г. Краснодар |
|
09 февраля 2017 г. |
Дело N А32-32677/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Югводоканал" (ИНН 2320139238, ОГРН 1062320038384) - Савиной С.Г. (доверенность от 12.12.2016), в отсутствие представителя заинтересованного лица - Департамента имущественных отношений Краснодарского края, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2016 по делу N А32-32677/2015 (судьи Илюшин Р.Р., Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.), установил следующее.
ООО "Югводоканал" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным отказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) в предоставлении государственной услуги от 07.08.2015 N 52-14731/15-33.12; о возложении на департамент обязанности в соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) обратиться в уполномоченный орган за устранением наложения границ земельных участков с кадастровыми номерами 23:19:1101000:21, 23:19:1101000:23, 23:19:1101000:25, 23:19:1101000:37, 23:19:1104020:1; подготовить и направить подписанные проекты договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами: 23:19:1101000:21, 23:19:1101000:23, 23:19:1101000:25, 23:19:1101000:31, 23:19:1101000:37, 23:19:1104020:1, 23:19:1104013:1, 23:19:1104013:2, 23:19:1101000:40, 23:19:1101000:44, 23:19:1101000:38 (с учетом изменения предмета заявленных требований - т. 1, л. д. 225, 226).
Решением от 07.04.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме. Суд первой инстанции пришел к выводу о невозможности представления заявителю в аренду испрашиваемых участков, поскольку земельные участки с кадастровыми номерами 23:19:1101000:21, 23:19:1101000:23, 23:19:1101000:25, 23:19:1101000:37, 23:19:1104020:1 пересекают границы других участков, а участки с кадастровыми номерами 23:19:1104011:7, 23:19:1104011:6, 23:19:1104011:5 сняты с государственного кадастрового учета.
Постановлением апелляционного суда от 30.08.2016 решение от 07.04.2016 отменено в части. Оспариваемый отказ в предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами: 23:19:1101000:31, 23:19:1104013:2, 23:19:1101000:40, 23:19:1101000:38, 23:19:1104013:1, 23:19:1101000:44 признан незаконным как противоречащей статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). На департамент возложена обязанность подготовить и направить обществу в течение одного месяца с момента вступления в законную силу судебного акта подписанные уполномоченным лицом, содержащие все существенные условия, договоры аренды земельных участков с кадастровыми номерами: 23:19:1101000:31, 23:19:1104013:2, 23:19:1101000:40, 23:19:1101000:38, 23:19:1104013:1, 23:19:1101000:44. С департамента в пользу общества взыскано 4500 рублей расходов по уплате государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Апелляционный суд установил, что сведения о пересечении границ остальных земельных участков (23:19:1101000:31, 23:19:1104013:1, 23:19:1104013:2, 23:19:1101000:40, 23:19:1101000:44, 23:19:1101000:38) с границами иных участков отсутствуют. В решении департамента от 07.08.2015 N 52-14731/15-33.12 не приведены основания для отказа заявителю в предоставлении в аренду участков с кадастровыми номерами 23:19:1104013:1 и 23:19:1101000:44.
В кассационной жалобе департамент просит апелляционное постановление от 30.08.2016 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований полностью. По доводам жалобы общество нарушило установленную законом процедуру, поскольку приложенные к заявлению документы по содержанию не соответствуют приказу министерства экономического развития от 12.01.2015 N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов" (далее - приказ от 12.01.2015 N 1). При обращении представлена неполная копия концессионного соглашения, без приложений, являющихся в силу пункта 25.1.1 его неотъемлемой частью. Для удовлетворения требований, заявленных в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), необходимо установление не только обстоятельств, связанных с возникновением права на приобретение земельных участков, но и соблюдение предусмотренной административным регламентом процедуры.
В судебном заседании представитель общества просил оставить апелляционное постановление от 30.08.2016 без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Департамент явку процессуального представителя в арбитражный суд округа не обеспечил, извещен согласно статьям 121 и 123 Кодекса. Судебное разбирательство по жалобе проведено в порядке статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, 24.03.2010 субъект Российской Федерации - Краснодарский край (концедент) и общество (концессионер) заключили концессионное соглашение, в соответствии с которым общество обязалось за свой счет выполнять обязанности по реконструкции принадлежащего на праве собственности концеденту объекта, состав и описание которого приведены в разделе 4 соглашения, модернизацию и иное улучшение характеристик иного имущества, и осуществлять деятельность по оказанию услуг водоснабжения потребителям на территории обслуживания с использованием объекта концессионного соглашения и иного имущества, а концедент - предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования объектом соглашения и иным имуществом для осуществления указанной деятельности, включая снижение непроизводительных расходов (потерь воды) (т. 1, л. д. 82 - 133).
Соглашение вступает в силу с даты его подписания сторонами и действует в течение 30 лет (пункт 3.1.1).
В соответствии с разделом 4 объектом концессионного соглашения являются сооружения систем водоснабжения, предназначенные для забора, подъема, водоподготовки, транспортировки и обеспечения подачи потребителям на территории обслуживания питьевой и технической воды. Все объекты недвижимости, входящие в объект соглашения, являются государственной собственностью субъекта Российской Федерации - Краснодарского края.
В состав объекта соглашения входят: "Таманское направление", "Ейское направление", "Троицкое направление", а также иное имущество, предназначенное для использования по общему назначению для осуществления концессионером деятельности, предусмотренной соглашением: движимое и недвижимое имущество, в том числе элементы системы коммунальной инфраструктуры водоснабжения, принадлежащие концеденту на праве собственности, образующие единое целое с объектом соглашения и/или предназначенные для использования по общему назначению с объектом соглашения для осуществления концессионером деятельности.
Сроки реконструкции объекта соглашения определены в приложении N 25 (план-график реализации мероприятий по реконструкции объекта соглашения) (пункт 3.2.1), порядок осуществления работ - в пункте 7.5.
9 июля 2015 года в целях реализации обязательств по концессионному соглашению общество обратилось в департамент с заявлением о заключении договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами: 23:19:1101000:21, 23:19:1101000:23, 23:19:1101000:25, 23:19:1101000:31, 23:19:1101000:37, 23:19:1104020:1, 23:19:1104011:6, 23:19:1104011:7, 23:19:1104011:5, 23:19:1104013:1, 23:19:1104013:2, 23:19:1101000:40, 23:19:1101000:44, 23:19:1101000:38, расположенных в Ленинградском районе Краснодарского края, на основании подпункта 23 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса (далее - Земельный кодекс) (т. 1, л. д. 41 - 79).
Письмом от 07.08.2015 N 52-14731/15-33.12 департамент отказал обществу в предоставлении испрашиваемых в аренду земельных участков, со ссылкой на материалы обследования ГКУ КК "Кубаньземконтроль", согласно которым на участках с кадастровыми номерами 23:19:1101000:21, 23:19:1101000:23, 23:19:1101000:25, 23:19:1101000:31, 23:19:1101000:37, 23:19:1104020:1, 23:19:1104013:2, 23:19:1101000:40, 23:19:1101000:38 находится ряд объектов, в отношении которых отсутствует информация об отнесении к объектам движимого либо недвижимого имущества и наличии надлежащим образом оформленных прав общества. Границы участков с кадастровыми номерами 23:9:1101000:21, 23:19:1101000:23, 23:19:1101000:25, 23:19:1101000:37, 23:19:1104020:1 пересекают границы иных земельных участков; земельные участки с кадастровыми номерами 23:19:1104011:5, 23:19:1104011:6, 23:19:1104011:7 сняты с государственного кадастрового учета (т. 1, л. д. 80, 81).
Полагая, что отказ департамента, изложенный в письме от 07.08.2015 N 52-14731/15-33.12, противоречит действующему законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о невозможности предоставления в аренду испрашиваемых земельных участков ввиду пересечения их границ с другими участками и снятия участков с государственного кадастрового учета.
Отменяя судебное решение, частично удовлетворяя заявление общества, апелляционный суд сослался на отсутствие сведений о пересечении границ иных земельных участков испрашиваемыми заявителем участками: 23:19:1101000:31, 23:19:1104013:1, 23:19:1104013:2, 23:19:1101000:40, 23:19:1101000:44, 23:19:1101000:38.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
В силу части 2 статьи 201 Кодекса арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений статей 198 - 201 Кодекса для признания незаконными ненормативного правового акта, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого акта, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
В силу статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ) по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Целями концессионных соглашений являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации путем обеспечения эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности и повышение вследствие этого качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям (статья 1 Закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ).
Таким образом, предметом концессионного соглашения является создание или реконструкция определенного этим соглашением недвижимого имущества. Создание объекта недвижимого имущества как объекта концессионного соглашения должно быть предусмотрено соответствующим соглашением, а объект концессионного соглашения, подлежащий реконструкции, должен находиться в собственности концедента на момент заключения концессионного соглашения.
В силу части 1 статьи 11 Закона N 115-ФЗ земельный участок, на котором располагается объект концессионного соглашения и (или) который необходим для осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, предоставляется концессионеру в аренду (субаренду) или на ином законном основании в соответствии с земельным законодательством на срок, который устанавливается концессионным соглашением в соответствии с земельным законодательством и не может превышать срок действия концессионного соглашения. Договор аренды земельного участка должен быть заключен с концессионером не позднее чем через шестьдесят рабочих дней со дня подписания концессионного соглашения, если иные сроки не установлены конкурсной документацией или концессионным соглашением.
Согласно пункту 2 статьи 22 Земельного кодекса земельные участки могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством.
В силу подпункта 23 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, необходимого для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, лицу, с которым заключено такое соглашение.
Согласно приказу от 12.01.2015 N 1 лицо, с которым заключено концессионное соглашение, в качестве документов, подтверждающих право на приобретение земельного участка без проведения торгов и прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, представляет концессионное соглашение, кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка либо кадастровую выписку об испрашиваемом земельном участке, выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на приобретаемый земельный участок или уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок, выписку из Единого государственного реестра юридических лиц о юридическом лице, являющемся заявителем.
В силу пункта 3 статьи 39.17 Земельного кодекса в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 данной статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 приведенной статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о департаменте, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 23.04.2007 N 345, департамент является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, по выдаче квалификационных аттестатов кадастровых инженеров, по управлению игорной зоной, созданной на территории Краснодарского края.
Исследовав и оценив доводы сторон и представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Кодекса, апелляционный суд установил, что департамент как собственник объектов, являющихся предметом концессионного соглашения от 24.03.2010, должен знать, что находится на спорных земельных участках; отсутствие приложений к концессионному соглашению при обращении с заявлением об аренде не может являться основанием для отказа (субъект Российской Федерации - Краснодарский край является стороной концессионного соглашения от 24.03.2010); сведения о пересечении границ земельных участков 23:19:1101000:31, 23:19:1104013:1, 23:19:1104013:2, 23:19:1101000:40, 23:19:1101000:44, 23:19:1101000:38 с иными участками отсутствуют, поэтому апелляционный суд сделал правильный вывод об отсутствии оснований для отказа в предоставлении данных участков обществу в аренду.
Доводы департамента изучены коллегией арбитражного суда округа и отклоняются. На испрашиваемых участках отсутствуют объекты, чья правовая принадлежность не установлена, либо объекты, принадлежащие третьим лицам. Уполномоченный орган при получении соответствующего заявления в рамках межведомственного взаимодействия запрашивает документы, подтверждающие либо опровергающие права заявителя на испрашиваемый земельный участок, в том числе выписку из ЕГРП.
Апелляционный суд полно и всесторонне исследовал и оценил представленные доказательства, установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства. Переоценка исследованных доказательств и установленных по делу обстоятельств не входит в полномочия кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Кодекса).
Нормы материального права при рассмотрении дела применены апелляционной инстанцией верно. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены апелляционного постановления в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2016 по делу N А32-32677/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.