Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, C.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
заслушав заключение судьи А.Н. Кокотова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданки М.Б. Бений,
установил:
1. Гражданка М.Б. Бений оспаривает конституционность части 3 статьи 59 Жилищного кодекса Российской Федерации, закрепляющей, что при отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в частях 1 и 2 названной статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору купли-продажи гражданам, которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления.
Как следует из представленных материалов, заявительница приобрела на основании договора купли-продажи от 24 сентября 2019 года в городе Твери одну комнату жилой площадью 13,5 кв. м в двухкомнатной коммунальной квартире, в которой она с 23 июня 2020 года зарегистрирована по месту жительства и проживает. Вторая комната в этой квартире жилой площадью 14 кв. м освободилась 28 октября 2018 года в связи со смертью нанимателя и находится в собственности городского округа город Тверь Тверской области. М.Б. Бений 1 февраля 2021 года обратилась в Департамент управления имуществом и земельными ресурсами Администрации города Твери с заявлением о продаже ей второй комнаты в указанной коммунальной квартире, в чем ей было отказано письмом названного Департамента от 26 февраля 2021 года в связи с отсутствием законных оснований для этого.
Принимая такое решение, Департамент руководствовался среди прочего заключением Администрации Московского района в городе Твери от 16 февраля 2021 года о том, что у М.Б. Бений отсутствует право выкупа освободившейся комнаты в коммунальной квартире в соответствии со статьей 59 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку заявительница зарегистрировалась в данном жилом помещении и стала проживать в нем после освобождения второй комнаты. В заключении также было указано, что эта комната подлежит предоставлению на основании договора социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном статьей 57 названного Кодекса, М.Б. Бений же по состоянию на 12 февраля 2021 года не признана малоимущей и не состоит в Администрации района на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
23 ноября 2021 года М.Б. Бений повторно обратилась в Департамент управления имуществом и земельными ресурсами Администрации города Твери с заявлением о продаже ей этой комнаты, однако снова по тем же основаниям ей было отказано (письмо от 20 января 2022 года).
М.Б. Бений обратилась в суд с иском к Администрации города Твери и Департаменту управления имуществом и земельными ресурсами Администрации города Твери о признании незаконным решения об отказе в предоставлении освободившейся комнаты в коммунальной квартире, признании за ней права на предоставление освободившейся комнаты в коммунальной квартире по договору купли-продажи и обязании заключить с ней договор купли-продажи комнаты.
статьей 59 Жилищного кодекса Российской Федерации, такое жилое помещение будет являться освободившимся, если на момент его освобождения они проживали в данной квартире. При вселении граждан в коммунальную квартиру, в которой уже имеется не занятая кем-либо комната, последняя не является для них освободившейся и не может быть предоставлена им в порядке и по основаниям, предусмотренным упомянутой нормой. Исходя из этого и из фактических обстоятельств дела, суд пришел к выводу о том, что, поскольку М.Б. Бений не проживала в коммунальной квартире в качестве собственника или нанимателя жилого помещения по договору социального найма на момент освобождения спорной комнаты, она не вправе претендовать на предоставление ей данной комнаты.
определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 22 декабря 2022 года указанное судебное постановление оставлено без изменения. Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 20 марта 2023 года заявительнице отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
По мнению М.Б. Бений, оспариваемое законоположение противоречит статьям 8 (часть 2), 25 и 40 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, поскольку в силу неопределенности своего содержания и по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, оно позволяет произвольно отказывать в предоставлении освободившегося жилого помещения в коммунальной квартире собственнику одного из жилых помещений в данной квартире.
2. Согласно Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1).
Применительно к жилищным отношениям направленность политики России как социального государства раскрывается в статье 40 Конституции Российской Федерации, предусматривающей, что каждый имеет право на жилище; никто не может быть произвольно лишен жилища (часть 1); органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Конституция Российской Федерации относит жилищное законодательство к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "к" части 1). В соответствии со статьей 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из данного Кодекса, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2); в случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям данного Кодекса применяются положения этого Кодекса (часть 8).
В силу статьи 4 названного Кодекса жилищное законодательство регулирует, в частности, отношения по поводу возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов (пункт 1 части 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (пункт 3 статьи 2, статья 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
3. Особым предметом жилищно-правового регулирования являются коммунальные квартиры, включая отношения по поводу возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения находящимися в них жилыми помещениями (комнатами), общим имуществом таких квартир, предоставления указанных жилых помещений (комнат) по договорам социального найма или договорам купли-продажи.
Так, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации комнаты в коммунальных квартирах могут относиться к частному жилищному фонду или к государственному (муниципальному) жилищному фонду (части 1 и 2 статьи 19); при продаже комнаты в коммунальной квартире остальные собственники комнат в данной коммунальной квартире имеют преимущественное право покупки отчуждаемой комнаты в порядке и на условиях, которые установлены Гражданским кодексом Российской Федерации (часть 6 статьи 42).
Статья 59 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет очередность предоставления освободившихся комнат в коммунальной квартире, входящих в состав государственного или муниципального жилищного фонда, указанным в ней категориям граждан на основании договора социального найма или договора купли-продажи.
В силу указанной статьи освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире, в которой проживают несколько нанимателей и (или) собственников, на основании их заявления предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, если они на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях (часть 1); при отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в части 1 данной статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, которые могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления (часть 2); при отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в частях 1 и 2 данной статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору купли-продажи гражданам, которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления (часть 3); при отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в частях 1-3 данной статьи, вселение в освободившееся жилое помещение осуществляется на основании договора социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации (часть 4).
Части 1-3 статьи 59 Жилищного кодекса Российской Федерации, по смыслу, приданному им судами в деле заявительницы, предполагают, что обстоятельства, влияющие на очередность предоставления освободившихся комнат в коммунальной квартире проживающим в ней гражданам на основании договоров социального найма или купли-продажи, устанавливаются на момент освобождения соответствующих комнат, что не может рассматриваться как не отвечающее требованиям определенности правового регулирования, разумности и справедливости.
При отсутствии граждан, имеющих преимущественное право приобретения освободившихся комнат в коммунальной квартире или их отказа от осуществления названного права, такие комнаты предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (части 1, 2 и 6 статьи 57, часть 4 статьи 59 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В случае предоставления освободившихся комнат в коммунальных квартирах по договорам купли-продажи гражданам на основании части 3 статьи 59 упомянутого Кодекса названные комнаты переходят в собственность последних, выбывая из государственного или муниципального жилищного фонда. Указанному праву граждан на приватизацию освободившихся комнат в коммунальных квартирах путем их выкупа корреспондирует обязанность соответствующих государственных и муниципальных органов обеспечить его осуществление, что исключает возможность для публичного собственника жилого помещения или уполномоченного им лица произвольно, по собственному усмотрению, отказаться от заключения договора купли-продажи (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 января 2012 года N 154-О-О).
4. Таким образом, часть 3 статьи 59 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассматриваемая в системе действующего правового регулирования, не может расцениваться в качестве нарушающей конституционные права заявительницы в обозначенном в жалобе аспекте.
Установление же и оценка фактических обстоятельств, имеющих значение для разрешения конкретного дела, а также проверка правильности применения судами норм права с учетом данных обстоятельств к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относятся.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Бений Маргариты Борисовны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 8 июня 2023 г. N 1407-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Бений Маргариты Борисовны на нарушение ее конституционных прав частью 3 статьи 59 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)
-