Решение Санкт-Петербургского городского суда от 6 февраля 2023 г. по делу N 3а-72/2023
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Чистяковой Т.С.
при секретаре Андреевой В.А., с участием прокурора Савельевой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Санкт-Петербургского государственного унитарного дорожного специализированного предприятия "Курортное" о признании недействующими пунктов 1195, 1196 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 29 декабря 2020 N 128-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год", пунктов 2064, 2065 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24 декабря 2021 N 141-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год", установил:
Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга 29 декабря 2020 года издан приказ N 128-п, которым определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее - Перечень 2021), размещенный на сайте Администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" (www.gov.spb.ru) 11 января 2021 года.
В пункт 1195 Перечня 2021 включено здание с кадастровым номером 78:38:1113601:1012, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, ул. Инструментальщиков, дом 3, лит. А (далее по тексту Здание).
В пункт 1196 Перечня 2021 включено нежилое помещение 1-Н с кадастровым номером 78:36:1113601:1035, расположенное в вышеуказанном здании (далее по тексту Помещение).
Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (далее - Комитет) 24 декабря 2021 года издан приказ N 141-п, которым определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее - Перечень 2022), указанный нормативный правовой акт официально опубликован на официальном сайте администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" (www.gov.spb.ru) 28 декабря 2021 года.
В пункт 2064 Перечня 2022 включено здание с кадастровым номером 78:38:1113601:1012, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, ул. Инструментальщиков, дом 3, лит. А.
В пункт 2065 Перечня 2022 включено нежилое помещение 1-Н с кадастровым номером 78:36:1113601:1035, расположенное в вышеуказанном здании.
Санкт-Петербургское государственное унитарное дорожное специализированное предприятие "Курортное" (далее по тексту также - СПб ГУДСП "Курортное"), являясь собственником указанного Здания и нежилого помещения, обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением с требованием о признании недействующими пунктов 1195, 1196 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 29 декабря 2020 N 128-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год", пунктов 2064, 2065 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24 декабря 2021 N 141-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год".
Заявленные административным истцом требования мотивированы тем, что Здание и Помещение не обладают признаками объекта налогообложения, установленными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года N 684-96 "О налоге на имущество организаций", поскольку Здание расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого не предусматривает размещение на нем объектов перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в Здании и Помещении отсутствуют помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых предусматривают размещение офисов, административного и коммерческого назначения. Все помещения в Здании используются административным истцом в целях его уставной деятельности.
Представитель административного истца по доверенности ФИО в судебное заседание явился, представил дополнительные письменные объяснения, где указал, что ранее в 2018 - 2019 годы Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга реализуя свои полномочия, в целях определения вида фактического использования спорных объектов, проводил обследования Здания, по результатам которого спорные объекты недвижимости не были отнесены к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. После этого, никаких изменений в фактическом использовании Здания и Помещения не произошло. СПб ГУДСП "Курортное" является государственным унитарным дорожным специализированным предприятием, целью деятельности которого является дорожная деятельность. Имущество предприятия находится в собственности Санкт-Петербурга и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения, и не может быть использовано иначе как для целей, предусмотренных Уставом. При этом, продавать, сдавать в аренду недвижимое имущество административный истец не вправе без согласия собственника Санкт-Петербурга.
Представитель административного ответчика, действующая на основании доверенности, ФИО в судебное заседание явилась, возражала против заваленных административных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 137-138). Указала, что Здание и Помещение включены в Перечень 2021, Перечень 2022 на основании сведений о наименовании Здания, представленных Управлением Росреестра по Санкт-Петербургу; наименование Здания с кадастровым номером 78:38:1113601:1012 - "Административное" свидетельствовало о наличии достаточного условия, предусмотренного подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ, для признания его объектом, предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения. Поскольку здание определено административно-деловым центром, то помещение 1-Н, принадлежащее административному истцу, также было включено в Перечни.
Суд, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему выводу.
Статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.2 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (действовавшего на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как следует из пункта 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ, согласно пункту 1 которой объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
В силу пункта 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
Законом Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года N 684-96 "О налоге на имущество организаций" на территории Санкт-Петербурга введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, в соответствии со статьей 1-1 которого налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных в пункте 2 данной статьи, в отношении, в том числе таких видов недвижимого имущества как административно-деловые центры, торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1); нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
При этом налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2019 - 2022 годах определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), указанных в подпункте 1 пункта 1, в подпункте 2 пункта 1 данной статьи, при условии, что площадь указанных объектов составляет свыше 1000 кв. м. (пункт 2).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Осуществление указанных полномочий на момент принятия оспариваемых нормативных актов было возложено на Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 3.7 Положения о Комитете по контролю за имуществом, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 марта 2016 года N 207.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год утвержден оспариваемым приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 29 декабря 2020 года N 128-п, размещен на веб-странице Комитета официального сайта Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru 29 декабря 2020 года, в виде электронной копии бумажного документа опубликован на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга 11 января 2021 года (л.д. 149).
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержден оспариваемым приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24 декабря 2021 N 141-п, который размещен на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" 28 декабря 2021 года (л.д. 123).
Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом и опубликованы в установленном порядке.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1, пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и помещений в них.
В целях данной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Между тем, судом установлено, что Здание ни одному из перечисленных выше условий не соответствует.
Из возражений административного ответчика следует, что Здание включено в Перечни 2021-2022 на основании указанного в Едином государственном реестре недвижимости его наименования - административное; помещение включено в Перечни в связи с включением в Перечни Здания.
При этом фактическое обследование Здания и Помещения при формировании Перечня 2021-2022 не проводилось.
Из представленных правоустанавливающих документов следует, что СПб ГУДПС "Курортное" на праве хозяйственного ведения является правообладателем помещений, входящих в состав Здания с кадастровым номером 78:38:1113601:1012, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, ул. Инструментальщиков, дом 3, лит. А. Иных собственников помещений не имеется.
В соответствии с Уставом СПб ГУДПС "Курортное", предприятие является правопреемником Сестрорецкой специализированной автотранспортной базы по очистке территории района Территориального производственного специализированного транспортного объединения по очистке городских территорий и водных протоков "Спецтранс".
Согласно пункту 2.1 Устава СПб ГУДПС "Курортное", целью его деятельности является осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге. Имущество предприятия находится в собственности Санкт-Петербурга, принадлежит Предприятию на праве хозяйственной деятельности, которое не вправе его продавать, сдавать в аренду и т.д. без согласия собственника (пункт 3.1, 3.4 Устава).
Из договора аренды земельного участка N 22/ЗД-03701 от 12 октября 2012 года следует, что Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга предоставил административному истцу земельный участок с кадастровым номером 78:38:1113601:9 (ранее присвоенный кадастровый номер 78:38:11136А:9), площадью 26562 кв. м, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, ул. Инструментальщиков, дом 3, литер А, для размещения базы специализированной техники для обслуживания объектов коммунального хозяйства; указанное описание цели использования земельного участка является окончательным; изменение цели использования допускается исключительно с согласия арендодателя (л.д. 26-34).
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером N 78:39:1113601:9, на котором расположено Здание, относится к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования - для размещения объектов коммунального хозяйства, в отношении земельного участка зарегистрирована аренда в пользу СПб ГУДПС "Курортное" на основании указанного выше договора (л.д. 52-55).
Из выписки Единого государственного реестра недвижимости следует, что Здание с кадастровым номером 78:38:1113601:1012, общей площадью 3330,6 кв. м, имеет назначение - нежилое здание, наименование - административное. В здании расположены помещения с кадастровыми номерами: N 78:38:1113601:1035 (N 1-Н, площадью 2473 кв. м, N 78:38:1113601:1038 (2ЛК, площадью 66,4 кв. м.), 78:38:1113601:1040 (5-Н, площадью 520,8 кв. м.), N 78:38:1113601:101036 (1 ЛК, площадью 71,4 кв. м.), N 78:38:1113601:1037 (2-Н, площадью 20,7 кв. м.), N 78:38:1113601:1039 (4-Н, площадью 19,5 кв. м.), N 78:38:1113601:1041 (6-Н, площадью 158,8 кв. м.), которые имеют назначение как нежилые помещения, данные о наименовании и виде разрешенного использования отсутствуют (л.д. 50-51).
Из представленных сведений Единого государственного реестра недвижимости следует, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено Здание, не предусматривает размещение на нем объектов в целях, указанных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вопреки доводам представителя административного ответчика, то обстоятельство, что Здание по наименованию является административным о правомерности его включения в Перечень без учета наименования и назначения помещений образующих это здания либо без проведения мероприятий по определению вида его фактического использования, свидетельствовать не может. Наименование здания налоговым законодательством как условие определения объекта недвижимости в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено.
Из представленного административным истцом типового проекта следует, что строительство, в том числе и спорного Здания, осуществлялось как Производственно-ремонтная базы снегоуборочных машин в г. Сестрорецке (л.д. 56).
В техническом паспорте, составленным проектно-инвентаризационным бюро Сестрорецкого исполкома от 1988 года, наименование и назначение Здания, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, ул. Инструментальщиков, дом 3, литер А, значилось как главный и административно-бытовой корпус (л.д. 66-76).
Из содержащихся в техническом паспорте и ведомости помещений и площадей, составленными проектно-инвентаризационным бюро Сестрорецкого исполкома в 1999 году, в 2008 году ГУП ГУИОН проектно-инвентаризационным бюро Курортного района на спорное здание, сведений следует, что назначение Здания - главный корпус, и оно включает в себя помимо помещений с назначением: водомер, раздевалка, душевая, сушилка, теплоцентр, тамбур, коридор, лестничная клетка, умывальная, комната отдыха, кухня, туалет, склад, токарный цех, ремзона, цех автоэлектрика, мастерская, аккумуляторная, шиномонтажная, компрессорная, малярный цех, бухгалтерия, касса, кабинет ПГО, кабинет программиста, технический класс, отдел эксплуатации, приемная, комната отдыха, кухня, кладовка, архив, венткамера, цех, техническое помещение, помещения с назначением: "кабинет", "кабинет директора", "кабинет медсестры", которые не соответствуют условиям для целей статьи 378.2 НК РФ, поскольку термин "кабинет" не является тождественным термину "офис" (л.д. 104-127).
Таким образом, из документации технического учета Здания следует, что назначение помещений не предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, в связи с чем не позволяет отнести здание к административно-деловым центрам.
Иных доказательств достоверно подтверждающих, что применительно к требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации спорный объект недвижимости на момент утверждения и действия Перечня 2021, Перечня 2022 был предназначен для использования и (или) фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения, административным ответчиком, обязанным в силу части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказывать обстоятельства соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в ходе рассмотрения дела представлено не было.
Поскольку Здание не отвечает критериям, установленным подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, то и входящее в его состав Помещение не является помещением в административно-деловом центре, в связи с чем, также необоснованно включено в оспариваемые Перечни.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания недействующими пунктов 1195, 1196 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 29 декабря 2020 N 128-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год"; пунктов 2064, 2065 Перечня, утвержденного Приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24 декабря 2021 N 141-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год" как противоречащего положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, нормативный правовой акт может быть признан недействующим, в том числе со дня его принятия. Поскольку признание отдельных положений оспариваемых нормативных правовых актов с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает необходимым признать оспариваемые нормативные правовые акты недействующими в части со дня принятия.
В связи с удовлетворением административного иска, суд, на основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым распределить судебные расходы, взыскав с административного ответчика в пользу административного истца расходы по уплате государственной пошлины при подаче административного иска в размере 4500 рублей.
Руководствуясь статьями 175, 177, 215-216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Санкт-Петербургского государственного унитарного дорожного специализированного предприятия "Курортное" - удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия пункты 1195, 1196 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 29 декабря 2020 N 128-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год".
Признать недействующими со дня принятия пункты 2064, 2065 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24 декабря 2021 N 141-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год".
Обязать Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга опубликовать на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru сообщение о принятом судом решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Взыскать с Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в пользу Санкт-Петербургского государственного унитарного дорожного специализированного предприятия "Курортное" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 6 февраля 2023 г. по делу N 3а-72/2023
Опубликование:
-