Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к рекомендации
президиума ВАК
при Минобрнауки России
от 21 апреля 2023 года N 12/2-разн
Критерии доказательности диссертационных исследований в области наук об образовании
При разработке критериев учтены положения ГОСТ Р 7.0.11-2011 (далее - ГОСТ).
Критерии адресованы лицам, работающим над диссертациями, их научным руководителям и/или научным консультантам, членам диссоветов, экспертам ВАК.
Критерии установлены по разделам методологического аппарата диссертационного исследования (структурные элементы "Введения к диссертации" - ГОСТ) и нескольким элементам содержания (Опытно-экспериментальная работа, Заключение, Список публикаций).
Методологический аппарат диссертации (введение)
| ||
Разделы методологического аппарата диссертационного исследования (п. 5.3.1 ГОСТ - "Введение к диссертации") |
Критерии доказательности |
Рекомендации |
Название темы диссертационного исследования (п. 5.1.2 ГОСТ - "Название диссертации") |
отражение в названии темы очевидности проблемы |
тема не должна отражать проблему дословно |
Актуальность темы исследования (п. 5.3.1 ГОСТ) |
обоснование востребованности проблемы в области наук об образовании; обоснование возможности совершенствования образовательной практики (с указанием конкретной адресной группы и области возможного применения); обоснование соответствия запросам государства и общества; соответствие государственной образовательной политике и/или её развитию |
востребованность в науке обосновывается доказательством недостающего знания; совершенствование образовательной практики показывается опосредованно, прямое воздействие на практику возможно в очень редких случаях; соответствие запросам государства и общества может быть представлено через указание на нормативно-правовые акты, федеральные программы и т.п.; рекомендуется (по возможности) дать предложения по совершенствованию действующих или принятию новых нормативно-правовых актов |
Степень разработанности темы исследования (п. 5.3.1 ГОСТ) |
наличие конструктивно-критического анализа отечественных и зарубежных научных источников, показывающих степень разработанности проблемы в науке, указывающий на то, что не разработано или недостаточно разработано; анализ состояния данной области исследования в педагогической теории и практике; статистические данные, свидетельствующие о востребованности решения проблемы |
рекомендуется провести точный отбор источников, необходимый и достаточный для данной темы диссертационного исследования; целесообразно анализ проводить в соответствии с темой диссертационного исследования; статистические данные не обязательны |
Хронологические рамки исследуемого периода |
указание анализируемого в диссертационном исследовании временного периода |
необходимо для историко-педагогических, историко-компаративных педагогических исследований |
Противоречия |
выявление и формулировка противоречий, разрешению которых способствует проведенное исследование |
выявление противоречий осуществляется на основе анализа проблемы в науке и существующей практике |
Проблема или исследовательский вопрос |
формулировка проблемы исследования содержит вопрос, который разрешается в результате достижения цели и решения всех задач исследования |
проблема исследования может быть сформулирована как часть большой проблемы, которая полностью в рамках данного исследования может быть не разрешена, но разрешение этой конкретной части способствует решению проблемы в целом |
Объект исследования |
соответствие объекта теме, проблеме и рамкам исследования; обозначение области, в которой расположен предмет исследования |
объект исследования должен быть шире предмета исследования |
Предмет исследования |
соответствие предмета исследования теме, проблеме и рамкам исследования; расположение предмета исследования в области, которая обозначена в качестве объекта |
рекомендуется точно указать предмет исследования, предмет должен быть один |
Цель исследования (п. 5.3.1 ГОСТ) |
логическая взаимосвязь с темой работы; логическая взаимосвязь с проблемой и задачами исследования; ожидаемый конечный результат, на который направлено исследование |
следует учитывать, что цель достигается в результате решения задач |
Задачи (п. 5.3.1 ГОСТ) |
взаимосвязь с темой; реализация задач исследования позволяет достичь цели |
формулировки задач (задачи) должны соответствовать оглавлению и содержанию текста диссертации; формулировки задач (задачи) не должны совпадать с целью исследования |
Гипотеза |
формулировка утверждений, подлежащих проверке; указание на верифицируемость результатов исследования |
логически сформулированное научное предположение, требующее проверки; не применяется в историко-педагогических, компаративных, историко-компаративных исследованиях |
Научная новизна (п. 5.3.1 ГОСТ) |
новые научные положения, педагогические идеи, концепции, теории, закономерности, принципы, содержание, формы организации, методы; новые средства, технологии достижения цели; новые возможности или ресурсы уже известных стратегий или методик; неизвестные ранее факты и зависимости; сопоставление результатов исследования с данными, полученными в рамках других наук (психологии, социологии и др.); сравнение авторских результатов с данными, полученными другими (отечественными и зарубежными) исследователями; сравнение результатов, получаемых в различных условиях |
научная новизна, в основном, должна соответствовать задачам исследования и положениям, выносимым на защиту; критерии новизны могут учитываться не все одновременно |
Теоретическая значимость (п. 5.3.1 ГОСТ) |
наличие результатов, развивающих научно-педагогическое и психологическое знание; соотнесение результатов с частью положений научной новизны |
рекомендуется в реконструированном виде включать в теоретическую значимость часть пунктов научной новизны, которые развивают научное знание в области наук об образовании |
Практическая значимость (п. 5.3.1 ГОСТ) |
наличие результатов, напрямую или опосредованно влияющих на образовательную практику; корреляция (соотношение) с частью положений научной новизны |
рекомендуется коррелировать с частью пунктов научной новизны, которые развивают практику образования, например, разработка курсов, дисциплин, программ, методических рекомендаций и т.п.; возможно из пунктов новизны вывести предложения для совершенствования образовательной практики |
Этапы исследования |
представление последовательности и логики достижения цели и решения задач исследования |
|
Методологические основы (п. 5.3.1 ГОСТ) |
включение идей, положений, теорий, концепций отечественных и зарубежных исследователей, показывающие значимые ориентиры и подходы к достижению цели; непротиворечивый перечень базовых основ исследования; соответствие методологических основ содержанию исследования во всех его частях |
раздел в ГОСТ сочетается с методами, однако рекомендуется эти части разделить. Рекомендуется включать только те научные подходы и положения, которые применяются на протяжении всего исследования, не противоречивы и принадлежат авторам, которые известны своими глубокими исследованиями |
Методы исследования (п. 5.3.1 ГОСТ) |
соответствие методов цели и задачам исследования; указание на применение методов, в том числе статистических в той или иной части исследования (при возможности); возможность экспертной оценки применения указанных методов (при возможности); указание на апробацию, доказанную валидность и надежность применяемых диагностических методов; корректность применения методов в отношении субъектов исследования |
раздел в ГОСТ сочетается с Методологией, однако рекомендуется эти части разделить |
Источниковая база |
критерий доказательности в историко-педагогических, историко-компаративных педагогических исследованиях |
под источниковой базой понимается указание на архивные источники, исторические нормативные акты и иные исторические материалы, документацию исследуемых организаций, личные материалы изучаемых деятелей педагогики |
Положения, выносимые на защиту (п. 5.3.1 ГОСТ) |
логическое соответствие положений, выносимых на защиту, цели, задачам исследования; доказательное раскрытие пунктов новизны с использованием результатов опытно-экспериментальной работы (или охвата источниковой базы - в случае историко-педагогических и компаративных исследований) |
рекомендуется не повторять пункты научной новизны, а доказательно раскрыть их; на защиту могут быть представлены не все пункты научной новизны |
Степень достоверности результатов исследования (п. 5.3.1 ГОСТ) |
воспроизводимость результатов исследования при наличии аналогичных условий; построение выводов на методологических основах и с помощью методов, соответствующих задачам и цели исследования; подтверждение опытно-экспериментальной работой и/или практикой применения результатов исследования; соответствие критериям эффективности (если таковые описаны в исследовании) |
критерии эффективности в данном разделе учитываются не все одновременно, это зависит от жанра исследования: - историко-педагогические и компаративные; - другие |
Апробация результатов исследования (п. 5.3.1 ГОСТ) |
указание на обсуждение результатов исследования на научных мероприятиях международного, всероссийского, межрегионального, регионального уровней; в исследованиях с опытно-экспериментальной работой - указание на участие образовательных организаций в апробации результатов исследования |
при необходимости (запросе) данный вид апробации подтверждается наличием документации по результатам выступлений (сертификатам и выступающего [не участника], публикациями в сборниках трудов конференций, выписками из протоколов и решений заседаний кафедр, лабораторий, ученых советов и т.п.). По запросу представляются сведения, подтверждающие участие организации (организаций) в опытно-экспериментальной работе |
Соответствие диссертации паспорту научной специальности |
соответствие диссертации шифру, наименованию научной специальности и направлению исследования согласно утвержденному Паспорту научной специальности |
В данном разделе целесообразно процитировать шифр, наименование специальности, направление исследования согласно действующему нормативно-правовому акту (ВАК) |
Критерии опытно-экспериментальной работы
| ||
Описание проверки гипотезы и достижения поставленных задач в корректно организованной опытно-экспериментальной работе |
выбор инструментария исследования, адекватного решаемым задачам; корректное использование методик анализа и интерпретации данных с указанием их научных источников и полное описание "авторских" приемов исследования; описание констатирующей (диагностической) части опытно-экспериментальной работы; описание методики (технологии), процесса ее опытной апробации (в экспериментальной выборке); подробное описание формирующего этапа опытно-экспериментальной работы, включая указание на участников работы; применение качественных и количественных методов оценки эффективности опытно-экспериментальной работы; воспроизводимость результатов; корректная оценка достоверности полученных результатов |
при наличии в диссертационном исследовании опытно-экспериментальной работы рекомендуется подробное и тщательное описание всех ее этапов и результатов |
Заключение в диссертации
| ||
Требования к Заключению |
Критерии оценки Заключения |
|
Краткое, логическое обобщение полученных результатов |
представление решения всех задач, достижения цели, доказательства полученной в результате исследования научной новизны; выводы о подтверждении/опровержении выдвинутой гипотезы и основных положений исследования |
|
Научное значение. Условия и границы применимости полученных результатов |
описание условий и сферы применения результатов исследования; указание на границы применимости (например, по таким основаниям: сфера применения, возраст, этнорегиональные особенности, ресурсы и т.п.); значение для наук об образовании и эффективность применения в образовательной практике |
|
Перспективы дальнейших исследований |
возможные направления дальнейших исследований, развивающих тематику и результаты диссертационного исследования |
|
Список публикаций диссертанта
| ||
Библиографические записи, ссылки оформляются согласно ГОСТ Р 7.0.100-2018 | ||
Требования к Списку
| ||
наличие необходимого количества публикаций по теме исследования; подтверждение публикациями результатов апробации исследования путем обсуждения на научных мероприятиях всероссийского и международного уровней |
<< Назад |
||
Содержание Рекомендация Президиума Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования РФ от 21 апреля 2023 г.... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.