Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
Управления ветеринарии
Орловской области
от 19.06.2023 г. N 234
Положение
об организации и осуществлении внутреннего финансового аудита в Управлении ветеринарии Орловской области
I. Общие положения
1. Положение об организации и осуществлении внутреннего финансового аудита в Управлении ветеринарии Орловской области (далее - Положение, Управление) разработано в целях организации и осуществления внутреннего финансового аудита с учетом статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 года N 195н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита", приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 года N 196н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 декабря 2019 года N 237н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита", приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 91н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5 августа 2020 года N 160н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 сентября 2021 года N 120н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности" и о внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации по вопросам осуществления внутреннего финансового аудита" (далее - федеральные стандарты).
2. В целях настоящего Положения применяются термины и сокращения в тех же значениях, что и в федеральных стандартах.
3. Внутренний финансовый аудит является деятельностью по формированию и предоставлению руководителю главного администратора бюджетных средств - начальнику Управления ветеринарии Орловской области (далее - начальник Управления):
1) информации о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета (далее - администратор бюджетных средств), главного администратора бюджетных средств (далее - Управление), в том числе заключения о достоверности бюджетной отчетности;
2) предложений о повышении качества финансового менеджмента, в том числе о повышении результативности и экономности использования бюджетных средств;
3) заключения о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента.
4. Внутренний финансовый аудит осуществляется в целях:
1) оценки надежности внутреннего процесса Управления, осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами,
регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий (далее - внутренний финансовый контроль), и подготовки предложений об организации внутреннего финансового контроля;
2) подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
3) повышения качества финансового менеджмента.
5. Субъектом внутреннего финансового аудита Управления является уполномоченное должностное лицо, наделенное полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее - уполномоченное должностное лицо) на основе принципа функциональной независимости.
При осуществлении внутреннего финансового аудита уполномоченное должностное лицо непосредственно подчиняется начальнику Управления.
6. Объектом аудита является бюджетная процедура и (или) составляющие эту процедуру операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры.
7. Субъекты бюджетных процедур - начальник (заместитель начальника), руководители и должностные лица структурных подразделений Управления, которые организуют (обеспечивают выполнение), выполняют бюджетные процедуры.
8. Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита основывается на принципах и задачах внутреннего финансового аудита, установленных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 года N 196н "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита".
9. Права и обязанности уполномоченного должностного лица определены федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита", утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 года N 195н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита".
II. Основания организации внутреннего финансового аудита
10. В целях обеспечения осуществления внутреннего финансового аудита на основе принципа функциональной независимости аудиторские мероприятия организует и осуществляет уполномоченное должностное лицо, которое:
имеет возможность беспрепятственного осуществления внутреннего финансового аудита (невмешательства в осуществление внутреннего финансового аудита третьих лиц), в том числе подготовить заключение, отразив в нем результаты проведения аудиторского мероприятия;
в течение текущего и отчетного финансового года не принимало участие в организации (обеспечении выполнения), выполнении бюджетных процедур и (или) составляющих эти процедуры операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, которые являются объектами внутреннего финансового аудита;
не имеет родства или свойства с субъектами бюджетных процедур;
не имеет конфликта интересов.
III. Годовое планирование аудиторских мероприятий в целях составления плана проведения аудиторских мероприятий
11. Планирование аудиторских мероприятий в целях составления плана проведения аудиторских мероприятий включает следующие этапы:
а) формирование данных для составления проекта плана проведения аудиторских мероприятий;
б) составление проекта плана проведения аудиторских мероприятий;
в) утверждение плана проведения аудиторских мероприятий.
12. При формировании данных для составления проекта плана проведения аудиторских мероприятий учитываются положения, определенные федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5 августа 2020 года N 160н, иная информация, необходимая субъекту внутреннего финансового аудита для составления проекта плана проведения аудиторских мероприятий.
13. Уполномоченным должностным лицом проводится анализ данных, по результатам которого определяются приоритетные в очередном финансовом году темы аудиторских мероприятий, возможные сроки окончания этих мероприятий и составляется проект плана проведения аудиторских мероприятий по форме, установленной приложением 1 к настоящему Положению.
14. План проведения аудиторских мероприятий (далее - План) должен содержать перечень планируемых к проведению в очередном финансовом году аудиторских мероприятий, одно из которых проводится в целях подтверждения достоверности годовой бюджетной отчетности Управления и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - подтверждение достоверности бюджетной отчетности Управления), в том числе содержать тему, объекты внутреннего финансового аудита, информацию о субъектах бюджетных процедур, проверяемый период, срок проведения аудиторских мероприятий.
Перечень планируемых к проведению в очередном финансовом году аудиторских мероприятий должен включать не менее двух мероприятий.
15. Перечень тем аудиторских мероприятий в целях оценки надежности внутреннего процесса Управления, осуществляемого внутренний финансовый контроль, и подготовки предложений об организации внутреннего финансового контроля, подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета, повышения качества финансового менеджмента для включения в план формируется исходя из следующих критериев отбора, приведенных в порядке убывания их значимости:
1) объем бюджетных ассигнований, предусмотренный по направлению расходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета, либо объем поступлений в бюджет по доходному источнику, закрепленному за Управлением;
2) существенность нарушений (недостатков), выявленных органами государственного финансового контроля в отношении Управления за период времени, прошедший с момента проведения предыдущего аудиторского мероприятия;
3) период времени, прошедший с момента проведения предыдущего аудиторского мероприятия;
4) полнота и своевременность исполнения аудиторских рекомендаций, выданных по результатам проведения предыдущих аудиторских мероприятий;
5) наличие существенных изменений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обусловливающих публичные нормативные обязательства и правовые основания для иных расходных обязательств, принятых в течение проверяемого периода;
6) опыт и квалификация сотрудников структурных подразделений Управления, осуществляющих операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур).
16. Выбор объектов аудита в целях формирования тем аудиторских мероприятий, направленных на обеспечение подтверждения достоверности бюджетной отчетности, для включения их в План осуществляется исходя из следующих критериев отбора, приведенных в порядке убывания их значимости:
1) объем активов (обязательств) объекта аудита на конец отчетного финансового года;
2) количество получателей;
3) организация внутреннего финансового контроля;
4) количество нарушений (недостатков), выявленных в рамках внутреннего финансового контроля за два предшествующих года.
17. По решению уполномоченного должностного лица проект Плана может быть направлен субъектам бюджетных процедур, являющимся руководителями структурных подразделений Управления, в целях представления ими предложений о проведении плановых аудиторских мероприятий, в том числе предложений об уточнении тем и сроков окончания аудиторских мероприятий.
18. Уполномоченное должностное лицо подписывает План и представляет его на утверждение начальнику Управления не позднее чем за 10 рабочих дней до начала очередного финансового года.
19. Начальник Управления утверждает План до начала очередного финансового года.
20. В утвержденный План проведения аудиторских мероприятий могут вноситься изменения в случае:
а) принятия начальником Управления решения о необходимости внесения изменений в План;
б) направления уполномоченным должностным лицом в адрес начальника Управления предложений о внесении изменений в План, в том числе по причине невозможности проведения плановых аудиторских мероприятий в связи с:
наступлением обстоятельств непреодолимой силы;
недостаточностью временных и (или) трудовых ресурсов при необходимости проведения внеплановых аудиторских мероприятий;
внесением изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, в том числе регулирующие осуществление операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
выявлением в ходе подготовки аудиторского мероприятия существенных обстоятельств (необходимость изменения темы и (или) даты (месяца) окончания аудиторского мероприятия);
реорганизацией, ликвидацией Управления и (или) субъекта внутреннего финансового аудита.
Изменения в План утверждаются начальником Управления в течение 5 рабочих дней со дня направления подписанного уполномоченным должностным лицом Плана.
21. Внеплановое аудиторское мероприятие проводится на основании решения начальника Управления, которое должно содержать тему и сроки проведения внепланового аудиторского мероприятия.
22. Уполномоченное должностное лицо обеспечивает ознакомление субъектов бюджетных процедур с утвержденным Планом (внесенными изменениями в План).
IV. Планирование аудиторского мероприятия и формирование программы аудиторского мероприятия
23. Аудиторское мероприятие назначается решением начальника Управления.
24. С целью планирования аудиторского мероприятия уполномоченное должностное лицо формирует и утверждает программу аудиторского мероприятия (далее - Программа) по форме, установленной приложением 2 к настоящему Положению, не позднее чем за 7 рабочих дней до даты начала проведения аудиторского мероприятия.
25. В целях составления Программы уполномоченное должностное лицо проводит предварительный анализ документов, фактических данных, информации об организации (обеспечении выполнения) и выполнении бюджетных процедур и бюджетных рисках во взаимосвязи с операциями (действиями) по выполнению бюджетных процедур, являющихся объектами аудиторского мероприятия, не позднее чем за 3 рабочих дня до даты составления Программы.
26. Программа аудиторского мероприятия содержит:
а) основание проведения и тему аудиторского мероприятия (пункт Плана или решение о проведении внепланового аудиторского мероприятия);
б) сроки проведения аудиторского мероприятия;
в) цель (цели) и задачи аудиторского мероприятия;
г) методы внутреннего финансового аудита, которые будут применены при проведении аудиторского мероприятия;
д) способы сбора данных;
е) наименование (перечень) объекта(ов) внутреннего финансового аудита;
ж) перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия;
з) сведения об уполномоченном должностном лице.
27. Сроки проведения аудиторского мероприятия содержат дату начала и дату окончания аудиторского мероприятия.
Дата начала аудиторского мероприятия определяется исходя из:
а) поставленных целей и объема задач аудиторского мероприятия;
б) перечня вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия;
в) требования, в соответствии с которым Программа должна быть утверждена до даты начала проведения аудиторского мероприятия.
Датой окончания аудиторского мероприятия является дата подписания заключения.
28. При определении цели (целей) и задач аудиторского мероприятия учитываются:
а) цели осуществления внутреннего финансового аудита, установленные пунктом 3 Положения;
б) задачи внутреннего финансового аудита, определенные пунктами 14 - 16 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита".
29. Уполномоченное должностное лицо определяет методы внутреннего финансового аудита, способы сбора данных.
30. Методы внутреннего финансового аудита, которые будут применены при проведении аудиторского мероприятия, определяются исходя из целей и задач аудиторского мероприятия, результатов оценки бюджетных рисков, степени обеспеченности ресурсами (временными, трудовыми, материальными, финансовыми и иными ресурсами, которые способны оказать влияние на качество проведения аудиторского мероприятия), а также во взаимосвязи с вопросами, подлежащими изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия.
31. Для достижения целей и решения задач аудиторского мероприятия выбор метода (методов) внутреннего финансового аудита для исследования вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия, основывается на характере исследуемого вопроса и целях его изучения.
Для изучения одного вопроса могут быть использованы несколько методов внутреннего финансового аудита.
32. В соответствии с пунктом 3 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита" к методам внутреннего финансового аудита относятся аналитические процедуры, инспектирование, пересчет, запрос, подтверждение, наблюдение, мониторинг процедур внутреннего финансового контроля.
Используемые методы внутреннего финансового аудита должны обеспечить получение субъектом внутреннего финансового аудита обоснованных, надежных и достаточных аудиторских доказательств для формирования выводов, предложений и рекомендаций по результатам аудиторского мероприятия.
33. К способам сбора данных относятся:
Сплошной способ сбора данных, который заключается в аудиторских исследованиях всей совокупности финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов, относящихся к одному вопросу Программы.
Выборочный способ сбора данных, который заключается в аудиторских исследованиях части финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов, относящихся к одному вопросу Программы. При этом объем выборки и ее состав определяются уполномоченным должностным лицом таким образом, чтобы обеспечить возможность оценки изучаемых вопросов Программы для последующего формирования аудиторских доказательств.
Использование сплошного или выборочного способа изучения зависит от целей аудиторского мероприятия и характеристик исследуемых данных, документов, информации, процедур, а также использования программных средств для изучения объектов внутреннего финансового аудита.
34. Уполномоченное должностное лицо исходя из вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия, имеет право привлекать к проведению аудиторского мероприятия должностных лиц структурных подразделений Управления и (или) экспертов.
Привлечение должностных лиц структурных подразделений Управления и (или) экспертов к проведению аудиторских мероприятий осуществляется в соответствии с приложением 3 к настоящему Положению.
В случае необходимости начальник Управления обеспечивает привлечение эксперта к проведению аудиторского мероприятия.
35. Местом проведения аудиторского мероприятия могут быть как помещения, занимаемые субъектом внутреннего финансового аудита, так и помещения и территории, занимаемые субъектами бюджетных процедур.
Выбор мест проведения аудиторского мероприятия для выполнения Программы осуществляет уполномоченное должностное лицо.
36. Уполномоченное должностное лицо утверждает сформированную Программу в срок не позднее 7 рабочих дней до даты начала проведения аудиторского мероприятия.
37. При проведении аудиторского мероприятия уполномоченное должностное лицо может прийти к выводу о необходимости изменения Программы в связи с переоценкой значимости (уровня) бюджетных рисков, в том числе на основании полученной информации об организации (обеспечении выполнения), выполнении бюджетной процедуры.
Изменения в Программу также утверждаются уполномоченным должностным лицом.
38. Уполномоченное должностное лицо не позднее чем за семь календарных дней до начала аудиторского мероприятия направляет копию Программы (копию изменения в Программу) для ознакомления субъектам бюджетных процедур.
V. Проведение внутреннего финансового аудита
39. Аудиторское мероприятие проводится в соответствии с утвержденной Программой путем выполнения уполномоченным должностным лицом профессиональных действий, в том числе действий по сбору аудиторских доказательств, формированию выводов, предложений и рекомендаций.
40. При проведении аудиторского мероприятия уполномоченным должностным лицом должны быть собраны обоснованные, надежные и достаточные аудиторские доказательства.
41. Сбор аудиторских доказательств осуществляется с учетом положений, установленных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5 августа 2020 года N 160н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита".
42. При проведении выездной проверки субъекты бюджетных процедур обязаны:
1) создать условия для работы уполномоченного должностного лица, эксперта;
2) предоставить служебное помещение (служебные помещения),
оборудованное организационно-техническими средствами, средствами связи и обеспечивающее сохранность документов, обеспечить транспортом;
3) оказывать содействие в проведении выездного мероприятия, давать указания о представлении подлинных документов, подлежащих анализу, а также справок и объяснений в устной и письменной форме по вопросам, имеющим отношение к выездному мероприятию;
4) принимать меры к устранению и предупреждению выявленных в процессе аудиторского мероприятия нарушений и недостатков.
43. Аудиторское мероприятие может быть неоднократно приостановлено:
а) при наличии нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе по хранению первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности, которое делает невозможным дальнейшее проведение аудиторского мероприятия, -
на период восстановления документов, необходимых для проведения аудиторского мероприятия, а также приведения документов учета и отчетности в состояние, позволяющее проводить их изучение в ходе проведения аудиторского мероприятия;
б) на период непредставления (неполного представления) документов и информации или воспрепятствования проведению аудиторского мероприятия;
в) на период организации и проведения экспертиз, а также исполнения запросов;
г) при наличии обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение аудиторского мероприятия по причинам, не зависящим от уполномоченного должностного лица, включая наступление обстоятельств непреодолимой силы.
44. Основаниями продления срока проведения аудиторского мероприятия являются:
а) получение в ходе проведения аудиторского мероприятия информации, свидетельствующей о наличии нарушений законодательства Российской Федерации и требующей дополнительного изучения, в том числе информации от правоохранительных органов, иных органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо из иных источников;
б) наличие обстоятельств, которые делают невозможным дальнейшее проведение аудиторского мероприятия по причинам, не зависящим от уполномоченного должностного лица, включая наступление обстоятельств непреодолимой силы;
в) значительный объем анализируемых документов, который не представлялось возможным установить при подготовке к проведению аудиторского мероприятия.
45. Решение о приостановлении аудиторского мероприятия и (или) о продлении срока проведения аудиторского мероприятия принимается начальником Управления, при этом изменения в План не вносятся.
46. Уполномоченное должностное лицо в срок не позднее трех рабочих дней со дня подписания приказа о приостановлении аудиторского мероприятия направляет руководителю субъекта бюджетных процедур (уполномоченному им лицу):
1) копию приказа Управления о приостановлении аудиторского мероприятия;
2) в письменной форме требование о восстановлении бюджетного (бухгалтерского) учета или о приведении в надлежащее состояние документов по бюджетному (бухгалтерскому) учету и отчетности либо устранении иных обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение аудиторского мероприятия (далее - требование).
47. В требовании указывается срок его выполнения, который не может превышать срок, на который приостанавливается аудиторское мероприятие.
48. После окончания срока приостановления аудиторского мероприятия уполномоченное должностное лицо возобновляет проведение аудиторского мероприятия, о чем письменно извещает руководителя субъекта бюджетных процедур (уполномоченное им лицо) не позднее трех рабочих дней до возобновления проведения аудиторского мероприятия.
49. Общий срок приостановлений аудиторского мероприятия не может составлять более одного года. На время приостановления аудиторского мероприятия течение его срока прерывается.
VI. Документирование аудиторских мероприятий
50. При проведении аудиторского мероприятия формируется рабочая документация аудиторского мероприятия.
Рабочая документация аудиторского мероприятия должна быть достаточной для обеспечения понимания результатов проведения аудиторского мероприятия.
Рабочие документы аудиторского мероприятия могут вестись и храниться в электронном виде и (или) на бумажных носителях, а также должны быть сформированы до окончания аудиторского мероприятия.
51. В соответствии с пунктом 3 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита" рабочей документацией аудиторского мероприятия является совокупность документов и фактических данных, информации (материалов), подготавливаемых либо получаемых в связи с проведением аудиторского мероприятия, в том числе:
а) документы, отражающие подготовку к проведению аудиторского мероприятия, включая формирование его программы;
б) документы и фактические данные, информация, связанные с выполнением бюджетных процедур;
в) объяснения, полученные в ходе проведения аудиторского мероприятия, в том числе от субъектов бюджетных процедур;
г) информация о контрольных действиях, совершаемых при выполнении бюджетной процедуры, являющейся объектом внутреннего финансового аудита;
д) аналитические материалы, подготовленные в рамках проведения аудиторского мероприятия;
е) копии обращений к экспертам и (или) к лицам, располагающим документами и фактическими данными, информацией, необходимыми для проведения аудиторского мероприятия, направленных в ходе проведения аудиторского мероприятия, и полученные от них сведения.
52. Рабочие документы аудиторского мероприятия должны подтверждать, что:
а) объекты внутреннего финансового аудита исследованы в соответствии с программой этого аудиторского мероприятия;
б) при проведении аудиторского мероприятия собраны аудиторские доказательства, которые позволяют сформировать и обосновать выводы, предложения и рекомендации по результатам аудиторского мероприятия.
53. Рабочие документы аудиторского мероприятия должны быть проверены уполномоченным должностным лицом.
При проверке рабочих документов уполномоченное должностное лицо должно убедиться в том, что Программа (соответствующий пункт Программы) аудиторского мероприятия выполнена и получены обоснованные, надежные и достаточные аудиторские доказательства для достижения целей аудиторского мероприятия.
54. При хранении рабочих документов аудиторских мероприятий должна исключаться возможность их изменения, а также изъятия или добавления отдельных рабочих документов или их части.
Оформление документов, содержащих сведения, составляющие государственную, служебную, иную охраняемую законодательством Российской Федерации в области защиты государственной и иной охраняемой законом тайны.
55. Доступ к рабочим документам внутреннего финансового аудита при проведении мероприятий государственного (муниципального) финансового контроля осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим осуществление государственного (муниципального) финансового контроля.
VII. Реализация результатов внутреннего финансового аудита
56. Результаты аудиторского мероприятия оформляются аудиторским заключением (далее - Заключение), составленным по форме, установленной приложением 4 к настоящему Положению.
57. Заключение должно содержать следующую информацию:
а)тему аудиторского мероприятия;
б) описание выявленных нарушений и (или) недостатков (в случае их выявления), а также их причин и условий;
г)описание выявленных бюджетных рисков, в том числе не включенных ранее в реестр бюджетных рисков, причин и возможных последствий реализации этих бюджетных рисков, а также рисков, остающихся после реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля (далее - значимые остаточные бюджетные риски);
д)выводы о достижении цели (целей) осуществления внутреннего финансового аудита, установленной(-ых) пунктом 2 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и (или) программой аудиторского мероприятия, включая один или несколько из следующих выводов:
о степени надежности внутреннего финансового контроля;
достоверности бюджетной отчетности, в том числе о наличии фактов и (или) признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности и соответствие порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности;
качестве исполнения бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств, в том числе о достижении главным администратором (администратором) бюджетных средств значений, включая целевые значения, показателей качества финансового менеджмента, определенных в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным пунктом 7 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
е)предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента, в том числе предложения по мерам минимизации (устранения) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля;
ж)дату подписания заключения;
з)должность, фамилию и инициалы, подпись уполномоченного должностного лица.
58. В целях обеспечения полноты и достоверности заключения отражаемая в нем информация должна соответствовать следующим требованиям:
а) указанные в Заключении выводы, включая выводы о выявленных нарушениях и (или) недостатках, а также предложения и рекомендации должны быть сформированы с учетом принципа профессионального скептицизма и на основании достаточных аудиторских доказательств;
б) указанная в заключении информация должна быть:
точной, что означает отсутствие ошибок, искажений и фактическое описание проведения аудиторского мероприятия;
полной, что означает отражение в заключении всех существенных выводов по результатам проведения аудиторского мероприятия, на основании которых могут быть приняты решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента;
объективной, что выражается в беспристрастности при подготовке указанной информации;
ясной, что означает логичность и легкость восприятия информации, обеспечение получателей заключения всей существенной и относящейся к делу информацией;
краткой, что выражается в указании необходимой информации (по рассматриваемому вопросу) и отсутствии ненужных отступлений,
избыточной детализации и многословности;
конструктивной, то есть направленной на оказание помощи субъектам бюджетных процедур (в случае необходимости) в части разъяснения предлагаемых мер по повышению качества финансового менеджмента, в том числе по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля;
своевременной, что выражается в направлении информации в сроки, позволяющие субъектам бюджетных процедур принять меры по минимизации (устранению) бюджетных рисков, в том числе направленные на предотвращение и (или) устранение нарушений и (или) недостатков;
в) в Заключении, рабочей документации аудиторского мероприятия не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, заверенных подписью уполномоченного должностного лица;
г) в случае необходимости (при наличии возможности) приводится стоимостная оценка выявленных нарушений и (или) недостатков, а также возможных последствий реализации выявленных бюджетных рисков;
д) Заключение, содержащее сведения, составляющие государственную, служебную, иную охраняемую законодательством Российской Федерации в области защиты государственной и иной охраняемой законом тайны;
е) Заключение должно быть составлено на русском языке и иметь сквозную нумерацию страниц.
59. По окончании проведения каждого аудиторского мероприятия уполномоченное должностное лицо подписывает Заключение.
60. Датой подписания Заключения является дата окончания аудиторского мероприятия.
61. Уполномоченное должностное лицо представляет Заключение начальнику Управления и передает копию Заключения субъектам бюджетных процедур в течение 7 рабочих дней с даты подписания Заключения.
62. По решению начальника Управления и (или) уполномоченного должностного лица к Заключению могут быть приложены документы, необходимые для разъяснения действий субъекта внутреннего финансового аудита при проведении аудиторского мероприятия и (или) результатов аудиторского мероприятия, в том числе Программа, аудиторские доказательства, аналитические записки, поступившие письменные возражения и предложения субъектов бюджетных процедур по результатам проведения аудиторского мероприятия и иные документы, необходимые для подтверждения полноты и достоверности Заключения.
63. Уполномоченное должностное лицо направляет Заключение тем субъектам бюджетных процедур, являющимся руководителями структурных подразделений Управления, в отношении деятельности которых (в части организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетных процедур) получена информация о выявленных (реализованных) бюджетных рисках, о нарушениях и (или) недостатках, а также разработаны предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента и (или) исходя из цели и задач аудиторского мероприятия.
64. По решению уполномоченного должностного лица документы, предусмотренные пунктом 62 настоящего Положения, необходимые для разъяснения результатов аудиторского мероприятия, могут быть направлены субъектам бюджетных процедур, указанным в пункте 63 настоящего Положения.
Способ направления и объем этих документов определяются исходя из необходимости разъяснения субъектам бюджетных процедур предлагаемых мер по повышению качества финансового менеджмента.
При наличии возражений и предложений по фактам, указанным в Заключении, субъект бюджетной процедуры в течение 3 рабочих дней с даты его получения вправе представить в свободной форме возражения и предложения аудиторской группе на бумажном носителе или в электронном виде.
65. Письменные возражения и предложения субъектов бюджетных процедур, поступившие по результатам проведенного аудиторского мероприятия и после представления Заключения начальнику Управления, рассматриваются уполномоченным должностным лицом в течение 5 рабочих дней со дня их поступления и, при необходимости, учитываются в целях ведения реестра бюджетных рисков.
66. В случае если в подписанном Заключении содержится существенная ошибка или искажение, а также если после подписания Заключения уполномоченное должностное лицо получило информацию, которая не была доступна на дату окончания аудиторского мероприятия и существенно влияет на выводы, предложения и рекомендации по его результатам, то уполномоченное должностное лицо должно довести исправленную информацию до сведения всех сторон, получивших первоначальный вариант заключения, в течение 5 рабочих дней со дня получения (обнаружения) данной информации (ошибки или искажения).
67. В течение 5 рабочих дней со дня, следующего за днем получения Заключения, субъект бюджетной процедуры обеспечивает разработку плана мероприятий по реализации предложений и рекомендаций и/или устранению недостатков/нарушений, составленного по форме, установленной приложением 5 к настоящему Положению.
68. Субъект бюджетной процедуры обеспечивает выполнение внесенных уполномоченным должностным лицом предложений и в установленные сроки представляет уполномоченному должностному лицу информацию об устранении нарушений и недостатков, выявленных в ходе аудиторских мероприятий, с приложением копий подтверждающих документов, составленную по форме, установленной приложением 6 к настоящему Положению.
VIII. Решения, принимаемые начальником Управления и (или) субъектами бюджетных процедур
69. Начальник Управления рассматривает Заключение и принимает одно или несколько решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента, предусмотренных федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 91н, с указанием сроков их выполнения не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем получения Заключения.
Указанные решения утверждаются письменным поручением (в том числе в форме резолюций), поручением, оформляемым протоколом совещания, в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения.
70. Начальник Управления вправе принимать решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента, на основании информации как содержащейся в Заключениях субъекта внутреннего финансового аудита, так и полученной вне рамок проведения аудиторских мероприятий, в том числе на основании информации уполномоченного должностного лица о выявленных признаках коррупционных и иных правонарушений, о результатах мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков.
71. Руководители субъектов бюджетных процедур в целях выполнения решений начальника Управления, а также на основании информации о проведении и результатах аудиторского мероприятия, в том числе указанной в аналитических записках субъекта внутреннего финансового аудита, проекте Заключения и Заключении, вправе самостоятельно принимать решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента, включая разработку и выполнение перечня (плана) мероприятий по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры.
72. Информация о принятых решениях, а также о принятых (необходимых к принятию) мерах по повышению качества финансового менеджмента обобщается уполномоченным должностным лицом в целях ведения реестра бюджетных рисков и проведения мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков до начала очередного финансового года.
IX. Мониторинг реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков
73. Во исполнение решений, принятых в соответствии с пунктами 69 - 71 настоящего Положения, субъекты бюджетных процедур выполняют меры по повышению качества финансового менеджмента и минимизации (устранению) бюджетных рисков.
74. Уполномоченное должностное лицо регулярно (не реже одного раза в год) проводит мониторинг реализации субъектами бюджетных процедур мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, в рамках которого формирует информацию о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента.
75. Целью проведения мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков является подтверждение исполнения решений, принятых в соответствии с пунктами 69 - 71 настоящего Положения, а также оценка их влияния на повышение качества финансового менеджмента и (или) на минимизацию (устранение) бюджетных рисков, в том числе выявление значимых остаточных бюджетных рисков.
76. Способы, сроки и периодичность проведения мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков определяет уполномоченное должностное лицо.
Уполномоченное должностное лицо проводит указанный мониторинг с использованием одного или нескольких из следующих способов:
а) запрос и анализ информации от субъектов бюджетных процедур, являющихся руководителями структурных подразделений Управления, о ходе и (или) результатах выполнения мер по повышению качества финансового менеджмента и минимизации (устранению) бюджетных рисков, в том числе о причинах невыполнения указанных мер;
б) анализ результатов мероприятий органов государственного финансового контроля в Управлении, касающихся организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетных процедур, в том числе операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, в отношении которых принимались решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента;
в) повторное аудиторское мероприятие (мероприятия), объектами которого являются бюджетные процедуры и (или) составляющие эти процедуры операции (действия) по выполнению бюджетных процедур, в отношении которых принимались решения, предусмотренные пунктами 69 - 71 настоящего Положения;
г) проведение аудиторского мероприятия с целью анализа исполнения направленных на повышение качества финансового менеджмента решений, принятых в том числе по результатам проведения аудиторских мероприятий.
77. В случае если при проведении мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков уполномоченным должностным лицом выявлена необходимость проведения дополнительных мероприятий по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, то уполномоченное должностное лицо информирует об этом начальника Управления не позднее чем за 5 рабочих дней до дня выявления.
78. Обобщенная информация о результатах мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков отражается в годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита.
79. Реестр бюджетных рисков составляется уполномоченным должностным лицом по форме, утвержденной приложением 7 к настоящему Положению, до начала очередного финансового года.
Оценка бюджетных рисков (за исключением рисков искажения бюджетной отчетности), в том числе определение значимости (уровня) бюджетного риска, осуществляется в соответствии с приложением 8 к настоящему Положению.
X. Составление и представление годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита
80. Уполномоченное должностное лицо формирует годовую отчетность о результатах внутреннего финансового аудита за отчетный период.
81. Подписанную годовую отчетность о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита уполномоченное должностное лицо представляет начальнику Управления.
82. Годовая отчетность о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита представляется в первом квартале текущего финансового года за отчетный год (календарный год с 1 января по 31 декабря включительно), в котором проводились (завершились) аудиторские мероприятия.
83. Годовая отчетность о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита должна содержать информацию, характеризующую достижение целей осуществления внутреннего финансового аудита, установленных пунктом 2 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в частности:
а) о выполнении плана проведения аудиторских мероприятий за отчетный год, в том числе аудиторских мероприятий, проведенных в рамках переданных от администратора бюджетных средств полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита (при наличии), а в случае невыполнения плана - информацию о причинах его невыполнения;
б) о количестве и темах проведенных внеплановых аудиторских мероприятий за отчетный год (при наличии);
в) о степени надежности внутреннего финансового контроля;
г) о достоверности (недостоверности) сформированной бюджетной отчетности;
д) о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий Управления, в частности, о достижении Управлением целевых значений показателей качества финансового менеджмента;
е) о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита, направленной на решение задач внутреннего финансового аудита, указанных в пунктах 14 - 16 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", включая информацию о наиболее значимых, по мнению руководителя субъекта внутреннего финансового аудита:
выводах, предложениях и рекомендациях субъекта внутреннего финансового аудита;
нарушениях и (или) недостатках, бюджетных рисках, а также о значимых остаточных бюджетных рисках, включая информацию об их причинах;
принятых (необходимых к принятию) мерах по повышению качества финансового менеджмента Управления и минимизации (устранению) бюджетных рисков;
ж) о результатах мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков;
з) о событиях, оказавших существенное влияние на организацию и осуществление внутреннего финансового аудита, а также на деятельность субъекта внутреннего финансового аудита;
и) о субъекте внутреннего финансового аудита, в том числе о его подчиненности, штатной и фактической численности, а также о принятых мерах по повышению квалификации должностных лиц субъекта внутреннего финансового аудита;
к) дату подписания годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита, должность, фамилию и инициалы, подпись уполномоченного должностного лица.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.