Заключение Счетной палаты РФ от 16 июня 2023 г. N ЗСП-69/24
на проект федерального закона N 375105-8 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статьи 8 и 9 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2023 году"
(утв. Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 16 июня 2023 г. N 38К (1643)))
Досье на проект федерального закона
Счетная палата Российской Федерации на основании статьи 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" рассмотрела проект федерального закона N 375105-8 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статьи 8 и 9 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2023 году" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации.
По результатам рассмотрения законопроекта и дополнительных материалов к нему необходимо отметить следующее.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в статьи 21, 29, 40, 40.1, 46, 50, 51, 61.1, 69.2, 78.3, 115, 116, 156, 165, 179.4, 241, 242.13-1, 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и дополнение его новыми статьями 121.6-1 и 264.1-1.
В статье 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации законопроектом предусматривается оптимизация структуры видов расходов бюджетной классификации Российской Федерации в части объединения субсидий юридическим лицам различной организационно-правовой формы (бюджетным и автономным учреждениям, иным некоммерческим организациям, коммерческим организациям) в рамках одной группы видов расходов по различным подгруппам видов расходов. Согласно пояснительной записке к законопроекту данное объединение необходимо в целях упрощения процедуры перераспределения бюджетных ассигнований на предоставление юридическим лицам субсидий, предоставляемых на конкурсной основе.
Законопроектом предлагается закрепить в статье 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации с 1 января 2024 года на постоянной основе норму о зачислении в бюджеты субъектов Российской Федерации сумм административных штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, по нормативу 100 процентов. В настоящее время указанная норма носит временный характер (до 1 января 2024 года). В соответствии с пояснительной запиской поступление в бюджеты субъектов Российской Федерации указанных средств позволяет обеспечивать поддержание автомобильных дорог в нормативном транспортно-эксплуатационном состоянии, что способствует повышению безопасности дорожного движения.
Изменения в статью 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривают зачисление в федеральный бюджет доходов от налога на сверхприбыль прошлых лет (обеспечительного платежа по налогу) по нормативу 100 процентов.
В статье 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривается с 1 января 2023 года зачисление в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов платежей в целях реализации мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта, в том числе мероприятий, реализуемых при его консервации или ликвидации.
Законопроектом в статье 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации закрепляется право Правительства Российской Федерации на установление общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, применяемых при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания.
В статьях 115 и 116 Бюджетного кодекса Российской Федерации законопроектом устанавливаются правовые основания предоставления государственных гарантий, не предусматривающих право регрессного требования гаранта к принципалу, по обеспечению обязательств публично-правовых компаний.
На постоянной основе с 1 января 2024 года законопроектом предлагается закрепить в Бюджетном кодексе Российской Федерации положения о государственной регистрации условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг (новая статья 121.6-1).
В целях закрепления на постоянной основе положений об оказании на безвозмездной основе Федеральному казначейству услуг операционного центра и платежного клирингового центра при совершении операций по единому казначейскому счету с использованием сервиса быстрых платежей, которые в настоящее время установлены Федеральным законом от 5 декабря 2022 г. N 466-ФЗ "О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов", законопроектом вносятся соответствующие изменения в статью 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В целях расширения источников доходов дорожных фондов субъектов Российской Федерации и муниципальных дорожных фондов в статье 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривается установить, что объем бюджетных ассигнований указанных фондов формируется также за счет доходов от платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, автомобильным дорогам местного значения тяжеловесными транспортными средствами, а также от штрафов за нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства. Данные положения предлагается применять к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
В развитие организации централизованных моделей исполнения полномочий учреждений (по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, формированию отчетности, начислению и выплате заработной платы) законопроектом предусматривается дополнение статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации положениями о предоставлении Правительству Российской Федерации, высшему исполнительному органу субъекта Российской Федерации, местной администрации права принятия решения о передаче соответственно Федеральному казначейству, финансовому органу субъекта Российской Федерации, финансовому органу муниципального образования централизуемых полномочий бюджетных и автономных учреждений. Кроме того, устанавливается право высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации на принятие решения о передаче централизуемых полномочий органов местной администрации, их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений финансовому органу субъекта Российской Федерации.
Законопроектом также предлагается внести изменения в статьи 8 и 9 Федерального закона от 21 ноября 2022 г. N 448-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2023 году" и предусмотреть в 2023 году возможность внесения изменений в программу государственных внутренних заимствований субъекта Российской Федерации актами высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации.
В связи с изложенным замечаний и предложений по законопроекту не имеется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.