшению жилищных условий семей с детьми;
- Открытие Семейных многофункциональных центров (с учетом типовой модели Семейного многофункционального центра, утвержденной Минтрудом России);
- Аудит действующих мер поддержки семей с детьми с точки зрения их достаточности (размер), условий получения, доступности и удобства обращения за назначением мер (в том числе соответствие принципам Социального казначейства);
- Внесение на основе проводимого аудита изменений в порядок и условия предоставления действующих мер поддержки, введение дополнительных мер поддержки;
в целях поддержки работающих родителей
- Оценка оптимальности с точки зрения работающих родителей графика работы дошкольных образовательных организаций и внесение изменений в указанный график при необходимости;
- Предоставление компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми, посещающих образовательные организации дошкольного образования;
- Анализ достаточности мест в группах продленного дня для детей в возрасте до 10 лет, при необходимости введение дополнительных мест;
- Проработка и введение совместно с работодателями механизмов поощрения работодателей, реализующих корпоративные программы для работников с детьми;
- Обеспечение доступности дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу за детьми в возрасте от 2 месяцев до 7 лет;
в целях формирование ценностной основы повышения рождаемости
- Проведение информационно-коммуникационной кампании, предусматривающей формирование позитивных просемейных установок у детей, подростков, молодежи, формирование позитивного образа семьи с несколькими детьми, повышение мотивации семей к рождению детей;
- Формирование семейно-ориентированной среды.
Включенные в Региональную программу меры могут быть классифицированы по основным направлениям в зависимости от категории получателей и характера воздействия мер. Могут быть выделены следующие направления групп мер: сохранение репродуктивного здоровья населения и снижение количества абортов, поддержка многодетных семей, поддержка молодых и студенческих семей, поддержка работающих родителей, поддержка семей, имеющих низкие доходы и находящихся в трудной жизненной ситуации, формирование семейных ценностей у населения. Могут быть использованы другие подходы и основания классификации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.