Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
министерства образования Тульской области
от 22.06.2023 N 1171
Положение
о функционировании региональной системы
научно-методического сопровождения педагогических
работников и управленческих кадров Тульской области
1. Общие положения
Настоящее Положение о функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Тульской области определяет цели и задачи, принципы формирования, структуру и субъекты региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Тульской области (далее - РС НМС), организационные, содержательные и процессуальные основы деятельности существующих и вновь создаваемых в региональной системе образования структур и форм научного и методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Тульской области в целях обеспечения реализации мероприятий федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в части создания условий для развития кадрового потенциала и профессионального роста педагогических работников и управленческих кадров системы образования Тульской области.
Нормативная правовая основа функционирования региональной системы научно-методического сопровождения:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
национальный проект Российской Федерации "Образование", федеральный проект "Современная школа" национального проекта "Образование", утвержденный протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 N 16;
государственная программа Российской Федерации "Развитие образования", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 N 3273-р "Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста";
распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 16.12.2020 N Р-174 "Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров";
локальные нормативные акты министерства образования Тульской области, центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, созданных на базе государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Тульской области "Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области" (далее - ГОУ ДПО ТО "ИПК и ППРО ТО"), а также на базе муниципальных образований г. Тула, г. Новомосковск, Плавский район Тульской области, федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого" (далее - ФГБОУ ВО "ТГПУ им. Л.Н. Толстого"), других субъектов РС НМС.
Понятия, используемые в Положении о функционировании РС НМС:
"единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (ЕФС)" - это совокупность взаимосвязанных и интегрированных между собой субъектов научно-методической деятельности, обеспечивающих сопровождение педагогических работников и управленческих кадров в непрерывном развитии профессионального мастерства, в том числе - в рамках повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки с учетом выявленных профессиональных дефицитов, построения на их основе индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, а также использования стажировочных площадок и внедрения механизмов наставничества;
"региональная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Тульской области" - региональный сегмент единой федеральной системы; совокупность взаимосвязанных и интегрированных между собой, но при этом относительно самостоятельных субъектов научно-методической деятельности регионального уровня, обеспечивающих сопровождение педагогических работников и управленческих кадров в непрерывном развитии профессионального мастерства, в том числе - в рамках повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки с учетом выявленных профессиональных дефицитов, построения на их основе индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, а также использования стажировочных площадок и внедрения механизмов наставничества;
"субъект научно-методической деятельности" - физическое или юридическое лицо, осуществляющее деятельность по научно-методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров;
"научно-методический центр сопровождения педагогических работников" (далее - научно-методический центр) - структурное подразделение образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 44.00.00 "Образование и педагогические науки", обладающее потенциалом научного, проектного и методического развития и осуществляющее проведение прикладных исследований образовательных систем, тиражирование образовательных практик, внедрение научных достижений и передовых педагогических технологий в сферу образования;
"центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников" (далее - ЦНППМ) - структурное подразделение организации дополнительного профессионального образования, образовательной организации высшего образования, профессиональной образовательной организации или юридическое лицо, осуществляющее координацию деятельности субъектов РС НМС в области непрерывного развития профессионального мастерства, в том числе в рамках дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров на основе диагностики профессиональных компетенций, в ходе разработки и сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров;
"методическая служба" - совокупность субъектов научно-методической деятельности различных уровней, осуществляющих сопровождение системы методической работы, направленной на преодоление профессиональных дефицитов и развитие профессионального мастерства педагогических работников;
"профессиональное педагогическое сообщество" - объединение педагогических работников с общими ценностями, профессиональными ориентирами, нормами мышления, поведения и взаимодействия, формирующими профессиональную среду на уровне образовательной организации, органа местного самоуправления, Тульской области;
"региональный методический актив" - объединение региональных методистов, сформированный из числа лиц, прошедших диагностику профессиональных компетенций и повышение квалификации в области методической поддержки педагогических работников;
"региональный методист" - педагогический работник (штатный сотрудник ЦНППМ или привлекаемый к работе в ЦНППМ по договору гражданско-правового характера и в иных формах сотрудничества), осуществляющий сопровождение непрерывного профессионального развития педагогических работников, в том числе оказывающий адресную методическую поддержку в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников, обобщающий и распространяющий информацию о передовых технологиях обучения и воспитания, отечественном и мировом опыте в сфере образования;
"тьютор" - педагогический работник, обеспечивающий освоение содержания программ дополнительного профессионального образования (далее - программы ДПО);
"педагогический работник" - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности (за исключением педагогических работников образовательных организаций высшего образования);
"управленческие кадры" - физические лица, которые в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Тульской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными правовыми актами осуществляют руководство этой организацией, в том числе выполняют функции ее единоличного исполнительного органа (руководитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, заместитель руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, руководитель структурного подразделения организации, осуществляющей образовательную деятельность);
"единый федеральный портал дополнительного профессионального образования" - элемент цифровой образовательной среды, созданный для формирования единого образовательного пространства и развития цифровой образовательной среды дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров, который консолидирует образовательные возможности участников системы дополнительного профессионального образования, унифицирует подходы к непрерывному развитию профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров - в том числе повышению квалификации и профессиональной переподготовке;
"федеральный реестр дополнительных профессиональных программ" (далее - Федеральный реестр) - инструмент единого федерального портала дополнительного профессионального образования, созданный для обеспечения доступа к качественным дополнительным профессиональным программам, отвечающим современным задачам системы образования;
"профессиональные компетенции" - способность и готовность успешно действовать на основе практического опыта, знаний, умений и навыков при решении профессиональных задач;
"индивидуальный образовательный маршрут" - комплекс мероприятий, включающий описание содержания, порядка, форм организации, технологий, темпа и общего времени освоения педагогическими работниками и управленческими кадрами необходимых знаний, умений, практических навыков и опыта, основанный на персонифицированном подходе к организации дополнительного профессионального образования, в том числе учитывающем актуальные дефициты профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров, их личностные ресурсы, педагогические и управленческие условия образовательной организации, в которой они работают, а также возможности и ресурсы системы дополнительного профессионального образования;
"региональная стажировочная площадка" - организация, осуществляющая образовательную деятельность, расположенная на территории Тульской области, иная действующая в сфере образования организация, расположенная на территории Тульской области, а также объединение указанных организаций, независимо от организационно-правовой формы, типа, ведомственной принадлежности (при наличии), осуществляющая (-ее) деятельность по трансляции позитивного инновационного опыта, эффективных педагогических и управленческих практик, в том числе по реализации дополнительных профессиональных программ;
"региональная инновационная площадка" - организация, осуществляющая образовательную деятельность, расположенная на территории Тульской области, иная действующая в сфере образования организация, расположенная на территории Тульской области, а также объединение указанных организаций, независимо от организационно-правовой формы, типа, ведомственной принадлежности (при наличии), реализующая (-ее) инновационные проекты (программы), которые имеют существенное значение для обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Тульской области, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования;
"непрерывное профессиональное развитие педагогических работников и управленческих кадров" - комплекс образовательных мероприятий, результатом которых является совершенствование профессиональных компетенций и овладение новыми компетенциями, необходимыми на определенном этапе профессионального развития. Может осуществляться как в процессе повышения квалификации и профессиональной переподготовки, так и в рамках неформального образования педагогических работников и управленческих кадров;
"формальное образование педагогических работников и управленческих кадров" - комплекс образовательных мероприятий, сопровождающихся выдачей документов об образовании и (или) о квалификации, а также документов об обучении, результатом которых является формирование профессиональных компетенций и овладение новыми компетенциями, необходимыми на определенном этапе профессионального развития.
"неформальное образование педагогических работников и управленческих кадров" - комплекс образовательных мероприятий, не сопровождающихся выдачей документов об образовании и (или) о квалификации, а также документов об обучении, результатом которых является совершенствование профессиональных компетенций и овладение новыми компетенциями, необходимыми на определенном этапе профессионального развития.
2. Актуальность, цель, задачи, принципы, основные направления
деятельности и системообразующие мероприятия в рамках развития
Тульской региональной системы научно-методического сопровождения
педагогических работников и управленческих кадров Тульской области
Актуальность создания РС НМС обусловлена необходимостью решения ключевых задач, способствующих развитию региональной системы образования, в том числе в области научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Тульской области.
Сеть муниципальных и государственных организаций Тульской области, реализующих программы дошкольного образования, представлена 459 организациями, включающими: 4 государственных и 222 муниципальных детских сада, 5 государственных и 96 муниципальных общеобразовательных организаций с дошкольными группами или дошкольными структурными подразделениями, 132 муниципальных центра образования, реализующих программы дошкольного образования.
Образовательный процесс по программам начального, основного и среднего общего образования реализует 455 государственных и муниципальных общеобразовательных организаций.
На территории Тульской области расположено 115 муниципальных и государственных учреждений дополнительного образования детей, из них в ведомстве органов управления образованием - 67. Система образования региона включает 24 государственных образовательных учреждения среднего профессионального образования, подведомственных министерству образования Тульской области.
В образовательных организациях региона педагогическую деятельность осуществляют более 17 тысяч педагогических работников, из них более 5 тысяч - в сфере дошкольного образования, более 9 тысяч - в сфере общего образования, более 1 тысячи - в сфере дополнительного образования детей, более 1,5 тысяч - в системе среднего профессионального образования.
В настоящее время среди обучающихся старших классов общеобразовательных учреждений педагогическая профессия сохраняет популярность.
Так, в ФГБОУ ВО "ТГПУ им. Л.Н. Толстого" по педагогическому направлению обучается более 4 тысяч студентов. По договорам о целевом обучении по педагогическим специальностям получают образование более 400 студентов. В 2022 году общий выпуск университета по педагогическому направлению составил порядка 900 человек.
В 2022 году выпуск учреждений среднего профессионального образования Тульской области (ГПОУ ТО "Тульский педагогический колледж", ГПОУ ТО "Чернский профессионально-педагогический колледж") по педагогическому направлению подготовки составил порядка 300 человек.
В Тульской области реализуется комплекс мер, направленных на привлечение в сферу образования педагогических кадров, а также их профессиональное развитие и поддержку. Активно ведется профориентационная работа, осуществляются меры социальной поддержки (ипотечное жилищное кредитование учителей, единовременные выплаты молодым специалистам, программа "Земский учитель", доплаты различным категориям педагогических работников и др.), сформированы региональные модели научно-методического сопровождения, наставничества педагогических работников Тульской области.
Вместе с тем, современное состояние региональной системы подготовки педагогических кадров характеризуется, в частности, наличием проблем, препятствующих обеспечению их качества (дисбаланс качества и условий подготовки педагогов, дефицит педагогических работников и др.). Указанные проблемы являются типичными для системы образования, что отмечается в Концепции подготовки педагогических кадров, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 24.06.2022 N 1688-р.
Для решения имеющихся проблем необходимо совершенствовать систему мер, направленных на поддержку педагогов на всех этапах жизненного цикла профессии.
Таким образом, трансформация современной системы образования с учетом актуальной образовательной повестки, региональные особенности социально-экономического развития связаны с необходимостью обеспечивать устранение имеющихся дефицитов и опережающие темпы развития педагогических кадров.
Решению стратегической задачи развития региональной системы образования будет способствовать эффективное совершенствование региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Тульской области, проявляющееся в:
- развитии единого научно-методического пространства сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Тульской области;
- дальнейшем формировании согласованной системы сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров Тульской области;
- реализации единого подхода к организации деятельности методических служб;
- выполнении методическими службами функций ресурсного обеспечения развития муниципальной системы образования;
- реализации единых подходов к научной составляющей методической поддержки педагогических работников и управленческих кадров и связи между научными исследованиями и педагогической и управленческой практической деятельностью;
- создании единых механизмов формирования индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров с учетом специфики потребностей в профессиональном развитии и профессиональных дефицитов на разных этапах карьерного цикла педагогической профессии;
- совершенствовании системы мотивации педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций к постоянному совершенствованию подходов, форм, методов, технологий педагогической деятельности, участию в инновационной деятельности в сфере образования.
Целью РС НМС является обеспечение функционирования на территории Тульской области единого научно-методического пространства, являющегося компонентом Единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, обеспечивающего взаимодействие субъектов научно-методической деятельности регионального, муниципального и институционального (образовательных организаций) уровней для осуществления сетевого непрерывного научно-методического сопровождения повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров Тульской области, в том числе повышения квалификации и профессиональной переподготовки, в соответствии с приоритетными задачами в области образования.
Задачи РС НМС:
- в области управления РС НМС:
выявление кадровых потребностей в образовательных организациях региона;
развитие кадрового потенциала в образовательных организациях региона;
обеспечение единого научно-методического пространства в сфере непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров Тульской области в соответствии с приоритетными задачами в области образования;
интеграция процессов и результатов деятельности различных субъектов РС НМС в рамках единого научно-методического пространства непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
развитие сетевого взаимодействия между субъектами научно-методической деятельности для развития единой информационно-методической среды, способствующей профессиональному росту педагогических работников и управленческих кадров, разработки, апробации и внедрения инновационных моделей повышения квалификации (профессиональной переподготовки) на основе объединения и совместного использования ресурсов;
синхронизация критериев и показателей эффективности деятельности различных субъектов РС НМС в рамках единого научно-методического пространства непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
внедрение процедур и инструментов оценки эффективности РС НМС;
развитие системы "горизонтальных" связей сегментов РС НМС, в том числе - в части обмена эффективными педагогическими и управленческими практиками;
- в области непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в рамках РС НМС:
выявление профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;
построение индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров, разработанных на основе диагностики профессиональных дефицитов;
организация повышения квалификации педагогических работников в рамках реализации приоритетных федеральных программ;
осуществление профессиональной переподготовки по образовательным программам педагогической направленности;
совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников, в том числе предметных компетенций;
актуализация содержания и экспертиза качества программ ДПО, цифровизация образовательных технологий и персонификация образовательных треков непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
обеспечение наполнения Федерального реестра программами повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, с целью внедрения единых подходов к профессиональному развитию педагогических работников и управленческих кадров, направленного на устранение выявленных профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;
разработка и реализация различных форм поддержки и сопровождения педагогических работников, в том числе молодых педагогов, включая реализацию программ наставничества;
проведение профилактики профессионального выгорания педагогов;
- в области содержательно-методического сопровождения непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в рамках РС НМС:
развитие системы адресного научно-методического сопровождения субъектов РС НМС и субъектов научно-методической деятельности в рамках ключевых процессов непрерывного повышения профессионального мастерства, в том числе методического сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов, построенных на основе диагностики профессиональных компетенций, и способствующих устранению профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;
технологизация методической деятельности, формирование единых подходов к работе региональных методистов, оценке их эффективности;
стимулирование разработки, апробации и внедрения инновационных форм методической работы, деятельности профессиональных сообществ, ассоциаций и методических объединений в региональной сфере образования, направленных на освоение современных профессиональных компетенций;
создание условий для вовлечения педагогических работников Тульской области в исследовательскую деятельность;
развитие сети региональных стажировочных и инновационных площадок;
создание единой системы выявления, обобщения, продвижения и внедрения подтвердивших эффективность педагогических и управленческих практик;
Принципы функционирования РС НМС:
- соответствие деятельности приоритетным задачам в сфере развития образования;
- активное сетевое взаимодействие субъектов научно-методической деятельности, обеспечивающее синергетический эффект от объединения и использования ресурсов партнеров для разработки, апробации и внедрения инновационных моделей повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
- совместное планирование и принятие решений на федеральном и региональном уровнях, т.е. постановка задач и их выполнение на основе составления единого плана работ, согласованного и эффективного использования имеющихся кадровых, инфраструктурных и финансовых ресурсов;
- ориентация и оперативное реагирование на профессиональные дефициты и запросы педагогических работников и управленческих кадров в условиях быстрого развития общества и системы образования;
- взаимная ответственность и доверие, т.е. все решения между методическими службами принимаются на основе равноправия и взаимности выгод и обязательств;
- координация и интеграция деятельности методических служб разного уровня;
- преемственность научно-методического сопровождения, реализуемого на разных уровнях.
Основные направления деятельности и системообразующие мероприятия в рамках развития РС НМС:
Направление 1 "Управление системой научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров" (далее - Направление 1), включает:
- стратегическое планирование и организацию ключевых процессов в рамках РС НМС;
- координацию взаимодействия субъектов РС НМС с субъектами ЕФС;
- координацию взаимодействия субъектов РС НМС, деятельности региональных методистов;
- оценку эффективности РС НМС, ее отдельных субъектов.
Системообразующими мероприятиями в рамках Направления 1 являются:
на региональном уровне:
- разработка и внедрение организационно-методической и иной документации, сопровождающей функционирование РС НМС (комплексы мер "дорожные карты", соглашения (договоры) о сотрудничестве и т.д.);
- разработка критериев и индикаторов эффективности функционирования РС НМС, отдельных субъектов РС НМС;
- организация и проведение мониторингов эффективности функционирования РС НМС, отдельных субъектов РС НМС;
- обеспечение реализации региональной концепции непрерывного профессионального развития педагогических работников Тульской области;
- формирование и организация деятельности регионального методического актива;
- привлечение в образовательные организации выпускников образовательных организаций высшего (педагогического) образования;
на муниципальном уровне:
- разработка и внедрение организационно-методической и иной документации, сопровождающей функционирование НМС (комплексы мер "дорожные карты", соглашения (договоры) о сотрудничестве и т.д.) на муниципальном уровне;
- участие в проведении мониторингов эффективности функционирования РС НМС, отдельных субъектов РС НМС муниципального уровня;
- формирование и организация деятельности муниципального методического актива;
на уровне образовательной организации:
- разработка и внедрение организационно-методической и иной документации, направленной на научно-методическое сопровождение педагогических работников и непрерывное развитие их профессионального мастерства;
- участие в проведении мониторингов эффективности функционирования РС НМС как отдельного его субъекта;
- формирование и организация деятельности методических объединений и (или) других профессиональных педагогических сообществ;
- формирование методического актива образовательной организации.
Направление 2 "Непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров" (далее - Направление 2), включает:
диагностику профессиональных компетенций;
проектирование и сопровождение прохождения педагогическими работниками и управленческими кадрами индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного повышения профессионального мастерства;
совершенствование качества образовательного контента программ ДПО, в том числе представляемых к включению в Федеральный реестр;
реализацию программ ДПО, в том числе в форме стажировок;
внедрение системы наставничества педагогических работников, включая педагогических работников до 35 лет в первые три года работы.
Системообразующими мероприятиями в рамках Направления 2 являются:
на региональном уровне:
- повышение квалификации педагогических работников и управленческих кадров с учетом выявленных профессиональных дефицитов;
- организацию стажировок (в том числе на базе высокотехнологичной инфраструктуры, созданной в рамках национального проекта "Образование");
- построение индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров на основе диагностики профессиональных компетенций;
- организацию деятельности по совершенствованию профессиональных компетенций педагогических работников;
- реализацию региональной модели наставничества;
- осуществление профилактики профессионального выгорания педагогических работников;
на муниципальном уровне:
- изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи педагогическим работникам;
- сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров;
- стимулирование участия педагогических работников в деятельности профессиональных ассоциаций, сопровождение деятельности объединений педагогов, способствующих их профессиональному развитию, с учетом конкретной ситуации в образовательной организации для обеспечения возможности каждому педагогу повысить свой профессиональный уровень;
- внедрение региональной модели наставничества;
на уровне образовательной организации:
- разработка совместно с региональным методистом индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников;
- сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников;
- организация взаимодействия и взаимообучения педагогических работников;
- оказание адресной поддержки педагогическим работникам и сопровождение в профессиональном становлении педагогических работников до 35 лет и в первые три года работы, участие в реализации региональной модели наставничества;
- реализация мероприятий, направленных на профилактику профессионального выгорания педагогических работников;
- стимулирование участия педагогических работников в деятельности профессиональных ассоциаций, обеспечение возможности каждому педагогу повысить свой профессиональный уровень.
Направление 3 "Содержательно-методическое обеспечение непрерывного профессионального (педагогического) образования" (далее - Направление 3), включает:
разработку методических рекомендаций, материалов по ключевым направлениям непрерывного профессионального (педагогического) образования, деятельности отдельных субъектов РС НМС;
изучение, обобщение и трансляция успешных педагогических и управленческих практик;
сопровождение деятельности стажировочных и инновационных площадок по реализации проектов.
Системообразующими мероприятиями в рамках Направления 3 являются:
на региональном уровне:
- обеспечение педагогических работников и управленческих кадров методическими рекомендациями, материалами (в том числе цифровыми);
- ведение регионального банка успешных педагогических и управленческих практик (базы данных ДПП, реализуемых в регионе, профессиональных педагогических сообществ, передового педагогического опыта, реестры стажировочных и инновационных площадок и т.д.);
- информирование педагогической общественности об основных тенденциях развития образования;
- руководство деятельностью инновационных площадок по реализации проектов;
на муниципальном уровне:
- методическая помощь педагогическим работникам в обобщении и презентации своего опыта работы;
- изучение, обобщение и трансляция лучших педагогических и управленческих практик;
- стимулирование и сопровождение деятельности стажировочных и инновационных площадок;
- информирование педагогических работников о современных образовательных тенденциях и инновационных технологиях обучения и воспитания;
на уровне образовательной организации:
- методическое обеспечение процессов обучения и воспитания;
- разработка учебных, научно-методических и дидактических материалов;
- обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий;
- проведение методического обеспечения учебных предметов (курсов, дисциплин (модулей) в соответствии с методическими требованиями, предъявляемыми к документам в сфере образования, учебным планам, программам;
- методическое сопровождение педагогических работников, имеющих профессиональные дефициты и затруднения;
- выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта;
- помощь педагогическим работникам в обобщении и презентации своего опыта работы;
- повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых педагогических технологий;
- внедрение в образовательный процесс современных технологий обучения и воспитания, в том числе проектных форм работы с обучающимися;
- анализ, апробация и внедрение нового методического обеспечения образовательного процесса;
- организация взаимодействия с образовательными организациями с целью обмена опытом и передовыми технологиями в сфере образования.
3. Структура и функции субъектов региональной системы
научно-методического сопровождения педагогических работников
и управленческих кадров Тульской области
Структурные элементы РС НМС представляют субъекты:
1. Министерство образования Тульской области.
Функции министерства образования Тульской области:
- утверждение комплекса мер ("дорожной карты") по развитию РС НМС;
- обеспечение условий (нормативных правовых, материально-технических, финансовых, кадровых и др.) для достижения показателей функционирования РС НМС;
- обеспечение осуществления мониторинга эффективности функционирования РС НМС.
2. Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования.
Функции органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования:
- разработка и внедрение организационно-методической и иной документации, сопровождающей функционирование НМС (комплексы мер "дорожные карты", соглашения (договоры) о сотрудничестве и т.д.) на муниципальном уровне;
- участие в проведении мониторингов эффективности функционирования РС НМС, отдельных субъектов РС НМС муниципального уровня;
- формирование и организация деятельности муниципального методического актива (муниципальных методических служб);
- изучение, обобщение и трансляция лучших педагогических и управленческих практик;
- стимулирование и сопровождение деятельности стажировочных и инновационных площадок.
3. Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Тульской области "Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области" (далее - ГОУ ДПО ТО "ИПКиППРО ТО").
Функции ГОУ ДПО ТО "ИПКиППРО ТО":
- осуществление взаимодействия с Федеральным государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации", являющимся федеральным координатором системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, Федеральным научно-методическим центром сопровождения педагогических работников "Цифровая дидактика", созданным на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого" (далее - ФГБОУ ВО "ТГПУ им. Л.Н. Толстого").
- обеспечение разработки и реализации программ ДПО в соответствии с запросом, сформулированным на основе выявленных профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров, в том числе в рамках сетевого взаимодействия;
- обеспечение направление программ ДПО для последующего размещения в Федеральном реестре, отвечающих запросам системы образования;
- обеспечение тьюторского сопровождения программ ДПО, в том числе, включенных в Федеральный реестр;
- обеспечение посткурсового сопровождения программ ДПО;
- разработка рекомендаций по повышению эффективности функционирования РС НМС и предоставление их в министерство образования Тульской области;
- организация и проведение образовательных мероприятий для педагогических работников и управленческих кадров сферы образования Тульской области;
- администрирование автоматизированной системы управления планирования, организации и управления непрерывным профессиональным развитием педагогических работников (свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ 2021662085 от 12.07.2021, далее - АИС);
- обеспечение проведения региональных конкурсов профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров сферы образования Тульской области;
- совершенствование профессиональных, в том числе предметных компетенций педагогических работников Тульской области;
- организация анализа и интерпретации результатов процедур оценки качества образования, формирование на их основе и последующую реализацию рекомендаций по совершенствованию методик преподавания;
- вовлечение педагогов Тульской области в экспертную деятельность;
- оказание методической помощи учителям школ, в том числе школ с низкими образовательными результатами и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;
- организация разработки и внедрения различных форм адресной поддержки педагогических работников в возрасте до 35 лет в первые 3 года работы;
- сопровождение организации и проведения мероприятий по отбору стажировочных и инновационных площадок на базе образовательных организаций, имеющих успешный педагогический и управленческий опыт, для обеспечения доступных условий профессионального развития и непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров сферы образования Тульской области;
- организация проведения стажировок педагогических работников и управленческих кадров;
- организация проведения мероприятий, направленных на профилактику профессионального выгорания педагогов;
- организация внедрения и тиражирования лучших инновационных педагогических и управленческих практик;
4. Центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Тульской области (далее - ЦНППМ):
Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников ГОУ ДПО ТО "ИПК и ППРО ТО";
муниципальное казенное учреждение "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников города Тулы";
муниципальное казенное учреждение дополнительного профессионального образования муниципального образования Плавский район "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников";
муниципальное казенное учреждение "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (методический центр)" муниципального образования город Новомосковск".
ЦНППМ на базе ГОУ ДПО ТО "ИПК и ППРО ТО" выполняет координирующие функции сети ЦНППМ Тульской области.
Деятельность ЦНППМ (за исключением ЦНППМ на базе ГОУ ДПО ТО "ИПК и ППРО ТО") осуществляется по кластерному принципу (кластер - группа соседствующих муниципальных образований, на базе одного из которых создан ЦНППМ).
Кластер N 1 (муниципальное казенное учреждение "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников города Тулы") включает муниципальные образования: Белевский район, Веневский район, Дубенский район, Заокский район, Щекинский район, Ясногорский район, рабочий поселок Новогуровский, город Алексин, город Тула.
Кластер N 2 (муниципальное казенное учреждение дополнительного профессионального образования муниципального образования Плавский район "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников") включает муниципальные образования: Арсеньевский район, Каменский район, Одоевский район, Плавский район, Суворовский район, Тепло-Огаревский район, Чернский район, Славный.
Кластер N 3 (муниципальное казенное учреждение "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (методический центр)" муниципального образования город Новомосковск") включает муниципальные образования: Богородицкий район, Воловский район, Кимовский район, Киреевский район, Куркинский район, Узловский район, город Донской, город Новомосковск, город Ефремов.
ЦНППМ на базе ГОУ ДПО ТО "ИПК и ППРО ТО" осуществляет:
- координацию деятельности РС НМС педагогических работников и управленческих кадров Тульской области;
- обеспечение диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров сферы образования Тульской области в АИС;
- выстраивание и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров в АИС;
- выстраивание единой региональной системы профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров сферы образования Тульской области, сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов в АИС;
- обеспечение формирования систем методического и содержательного сопровождения освоения программ дополнительного профессионального образования с использованием индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников, сформированных на основе выявленных дефицитов профессиональных компетенций, в том числе с применением сетевых форм реализации программ;
- обеспечение формирования и заполнения паспорта ДППО;
- тьюторское сопровождение программ ДПО;
- посткурсовое сопровождение программ ДПО;
- анализ показателей эффективности функционирования РС НМС,
- обеспечение разработки и сопровождения нового содержания дополнительного профессионального образования, технологий обучения;
- обеспечение проведения стажировок педагогических работников и управленческих кадров на базе региональных стажировочных площадок в рамках формального образования;
- обеспечение вовлечения профессиональных сообществ в региональную систему научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров сферы образования Тульской области;
- формирование регионального методического актива;
- оказание адресной поддержки педагогических работников в возрасте до 35 лет в первые 3 года работы и реализация региональной модели наставничества педагогических работников Тульской области;
- оказание методической помощи учителям школ с низкими образовательными результатами и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;
- организация внедрения и тиражирования лучших инновационных педагогических и управленческих практик;
- вовлечение педагогов Тульской области в экспертную деятельность.
ЦНППМ призваны обеспечить:
- координацию деятельности системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров на муниципальном и межмуниципальном уровнях;
- обеспечение диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров сферы образования Тульской области в АИС;
- выстраивание и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров в АИС;
- планирование и сопровождение научно-методических мероприятий в рамках научно-педагогического сопровождения педагогов и управленческих кадров в АИС;
- внедрение в процесс профессионального развития педагогических работников Тульской области программ формирования компетенций;
- разработку различных форм адресной поддержки и сопровождения учителей в возрасте до 35 лет и в первые три года работы;
- координацию реализации региональной модели наставничества;
внедрение различных форматов электронного и дистанционного образования;
- организацию проведения мероприятий, направленных на профилактику профессионального выгорания педагогов;
- создание условий для овладения навыками использования современных цифровых технологий;
- посткурсовое сопровождение программ ДПО;
- сопровождение и тиражирование лучших инновационных педагогических и управленческих практик;
- стимулирование и методическое сопровождение инновационной деятельности педагогических работников;
- адресную методическую поддержку/консультирование/ сопровождение педагогических работников и управленческих кадров;
- оказание методической помощи учителям школ с низкими образовательными результатами и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;
- координацию методической (научно-методической) деятельности общественно-профессиональных объединений;
- формирование предложений о включении в перечень стажировочных площадок на базе образовательных организаций, имеющих успешный педагогический и управленческий опыт, для обеспечения доступных условий профессионального развития и непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров сферы образования Тульской области;
- вовлечение педагогов Тульской области в экспертную деятельность.
5. ФГБОУ ВО "ТГПУ им. Л.Н. Толстого" и Федеральный научно-методический центр сопровождения педагогических работников "Цифровая дидактика", созданный на его базе, осуществляют:
- разработку научно-исследовательской методологии и концептуальных основ проведения исследований по ключевым направлениям развития региональной системы образования, в том числе в области цифровой дидактики, направленной на поиск новых решений и подходов к обучению в цифровых образовательных средах с использованием современных ИКТ, технологий виртуальной, дополненной и смешанной реальности;
- разработку концептуальных положений и моделей опережающего профессионального развития педагогических кадров;
- разработку подходов к совершенствованию региональных систем научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров с учетом специфики региона;
- разработку и реализацию программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников и управленческих кадров, в том числе в рамках сетевого взаимодействия, включая подготовку и переподготовку учителей и преподавателей информатики в области моделирования, проектирования, внедрения и сопровождения цифровых сред в образовательных учреждениях общего, среднего профессионального и высшего педагогического образования;
- посткурсовое сопровождение программ ДПО;
- разработку и внедрение различных форм адресной поддержки педагогических работников в возрасте до 35 лет в первые 3 года работы;
- организацию и проведение совместных с ГОУ ДПО ТО "ИПК и ППРО ТО" стажировок на базе региональных стажировочных площадок; - планирование и проведение научных, образовательных и просветительских мероприятий в целях обеспечения профориентационной деятельности со школьниками, непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров общеобразовательных организаций, в том числе размещенных в АИС;
- тиражирование лучших инновационных педагогических и управленческих практик;
- разработку, апробацию и внедрение верифицированного цифрового образовательного контента, инновационных технологий обучения, новых форм институционального и неинституционального образования (домашнего, сетевого, корпоративного и др.) во взаимодействии с образовательными организациями и бизнес-компаниями;
- экспертную и консалтинговую деятельность в регионе и отрасли по научно-методическому и технологическому сопровождению выбора, трансфера, реализации и обновлению интеллектуальных продуктов в сфере образования программ обучения, цифрового контента, моделей управления и др.), вовлечение педагогов Тульской области в экспертную деятельность;
- деятельность, обеспечивающую повышение мотивации студентов и педагогических работников к моделированию и активному использованию цифровых образовательных сред и отдельных технологий; а также расширяющей практику их внедрения в образовательный процесс.
6. Иные профессиональные образовательные организации, реализующие образовательные программы по укрупненной группе специальностей (направлений) подготовки 44.00.00. "Образование и педагогические науки", осуществляют:
- разработку и реализацию программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников, в том числе в рамках сетевого взаимодействия;
- посткурсовое сопровождение программ ДПО;
- организацию и проведение образовательных и просветительских мероприятий в целях обеспечения профориентационной деятельности со обучающихся, непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, в том числе, размещенных в АИС;
- внедрение и тиражирование лучших инновационных педагогических и управленческих практик;
- реализацию региональной модели наставничества и адресную поддержку педагогических работников в возрасте до 35 лет в первые три года работы;
- обеспечение проведения стажировок педагогических работников и управленческих кадров на базе региональных стажировочных площадок в рамках формального образования;
- обеспечение участия педагогов Тульской области в экспертной деятельности;
7. Учебно-методические объединения, методические советы, методические отделы (службы), иные общественно-профессиональные объединения или профессиональные педагогические сообщества (ассоциации, клубы и т.д.), комиссии, региональный методический актив, создающие условия для профессионального развития педагогов, осуществляют:
- методическую поддержку педагогических работников и управленческих кадров, в том числе по сопровождению индивидуальных образовательных маршрутов, разработанных на основе результатов диагностики профессиональных дефицитов;
- участие в разработке методических рекомендаций, инструкций, материалов по вопросам повышения профессиональных компетенций педагогических работников;
- участие в подготовке и проведении мероприятий в рамках сопровождения непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
- создание среды для мотивации педагогических работников к непрерывному совершенствованию;
- участие в тиражировании лучших инновационных педагогических и управленческих практик;
- участие в реализации региональной модели наставничества и адресной поддержки педагогических работников в возрасте до 35 лет в первые три года работы;
- оказание методической помощи учителям школ, в том числе школ с низкими образовательными результатами и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;
- участие в экспертной деятельности по выявлению продуктивных региональных педагогических практик и их трансляции.
8. Образовательные организации:
- способствуют непрерывному профессиональному развитию педагогических работников;
- способствуют проведению стажировок педагогических работников и управленческих кадров сферы образования Тульской области;
- участвуют в подготовке и проведении мероприятий в рамках сопровождения непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников;
- реализуют региональную модель наставничества и адресную поддержку педагогических работников в возрасте до 35 лет в первые 3 года работы;
- оказывают методическую помощь учителям школ, в том числе школ с низкими образовательными результатами и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;
- участвуют во внедрении и тиражировании лучших инновационных педагогических и управленческих практик;
- способствуют участию педагогических работников Тульской области в экспертной деятельности.
Субъектами управления РС НМС являются:
- министерство образования Тульской области (осуществляет постановку стратегических целей и задач развития региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров);
- органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (осуществляют реализацию стратегических целей и задач развития региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров на муниципальном уровне);
- ГОУ ДПО "ИПК и ППРО ТО" во взаимодействии с другими региональными субъектами научно-методической деятельности (осуществляет координацию РС НМС, реализацию планов мероприятий в соответствии со стратегическими целями и задачами).
4. Основные механизмы функционирования региональной
системы научно-методического сопровождения педагогических
работников и управленческих кадров Тульской области
Механизмы взаимодействия субъектов РС НМС:
В рамках реализации Направления 1:
- распорядительный акт министерства образования Тульской области, утверждающий положение о функционировании РСНМС;
- распорядительные акты министерства образования Тульской области, утверждающие комплексные планы ("дорожные карты") совместных мероприятий, ежегодный план проведения региональных мероприятий, направленных на профессиональное развитие педагогических работников и управленческих кадров Тульской области, в том числе научно-практических конференций и других образовательных мероприятий для педагогических работников и управленческих кадров;
- соглашения (договоры) о совместной деятельности (партнерстве);
- организация проведения семинаров-совещаний, вебинаров и другие мероприятия;
- мониторинговые исследования.
В рамках реализации Направления 2:
- программы ДПО, реализуемые в регионе, в том числе из Федерального реестра;
- программы ДПО, реализуемые в сетевой форме;
- программы ДПО, реализуемые по каскадной модели повышения квалификации;
- процедуры диагностики предметных, методических, психолого-педагогических, коммуникативных и IT-компетенций педагогических работников и управленческих кадров и построенных с учетом полученных результатов индивидуальных образовательных маршрутов с использованием Автоматизированной информационной системы планирования, организации и управления непрерывным профессиональным развитием педагогических работников;
- иные мероприятия (в том числе в формате "горизонтального обучения") в рамках индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников и управленческих кадров;
В рамках реализации Направления 3:
- комплекс типовой организационно-методической документации;
- методические рекомендации, указания и т.д. по ключевым процессам непрерывного профессионального (педагогического) образования, деятельности субъектов РС НМС;
- аннотированный каталог учебно-методических и научно-методических разработок;
- реестры региональных стажировочных и инновационных площадок;
- научно-практические конференции, форумы и т.д.
5. Показатели, методы сбора и инструменты оценки
эффективности функционирования региональной системы
научно-методического сопровождения педагогических работников
и управленческих кадров Тульской области
При оценке эффективности функционирования системы РС НМС учитываются все субъекты, выполняющие функции по реализации дополнительного профессионального (педагогического) образования и научно-методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров Тульской области:
- Показатели эффективности развития РС НМС в области управления системой научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров:
- Разработан и реализуется мониторинг по выявлению кадровых потребностей в образовательных организациях региона (ед.) (ежегодно),
- Разработан и реализуется комплекс мер ("дорожная карта") по функционированию РС НМС на период до 2024 года (ед.) (ежегодно):
- Разработана с учетом социально-экономических условий региона и реализуется вариативная система мониторинга эффективности РС НМС (ед.) (ежегодно).
Показатели эффективности развития РС НМС в области непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров:
- Доля педагогических работников, прошедших диагностику профессиональных дефицитов, в общей численности педагогических работников (%) (ежегодно, не менее 10%):
- Доля педагогических работников, для которых разработаны индивидуальные образовательные маршруты совершенствования профессионального мастерства педагогических работников на основе результатов диагностики профессиональных дефицитов, в общей численности педагогических работников (%) (ежегодно, не менее 10%).
- Доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации в общей численности педагогических работников (%) (ежегодно, не менее 10%), в том числе по вопросам:
оценки качества образования в образовательной организации;
повышения квалификации педагогических работников школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;
выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;
самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся;
организации воспитания обучающихся;
повышения качества дошкольного образования.
- Доля педагогических работников, освоивших программы ДПО, вошедшие в Федеральный реестр и подобранные с учетом диагностики профессиональных дефицитов (к 2024 году - не менее 30%).
- Доля педагогических работников, прошедших профессиональную переподготовку по образовательным программам педагогической направленности, в общей численности педагогических работников, которым рекомендовано прохождение профессиональной переподготовки Главной аттестационной комиссией (%) (ежегодно, не менее 70%).
- Количество управленческих команд, принявших участие в программах повышения квалификации (к 2024 году - не менее 40% от общего количества управленческих команд региона).
Показатели эффективности создания и развития РС НМС в области содержательно-методического обеспечения непрерывного профессионального (педагогического) образования:
Численность педагогических работников, закрепленных за 1 региональным методистом для осуществления методического сопровождения (к 2024 году - не более 250 человек).
Доля педагогических работников в возрасте до 35 лет, участвующих в различных формах поддержки и сопровождения в первые 3 года работы (к 2024 году - не менее 70%).
Доля образовательных организаций, в которых реализуется Региональная модель наставничества, общей численности образовательных организаций (%) (ежегодно, не менее 100%).
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования Тульской области от 22 июня 2023 г. N 1171 "Об утверждении Положения о функционировании региональной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.