Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНА
Постановлением
Избирательной комиссии
Удмуртской Республики
от 8 июня 2023 г. N 18.2-7
Инструкция
о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных округов и городских округов в Удмуртской Республике
1. Общие положения
1.1. В соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) и Законом Удмуртской Республики от 16 мая 2016 года N 33-РЗ "О выборах депутатов представительных органов муниципальных округов и городских округов в Удмуртской Республике" (далее - Закон Удмуртской Республики N 33-РЗ) кандидаты, баллотирующиеся по одномандатным или многомандатным избирательным округам (далее - кандидаты), обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления территориальной избирательной комиссии (далее - Комиссия) об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой Комиссией.
Создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат уведомляет Комиссию об указанных обстоятельствах (рекомендуемая форма уведомления содержится в приложении N 1 к настоящей Инструкции).
Избирательные объединения, выдвинувшие муниципальные списки кандидатов (далее - избирательное объединение), для финансирования своей избирательной кампании обязаны создавать избирательные фонды после регистрации их уполномоченных представителей по финансовым вопросам территориальной избирательной комиссией, организующей подготовку и проведение выборов депутатов представительного органа муниципального образования (далее - Комиссия, организующая выборы).
Избирательное объединение, выдвинувшее кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, избирательный фонд не создает.
Кандидаты, баллотирующиеся только в составе муниципального списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, не вправе создавать собственные избирательные фонды.
1.2. Избирательный фонд считается созданным со дня открытия специального избирательного счета и ликвидируется в день закрытия специального избирательного счета.
1.3. Кандидаты вправе, а избирательные объединения обязаны назначать уполномоченных представителей по финансовым вопросам.
1.4. Право распоряжаться средствами избирательного фонда кандидата принадлежит создавшему этот фонд кандидату, а также уполномоченному представителю по финансовым вопросам кандидата (в случае его назначения), действующему от имени кандидата на основании нотариально удостоверенной доверенности и зарегистрированному Комиссией.
Право распоряжаться средствами избирательного фонда избирательного объединения принадлежит создавшему этот фонд избирательному объединению в лице уполномоченного представителя по финансовым вопросам избирательного объединения, действующего от имени избирательного объединения на основании нотариально удостоверенной доверенности и зарегистрированного Комиссией, организующей выборы.
2. Регистрация уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата, избирательного объединения
2.1. Уполномоченный представитель по финансовым вопросам кандидата осуществляет свои действия на основании нотариально удостоверенной и оформленной в установленном законом порядке доверенности, выданной кандидатом.
2.2. В доверенности указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата и его полномочия.
2.3. Уполномоченный представитель по финансовым вопросам избирательного объединения назначается решением съезда (конференции, собрания) избирательного объединения либо решением органа, уполномоченного на то съездом (конференцией, собранием) избирательного объединения. В решении о назначении уполномоченного представителя по финансовым вопросам избирательного объединения указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). К решению о назначении уполномоченного представителя по финансовым вопросам должна прилагаться нотариально удостоверенная и оформленная в установленном законом порядке доверенность и образец печати для финансовых документов.
2.4. При назначении уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидат, избирательное объединение вправе передать ему следующие полномочия:
а) открытие и закрытие специального избирательного счета;
б) внесение на специальный избирательный счет кандидата от его имени наличных денежных средств - собственных средств кандидата (для уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата);
в) распоряжение денежными средствами избирательного фонда, включая выдачу распоряжений о переводе денежных средств (о выдаче наличными) со специального избирательного счета, возврат средств со специального избирательного счета гражданам и юридическим лицам, их направившим, а также пропорциональное распределение остатков денежных средств со специального избирательного счета;
г) учет денежных средств избирательного фонда, включая получение в филиале ПАО Сбербанк, в котором кандидатом, избирательным объединением открыт специальный избирательный счет, выписок по специальному избирательному счету и получение первичных финансовых документов;
д) контроль за поступлением и расходованием денежных средств избирательного фонда, возврат (перечисление в доход местного бюджета) пожертвований, поступивших с нарушением установленного порядка;
е) представление в Комиссию, Комиссию, организующую выборы, итогового финансового отчета и первичных финансовых (учетных) документов, подтверждающих поступление и расходование средств на специальном избирательном счете;
ж) право заключения и расторжения договоров, связанных с финансированием избирательной кампании;
з) право подписи платежных (расчетных) документов, первичных финансовых (учетных) документов, контроль за их своевременным и надлежащим оформлением, а также за законностью совершаемых финансовых операций;
и) право представления интересов избирательного объединения в Комиссии, организующей выборы, право представления интересов кандидата в Комиссии, а также в судах и других государственных и муниципальных органах и организациях.
В доверенности могут быть указаны иные полномочия, касающиеся деятельности кандидата, избирательного объединения по финансированию своих избирательных кампаний.
Не указанные в доверенности полномочия считаются не порученными.
Срок действия доверенности не должен превышать срок полномочий уполномоченного представителя по финансовым вопросам.
Доверенность выдается без права передоверия другим лицам.
2.5. Регистрацию уполномоченного представителя по финансовым вопросам избирательного объединения осуществляет Комиссия, организующая выборы.
Регистрацию уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата осуществляет Комиссия.
2.6. Для регистрации уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата, избирательного объединения (далее - уполномоченный представитель по финансовым вопросам) соответственно в Комиссию, Комиссию, организующую выборы, представляются следующие документы:
1) решение съезда (конференции, собрания) избирательного объединения либо решение органа, уполномоченного на то съездом (конференцией, собранием) избирательного объединения;
2) заявление кандидата о назначении уполномоченного представителя по финансовым вопросам;
3) письменное согласие уполномоченного представителя по финансовым вопросам осуществлять указанную деятельность;
4) нотариально удостоверенная доверенность, оформленная в установленном законом порядке.
При представлении вышеуказанных документов уполномоченным представителем по финансовым вопросам соответственно в Комиссию, Комиссию, организующую выборы, предъявляется паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина.
В Комиссии, Комиссии, организующей выборы, в присутствии соответственно уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата, избирательного объединения изготавливаются копии представленной нотариально удостоверенной доверенности уполномоченного представителя по финансовым вопросам, его паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и заверяются подписью лица, принявшего документы.
2.7. Комиссия, Комиссия, организующая выборы, в трехдневный срок рассматривает представленные документы и принимает решение о регистрации (об отказе в регистрации) уполномоченного представителя по финансовым вопросам, которое оформляется соответствующим постановлением.
Основаниями для отказа в регистрации уполномоченного представителя по финансовым вопросам являются: отсутствие гражданства Российской Федерации, наличие гражданства иностранного государства, возраст к моменту назначения менее 18 лет, наличие вступившего в законную силу решения суда о признании гражданина Российской Федерации недееспособным, содержание в местах лишения свободы по приговору суда, отсутствие необходимых документов, представление документов, оформленных с нарушением законодательства Российской Федерации о выборах или содержащих недостоверные данные.
2.8. Уполномоченный представитель по финансовым вопросам не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
2.9. Срок полномочий уполномоченного представителя по финансовым вопросам начинается со дня его регистрации соответственно Комиссией, Комиссией, организующей выборы, и истекает через 60 дней со дня голосования, а в случае, если ведется судебное разбирательство с участием соответствующего избирательного объединения, кандидата - со дня вступления в законную силу постановления суда.
2.10. Кандидат, избирательное объединение вправе в любое время прекратить полномочия своего уполномоченного представителя по финансовым вопросам, представив письменное заявление об этом в Комиссию, Комиссию, организующую выборы. Копия указанного заявления должна быть одновременно направлена кандидатом, избирательным объединением в соответствующий филиал ПАО Сбербанк.
В свою очередь, Комиссия, Комиссия, организующая выборы, с учетом полученных документов, информируют филиал ПАО Сбербанк о принятом решении прекратить полномочия уполномоченного представителя по финансовым вопросам с указанием даты прекращения полномочий.
2.11. Регистрация вновь назначенного уполномоченного представителя по финансовым вопросам избирательного объединения осуществляется в порядке, предусмотренном частями 22, 23 статьи 27 Закона Удмуртской Республики N 33-РЗ и пунктами 2.3, 2.5. - 2.7. настоящей Инструкции.
Регистрация вновь назначенного уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата осуществляется в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 48 Закона Удмуртской Республики N 33-РЗ и пунктами 2.5. - 2.7. настоящей Инструкции.
2.12. Комиссия, Комиссия, организующая выборы, на основании постановления о регистрации уполномоченного представителя по финансовым вопросам выдает ему удостоверение установленного образца (приложение N 2 к настоящей Инструкции).
Лица, имеющие удостоверения, обязаны обеспечить их сохранность.
2.13. В случае прекращения полномочий уполномоченного представителя по финансовым вопросам его удостоверение возвращается соответственно в Комиссию, Комиссию, организующую выборы.
3. Учет поступлений средств в избирательные фонды и расходования этих средств
3.1. Кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее муниципальный список кандидатов, создавшие избирательные фонды, обязаны вести учет поступления средств в соответствующие избирательные фонды и расходования указанных средств по форме, приведенной в приложении N 2 к настоящей Инструкции.
3.2. Избирательные фонды кандидатов могут создаваться за счет:
1) собственных средств кандидата, которые не могут превышать 100 тысяч рублей;
2) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, которые не могут превышать 1 миллиона рублей, а при проведении выборов в представительный орган муниципального образования со средней нормой представительства избирателей на одномандатный избирательный округ более пяти тысяч - 2 миллионов рублей;
3) добровольных пожертвований граждан, которые не могут превышать 25 тысяч рублей (для каждого гражданина);
4) добровольных пожертвований юридических лиц, которые не могут превышать 100 тысяч рублей (для каждого юридического лица).
3.3. Предельный размер расходования средств избирательного фонда кандидата не может превышать 1 миллиона рублей, а при проведении выборов в представительный орган муниципального образования со средней нормой представительства избирателей на одномандатный избирательный округ более пяти тысяч - 2 миллионов рублей.
3.4. Избирательные фонды избирательных объединений могут создаваться за счет:
1) собственных средств избирательного объединения, которые не могут превышать 15 миллионов рублей, а при проведении выборов в представительный орган муниципального образования с численностью избирателей в муниципальном избирательном округе более ста тысяч - 35 миллионов рублей;
2) добровольных пожертвований граждан, которые не могут превышать 50 тысяч рублей (для каждого гражданина);
3) добровольных пожертвований юридических лиц, которые не могут превышать 1 миллион рублей (для каждого юридического лица).
3.5. Предельный размер расходования средств избирательного фонда избирательного объединения не может превышать 15 миллионов рублей, а при проведении выборов в представительный орган муниципального образования с численностью избирателей в муниципальном избирательном округе более ста тысяч - 35 миллионов рублей.
3.6. Собственные средства кандидата в избирательный фонд вносятся в отделение связи, кредитную организацию лично кандидатом либо уполномоченным представителем по финансовым вопросам кандидата (в случае его назначения) из собственных средств кандидата по предъявлении паспорта гражданина Российской Федерации или документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации.
При внесении собственных средств кандидат в платежном документе (распоряжении о переводе денежных средств) (далее - платежный документ (распоряжение) указывает следующие сведения: фамилию, имя, отчество (при наличии). В реквизите "Назначение платежа" платежного документа (распоряжения) указываются слова "Собственные средства кандидата".
3.7. При внесении собственных средств кандидата уполномоченным представителем по финансовым вопросам кандидата (в случае его назначения) в платежном документе (распоряжении) указываются фамилия, имя, отчество (при наличии) уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата. В реквизите "Назначение платежа" платежного документа (распоряжения) указываются следующие сведения: фамилия, имя, отчество (при наличии) кандидата и слова "Собственные средства кандидата".
3.8. Собственными средствами избирательного объединения являются все денежные средства, находящиеся на текущих расчетных счетах политической партии, ее региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений.
Собственные средства политической партии, ее региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений в избирательный фонд кандидата, выдвинутого региональным отделением этой политической партии, избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, могут поступать с расчетных счетов как региональных отделений этой политической партии, так и с расчетного счета политической партии, расчетных счетов иных зарегистрированных структурных подразделений этой политической партии.
Средства, которые выделены кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, вносятся в безналичном порядке путем перечисления (перевода) денежных средств с текущего расчетного счета избирательного объединения (с текущего расчетного счета политической партии, текущих расчетных счетов ее региональных отделений, иных зарегистрированных структурных подразделений этой политической партии), на специальный избирательный счет кандидата.
Платежные документы (распоряжения) на перечисление (перевод) собственных средств избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, на специальный избирательный счет кандидата составляются в соответствии с требованиями нормативных актов Центрального банка Российской Федерации, устанавливающих правила осуществления перевода денежных средств.
При этом в реквизите "Назначение платежа" платежного документа (распоряжения) указываются слова "Средства избирательного объединения, выдвинувшего кандидата".
При перечислении собственных средств в избирательный фонд избирательного объединения в поле "Назначение платежа" платежного документа (распоряжения о переводе денежных средств) указывается "Собственные средства избирательного объединения".
3.9. Добровольным пожертвованием признается: для юридического лица - безвозмездное перечисление юридическим лицом денежных средств со своего расчетного счета на специальный избирательный счет кандидата, избирательного объединения; для гражданина - безвозмездное внесение гражданином Российской Федерации собственных денежных средств на специальный избирательный счет кандидата, избирательного объединения.
3.10. Добровольное пожертвование гражданина Российской Федерации в избирательный фонд вносится лично гражданином на специальный избирательный счет в отделение связи, кредитную организацию из собственных средств по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. При внесении добровольного пожертвования гражданин в платежном документе (распоряжении) о переводе денежных средств указывает следующие сведения о себе: фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, сведения о гражданстве.
3.11. Добровольное пожертвование юридического лица в избирательный фонд осуществляется в безналичном порядке путем перечисления средств на специальный избирательный счет. При внесении добровольного пожертвования юридическим лицом в распоряжении о переводе денежных средств указываются следующие сведения о нем: идентификационный номер налогоплательщика, наименование, дата регистрации, банковские реквизиты, отметка об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом 6 статьи 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Платежный документ (распоряжение) на перечисление (перевод) добровольного пожертвования на специальный избирательный счет заполняется юридическим лицом в соответствии с требованиями нормативных актов Центрального банка Российской Федерации, регулирующих порядок осуществления безналичных расчетов и заполнения расчетных документов, с учетом следующих особенностей: в поле "Назначение платежа" указываются слово "пожертвование", дата регистрации юридического лица, отметка об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом 6 статьи 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В качестве отметки об отсутствии ограничений используется следующая запись: "Ограничения, предусмотренные пунктом 6 статьи 58 ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ, отсутствуют", допускается сокращение: "Отс. огр." (пример составления платежного документа на внесение пожертвования от юридического лица приведен в приложении N 4 к настоящей Инструкции).
3.12. Индивидуальный предприниматель при внесении пожертвования в платежном документе (распоряжении) о переводе денежных средств указывает реквизиты, предусмотренные пунктом 3.10 настоящей Инструкции.
3.13. Запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений:
1) иностранным государствам и иностранным организациям;
2) иностранным гражданам;
3) лицам без гражданства;
4) гражданам Российской Федерации, не достигшим возраста 18 лет на день голосования;
5) российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля (вклад) иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);
6) международным организациям и международным общественным движениям;
7) органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления;
8) государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;
9) юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);
10) организациям, учрежденным государственными органами и (или) органами местного самоуправления (за исключением акционерных обществ, учрежденных в порядке приватизации); организациям, учрежденным юридическими лицами, указанными в пунктах 5 и 9 настоящего пункта 3.13; организациям, имеющим в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) юридических лиц, указанных в пунктах 5 и 9 настоящего пункта 3.13, превышающую (превышающий) 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);
11) воинским частям, военным учреждениям и организациям, правоохранительным органам;
12) благотворительным и религиозным организациям, а также учрежденным ими организациям;
13) анонимным жертвователям. Под анонимным жертвователем понимается гражданин, который не указал в платежном документе на внесение пожертвования любое из следующих сведений: фамилию, имя и отчество, адрес места жительства - или указал недостоверные сведения, либо юридическое лицо, о котором в платежном документе на внесение пожертвования не указано любое из следующих сведений: идентификационный номер налогоплательщика, наименование, банковские реквизиты - или указаны недостоверные сведения;
14) юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня голосования на выборах, а также юридическим и физическим лицам, являющимся иностранными агентами, и российским юридическим лицам, учрежденным иностранными агентами;
15) некоммерческим организациям, получавшим в течение года, предшествующего дню внесения пожертвования в избирательный фонд, денежные средства либо иное имущество от:
а) иностранных государств, а также от указанных в пунктах 1 - 4, 6 - 8, 11 - 14 настоящего пункта 3.13 органов, организаций или физических лиц;
б) российских юридических лиц с иностранным участием, если доля (вклад) иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышала (превышал) 30 процентов на день перечисления этих денежных средств либо передачи иного имущества (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);
в) юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований превышала (превышал) 30 процентов на день перечисления этих денежных средств либо передачи иного имущества (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);
г) организаций, учрежденных государственными органами и (или) органами местного самоуправления (за исключением акционерных обществ, учрежденных в порядке приватизации);
д) организаций, учрежденных юридическими лицами, указанными в абзацах "б" и "в" настоящего подпункта;
е) организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) юридических лиц, указанных в абзацах "б" и "в" настоящего пункта, превышала (превышал) 30 процентов на день перечисления этих денежных средств либо передачи иного имущества (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год).
3.14. Некоммерческие организации, указанные в подпункте 15 пункта 3.13 настоящей Инструкции, не вправе вносить пожертвования в избирательный фонд кандидата, зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, если полученные этими некоммерческими организациями денежные средства либо иное имущество не были возвращены ими перечислившим эти денежные средства либо передавшим иное имущество иностранным государствам, органам, организациям или физическим лицам, указанным в абзацах "а" - "е" подпункта 15 пункта 3.13 (в случае невозможности возврата не были перечислены (переданы) в доход Российской Федерации), до дня внесения пожертвования в избирательный фонд.
3.15. Если добровольное пожертвование в избирательный фонд внесено гражданином или юридическим лицом, не имеющими права осуществлять такое пожертвование (пункт 3.13), либо если пожертвование внесено с нарушением частей 14 и 15 статьи 48 Закона Удмуртской Республики N 33-РЗ (пункты 3.10, 3.11 и 3.12 настоящей Инструкции); либо если пожертвование внесено в размере, превышающем установленный частями 8 и 10 статьи 48 Закона Удмуртской Республики N 33-РЗ максимальный размер такого пожертвования (пункты 3.2, 3.4 настоящей Инструкции), избирательное объединение, кандидат обязаны не позднее чем через 10 дней со дня поступления пожертвования на соответствующий специальный избирательный счет возвратить его жертвователю в полном объеме или ту его часть, которая превышает установленный законом максимальный размер пожертвования (за вычетом расходов на пересылку), с указанием в платежном документе (распоряжении) о переводе денежных средств причины возврата.
3.16. Кандидат, избирательное объединение вправе возвратить жертвователю любое пожертвование в избирательный фонд, за исключением пожертвования, внесенного анонимным жертвователем.
Избирательное объединение, кандидат вправе возвратить собственные средства, перечисленные в их избирательные фонды. Кандидат, выдвинутый избирательным объединением по одномандатному или многомандатному избирательному округу, вправе возвратить избирательному объединению его собственные средства, перечисленные в избирательный фонд кандидата.
3.17. Пожертвование, внесенное анонимным жертвователем, подлежит перечислению в доход местного бюджета не позднее чем через десять дней со дня поступления на специальный избирательный счет.
3.18. Кандидат, избирательное объединение не несут ответственность за принятие пожертвований, при внесении которых жертвователи указали сведения, предусмотренные пунктами 3.10-3.12 настоящей Инструкции, оказавшиеся недостоверным или неполными, если кандидат, избирательное объединение своевременно не получили информацию о неправомерности или неполноте сведений о жертвователе.
3.19. Комиссия, Комиссия, организующая выборы, осуществляют контроль за порядком формирования средств избирательных фондов и их расходованием соответственно кандидатов, избирательных объединений.
При поступлении в избирательную комиссию сведений о перечислении добровольных пожертвований с нарушением пунктов 3.2, 3.4, 3.10 - 3.13 настоящей Инструкции указанная информация незамедлительно сообщается Комиссией, Комиссией, организующей выборы, соответствующему кандидату (уполномоченному представителю по финансовым вопросам кандидата), уполномоченному представителю по финансовым вопросам избирательного объединения.
3.20. Комиссия, Комиссия, организующая выборы, по официальным запросам знакомят соответственно кандидатов или их уполномоченных представителей по финансовым вопросам, уполномоченных представителей по финансовым вопросам избирательных объединений, а также редакции средств массовой информации с полученными от филиалов ПАО Сбербанк сведениями о поступлении средств на соответствующие специальные избирательные счета и расходовании этих средств, имеющимися у них на день поступления соответствующего запроса, в объеме сведений, подлежащих обязательному опубликованию в средствах массовой информации.
3.21. Граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую поддержку кандидатам, избирательным объединениям только через соответствующие избирательные фонды.
3.22. Средства избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений имеют целевое назначение и могут использоваться только:
1) на финансовое обеспечение организационно-технических мероприятий, направленных на сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов, в том числе на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей;
2) на проведение предвыборной агитации, а также на оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера;
3) на оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) гражданами или юридическими лицами, а также на покрытие иных расходов, непосредственно связанных с проведением кандидатами, избирательными объединениями своей избирательной кампании.
3.23. Расчеты между кандидатом, избирательным объединением и юридическими лицами за выполнение оплачиваемых работ, реализацию товаров, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами депутатов представительных органов муниципальных округов и городских округов и направленных на достижение определенного результата на выборах, осуществляются только в безналичном порядке.
Реализация товаров, выполнение оплачиваемых работ и оказание платных услуг, прямо или косвенно связанными с выборами депутатов представительных органов муниципальных округов и городских округов, гражданами и юридическими лицами для кандидата, избирательного объединения должны оформляться договором в письменной форме с указанием реквизитов сторон, сведений об объеме поручаемой работы (оказываемой услуги), ее стоимости, расценок по видам работ (услуг), порядка оплаты, сроков выполнения работ (оказания услуг).
Договоры о привлечении кандидатами, избирательными объединениями граждан к выполнению работ, оказанию услуг, реализации товаров могут быть заключены только с совершеннолетними гражданами Российской Федерации.
Договоры (соглашения) с гражданами Российской Федерации и юридическими лицами о выполнении определенных работ (об оказании услуг), реализации товаров, связанных с выборами депутатов представительных органов муниципальных округов и городских округов, заключаются кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения.
Подписанный сторонами договор является документом, подтверждающим согласие кандидата, его уполномоченного представителя по финансовым вопросам, уполномоченного представителя по финансовым вопросам избирательного объединения на выполнение указанных работ (оказание услуг).
Выполненные работы, оказанные услуги, приобретенные товары должны подтверждаться актами о выполнении работ (оказании услуг), накладными на получение товаров, подписанными сторонами договора (уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения, кандидатом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам кандидата и исполнителем).
3.24. В случаях использования средств избирательного фонда на покрытие иных расходов, непосредственно связанных с проведением избирательной кампании, по которым законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная письменная форма договора (договор розничной купли-продажи, перевозки груза или пассажира), оформляется согласие кандидата, его уполномоченного представителя по финансовым вопросам, уполномоченного представителя по финансовым вопросам избирательного объединения на выполнение работ (оказание услуг) по форме приложения N 6.
Оплата указанных расходов может быть произведена наличными денежными средствами 1.
3.25. Расчеты между избирательным объединением, кандидатом и физическим лицом допускаются наличными денежными средствами, снятыми со специального избирательного счета.
Все операции по снятию наличных денежных средств должны быть отражены в кассовой книге.
Операции в кассовой книге отражаются в хронологическом порядке. На титульном листе кассовой книги указывается наименование избирательного объединения, фамилия, имя, отчество кандидата, а также период, на который открывается кассовая книга. Листы кассовой книги должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены на последней странице печатью избирательного объединения и подписью его уполномоченного представителя по финансовым вопросам, подписью кандидата или уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата (в случае его назначения). Все пустые строки в кассовой книге необходимо перечеркнуть в виде буквы Z или крест-накрест.
Кассовая книга подписывается уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения, кандидатом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам кандидата (в случае его назначения).
3.26. Выполненные работы, оказанные услуги, приобретенные товары за наличные денежные средства должны подтверждаться подписанными исполнителем и уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения, кандидатом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам кандидата, актами выполненных работ (оказанных услуг), накладными на получение товаров, товарно-транспортными накладными, проездными документами, товарными или кассовыми чеками, квитанциями к приходному ордеру, бланками строгой отчетности.
3.27. Все предвыборные агитационные материалы должны изготавливаться на территории Российской Федерации.
3.28. Запрещается изготовление предвыборных агитационных материалов в организациях и у индивидуальных предпринимателей, не выполнивших требования, предусмотренные пунктом 1.1 статьи 54 Федерального закона N 67-ФЗ, либо по договору с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, а также изготовление предвыборных агитационных материалов без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда, с нарушением требований, установленных пунктами 6, 7, 8.2, 9.1, 9.4, 9.5 статьи 48 и пунктом 2 статьи 54 Федерального закона N 67-ФЗ, пунктом 3.23 настоящей Инструкции.
3.29. В договоре на предоставление платного эфирного времени кандидату, избирательному объединению указываются следующие условия: вид (форма) предвыборной агитации, дата и время выхода в эфир агитационного материала, продолжительность предоставляемого эфирного времени, размер и порядок его оплаты, формы и условия участия журналиста (ведущего) в теле-, радиопередаче. После выполнения условий договора оформляются акт о выполнении работ и соответствующая справка об использованном эфирном времени, в которых отмечается выполнение обязательств по договору с указанием программы вещания, названия передачи и времени ее выхода в эфир.
3.30. Платежный документ о перечислении в полном объеме средств в оплату стоимости эфирного времени, предоставляемого зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, зарегистрировавшему муниципальный список кандидатов, передается в банк зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, зарегистрировавшим муниципальный список кандидатов не позднее чем за два дня до дня предоставления эфирного времени. Копия платежного документа с отметкой банка представляется зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, зарегистрировавшим муниципальный список кандидатов, в организацию телерадиовещания до предоставления эфирного времени. В случае нарушения этого условия предоставление эфирного времени не допускается.
3.31. Платежный документ о перечислении в полном объеме средств в оплату стоимости печатной площади, предоставляемой зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, зарегистрировавшему муниципальный список кандидатов, передается в банк зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, зарегистрировавшим муниципальный список кандидатов, не позднее чем за два дня до дня опубликования агитационного материала. Копия платежного документа с отметкой банка представляется зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, зарегистрировавшим муниципальный список кандидатов, в редакцию периодического печатного издания до предоставления печатной площади. В случае нарушения этого условия предоставление печатной площади не допускается.
3.32. Банк обязан перечислить средства в оплату стоимости эфирного времени, печатной площади не позднее операционного дня, следующего за днем получения платежного документа. При этом срок осуществления безналичного платежа не должен превышать два операционных дня.
3.33. Во всех агитационных материалах, размещаемых в периодических печатных изданиях, должна помещаться информация о том, за счет средств избирательного фонда какого зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, зарегистрировавшего муниципальный список кандидатов, была произведена оплата соответствующей публикации, а также информация в соответствии с требованиями пункта 6 статьи 52 Федерального закона N 67-ФЗ. Ответственность за выполнение данного требования несет редакция периодического печатного издания.
3.34. Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате изготовления этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, иную информацию в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 54 Федерального закона N 67-ФЗ.
3.35. Оплата изготовления, а также распространения каждого тиража предвыборного агитационного материала должна производиться отдельными платежными поручениями.
При перечислении кандидатами, избирательными объединениями денежных средств за изготовление предвыборных агитационных материалов в платежном поручении в реквизите "Назначение платежа" рекомендуется указывать:
1) тип агитационного материала (листовка, брошюра, буклет, плакат, календарь, баннер, аудиоролик, видеоролик и т.п.);
2) наименование агитационного материала. Определяется кандидатом, избирательным объединением самостоятельно и заключается в кавычки. Указанное в платежном поручении наименование агитационного материала должно совпадать с наименованием агитационного материала, указываемого при его представлении в соответствующую Комиссию, Комиссию, организующую выборы, в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 54 Федерального закона N 67-ФЗ;
3) реквизиты договора на изготовление агитационного материала. Указывается дата договора в формате ДД.ММ.ГГГГ, затем - номер договора, предваряемый символом "N" (примерный образец заполнения платежного поручения приведен в приложении N 5).
Допускается использование первых слов наименования предвыборного агитационного материала или сокращений, позволяющих идентифицировать данный агитационный материал.
3.36. Оплата рекламы коммерческой и иной не связанной с выборами деятельности с использованием фамилии или изображения кандидата, а также рекламы с использованием наименования, эмблемы, иной символики избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, муниципальный список кандидатов, в период избирательной кампании осуществляется только за счет средств соответствующего избирательного фонда. В день (дни) 2 голосования и в день, предшествующий дню (первому дню) голосования, такая реклама, в том числе оплаченная за счет средств соответствующего избирательного фонда, не допускается. На этих же условиях могут размещаться объявления (иная информация) о связанной с выборами деятельности избирательного объединения, кандидата при условии указания в объявлении (иной информации) сведений, из средств избирательного фонда какого избирательного объединения, какого кандидата оплачено их размещение.
3.37. Допускаются добровольное бесплатное личное выполнение гражданином работ, оказание им услуг по подготовке и проведению выборов без привлечения третьих лиц.
3.38. Юридические лица и граждане могут оказывать материальную поддержку кандидату, избирательному объединению путем предоставления материальных ценностей во временное пользование только при условии заключения договоров и оплаты по этим договорам за счет средств соответствующих избирательных фондов.
4. Запреты на расходование средств помимо избирательных фондов
4.1. Кандидаты, избирательные объединения вправе использовать на оплату организационно-технических мероприятий по сбору подписей избирателей, а также на проведение предвыборной агитации, на осуществление другой деятельности, направленной на достижение определенного результата на выборах, только денежные средства (в том числе собственные денежные средства избирательного объединения), поступившие в их избирательные фонды в установленном законом порядке.
4.2. Избирательное объединение, выдвинувшее муниципальный список кандидатов, вправе для целей своей избирательной кампании использовать без оплаты из средств своего избирательного фонда недвижимое и движимое имущество (за исключением ценных бумаг, печатной продукции и расходных материалов), находящееся в его пользовании (в том числе на правах аренды) на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
4.3. Кандидаты, избирательные объединения для финансирования своей избирательной кампании вправе использовать только те средства, которые перечислены отправителями на специальные избирательные счета их избирательных фондов до дня (первого дня) голосования в порядке, установленном законом.
4.4. Запрещаются бесплатные или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров юридическими лицами, их филиалами, представительствами и иными подразделениями, прямо или косвенно связанных с выборами и направленных на достижение определенного результата на выборах.
Под необоснованным занижением расценок понимается реализация товаров, выполнение работ либо оказание услуг по ценам в два и более раза ниже средних по данному региону, а под необоснованным завышением - реализация товаров, выполнение работ либо оказание услуг по ценам, в два и более раза превышающим средние по данному региону.
4.5. Кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.
5. Отчетность по средствам избирательных фондов
5.1. ПАО Сбербанк представляет Комиссии, Комиссии, организующей выборы, сведения о поступлении средств на специальные избирательные счета соответственно кандидатов, избирательных объединений и расходовании этих средств с использованием автоматизированной системы дистанционного банковского обслуживания (далее - система ДБО). Сведения предоставляются ежедневно по рабочим дням за весь предыдущий операционный день. В случае отсутствия системы ДБО либо возникновения проблем с передачей данных указанные сведения представляются на бумажном носителе по формам, приведенным в приложениях N 7, N 8 к настоящей Инструкции, с подписью руководителя филиала ПАО Сбербанк и печатью филиала не реже одного раза в неделю, а менее чем за 10 дней до дня голосования - не реже одного раза в три операционных дня. Положение о представлении этих сведений включается в договор банковского счета.
5.2. ПАО Сбербанк, в котором открыт специальный избирательный счет, по представлению Комиссии, Комиссии, организующей выборы, а по соответствующему избирательному фонду также по требованию кандидата (уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата), уполномоченного представителя по финансовым вопросам избирательного объединения обязан безвозмездно в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня (первого дня) голосования немедленно представить заверенные копии первичных финансовых документов, подтверждающих поступление и расходование средств избирательных фондов.
5.3. Кандидат, избирательное объединение не позднее чем через 30 дней после официального опубликования результатов выборов обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию итоговый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда.
К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление средств в избирательный фонд и расходование этих средств.
Перечень прилагаемых к итоговому финансовому отчету документов определяется территориальной избирательной комиссией, организующей подготовку и проведение выборов депутатов представительного органа муниципального образования.
5.4. Если кандидат утратил свой статус, обязанность сдачи финансового отчета возлагается на гражданина, являвшегося кандидатом. Обязанность сдачи финансового отчета избирательным объединением возлагается на уполномоченного представителя по финансовым вопросам избирательного объединения.
5.5. До сдачи итогового финансового отчета все наличные денежные средства, оставшиеся у кандидата, избирательного объединения, должны быть возвращены кандидатом (уполномоченным представителем по финансовым вопросам кандидата), уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения на специальные избирательные счета своих избирательных фондов. При этом в платежном документе на возврат наличных денежных средств указывается: "Возврат наличных денежных средств кандидата, избирательного объединения".
5.6. После дня голосования либо после принятия решения об отказе в регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов, отмене или аннулировании регистрации, изменении избирательного округа в соответствии с частью 20 статьи 27 Закона Удмуртской Республики N 33-РЗ и до представления итогового финансового отчета неизрасходованные денежные средства, находящиеся на специальном избирательном счете, кандидат (уполномоченный представитель по финансовым вопросам кандидата), уполномоченный представитель по финансовым вопросам избирательного объединения обязаны перечислить гражданам и юридическим лицам, осуществившим пожертвования либо перечисления в их избирательные фонды, пропорционально вложенным средствам (за вычетом расходов на пересылку).
Остаток неизрасходованных средств, которые не могут быть возвращены кандидатом, избирательным объединением жертвователям в указанном порядке, подлежит перечислению в доход местного бюджета.
5.7. Специальный избирательный счет закрывается кандидатом (уполномоченным представителем по финансовым вопросам кандидата), уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения до дня представления итогового финансового отчета.
5.8. Кандидат, уполномоченный представитель по финансовым вопросам избирательного объединения представляют соответственно в Комиссию, Комиссию, организующую выборы, на бумажном носителе и в машиночитаемом виде итоговый финансовый отчет (приложение N 9 к настоящей Инструкции), и учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения (приложение N 2 к настоящей Инструкции).
5.9. Итоговый финансовый отчет, учет поступления и расходования средств соответствующего избирательного фонда подписываются кандидатом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения.
5.10. Итоговый финансовый отчет должен быть представлен в сброшюрованном виде в том (тома) и иметь сквозную нумерацию страниц, включая приложения.
5.11. К итоговому финансовому отчету прилагаются:
1) учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда на бумажном носителе и в машиночитаемом виде (приложение N 2);
2) первичные финансовые документы на бумажном носителе, подтверждающие поступление денежных средств на специальный избирательный счет и расходование этих средств (приложение N 10);
3) банковская справка об оставшихся средствах или о закрытии специального избирательного счета избирательного фонда кандидата, избирательного объединения, подготовленные банком;
4) пояснительная записка (при необходимости);
5) материалы, указанные в части 4 статьи 45 Закона Удмуртской Республики N 33-РЗ - экземпляры предвыборных печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии или экземпляры иных агитационных материалов, а также электронные образы этих предвыборных агитационных материалов в машиночитаемом виде.
6) опись документов и материалов, прилагаемых к итоговому финансовому отчету кандидата, избирательного объединения (приложение N 11).
5.12. В форме "Учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения" в графе "Шифр строки финансового отчета" указывается, в какой строке финансового отчета учтена каждая операция о поступлении, возврате, расходовании денежных средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения.
5.13. Первичные финансовые документы к итоговому финансовому отчету представляются в хронологической последовательности по мере отражения финансовых операций на специальных избирательных счетах избирательных фондов. При этом за основу принимаются выписки банка со специального избирательного счета избирательного фонда, к которым прилагаются необходимые документы, послужившие основанием для зачисления либо списания средств по счету.
5.14. Первичные финансовые документы должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа и дата составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должности, фамилия и инициалы лица, ответственного за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личная подпись указанного лица. Платежные документы (распоряжения) на перечисление денежных средств, распечатанные из системы дистанционного банковского обслуживания, представляются в форме надлежащим образом заверенной копии. Указанная копия может быть заверена сотрудником филиала ПАО Сбербанк, в котором открыт специальный избирательный счет кандидата, избирательного объединения, кандидатом или уполномоченным представителем по финансовым вопросам кандидата, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения.
5.15. Оставшиеся на специальном избирательном счете неизрасходованные денежные средства филиал ПАО Сбербанк обязан по истечении 60 дней со дня (последнего дня) голосования перечислить в доход местного бюджета и закрыть этот счет.
6. Сведения, подлежащие опубликованию и размещению в сети Интернет
6.1. Комиссия, Комиссия, организующая выборы, периодически, но не реже чем один раз в две недели до дня (первого дня) голосования направляет сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений в объеме и по форме согласно приложению N 12 к настоящей Инструкции:
- в Избирательную комиссию Удмуртской Республики для размещения на части 25 статьи 48 Закона Удмуртской Республики N 33-РЗ;
- в средства массовой информации для опубликования в целях реализации части 9 статьи 49 Закона Удмуртской Республики N 33-РЗ.
6.2. Копии финансовых отчетов кандидатов, избирательных объединений не позднее чем через пять дней со дня их получения передаются соответствующей избирательной комиссией в средства массовой информации для опубликования.
7. Ответственность за нарушения порядка формирования и расходования средств избирательных фондов
7.1. Ответственность за нарушение порядка формирования и расходования средств избирательных фондов, непредставление, несвоевременное представление либо неполное представление итогового финансового отчета и приложенных к нему документов по установленным настоящей Инструкцией формам, недостоверность данных, содержащихся в отчете, несут уполномоченный представитель избирательного объединения по финансовым вопросам, кандидат, гражданин, являвшийся кандидатом.
7.2. В случаях, указанных в пункте 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, в части 23 и части 24 статьи 30 Закона Удмуртской Республики N 33-РЗ за нарушения порядка формирования и расходования средств избирательных фондов соответствующая избирательная комиссия принимает решение об отказе в регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов.
Решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации может быть обжаловано в суд в порядке, установленным федеральным законодательством.
7.3. Лица, нарушающие правила финансирования избирательной кампании, несут уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с федеральным законодательством.
-----------------------------
1 Наличные расчеты в валюте Российской Федерации между участниками расчетов в рамках одного договора могут производиться в размере, не превышающем 100 тыс. рублей (Указание Центрального банка Российской Федерации от 9 декабря 2019 года N 5348-У).
2 Здесь и далее в скобках указаны сроки, применяемые в случае принятия решения о проведении голосования на выборах в течение нескольких дней подряд в соответствии с частями 1 и 2 статьи 53.1 Закона Удмуртской Республики от 16.05.2016 N 33-РЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.