Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Совета министров
Республики Крым
от 20 июня 2023 г. N 419
Государственная программа
развития курортов и туризма в Республике Крым
Паспорт Государственной программы развития курортов и туризма в Республике Крым (далее - Госпрограмма)
Ответственный исполнитель Госпрограммы |
Министерство курортов и туризма Республики Крым |
Соисполнители Госпрограммы |
Министерство строительства и архитектуры Республики Крым; Министерство транспорта Республики Крым |
Участники Госпрограммы |
Государственное казенное учреждение Республики Крым "Инвестиционно-строительное управление Республики Крым" (далее - ГКУ РК "Инвестстрой Республики Крым"); Государственное казенное учреждение Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" (далее - ГКУ РК "Служба автомобильных дорог РК"); Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымский туристский центр" (далее - ГУП РК "КТЦ"); органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым |
Подпрограммы Госпрограммы |
- |
Государственные программы Российской Федерации и/или федеральные целевые программы, на реализацию которых направлены мероприятия Госпрограммы |
Государственная программа Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2019 года N 63 (далее - государственная программа Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя"); государственная программа Российской Федерации "Развитие туризма", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 года N 2439 |
Национальные проекты (программы), на реализацию которых направлены мероприятия Госпрограммы |
Национальный проект "Туризм и индустрия гостеприимства" (протокол от 28 апреля 2021 года N 3) |
Программно-целевые инструменты Госпрограммы |
- |
Цели Госпрограммы |
Формирование в Республике Крым современного туристско-рекреационного комплекса, характеризующегося конкурентоспособностью, востребованностью, разнообразием предлагаемых туристских услуг и услуг санаторно-курортного лечения и высоким качеством обслуживания |
Задачи Госпрограммы |
Повышение инвестиционной привлекательности туристской отрасли, а также обеспечение комплексного развития туристских территорий Республики Крым; диверсификация туристского продукта Республики Крым, ориентированного на различные сегменты туристского рынка; повышение качества туристских услуг, повышение квалификации работников курортно-туристской сферы, приведение качества обслуживания туристов в соответствие с международными стандартами; развитие информационного поля для популяризации туристических продуктов Республики Крым; внедрение комплексной системы мониторинга удовлетворенности гостей Республики Крым качеством предоставленных туристских услуг; продвижение туристского продукта Республики Крым на международном и внутреннем туристских рынках, развитие различных видов туризма, направленных на круглогодичную работу санаторно-курортного и туристского комплекса; выполнение функций по нормативно-правовому регулированию и контролю в санаторно-курортной и туристской отрасли |
Целевые индикаторы и показатели Госпрограммы |
Количество прибывших в Республику Крым туристов; темп роста туристского потока в Республику Крым (по отношению к предыдущему году); число туристских поездок; количество коллективных средств размещения Республики Крым; количество круглогодичных коллективных средств размещения; количество койко-мест в круглогодичных средствах размещения; налоговые поступления от деятельности субъектов санаторно-курортного и туристского комплексов Республики Крым; количество новых туристско-рекреационных кластеров (годовой ввод) в Республике Крым; количество введенных в эксплуатацию объектов туристско-рекреационных кластеров; количество функционирующих республиканских туристско-информационных центров; количество туристов, обслуженных республиканскими туристско-информационными центрами; количество изготовленных знаков туристской навигации к объектам туристской инфраструктуры Республики Крым; количество проведенных международных, общероссийских, межрегиональных туристских форумов, выставок и иных подобных мероприятий; количество организованных и проведенных эногастрономических фестивалей "Ноябрьфест"; количество участников (виноделов, товаропроизводителей, предприятий общественного питания и др.) эногастрономического фестиваля "Ноябрьфест"; количество международных, общероссийских, межрегиональных туристских форумов, выставок и иных подобных мероприятий, в которых принято участие; количество разработанных туристских маршрутов; количество разработанных и реализованных программ обучения и повышения квалификации для специалистов Республики Крым в сфере курортов и туризма; количество обработанных обращений, поступивших на телефонную "горячую линию"; количество видов изготовленной сувенирной представительской продукции для распространения на туристских выставках, форумах, фестивалях; количество наименований изготовленной рекламно-информационной полиграфической продукции о туристических возможностях Республики Крым для распространения на туристских выставках, форумах, фестивалях; количество информационных конструкций (билбордов), на которых размещается социальная информация об отдыхе в Республике Крым; количество просмотров туристического портала Республики Крым; количество обустроенных пляжей; количество классифицированных объектов (получателей субсидии на возмещение затрат, связанных с классификацией); количество экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков, которым оказана государственная услуга "Аттестация экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков"; количество выполненных мероприятий Плана мероприятий по осуществлению режимно-эксплуатационных работ, горно-санитарной охраны лечебных ресурсов Сакского месторождения лечебных грязей, рапы и минеральной воды; количество проведенных лабораторных анализов по контролю качества природных лечебных ресурсов Сакского месторождения лечебных грязей, рапы и минеральной воды; количество поддержанных общественных инициатив, направленных на создание и (или) развитие пляжей на берегах морей, рек, озер, водохранилищ или иных водных объектов; количество событийных массовых спортивных и культурно-зрелищных мероприятий, получивших поддержку; количество посетителей событийных массовых спортивных и культурно-зрелищных мероприятий, получивших поддержку; количество реализованных проектов по проектированию туристского центра города. |
Этапы и сроки реализации Госпрограммы |
2023 - 2027 годы |
Объемы бюджетных ассигнований Госпрограммы |
Источниками финансирования Госпрограммы являются средства бюджета Республики Крым, средства федерального бюджета в объемах, определенных государственной программой Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя", средства местных бюджетов. Общий объем финансирования Госпрограммы в 2023 - 2027 годах составляет 23 031 111,69 тыс. руб., в том числе: в 2023 году - 5 880 314,87 тыс. руб.; в 2024 году - 4 523 854,36 тыс. руб.; в 2025 году - 11 307 424,09 тыс. руб.; в 2026 году - 963 618,46 тыс. руб.; в 2027 году - 355 899,92 тыс. руб.; в том числе из федерального бюджета - 20 751 028,50 тыс. руб., из них в 2023 году - 5 468 990,80 тыс. руб.; в 2024 году - 4 154 711,00 тыс. руб.; в 2025 году - 10 376 329,70 тыс. руб.; в 2026 году - 559 657,00 тыс. руб.; в 2027 году - 191 340,00 тыс. руб.; из бюджета Республики Крым - 2 065 017,40 тыс. руб., из них в 2023 году - 408 997,26 тыс. руб.; в 2024 году - 368 610,93 тыс. руб.; в 2025 году - 930 974,27 тыс. руб.; в 2026 году - 192 080,97 тыс. руб.; в 2027 году - 164 353,97 тыс. руб.; из местного бюджета - 3 559,79 тыс. руб., из них в 2023 году - 2 326,80 тыс. руб.; в 2024 году - 532,43 тыс. руб.; в 2025 году - 120,12 тыс. руб.; в 2026 году - 374,49 тыс. руб.; в 2027 году - 205,95 тыс. руб.; из дорожного фонда - 211 506,00 тыс. руб., из них в 2026 году - 211 506,00 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации Госпрограммы |
Рост количества прибывших в Республику Крым туристов до 9,0 млн. человек в 2027 году; увеличение темпа роста туристского потока в Республику Крым (по отношению к предыдущему году) до 112,5% в 2027 году; увеличение числа туристских поездок до 2400 тысяч человек в 2027 году; увеличение количества коллективных средств размещения Республики Крым до 1108 единиц в 2027 году; увеличение количества круглогодичных коллективных средств размещения до 366 единиц в 2027 году; увеличение количества койко-мест в круглогодичных средствах размещения до 63,3 тысячи мест в 2027 году; увеличение налоговых поступлений от деятельности субъектов санаторно-курортного и туристского комплексов Республики Крым до 4500 млн. руб. в 2027 году; создание новых туристско-рекреационных кластеров (годовой ввод) в Республике Крым - 2 единицы в 2023 году и по 1 единице в 2025 - 2027 годах; количество введенных в эксплуатацию объектов туристско-рекреационных кластеров составляет 7 единиц в 2023 году, 1 единица в 2024 году, 3 единицы в 2025 году, 2 единицы в 2026 году и 1 единица в 2027 году; функционирует один республиканский туристско-информационный центр; количество туристов, обслуженных республиканскими туристско-информационными центрами, составляет 10,0 тысячи человек в 2027 году; количество изготовленных знаков туристской навигации к объектам туристской инфраструктуры Республики Крым составляет 100 единиц ежегодно; количество проведенных международных, общероссийских, межрегиональных туристских форумов, выставок и иных подобных мероприятий составляет не менее 3 единиц ежегодно; ежегодное проведение эногастрономического фестиваля "Ноябрьфест"; количество участников (виноделов, товаропроизводителей, предприятий общественного питания и др.) эногастрономического фестиваля "Ноябрьфест" составляет 30 единиц ежегодно; количество международных, общероссийских, межрегиональных туристских форумов, выставок и иных подобных мероприятий, в которых принято участие, составляет не менее 5 ежегодно; количество разработанных туристских маршрутов составляет не менее 3 ежегодно в 2023 и 2024 годах, и не менее 4 в 2025 - 2027 годах; количество разработанных и реализованных программ обучения и повышения квалификации для специалистов Республики Крым в сфере курортов и туризма 2 единицы ежегодно в 2024 - 2027 годах; количество обработанных обращений, поступивших на телефонную "горячую линию", составляет 8,0 тысячи единиц ежегодно; количество видов изготовленной сувенирной представительской продукции для распространения на туристских выставках, форумах, фестивалях составляет 15 единиц ежегодно; количество наименований изготовленной рекламно-информационной полиграфической продукции о туристических возможностях Республики Крым для распространения на туристских выставках, форумах, фестивалях составляет 5 единиц ежегодно; количество информационных конструкций (билбордов), на которых размещается социальная информация об отдыхе в Республике Крым, составляет 2 единицы ежегодно; увеличение количества просмотров туристического портала Республики Крым до 820 тысяч единиц в 2027 году; увеличение количества обустроенных пляжей до 460 единиц в 2027 году; количество классифицированных объектов (получателей субсидии на возмещение затрат, связанных классификацией) составляет 330 единиц в 2024 - 2027 годах; количество экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков, которым оказана государственная услуга "Аттестация экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков" составляет 250 человек ежегодно; количество выполненных мероприятий Плана мероприятий по осуществлению режимно-эксплуатационных работ, горно-санитарной охраны лечебных ресурсов Сакского месторождения лечебных грязей, рапы и минеральной воды составляет 13 единиц ежегодно; количество проведенных лабораторных анализов по контролю качества природных лечебных ресурсов Сакского месторождения лечебных грязей, рапы и минеральной воды составляет 160 единиц ежегодно; 15 поддержанных общественных инициатив, направленных на создание и (или) развитие пляжей на берегах морей, рек, озер, водохранилищ или иных водных объектов в 2023 году; одно событийное массовое спортивное и культурно-зрелищное мероприятие, получившее поддержку в 2023 году; количество посетителей событийных массовых спортивных и культурно-зрелищных мероприятий, получивших поддержку, составляет 10000 человек в 2023 году; количество реализованных проектов по проектированию туристского центра города в 2023 году составляет 2 единицы. |
1. Характеристика текущего состояния сферы реализации Госпрограммы и прогноз развития на перспективу
Республика Крым - уникальный регион Российской Федерации, в котором соединен мощный природно-климатический и историко-культурный потенциал, являющийся основой для развития курортно-туристской сферы.
Выгодное географическое положение полуострова, разнообразный ландшафт, благоприятный климат, природные богатства (Черное и Азовское моря, водные, лесные ресурсы), богатое историко-культурное наследие (общее количество архитектурно-исторических и культурных памятников в Республике Крым составляет около 11500 объектов), имеющийся рекреационный потенциал (минеральные воды, лечебные грязи и др. полезные ископаемые, отнесенные к категории лечебных), исторический опыт определяют основные направления развития туризма в Республике Крым.
Общая протяженность морской береговой полосы Республики Крым составляет 914 км, при этом длина побережья, пригодного для организации пляжного отдыха - 452 км. В течение купального сезона 2022 года функционировало 436 пляжей.
На территории Республики Крым расположено более 40 соляных озер, донные отложения которых сформированы грязевыми залежами. В качестве перспективных месторождений для использования в санаторно-курортном лечении можно рассматривать 5 объектов: озера Сакское, Чокракское, Кояшское, Джарылгачское и Булганакское сопочное поле. В настоящее время на территории Республики Крым единственным разрабатываемым месторождением лечебных грязей является Сакское озеро, гидроминеральные ресурсы которого широко используются в санаторно-курортном лечении здравницами, расположенными в муниципальных образованиях городских округов Алушта, Ялта, Саки, Евпатория, Феодосия Республики Крым.
Природные лечебные ресурсы Республики Крым, наряду с благоприятными климатическими условиями и лечебными грязями, включают в себя также минеральные воды. Известно более 100 минеральных источников: хлоридные, кальциево-натриевые, термальные хлоридно-натриевые и другие. В настоящее время на территории Республики Крым эксплуатируется около 20 источников минеральных вод, в том числе в муниципальных образованиях городские округа Саки, Евпатория, Ялта Республики Крым и муниципальных образованиях Бахчисарайский и Красногвардейский районы Республики Крым.
Имеющиеся месторождения минеральных вод используются недостаточно, в основном для внутреннего и наружного применения в санаторно-курортных учреждениях. В муниципальных образованиях городские округа Саки, Евпатория и Ялта Республики Крым оборудованы бюветы минеральной воды. /Для промышленного розлива в настоящее время используются скважины Сакского и Пятихаткинского месторождений минеральных вод.
Эффективное функционирование санаторно-курортной отрасли остается одним из приоритетных направлений развития Республики Крым. Оно базируется на использовании минеральных вод, лечебных грязей, пляжей, климатических и ландшафтных ресурсов, морского и горного воздуха.
На территории Республики Крым расположено 1098 коллективных средств размещения (санаторно-курортных и гостиничных учреждений) общей вместимостью более 160 тыс. мест, из которых 122 организации предоставляют услуги по санаторно-курортному лечению, 153 учреждения предоставляют услуги оздоровительного характера, 823 учреждения - услуги по временному размещению.
Указанного количества круглогодичных коллективных средств размещения недостаточно для реализации потенциала курортно-туристской сферы Республики Крым, работы туристско-рекреационных кластеров, постоянной занятости населения.
Отмечается высокий уровень износа основных фондов и медицинского оборудования здравниц. При этом сохранились уникальный опыт и традиции санаторного лечения и оздоровления граждан.
Для реализации стратегической задачи развития курортно-туристской сферы необходимы инфраструктурная перестройка, модернизация (реконструкция) объектов санаторно-курортного комплекса, в первую очередь государственной (республиканской) формы собственности.
Традиционно в коллективных средствах размещения за последние несколько лет размещалось в среднем 1,1 млн человек, или 1434 человека на одно коллективное средство размещения в год (119 человек в месяц), что свидетельствует о недозагруженности имеющихся коллективных средств размещения.
В результате перехода на круглогодичный цикл работы коллективных средств размещения количество организованных туристов может составить дополнительно 2 млн человек ежегодно.
Кроме того, на территории Республики Крым функционирует более 9 тыс. домовладений, предоставляющих услуги по временному размещению, и около 18 тыс. квартиросдатчиков.
Также в Республике Крым (по состоянию на 1 декабря 2022 года) насчитывается 775 субъектов туристской деятельности, из которых: 56 туроператоров (внесены в Единый федеральный реестр туроператоров) и 719 субъектов (уведомили Роспотребнадзор о начале турагентской деятельности).
В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", Положением об аттестации экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07 мая 2022 года N 833, Положением о комиссии по аттестации экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков при Министерстве курортов и туризма Республики Крым, утвержденного приказом Министерства курортов и туризма Республики Крым от 17 августа 2022 года N 116, по состоянию на 1 декабря 2022 года аттестованы 70 экскурсоводов (гидов) и 3 гида-переводчика.
В 6 регионах Республики Крым функционирует 6 круглогодичных туристско-информационных центров (муниципальные образования Республики Крым: городской округ Евпатория - 1, городской округ Феодосия - 2, городское поселение Старый Крым Кировского района - 1, городской округ Керчь - 1 и городской округ Симферополь - 1).
Республика Крым располагает всеми ресурсами, необходимыми для развития следующих видов туризма:
- медицинский и оздоровительный (на территории Республики Крым 122 организации предоставляют туристам специализированное санаторно-курортное лечение);
- культурно-познавательный (на территории Республики Крым по состоянию на 1 января 2023 года находится 4837 объектов культурного наследия федерального, регионального значения и выявленных объектов культурного и археологического наследия, функционирует 15 музейных учреждений Республики Крым, 19 муниципальных музейных учреждений Республики Крым и более 250 музеев, действующих на общественных началах, имеющих различную тематическую направленность: краеведческие, историко-архитектурные, историко-археологические, историко-культурные, литературные, художественные, этнографические и др. В фондах крымских музеев хранится 999,971 тыс. экспонатов, в частности в республиканских - более 644,8 тыс.);
- событийный (ежегодно проводится более 200 различных фестивалей - музыкальные, винные, военные, хореографические, театральные, кинематографические, спортивные и фольклорные. Многие из них стали уже традиционными для Республики Крым - это фестивали "Война и мир", "Генуэзский шлем", "Театр. Чехов. Ялта", "Великое русское слово", "Боспорские агоны");
- пешеходный (в Республике Крым расположены многочисленные туристские стоянки, места массового отдыха населения и туристские тропы. Кроме того, здесь находится свыше 200 особо охраняемых природных территорий, порядка 150 историко-археологических объектов, 430 туристских маршрутов, из которых 124 экскурсионных экологических маршрута);
- велосипедный (разветвленная сеть туристских троп и сельских дорог создает условия для езды на велосипедах. Наиболее разнообразна для горного велотуризма юго-западная часть Республики Крым);
- подводный (локальный дайвинг, дайв-круизы, школы обучения, детские лагеря с обучением подводному плаванию);
- этнографический (в Республике Крым проживают представители 175 национальностей, расположено более 48 этнографических объектов, на основе которых разработаны культурно-этнографические маршруты);
- спортивный (международные соревнования по дельтапланерному спорту, воздухоплаванию на тепловых аэростатах и другие);
- круизный (прием круизных судов в Республике Крым могут осуществлять 3 морских порта, расположенных в муниципальных образованиях Республики Крым: городские округа Ялта, Керчь и Евпатория).
Несмотря на наличие множества предпосылок для развития различных видов туризма, в настоящее время существует ряд общих проблем, тормозящих развитие туристской отрасли Республики Крым, а именно:
1. Неудовлетворительное состояние инфраструктуры на территории туристских регионов Республики Крым.
Для обеспечения комплексного развития курортно-туристской сферы Республики Крым разработано 5 туристско-рекреационных кластеров, которые включены в государственную программу Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя".
Создание и функционирование туристско-рекреационных кластеров позволит создать необходимые объекты обеспечивающей инфраструктуры, соответствующие настоящим и перспективным потребностям муниципальных образований Республики Крым как туристских территорий, активизировать инвестиционную и туристическую деятельность в Республике Крым. Формирование кластеров осуществляется точечно на всей территории Республики Крым.
На создание кластеров в период 2023 - 2027 годов запланировано выделение средств из федерального бюджета в сумме 21,5 млрд руб. Планируется разработать кластеры по всем курортным регионам с учетом особенностей их развития и выполнения задач круглогодичной работы предприятий, учреждений (организаций) курортно-туристской сферы.
2. Неравномерность развития туристского потенциала Республики Крым.
На сегодняшний день туристско-рекреационный комплекс Республики Крым характеризуется неравномерностью развития, что проявляется в повышенной загрузке объектов размещения и инфраструктуры Южного и Западного берегов Республики Крым и, соответственно, недостаточной загрузкой в других регионах Республики Крым (больше всего туристов с начала 2018 года отдохнуло на Южном берегу Крыма - 43% от общего количества туристов, отдохнувших с начала года в Крыму в целом, на Западном побережье -27%, на Восточном побережье - 19%, в других регионах (муниципальные образования городской округ Симферополь, Симферопольский район и Бахчисарайский район Республики Крым) - 11%).
3. Сезонность работы туристской отрасли.
Сезонные колебания турпотока в Республику Крым отражаются на изменении тенденций генерации рабочих мест в сфере обслуживания, интенсивности загрузки транспортных средств, объектов размещения, ресторанов и аттракции. В высокий сезон возникает перегрузка туристских центров, цены повышаются, отсутствуют свободные места в средствах размещения. В низкий сезон - наоборот.
С целью преодоления фактора сезонности необходимо разрабатывать и продвигать новые виды турпродуктов, не подверженных сезонным колебаниям. Это, прежде всего, развитие лечебно-оздоровительного, культурно-познавательного, событийного, активного, делового и социального видов туризма.
Также необходима постепенная модернизация средств размещения.
4. Высокий уровень износа основных фондов и медицинской базы коллективных средств размещения.
В первую очередь это касается объектов санаторно-курортного комплекса, находящихся в собственности Республики Крым, основные фонды и медицинские базы которых изношены на 70 - 90%, но при этом сохранены уникальный опыт и традиции санаторного лечения и оздоровления.
Из 184 коллективных средств размещения, находящихся в федеральной собственности Российской Федерации и собственности Республики Крым, нуждается в модернизации и реконструкции не менее 95 здравниц.
Реконструкция (модернизация) объектов санаторно-курортного комплекса Республики Крым на основе государственно-частного партнерства как наиболее перспективного способа объединения усилий органов государственной власти Республики Крым и частного бизнеса позволит обеспечить основной переход на круглогодичный цикл работы предприятий отрасли, что в дальнейшем при стратегически выстроенной политике развития повлечет за собой увеличение количества внутренних и иностранных туристов, количества рабочих мест, объема реализации услуг как туристскими предприятиями, так и предприятиями, осуществляющими деятельность в сопутствующих отраслях (транспорт, сельское хозяйство, торговля, сфера обслуживания и т.д.).
5. Кадровый дефицит.
Туристическая сфера Республики Крым испытывает острую нехватку квалифицированных кадров, которая связана с сезонным характером деятельности отраслевых предприятий. Основная кадровая проблема отрасли заключается в отсутствии качественного профильного образования, а также в нежелании тех, кто уже работает, учиться чему-то новому. Работа в санаторно-курортной и туристской сферах многими воспринимается как сезонная подработка, а не как полноценная профессия, что негативно сказывается на качестве персонала.
В таких условиях создание системы кадрового обеспечения является необходимым шагом для обеспечения устойчивого развития курортно-туристской сферы и повышения качества предоставляемых туристских услуг.
6. Высокий уровень "тенизации" рынка предоставления услуг размещения туристам.
На территории Республики Крым функционирует более 4,5 тыс. домовладений, предоставляющих услуги по временному размещению, и около 14 тыс. квартиросдатчиков (частный сектор в последние годы принимал свыше 80 процентов всего туристского потока - около 4 млн туристов в год), при этом ключевой проблемой данного сектора является высокий уровень "тенизации" - частные домовладения не подлежат налогообложению, к ним не применяется государственная статистическая отчетность, они тарифицируются как частные домовладения во всех муниципальных службах.
Для решения указанной проблемы необходима разработка системы выявления "теневых" субъектов туриндустрии, системы контроля за деятельностью выявленных "теневых" субъектов туриндустрии. Одним из инструментов в этой работе является проведение классификации средств размещения.
Формирование современной, конкурентоспособной, прозрачной (легальной) структуры туристского бизнеса позволит увеличить налоговые поступления в бюджеты всех уровней, создать комфортные и понятные условия работы для всех участников рынка предоставления туристских услуг.
Реализация туристского потенциала Республики Крым, обеспечение развития туризма на основе государственно-частного партнерства позволят привлекать больше финансовых потоков не только в сферу туризма, но и в другие отрасли экономики Республики Крым, что отразится на увеличении прямого эффекта развития туризма в виде налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Согласно данным Всемирной организации туризма при ООН в настоящее время объем реализации туристских услуг равен или даже превосходит экспорт нефти, продуктов питания или автомобилей. Туризм стал одним из основных игроков в международной торговле и представляет один из основных источников дохода для многих развивающихся стран.
Таким образом, развитие туризма с учетом синергетического эффекта будет являться стимулом для развития экономики Республики Крым в целом и позволит вывести Республику Крым из дотационной территории в категорию территории-донора.
2. Приоритеты, цели, задачи и показатели (целевые индикаторы), результаты, этапы и сроки реализации Госпрограммы
В Республике Крым развитие санаторно-курортного и туристского комплексов является приоритетным направлением развития экономики Республики Крым.
Туризм рассматривается как источник финансовых доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средство повышения занятости и качества жизни населения, способ поддержания здоровья граждан, основа для развития социокультурной среды и воспитания патриотизма.
Традиционно популярные места отдыха в Республике Крым увеличивают привлекательность внутреннего туризма, что накладывает дополнительную ответственность на Министерство курортов и туризма Республики Крым за качество услуг и объектов туристской инфраструктуры, безопасность туристов, обеспечение сохранения существующих и создания новых рабочих мест.
Общегосударственные приоритеты в сфере туризма, отраженные в Госпрограмме, определены следующими нормативными правовыми актами:
Федеральным законом от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации";
Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 года N 2129-р;
планом мероприятий по реализации Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2021 года N 1802-р;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "планом мероприятий по реализации Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 19 августа 2022 г. N 2321-р"
Стратегией развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2018 года N 2581-р;
планом мероприятий по реализации Стратегии развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2019 года N 2852-р;
государственной программой Российской Федерации "Развитие туризма", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 года N 2439;
государственной программой Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя";
Законом Республики Крым от 14 августа 2014 года N 51-ЗРК "О туристской деятельности в Республике Крым";
Законом Республики Крым от 28 января 2015 года N 76-ЗРК/2015 "О курортах, природных лечебных ресурсах и лечебно-оздоровительных местностях Республики Крым".
Целью Госпрограммы является формирование в Республике Крым современного туристско-рекреационного комплекса, характеризующегося конкурентоспособностью, востребованностью, разнообразием предлагаемых туристских услуг и услуг санаторно-курортного лечения и высоким качеством обслуживания.
Для достижения цели Госпрограммы предусмотрено решение следующих задач:
повышение инвестиционной привлекательности туристской отрасли, а также обеспечение комплексного развития туристских территорий Республики Крым;
диверсификация туристского продукта Республики Крым, ориентированного на различные сегменты туристского рынка;
повышение качества туристских услуг, повышение квалификации работников курортно-туристской сферы, приведение качества обслуживания туристов в соответствие с международными стандартами;
развитие информационного поля для популяризации туристических продуктов Республики Крым;
внедрение комплексной системы мониторинга удовлетворенности гостей Республики Крым качеством предоставленных туристских услуг;
продвижение туристского продукта Республики Крым на международном и внутреннем туристских рынках, развитие различных видов туризма, направленных на круглогодичную работу санаторно-курортного и туристского комплекса;
выполнение функций по нормативно-правовому регулированию и контролю в санаторно-курортной и туристской отрасли.
Успешное решение поставленных задач по итогам реализации Госпрограммы позволит получить следующие результаты:
рост количества прибывших в Республику Крым туристов до 9,0 млн. человек в 2027 году;
увеличение темпа роста туристского потока в Республику Крым (по отношению к предыдущему году) до 112,5% в 2027 году;
увеличение числа туристских поездок до 2400 тысяч человек в 2027 году;
увеличение количества коллективных средств размещения Республики Крым до 1108 единиц в 2027 году;
увеличение количества круглогодичных коллективных средств размещения до 366 единиц в 2027 году;
увеличение количества койко-мест в круглогодичных средствах размещения до 63,3 тысячи мест в 2027 году;
увеличение налоговых поступлений от деятельности субъектов санаторно-курортного и туристского комплексов Республики Крым до 4500 млн. руб. в 2027 году;
создание новых туристско-рекреационных кластеров (годовой ввод) в Республике Крым - 2 единицы в 2023 году и по 1 единице в 2025 - 2027 годах;
количество введенных в эксплуатацию объектов туристско-рекреационных кластеров составляет 7 единиц в 2023 году, 1 единица в 2024 году, 3 единицы в 2025 году, 2 единицы в 2026 году и 1 единица в 2027 году;
функционирует один республиканский туристско-информационный центр;
количество туристов, обслуженных республиканскими туристско-информационными центрами, составляет 10,0 тысячи человек в 2027 году;
количество изготовленных знаков туристской навигации к объектам туристской инфраструктуры Республики Крым составляет 100 единиц ежегодно;
количество проведенных международных, общероссийских, межрегиональных туристских форумов, выставок и иных подобных мероприятий составляет не менее 3 единиц ежегодно;
ежегодное проведение эногастрономического фестиваля "Ноябрьфест";
количество участников (виноделов, товаропроизводителей, предприятий общественного питания и др.) эногастрономического фестиваля "Ноябрьфест" составляет 30 единиц ежегодно;
количество международных, общероссийских, межрегиональных туристских форумов, выставок и иных подобных мероприятий, в которых принято участие, составляет не менее 5 ежегодно;
количество разработанных туристских маршрутов составляет не менее 3 ежегодно в 2023 и 2024 годах, и не менее 4 в 2025 - 2027 годах;
количество разработанных и реализованных программ обучения и повышения квалификации для специалистов Республики Крым в сфере курортов и туризма 2 единицы ежегодно в 2024 - 2027 годах;
количество обработанных обращений, поступивших на телефонную "горячую линию", составляет 8,0 тысячи единиц ежегодно;
количество видов изготовленной сувенирной представительской продукции для распространения на туристских выставках, форумах, фестивалях составляет 15 единиц ежегодно;
количество наименований изготовленной рекламно-информационной полиграфической продукции о туристических возможностях Республики Крым для распространения на туристских выставках, форумах, фестивалях составляет 5 единиц ежегодно;
количество информационных конструкций (билбордов), на которых размещается социальная информация об отдыхе в Республике Крым, составляет 2 единицы ежегодно;
увеличение количества просмотров туристического портала Республики Крым до 820 тысяч единиц в 2027 году;
увеличение количества обустроенных пляжей до 460 единиц в 2027 году;
количество классифицированных объектов (получателей субсидии на возмещение затрат, связанных с классификацией) составляет 330 единиц в 20242027 годах;
количество экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков, которым оказана государственная услуга "Аттестация экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков" составляет 250 человек ежегодно;
количество выполненных мероприятий Плана мероприятий по осуществлению режимно-эксплуатационных работ, горно-санитарной охраны лечебных ресурсов Сакского месторождения лечебных грязей, рапы и минеральной воды составляет 13 единиц ежегодно;
количество проведенных лабораторных анализов по контролю качества природных лечебных ресурсов Сакского месторождения лечебных грязей, рапы и минеральной воды составляет 160 единиц ежегодно;
15 поддержанных общественных инициатив, направленных на создание и (или) развитие пляжей на берегах морей, рек, озер, водохранилищ или иных водных объектов в 2023 году;
одно событийное массовое спортивное и культурно-зрелищное мероприятие, получившее поддержку в 2023 году;
количество посетителей событийных массовых спортивных и культурно-зрелищных мероприятий, получивших поддержку, составляет 10000 человек в 2023 году;
количество реализованных проектов по проектированию туристского центра города в 2023 году составляет 2 единицы.
Сведения о показателях (индикаторах) Госпрограммы и их значениях приведены в приложении 1 к Госпрограмме.
3. Характеристика основных мероприятий Госпрограммы
Госпрограмма предусматривает реализацию следующих основных мероприятий, сведения о которых приведены в приложении 2 к Госпрограмме.
Основное мероприятие 1. Комплексное развитие туристских территорий Республики Крым.
В рамках данного основного мероприятия обеспечивается реализация:
внедрения и развития системы туристской навигации к объектам туристской инфраструктуры Республики Крым;
мероприятий по обустройству и содержанию пляжных территорий Республики Крым;
создания и развития крымской сети туристских информационных центров;
объектов обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера "Детский отдых и оздоровление", г. Евпатория, Республика Крым;
объектов обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера "Лечебно-оздоровительный отдых", г. Саки, Республика Крым;
объектов обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера "Черноморский", Республика Крым;
объектов обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера "Коктебель", Республика Крым;
мероприятий по обследованию технического состояния, проведению изыскательских работ и оценке предполагаемой (предельной) стоимости объектов, реализуемых в рамках государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя";
мероприятий по технологическому присоединению, а также проектно-изыскательские работы по объектам, реализуемым в рамках государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя";
мероприятий в части восстановления средств, ранее не освоенных, а также средств, требуемых дополнительно для реализации объектов государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя", в т.ч. строительно-монтажных, проектно-изыскательских работ и технико-экономического обоснования;
мероприятий в части объектов государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя", по которым необходима корректировка проектно-сметной документации, подготовленной в рамках проектно-изыскательских работ, в т.ч. предпроектные работы, а также оплата услуг экспертных органов;
осуществления режимно-эксплуатационных работ, горно-санитарной охраны и контроля качества природных лечебных ресурсов Сакского месторождения лечебных грязей, рапы, минеральной воды.
В ходе выполнения основного мероприятия будут предоставляться субсидии из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым, связанные с реализацией мероприятий государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя".
Порядок предоставления и распределения субсидии из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя" в рамках Государственной программы развития курортов и туризма в Республике Крым приведен в приложении 5 к Госпрограмме.
Порядок предоставления и распределения субсидии из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность в рамках реализации Государственной программы развития курортов и туризма в Республике Крым приведен в приложении 6 к Госпрограмме.
В ходе выполнения основного мероприятия будет осуществляться предоставление субсидии из бюджета Республики Крым юридическим лицам, не являющимся государственными учреждениями, на мероприятия по созданию и развития крымской сети туристских информационных центров, и на осуществление режимно-эксплуатационных работ, горно-санитарной охраны и контроля качества природных лечебных ресурсов Сакского месторождения лечебных грязей, рапы, минеральной воды.
Порядок предоставления из бюджета Республики Крым субсидии юридическим лицам, не являющимся государственными учреждениями, на осуществление мероприятий в рамках реализации Государственной программы развития курортов и туризма в Республике Крым, утвержден постановлением Совета министров Республики Крым от 29 декабря 2018 года N 696.
Основное мероприятие 2. Развитие различных видов туризма.
В рамках данного основного мероприятия предусмотрено создание единой информационной базы туристской маршрутной сети Республики Крым, разработка и обустройство туристских маршрутов.
Основное мероприятие 3. Повышение качества предоставляемых услуг, кадровое обеспечение санаторно-курортного и туристского комплексов.
В рамках данного основного мероприятия обеспечивается:
создание условий для проведения классификации средств размещения Республики Крым;
обеспечение формирования и ведения реестра субъектов и объектов туристской индустрии Республики Крым и реестра туристских ресурсов Республики Крым;
разработка и реализация программ обучения и повышения квалификации для работников курортно-туристской сферы;
проведение мероприятий, связанных с аттестацией экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков.
Основное мероприятие 4. Создание информационного поля для популяризации туристских продуктов Республики Крым.
В рамках данного основного мероприятия обеспечивается:
создание и поддержка единого туристического информационного ресурса Республики Крым;
изготовление и приобретение рекламно-сувенирной представительской продукции, социально-информационной полиграфической и мультимедийной продукции о возможностях отдыха, оздоровления и лечения в Республике Крым, размещение наружной социальной рекламы в Республике Крым и субъектах Российской Федерации.
В ходе выполнения данного основного мероприятия будет осуществляться предоставление субсидии из бюджета Республики Крым юридическим лицам, не являющимся государственными учреждениями, на мероприятия по созданию информационного поля для популяризации туристских продуктов Республики Крым.
Порядок предоставления из бюджета Республики Крым субсидии юридическим лицам, не являющимся государственными учреждениями, на осуществление мероприятий в рамках реализации Государственной программы развития курортов и туризма в Республике Крым утвержден постановлением Совета министров Республики Крым от 29 декабря 2018 года N 696.
Основное мероприятие 5. Создание системы обратной связи с гостями Республики Крым.
В рамках данного основного мероприятия обеспечивается:
создание и поддержка телефонной "горячей" линии;
проведение социологических опросов в туристской сфере.
В ходе выполнения данного основного мероприятия будет осуществляться предоставление субсидии из бюджета Республики Крым юридическим лицам, не являющимся государственными учреждениями, на мероприятия по созданию системы обратной связи с гостями Республики Крым.
Порядок предоставления из бюджета Республики Крым субсидии юридическим лицам, не являющимся государственными учреждениями, на осуществление мероприятий в рамках реализации Государственной программы развития курортов и туризма в Республике Крым утвержден постановлением Совета министров Республики Крым от 29 декабря 2018 года N 696.
Основное мероприятие 6. Проведение имиджевых, маркетинговых мероприятий и развитие межрегионального сотрудничества.
В рамках данного основного мероприятия обеспечивается:
организация и проведение конгрессно-выставочных, событийных, презентационных и маркетинговых мероприятий туристической направленности;
проведение эногастрономического фестиваля "Ноябрьфест".
В ходе выполнения данного основного мероприятия будет осуществляться предоставление субсидии из бюджета Республики Крым юридическим лицам, не являющимся государственными учреждениями, на проведение имиджевых, маркетинговых мероприятий и развитие межрегионального сотрудничества.
Порядок предоставления из бюджета Республики Крым субсидии юридическим лицам, не являющимся государственными учреждениями, на осуществление мероприятий в рамках реализации Государственной программы развития курортов и туризма в Республике Крым утвержден постановлением Совета министров Республики Крым от 29 декабря 2018 года N 696.
Основное мероприятие 7. Руководство и управление в сфере курортов и туризма Республики Крым.
В ходе выполнения данного основного мероприятия будет осуществляться финансовое обеспечение деятельности Министерства курортов и туризма Республики Крым.
Основное мероприятие 8. Реализация регионального проекта "Развитие туристической инфраструктуры (Республика Крым)".
В ходе выполнения данного основного мероприятия будет осуществляться предоставление субсидии из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на поддержку программ по проектированию туристского кода центра города.
Порядок предоставления и распределения субсидии из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на реализацию мероприятий по проектированию туристского кода центра города в рамках Государственной программы развития курортов и туризма в Республике Крым приведен в приложении 7 к Госпрограмме.
В ходе выполнения данного основного мероприятия будет осуществляться предоставление субсидии из бюджета Республики Крым юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям на осуществление поддержки реализации общественных инициатив, направленных на развитие туристической инфраструктуры.
Порядок предоставления субсидии из бюджета Республики Крым юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям на осуществление поддержки реализации общественных инициатив, направленных на развитие туристической инфраструктуры в рамках реализации Государственной программы развития курортов и туризма в Республике Крым, утвержден постановлением Совета министров Республики Крым от 15 августа 2022 года N 594.
Основное мероприятие 9. "Реализация регионального проекта "Повышение доступности туристических продуктов".
В рамках данного основного мероприятия предусмотрена поддержка и продвижение событийных мероприятий в Республике Крым.
4. Характеристика мер государственного и правового регулирования
С целью урегулирования вопросов предоставления из бюджета Республики Крым субсидий юридическим лицам в рамках реализации Госпрограммы планируется разработка проектов постановлений Совета министров Республики Крым в соответствии с приложением 3 к Госпрограмме.
5. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации Госпрограммы
Реализация мероприятий Госпрограммы не предполагает выделения средств государственным учреждениям Республики Крым на оказание государственных услуг (работ).
6. Информация об участии общественных, научных и иных организаций в реализации Госпрограммы
Участие общественных, научных и иных организаций в реализации Госпрограммы не предусмотрено.
7. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Госпрограммы
Реализация Госпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Крым и бюджетов муниципальных образований Республики Крым. Объемы финансирования из бюджета Республики Крым подлежат ежегодному уточнению в соответствии с законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на соответствующий финансовый год и на плановый период.
Общий объем финансирования Госпрограммы в 2023 - 2027 годах составляет 23 031 111,69 тыс. руб., в том числе 20 751 028,50 тыс. руб. - из федерального бюджета, 2 065 017,40 тыс. руб. - из бюджета Республики Крым, 3 559,79 тыс. руб. - из местного бюджета, 211 506,00 тыс. руб. - из средств дорожного фонда.
Объем финансирования по годам реализации Госпрограммы распределяется следующим образом:
в 2023 году - 5 880 314,87 тыс. руб., в том числе 5 468 990,80 тыс. руб. - из федерального бюджета, 408 997,26 тыс. руб. - из бюджета Республики Крым, 2 326,80 тыс. руб. - из местного бюджета;
в 2024 году - 4 523 854,36 тыс. руб., в том числе 4 154 711,00 тыс. руб. - из федерального бюджета, 368 610,93 тыс. руб. - из бюджета Республики Крым, 532,43 тыс. руб. - из местного бюджета;
в 2025 году - 11 307 424,09 тыс. руб., в том числе 10 376 329,70 тыс. руб. - из федерального бюджета, 930 974,27 тыс. руб. - из бюджета Республики Крым, 120,12 тыс. руб. - из местного бюджета;
в 2026 году - 963 618,46 тыс. руб., в том числе 559 657,00 тыс. руб. - из федерального бюджета, 192 080,97 тыс. руб. - из бюджета Республики Крым, 374,49 тыс. руб. - из местного бюджета, 211 506,00 тыс. руб. - из средств дорожного фонда;
в 2027 году - 355 899,92 тыс. руб., в том числе 191 340,00 тыс. руб. - из федерального бюджета, 164 353,97 тыс. руб. - из бюджета Республики Крым, 205,95 тыс. руб. - из местного бюджета.
Сведения об объеме средств, необходимых для реализации мероприятий Госпрограммы, представлены в приложении 4 к Госпрограмме.
8. Риски реализации Госпрограммы и меры по управлению этими рисками
Реализация Госпрограммы сопряжена с возникновением и преодолением различных рисков, которые могут существенным образом повлиять на достижение запланированных результатов. Управление рисками реализации Госпрограммы включает в себя:
предварительную идентификацию рисков, оценку вероятности возникновения и степени их влияния на достижение запланированных результатов Госпрограммы;
текущий мониторинг наступления рисков;
планирование и осуществление мер по снижению вероятности и уменьшению негативных последствий возникновения рисков.
На ход реализации Госпрограммы существенное влияние оказывают следующие группы рисков: финансовые, правовые и организационные.
Наиболее значимым финансовым риском является недостаток финансирования Госпрограммы, причины возникновения которого в большей степени определяются внешними факторами: недополучение (выпадение) доходов бюджета Республики Крым, незапланированное увеличение расходов и, как следствие, увеличение дефицита бюджета Республики Крым, которое приводит к пересмотру финансирования ранее принятых расходных обязательств.
Наступление данного риска может повлечь за собой полное или частичное невыполнение мероприятий и, как следствие, недостижение целевых значений индикаторов (показателей) Госпрограммы.
Снижение вероятности и минимизация последствий наступления рисков, связанных с недостатком финансирования Госпрограммы, осуществляются при помощи следующих мер:
- рациональное использование имеющихся средств (получение экономии при осуществлении закупок для государственных нужд);
- составление и исполнение ежемесячного графика финансирования и своевременное использование средств при реализации мероприятий Госпрограммы;
- привлечение дополнительных средств на покрытие возникшего дефицита, кассового разрыва и пр., в том числе из внебюджетных источников;
- корректировка Госпрограммы в соответствии с фактическим уровнем финансирования и перераспределение средств между приоритетными направлениями Госпрограммы.
Правовые риски реализации Госпрограммы связаны с возможными изменениями бюджетного законодательства.
В первую очередь данный риск может оказать влияние на увеличение планируемых сроков и/или изменение условий реализации мероприятий Госпрограммы.
Снижение вероятности и минимизация последствий наступления рисков, связанных с изменением бюджетного законодательства, осуществляются при помощи следующих мер:
- регулярный мониторинг изменений бюджетного законодательства;
- реализация мероприятий с учетом результатов проводимого мониторинга, при необходимости - проведение корректировки Госпрограммы.
К организационным рискам реализации Госпрограммы можно отнести следующие:
Несогласованность и отсутствие должной координации действий ответственного исполнителя и участников реализации Госпрограммы. Данный риск может оказать влияние на эффективность взаимодействия участников реализации Госпрограммы, что может повлечь за собой невыполнение цели и задач, снижение эффективности использования ресурсов и качества выполнения мероприятий Госпрограммы.
Снижение вероятности и минимизация последствий наступления риска осуществляются при помощи следующих мер:
выделение промежуточных этапов и составление детальных оперативных планов реализации мероприятий Госпрограммы, осуществление последующего мониторинга их выполнения, в том числе с применением программно-технических комплексов;
обеспечение должного уровня координации действий участников Госпрограммы с помощью существующих (формирования новых) координационных и совещательных органов при Министерстве курортов и туризма Республики Крым;
заблаговременное составление плана государственных закупок, отбор и привлечение к выполнению работ (оказанию услуг) квалифицированных исполнителей, формирование четких и исчерпывающих требований к результатам работ (услуг), ужесточение условий исполнения контрактных обязательств и применение штрафных санкций, при необходимости - замена исполнителей работ (услуг).
Ограниченность кадровых ресурсов, недостаточная квалификация финансовых работников ответственного исполнителя и участников реализации Госпрограммы.
Риск оказывает значительное влияние на реализацию практически всех мероприятий Госпрограммы.
Снижение вероятности и минимизация последствий наступления риска осуществляются при помощи следующих мер:
назначение постоянных ответственных исполнителей с обеспечением возможности их полноценного участия в реализации мероприятий Госпрограммы;
повышение квалификации непосредственных исполнителей мероприятий Госпрограммы (проведение обучения, семинаров, обеспечение им открытого доступа к методическим и информационным материалам);
привлечение к реализации мероприятий представителей общественных, научных и профессиональных сообществ;
при необходимости - ротация непосредственных исполнителей мероприятий Госпрограммы.
9. Оценка эффективности реализации Госпрограммы
9.1. Общие положения
Оценка эффективности реализации Госпрограммы проводится по результатам завершения финансового года в соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 19 августа 2014 года N 272.
Для оценки эффективности реализации Госпрограммы за основу принимается редакция Госпрограммы, действующая на конец отчетного года.
Оценка эффективности реализации Госпрограммы осуществляется на основании:
- оценки степени достижения целей и решения задач Госпрограммы;
- оценки степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования бюджетных средств и средств из иных источников ресурсного обеспечения Госпрограммы;
- оценки степени реализации мероприятий Госпрограммы.
В случае, когда основное мероприятие Госпрограммы включает несколько мероприятий, оценивается выполнение каждого мероприятия (ключевого мероприятия) в его составе.
9.2. Оценка степени достижения целей и решения задач Госпрограммы
Оценка степени достижения целей и решения задач Госпрограммы определяется как степень достижения плановых значений каждого показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи Госпрограммы.
Степень достижения планового значения показателя (индикатора) рассчитывается по следующим формулам:
- для показателей, рост которых оказывает позитивное влияние:
,
- для показателей, рост которых оказывает негативное влияние:
,
где:
- степень достижения планового значения i-го показателя, характеризующего цели и задачи Госпрограммы;
- значение i-го показателя, характеризующего цели и задачи Госпрограммы, фактически достигнутое на конец отчетного периода;
- плановое значение i-го показателя, характеризующего цели и задачи Госпрограммы.
Расчет критерия СДпi осуществляется по всем показателям Госпрограммы, запланированным к выполнению в отчетном году, с учетом следующих особенностей:
а) в случае, если СДпi больше 1, значение СДпi принимается равным 1;
б) в случае, если на момент проведения оценки эффективности Госпрограммы отсутствуют официальные статистические данные по значению показателя на конец отчетного года, ответственным исполнителем представляется прогнозное (оценочное) значение соответствующего показателя. При этом в случае предоставления прогнозного (оценочного) значения значение СДпi не может превышать 0,7;
в) в случае, если ответственным исполнителем не представлено фактическое значение показателя или прогнозное (оценочное) значение показателя, значение СДпi принимается равным 0;
г) в случае, если значение показателя, фактически достигнутое на конец отчетного периода, с направленностью на снижение равно 0, значение СДпi принимается равным 1;
д) в отношении показателей, исполнение которых оценивается как наступление или ненаступление события, за 1 принимается наступление события, за 0 - ненаступление события.
Степень реализации Госпрограммы рассчитывается по следующей формуле:
,
где:
СРгп - степень реализации Госпрограммы;
СДпi - степень достижения планового значения показателя, характеризующего цели и задачи Госпрограммы;
N - число показателей, характеризующих цели и задачи Госпрограммы.
9.3. Оценка степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования бюджетных средств и средств из иных источников ресурсного обеспечения Госпрограммы
Степень соответствия запланированному уровню затрат и эффективность использования бюджетных средств и средств из иных источников ресурсного обеспечения оценивается для Госпрограммы как отношение фактически произведенных в отчетном году расходов из всех источников финансирования (федеральный бюджет, бюджет Республики Крым, местные бюджеты, внебюджетные средства) на реализацию Госпрограммы к их плановым значениям, предусмотренным Госпрограммой, по следующей формуле:
,
где:
ССУЗгп - степень соответствия запланированному уровню затрат;
РФгп - сумма фактических расходов по всем источникам ресурсного обеспечения;
РПгп - сумма плановых расходов, предусмотренных Госпрограммой, по всем источникам ресурсного обеспечения.
При расчете соответствия запланированному уровню затрат в отчетном году учитываются следующие особенности:
а) в случае, если ССУЗгп больше 1, значение ССУЗгп принимается равным 1;
б) в случае, если на реализацию Госпрограммы бюджетные средства и средства из иных источников ресурсного обеспечения не предусмотрены, значение ССУЗгп принимается равным 1.
9.4. Оценка степени реализации мероприятий Госпрограммы
Оценка степени реализации мероприятий Госпрограммы определяется как доля мероприятий Госпрограммы, выполненных в полном объеме, к общему количеству мероприятий Госпрограммы, запланированных к реализации в отчетном году.
Степень реализации мероприятий рассчитывается по каждому основному мероприятию Госпрограммы по следующей формуле:
,
где:
CPOMi - степень реализации i-го основного мероприятия Госпрограммы;
MBi - количество мероприятий i-го основного мероприятия Госпрограммы, выполненных в полном объеме, из числа мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году;
N - общее количество мероприятий i-го основного мероприятия Госпрограммы, запланированных к реализации в отчетном году.
Степень реализации мероприятий Госпрограммы рассчитывается по следующей формуле:
,
где:
СРМгп - степень реализации мероприятий Госпрограммы;
CPOMi - степень реализации основного мероприятия Госпрограммы;
N - общее количество основных мероприятий Госпрограммы, запланированных к реализации в отчетном году.
В случае отсутствия в рамках основного мероприятия ключевых мероприятий степень реализации мероприятий Госпрограммы рассчитывается по следующей формуле:
,
где:
СРМгп - степень реализации мероприятий Госпрограммы;
ОМВ - количество основных мероприятий Госпрограммы, выполненных в полном объеме, из числа основных мероприятий Госпрограммы, запланированных к реализации в отчетном году;
N - общее количество основных мероприятий Госпрограммы, запланированных к реализации в отчетном году.
При расчете степени реализации мероприятий в отчетном году учитываются следующие особенности:
а) мероприятие считается выполненным в случае, если все запланированные на год функции, работы, услуги выполнены, товары приобретены в полном объеме и в запланированные сроки, фактические результаты реализации мероприятия соответствуют ожидаемым, предусмотренные объемы финансирования по каждому источнику фактически израсходованы;
б) мероприятие считается невыполненным в случае, если реализация мероприятия не начата либо реализация мероприятия начата, но фактические результаты реализации мероприятия не соответствуют ожидаемым, предусмотренные объемы финансирования по всем источникам фактически не израсходованы;
в) не учитываются при оценке степени реализации мероприятий мероприятия, по которым в отчетном году в ходе исполнения бюджета Республики Крым исключено или в полном объеме перераспределено предусмотренное финансирование.
9.5. Итоговая оценка эффективности реализации Госпрограммы
Эффективность реализации Госпрограммы рассчитывается в зависимости от значений оценки степени достижения целей и решения задач Госпрограммы, оценки степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования бюджетных средств и средств из иных источников ресурсного обеспечения Госпрограммы, оценки степени реализации мероприятий Госпрограммы по следующей формуле:
,
где:
- эффективность реализации Госпрограммы;
- степень реализации Госпрограммы;
- степень соответствия запланированному уровню расходов;
- степень реализации мероприятий Госпрограммы.
Эффективность реализации Госпрограммы признается исходя из полученного значения ЭРгп:
- высокой, в случае если значение ЭРгп составляет не менее 0,90;
- средней, в случае если значение ЭРгп составляет не менее 0,75;
- удовлетворительной, в случае если значение ЭРгп составляет не менее 0,60;
- в остальных случаях эффективность реализации Госпрограммы признается неудовлетворительной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.