Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению нарушений
2.1. Контрольные (надзорные) мероприятия (далее - КНМ) в 2022 году осуществлялись Министерством по информации прокуратуры, из сети "Интернет", по обращениям/жалобам граждан и иных лиц.
На настоящем этапе в связи с введением запрета (моратория) на проведение плановых и внеплановых КНМ приоритетными задачами экологического контроля остаются профилактика правонарушений и проведение КНМ без взаимодействия с контролируемыми лицами. Плановые и внеплановые КНМ не проводились.
В рамках осуществления экологического надзора в 2022 году Министерством было проведено 41 КНМ без взаимодействия с контролируемыми лицами.
По результатам проведенных в 2022 году КНМ и рассмотрения материалов, направленных органами полиции и прокуратуры, выявлено 15 нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды, при осуществлении экологического контроля - 12 нарушений, что составляет 80% от общего числа правонарушений, выявленных в 2022 году:
в области использования и охраны водных объектов - 1 нарушение, предусмотренное частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ - использование защитной прибрежной полосы водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной деятельности;
3 нарушения, предусмотренных статьей 8.1 КоАП РФ в области охраны атмосферного воздуха, выразившихся в отсутствии утверждённой программы производственного экологического контроля, а также в нарушении требований водоотведения;
6 нарушений, предусмотренных статьей 8.46 КоАП РФ - невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений;
2 нарушения в области обращения с отходами производства и потребления, предусмотренное статьей 8.2 КоАП РФ, в части несоблюдения экологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
В ходе мониторинга сроков уплаты административных штрафов установлено 3 факта неуплаты административного штрафа в срок (статья 20.25 КоАП РФ), что составляет 20% от общего числа правонарушений.
По фактам нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования возбуждено и рассмотрено 15 административных дел, в том числе по материалам, направленным органами прокуратуры - 8 дел.
В результате производств по делам об административных правонарушениях к административной ответственности привлечены:
1 юридическое лицо, 2 должностных лица, 1 индивидуальный предприниматель и 2 гражданина.
Производство по 2 административным делам прекращено по основаниям, предусмотренным статьей 24.5 КоАП РФ - за отсутствием состава административного правонарушения.
С начала 2022 года на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами отдела в суды различных инстанций поступила 1 жалоба. Постановление оставлено в силе, размер назначенного административного штрафа снижен с 2000 рублей до 1500 рублей.
Общая сумма наложенных административных штрафов составила 29 500 (двадцать девять тысяч пятьсот) рублей.
С целью снижения административной нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства КНД осуществлялась с применением риск-ориентированного подхода, в том числе в части замены административных штрафов на предупреждения. Всего в 2022 году административный штраф заменён предупреждением в 7 случаях.
В рамках экологического контроля в 2022 года предъявлен ущерб по факту причинения вреда окружающей среде (водный объект р. Туречка), выявленного в 2021 году на сумму 294 556 (двести девяносто четыре тысячи пятьсот пятьдесят шесть) рублей 3 копейки. Указанный ущерб возмещён виновным лицом в добровольном порядке в полном объеме.
По требованию Марийской межрайонной природоохранной прокуратуры в 3 квартале 2022 года произведен расчет ущерба по факту причинения вреда окружающей среде (водный объект р. Сердяжка) на сумму 244 000 (двести сорок четыре тысячи) рубля, материалы направлены в прокуратуру. Указанный ущерб возмещён виновным лицом в добровольном порядке в полном объеме.
В истекшем периоде рассмотрено 330 заявок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе 129 заявок об актуализации сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. 270 объектов поставлены на государственный учет, 60 заявок отклонено в связи с недостаточностью сведений.
Во исполнение статьи 67 Федерального закона "Об охране окружающей среды" принято 498 отчетов об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля от 295 хозяйствующих субъектов.
Приоритетными направлениями контрольной (надзорной) деятельности являются предупреждение и профилактика нарушений в области охраны окружающей среды и природопользования.
В целях предупреждения нарушений контролируемыми лицами обязательных требований:
выдано 95 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования (в 2021 году всего выдано 60, тем самым количество предостережений увеличилось на 37%);
утверждена и размещена на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Республики Марий Эл на 2023 год.
В рамках реализации Программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по осуществляемым видам регионального государственного контроля (надзора) на 2022 год:
проведено 4 обязательных профилактических визита.
проведены 4 консультирования в режиме видеоконференцсвязи по вопросам, связанным с организацией и осуществлением экологического контроля.
2.2 Типовые нарушения, выявляемые при осуществлении экологического контроля заключаются в:
невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений,
несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.
2.3 По результатам проведенных КНМ выявлены ряд пробелов в законодательстве в области охраны окружающей среды, требующих правового урегулирования.
В частности, необходимо проработать вопрос в части внесения соответствующих изменений в нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды, касающиеся осуществления хозяйственной деятельности организаций, эксплуатирующих объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, а именно:
- сократить срок подачи заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, после ввода таких объектов в эксплуатацию (в данный момент этот срок составляет шесть месяцев);
- установить срок актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, в случае изменения характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды, а также изменения характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления (в данный момент срок актуализации сведений не определен);
- расширить перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (для атмосферного воздуха);
- разработать правила, определяющие случаи оснащения источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух установками очистки газа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.