Решение Самарского областного суда от 15 марта 2023 г. N 3а-135/2023
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-135/2023 по административному иску общества с ограниченной ответственностью "ОРС." к Думе городского округа Отрадный Самарской области о признании недействующим в части нормативного правового акта представительного органа муниципального образования, установил:
25 мая 2021 года Думой городского округа Отрадный Самарской области принято решение N 52 "Об утверждении коэффициентов, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Отрадный Самарской области", включающее приложения N 1 и N 2.
Решение официально опубликовано в печатном издании - городской массовой газете "Рабочая трибуна", N 22 (6839), 2 июня 2021 года и вступило в силу с 1 июля 2021 года.
В приложении N 1 к указанному решению утверждены "Коэффициенты вида использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Отрадный Самарской области и предоставляемых для целей, не связанных со строительством (Кв)".
Общество с ограниченной ответственностью "ОРС." (далее также ООО "ОРС.", административный истец, общество) обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим со дня принятия пункт 7.1.6 приложения N 1 к решению Думы городского округа Отрадный Самарской области от 25 мая 2021 года N 52 в части, устанавливающей коэффициент вида использования земельных участков под "склады, базы" в размере 0,1316.
В обоснование заявленных требований указано, что общество является арендатором земельного участка, расположенного на территории городского округа Отрадный, с видом разрешенного использования "склады". Арендная плата по условиям договора аренды исчисляется с применением оспариваемого коэффициента вида использования земельных участков - 0,1316, по состоянию на 01.09.2022 имеется задолженность по арендной плате. Административный истец полагает, что установленный оспариваемым нормативным правовым актом размер коэффициента экономически не обоснован, что противоречит основному принципу определения арендной платы, установленному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. N 582, приказу Минэкономразвития России от 29.12.2017 N 710, статье 39.7 Земельного кодекса РФ, чем нарушаются права и законные интересы общества.
В судебном заседании представитель ООО "ОРС." К.А.С., действующий на основании доверенности, административный иск поддержал по изложенным в нем основаниям, просил заявленные требования удовлетворить. Пояснил, что в январе 2023 года к обществу предъявлен иск в арбитражный суд Самарской области о взыскании задолженности по арендной плате за пользование земельным участком, расчет задолженности произведен с применением оспариваемого коэффициента. Полагает, что доводы иска подтверждены заключением судебной экспертизы.
Представитель административного ответчика - Думы городского округа Отрадный Самарской области, а также представители заинтересованных лиц - администрации и главы администрации городского округа Отрадный Самарской области, Комитета по управлению имуществом городского округа Отрадный Самарской области, Правительства Самарской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, об отложении дела не просили.
Думой городского округа Отрадный представлены письменные возражения, в которых просят в удовлетворении административного иска отказать. Полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением процедуры его принятия и порядка опубликования. В целях установления коэффициентов вида использования земельных участков, утвержденных оспариваемым решением Думы, по обращению Комитета по управлению имуществом ООО АНО "Э.П." был подготовлен отчет от 01.05.2021, содержащий экономическое обоснование размера коэффициентов. В связи с этим полагают, что при разработке оспариваемой редакции решения Думы были учтены положения постановления Правительства Самарской области N 308 от 06.08.2008, а также основные принципы определения арендной платы, утвержденные постановлением Правительства РФ N 582 от 16.07.2009. Заключив договор аренды земельного участка, ООО "ОРС." подтвердил согласие с расчетом арендной платы. Ознакомившись с заключением судебной экспертизы, представитель административного ответчика ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
В своих возражениях Комитет по управлению имуществом городского округа Отрадный Самарской области просит отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что договор аренды истцом подписан, что подтверждает согласие с расчетом арендной платы и установленным коэффициентом. Полагают, что истцом пропущен, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, трехмесячный срок на подачу административного иска.
Иными, участвующими в деле лицами, возражений и отзывов не представлено.
Выслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также ЗК РФ) земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из данного кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.
Пунктом 12.2 статьи 5 Закона Самарской области от 11 марта 2005 года N 94-ГД "О земле" к полномочиям Правительства Самарской области в области земельных отношений отнесено, в том числе установление порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Самарской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов, если иное не установлено федеральными законами.
Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области и предоставленные в аренду без торгов, определен постановлением Правительства Самарской области от 6 августа 2008 года N 308.
Пунктом 3 постановления N 308 предусмотрено, что определение размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области, для целей не связанных со строительством, осуществляется в соответствии с методикой, содержащейся в приложении N 1 к настоящему Порядку.
Размер арендной платы в год за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области и предоставляемые для целей, не связанных со строительством, рассчитывается по формуле:
,
где:
- коэффициент вида использования земельного участка, утверждаемый правовым актом представительного органа муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением.
Частью 3 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Устав городского округа Отрадный Самарской области принят решением Думы городского округа Отрадный от 29.10.2013 N 323 и закрепляет правовые основы местного самоуправления на территории городского округа.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Устава, Дума городского округа Отрадный является представительным органом городского округа, входящим в структуру органов местного самоуправления.
В исключительной компетенции Думы городского округа находится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; принятие решений, устанавливающих правила, обязательные для исполнения на территории городского округа, по вопросам, отнесенным к компетенции представительного органа городского округа федеральными законами, законами Самарской области, настоящим Уставом, а также решений по вопросам организации деятельности Думы городского округа и по иным вопросам, отнесенным к компетенции представительного органа городского округа федеральными законами, законами Самарской области, настоящим Уставом (п. 3, п. 22 ч. 2 ст. 33 Устава).
Решения Думы городского округа Отрадный, согласно пункту 2 части 1 статьи 58 Устава, входят в систему муниципальных правовых актов городского округа.
Оспариваемое решение является нормативным правовым актом, поскольку содержит нормы и правила, которые обязан выполнять неопределенный круг лиц, и рассчитанные на неоднократное применение во времени. Данный нормативный правовой акт не оспаривается по мотивам отсутствия полномочий у административного ответчика на его принятие, процедуре принятия, а также по порядку опубликования.
На основании части 7 статьи 213 Кодекса административного производства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта, суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, - федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Согласно пункта 3 статьи 39.7, пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
Согласно абз. 2 п. 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды (тарифы, расценки, ставки и т.п.) может устанавливаться или регулироваться уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления, размер арендной платы за земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, относится к категории регулируемых цен.
В силу части 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Установлено, что между Комитетом по управлению имуществом городского округа Отрадный Самарской области и ООО "ОРС.", владеющим на праве собственности нежилым зданием с кадастровым номером 63:06:0304001:1968, заключен договор N 01/22 от 20.01.2022 аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером N, площадью 9 311 кв. м, категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - склады, расположенного по адресу: <адрес>, на срок с 20.01.2022 по 19.12.2071.
По условиям договора (п. 2.1) размер арендной платы определен в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308. Стороны также пришли к соглашению о том, что арендатор дополнительно оплачивает арендную плату за фактическое использование земельного участка за период с 10.10.2019 по 19.01.2022.
Согласно приложению N 1 к договору аренды, расчет размера арендной платы за второе полугодие 2021 года и в дальнейшем ежеквартально, осуществляется с применением коэффициента вида использования (Кв) земельного участка: склады - 0,1316.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 06.02.2023, к производству суда принято исковое заявление Комитета по управлению имуществом городского округа Отрадный Самарской области к ООО "ОРС." о взыскании задолженности по договору аренды N 01/22 от 20.01.2022 и неустойки в общем размере 2 670 046, 06 рублей за период с 10.10.2019 по 19.01.2022. Исходя из приложенного к иску расчета задолженности, ее размер исчислен по формуле , где применен в том числе коэффициент вида использования земельного участка (Кв) - 0,1316, утвержденный оспариваемым пунктом 7.1.6 пункта 7 приложения N 1 к решению Думы городского округа Отрадный от 25.05.2021 N 52.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Положениями части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определено, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц (часть 2 статьи 194, пункт 1 части 8, часть 11 статьи 213, пункт 1 части 2 статьи 214 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ).
Поскольку оспариваемая часть нормативного правового акта применена в расчетах задолженности по договору аренды, вышеуказанное нормативное положение затрагивает права и обязанности ООО "ОРС.", а поэтому общество вправе его оспорить.
Доводы Думы городского округа Отрадный и Комитета по управлению имуществом г.о. Отрадный о пропуске административным истцом срока на обращение в суд несостоятельны. Положения ч. 1 ст. 219 КАС РФ не подлежат применению к спорному правоотношению.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В числе основных принципов определения арендной платы, в частности, назван принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 11.05.2004 N 209-О выражена правовая позиция в отношении земельного налога, имеющего схожую правовую природу с арендной платой, в силу положений статьи 65 Земельного кодекса РФ, где указано, что плата за землю определяется не произвольно, а на основе анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка. Судебные органы, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий, должны выявлять, проводились ли при принятии нормативного правового акта анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков (осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки платы за землю на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков).
Критериями при определении доходности земельного участка являются категория земель и их разрешенное использование. Кроме того, при принятии нормативного правового акта об установлении арендной платы за землю, помимо оценки категории земель и разрешенного использования земельных участков, должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
В обоснование возражений относительно заявленных требований административным ответчиком представлен, подготовленный обществом с ограниченной ответственностью <данные изъяты>" (далее также АНО "Э.П.") на основании договора N 03/2021 от 06.05.2021, "Отчет об экономическом обосновании размеров коэффициентов применяемых при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а также находящиеся в муниципальной собственности, расположенные в границах городского округа Отрадный".
Исследовательская часть отчета содержит следующие разделы: "Анализ диапазона коэффициента для определения размера арендной платы"; "Анализ структуры земель в разрезе видов разрешенного использования земель"; "Основные принципы и этапы расчета арендной платы"; "Анализ общеполитической и социально-экономической обстановки в стране", включая подразделы "Социально-экономическая обстановка", "История кризиса и их влияние на рынок недвижимости", "Основные выводы", "Социально-экономическая ситуация в г.о. Отрадный", "Основные показатели социально-экономического развития городского округа Отрадный Самарской области в 2020 году"; "Анализ рынка земель и основные тенденции рынка г.о. Отрадный"; "Расчетная часть" (таблица) и сведения об уровне стоимости земельных участков в январе 2010, 2015, 2020, январе и апреле 2021 г.г., а также "Выводы", которыми, в том числе, определен коэффициент вида использования для земельных участков под базами, складами в размере 0,1316.
В исследовательской части Отчета имеются ссылки на постановление Правительства РФ N 582 от 16.07.2009, в том числе указано на обязательность основных принципов определения арендной платы.
Приложением к отчету являются копии решений Думы городского округа Отрадный, устанавливающие величину коэффициентов вида использования земельных участков в г.о. Отрадный за предшествующие принятию оспариваемого нормативного акта периоды.
При этом, расчетная часть отчета содержит исключительно сравнительные данные о размере коэффициентов для различных видов использования земельных участков, которые были утверждены решениями Думы г.о. Отрадный в 2008, 2012, 2016, 2020, (предполагаемый) 2021 г.г. и соответствующий коэффициент изменения этой величины.
Какой либо алгоритм расчета оспариваемого коэффициента, как собственно и сам расчет, в представленном отчете отсутствует.
Как пояснил представитель административного истца, ранее, до принятия оспариваемого нормативного акта, Кв для земельных участков "под базы, склады" нормативно не был установлен и по соглашению сторон в расчетах применялся коэффициент 0,035, установленный п. 7.1.5 для вида использования "прочие".
В целях проверки доводов сторон, по ходатайству представителя административного истца определением суда от 12.12.2022 по административному делу назначена судебная экспертиза в ООО "<данные изъяты>", в распоряжение эксперта представлены материалы административного дела.
По результатам проведенных исследований, ООО "<данные изъяты>" подготовлено и представлено в суд экспертное заключение от 10.02.2023.
Согласно выводам эксперта ООО "<данные изъяты>" ФИО2 О.А., коэффициент вида использования земельных участков при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных под размещение складов и баз в размере 0,1316, определенный в "Отчете N 03/21 от 10.05.2021 об экономическом обосновании размеров коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а также находящихся в муниципальной собственности, расположенных в границах городского округа Отрадный", выполненном ООО "<данные изъяты>" и утвержденный решением Думы г.о. Отрадный Самарской области от 25.05.2021 N 52 (подпункт 7.1.6 пункта 7 Приложения N 1), не является экономически обоснованным.
Как видно из заключения судебной экспертизы, экспертом был изучен и проанализирован отчет ООО "<данные изъяты>", послуживший основанием к установлению оспариваемого коэффициента вида использования земельных участков.
Согласно исследовательской части заключения, рассматривая диапазон коэффициента капитализации 0,02-0,05 авторы отчета замечают, что "результаты исследования могут быть использованы только как общий экономический ориентир приемлемого размера арендной платы, исчисленного от кадастровой стоимости"; "коэффициент для определения арендной платы от кадастровой стоимости земель с большой долей вероятности находится в диапазоне от ставки земельного налога до ключевой ставки Банка России (0,3%-11%)"; "вторым этапом исследования в отчете предусмотрено определение величин арендной платы для интегральных групп земельных участков по видам использования земель, определение соотношения рыночных величин арендной платы к их кадастровой стоимости. Третьим этапом предусмотрено определение (обоснование) коэффициентов, устанавливаемых в зависимости от вида разрешенного использования земельных участков, учитывающих экономические факторы развития рынка аренды земельных участков в г. Отрадный".
Вместе с тем, далее в отчете (стр. 7-27) приведена лишь общая информация об экономической ситуации в стране и социально-экономической ситуации в г.о. Отрадный, что занимает большую часть исследования. Анализ рынка земель и основные тенденции рынка г. Отрадный приведены на стр. 27 отчета. Указано, что на момент составления отчета количество объявлений по выставлению земельных участков на продажу в г. Отрадный составило 193. Более никаких сведений по уровню цен и видам разрешенного использования земли, выставленной на продажу, автором отчета не приводится. Также указано, что иным источником данных о рынке аренды (продажи) земельных участков могу служить данные о проводившихся торгах права аренды земельных участков, информация о заключенных договорах, информация о решениях Самарского областного суда по оспариванию кадастровой стоимости. Никаких сведений по объему таких данных, по уровню цен или видам разрешенного использования земельных участков автором отчета не приводится.
В расчетной части приведено значение коэффициента вида использования на 2020 год и предполагаемое значение коэффициента на 2021 год, при этом рост коэффициента составил 2,19, то есть более чем в два раза. Никаких расчетов автор отчета не приводит. Далее приводится динамика цен на земельные участки, при этом нет идентификации, в отношении какой территории приводится стоимость 1 сотки земли. Каким образом стоимость 1 сотки земли или рассчитанный рост стоимости земли используется автором отчета при экономическом обосновании коэффициента вида использования не объясняется. С какой целью проводится и каким образом выполняется сопряжение кадастровой стоимости в разрезе рыночной стоимости со стоимостью земельных участков, выставленных на продажу, автор отчета не объясняет.
В процессе экспертного исследования, экспертом установлено следующее: в отчете не приведены ни по одному земельному участку ценовые данные, характеристики и данные по виду разрешенного использования, что не позволяет сделать какие либо выводы о стоимости земельных участков в г.о. Отрадный; в отчете не приведены ни по одному земельному участку данные о величине аренды земельных участков в г.о. Отрадный, а также данные по кадастровой стоимости в разрезе видов разрешенного использования в г.о. Отрадный; не обоснован рост в размере 2,19 коэффициента вида использования по подпункту 7.1.6 "склады, базы" в период с 2020 до 2021 года; автор отчета не обосновывает, почему из объема всех видов разрешенного использования земельных участков корректировке подлежит только часть земельных участков определенной категории и какая это часть; никаких расчетов по определению коэффициента вида использования по подпункту 7.1.6 "склады, базы" в отчете не приводится.
Допрошенная в судебном заседании в разъяснение данного заключения эксперт ООО "<данные изъяты>" ФИО3 О.А. содержащиеся в экспертном заключении выводы поддержала. Пояснила, что коэффициент вида использования земельных участков под "склады базы" экономически не обоснован, поскольку в отчете ООО "<данные изъяты>" отсутствует как исходная экономическая база для расчетов, так и сам расчет этого коэффициента, в связи с чем достоверность принятого значения невозможно проверить. Информация по земельным участкам соответствующего вида не подтверждена и не приведена. Алгоритм экономического обоснования коэффициентов строится на информации об определении рыночной стоимости земельных участков аналогичного вида, для чего необходимо определить коэффициент капитализации, доходность земли исходя из коэффициента капитализации, а далее уже определяется коэффициент вида использования. Однако такая информация в отчете отсутствует. Рыночные данные относительно земельных участков рассматриваемого вида, в том числе о доходности земли, отсутствуют. В анализе рынка приводится информация, но проверить ее не представляется возможным, так как нет ссылок на источники, нет конкретных цифр, из которых исходил оценщик и которые приводят к итоговому результату. Какие критерии использовались при определении оспариваемого коэффициента неясно.
Давая оценку исследованным доказательствам, суд приходит к выводу, что представленный административным ответчиком "Отчет об экономическом обосновании размеров коэффициентов применяемых при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а также находящиеся в муниципальной собственности, расположенные в границах городского округа Отрадный", выполненный ООО АНО "Э.П.", не подтверждает экономическую обоснованность утвержденного оспариваемым решением Думы коэффициента вида использования земельных участков под "склады, базы" в размере 0,1316, поскольку не содержат достаточных и объективных данных, а также достоверного анализа и оценки экономических, природных и иных факторов для исследуемого вида земельных участков, позволяющих проверить правильность установленного значения и убедиться, что коэффициент вида использования земельных участков, утвержденный пунктом 7.1.6 приложения N 1 к решению Думы, установлен в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков и действительно призван обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателей и арендаторов земельных участков.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
Вместе с тем, заключением судебной экспертизы и показаниями эксперта подтверждено, что при определении оспариваемого коэффициента вида использования земельных участков, такие данные не были получены, не приведены и не учтены.
Доказательств, подтверждающих, что при определении оспариваемого коэффициента вида использования земельных участков "под склады, базы" в городском округе Отрадный были учтены уровень их коммерческой привлекательности, развитие инфраструктуры, влияющие на уровень доходности, государственное регулирование тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таких земельных участках, а также, в целях соблюдения интересов арендаторов, учитывались производственные затраты, связанные с использованием участков, возможность с учетом установленной на основании таких ставок арендной платы получения прибыли от осуществления коммерческой деятельности на земельных участках, суду не представлено.
Суд полагает, что "отчет об экономическом обосновании размеров коэффициентов ..." положенный в основу принятия Думой решения от 25.05.2021 N 52, исходя только из его наименования, в отсутствие необходимых для расчетов экономических сведений, а также методологически и математически правильных расчетов, которые возможно проверить, не может заменить надлежащего экономического обоснования оспариваемого коэффициента.
По мнению суда, экспертное заключение ООО "<данные изъяты>" отвечает требованиям, предъявляемым к данному виду доказательств, установленным статьями 59, 60, 61, 82 КАС РФ, основано на положениях Федеральных законов от 20.12.2022 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", является аргументированным, каких либо неясностей и противоречий не содержит. Экспертное заключение подготовлено уполномоченным специалистом, имеющим высшее образование и дополнительное образование в сфере оценки стоимости предприятий (бизнеса), диплом о профессиональной переподготовке в ФГБОУВО "Российский государственный университет правосудия" от 18.04.2017 по программе "Судебная финансово-экономическая экспертиза", стаж работы в области оценочной деятельности 17 лет. Эксперт ФИО4 О.А. предупреждена об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, в исходе дела не заинтересована, выводы судебной экспертизы подтвердила в судебном заседании, где были даны необходимые разъяснения.
Сомнения в объективности выводов эксперта по существу поставленного вопроса об экономической обоснованности оспариваемого коэффициента у суда отсутствуют, правильность выводов эксперта административным ответчиком и заинтересованными лицами не опровергнута. Ходатайств о проведении повторной экспертизы не заявлено.
Доказательств, подтверждающих, что оспариваемое значение коэффициента рассчитаны верно, административным ответчиком суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что установление числового значения коэффициента вида использования земельных участков "под склады, базы" - 0,1316, в отсутствие полного и объективного финансово-экономического анализа и оценки факторов, влияющих на уровень доходности таких земельных участков (многофакторного анализа рынка в исследуемом сегменте), а также информации, необходимой и достаточной для ее правильного восприятия, противоречит принципу экономической обоснованности, что нарушает права и законные интересы административного истца, как субъекта экономической деятельности.
С учетом единства экономического пространства правовой системы Российской Федерации постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 в части установления основных принципов определения арендной платы, в данном случае, принципа экономической обоснованности, является общеобязательным при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда в силу закона размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что нормативный правовой акт в оспариваемой части противоречит положениям постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582, части 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, имеющим большую юридическую силу, а поэтому в соответствии со ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеются основания для признания в данной части нормативного правового акта недействующим.
Доводы представителя административного истца о том, что оспариваемый акт подлежит признанию недействующим с момента принятия, поскольку постановление Правительства РФ N 582 к этому моменту действовало, не могут быть учтены.
Разрешая вопрос о дате, с которой положения оспариваемого в части нормативного правового акта подлежат признанию недействующими, суд приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Как следует из разъяснений, содержащихся в абзаце 3 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт применялся в течение длительного времени, и в соответствии с его положениями были реализованы права иных субъектов предпринимательской деятельности, суд полагает, что оспариваемое положение нормативного правового акта следует признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "ОРС." удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункт 7.1.6 пункта 7 приложения N 1, утвержденного решением Думы городского округа Отрадный Самарской области от 25 мая 2021 года N 52 "Об утверждении коэффициентов, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Отрадный Самарской области", в части установления коэффициента вида использования земельных участков (Кв) под склады, базы в размере 0,1316.
Сообщение о решении суда подлежит официальному опубликованию в печатном издании - городская массовая газета "Рабочая трибуна" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 27.03.2023.
Копия верна. Решение не вступило в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 15 марта 2023 г. N 3а-135/2023
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании