Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Избирательной комиссии
Республики Алтай
от 2 июня 2023 года N 44/166-7
Рекомендации
по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения муниципального списка кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах в органы местного самоуправления на территории Республики Алтай
1. Общие положения
1.1. Основные обязательные требования к порядку сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов, приему и проверке подписных листов установлены статьями 37 и 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), статьями 23, 25, 75 и 89.1 Закона Республики Алтай от 5 мая 2022 года N 14-РЗ "О муниципальных выборах в Республике Алтай" (далее - Закон Республики Алтай). Данными нормами определяются порядок заполнения и заверения подписных листов и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными.
1.2. Единые формы подписных листов, представляемых в избирательные комиссии, организующие выборы установлены приложениями к Федеральному закону:
приложение 6 - подписной лист на выборах главы муниципального образования в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата;
приложение 7.1 - подписной лист на выборах депутатов представительного органа муниципального образования в поддержку выдвижения списка кандидатов;
приложение 8 - подписной лист на выборах депутатов представительного органа муниципального образования в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата.
В соответствии с пунктом 8.1 статьи 37 Федерального закона, частью 6.2 статьи 23 Закона Республики Алтай на основании вышеуказанных форм подписных листов организующая выборы избирательная комиссия утверждает образец заполнения подписного листа в части, касающейся указания соответственно наименования должности выборного должностного лица, наименования представительного органа муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа.
1.3. В соответствии с частью 12 статьи 23, частью 1 статьи 76, частью 1 статьи 91 Закона Республики Алтай организующая выборы избирательная комиссия устанавливает форму протокола об итогах сбора подписей избирателей, представляемого кандидатом, избирательным объединением на бумажном носителе и машиночитаемом виде. Установленная комиссией форма обязательна для кандидата, избирательного объединения. Организующая выборы избирательная комиссия может также рекомендовать единую форму иного документа, но отклонение от этой формы, при условии указания в документе всех предусмотренных законом сведений, не будет являться нарушением.
Рекомендуемая форма протокола об итогах сбора подписей избирателей, представляемого кандидатом, избирательным объединением на бумажном носителе, приведена в приложении N 1 к настоящим Рекомендациям.
1.4. Согласно пункту 3 статьи 38 Федерального закона к проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - орган регистрационного учета), а также иных государственных органов. Заключения привлекаемых к проверке экспертов могут служить основанием для признания содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей недостоверными и (или) недействительными.
1.5. В соответствии с пунктом 6 статьи 38 Федерального закона при проведении проверки подписей избирателей, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, муниципальный список кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей.
Информирование кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения о проведении соответствующей проверки осуществляется любым способом, позволяющим подтвердить получение кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения информации о проведении данной процедуры (письменное извещение с уведомлением, в том числе с использованием электронной почты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", телефонограмма, личное извещение). Факт передачи извещения фиксируется.
1.6. При проверке подписных листов может использоваться специальное программное обеспечение, формирующее на основании оцифрованных записей, содержащихся в подписном листе, автоматизированные запросы к Регистру избирателей, участников референдума ГАС "Выборы" (далее - Регистр), а также формирующее группы схожих почерков для дальнейшего анализа экспертами.
1.7. По окончании рабочего дня помещение либо шкафы (сейфы), где хранятся подписные листы и иные связанные с ними документы, должны быть опечатаны. При опечатывании и снятии печати могут присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей.
2. Прием подписных листов и иных связанных с ними документов
2.1. В соответствии с пунктом 16 статьи 37 Федерального закона, частью 1 статьи 76, частью 1 статьи 91 Закона Республики Алтай в случае если в поддержку кандидата, муниципального списка кандидатов осуществлялся сбор подписей избирателей, то наряду с другими документами в соответствующую избирательную комиссию представляются:
подписные листы с подписями избирателей в пронумерованном и сброшюрованном (не более 100 листов в одной папке) виде;
протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной избирательной комиссией, организующей выборы. Протокол об итогах сбора подписей избирателей подписывается соответственно кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения.
Подписные листы регистрируются как приложение к протоколу об итогах сбора подписей избирателей.
Согласно пункту 1.1 статьи 38 Федерального закона, части 5 статьи 25 Закона Республики Алтай после представления подписных листов в избирательную комиссию внесение в них каких-либо изменений не допускается.
2.2. В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 37 Федерального закона количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, муниципальных списков составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона при проведении выборов по единому избирательному округу либо от числа избирателей, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в многомандатном избирательном округе, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме многомандатных избирательных округов, поделенного на число депутатских мандатов.
2.3. Количество представляемых подписей не может составлять менее 10 подписей и не может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов более чем на 10 процентов. Если для регистрации требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов, не более чем на 4 подписи.
2.4. При приеме документов фиксируется наличие документов, необходимых для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов. В отношении подписных листов проверяется соответствие количества подписных листов, указанного в протоколе об итогах сбора подписей избирателей, их фактическому количеству путем полистного пересчета, при этом проверяется правильность нумерации подписных листов.
В случае выявления нарушения нумерации подписных листов в нее могут вноситься изменения кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения.
При проверке соответствия количества подписных листов, указанного в протоколе об итогах сбора подписей избирателей, их фактическому количеству используется копия протокола, на которой делаются пометки в случае несовпадения количества представленных подписей их заявленному количеству.
В случае выявления нарушений нумерации подписных листов они устраняются кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, с обязательным заверением своей подписью внесенных изменений, в следующем порядке: при наличии нескольких подписных листов с одинаковыми порядковыми номерами каждому подписному листу присваивается соответствующий индекс (например: 20-1, 20-2, 20-3); при пропуске подписного листа с очередным порядковым номером предыдущему подписному листу присваивается сдвоенный или строенный номер (например: 10-2, 10-3).
В случае выявления превышения максимально допустимого количества представленных подписей избирателей кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения предлагается самостоятельно исключить необходимое количество подписей. Если кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения отказывается от этого права, соответствующая избирательная комиссия принимает максимально разрешенное количество подписей, при этом отсчет производится последовательно, начиная с первой подписи избирателя первого подписного листа первой папки, до достижения установленного количества.
После завершения проверки каждая папка с подписными листами заверяется печатью избирательной комиссии.
2.5. В части оформления папок с подписными листами рекомендуется:
на лицевой стороне обложки каждой папки с подписными листами указывать фамилию, имя, отчество кандидата и (или) наименование избирательного объединения, номер папки, количество подписных листов в папке, количество подписей избирателей;
нумерацию подписных листов делать сквозной в пределах каждой папки;
подшивки подписных листов помещать в плотную обложку и прошивать их вместе с обложкой. Прошивание осуществлять таким образом, чтобы полностью были видны все внесенные данные;
концы прошивочной нити (шнура, шпагата) выводить на оборотную сторону обложки, фиксировать наклеиванием бумажной накладки (круглой, квадратной, прямоугольной или иной формы), на которой ставить подпись кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения.
3. Проведение проверки подписей избирателей
3.1. Согласно пункту 3 статьи 38 Федерального закона, части 5 статьи 25 Закона Республики Алтай проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
Учитывая, что на выборах в органы местного самоуправления в Республике Алтай, для регистрации кандидатов, муниципальных списков кандидатов, как правило, требуется представить небольшое количество подписей, предпочтительно проводить проверку всех представленных подписей. Количество проверяемых подписей должно быть равным для всех кандидатов, избирательных объединений.
3.2. Если общее количество подписей избирателей, представленных кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, меньше количества подписей избирателей, необходимых для регистрации, то проверка не проводятся.
3.3. Проверяются все сведения об избирателях, внесенные в подписной лист, а также сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и о лицах, заверявших подписной лист. Проверка осуществляется проверяющим путем последовательного изучения всех содержащихся в подписном листе сведений.
3.4. По результатам проверки подпись может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
Подпись может быть признана проверяющим недостоверной и (или) недействительной самостоятельно, либо на основании заключения эксперта, либо на основании официальной справки уполномоченного органа.
Подпись признается недействительной проверяющим самостоятельно в случае несоблюдения формы подписного листа либо порядка его заполнения (неполнота сведений об избирателе, о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, отсутствие установленных законом сведений о кандидате и т.п.).
В ряде случаев подпись признается проверяющим недостоверной и (или) недействительной только на основании заключения эксперта либо официальной справки уполномоченного органа. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных им исследований, в соответствии со своими специальными знаниями.
3.5. Сведения об избирателях первоначально проверяются с использованием регионального (территориального) фрагмента Регистра. При выявлении расхождений между персональными данными избирателей, содержащимися в подписном листе и в Регистре, либо при отсутствии в Регистре данных об избирателе в орган регистрационного учета направляется запрос, подписанный председателем избирательной комиссии, в целях получения официальной справки о достоверности сведений, содержащихся в подписном листе. Запрос направляется по форме, указанной в приложениях N 7 и N 8 к Протоколу N 1 к Соглашению о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 сентября 2016 года N 08/14295-2016/1/8913 (с учетом изменений, внесенных Протоколом N 3 от 8 мая 2020 года).
После получения официальной справки органа регистрационного учета делается вывод о достоверности либо о недействительности подписи избирателя.
Если специальных знаний эксперта достаточно для дачи заключения без направления запроса в соответствующий орган, то подпись может быть признана недействительной на основании его заключения.
3.6. Проверка подписных листов должна быть завершена не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, муниципального списка кандидатов, так как именно в этот срок должен быть составлен итоговый протокол проверки подписных листов, копия которого передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения.
3.7. Результаты проверки подписных листов вносятся в ведомости проверки подписных листов (далее - ведомость), в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей.
Листы ведомости нумеруются. Каждый лист ведомости в обязательном порядке подписывается проверяющим, а в случае, если недостоверной и (или) недействительной подпись (подписи) признается (признаются) на основании заключения (заключений) эксперта (экспертов), также всеми экспертами, осуществлявшими работу с соответствующими подписными листами.
3.8. Для удобства и быстроты заполнения ведомостей основания признания подписей недостоверными и (или) недействительными могут указываться в виде кодов нарушений. Форму ведомости и таблицу кодов нарушений с указанием соответствующих им оснований признания подписей недостоверными и (или) недействительными целесообразно утвердить решением организующей выборы избирательной комиссии.
Примерная форма ведомости и таблицы с перечнем кодов нарушений приведены в настоящих Рекомендациях (приложения N 2, N 3).
3.9. В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона по окончании проверки подписных листов на основании информации, содержащейся в ведомостях, по каждому кандидату, муниципальному списку кандидатов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных, представленных и проверенных подписей избирателей, а также количество подписей избирателей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми.
В итоговом протоколе указываются дата и время его подписания, а также дата и время получения его копии кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения.
Примерная форма итогового протокола проверки подписных листов приведена в приложении N 4 к настоящим Рекомендациям.
3.10. Копия итогового протокола проверки подписных листов передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения не позднее чем за двое суток до заседания избирательной комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, муниципального списка кандидатов.
3.11. Если по завершении проверки количества достоверных подписей избирателей недостаточно для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов, то по письменному запросу кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения ему одновременно с заверенной копией итогового протокола проверки подписных листов передаются заверенные председателем избирательной комиссии копии ведомостей, а также копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными.
3.12. Согласно пункту 7 статьи 38 Федерального закона итоговый протокол проверки подписных листов прилагается к решению избирательной комиссии о регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.