Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению администрации
Северо-Эвенского муниципального округа
Магаданской области
от 26.05.2023 г. N 312-па
Положение о добровольной народной дружине в муниципальном образовании "Северо-Эвенский муниципальный округ Магаданской области"
Настоящее Положение устанавливает правовые основы и принципы деятельности добровольных народных дружин по охране общественного порядка (далее - ДНД) в Северо-Эвенском городском округе, определяет организационную структуру и систему управления ДНД, а также обязанности, права и ответственность народных дружинников, гарантии их правовой и социальной защиты.
1. Общие положения
ДНД - основанное на членстве общественное объединение, участвующее в охране общественного порядка во взаимодействии с органами внутренних дел (полиции), далее по тексту Отделением МВД Российской Федерации по Северо-Эвенскому району и иным правоохранительным органам, органами государственной власти и органам местного самоуправления.
ДНД состоят из жителей, проживающих на территории Северо-Эвенского муниципального округа Магаданской области и работников организаций (учреждений, предприятий) всех форм собственности расположенных на территории Северо-Эвенского муниципального округа Магаданской области, вступающих в состав ДНД в установленном порядке.
Действия ДНД по охране общественного порядка не распространяется на правонарушения, возникающие в связи с оперативно-розыскной, частной детективной и охранной деятельностями.
2. Правовая основа и принципы деятельности ДНД
Правовую основу деятельности ДНД составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы, принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Магаданской области, муниципальные нормативные правовые акты. Деятельность ДНД основывается на принципах:
1) добровольности;
2) законности;
3) приоритетности защиты прав и свобод человека и гражданина;
4) права каждого на самозащиту от противоправных посягательств, всеми способами, не запрещенными законом;
5) взаимодействия с Отделением МВД Российской Федерации по Северо-Эвенскому району, иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления;
6) недопустимости подмены полномочий полиции иных правоохранительных органов, государственной власти и органов местного самоуправления.
3. Ограничения, связанные с участием граждан в охране общественного порядка
3.1. Граждане, участвующие в охране общественного порядка, не вправе выдавать себя за сотрудников полиции или иных правоохранительных органов, а также осуществлять деятельность, отнесенную законодательством РФ к исключительной компетенции этих органов.
3.2. Участие граждан в мероприятиях по охране общественного порядка, заведомо предполагающих угрозу их жизни и здоровью, не допускается.
4. Реестр народных дружин
4.1. ДНД подлежит включению в региональный реестр.
4.2. Региональный реестр ведет территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел), по месту создания народной дружины.
4.3. Внесение в региональный реестр народной дружины осуществляется при представлении следующих документов:
1) заявление о внесении народной дружины в региональный реестр, подписанное уполномоченным лицом;
2) положение о народной дружине.
4.4. Порядок формирования и ведения регионального реестра определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
5. Основные задачи, формы и методы работы ДНД
5.1. Основными задачами ДНД на территории Северо-Эвенского муниципального округа Магаданской области является:
1) содействие полиции и иным правоохранительным органам, органам местного самоуправления в их деятельности по обеспечению безопасности населения и охране общественного порядка, предупреждению и пресечению правонарушений, защите прав и свобод человека и гражданина, а также по охране окружающей среды;
2) проведение профилактической воспитательной работы с неблагополучными семьями, с лицами, склонными к совершению правонарушений;
3) участие в работе по предупреждению безопасности и правонарушений среди несовершеннолетних;
4) распространение правовых знаний;
5) разъяснение норм и правил поведения в общественных местах;
6) участие в профилактической работе по обеспечению безопасности дорожного движения транспорта и пешеходов, по предупреждению дорожно-транспортных происшествий;
7) выявление лиц, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества и (или) вовлекающих несовершеннолетних в противоправную деятельность, а также склоняющих их к употреблению наркотических средств, психотропных веществ или алкоголя;
8) выполнение задач при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и технологического характера;
9) участие в проведении мероприятий по охране и защите природных ресурсов, борьбе с браконьерством и нарушениями правил охоты и рыболовства;
5.2. Основные формы участия граждан в охране общественного порядка.
Участие граждан в охране общественного порядка может быть индивидуальным или коллективным.
Индивидуальное участие граждан в охране общественного порядка может осуществляться в следующих формах:
1) информирование полиции и иных правоохранительных органов о ставших известными им фактах готовящихся, совершаемых или совершенных правонарушений, причинах и условиях, способствующих их совершению;
2) оказание содействия полиции в проведении профилактической работы по предупреждению правонарушений и детской безнадзорности;
3) непосредственная реализация гражданами своих прав на защиту от противоправных посягательств;
4) участие в мероприятиях по пропаганде и распространению правовых знаний, правовом воспитании населения;
5) обращение с предложениями по вопросам охраны общественного порядка в полицию, в иные правоохранительные органы, органы исполнительной власти Магаданской области и администрацию Северо-Эвенского городского округа;
6) участие по приглашению полиции, органов исполнительной власти Магаданской области и органов местного самоуправления муниципальных образований в Магаданской области в работе их координационных, консультативных, экспертных и совещательных органов;
7) осуществление внештатного сотрудничества граждан с полицией;
8) оказание иной помощи полиции, иным правоохранительным органам, органам исполнительной власти Магаданской области и Северо-Эвенского городского округа в формах, не запрещенных действующим законодательством.
Коллективное участие граждан в охране общественного порядка может осуществляться в форме членства или участия в деятельности общественных объединений и организаций, уставные цели которых предусматривают оказание содействия полиции иным правоохранительным органам, органам исполнительной власти Магаданской области, Северо-Эвенского муниципального округа Магаданской области в охране общественного порядка.
Общественные объединения и организации, уставные цели которых предусматривают оказание содействия полиции и иным правоохранительным органам, органам исполнительной власти Магаданской области, администрации Северо-Эвенского муниципального округа Магаданской области в охране общественного порядка, создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
6. Взаимодействие ДНД с полицией и иными правоохранительными органами
6.1. Планы работы народных дружин, место и время проведения мероприятий по охране общественного порядка, количество привлекаемых к участию в охране общественного порядка народных дружинников подлежат согласованию с администрацией Северо-Эвенского муниципального округа Магаданской области, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иными правоохранительными органами.
6.2. Порядок взаимодействия народных дружин с полицией и иными правоохранительными органами определяется совместным решением народных дружин, администрации Северо-Эвенского муниципального округа Магаданской области, территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иных правоохранительных органов.
7. Порядок создания и деятельности народных дружин
7.1. Народная дружина создается по инициативе граждан Российской Федерации, изъявивших желание участвовать в охране общественного порядка, в форме общественной организации с уведомлением администрации Северо-Эвенского муниципального округа Магаданской области, территориального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
7.2. Границы территории, на которой может быть создана народная дружина, устанавливаются представительным органом Северо-Эвенского муниципального округа Магаданской области.
7.3. Народная дружина участвует в охране общественного порядка только после внесения в региональный реестр, сведений о создании народной дружины.
7.4. Основными направлениями деятельности народных дружин являются:
1) содействие полиции и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка;
2) участие в предупреждении и пресечении правонарушений на территории по месту создания народной дружины;
3) участие в охране общественного порядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций;
4) распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах.
7.5. Порядок создания, реорганизации и (или) ликвидации народных дружин определяется Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" с учетом положений Федерального закона от 2 апреля 2014 года N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка".
7.6. Администрация Северо-Эвенского муниципального округа Магаданской области в соответствии с полномочиями, установленными Федеральным законом от 02.04.2014 N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка", Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами, законами Магаданской области и муниципальными нормативными правовыми актами, создают условия для деятельности народных дружин.
8. Руководство деятельностью ДНД
Общее руководство деятельностью народных дружин осуществляют командиры народных дружин, избранные членами народных дружин по согласованию с администрацией Северо-Эвенского муниципального округа Магаданской области, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
9. Порядок приема в ДНД и исключение из ее состава
9.1. В ДНД принимаются на добровольной основе граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, проживающие на территории Северо-Эвенского муниципального округа Магаданской области или работающие в организациях (учреждениях, предприятиях) расположенных на территории Северо-Эвенского муниципального округа Магаданской области, способные по своим моральным качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять обязанности народного дружинника.
9.2. В ДНД не могут быть приняты граждане:
1) имеющие неснятую или непогашенную судимость;
2) в отношении которых осуществляется уголовное преследование;
3) ранее осужденные за умышленные преступления;
4) включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
5) в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;
6) страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или алкоголизмом;
7) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными по решению суда, вступившему в законную силу;
8) подвергнутые неоднократно в течение года, предшествовавшего дню принятия в народную дружину, в судебном порядке административному наказанию за совершенные
административные правонарушения;
9) имеющие гражданство (подданство) иностранного государства.
9.3. Народные дружинники могут быть исключены из народных дружин в следующих случаях:
1) на основании личного заявления народного дружинника;
2) при наступлении обстоятельств, указанных в части 9.2 настоящего пункта;
3) при совершении народным дружинником, участвующим в охране общественного порядка, противоправных действий либо бездействии, повлекших нарушение прав и свобод граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций;
4) в связи с неоднократным невыполнением народным дружинником требований устава народной дружины либо фактическим самоустранением от участия в ее деятельности;
5) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации.
При отчислении из состава ДНД народный дружинник обязан сдать удостоверение народного дружинника, а также имущество, полученное им в пользование в связи с работой в ДНД. Возмещение стоимости утраченного или невозвращенного имущества производится в порядке, установленным гражданским законодательством Российской Федерации.
10. Подготовка народных дружинников
Народные дружинники проходят подготовку по основным направлениям деятельности народных дружин, к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, по оказанию первой помощи в порядке, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
11. Удостоверение и форменная одежда народных дружинников
11.1. Народные дружинники при участии в охране общественного порядка должны иметь при себе удостоверение народного дружинника, а также использовать отличительную символику народного дружинника.
11.2. Запрещается использование удостоверения народного дружинника, ношение форменной одежды либо использование отличительной символики народного дружинника во время, не связанное с участием в охране общественного порядка.
12. Права народного дружинникам
12.1. Народные дружинники при участии в охране общественного порядка имеют право:
1) требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния;
2) принимать меры по охране места происшествия, а также по обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения с последующей передачей их сотрудникам полиции;
3) оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" обязанностей в сфере охраны общественного порядка;
4) применять физическую силу в случаях и порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.04.2014 N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка";
5) осуществлять иные права, предусмотренные Федеральным законом от 02.04.2014 N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка", другими федеральными законами.
12.2. Народные дружинники вправе отказаться от исполнения возложенных на них обязанностей в случае, если имеются достаточные основания полагать, что их жизнь и здоровье могут подвергнуться опасности.
13. Обязанности народного дружинника
13.1. Народный дружинник, принимая участие в обеспечении общественного порядка, обязан:
1) знать и соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов
в сфере охраны общественного порядка;
2) при объявлении сбора народной дружины прибывать к месту сбора в установленном порядке;
3) соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций;
4) принимать меры по предотвращению и пресечению правонарушений;
5) выполнять требования уполномоченных сотрудников органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов, не противоречащие законодательству Российской Федерации;
6) оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков;
7) иметь при себе и предъявлять гражданам, к которым обращено требование о прекращении противоправного деяния, удостоверение установленного образца.
13.2. Народные дружинники могут привлекаться к участию в охране общественного порядка в их рабочее или учебное время с согласия руководителя организации по месту их работы или учебы.
14. Общие условия и пределы применения народным дружинником физической силы
14.1. Народные дружинники при участии в охране общественного порядка могут применять физическую силу для устранения опасности, непосредственно угрожающей им или иным лицам, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.
14.2. Перед применением физической силы народный дружинник обязан сообщить лицу, в отношении которого предполагается ее применение, что он является народным дружинником, предупредить о своем намерении и предоставить данному лицу возможность для прекращения действий, угрожающих жизни и здоровью народного дружинника или иных лиц.
14.3. Народный дружинник имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, если промедление в ее применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан или народного дружинника, либо может повлечь иные тяжкие последствия.
14.4. Народный дружинник при применении физической силы действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяется физическая сила, характера и силы оказываемого ими сопротивления.
14.5. Народный дружинник обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, первую помощь, а также в случае необходимости принять меры по обеспечению оказания ему медицинской помощи в возможно короткий срок.
14.6. О применении физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина, народный дружинник обязан незамедлительно уведомить командира народной дружины, который не позднее трех часов с момента ее применения информирует об этом соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
14.7. Народным дружинникам при участии в охране общественного порядка запрещается применять физическую силу для пресечения правонарушений, за исключением случаев, указанных в части 1 настоящего пункта, а также в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения.
15. Ответственность народного дружинника
15.1. За противоправные действия народные дружинники несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
15.2. Действия народных дружинников, нарушающие права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
16. Надзор и контроль над деятельностью народных дружин
16.1. Надзор за исполнением народными дружинами законов осуществляет прокуратура Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
16.2. В случае приобретения народными дружинами прав юридического лица контроль над соответствием их деятельности уставным целям осуществляется органом, принимающим решение о государственной регистрации общественных объединений, в соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
16.3. Контроль над деятельностью народных дружин, указанной в части 6 статьи 12 Федерального закона от 02.04.2014 N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка", осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации.
17. Недопустимость посягательства на жизнь, здоровье, честь и достоинство народного дружинника
Посягательство на жизнь, здоровье, честь и достоинство народного дружинника, находящегося при исполнении возложенных на него настоящим законом обязанностей, влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
18. Гарантии правовой и социальной защиты народных дружинников
18.1. Народные дружинники при исполнении общественных обязанностей находятся под защитой государства. Их законные требования о прекращении противоправных действий обязательны для исполнения всеми гражданами и должностными лицами.
18.2. Никто не вправе принуждать народных дружинников исполнять обязанности, которые на них не возложены.
18.3. Воспрепятствование осуществляемой на законном основании деятельности народного дружинника в связи с их участием в охране общественного порядка либо невыполнение их законных требований о прекращении противоправных действий влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ.
18.4. Органы местного самоуправления могут осуществлять личное страхование народных дружинников на период их участия в проводимых полицией или иными правоохранительными органами мероприятиях по охране общественного порядка, устанавливать дополнительные льготы и компенсации для народных дружинников, гарантии правовой и социальной защиты членов семей народных дружинников в случае гибели народного дружинника в период участия в проводимых полицией или иными правоохранительными органами мероприятиях по охране общественного порядка, а также использовать иные формы их материальной заинтересованности и социальной защиты, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
18.5. Порядок предоставления органами местного самоуправления народным дружинникам льгот и компенсаций устанавливается законами Магаданской области.
19. Показания народного дружинника
В соответствии с законодательством Российской Федерации показания народного дружинника по делу о преступлении или об административном правонарушении оцениваются наравне с иными доказательствами, полученными в установленном законом порядке.
20. Меры поощрения и взыскания
Для поощрения народных дружинников органы самоуправления, Отделение МВД Российской Федерации по Северо-Эвенскому городскому округу, руководители организаций, органы территориального общественного самоуправления, в пределах своих полномочий могут применять различные меры морального и материального поощрения, в том числе путем объявления благодарности, награждения грамотой, выдачи ценного подарка или денежной премии. Меры морального поощрения могут применяться к руководителям организаций, оказывающим содействие в деятельности ДНД.
21. Материально-техническое обеспечение деятельности ДНД
21.1. Администрация Северо-Эвенского муниципального округа Магаданской области, предприятия, организации и учреждения, расположенные на территории Северо-Эвенского муниципального округа Магаданской области могут обеспечивать ДНД необходимыми помещениями, оборудованием и средствами связи при условии наличия финансовых средств в бюджете муниципального образования "Северо-Эвенский муниципального округа Магаданской области";
21.2. Финансирование и материально-техническое обеспечение ДНД является расходным обязательством Северо-Эвенского муниципального округа Магаданской области;
21.3. Дополнительными источниками ДНД могут быть благотворительные взносы, добровольные благотворительные пожертвования и иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации;
21.4. Органы государственной власти Магаданской области вправе оказывать финансовую и материально-техническую поддержку деятельности ДНД, созданных в Северо-Эвенском муниципального округа Магаданской области. Иные субъекты так же имеют возможность оказывать безвозмездную помощь ДНД на основе добровольности.
<< Назад |
Приложение >> N 2. Заявление члены добровольной дружины |
|
Содержание Постановление Администрации Северо-Эвенского муниципального округа Магаданской области от 26 мая 2023 г. N 312-па "Об... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.