Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Росавиации
от 21 июня 2023 г. N 429-П
Обстоятельства авиационных происшествий с единичными экземплярами воздушных судов автожиром "Казачок 07" RA-0283A, самолетом-амфибией СК-12т5 "Орион" RA-1387G, самолетом По-2У RA-3106G и единичным экземпляром сверхлегкого воздушного судна самолетом "СКИФ-1" RA-0196A
8 марта 2022 г. днем с целью обучения пилотирования выполнялся полет единичного экземпляра воздушного судна (далее - ЕЭВС) автожира "Казачок 07" RA-0283A. На борту воздушного судна (далее - ВС) находились командир воздушного судна (далее - КВС) и пассажир (свидетельства пилота не имеет).
Комиссией по расследованию авиационного происшествия (далее - АП) установлено, что последний вылет с площадки базирования населенного пункта Весь (Волховский район, Ленинградская область) произведен в направлении Ладожского озера. В последнем полете на штатном месте КВС находился обучаемый, вероятно который осуществлял активное управление ВС. Анализ расположения фрагментов ВС и повреждений на месте АП свидетельствует о разрушении автожира в воздухе вследствие удара несущего винта (ротора) по хвостовому оперению и маршевому воздушному винту. В результате АП автожир разрушен, пассажир и КВС погибли.
Также установлено, что в нарушение требований пункта 124 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. N 138, полеты выполнялись без уведомления органа ОВД. КВС выполнял полеты в отсутствие действующего медицинского заключения и не имел действующей квалификационной проверки. ЕЭВС автожир "Казачок 07" RA-0283A действующего сертификата летной годности не имел. Данными о прохождении пассажира теоретической, наземной, тренажерной подготовки, а также медицинского освидетельствования комиссия по расследованию не располагает. Обязательное страхование гражданской ответственности перед третьими лицами в соответствии с требованиями статьи 131 Воздушного кодекса Российской Федерации, не оформлялось.
По заключению комиссии по расследованию:
"Наиболее вероятной причиной авиационного происшествия с ЕЭВС автожиром "Казачок 07" RA-0283A явились некоординированные действия экипажа органами управления в полете, что привело к ударам лопастей несущего винта по элементам конструкции (хвостовому оперению и маршевому винту) и разрушению ВС в воздухе."
28 мая 2022 г. днем выполнялся полет ЕЭВС самолета-амфибии СК-12т5 "Орион" RA-1387G по маршруту: посадочная площадка Ишим (Ишимский район, Тюменская область) - озеро Мергень (Ишимский район, Тюменская область) и обратно. На борту ВС находились КВС и пассажир.
Комиссией по расследованию АП по результатам расшифровки бортового портативного приемника спутниковой навигации установлено, что полет ВС к озеру Мергень выполнялся на высоте около 370 м и скорости 150 км/ч с выполнением посадки на акваторию озера. Согласно объяснениям КВС, после выполнения взлета и первого разворота на высоте около 290 м и скорости 170 км/ч, он обратил внимание на колебание оборотов правого двигателя, его вибрацию и изменение звука работы. Для оценки работоспособности двигателя КВС принял решение на выполнение повторной посадки на водную поверхность озера (закрылки 20°, скорость около 80 км/ч). В процессе глиссирования КВС изменял режимы работы обоих двигателей, и, не выявив отклонений в их работе, принял решение на выполнение взлета. На высоте около 10 м и скорости около 100 км/ч КВС отметил звук металлического звона, появилась вибрация самолета средней интенсивности, возникло левое угловое вращение, опускание носовой части и последующее столкновение с водной поверхностью в перевернутом положении. В результате АП ВС получило повреждения и частично затонуло, пассажир и КВС получили серьезные телесные повреждения и самостоятельно покинули кабину самолета.
Комиссия по расследованию не исключает возможность грубого приводнения, отделения ВС от водной поверхности и его дальнейшее барсирование (глиссирование), а также возможность передачи управления ВС (с целью обучения) пассажиру, имеющего свидетельство пилота.
Установлено, что полеты выполнялись без уведомления органа ОВД. Радиообмен КВС с органом ОВД не осуществлял, а за метеорологической информацией в автоматический метеорологический центр г. Тюмени не обращался.
По заключению комиссии по расследованию:
"Наиболее вероятно, авиационное происшествие с ЕЭВС самолетом-амфибией СК-12т5 "Орион" RA-1387G явилось следствием ошибочных управляющих действий при выполнении посадки на озеро, которые привели к грубому приводнению (столкновению с водной поверхностью) и разрушению ВС в процессе развития особой ситуации. Комиссия не исключает передачу управления ВС пассажиру в аварийном полете.".
26 июля 2022 г. на ЕЭВС самолета По-2У RA-3106G выполнялись полеты по прямоугольному маршруту над аэродромом Улан-Удэ "Восточный" (Республика Бурятия). На борту самолета находились КВС и пассажир.
Комиссией по расследованию АП установлено, что КВС ранее на ЕЭВС самолета По-2У RA-3106G полеты не выполнял, и перед их выполнением (для ознакомления с характеристиками ВС) выполнил пробежки по взлетно-посадочной полосе (далее - ВПП). После взлета, полета по прямоугольному маршруту и прохода над ВПП на высоте около 10 м, КВС перевел самолет в набор высоты. Перед выполнением первого разворота, на высоте около 80 м, произошел останов двигателя. КВС доложил руководителю полетов и выполнил отворот влево для выполнения вынужденной посадки вне аэродрома. После касания земли основными колесами и пробега около 5 м, самолет столкнулся с отвалом промышленных отходов с последующим неполным "капотом". В результате АП самолет получил повреждения, пассажир и КВС не пострадали и самостоятельно покинули кабину самолета.
Комиссия по расследованию отмечает, что собственник ВС в нарушение пункта 2.3.2. Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1998 г. N 609, до прибытия комиссии по расследованию на место АП самостоятельно переместил самолет в место временного хранения, и частично демонтировал узлы и агрегаты. Обязательное страхование гражданской ответственности перед третьими лицами в соответствии с требованиями статьи 131 Воздушного кодекса Российской Федерации, не оформлялось.
В ходе расследования установлено, что на момент столкновения с землей двигатель ВС не работал, мощность от двигателя на воздушный винт не подавалась. Признаков отказа двигателя в полете комиссия по расследованию не выявила.
По заключению комиссии по расследованию:
"Причиной авиационного происшествия с ЕЭВС самолетом По-2У RA-3106G явился отказ двигателя в полете, обусловивший выполнение вынужденной посадки вне аэродрома с последующим разрушением ВС из-за столкновения с препятствием.".
17 сентября 2022 г. на единичном экземпляре сверхлегкого воздушного судна (далее - ЕЭ СВС) самолета "СКИФ-1" RA-0196A выполнялись авиационно-химические работы (далее - АХР). На борту самолета находился КВС.
Комиссией по расследованию АП установлено, что КВС ЕЭ СВС самолета "СКИФ-1" RA-0196A выполнял полеты с посадочной площадки около села Плавица (Добринский район, Липецкая область). Третий (аварийный) полет по десикации подсолнечника проходил над полем, ограниченным линией электропередачи (далее - ЛЭП) с высотой опор 24 м и лесополосой (высота кустарников около 5 м и деревьев высотой около 10-15 м) под углом 90° к направлению полета. Длина гона 1020 м. КВС, выдерживая высоту полета 2-3 м и скорость около 90 км/ч в направлении на солнце, не заметил ЛЭП и пролетел под ее проводами. Сосредоточение внимания на выдерживании высоты не позволило КВС своевременно увидеть деревья лесополосы (расстояние между ЛЭП и лесополосой составляет 52 м), а поздний перевод самолета в набор высоты не позволил перелететь верхушки кустарника. Самолет, зацепившись за его верхушки, потерял управление и упал на кусты. В результате АП ВС разрушено, КВС получил серьезные телесные повреждения.
Комиссия по расследованию отмечает, что полеты выполнялись без уведомления органа ОВД. КВС выполнял полеты в отсутствие действующего медицинского заключения и не имел действующей квалификационной проверки. В нарушение пункта 6.5. Главы VI "Общие правила выполнения авиационных работ" Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31 июля 2009 г. N 128 (далее - ФАП-128), КВС не проходил подготовку к выполнению авиационных работ, в том числе авиационно-химических. Перед выполнением АХР облет и осмотр с земли подлежащих обработке полей не производился. В нарушение требований пункта 2.20. ФАП-128 КВС выполнял полеты без доверенности от собственника. До прибытия комиссии по расследованию на место АП самолет эвакуирован в место временного хранения. Ранее, 8 мая 2017 г. с КВС произошло АП (авария) на ЕЭВС самолете Бекас 103 RA-0285A (столкновение с проводами ЛЭП при выполнении АХР в районе населенного пункта Желановка (Мичуринский район, Тамбовская область).
По заключению комиссии по расследованию:
"Авиационное происшествие с ЕЭ СВС самолетом "СКИФ 1" RA-0196A произошло в результате позднего выхода из гона при выполнении АХР, что привело к столкновению самолета с лесопосадкой на границе обрабатываемого участка.
Способствующими факторами, наиболее вероятно, явились:
- невыполнение КВС до начала обработки участка его осмотра с земли или с воздуха для определения расположения препятствий и характерных ориентиров;
- недостаточная ситуационная осведомленность КВС вследствие сосредоточения внимания на выдерживании высоты полета при выполнении гона;
- выполнение гона в направлении "на солнце" и ослепление пилота солнечными лучами.".
Подробная информация о результатах расследования авиационных происшествий с ЕЭВС автожиром "Казачок 07" RA-0283A, самолетом-амфибией СК-12т5 "Орион" RA-1387G и самолетом По-2У RA-3106G, ЕЭ СВС самолетом "СКИФ-1" RA-0196A приведена в Окончательных отчетах, размещенных на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета в информационно-коммуникационной сети "Интернет".
<< Назад |
||
Содержание Приказ Федерального агентства воздушного транспорта от 21 июня 2023 г. N 429-П "О реализации мероприятий по результатам расследования... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.