Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Минобрнауки РК
от 03.04.2023 г. N 558
Аналитическая справка
результатов мониторинга рисков возникновения насилия в Республике Калмыкия
На основании приказа Министерства образования и науки Республики Калмыкия от 14.12.2022 N 1949 и от 10.01.2023 N 22, а также в соответствии с информационным письмом БУ ДО РК "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" с 16.01.2023 г. по 27.02.2023 г. в образовательных организациях общего и среднего профессионального образования Республики Калмыкия проведен мониторинг рисков возникновения насилия (далее - мониторинг).
Психологически безопасная образовательная среда - среда, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, и в которой отражены высокие показатели индекса удовлетворенности и защищенности от психологического насилия.
Мониторинг проводился по методике "Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы" (автор Баева И.А.) с целью определения состояния психологической безопасности образовательной среды в оценках ее участников и организации профилактической работы с обучающимися, родителями (законными представителями), педагогами по результатам мониторинга.
Задачи:
1) изучение образовательной среды и выявление оценки со стороны педагогов, учащихся и их родителей состояния её психологической безопасности;
2) выявление рисков и угроз психологической безопасности образовательной среды и состояния психического здоровья учащихся и учителей путём диагностики их личностных, эмоциональных и коммуникативных состояний;
С учетом поставленной цели исследования были сформированы бланки по категориям участников мониторинга:
1) анкета-опросник "Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы" для учителей И.А. Баевой;
2) анкета-опросник "Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы" для учеников И.А. Баевой;
3) анкета-опросник "Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы" для родителей И.А. Баевой.
В мониторинге принимали участие:
- обучающиеся 6, 7, 8, 9, 10, 11 классов общеобразовательных организаций Республики Калмыкия;
- родители (законные представители) обучающихся 6 - 11 классов и студентов 1 курса ОО СПО;
- педагоги образовательных организаций.
Общее количество принявших участие - 21986 человек. Из них 10703 обучающихся, 8818 родителей и 2465 учителей.
Анализ результатов исследования показал, что для большинства учеников характерно позитивное отношение к школе (77%) и, соответственно, высокий уровень отношения к образовательной среде школы.
Диаграмма 2. "Отношение к образовательной среде учеников"
Анализ результатов исследования среди учителей практически совпадает с показателями учеников: положительное отношение 77%, нейтральное 17%, отрицательное 6%.
Для родителей также характерно превалирование позитивного отношения (79%) над нейтральным (16%) и отрицательным отношением (5%) к образовательной среде школы.
Следующим этапом анализа методики явилось определение уровня удовлетворенности характеристиками образовательной среды. Определяя уровень удовлетворенности характеристиками образовательной среды среди респондентов мониторинга, было выявлено, общий высокий уровень удовлетворенности. При определении уровня защищенности от психологического насилия со стороны окружающих в школе педагоги, родители, ученики считают, что они скорее защищены, чем не защищены.
Таким образом, анализ результатов исследования показал, образовательную среду в целом можно считать психологически безопасной, так как большинство испытуемых относится к своему "школьному" окружению положительно, отмечают полную удовлетворенности характеристиками школьной среды и защищенности от психологического насилия.
Основной угрозой во взаимодействии участников образовательной среды является получение психологической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психологическому здоровью, отсутствует базовое удовлетворение основных потребностей, т. е. возникает препятствие на пути самоактуализации. Могут быть следующие проявления психологического насилия: публичное унижение, оскорбление, высмеивание, угрозы, принуждение сделать что-либо против своего желания, игнорирование, неуважительное отношение, недоброжелательное отношение. Угрозой психологической безопасности является непризнание референтной значимости образовательной среды ее участниками и, как следствие, реализация намерения ее покинуть или отрицание ее ценностей и норм.
Угрозой психологической безопасности будет и отсутствие удовлетворенности основными характеристиками процесса взаимодействия всех участников образовательной среды, так как именно в нем содержатся возможности и условия, обеспечивающие личностное развитие. Эмпирическими проявлениями здесь служат: эмоциональный комфорт, возможность высказать свою точку зрения, уважительное отношение к себе, сохранение личного достоинства, возможность обратиться за помощью, учет личных проблем и затруднений, внимание к просьбам и предложениям.
Считаем целесообразным обратить внимание на образовательные организации, указанные в Приложении, показатели которых превышают следующие пороговые значения (риск возникновения психологического насилия в образовательной среде):
- из раздела 1 "негативное отношение" - общий процент превышающий 10%;
- из раздела 2 сумма уровней "ниже среднего" и "низкий" удовлетворенности образовательной среды - общий процент равный или превышающий 20%;
- из раздела 3 сумма уровней "не защищен" и "полностью не защищен" - общий процент равный или превышающий 20% в образовательной среде в отношении с учениками, учителями, администрацией.
Рекомендуем указанным образовательным организациям провести профилактическую работу в соответствии с методическими рекомендациями по созданию благоприятных условий, сохранения, обеспечения психологического комфорта, здоровья и работоспособности субъектов образовательного процесса (Приложение N 2).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.