Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Избирательной комиссии
Республики Хакасия
от 6 июня 2023 года N 40/291-8
Порядок
оформления, приема и проверки подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидатов по одномандатным избирательным округам на выборах депутатов Верховного Совета Республики Хакасия восьмого созыва
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в целях реализации Закона Республики Хакасия от 9 июня 2012 года N 50-ЗРХ "О выборах депутатов Верховного Совета Республики Хакасия" (далее - Закон Республики Хакасия) с учетом положений постановления Избирательной комиссии Республики Хакасия от 18 мая 2023 года N 38/268-8 "О Перечне и формах документов, представляемых избирательными объединениями и кандидатами в избирательные комиссии при проведении выборов депутатов Верховного Совета Республики Хакасия восьмого созыва" (далее - постановление ИКРХ от 18.05.2023 N 38/268-8).
1.2. Порядок проставления подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ЕПГУ), представления указанных подписей в окружную избирательную комиссию, порядок проверки подписей, представленных для регистрации кандидата в окружную избирательную комиссию, а также сведений, предоставляемых кандидатами о поддержавших их избирателях, и порядок предоставления этих сведений определены в Порядке сбора подписей избирателей с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", утвержденном постановлением ЦИК России от 4 июня 2020 года N 251/1852-7.
Количество подписей избирателей, которое может быть собрано с использованием ЕПГУ, количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата, а также количество подписей избирателей, которое может быть представлено для регистрации кандидата, в абсолютном выражении при проведении выборов депутатов Верховного Совета Республики Хакасия восьмого созыва установлено постановлением Избирательной комиссии Республики Хакасия от 6 июня 2023 года N 40/287-8 "О количестве подписей избирателей, представляемых для регистрации кандидата, республиканского списка кандидатов при проведении выборов депутатов Верховного Совета Республики Хакасия восьмого созыва".
1.3. Если в поддержку кандидата осуществлялся сбор подписей избира-телей, подписные листы представляются кандидатом в территориальную избирательную комиссию, осуществляющую полномочия окружной избирательной комиссии по соответствующему одномандатному избирательному округу (далее - окружная избирательная комиссия), не ранее чем за 70 дней и не позднее чем за 55 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени одновременно с иными документами, представляемыми для регистрации кандидатов.
1.4. При проверке подписных листов вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица.
1.5. Кандидаты, представившие необходимое для регистрации количество подписей избирателей, извещаются о проведении проверки подписей избирателей по указанию руководителя рабочей группы по приему и проверке избирательных документов, представляемых кандидатами в окружную избирательную комиссию при проведении выборов депутатов Верховного Совета Республики Хакасия восьмого созыва (далее - Рабочая группа) уведомлением в письменной форме, которое подписывается руководителем Рабочей группы либо членом Рабочей группы, являющимся членом окружной избирательной комиссии, или по телефону (примерное содержание письменного сообщения (телефонограммы) приведено в приложении N 1 к настоящему Порядку), либо лично.
Почтовый адрес, адрес электронной почты и телефон для направления извещения сообщаются кандидатом при представлении подписных листов (примерная форма сообщения приведена в приложении N 2 к настоящему Порядку).
Отметка о направлении извещения проставляется в Журнале передачи извещений о проведении проверки подписных листов (форма журнала приведена в приложении N 3 к настоящему Порядку).
Присутствие кандидатов, их уполномоченных представителей, доверенных лиц, направленных кандидатами, при проведении проверки подписных листов фиксируется в Журнале учета присутствия кандидатов, представивших необходимое для регистрации количество подписей избирателей, их уполномоченных представителей или доверенных лиц, а также иных лиц, направленных такими кандидатами, при проведении проверки подписных листов (форма журнала приведена в приложении N 4 к настоящему Порядку).
1.6. Для обеспечения прохода в помещение, где проводятся прием и проверка подписных листов и иных связанных с ними документов, кандидаты, представившие для регистрации подписи избирателей, их уполномоченные представители или доверенные лица, а также иные лица, направленные такими кандидатами, заблаговременно сообщают в окружную избирательную комиссию сведения о лицах, которые будут присутствовать при проведении указанных процедур (примерная форма уведомления приведена в приложении N 5 к настоящему Порядку).
1.7. При проверке подписных листов может использоваться специальное программное обеспечение, формирующее на основании оцифрованных записей, содержащихся в подписном листе, автоматизированные запросы к Регистру избирателей, участников референдума (далее - Регистр), а также формирующее группы схожих почерков для дальнейшего анализа экспертами.
1.8. По окончании рабочего дня помещение либо шкафы (сейфы), где хранятся подписные листы и иные связанные с ними документы, должны быть опечатаны. При опечатывании и снятии печати могут присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица.
1.9. Окружной избирательной комиссией при приеме и проверке подписных листов может производиться аудио- и (или) видеозапись.
2. Порядок приема подписных листов и иных связанных с ними документов
2.1. В случае если в поддержку кандидата осуществлялся сбор подписей избирателей, то наряду с другими документами в окружную избирательную комиссию в Рабочую группу представляются:
2.1.1. Подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, пронумерованные и сброшюрованные в виде папок (не более 100 листов в одной папке), по форме согласно приложению N 5 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
2.1.2. Протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной Избирательной комиссией Республики Хакасия (приложение N 15 к постановлению ИКРХ от 18.05.2023 N 38/268-8).
Требования к заполнению протокола об итогах сбора подписей избирателей:
1) машиночитаемый вид протокола представляется в виде файла в формате *.doc или *.rtf. При заполнении таблицы не следует объединять или разделять графы;
2) в итоговой строке таблицы указываются соответственно: общее количество папок, листов, подписей (без учета исключенных (вычеркнутых));
3) протокол набирается шрифтом "Times New Roman", размер кегля - не менее 12 пунктов.
Число записей в протоколе об итогах сбора подписей должно быть равно числу представленных папок с подписными листами.
2.1.3. Нотариально удостоверенный список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, на бумажном носителе по форме, установленной Избирательной комиссией Республики Хакасия (приложение N 17 к постановлению ИКРХ от 18.05.2023 N 38/268-8), а также список указанных лиц в машиночитаемом виде (приложение N 18 к постановлению ИКРХ от 18.05.2023 N 38/268-8).
Если список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, составлен на нескольких листах, он брошюруется в отдельную папку, которая заверяется кандидатом с указанием его фамилии, имени и отчества на оборотной стороне последнего листа списка.
Листы списка в папке пронумеровываются в правом нижнем углу.
Машиночитаемый вид списка представляется в виде файла в формате *.doc или *.rtf. При заполнении таблицы не следует объединять или разделять графы. Список набирается шрифтом "Times New Roman", размер кегля - не менее 12 пунктов.
Представление списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, не требуется, если все подписи были собраны кандидатом, выдвинутым непосредственно, в поддержку своей кандидатуры.
2.2. Список в электронном виде, содержащий сведения об избирателях, проставивших подписи с использованием ЕПГУ, направляется в окружную избирательную комиссию до представления документов для регистрации кандидата.
Информация о заявленном кандидатом количестве подписей, проставленных с использованием ЕПГУ, указывается окружной избирательной комиссией в подтверждении о приеме документов, представленных для регистрации кандидата.
2.3. Документы регистрируются в порядке, предусмотренном инструкцией по делопроизводству в территориальной избирательной комиссии.
2.4. При приеме документов фиксируется наличие документов, необходимых для регистрации кандидата. В отношении подписных листов проверяется соответствие количества подписных листов, указанного в протоколе об итогах сбора подписей избирателей, их фактическому количеству путем полистного пересчета, при этом проверяется правильность нумерации подписных листов.
В случае выявления нарушения нумерации подписных листов в нее могут вноситься изменения кандидатом.
При проверке соответствия количества подписных листов, указанного в протоколе об итогах сбора подписей избирателей, их фактическому количеству используется копия указанного протокола, на которой делаются пометки в случае несовпадения количества представленных подписей их заявленному количеству.
В случае выявления нарушений нумерации подписных листов они устраняются кандидатом с обязательным заверением своей подписью внесенных изменений в следующем порядке: при наличии нескольких подписных листов с одинаковыми порядковыми номерами каждому подписному листу присваивается соответствующий индекс (например: 10-1, 10-2, 10-3); при пропуске подписного листа с очередным порядковым номером предыдущему подписному листу присваивается сдвоенный или строенный номер (например: 10-11, 10-11-12).
2.5. В случае выявления превышения максимально допустимого количества представленных подписей избирателей кандидату предлагается самостоятельно исключить необходимое количество подписей. Если кандидат отказывается от этого права, Рабочая группа принимает максимально разрешенное количество подписей, при этом отсчет производится последовательно, начиная с первой подписи избирателя первого подписного листа первой папки, до достижения установленного количества.
После завершения данной проверки каждая папка с подписными листами заверяется печатью соответствующей избирательной комиссии.
2.6. При приеме списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, также проверяется нумерация листов и записей.
2.7. В случае если для проверки подписных листов используется специальное программное обеспечение ГАС "Выборы", то данные протокола об итогах сбора подписей избирателей вводятся в ГАС "Выборы".
2.8. В части оформления папок с подписными листами рекомендуется:
на лицевой стороне обложки каждой папки с подписными листами указывать фамилию, имя, отчество кандидата, номер папки, количество подписных листов в папке, количество подписей избирателей;
нумерацию подписных листов делать сквозной в пределах каждой папки;
номер подписного листа проставлять в правом нижнем углу каждого подписного листа;
подшивки подписных листов помещать в обложку и прошивать их вместе с обложкой. Прошивание осуществлять таким образом, чтобы полностью были видны все внесенные данные;
концы прошивочной нити (шнура, шпагата) выводить на оборотную сторону обложки, фиксировать наклеиванием бумажной накладки (круглой, квадратной, прямоугольной или иной формы), на которой ставить подпись кандидата.
2.9. В случае если по результатам проверки соответствия количества подписных листов либо подписей избирателей, указанных в протоколе об итогах сбора подписей избирателей, их фактическому количеству выявлены расхождения, то составляется новый протокол с отметкой "Уточненный", в который вносятся соответствующие изменения, после чего данный протокол подписывается кандидатом.
Уточненный протокол может быть составлен и распечатан непосредственно в помещении окружной избирательной комиссии и регистрируется как приложение к представленному протоколу об итогах сбора подписей избирателей.
3. Проверка подписных листов
3.1. Порядок проверки подписных листов
3.1.1. После представления подписных листов в окружную избирательную комиссию внесение в них каких-либо изменений не допускается.
3.1.2. Проверке подлежат все подписи избирателей, представленные кандидатом в окружную избирательную комиссию.
3.1.3. Проверяются все сведения об избирателях, внесенные в подписной лист, а также сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и лицах, заверявших подписной лист.
3.1.4. Проверка подписных листов осуществляется проверяющим путем последовательного изучения всех содержащихся в них сведений с использованием кодов нарушений (таблица кодов нарушений приведена в приложении N 6 к настоящему Порядку).
3.1.5. По результатам проверки подпись может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
Подпись может быть признана проверяющим недостоверной и (или) недействительной самостоятельно, либо на основании заключения эксперта, либо на основании официальной справки уполномоченного органа.
Подпись признается недействительной проверяющим самостоятельно в случае несоблюдения формы подписного листа либо порядка его заполнения (неполнота сведений об избирателе, лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, отсутствие установленных законом сведений о кандидате и т.п.).
В ряде случаев подпись признается проверяющим недостоверной и (или) недействительной только на основании заключения эксперта либо официальной справки уполномоченного органа. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных им исследований, в соответствии со своими специальными знаниями.
3.1.6. При обнаружении в подписных листах сведений об избирателях, которые вызывают сомнения (например, в сведениях содержатся данные недействительного паспорта), эти сведения первоначально проверяются с использованием Регистра.
3.1.7. С использованием Регистра проверяются сведения обо всех избирателях, содержащихся в подписных листах.
3.1.8. Читаемые неоднозначно сведения, указанные избирателями в подписных листах, могут уточняться у присутствующего при проведении проверки подписей избирателей кандидата, его уполномоченного представителя, доверенного лица.
3.1.9. При выявлении расхождений между персональными данными избирателей, содержащимися в подписном листе и в Регистре, либо при отсутствии в Регистре данных об избирателе в орган регистрационного учета направляется запрос, подписанный руководителем Рабочей группы либо иным уполномоченным членом окружной избирательной комиссии, в целях получения официальной справки о достоверности сведений, содержащихся в подписном листе. Запрос направляется по форме, указанной в приложениях N 7 и N 8 к Протоколу N 1 к Соглашению о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 сентября 2016 года N 08/14295-2016/1/8913 (с учетом изменений, внесенных Протоколом N 3 от 8 мая 2020 года).
При этом недопустимо направление в орган регистрационного учета сведений об избирателях без предварительной проверки через территориальный фрагмент Регистра.
3.1.10. После получения официальной справки органа регистрационного учета делается вывод о достоверности либо недействительности подписи избирателя.
3.1.11. Если специальных знаний эксперта достаточно для дачи заключения без направления запроса в соответствующий орган, то подпись может быть признана недействительной на основании его заключения.
3.1.12. Проверка подписных листов осуществляется в течение семи календарных дней со дня, в который кандидату выдан документ, подтверждающий прием представленных для регистрации документов, в том числе подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата.
3.1.13. Подпись признается недействительной при обнаружении нарушений, указанных в пунктах 1, 2, 4, 5, 7 - 10, 12 - 14 части 13 статьи 38 Закона Республики Хакасия.
3.1.14. Подпись признается экспертом, привлеченным к проверке в соответствии с частью 5 статьи 38 Закона Республики Хакасия, недостоверной (недействительной) при установлении нарушений, указанных в части 12, пунктах 3, 6 и 11 части 13 статьи 38 Закона Республики Хакасия, на основании письменного заключения, которое излагается в ведомостях проверки подписных листов или в ином документе. При этом любые возникающие сомнения в подлинности выполнения избирателем подписи и даты трактуются в пользу достоверности подписи.
3.2. Оформление результатов проверки подписных листов
3.2.1. Результаты проверки подписных листов вносятся членом Рабочей группы, проверяющим соответствующую папку, в ведомости проверки подписных листов (форма ведомости приведена в приложении N 7 к настоящему Порядку), в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными (в виде кодов нарушений) с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей.
3.2.2. Ведомость проверки подписных листов составляется на каждую проверяемую папку. Ведомость проверки подписных листов может быть составлена на одном или нескольких листах. Если ведомость проверки составлена на нескольких листах, листы ведомости нумеруются.
3.2.3. Каждый лист ведомости проверки подписных листов подписывается членом Рабочей группы, проверяющим соответствующую папку, а также экспертом (экспертами) в случае, если недостоверной или недействительной подпись (подписи) признавалась (признавались) на основании его (их) заключения (заключений).
3.2.4. После окончания проверки подписных листов Рабочая группа рассматривает ведомости проверки подписных листов, заключения экспертов, официальные справки МВД России о достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, и иные документы, на основании которых соответствующие подписи избирателей были признаны недостоверными и (или) недействительными.
4. Оформление итогов проверки подписных листов
4.1. Составление итогового протокола проверки подписных листов
4.1.1. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол проверки подписных листов, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей избирателей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми (форма итогового протокола приведена в приложении N 8 к настоящему Порядку).
4.1.2. Итоговый протокол проверки подписных листов по каждому кандидату формируется на основании информации, содержащейся в ведомостях. В итоговом протоколе указываются дата и время его подписания, а также дата и время получения его копии кандидатом.
4.1.3. Итоговый протокол подписывается руководителем Рабочей группы и одним из членов Рабочей группы, являющимся членом окружной избирательной комиссии.
4.1.4. Копия итогового протокола проверки подписных листов заверяется руководителем Рабочей группы или одним из членов Рабочей группы, являющимся членом окружной избирательной комиссии (форма заверительной надписи приведена в приложении N 9 к настоящему Порядку) с проставлением печати соответствующей избирательной комиссии и передается кандидату не позднее чем за двое суток до заседания окружной избирательной комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата либо об отказе в его регистрации.
4.1.5. Если по завершении проверки количества достоверных подписей избирателей недостаточно для регистрации кандидата, то по письменному запросу кандидата ему одновременно с заверенной копией итогового протокола проверки подписных листов передаются заверенные руководителем Рабочей группы копии ведомостей проверки, а также копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными.
4.2. Рассмотрение возражений
4.2.1. После получения копии итогового протокола кандидат может представить в Рабочую группу письменные возражения в случае несогласия с выводами о признании подписи недостоверной и (или) недействительной. Также кандидат может ознакомиться с подписными листами.
4.2.2. Представленные возражения рассматриваются Рабочей группой, при этом кандидат может присутствовать при рассмотрении возражений.
4.2.3. По результатам рассмотрения письменных возражений составляется справка о результатах рассмотрения возражений.
В случае если по окончании проверки по результатам рассмотрения письменных возражений кандидата возникает необходимость корректировки ведомости проверки, то указанные изменения вносятся в указанную справку.
4.3. Подготовка документов для рассмотрения на заседании окружной избирательной комиссии
4.3.1. Составленный Рабочей группой итоговый протокол проверки подписных листов представляется в окружную избирательную комиссию для принятия решения.
Итоговый протокол проверки подписных листов прилагается к постановлению окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в его регистрации.
4.3.2. В решении окружной избирательной комиссии указываются содержащиеся в итоговом протоколе проверки подписных листов данные о количестве представленных кандидатом подписей, в том числе собранных с использованием ЕПГУ, количество проверенных, признанных недостоверными и (или) недействительными подписей.
4.3.3. В случае если Рабочей группой были удовлетворены (частично удовлетворены) возражения кандидата, в постановлении указывается также количество подписей, признанных действительными после составления итогового протокола проверки подписных листов, а также итоговое количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными.
4.3.4. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией постановления о регистрации либо об отказе в регистрации кандидата может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона.
5. Работа со списком лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей
5.1. Кандидат обязан составить и представить в окружную избирательную комиссию список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, нотариально удостоверить сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и подписи этих лиц, а также представить в окружную избирательную комиссию список указанных лиц в машиночитаемом виде.
В подтверждении приема документов для регистрации должно быть указано количество представленных листов списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, и (или) количество лиц, включенных в указанный список. Для этого Рабочая группа пересчитывает количество представленных листов списка и лиц, включенных в него.
5.2. Данные о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, содержащиеся в списке, используются при проверке подписных листов, а именно: сведения в подписных листах должны соответствовать сведениям, указанным в списке, удостоверенном нотариусом. Кроме того, эксперты-почерковеды могут использовать содержащуюся в списке подпись лица, осуществлявшего сбор подписей, а также его почерк (при наличии) при исследовании подписных листов.
5.3. Вносить дополнения и уточнения в список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, не допускается.
5.4. Нотариально удостоверенные оригиналы списков лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, хранятся в недоступном месте. При необходимости они используются проверяющими для уточнения данных о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, или экспертами-почерковедами для сравнения подписи, а также почерка лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, в подписном листе с его подписью (почерком при наличии) в списке, удостоверенном нотариусом.
6. Хранение подписных листов и иных документов
6.1. Подписные листы, ведомости проверки подписных листов, письменные заключения экспертов, официальные справки, а также протоколы об итогах сбора подписей избирателей (в том числе уточненные), списки лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей (на бумажном носителе), итоговые протоколы проверки подписных листов, журналы передачи извещений должны храниться в специально оборудованном помещении (либо в сейфе).
6.2. Указанные документы подлежат хранению не менее одного года со дня официального опубликования результатов выборов депутатов Верховного Совета Республики Хакасия восьмого созыва.
6.3. Ответственность за сохранность указанных документов несет руководитель Рабочей группы.
6.4. По истечении срока хранения, указанного в пункте 6.2 настоящего Порядка, документы уничтожаются по акту в установленном порядке (при условии отсутствия рассматриваемых в судебном порядке споров).
6.5. Порядок хранения подписей избирателей, проставленных с использованием ЕПГУ, осуществляется в соответствии с разделом 6 Порядка сбора подписей избирателей с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", утвержденного постановлением ЦИК России от 4 июня 2020 года N 251/1852-7.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.