Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Утверждено
Указом Главы
Республики Саха (Якутия)
от 19 июня 2023 г. N 2911
Положение
о порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия), подготовленных органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения процедуры оценки регулирующего воздействия в отношении проектов нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия), подготовленных исполнительными органами государственной власти Республики Саха (Якутия) (далее - ОРВ, процедура ОРВ).
1.2. ОРВ проводится в отношении проектов нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия) в соответствии со статьей 53 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".
1.3. Цели проведения ОРВ определены в части 4 статьи 53 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".
1.4. Для целей настоящего Положения используются термины и определения, установленные приказом Минэкономразвития России от 23 декабря 2022 г. N 733 "Об утверждении методических рекомендаций по внедрению порядка проведения оценки регулирующего воздействия и порядка проведения процедуры оценки применения обязательных требований и экспертизы в субъектах Российской Федерации".
1.5. Процедура ОРВ состоит из следующих этапов:
оценка целесообразности или нецелесообразности государственного регулирования в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
организация и проведение публичных консультаций;
формирование и обсуждение сводного отчета и проекта нормативного правового акта;
подготовка заключения об ОРВ;
урегулирование разногласий.
1.6. Принятие нормативных правовых актов, указанных в 1.1 настоящего Положения без процедуры ОРВ, проводимой в соответствии с настоящим Положением, не допускается.
1.7. При решении вопроса о целесообразности или нецелесообразности предлагаемого правового регулирования разработчиком нормативного правого# акта учитываются следующие обстоятельства (вопросы):
определение проблемы, на решение которой направлено предлагаемое правовое регулирование, и измеримых целей, на достижение которых оно направлено;
объективный анализ обоснованности предлагаемого способа правового регулирования, начиная с ранней стадии его разработки (стадия формирования идеи (концепции) введения предлагаемого правового регулирования), посредством сравнения всех возможных способов решения выявленной проблемы, включая вариант невмешательства государства в регулирование общественных отношений, связанных с выявленной проблемой;
количественное сопоставление предполагаемых результатов реализации различных вариантов предлагаемого правового регулирования (включая анализ косвенного воздействия на смежные сферы общественных отношений) с учетом требуемых материальных, временных, трудовых затрат на его введение, а также возможных издержек и выгод предполагаемых адресатов такого регулирования.
1.8. По результатам установления целесообразности или нецелесообразности государственного регулирования в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности разработчик либо разрабатывает проект нормативного правого# акта (далее - проект НПА), либо отказывается от его разработки.
1.9. После разработки проекта НПА и подготовки пояснительной записки к нему разработчик проводит анализ необходимости проведения ОРВ с учетом положений, указанных в пункте 1.7 настоящего Положения.
1.10. Если разработчиком сделан вывод, что проект НПА не требует ОРВ, об этом дополнительно указывается в пояснительной записке к проекту.
В дальнейшем согласование такого проекта НПА осуществляется без применения норм настоящего Положения.
1.11. В случае если по результатам анализа разработчиком установлена необходимость проведения ОРВ, осуществляется подготовка сводного отчета в соответствии с пунктом 1.13 настоящего Положения согласно степени регулирующего воздействия проекта НПА.
1.12. Степени ОРВ:
высокая степень регулирующего воздействия проекта НПА - проект акта содержит положения, устанавливающие новые, ранее не предусмотренные нормативным правовым актом Республики Саха (Якутия) обязательные требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценок и экспертиз, устанавливающие новые обязанности и запреты для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, устанавливающие ответственность за нарушение нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия), затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
средняя степень регулирующего воздействия проекта НПА - проект НПА содержит положения, изменяющие ранее установленные обязательные требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценок и экспертиз, изменяющие ранее предусмотренные обязанности и запреты для субъектов предпринимательской, инвестиционной и иной экономической деятельности, а также изменяющие ранее установленную ответственность за нарушение нормативного правого# акта, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской, инвестиционной и иной экономической деятельности;
низкая степень регулирующего воздействия проекта - проект акта не содержит положений, предусмотренных абзацами вторым, третьим настоящего пункта и направленные исключительно на исполнение судебных решений, актов прокурорского реагирования, экспертных заключений территориального органа Минюста России, а также проекты актов, направленные на повышение устойчивости экономики Республики Саха (Якутия) в условиях санкций, направленные на реализацию национальных проектов, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных.
1.13. В случае если проект НПА имеет высокую степень регулирующего воздействия, в сводном отчете указываются следующие сведения:
1) степень регулирующего воздействия проекта НПА;
2) описание проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования, оценка негативных эффектов, возникающих в связи с наличием рассматриваемой проблемы;
3) анализ опыта других субъектов Российской Федерации в соответствующей сфере (сферах) общественных отношений;
4) цели предлагаемого регулирования и их соответствие принципам правового регулирования;
5) описание предлагаемого регулирования и иных возможных способов решения проблемы;
6) основные группы субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, иные заинтересованные лица, включая органы государственной власти Республики Саха (Якутия) и органы местного самоуправления Республики Саха (Якутия), интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, оценка количества таких субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
7) новые функции, полномочия, обязанности и права органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия) или сведения об их изменении, а также порядок их реализации;
8) оценка соответствующих расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) (возможных поступлений в него);
9) новые или изменяющие ранее предусмотренные нормативным правовым актом обязательные требования, обязанности и запреты для субъектов предпринимательской, инвестиционной и иной экономической деятельности, а также устанавливающие или изменяющие ответственность за нарушение нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы субъектов предпринимательской, инвестиционной и иной экономической деятельности;
10) оценка расходов и доходов субъектов предпринимательской, инвестиционной и иной экономической деятельности, связанных с необходимостью соблюдения установленных обязательных требований, обязанностей либо изменением содержания таких обязательных требований, обязанностей, а также связанных с введением или изменением ответственности;
11) риски решения проблемы предложенным способом регулирования и риски негативных последствий;
12) описание методов контроля эффективности избранного способа достижения цели регулирования;
13) необходимые для достижения заявленных целей регулирования организационно-технические, методологические, информационные и иные мероприятия;
14) индикативные показатели, программы мониторинга и иные способы (методы) оценки достижения заявленных целей регулирования;
15) предполагаемая дата вступления в силу проекта нормативного правого# акта, необходимость установления переходных положений (переходного периода), а также правового эксперимента;
16) сведения о размещении уведомления, сроках представления предложений в связи с таким размещением, лицах, представивших предложения и рассмотревших их структурных подразделениях органа-разработчика;
17) наличие или отсутствие в проекте НПА обязательных требований и иные сведения, которые, по мнению разработчика, позволяют оценить обоснованность предлагаемого регулирования.
В случае если проект НПА имеет среднюю степень регулирующего воздействия, в сводном отчете указываются сведения, предусмотренные подпунктами 1-8 и 12-14 пункта 1.13 настоящего Положения.
В случае если проект НПА имеет низкую степень регулирующего воздействия, в сводном отчете указываются сведения, предусмотренные подпунктами 1, 2, 4-7, 11 и 12-14 пункта 1.13 настоящего Положения.
2. Этапы проведения оценки регулирующего воздействия
2.1. Этап "Организация и проведение публичных консультаций"
2.1.1. Публичные консультации проводятся в отношении проектов НПА в целях:
1) сбора мнений заинтересованных лиц в отношении выявленной проблемы и обоснованности окончательного выбора варианта предлагаемого правового регулирования разработчиком;
2) установления степени объективности количественных и качественных оценок, касающихся групп потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и возможных выгод и издержек указанных групп, а также доходов и расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия), связанных с введением указанного варианта предлагаемого правового регулирования;
3) определения достижимости целей предлагаемого правового регулирования, поставленных разработчиком, а также возможных рисков, связанных с введением соответствующего правового регулирования;
4) оценки заинтересованными лицами качества подготовки соответствующего проекта НПА с точки зрения соответствия цели выбранного варианта предлагаемого правового регулирования.
2.1.2. Срок проведения публичных консультаций исчисляется со дня размещения на официальном сайте и не может составлять менее:
20 рабочих дней при высокой степени регулирующего воздействия;
10 рабочих дней при средней степени регулирующего воздействия;
пяти рабочих дней при низкой степени регулирующего воздействия.
2.1.3. В целях проведения публичных консультаций проект НПА, пояснительная записка, сводный отчет, а также перечень вопросов для обсуждения с заинтересованными лицами (при необходимости) размещается на официальном сайте.
2.1.4. Разработчик до дня размещения документов на официальном сайте направляет уведомление по установленной форме в соответствии с приложением N 1 к методическим рекомендациям по внедрению порядка проведения оценки регулирующего воздействия и порядка проведения процедуры оценки применения обязательных требований и экспертизы в субъектах Российской Федерации, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 23 декабря 2022 г. N 733:
субъектам предпринимательской, инвестиционной и иной экономической деятельности, чью сферу регулирования затрагивает предлагаемое правовое регулирование;
Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Республике Саха (Якутия);
уполномоченному органу и иным заинтересованным органам исполнительной и законодательной власти Республики Саха (Якутия);
органам и организациям, действующим на территории Республики Саха (Якутия), целью деятельности которых являются защита и представление интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Перечень лиц для обязательной рассылки утверждается уполномоченным органом и размещается на официальном сайте. Внесение изменений в указанный перечень осуществляется в заявительном порядке по предложениям заинтересованных лиц.
2.1.5. Днем окончания публичных консультаций является день завершения разработчиком публичных консультаций на официальном сайте.
2.1.6. По результатам проведения публичных консультаций разработчик в течение пяти рабочих дней со дня окончания публичных консультаций:
1) размещает на официальном сайте сводку предложений;
2) дорабатывает проект НПА с учетом поступивших замечаний (при необходимости);
3) вправе отказаться от введения предлагаемого варианта правового регулирования в сфере предпринимательской, инвестиционной и иной экономической деятельности с соответствующим уведомлением на официальном сайте.
При этом организацию проведения публичных консультаций в отношении уведомления рекомендуется осуществлять по следующим этапам:
а) конкретизация групп заинтересованных лиц, затрагиваемых предлагаемым регулированием, формирование базы заинтересованных лиц для рассылки извещений о проведении публичных консультаций;
б) составление перечня вопросов, которые разработчик считает целесообразным обсудить с участниками публичных консультаций;
в) размещение информации о проведении публичных консультаций на официальном сайте;
г) анализ поступивших от участников публичных консультаций предложений;
д) подведение разработчиком итогов проведения публичных консультаций, составление сводки предложений.
2.1.7. Проект НПА (доработанный проект НПА) размещается на официальном сайте в течение трех рабочих дней со дня размещения сводки предложений.
2.1.8. Разработчик в течение трех рабочих дней со дня размещения на официальном сайте проекта НПА посредством Единой системы электронного документооборота Республики Саха (Якутия) направляет в уполномоченный орган для подготовки заключения об ОРВ следующие документы:
проект НПА (доработанный проект НПА);
пояснительную записку;
сводный отчет;
сводку предложений по форме, утвержденной приказом уполномоченного органа.
2.2. Этап "Подготовка заключения об ОРВ"
2.2.1. Уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня поступления от разработчика документов, указанных в пункте 2.1.8 настоящего Положения и сводного отчета (за исключением случая, указанного в абзаце четвертом пункта 2.2.4 настоящего Положения), готовит заключение об ОРВ по установленной форме в соответствии приложением N 3 к методическим рекомендациям по внедрению порядка проведения оценки регулирующего воздействия и порядка проведения процедуры оценки применения обязательных требований и экспертизы в субъектах Российской Федерации, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 23 декабря 2022 г. N 733, и содержащее следующие положения:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца после слов "в соответствии" пропущен предлог "с"
1) оценка показателей достижения целей регулирования и сроков их оценки, предложенных разработчиком в сводном отчете, в том числе возможности организации их мониторинга и верифицируемости;
2) полнота и качество заполнения сводного отчета и соблюдение порядка проведения ОРВ;
3) анализ обоснованности выводов разработчика относительно необходимости введения предлагаемого им способа правового регулирования, анализ положений проекта НПА на их избыточность, а также анализ обоснованности возможных расходов всех заинтересованных сторон, возникающих в связи с введением предлагаемого правового регулирования;
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.