В целях выполнения подпункта "б" пункта 7 перечня поручений Президента Российской Федерации от 25 мая 2017 года N Пр-1004ГС, данного по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросу развития национальной системы защиты прав потребителей, на основании распоряжения Губернатора Краснодарского края от 15 июня 2023 года N 164-р "О реализации региональной программы "Обеспечение прав потребителей в Краснодарском крае на 2023 - 2028 годы", а также в соответствии с методическими рекомендациями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по разработке и реализации региональных программ по обеспечению прав потребителей от 20 октября 2017 года N 01/14363-17-15, приказываю:
1. Утвердить региональную программу "Обеспечение прав потребителей в Краснодарском крае на 2023 - 2028 годы" (прилагается).
2. Отделу контроля антитеррористической защищенности торговых объектов и организационной работы департамента (Монин И.А.) обеспечить:
1) направление настоящего приказа для размещения (опубликования) на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" htth://admkrai.krasnodar.ru;
2) размещение настоящего приказа на официальном сайте департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края.
3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя департамента Д.И. Юшкина.
4. Приказ вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.
Руководитель департамента |
Р.С. Куринный |
УТВЕРЖДЕНА
Приказом департамента
потребительской сферы и
регулирования рынка алкоголя
Краснодарского края
от 20.06.2023 г. N 145
Региональная программа
"Обеспечение прав потребителей в Краснодарском крае на 2023-2028 годы"
I. Паспорт региональной программы "Обеспечение прав потребителей в Краснодарском крае на 2023 - 2028 годы"
Наименование программы |
"Обеспечение прав потребителей в Краснодарском крае на 2023 - 2028 годы" (далее - Программа) |
Ответственный исполнитель программы |
Департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края (далее - департамент) |
Основания для разработки Программы |
Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей"; Перечень поручений Президента Российской Федерации от 25 мая 2017 г. NПр-1004ГС по итогам заседания президиума Государственного совета РФ 18 апреля 2017 г.; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 г. N 1837-р "Об утверждении Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года". |
Участники программы |
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю; Департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края; Министерство здравоохранения Краснодарского края; Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края; Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края; Департамент информатизации и связи Краснодарского края. |
Цели программы |
Развитие системы обеспечения прав потребителей в Краснодарском крае, направленной на минимизацию рисков нарушения законных прав и интересов потребителей и обеспечение необходимых условий для их эффективной защиты. |
Задачи программы |
Организация региональной системы защиты прав потребителей. Повышение уровня правовой грамотности и информированности населения Краснодарского края в вопросах защиты прав потребителей, формирование у граждан навыков рационального потребительского поведения. Повышение уровня социальной ответственности и правовой грамотности хозяйствующих субъектов в вопросах соблюдения прав и законных интересов потребителей товаров и услуг. Профилактика правонарушений в сфере защиты прав потребителей. |
Перечень целевых показателей государственной программы |
Количество проведенных совещаний, круглых столов, конференций, заседаний рабочих групп и иных мероприятий, направленных на выработку согласованных комплексных подходов к решению задач, связанных с защитой прав потребителей Краснодарского края. Количество проведенных мероприятий, направленных на повышение правовой грамотности граждан в области защиты прав потребителей, в том числе для людей с ограниченными возможностями, граждан старшего поколения и детей (далее - социально уязвимые группы населения). Удельный вес претензий, удовлетворенных хозяйствующими субъектами в досудебном порядке от общего количества обращений в органы и организации, входящие в систему защиты прав потребителей. |
Сроки реализации программы |
2023 - 2028 годы. |
Объемы и источники финансирования региональной программы |
Финансирование за счет средств краевого, федерального бюджетов и внебюджетных источников не предусмотрено. |
Ожидаемые результаты реализации программы |
Реализация программных мероприятий позволит: обеспечить создание устойчивой региональной системы защиты прав потребителей в рамках функционирования совета по обеспечению прав потребителей в Краснодарском крае и мероприятий, направленных на выработку согласованных комплексных подходов к решению задач, связанных с обеспечением прав потребителей в Краснодарском крае; повысить уровень правовой грамотности и информированности населения Краснодарского края в вопросах защиты прав потребителей, сформировать навыки рационального потребительского поведения; снизить количество недобросовестных хозяйствующих субъектов, реализующих товары, работы и услуги, не соответствующие обязательным требованиям в сфере защиты прав потребителей. |
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
III. Характеристика текущего состояния обеспечения прав потребителей в Краснодарском крае
Стратегической целью государственной политики в сфере защиты прав потребителей является создание равных условий для реализации гражданами своих законных интересов и прав на территории Российской Федерации.
Право потребителя на выбор товаров и услуг признается главным из всех известных прав потребителей. Данный вопрос приобретает особую актуальность, поскольку современные маркетинговые стратегии, направленные на управление поведением потребителя, не всегда являются рациональными.
Изготовители и продавцы товаров (услуг) пытаются достигнуть рыночного преимущества в основном через снижение себестоимости товаров (услуг) и применение психологических механизмов мотивации потребителя к приобретению конкретной продукции.
Таким образом, с учетом снижения административных барьеров, в том числе введения ограничений по проведению проверок субъектов хозяйствования, риск реализации на потребительском рынке товаров (работ, услуг), не соответствующих обязательным требованиям, по-прежнему признается высоким.
Организация работы по проведению независимых потребительских экспертиз и сравнительных исследований товаров (работ, услуг) обеспечит дополнительные гарантии реализации права потребителей на приобретение продукции, соответствующей требованиям технических регламентов, выявление опасных, некачественных, контрафактных товаров, реализуемых на потребительском рынке, выявление продукции с наилучшими потребительскими свойствами.
Одной из причин, порождающей нарушения прав потребителей в Краснодарском крае, является недостаточная правовая и финансовая грамотность населения и хозяйствующих субъектов, а также недостаточная информированность граждан о механизмах реализации своих прав.
Применение мер превентивного характера, направленных на повышение правовой и финансовой грамотности и социальной ответственности хозяйствующих субъектов и информированности потребителей об их правах и механизмах защиты прав, является важнейшим направлением деятельности органов власти всех уровней, поскольку предупреждение нарушения прав потребителей не может быть достигнуто только посредством осуществления контрольно-надзорных функций.
Результатом реализации программы станет создание региональной системы защиты прав потребителей, обеспечение взаимодействия участников региональной системы защиты прав потребителей в соответствии с возложенными на них полномочиями, также принятие мер по совершенствованию программы.
IV. Перечень мероприятий программы
N |
Мероприятия по реализации программы |
Срок исполнения (годы) |
Ответственные за выполнение мероприятий программы |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Задача 1. Организация региональной системы защиты прав потребителей | |||||
1.1 |
Обеспечение деятельности Совета по защите прав потребителей в Краснодарском края |
2023-2028 |
Департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края; Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю. |
||
1.2 |
Проведение совещаний, круглых столов, конференций, заседаний, рабочих групп и иных мероприятий, направленных на выработку согласованных комплексных подходов к решению задач, связанных с защитой прав потребителей в Краснодарском крае |
2023-2028 |
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю; Департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края; Министерство здравоохранения Краснодарского края; Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края; Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края; Департамент информатизации и связи Краснодарского края. |
||
1.3 |
Выполнение мероприятий органами местного самоуправления, направленных на защиту прав потребителей на территории муниципальных образований |
2023-2028 |
Муниципальные образования Краснодарского края. |
||
Задача 2. Повышение уровня правовой и финансовой грамотности, формирование у населения навыков рационального потребительского поведения | |||||
2.1 |
Распространение ежегодного государственного доклада о защите прав потребителей, подготовка и направление аналитических обзоров, характеризующих состояние потребительского рынка и деятельность системы защиты прав потребителей, в адрес органов власти и организаций по защите прав потребителей и муниципальные образования Краснодарского края |
2023-2028 |
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю. |
||
2.2 |
Организация и проведение образовательно-организационных мероприятий среди учащихся, организаций осуществляющих образовательную деятельность об основах потребительских знаний |
2023-2028 |
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю; Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края. |
||
2.3 |
Проведение мероприятий, направленных на повышение правовой грамотности в области защиты прав потребителей социально уязвимых категорий населения |
2023-2028 |
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю; Министерство труда и социального развития Краснодарского края; Министерство культуры Краснодарского края; Министерство здравоохранения Краснодарского края; Южное главного управление Банка России. |
||
Задача 3. Повышение уровня социальной ответственности и правовой грамотности хозяйствующих субъектов в вопросах соблюдения прав и законных интересов потребителей товаров и услуг | |||||
3.1 |
Проведение адресной работы с хозяйствующими субъектами, реализующими товары, работы и услуги, не соответствующие федеральным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации |
2023-2028 |
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю. |
||
3.2 |
Проведение мониторинга качества и безопасности товаров, работ, услуг, в том числе посредством лабораторных исследований, сравнительных оценок, а также анализ его результатов |
2023-2028 |
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю; Южное межрегиональное управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору. |
||
Задача 4. Профилактика правонарушений в сфере защиты прав потребителей | |||||
4.1 |
Проведение мероприятий, направленных на стимулирование приобретения потребителями товаров и услуг добросовестных участников потребительского рынка Краснодарского края |
2023-2028 |
Департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края; Государственное казенное учреждение Краснодарского края "Центр развития торговли". |
V. Планируемые количественные и качественные показатели эффективности реализации программы
N |
Задачи, направленные на достижение цели |
Показатели, характеризующие достижение цели |
Единица измерения |
Базовое значение показателя на 2022 год |
Планируемое значение показателя по годам |
|||||
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1 |
Организация региональной системы защиты прав потребителей |
Количество проведенных совещаний, "круглых столов", конференций, заседаний, рабочих групп и иных мероприятий, направленных на выработку согласованных комплексных подходов к решению задач, связанных с защитой прав потребителей в Краснодарском крае |
единиц |
232 |
240 |
245 |
250 |
255 |
260 |
265 |
2 |
Повышение уровня правовой и финансовой грамотности, формирование у населения навыков рационального потребительского поведения |
Количество проведенных мероприятий, направленных на повышение правовой грамотности в области защиты прав потребителей социально уязвимых категорий населения |
единиц |
128 |
130 |
132 |
134 |
136 |
138 |
140 |
3 |
Повышение уровня социальной ответственности и правовой грамотности хозяйствующих субъектов в вопросах соблюдения прав и законных интересов потребителей товаров и услуг |
Удельный вес претензий потребителей, удовлетворенных хозяйствующими субъектами в добровольном порядке, от общего числа обращений, поступивших в органы и организации, входящих в систему защиты прав потребителей |
процент |
69% |
70% |
70,5 % |
71% |
71,5 % |
72% |
72,5 % |
4 |
Профилактика правонарушений в сфере защиты прав потребителей. |
Количество проведенных мероприятий, направленных на стимулирование приобретения потребителями услуг добросовестных участников потребительского рынка Краснодарского края |
единиц |
1973 |
1981 |
1986 |
1991 |
1996 |
2001 |
2006 |
VI. Методика расчета значений, планируемых результатов реализации программы
N |
Наименование показателей, характеризующих реализацию программы |
Единица измерения |
Порядок расчета |
Источник данных |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Показатель 1. Количество проведенных совещаний, круглых столов, конференций, заседаний, рабочих групп и иных мероприятий, направленных на выработку согласованных комплексных подходов к решению задач, связанных с защитой прав потребителей в Краснодарском крае |
единица |
Формируется из перечня и количества совещаний, круглых столов, конференций, заседаний рабочих групп и иных мероприятий по вопросам защиты прав потребителей в Краснодарском крае, фактически проведенных в указанном периоде |
Данные участников программы |
2 |
Показатель 2. Количество проведенных мероприятий, направленных на повышение правовой грамотности в области защиты прав потребителей социально уязвимых категорий населения |
единица |
Формируется из перечня и количества проведенных мероприятий, направленных на повышение правовой грамотности в области защиты прав потребителей социально уязвимых категорий населения |
Данные участников программы |
3 |
Показатель 3. Удельный вес претензий потребителей, удовлетворенных хозяйствующими субъектами в добровольном порядке, от общего числа обращений, поступивших в органы и организации, входящие в |
процент |
У=Кобщ/Кудов* 100% где:
У - удельный вес претензий потребителей удовлетворенных хозяйствующими субъектами в добровольном порядке; |
Данные участников программы |
|
систему защиты прав потребителей |
|
Кобщ - общее число обращений, поступивших в органы и организации, входящие в систему защиты прав потребителей; Кудов - количество претензий потребителей, удовлетворенных хозяйствующими субъектами в добровольном порядке |
|
4 |
Показатель 4. Количество проведенных мероприятий, направленных на стимулирование приобретения потребителями услуг добросовестных участников потребительского рынка Краснодарского края |
единица |
Формируется из перечня и количества проведенных мероприятий направленных на стимулирование приобретения потребителями услуг добросовестных участников потребительского рынка Краснодарского края |
Данные участников программы |
VII. Информация по ресурсному обеспечению региональной программы
Реализация мероприятий региональной программы не предусматривает финансирования за счет средств краевого, федерального бюджетов и внебюджетных источников.
VIII. Методика оценки эффективности реализации региональной программы
Оценка эффективности реализации Программы производится ежегодно на основании степени выполнения целевых показателей Программы.
Степень достижения показателей Программы осуществляется по нижеприведённым формулам:
1) в отношении показателя, большее значение которого отражает большую эффективность, по формуле:
Эп = Идп/Ицп, где
Эп - эффективность хода реализации показателя Программы;
Идп - фактическое значение показателя, достигнутого в ходе реализации Программы;
Ицп - целевое значение показателя, утвержденного Программой, при этом если эффективность показателя Программы составляет более 1, при расчете суммарной эффективности эффективность по данному показателю принимается за 1.
2) в отношении показателя, меньшее значение которого отражает большую эффективность, по формуле:
Эп = Ицп/Идп, где
Эп - эффективность хода реализации показателя Программы;
Ицп - целевое значение показателя, утвержденного Программой, при этом если эффективность показателя Программы составляет более 1, при расчете суммарной эффективности эффективность по данному показателю принимается за 1;
Идп - фактическое значение показателя, достигнутого в ходе реализации Программы.
3) в отношении показателя, исполнение которого оценивается как наступление или ненаступление события, за 1 принимается наступление события, за 0 - ненаступление события.
Суммарная оценка степени достижения показателей Программы определяется по формуле:
, где
- суммарная оценка степени достижения показателей Программы;
- эффективность хода реализации показателя Программы;
- номер показателя Программы;
- количество показателей Программы.
Если суммарная оценка степени достижения показателей Программы составляет 0,85 и выше, это характеризует высокий уровень эффективности реализации Программы по степени достижения показателей.
Если суммарная оценка степени достижения показателей Программы составляет от 0,65 до 0,85, это характеризует удовлетворительный уровень эффективности реализации Программы по степени достижения показателей.
Если суммарная оценка степени достижения показателей Программы составляет менее 0,65, это характеризует низкий уровень эффективности реализации Программы по степени достижения показателей.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
8. Механизм реализации региональной программы и контроль за ее выполнением
Контроль за реализацией программы осуществляется Губернатором Краснодарского края.
Департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края (далее - департамент):
обеспечивает разработку программы, ее согласование;
подготавливает отчеты о реализации программы.
Участники программы:
осуществляют в рамках своей компетенции реализацию мероприятий программы;
представляют в департамент предложения по разработке и корректировке программы в части мероприятий, в реализации которых предполагается их участие;
несут ответственность за выполнение мероприятий и показателей результативности программы, а также конечных итогов ее реализации в части касающейся;
представляют в департамент отчеты и информацию, необходимую для подготовки отчетов о реализации программы ежегодно до 20 декабря отчетного периода, формируя:
оперативный (годовой) отчет о выполнении программы по форме согласно приложению 1 к программе;
оценку результатов реализации программы по форме согласно приложению 2 к программе;
аналитическую записку, содержащую следующую информацию:
степень достижения плановых результатов реализации программы;
по незавершенным в утвержденной программе мероприятиям причины их невыполнения и предложения по дальнейшей реализации;
по показателям результативности, не достигшим запланированного уровня, с указанием причин невыполнения показателей и предложений по их дальнейшему достижению;
анализ факторов, повлиявших на ход реализации программы.
Департамент, с учетом информации, полученной от участников программы, до 1 февраля года, следующего за отчетным, формирует годовой отчет о реализации программы.
Заместитель руководителя департамента |
Д.И. Юшкин |
Приложение 1
к региональной программе
"Обеспечение прав потребителей
в Краснодарском крае
на 2023 - 2028 годы"
Оперативный
(годовой) отчет о выполнении региональной программы "Обеспечение прав потребителей в Краснодарском крае на 2023 - 2028 годы"
по состоянию на_________ года
N |
Перечень программных мероприятий |
Результаты выполнения |
Причины невыполнения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Задача 1. Организация региональной системы защиты прав потребителей | |||
1.1 |
Обеспечение деятельности совета по защите прав потребителей в Краснодарском края |
|
|
1.2 |
Проведение совещаний, круглых столов, конференций, заседаний, рабочих групп и иных мероприятий, направленных на выработку согласованных комплексных подходов к решению задач, связанных с защитой прав потребителей в Краснодарском крае |
|
|
1.3 |
Выполнение мероприятий органами местного самоуправления, направленных на защиту прав потребителей на территории муниципальных образований |
|
|
Задача 2. Повышение уровня правовой и финансовой грамотности, формирование у населения навыков рационального потребительского поведения | |||
2.1 |
Распространение ежегодного государственного доклада о защите прав потребителей, подготовка и направление аналитических обзоров, характеризующих состояние потребительского рынка и деятельность системы защиты прав потребителей, в адрес органов власти и организаций по защите прав потребителей и муниципальные образования Краснодарского края |
|
|
2.2 |
Организация и проведение образовательно-организационных мероприятий среди учащихся, организаций осуществляющих образовательную деятельность об основах потребительских знаний |
|
|
2.3 |
Проведение мероприятий, направленных на повышение правовой грамотности в области защиты прав потребителей социально уязвимых категорий населения |
|
|
Задача 3. Повышение уровня социальной ответственности и правовой грамотности хозяйствующих субъектов в вопросах соблюдения прав и законных интересов потребителей товаров и услуг | |||
3.1 |
Проведение адресной работы с хозяйствующими субъектами, реализующими товары, работы и услуги, не соответствующие федеральным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации |
|
|
3.2 |
Проведение мониторинга качества и безопасности товаров, работ, услуг, в том числе посредством лабораторных исследований, сравнительных оценок, а также анализ его результатов |
|
|
Задача 4. Профилактика правонарушений в сфере защиты прав потребителей. | |||
4.1 |
Проведение мероприятий, направленных на стимулирование приобретения потребителями товаров и услуг добросовестных участников потребительского рынка Краснодарского края |
|
|
Приложение 2
к региональной программе "Обеспечение
прав потребителей в Краснодарском крае
на 2023 - 2028 годы"
Оценка результатов реализации региональной программы "Обеспечение прав потребителей в Краснодарском крае на 2023 - 2028 годы" за _____год
N п/п |
Задачи, направленные на достижение цели |
Показатели, характеризующие достижение цели |
Единица измерен ИЯ |
Базовое значение показателя (на начало реализации программы) |
Планируемое значение показателя на год |
Достигнутое значение показателя за год |
Причины невыполнения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Задача 1. Организация региональной системы защиты прав потребителей |
Количество проведенных совещаний, круглых столов, конференций, заседаний, рабочих групп и иных мероприятий, направленных на выработку согласованных комплексных подходов к решению задач, связанных с защитой прав потребителей в Краснодарском крае |
единиц |
|
|
|
|
2 |
Повышение уровня правовой и финансовой грамотности, формирование у населения навыков рационального потребительского поведения |
Количество проведенных мероприятий, направленных на повышение правовой грамотности в области защиты прав потребителей социально уязвимых категорий населения |
единиц |
|
|
|
|
3 |
Повышение уровня социальной ответственности и правовой грамотности хозяйствующих субъектов в вопросах соблюдения прав и законных интересов потребителей товаров и услуг |
Удельный вес претензий потребителей, удовлетворенных хозяйствующими субъектами в добровольном порядке, от общего числа обращений, поступивших в органы и организации, входящих в систему защиты прав потребителей |
процент |
|
|
|
|
4 |
Профилактика правонарушений в сфере защиты прав потребителей. |
Количество проведенных мероприятий, направленных на стимулирование приобретения потребителями услуг добросовестных участников потребительского рынка в Краснодарского края |
единиц |
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края от 20 июня 2023 г. N 145 "Об утверждении региональной программы "Обеспечение прав потребителей в Краснодарском крае на 2023 - 2028 годы"
Вступает в силу с 21 июня 2023 г.
Опубликование:
официальный сайт Губернатора Краснодарского края и администрации Краснодарского края (https://admkrai.krasnodar.ru/content/1291/) 20 июня 2023 г.