Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕН
постановлением
Избирательной комиссии
Республики Хакасия
от 6 июня 2023 г. N 40/289-8
Порядок
приема и проверки избирательных документов, представляемых кандидатами в Избирательную комиссию Республики Хакасия при проведении выборов Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок приема и проверки избирательных документов, представляемых кандидатами в Избирательную комиссию Республики Хакасия при проведении выборов Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия (далее - Порядок), определяет порядок работы в Избирательной комиссии Республики Хакасия (далее - Комиссия) с документами, представляемыми кандидатами на должность Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия (далее - кандидат) в порядке, установленном статьями 25-29 Закона Республики Хакасия от 28 июня 2012 года N 52-ЗРХ "О выборах Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия" (далее - Закон Республики Хакасия).
1.2. Прием и проверку документов, поступивших в Комиссию, осуществляет Рабочая группа по приему и проверке избирательных документов, представляемых кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений в Избирательную комиссию Республики Хакасия при проведении выборов в органы государственной власти Республики Хакасия (далее - Рабочая группа).
2. Организация порядка приема документов
2.1. Прием избирательных документов осуществляется членами Рабочей группы в соответствии с Законом Республики Хакасия, постановлениями Избирательной комиссии Республики Хакасия от 18 мая 2023 года N 38/267-8 "О перечне и формах документов, представляемых в Избирательную комиссию Республики Хакасия при проведении выборов Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия" (далее - постановление от 18 мая 2023 N 38/267-8), от 6 июня 2023 года N 40/288-8 "О Рабочей группе по приему и проверке избирательных документов, представляемых кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений в Избирательную комиссию Республики Хакасия при проведении выборов в органы государственной власти Республики Хакасия".
2.2. В соответствии с частью 10 статьи 25 Закона Республики Хакасия кандидат обязан представить в Комиссию документы лично, за исключением случаев, когда он болен, находится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении должна быть удостоверена нотариально либо администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором он содержится под стражей в качестве подозреваемого или обвиняемого). В указанных случаях документы могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами.
2.3. Для обеспечения готовности Рабочей группы к приему документов, обеспечения прохода в помещение, где проводятся прием и проверка листов поддержки кандидата и иных документов, кандидат, иное лицо (в случае, указанном в пункте 2.2 настоящего Порядка), накануне дня представления документов информирует Комиссию о намерении представления документов и о лицах, которые будут присутствовать при проведении указанных процедур (примерная форма уведомления приведена в приложении N 1 к настоящему Порядку).
2.4. Представляемые документы регистрируются в порядке, предусмотренном Инструкцией по делопроизводству в Избирательной комиссии Республики Хакасия.
3. Прием документов о выдвижении кандидата
3.1. Прием документов о выдвижении кандидата осуществляется не позднее чем через 20 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов до 18 часов по местному времени.
При выдвижении кандидат представляет в Комиссию документы, предусмотренные статьей 25 Закона Республики Хакасия.
3.2. После приема документов руководитель (заместитель руководителя, член) Рабочей группы выдает кандидату письменное подтверждение их получения, в котором перечисляются все принятые документы с указанием количества листов каждого из документов, проставляются дата и время их приема. Дата составления письменного подтверждения является датой приема документов. Подтверждение составляется в двух экземплярах и подписывается сначала руководителем (заместителем руководителя, членом) Рабочей группы, а затем лицом, представившим документы. Один экземпляр передается лицу, представившему документы, а другой хранится в Комиссии вместе с другими представленными документами.
4. Прием документов, представленных для регистрации кандидата
4.1. Кандидат представляет для регистрации в Комиссию все документы одновременно не позднее чем за 55 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени.
4.2. При приеме и проверке документов проверяются полнота и правильность оформления документов, необходимых для регистрации, в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) и Закона Республики Хакасия.
4.3. После приема документов член Рабочей группы выдает кандидату письменное подтверждение их получения, в котором перечисляются все принятые документы с указанием количества листов каждого из документов, проставляются дата и время их приема. Дата составления письменного подтверждения является датой приема документов. Подтверждение составляется в двух экземплярах и подписывается сначала руководителем (заместителем руководителя, членом) Рабочей группы, а затем лицом, представившим документы. Один экземпляр передается лицу, представившему документы, а другой хранится в Комиссии вместе с другими представленными документами.
5. Прием листов поддержки кандидата на должность Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия
5.1. Листы поддержки кандидата изготавливаются по форме согласно приложению 1 к Закону Республики Хакасия, оформляются в соответствии со статьей 26 Закона Республики Хакасия и Рекомендациями по сбору и порядку свидетельствования подлинности подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в поддержку выдвижения кандидата на выборах Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия, утвержденными постановлением Избирательной комиссии Республики Хакасия от 6 июня 2023 года N 40/286-8 (далее - Рекомендации).
5.2. Папки с листами поддержки кандидата оформляются с учетом Рекомендаций.
5.3. Рабочая группа проверяет соответствие представленных листов поддержки кандидата списку лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата. В процессе приема документов член Рабочей группы заверяет печатью Комиссии для документов каждый лист поддержки кандидата.
5.4. Число подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, необходимое для поддержки выдвижения кандидата, в абсолютном выражении определяется постановлением Избирательной комиссии Республики Хакасия в соответствии с частью 5 статьи 26 Закона Республики Хакасия.
5.5. В случае если кандидатом представлены подписи в большем количестве, чем определено постановлением Комиссии, то кандидат должен самостоятельно исключить из представленных документов лишние листы поддержки.
5.6. При нарушении нумерации листов поддержки кандидата в пределах папки кандидат имеет право внести изменения в данные о количестве листов поддержки, проставленные на лицевой стороне папки, и заверить их своей подписью.
5.7. В случае выявления несоответствия данных в списке лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата, с соответствующими данными в листах поддержки кандидата члены Рабочей группы предлагают кандидату устранить несоответствие, при этом возможно составление кандидатом (при приеме документов) уточненного списка лиц, которые поставили свои подписи в его листах поддержки.
5.8. Комиссия в течение трех дней со дня представления списка лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата, размещает его на официальном сайте Избирательной комиссии Республики Хакасия в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
6. Организация проверки достоверности сведений о кандидатах на должность Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия
6.1. Руководитель Рабочей группы совместно с Контрольно-ревизионной службой при Избирательной комиссии Республики Хакасия в течение трех рабочих дней после дня получения документов о выдвижении кандидата готовит представления в соответствующие органы, организации для проверки достоверности представленных сведений о кандидате, включая сведения о размере и об источниках доходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям.
6.2. В соответствии с Федеральным законом соответствующие органы обязаны в течение сроков, установленных законом, проверить сведения, указанные в пункте 6.1, и сообщить о результатах проверки в Комиссию.
6.3. Сведения о кандидатах, представленные при их выдвижении, в объеме, установленном Комиссией, доводятся до сведения избирателей. Сведения о выявленных фактах недостоверности представленных кандидатами сведений направляются в средства массовой информации.
7. Проверка достоверности подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) глав муниципальных образований
7.1. В соответствии с пунктом 20 статьи 37 Федерального закона и частью 4 статьи 28 Закона Республики Хакасия Рабочая группа проверяет достоверность подписей депутатов и (или) глав муниципальных образований. Срок такой проверки составляет не более 10 дней.
7.2. Члены Рабочей группы не позднее чем за три дня до дня заседания Комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает кандидата о результатах проверки подписей.
7.3. О времени и месте проведения проверки подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, кандидаты извещаются членами Рабочей группы заранее.
7.4. Проверке подлежат все представленные подписи и соответствующие им сведения, содержащиеся в листах поддержки кандидата.
7.5. В целях оперативного выявления подписей лиц, поддержавших выдвижение более одного кандидата, необходимо сверять представленные разными кандидатами списки лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки. При выявлении подписи одного и того же лица в листах поддержки разных кандидатов проверку достоверности подписей в листах поддержки таких кандидатов целесообразно проводить по возможности одновременно.
7.6. В случае если кандидат представил в Комиссию подписи депутатов и (или) глав муниципальных образований в количестве, заведомо недостаточном для регистрации, то проверка достоверности подписей все равно проводится в целях выявления подписей лиц, поддержавших выдвижение более одного кандидата.
7.7. Проверка листов поддержки кандидата осуществляется членами Рабочей группы путем последовательного изучения всех содержащихся в них сведений. Информация о лице, поставившем свою подпись в поддержку выдвижения кандидата, а также исполнение им соответствующих полномочий могут быть проверены с использованием данных, содержащихся в Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы". В случае несоответствия указанных данных необходимо получить информацию из соответствующего органа, подписанную уполномоченным должностным лицом.
7.8. По результатам проверки подпись может быть признана достоверной или недостоверной либо не зачтена.
7.9. В случае возникновения сомнения в достоверности подписи в листе поддержки кандидата, в том числе в связи с недостатками в оформлении листа поддержки кандидата (за исключением случаев, когда она проставлена лицом, не являющимся на момент проставления подписи депутатом и (или) главой муниципального образования, либо собрана с принуждением или за вознаграждение (либо поставлена до выдвижения кандидата), члены Рабочей группы вправе провести опрос лица, достоверность подписи которого вызвала сомнение. Письменное заявление этого лица, представленное в Комиссию, Рабочую группу до окончания срока проверки, является основанием для признания его подписи в листе поддержки кандидата достоверной или недостоверной.
Лицо, поставившее свою подпись в поддержку выдвижения кандидата, опрашивается лично членами Рабочей группы в помещении Комиссии, при этом устанавливается личность опрашиваемого лица. При проведении опроса могут присутствовать кандидаты, их доверенные лица, а также иные лица, присутствие которых при проверке достоверности подписей предусмотрено Федеральным законом и Законом Республики Хакасия. Вместе с тем непосредственно опрос может проводиться только уполномоченным на это членом Рабочей группы.
По результатам проведения опроса составляется протокол опроса (приложение N 2), в котором указываются дата, время и место его проведения, фамилия, имя, отчество, должность (статус) опрашиваемого лица, фамилия, имя, отчество и должность лица, проводившего опрос, фамилии, имена, отчества, должности (статус) лиц, присутствовавших при проверке, а также результат опроса.
В случае если лицо, достоверность подписи которого вызывает сомнение, подало письменное заявление в Комиссию с подтверждением достоверности подписи, то Рабочая группа проводит опрос в указанном выше порядке, а заявление прилагается к протоколу опроса.
7.10. Если подпись депутата и (или) главы муниципального образования в листе поддержки кандидата признана недостоверной (за исключением случаев, когда она проставлена лицом, не являющимся на момент проставления подписи депутатом и (или) главой муниципального образования, либо собрана с принуждением или за вознаграждение (либо поставлена до выдвижения кандидата), кандидат вправе заменить этот лист поддержки иным листом, оформленным надлежащим образом, с подписью того же депутата, главы, при этом заменяемый лист остается в Комиссии вместе с иными представленными кандидатом для регистрации документами. Замену листа поддержки кандидат вправе произвести в период проверки подписей, а также после вручения ему протокола об итогах проверки, не позднее чем за один день до дня заседания Комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о его регистрации. При этом кандидат вправе заменить лист поддержки только в случае, если он оформлен с нарушением требований Федерального закона либо Закона Республики Хакасия.
8. Основания признания недостоверными подписей депутатов и (или) глав муниципальных образований, а также основания, по которым подписи могут быть не засчитаны
8.1. В соответствии с пунктом 20 статьи 37 Федерального закона и частью 8 статьи 28 Закона Республики Хакасия, если при проверке подписей будет выявлено, что депутат и (или) глава муниципального образования поддержал более одного кандидата, засчитывается подпись, которая по времени проставлена раньше.
Таким образом, если при проведении проверки обнаруживаются подписи лица, поддержавшего выдвижение двух и более кандидатов, подписи, проставленные по времени позднее, не засчитываются.
Если подпись, проставленная ранее, признается недостоверной, засчитывается подпись, проставленная ранее оставшихся достоверных подписей данного лица.
8.2. Если при проверке подписей выявляется, что депутат и (или) глава муниципального образования поставили несколько подписей в поддержку одного и того же кандидата, то засчитывается только одна подпись, а остальные подписи данного лица не засчитываются.
8.3. Признание подписи недостоверной возможно только по основаниям, прямо вытекающим из требований Федерального закона и Закона Республики Хакасия.
8.4. С учетом требований статьи 22 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", статьи 37 Федерального закона, статьи 28 Закона Республики Хакасия подпись депутата и (или) главы муниципального образования может быть признана недостоверной по следующим основаниям:
8.4.1. Если подпись проставлена лицом, не являющимся на момент проставления подписи депутатом и (или) главой муниципального образования, либо собрана с принуждением или за вознаграждение. В этом случае подпись признается недостоверной на основании информации соответствующего органа, подписанной уполномоченным должностным лицом, об отсутствии в составе депутатов представительного органа лица, поддержавшего выдвижение кандидата, либо о том, что это лицо не является главой муниципального образования. Для установления факта совершения противоправных действий (принуждение или вознаграждение) в отношении лиц, проставлявших свои подписи в поддержку выдвижения кандидата, в Комиссии должно иметься решение суда, подтверждающее данный факт.
8.4.2. Если подпись депутата и (или) главы муниципального образования нотариально не засвидетельствована.
Данное основание вытекает из положений пункта 18 статьи 37 Федерального закона и части 10 статьи 26 Закона Республики Хакасия о необходимости нотариального засвидетельствования подлинности подписи на листе поддержки кандидата. При этом в соответствии со статьей 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1 имеют право свидетельствовать подлинность подписи на документах, в том числе на листах поддержки кандидатов, следующие должностные лица местного самоуправления:
в поселении, в котором нет нотариуса, - глава местной администрации поселения и (или) уполномоченное должностное лицо местной администрации поселения;
в расположенном на межселенной территории населенном пункте, в котором нет нотариуса, - глава местной администрации муниципального района и (или) уполномоченное должностное лицо местной администрации муниципального района;
во входящем в состав территории городского округа населенном пункте, не являющемся его административным центром, в котором нет нотариуса, - уполномоченное должностное лицо местной администрации городского округа в случае, если такое должностное лицо в соответствии со своей должностной инструкцией исполняет должностные обязанности в данном населенном пункте.
Порядок совершения нотариальных действий определен Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, а в случае засвидетельствования должностными лицами местного самоуправления - также Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений, главами местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципальных районов, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 7 февраля 2020 года N 16.
Подпись может быть признана недостоверной при обнаружении следующих нарушений законодательства Российской Федерации, допущенных при нотариальном свидетельствовании подписи:
- отсутствие в удостоверительной надписи, выполненной на листе поддержки кандидата, номера, за которым свидетельствование подлинности подписи зарегистрировано в реестре для регистрации нотариальных действий;
- отсутствие оттиска гербовой печати и (или) подписи нотариуса или должностного лица местного самоуправления на листе поддержки кандидата;
- отсутствие в удостоверительной надписи записи о том, что подпись лица, обратившегося за нотариальным заверением, сделана в присутствии нотариуса;
- отсутствие в удостоверительной надписи записи о том, что личность обратившегося за совершением нотариального действия установлена, или не указаны полностью фамилия, имя и отчество (при его наличии) лица, подлинность подписи которого свидетельствуется.
В иных случаях нарушения порядка нотариального свидетельствования подписи она может быть признана недостоверной на основании документа нотариуса (нотариальной палаты), подтверждающего, что такое нотариальное действие не совершалось.
8.4.3. Если в листе поддержки кандидата не указаны сведения, требуемые в соответствии с Федеральным законом, Законом Республики Хакасия.
Сведения, которые необходимо указать в листе поддержки кандидата, установлены пунктом 18 статьи 37 Федерального закона и статьей 26 Закона Республики Хакасия, а форма листа поддержки установлена в приложении 1 к Закону Республики Хакасия.
8.4.4. Если подпись поставлена до выдвижения кандидата либо позднее удостоверительной надписи нотариуса (должностных лиц, уполномоченных совершать нотариальные действия в соответствии с законодательством Российской Федерации) о засвидетельствовании подлинности подписи.
Данное основание корреспондирует требованию пункта 17 статьи 37 Федерального закона, определяющего период сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата.
8.4.5. Если какое-либо из указанных в листе поддержки кандидата сведений о кандидате, депутате и (или) главе муниципального образования, подписавших лист поддержки кандидата, не соответствует действительности, и этот недостаток не восполнен в порядке опроса депутата и (или) главы муниципального образования.
8.4.6. Если сведения о кандидате, депутате и (или) главе муниципального образования либо дата и (или) время проставления подписи содержат исправления, и этот недостаток не восполнен в порядке опроса депутата и (или) главы муниципального образования.
9. Оформление итогов проверки достоверности подписей депутатов и (или) глав муниципальных образований
9.1. Результаты проверки достоверности подписей депутатов и (или) глав муниципальных образований заносятся членом Рабочей группы в ведомость проверки листов поддержки кандидатов по форме согласно приложению N 3, в которой указываются номер листа поддержки кандидата, фамилия, имя, отчество лица, чья подпись признана недостоверной, основания (причины) признания подписей недостоверными, ссылка на норму закона, предусматривающую данные основания (причины).
Ведомость проверки подписей должна составляться по каждому кандидату. Ведомость проверки подписей в обязательном порядке подписывается руководителем (заместителем руководителя) Рабочей группы.
Ведомость проверки подписей может быть одностраничной или многостраничной. Если ведомость проверки подписей составляется на нескольких листах, то листы ведомости нумеруются, и каждый лист ведомости проверки подписей подписывается руководителем (заместителем руководителя) Рабочей группы.
9.2. В случае необходимости к ведомости проверки подписей могут прилагаться официальные документы, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными.
9.3. По окончании проверки достоверности подписей депутатов и (или) глав муниципальных образований по каждому кандидату составляется итоговый протокол, который подписывается руководителем (заместителем руководителя) Рабочей группы и представляется в Комиссию для принятия решения. В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных листов поддержки кандидата, а также количество подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, признанных недостоверными и не засчитанными, с указанием оснований признания их таковыми.
9.4. Итоговый протокол проверки листов поддержки по каждому из кандидатов формируется на основании информации, содержащейся в ведомости проверки. В итоговом протоколе указываются дата и время его подписания, а также дата и время получения его копии кандидатом либо его доверенным лицом (приложение N 4).
9.5. Протокол прилагается к постановлению Комиссии. Копия протокола передается кандидату не менее чем за три дня до дня заседания Комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о его регистрации. Кандидат вправе получить в Комиссии одновременно с копией протокола заверенную руководителем (заместителем руководителя) Рабочей группы ведомость проверки листов поддержки, в которой перечисляются основания (причины) признания подписей недостоверными, с указанием номера папки, листа поддержки кандидата, а также копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи признаны недостоверными.
9.6. Повторная проверка достоверности подписей депутатов и (или) глав муниципальных образований после принятия постановления Комиссии о регистрации либо об отказе в регистрации кандидата может быть осуществлена только судом или Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона.
10. Порядок извещения кандидата при выявлении неполноты сведений или несоблюдении требований закона к оформлению документов
10.1. При выявлении неполноты сведений о кандидате, отсутствия каких-либо документов или несоблюдения требований закона к оформлению документов, представленных в Комиссию в соответствии со статьями 25-27 Закона Республики Хакасия, Рабочая группа готовит информацию о неполноте сведений о кандидате и (или) о несоблюдении требований закона к оформлению документов.
10.2. Не позднее чем за три дня до дня рассмотрения вопроса о регистрации кандидата Комиссия своим постановлением утверждает извещение, уведомляющее кандидата о неполноте сведений о кандидате и (или) о несоблюдении требований закона к оформлению документов (далее - извещение).
10.3. В извещении указывается:
какие конкретные сведения о кандидате отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;
какие документы (копии документов) отсутствуют;
какие из представленных документов оформлены с нарушением требований закона;
в какие сроки необходимо устранить выявленные недостатки.
10.4. Кандидат приглашается на заседание Комиссии, на котором рассматривается вопрос об извещении кандидата о неполноте сведений о нем и (или) о несоблюдении требований закона к оформлению документов.
10.5. Незамедлительно после проведения заседания Комиссии соответствующее постановление Комиссии вручается присутствующему на заседании Комиссии кандидату либо его представителю, при их отсутствии - направляется в адрес кандидата.
В случае если решение вручается лично кандидату или его представителю, то на копии постановления собственноручно кандидатом или его представителем ставится отметка о дате и времени получения, которые заверяются подписью кандидата.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.