Правовые аспекты воспитания
и обучения несовершеннолетних
Проблема совершенствования процесса воспитания и образования личности, включая осуществляемую в настоящее время в России реформу образования, постоянно находится в центре внимания общества. Особое место в системе осуществляемых в этом направлении мероприятий занимает реформирование правовой основы воспитания и обучения несовершеннолетних, которая в последнее десятилетие XX в. и в начале XXI в. существенно скорректирована. Позитивна ее общая направленность на существенную гуманизацию законодательства об образовании и воспитании детей и приведение его в соответствие с современными условиями развития общества и нормами международного права. Данный процесс закономерен и связан с изменением в нашей стране роли права в целом. В этом смысле важно понимание того, что "наряду с религией и моралью право призвано продвигать абсолютные и вечные ценности добра и справедливости"*(1).
Право на образование, по предлагаемой Е.А. Лукашевой хронологической классификации (времени возникновения прав человека), относится ко второму поколению прав человека, сформировавшихся в конце XIX-начале XX вв. По своему содержанию оно входит в число культурных прав, гарантирующих духовное развитие человека и помогающих каждому индивиду стать полезным участником политического, духовного, социального и культурного прогресса*(2).
А.И. Ковлер, рассуждая о международных стандартах прав человека с использованием предложенной Д. Руже классификации, полагает возможным разграничить право на образование в целом на две последовательных составляющих: а) право на доступ к начальному образованию; б) право на получение среднего и высшего образования. При этом право на доступ к начальному образованию относится к категории гражданских и политических прав, а право на получение среднего и высшего образования - к категории экономических, социальных и культурных прав*(3).
Несмотря на некоторые различия в методологических подходах к определению места права на образование в общей системе прав и свобод граждан, принципиально важным является то, что право человека на образование закреплено в ст.26 Всеобщей декларации прав человека. Конкретизируя эту норму, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (п.3 ст.13) устанавливает обязанность государств уважать свободу родителей выбирать для своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но и другие школы, отвечающие тому минимуму требований для образования, который может быть установлен или утвержден государством, и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями.
Конституция Российской Федерации провозглашает в ст.43 право каждого на образование, возлагая обязанность обеспечить получение детьми основного общего образования на родителей. Кроме того, в ст.26 Конституции Российской Федерации гарантируется право на свободный выбор языка воспитания, обучения и творчества, которое, по мнению В.С. Нерсесянца, входит в число личных (индивидуально-человеческих) прав и свобод, то есть "прав и свобод, признающих и защищающих человека как отдельное природное и духовное существо, как свободную личность"*(4). С учетом несомненной тесной связи права и религии необходимо отметить, что указание на обязанность родителей по воспитанию детей содержится и в Библии: "Есть у тебя сыновья? учи их и с юности нагибай шею их"*(5).
Право родителей на воспитание детей является наиболее важным среди родительских прав. Более того, в современных условиях усиления общемировой тенденции повышения требовательности к уровню образования и воспитания на родителей налагается все больше обязанностей и больше ответственности по отношению к детям. В этом контексте закономерно провозглашение в Российской Федерации среди основных приоритетов демографического развития повышения именно воспитательного потенциала семьи*(6).
Правовой основой воспитания и образования несовершеннолетних детей являются соответствующие нормы Семейного кодекса РФ. Принципиальное значение имеет закрепление в п.1 ст.63 СК РФ положения о том, что родители не только имеют право, но и обязаны воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. В этой связи вполне обоснованно установление СК РФ ответственности родителей за воспитание и развитие ребенка, что соответствует и требованиям ст.18 и 27 Конвенции ООН о правах ребенка. В частности, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть привлечены к различным видам юридической ответственности: административной (ст.5.35 КоАП РФ), гражданско-правовой (ст.1073-1075 ГК РФ), семейно-правовой (ст.69 и 73 СК РФ); уголовной (ст.156 УК РФ). Планом первоочередных мероприятий по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13 марта 2002 года, было предусмотрено подготовить предложения о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на усиление ответственности родителей (законных представителей) несовершеннолетних за невыполнение обязанностей по воспитанию, содержанию, обучению несовершеннолетних*(7).
Принцип ответственности родителей за воспитание несовершеннолетних детей закреплен и в законодательстве некоторых субъектов Российской Федерации. В ряде регионов страны одновременно с этим также установлено, что труд по воспитанию детей приравнивается ко всякому другому труду и является основой для достойного социального обеспечения (п.2 ст.25 Устава Тамбовской области; п.2 ст.103 Устава Ханты-Мансийского автономного округа).
В статье 63 СК РФ конкретное содержание родительских прав и обязанностей по воспитанию детей не раскрывается. В ней лишь названы основные направления деятельности родителей по воспитанию своих детей. Главным закон признает заботу родителей о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей. А каким образом осуществлять эту заботу - решают сами родители. Как установлено п.1 ст.18 Закона Российской Федерации "Об образовании", родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. В этих целях родителям предоставляется свобода выбора средств и методов воспитания своего ребенка с соблюдением ограничений, предусмотренных п.1 ст.65 СК РФ, а именно: а) родители не вправе причинять вред физическому и психическому развитию ребенка, его нравственному развитию; б) способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию ребенка. Основополагающими принципами осуществления родителями родительских прав являются: а) обеспечение прав и интересов детей; б) решение вопросов, касающихся воспитания и образования детей, по взаимному согласию родителей, исходя из их интересов и с учетом мнения детей.
Право на воспитание своего ребенка - это личное неотъемлемое право родителя. Родитель может быть лишен этого права только судом по основаниям, предусмотренным законом (ст.69, 71, 73-74 СК РФ). Родители не правомочны передавать кому-либо право на воспитание ребенка либо отказаться от него. Естественно, что родители могут временно поручить воспитание ребенка другим лицам (дедушке, бабушке, няне и т.д.) или отдать ребенка на воспитание в различные детские учреждения. При этом они остаются ответственными в полной мере за воспитание и развитие своего ребенка.
Неотъемлемой составляющей процесса воспитания ребенка и формирования его как всесторонне развитой личности является образование. Конвенцией ООН о правах ребенка (ст.28) предусмотрено, что право каждого ребенка на образование достигается введением бесплатного и обязательного начального образования; поощрением развития различных форм среднего образования, обеспечением его доступности для всех детей; принятием мер по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.
В соответствии с ч.4 ст.43 Конституции Российской Федерации родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования (то есть образования в объеме девяти классов общеобразовательной школы). Требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 15 лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее (п.3-4 ст.19 Закона Российской Федерации "Об образовании"). Государство гарантирует гражданам право на образование, общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
В статье 63 СК РФ подтверждена конституционная норма об обязанности родителей обеспечить получение детьми основного общего образования. При этом родителям необходимо исходить из того, что образование должно обеспечивать формирование у ребенка адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира и формирование его как человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Непосредственно же содержание образования должно быть направлено на достижение следующих основных целей: а) развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка; б) воспитание уважения к правам человека и основным свободам; в) воспитание уважения к родителям, языку и ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и цивилизации, отличной от его собственной; г) подготовку к сознательной жизни в духе взаимопонимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между народами, этническими и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения; д) бережное отношение к окружающей среде.
Права и обязанности родителей (лиц, их заменяющих: усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей) в сфере образования несовершеннолетних детей определены ст.52 Закона "Об образовании" и включают в себя: а) выбор формы обучения; б) выбор образовательных учреждений; в) защиту законных прав и интересов ребенка; г) участие в управлении образовательным учреждением; д) выполнение устава образовательного учреждения.
Родители самостоятельно выбирают образовательное учреждение и формы обучения детей, учитывая при этом мнение детей. Исходя из потребностей и возможностей ребенка образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Однако для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт (ст.10 Закона РФ "Об образовании").
Возможность получения семейного образования означает обучение ребенка вне образовательного учреждения с предоставлением права на аттестацию в форме экстерната в аккредитованных образовательных учреждениях соответствующего типа. Родители имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное), общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей продолжить образование в образовательном учреждении (п.1 ст.10, п.3 ст.50, ст.52 Закона РФ "Об образовании").
Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются дополнительные денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении, определяемые государственными (в том числе ведомственными) и местными нормативами финансирования. Выплаты производятся за счет средств учредителей государственных или муниципальных образовательных учреждений соответствующих типов и видов (п.8 ст.40 Закона РФ "Об образовании").
Родители, с учетом мнения детей, могут решить вопрос о получении ими дополнительного образования, что также возможно в различных формах, в том числе в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусства, домах детского творчества, на станциях юных техников, юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии) и посредством индивидуальной педагогической деятельности (ст.26 Закона РФ "Об образовании").
На выбор родителями вида образовательного учреждения и формы обучения ребенка могут влиять различные факторы: состояние здоровья ребенка и его способности, семейные традиции, профессия родителей, репутация учебного заведения и (или) его местонахождение и т.п. В любом случае родители при решении данного вопроса должны прежде всего исходить из интересов ребенка и по возможности считаться с его мнением. При этом необходимо учитывать также и то, что родители несут ответственность не только за получение детьми основного общего образования, но и за их воспитание в период обучения*(8).
Из принципа равенства прав и обязанностей родителей в отношении своих детей (ст.61 СК) следует необходимость разрешения ими всех вопросов, касающихся воспитания и образования, по взаимному согласию с учетом интересов и мнения детей. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен (ст.57 СК РФ).
Разногласия между родителями по вопросам воспитания и образования детей могут быть разрешены по обращению родителей (или одного из них) органом опеки и попечительства или судом. Однако к объектам семейно-правового регулирования относятся не все без исключения споры между родителями о воспитании детей, а только представляющие наибольшую значимость как для родителей, так и для детей, и которые не могут быть разрешены без применения предусмотренной СК судебной или иной процедуры.
Так, если родители не могут достичь согласия по вопросам воспитания (например, о его способах и методах) или образования ребенка, они вправе обратиться за помощью в орган опеки и попечительства. Последний дает родителям устные или письменные рекомендации по преодолению возникших между ними разногласий с учетом интересов ребенка. Эти рекомендации относятся к области педагогики и не подлежат принудительной реализации. Однако если между родителями возникает спор о праве на воспитание ребенка и они не в состоянии достичь соглашения, то такой спор разрешается в судебном порядке.
В осуществлении родителями личного права на воспитание ребенка и исполнение ими соответствующей обязанности всемерную помощь и поддержку должно оказывать государство. В нашей стране одной из основных целей государственной политики в интересах детей является содействие их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры*(9). Конкретные виды такой помощи обозначены в Основных направлениях государственной семейной политики, утвержденных Указом Президента РФ от 14 мая 1996 года*(10). Государство гарантирует финансовую и материальную поддержку родителей в воспитании детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения, оказывает возможное содействие родителям в воспитании детей, что считается одним из главных направлений государственной семейной политики. Мероприятия государственного характера по усилению помощи семье в воспитании детей могут осуществляться, в частности, в следующих формах: а) государственная финансовая поддержка издания массовым тиражом и распространения книг по воспитанию ребенка и уходу за ним; б) распространение специальной литературы для семьи среди молодежи, молодых родителей, комплектование ею массовых библиотек; в) запрет на изготовление, распространение и рекламирование печатных изданий, изображений, видеокассет или иных изделий, пропагандирующих порнографию, культ насилия или жестокости; г) государственная координация и финансовая поддержка нравственного, этического и экологического просвещения населения и введение программ такого просвещения для детей и молодежи в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях (п.21 Основных направлений государственной семейной политики).
Достижение максимально возможной эффективности мер, принимаемых в рамках государственной политики по развитию детей, важно, поскольку от общей направленности, конкретного содержания и методов образования и воспитания детей зависит формирование их полноценной личности на основе сочетания начал национальной самобытности и общечеловеческой значимости основных приоритетов общественного развития. Положительно, что в законодательстве Российской Федерации закрепляются международно-правовые стандарты по вопросам обеспечения прав и интересов детей, в том числе и по вопросам их образования и воспитания, хотя в этом направлении предстоит еще большая работа*(11).
Как следует из положений Всеобщей декларации прав человека (п.2 ст.26), образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. В развитие этих положений в научной литературе все чаще высказываются соображения о необходимости усиления не только воспитательного аспекта образования в целом, но и об изменении общей направленности образования в сторону формирования у ребенка с детства чувства причастности как к своей семье и своему народу, так и к человечеству в целом*(12). Заслуживает внимания прогноз Ю.Н. Афанасьева, что "на рубеже третьего тысячелетия и всечеловеческая задача предстает по-новому: на основе синтеза веры и знания сделать ценности нового гуманизма массовым достоянием. Синтеза, в котором бы вера в осуществимость лучшего мироустройства на Земле, вера в достоинство человека, в его высокое призвание, сочеталась бы со знанием, которое бы воспитывало самостоятельно и универсально мыслящего человека"*(13).
При рассмотрении правовых вопросов образования и воспитания необходимо учитывать и то, что в соответствии со ст.5 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" воспитание и образование детей должно осуществляться родителями с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания. По просьбе родителей с согласия обучающихся детей администрация государственных и муниципальных образовательных учреждений по согласованию с органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы. Однако данная норма во многом имеет декларативный характер, поскольку законодательство в области религиозного образования детей пока еще не сформировано, целый ряд важных аспектов в данной области неясен и требует четкого правового регулирования.
К примеру, серьезная дискуссия, завершившаяся проведением "круглого стола", прошла по поводу возможности введения в светских учебных заведениях направления и специальности "Теология"*(14). Имеется необходимость разработки нормативных правовых актов и по вопросам сотрудничества светских и религиозных образовательных структур. В существенном уточнении нуждается правовая основа школьного образования и воспитания детей в целях формирования у них ясных представлений о добре и зле, об альтернативных мировоззренческих системах, позволяющих ориентироваться в вопросах религии и давать определенную духовно-нравственную оценку различным (хотя бы основным) религиозным течениям*(15).
Высказываются соображения о необходимости разработки ряда законопроектов в образовательной сфере, включая такие, как "О дошкольном образовании", "О дополнительном образовании", "О специальном образовании", "О государственных образовательных стандартах", вплоть до Образовательного кодекса Российской Федерации*(16). Более того, проект федерального закона "О государственном стандарте общего образования" уже рассматривается в Государственной Думе. В самой ближайшей перспективе в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 марта 2002 года N 154 "О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 год"*(17) (п.11) предполагается создание правовой базы для формирования банков данных субъектов Российской Федерации и банков данных органов местного самоуправления о несовершеннолетних, не посещающих по неуважительным причинам образовательные учреждения. Органам исполнительной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления данным постановлением рекомендовано обеспечить деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также включить в штатные расписания образовательных учреждений штатные единицы психологов, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования детей и других специалистов, обеспечивающих непрерывный целенаправленный воспитательно-реабилитационный процесс как в образовательном учреждении, так и по месту жительства обучающегося.
На современном этапе неизмеримо возрастает значение совершенствования как организационной, так и правовой составляющих процесса образования и воспитания несовершеннолетних. Не последнее место в системе этих мероприятий занимает пропаганда законопослушного поведения духовных ценностей семьи.
Существенна роль и научных исследований различных аспектов воспитания и образования детей (правовых, педагогических, философских, социологических, психологических и иных). Интересны предложения о введении учебной дисциплины "Правовой статус несовершеннолетнего в Российской Федерации"*(18). Весьма символично и перспективно издание первого в России учебника "Образовательное право"*(19).
В заключение необходимо отметить, что проблема потери духовных ориентиров личности и связанная с ней девальвация нравственных и культурных ценностей общества в научной литературе относится к числу внутренних угроз национальной безопасности России*(20). Именно поэтому в последнее время в обществе усиливается внимание к совершенствованию духовно-нравственного воспитания как одного из приоритетных направлений обеспечения национальной безопасности в целом. Система образования должна служить как инструментом для поддержания крепкой государственной власти и создания высокоразвитой экономики*(21), так и средством воспитания человека, одушевленного идеей совместного преобразования мира, отстаивающего ценностное отношение к миру, способного участвовать в решении глобальных проблем современности*(22).
В силу изложенных причин духовно-нравственное воспитание личности как одно из направлений воспитания и обучения детей требует необходимой правовой основы, соответствующей современным условиям развития общества и нормам международного права. Как представляется, ее формирование в Российской Федерации является объективно необходимым фактором решения таких важнейших задач образования, как:
а) формирование у подрастающего поколения ценностного мировоззренческого фундамента, сочетающего в себе лучшие образцы общечеловеческих идеалов и принципов и национально-культурное наследие;
б) развитие и закрепление чувства общности исторической судьбы проживающих в России граждан различных национальностей и их принадлежности к единому обществу россиян с общими задачами и интересами;
в) выработка общих предпочтений, идеалов и устремлений в рамках культурной интеграции при одновременном сохранении национальных особенностей культурного своеобразия различных этнических, расовых и религиозных групп*(23);
г) формирование и развитие высоких нравственно-этических качеств личности;
д) воспитание на основе ценностей гуманизма самостоятельно и универсально мыслящего человека*(24).
Л.М. Пчелинцева,
кандидат юридических наук, профессор (Москва)
"Журнал российского права", N 2, февраль 2003 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Мальцев Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы. М., 1999. С.12.
*(2) См.: Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 2001. С.136-137, 170-171.
*(3) См.: Ковлер А.И. Антропология права: Учебник для вузов. М., 2002. С.379-381.
*(4) Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник. М., 1999. С.336-337.
*(5) Папаян Р.А. Христианские корни современного права. М., 2002. С.106-107.
*(6) См.: Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года. Одобрена Распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2001 года N 1270-р // СЗ РФ. 2001. N 40. Ст.3873.
*(7) См.: СЗ РФ. 2002. N 11. Ст.1057.
*(8) См.: Пункт 60 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года // СЗ РФ. 2001. N 13. Ст.1252.
*(9) См.: Пункт 1 ст.4 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст.3802; 2000. N 30. Ст.3121.
*(10) См.: СЗ РФ. 1996. N 21. Ст.2460.
*(11) См. об этом: Международно-правовое обеспечение безопасности человека (по материалам "круглого стола") // Государство и право. 2001. N 7. С.112-114.
*(12) См., например: Венберг Л. Российское образование: записки вовлеченного // Отечественные записки. 2002. N 2. С.43-44.
*(13) Афанасьев Ю.Н. Образовательная антиутопия // Отечественные записки. 2002. N 1. С.41.
*(14) См. об этом: Трофимчук Н.А. Нет ничего важнее толерантности // Государственная служба. 2001. N 2. С.130-131.
*(15) См.: Шахов М.О. Концептуальные основы формирования государственной вероисповедальной политики // Право и религия. 2001. N 1. С.6.
*(16) См., например: Богданов В.В. Российское образовательное законодательство: актуальные проблемы // Сб. научных трудов Академии права и управления. Вып.1. М., 2001. С.25.
*(17) См.: СЗ РФ. 2002. N 11. Ст.1057.
*(18) См.: Сапогов В.М. "Правовой статус несовершеннолетнего в Российской Федерации" как дисциплина по выбору для студентов юридических вузов // Сб. научных трудов Академии права и управления. Вып.1. М., 2001. С.65-68.
*(19) См.: Шкатулла В.И. Образовательное право. М., 2001.
*(20) См.: Геополитика и национальная безопасность: Словарь основных понятий и определений / Под общ. ред. В.Л. Манилова. М., 1998. С.166-167.
*(21) См.: Алферов Ж.И. Наука, образование и национальная безопасность // Научные проблемы национальной безопасности Российской Федерации. Вып. 3. М., 2002. С.283-291.
*(22) См.: Супатаев М.А. Права человека и цивилизация // Права человека: итоги века, тенденции, перспективы / Под ред. Е.А. Лукашевой. М., 2002. С.279.
*(23) См.: Социология: Основы общей теории: Учебник / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М., 2002. С.385-386.
*(24) См.: Афанасьев Ю.Н. Указ. соч. С.41.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовые аспекты воспитания и обучения несовершеннолетних
Автор
Л.М. Пчелинцева - кандидат юридических наук, профессор (Москва)
"Журнал российского права", 2003, N 2