В целях создания условий для опережающего инвестиционного развития Ямало-Ненецкого автономного округа, содействия достижению национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", установления основ реализации инвестиционной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, взаимодействия органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа с инвесторами при реализации инвестиционных проектов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа постановляю:
1. Утвердить прилагаемую инвестиционную декларацию Ямало-Ненецкого автономного округа.
2. Департаменту экономики Ямало-Ненецкого автономного округа обеспечить размещение инвестиционной декларации Ямало-Ненецкого автономного округа на инвестиционном портале Ямало-Ненецкого автономного округа "Ямал - территория инвестиций".
3. Контроль за соблюдением положений инвестиционной декларации Ямало-Ненецкого автономного округа возложить на члена Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа, обеспечивающего формирование и реализацию государственной политики в сфере инвестиционной деятельности Ямало-Ненецкого автономного округа.
4. Признать утратившим силу постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 апреля 2022 года N 64-ПГ "Об утверждении инвестиционной декларации Ямало-Ненецкого автономного округа".
Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа |
Д.А. Артюхов |
Утверждена
постановлением Губернатора
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 23 июня 2023 г. N 52-ПГ
Инвестиционная декларация
Ямало-Ненецкого автономного округа
I. Общие положения
1.1. Настоящая инвестиционная декларация определяет систему целей и задач исполнительных органов Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) в области улучшения инвестиционного климата и роста инвестиционной активности.
1.2. Настоящая инвестиционная декларация направлена на информирование субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности:
- о целях инвестиционного развития автономного округа, в том числе о приоритетных направлениях привлечения инвестиций;
- о реализации системы поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации ("Региональном инвестиционном стандарте") (далее - Инвестиционный стандарт, РФ);
- об инвестиционных преимуществах ведения бизнеса и инвестиционном потенциале автономного округа;
- об инвестиционных обязательствах автономного округа;
- об инвестиционной команде автономного округа и распределении ответственности между ее членами в части взаимодействия с инвесторами.
1.3. Настоящая инвестиционная декларация утверждается сроком на 5 лет. Вопрос о необходимости корректировки настоящей инвестиционной декларации выносится на рассмотрение инвестиционного комитета автономного округа по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
1.4. Настоящая инвестиционная декларация, а также подробная информация, раскрывающая её положения, размещены на инвестиционном портале автономного округа "Ямал - территория инвестиций" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://invest.yanao.ru) (далее - инвестиционный портал автономного округа).
II. Общее описание целей инвестиционного развития автономного округа
2.1. Основное направление деятельности Правительства автономного округа - это обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения. Решение этой стратегически важной задачи требует мобилизации значительных инвестиционных ресурсов в условиях благоприятного инвестиционного климата.
2.2. Главными целями инвестиционного развития автономного округа являются:
- увеличение реального роста инвестиций в основной капитал в качестве вклада в достижение национальной цели развития "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство", не менее 70% по сравнению с показателями 2020 года;
- улучшение инвестиционного климата путем установления понятных и прозрачных условий ведения инвестиционной деятельности на территории автономного округа.
2.3. Развитие автономного округа в долгосрочной перспективе до 2050 года будет направлено на то, чтобы автономный округ стал глобальным Арктическим регионом - лидером по качеству жизни в Арктике и уровню развития умной ТЭК-ориентированной экономики.
III. Общее описание Инвестиционного стандарта, реализуемого в автономном округе
3.1. Реализация Инвестиционного стандарта осуществляется во исполнение подпункта "г" пункта 2 перечня поручений Президента РФ по итогам Петербургского международного экономического форума 2-5 июня 2021 года от 26 июня 2021 года N Пр-1096, в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными приказом Министерства экономического развития РФ от 30 сентября 2021 года N 591 "О системе поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации ("Региональный инвестиционный стандарт")".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "во исполнение подпункта "г" пункта 2 перечня поручений Президента РФ по итогам Петербургского международного экономического форума от 26 июня 2021 года N Пр-1096"
Задача Инвестиционного стандарта сократить путь инвестора от возникновения идеи до осуществления капиталовложений.
3.2. Инвестиционный стандарт содержит пять элементов:
1) инвестиционная декларация - документ, содержащий систематизированную информацию об инвестиционных возможностях и перспективах развития автономного округа, описание конкурентных преимуществ, приоритетных направлений развития автономного округа, мер поддержки инвестиционной деятельности, обязательство автономного округа перед инвестором о незыблемости мер государственной поддержки и условий для ведения бизнеса, а также иную информацию, необходимую инвесторам для принятия решений о вложении инвестиций в региональные проекты;
2) инвестиционный комитет - орган, создаваемый в целях разрешения разногласий и споров инвестора с органами власти, органами местного самоуправления в автономном округе и другими организациями по вопросам реализации инвестиционных проектов, возглавляемый Губернатором автономного округа;
3) агентство развития - организация, создаваемая в целях содействия инвестору в скорейшей реализации инвестиционных проектов и привлечения частных инвестиций для реализации новых проектов на территории автономного округа.
К основным функциям агентства развития относятся сопровождение инвестиционных проектов по принципу "одного окна" и поиск новых инвестиционных проектов в автономном округе.
На территории автономного округа функции агентства развития осуществляет Фонд "Агентство инвестиционного развития и поддержки предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа "Мой бизнес" (микрокредитная компания)" (далее - Агентство развития);
4) инвестиционная карта - карта, размещенная в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и содержащая информацию о перспективных планах развития автономного округа, ресурсной базе и инфраструктуре региона, реализуемых и планируемых инвестиционных проектах, мерах поддержки и тарифах;
5) свод инвестиционных правил - оптимальный алгоритм действий ("клиентский путь") инвестора, планирующего реализацию инвестиционного проекта на территории автономного округа.
3.3. Информация о реализации Инвестиционного стандарта в автономном округе размещена на инвестиционном портале автономного округа по адресу: https://invest.yanao.ru/investors/invest-standart2.
IV. Ключевые характеристики автономного округа
4.1. Социально-экономическое положение автономного округа.
Автономный округ - один из крупнейших субъектов РФ. Его площадь составляет 769,3 тысяч кв. км или 4,5% всей территории страны. Административный центр - город Салехард.
Ямал - центр газовой добычи Арктической зоны РФ. Сегодня здесь добывается около 80% российского природного газа (далее - газ).
Доля инвестиций Арктической зоны России, приходящаяся на Ямал, в 2022 году составила 60%.
Почти четверть жителей российской Арктики - ямальцы. Сегодня в автономном округе проживает 511,9 тысяч человек (на 01 января 2023 года с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2020 года).
Автономный округ входит в группу регионов с благополучной социальной ситуацией, которая характеризуется высокой покупательной способностью населения, низкой долей населения с доходами ниже прожиточного минимума, низким уровнем безработицы, отсутствием просроченной задолженности по выплате заработной платы, увеличением численности населения за счет естественного прироста. Уровень среднедушевых денежных доходов населения и реального размера начисленных пенсий находится выше среднероссийского уровня.
Отличительная особенность экономики автономного округа состоит в том, что здесь уживаются 2 экономических уклада: промышленный и традиционный (основанный на жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера).
Автономный округ обладает самым большим в мире стадом северных домашних оленей - более 800 тысяч голов, в регионе добывается пятая часть российского улова сиговых пород рыб.
4.2. Инвестиционная привлекательность.
Эффективность проводимой в автономном округе инвестиционной политики отмечена ведущими российскими рейтинговыми агентствами.
Автономный округ имеет максимально возможный для регионов РФ уровень кредитного рейтинга по версии Аналитического кредитного рейтингового агентства (Акционерное Общество).
По итогам 2021 года автономный округ вошел в топ-5 регионов по уровню инвестиционной привлекательности по оценке Акционерное Общество "Рейтинговое агентство "Эксперт РА".
Основные факторы, формирующие профиль экономики автономного округа и определяющие его инвестиционный потенциал приведены в таблице (SWOT-анализе):
Таблица
SWOT-анализ
Конкурентные преимущества (сильные стороны) |
Внутренние сдерживающие факторы (слабые стороны) |
1 |
2 |
1. Высокая платежеспособность внутреннего спроса. 2. Высокая бюджетная обеспеченность, определяющая возможность активного участия автономного округа в инвестиционных процессах. 3. Формирование лидерства автономного округа в Арктическом регионе. 4. Наличие развитой законодательной базы, направленной на поддержку инвестиционной деятельности в отраслях, не связанных с добычей углеводородного сырья (далее - УВС). 5. Стабильная политическая обстановка, низкий уровень социальной конфликтности населения. 6. Уникальность культуры коренных малочисленных народов Севера, сохранение исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных народов в автономном округе. 7. Уникальные природные богатства |
1. Слабо развитая сеть автомобильных дорог общего пользования. 2. Высокая стоимость электроэнергии. 3. Высокий уровень государственного участия в экономике. 4. Моноотраслевая структура экономики |
Возможности внешней среды |
Угрозы внешней среды |
1. Географическое расположение, близость к Северному морскому пути. 2. Модернизация транспортной системы |
1. Снижение мировых цен на УВС. 2. Повышение конкурентоспособности альтернативных источников энергии |
Сочетание указанных преимуществ и негативных факторов определяет типы наиболее перспективных в автономном округе инвестиционных проектов (кроме проектов в сфере добычи УВС).
Первый тип - проекты, реализация которых ориентирована на удовлетворение части внутреннего спроса автономного округа, которая не может быть закрыта за счет товаров, привозимых извне. К таким товарам относятся хлебобулочные изделия, отдельные группы овощей, охлажденная рыба и т.д.
К данному типу проектов также относятся проекты, нацеленные на создание услуг. В силу своей природы услуги производятся, как правило, на месте потребления и поэтому не могут быть произведены в другом регионе и доставлены в автономный округ. Это касается как услуг для населения, так и бизнес-услуг - оба сегмента в автономном округе обладают высоким потенциалом развития.
Второй тип - проекты, реализация которых нацелена на производство товаров для внутреннего потребления в автономном округе, для которых характерна высокая доля транспортной составляющей в себестоимости. Для таких товаров может быть экономически эффективнее производить их на месте, чем осуществлять доставку. Например, ряд строительных материалов (щебень фракционный, облицовочный камень, газобетонные блоки, теплоизоляционные материалы и т.д.) может быть целесообразно производить в автономном округе, а не завозить.
Третий тип - проекты, нацеленные на внешний рынок, российский и мировой. В силу объективных особенностей автономного округа для большинства видов производств в нем характерны более высокие издержки, чем в регионах центральной России, Урала, юга России. В этой связи инвестиционный проект в автономном округе, нацеленный на внешний рынок, должен опираться на определенные уникальные конкурентные преимущества автономного округа, за счет которых производимая продукция или услуги будут востребованы потребителями. Таким конкурентным преимуществом, в частности, является экологически чистая, натуральная продукция, произведенная в автономном округе. Как правило, такая продукция ориентирована на высокий потребительский сегмент.
4.3. Необходимая инфраструктура для инвестора.
4.3.1. транспорт и логистика.
Транспортно-логистический комплекс (без учета трубопроводного транспорта) занимает около 2% валового продукта автономного округа и создает рабочие места для 9% занятого населения.
Неоднородность транспортной освоенности территории автономного округа создает предпосылки к развитию воздушного транспорта. Коэффициент авиационной подвижности населения в автономном округе стабильно превышает среднероссийское значение (в 2019 году 3,36 против 0,87).
По количеству аэропортов автономный округ лидирует среди регионов России. На территории автономного округа находится 11 аэропортов, из которых 7 осуществляют прием и отправку пассажиров, почты и грузов по межмуниципальным и межрегиональным направлениям, 4 ведомственных аэропорта обеспечивают вахтовые и грузовые перевозки. Перевозки пассажиров в труднодоступные населенные пункты выполняются вертолетами.
На территории автономного округа расположен Морской порт Сабетта (основное назначение: поставки газа, нефти и газового конденсата морским транспортом) и два речных порта:
- в г. Новый-Уренгой (причальная стенка, портальные краны, подъездные железнодорожные (далее - ж/д) пути, холодные и теплые склады);
- в г. Лабытнанги (причальная стенка, портальные краны, подъездные ж/д пути, площади для хранения грузов различного назначения).
Сеть железных дорог представлена двумя магистральными линиями:
- железнодорожная линия Чум - Лабытнанги, эксплуатирует Северная железная дорога: участок однопутный, вид тяги - тепловозная.
Железнодорожные вокзалы/станции: Лабытнанги, Харп.
- железнодорожная линия Ноябрьск - Новый Уренгой, эксплуатирует Свердловская железная дорога: участок однопутный, вид тяги - тепловозная.
Железнодорожные вокзалы/станции: Ноябрьск-1, Ноябрьск-2, Пурпе, Пуровск, Сывдарма, Коротчаево, Новый Уренгой;
4.3.2. промышленные парки.
На территории автономного округа действуют два промышленных парка - Индустриальный (промышленный) парк "Обской причал" в г. Лабытнанги и Окружной инновационно-технологический центр "Старт (промышленный парк регионального значения)" в г. Губкинский.
1) Индустриальный (промышленный) парк "Обской причал" в г. Лабытнанги включает земельные участки и производственные помещения, предназначенные для ведения промышленного производства.
Привлечение резидентов осуществляется исходя из технологических возможностей парка по трем приоритетным направлениям:
Технологический сегмент:
- оказание нефтегазосервисных услуг;
- разработка новых технологий, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), полученных результатов в условиях Крайнего Севера.
Промышленный сегмент:
- крупноузловая сборка;
- металлообработка.
Производство стройматериалов:
- по проектам освоения месторождений;
- в рамках реализации программы "Жилье и городская среда";
- по социальным и инфраструктурным проектам.
2) Окружной инновационно-технологический центр "Старт" в г. Губкинский оказывает консультационное сопровождение, предоставление офисных и производственных помещений на льготных условиях субъектам малого и среднего предпринимательства.
Промышленная инфраструктура представлена офисными, складскими, производственными помещениями;
4.3.3. инвестиционные площадки.
Информация об инвестиционных площадках представлена на инвестиционной карте автономного округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: https://invest.yanao.ru/investors/investitsionnaya-karta/ с указанием информации о целевом назначении площадки и сведений о мощности имеющейся инженерной инфраструктуры.
В структуре инвестиционных площадок преобладают площадки коммунально-складского, общественно-делового, промышленного, рекреационного назначения, а также площадки в сфере дорожного сервиса и обслуживания автотранспорта.
Всего на инвестиционной карте автономного округа размещена информация о более чем 150 инвестиционных площадках, общей площадью порядка 362 гектар.
Работа по формированию инвестиционных площадок для реализации новых инвестиционных проектов ведется в автономном округе на постоянной основе.
4.4. Преференциальные режимы.
Арктическая зона РФ (далее - АЗРФ) - крупнейшая особая экономическая зона в мире, на которой инвесторы пользуются специальными режимами налогового и административного регулирования.
В соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2020 года N 193-ФЗ "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" правовой режим АЗРФ, меры государственной поддержки и порядок осуществления предпринимательской деятельности в АЗРФ распространяется на всю территорию автономного округа.
Резидентом АЗРФ может стать индивидуальный предприниматель или организация, зарегистрированные на территории автономного округа и осуществляющие капитальные вложения в размере не менее 1 миллиона рублей.
Информация о поддержке резидентов АЗРФ на территории автономного округа размещена на региональном инвестиционном портале по адресу: https://invest.yanao.ru/investors/podderzhka-investorov-v-arktike.
4.5. Характеристика трудовых ресурсов и качества образования.
4.5.1. в настоящее время в экономике автономного округа занято около 427 тысяч человек, из них 316 тысяч человек - постоянные жители автономного округа. Несмотря на высокую долю трудоспособного населения в совокупной численности жителей автономного округа (в автономном округе - 64%, в России - 55%), темпы и потенциал экономического развития автономного округа в сочетании с малонаселенностью территории обуславливают дефицит трудовых ресурсов.
Практически каждый четвертый занятый в экономике автономного округа привлекается для работы из-за пределов автономного округа. Около 20% занятых в экономике автономного округа работают вахтовым методом и проживают за пределами автономного округа, более 5% работников - иностранные граждане. Более 67% привлекаемых трудовых ресурсов занято в добыче и строительстве.
В основу формирования целей и задач развития рынка труда и кадрового обеспечения экономики автономного округа положены гипотезы о необходимости:
недопущения роста напряженности на рынке труда в связи с падением добычи нефти и газа на традиционных местах недропользования;
снижения дефицита трудовых ресурсов в автономном округе;
обеспечения соответствия профессиональных компетенций работников изменяющимся требованиям рынка труда, связанным с технологическим развитием.
Комплекс ключевых мероприятий по достижению целей в области развития рынка труда, в том числе, предусматривает:
реализацию мероприятий по интенсификации добычи трудноизвлекаемых и сложных запасов газа;
развитие нефтегазового сервиса и нефтегазохимических производств;
увеличение количества рабочих мест в секторе услуг для населения посредством стимулирования развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
развитие рынка коммерческого арендного жилья на территории автономного округа;
информирование жителей других регионов, в том числе студентов, о возможностях трудоустройства, об уровне оплаты труда, о программах по улучшению условий проживания и мерах поддержки в автономном округе;
внедрение системы мониторинга трудоустройства и возвращения ямальских выпускников после получения высшего образования;
стимулирование использования трудового потенциала работников старшего возраста, инвалидов, женщин, имеющих малолетних детей, выпускников и ряда других категорий граждан;
содействие профессиональной и территориальной мобильности работников в целях обеспечения доступности трудовых ресурсов для социальной сферы и реализации инвестиционных проектов;
развитие гибких и дистанционных форм занятости;
4.5.2. в последние годы автономный округ уверенно закрепился в первой десятке лидеров по показателям развития системы образования, несмотря на объективные сложности с транспортной доступностью и суровые климатические условия.
По итогам 2019 года автономный округ возглавил список лучших регионов России по интегральному индексу инфраструктуры образования (исследование, которое ежегодно проводят Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", ООО "Корпорация "Российский учебник" и ООО "РИА Новости", оценивают качество инфраструктуры четырех уровней образования: дошкольного, общего (школьного), среднего профессионального и дополнительного).
Автономный округ входит в пятерку лидеров по использованию цифровых образовательных платформ. По итогам оценки Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки автономный округ вошел в число регионов-лидеров по применяемым механизмам управления качеством образования.
Подготовка профессиональных кадров осуществляется в 8 профессиональных образовательных организациях, в том числе в 7 государственных профессиональных образовательных организациях и 1 частной профессиональной образовательной организации.
В автономном округе наблюдается высокий уровень подготовки выпускников среднего профессионального образования (далее - СПО), в том числе за счет активного взаимодействия с ключевыми предприятиями автономного округа. Необходимо наращивать инфраструктуру СПО, создавать гибкую систему образования, способную быстро адаптироваться под меняющиеся условия рынка труда, и обеспечивать подготовку кадров для экономики автономного округа с учетом современных стандартов и передовых технологий.
4.6. Приоритетные направления инвестиционного развития.
4.6.1. долгосрочные перспективы развития экономики и приоритеты инвестиционной политики автономного округа в рамках общероссийской системы разделения труда связаны с добычей УВС.
Ключевыми направлениями развития топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК) являются:
1) освоение перспективных районов недропользования на полуострове Ямал и полуострове Гыданский и Арктическом шельфе.
Полуостров Ямал, Гыданский полуостров и шельф Карского моря - стратегические центры добычи и поставок УВС на внутренний и мировой рынки. Объемы запасов газа оцениваются на уровне 24,3 трлн. куб. метров, жидких УВС - 1,5 млрд. тонн;
2) интенсификация добычи в Надым-Пур-Тазовском регионе (далее - НПТР).
НПТР - традиционный центр добычи УВС в автономном округе, характеризующийся высокой степенью выработанности крупнейших месторождений. Ресурсы газа НПТР являются основой газоснабжения в рамках единой системы газоснабжения.
В настоящее время запасы газа в НПТР составляют 15,3 трлн. куб. метров, в Южном и Южно-Гыданском регионе - 7,7 трлн. куб. метров, запасы извлекаемых жидких УВС - 2,8 млрд. тонн и 3,0 млрд. тонн соответственно. Объемы не вовлеченных в эксплуатацию запасов газа сеноманских и сложных неокомских залежей оцениваются на уровне 9 трлн. куб. метров;
3) развитие альтернативных источников монетизации газа.
Создание в автономном округе конкурентоспособных производств по переработке УВС и выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью, востребованной на мировом рынке, позволит эффективно и своевременно монетизировать запасы УВС и диверсифицировать экспорт каналов поставок;
4.6.2. при безусловном исполнении своей миссии автономный округ обладает значительным потенциалом для развития новых направлений экономической специализации:
1) Туризм.
Автономный округ является одним из новых и перспективных российских регионов для развития активного и приключенческого туризма. Богатый природный рекреационный потенциал и уникальное культурно-историческое наследие, сохранившийся в первозданном виде традиционный уклад жизни коренных малочисленных народов Севера, богатые рыболовные и охотничьи угодья создают предпосылки для развития туризма на территории автономного округа.
2) Услуги.
Значительными перспективами обладают проекты, нацеленные на создание услуг.
Ключевыми мероприятиями, направленными на развитие данного сектора экономики, будут являться стимулирование создания местных брендов и привлечения франшиз посредством предоставления предпринимателям в сфере услуг и общественного питания в первоочередном порядке аренды недвижимого имущества и земельных участков, организация общественно-деловых пространств.
3) Агропромышленный комплекс.
Экологически чистые ямальские оленина и рыба уже стали брендами автономного округа, заняли достойное место среди деликатесов как внутри России, так и за рубежом.
Дальнейшее развитие оленеводства связано с совершенствованием цикла безотходного производства, а рыбной промышленности - с модернизацией перерабатывающих мощностей для увеличения объема переработки рыбной продукции и цифровизацией рыболовства.
Большим потенциалом обладает дальнейшая интенсификация переработки оленя в части обработки и консервации эндокринно-ферментного, пантового сырья и крови оленя с дальнейшим выходом на производство фармацевтических препаратов.
4) Производство строительных материалов.
Реализация масштабных инвестиционных проектов компаний ТЭК и проектов развития транспортно-логистической инфраструктуры обеспечит на ближайшие десятилетия дополнительный спрос на строительные материалы в размере около 38 млн. тонн.
Потенциальный объем рынка строительных работ автономного округа оценивается в размере более 1 триллиона рублей в год.
Указанные перспективы и наличие на территории автономного округа минерально-сырьевой базы создают предпосылки для организации производства строительных материалов.
4.7. Инновационное развитие.
В инновационном развитии автономного округа основной акцент будет сделан на организации системы технологического трансфера, управлении интеллектуальной собственностью, механизмах, обеспечивающих быстрый переход результатов исследований в стадию практического применения.
Применение научного подхода и внедрение прикладных разработок необходимы прежде всего в вопросах рационального природопользования, ликвидации вреда, нанесенного окружающей среде, и повышения качества жизни населения.
4.8. Прогноз развития традиционных отраслей.
К традиционным отраслям экономики автономного округа относится добыча УВС - более 85% в объеме промышленного производства.
Незначительный рост промышленного производства с 5,5 триллиона рублей в 2022 году до 5,6 триллиона рублей в 2025 году обусловлен, прежде всего, остающимися высокими ценами реализации газа при одновременном снижении его добычи в 2023 году относительно 2022 года вследствие отказа стран ЕС от поставок российских УВС. В 2024 году прогнозируется более масштабная переориентация поставок УВС в азиатские страны, в связи с этим к 2025 году относительно 2023 года ожидается прирост добычи газа в пределах 5,0%.
По предварительным данным общая численность занятых в экономике автономного округа в 2022 году составила 427 тысяч человек, в том числе 93,0 тысячи человек - в добыче полезных ископаемых (22% от общей численности), в строительстве - 69,5 тысяч человек (16%), в сфере транспортировки и хранения - 50,2 тысяч человек (12%).
Особенность рынка труда автономного округа заключается в значительном использовании вахтового метода работы, в 2022 году численность работников-вахтовиков (из-за пределов автономного округа) составила около 105 тысяч человек или 25% занятого населения. Ожидается, что к концу 2025 года численность занятых в автономном округе достигнет 434 тысяч человек.
По итогам 2022 года на развитие автономного округа было направлено 1,4 миллиарда рублей, что в сопоставимых ценах на 8,8% выше уровня 2021 года. Автономный округ остаётся в тройке лидеров по объему инвестиций в основной капитал (1 - в Уральском федеральном округе, 2 - в РФ).
Основная доля капитальных вложений традиционно направлена на добычу жидких УВС (69%) и транспорт, прежде всего трубопроводный (21%).
В условиях сохранения санкционного давления на основных участников инвестиционной сферы автономного округа инвестактивность предприятий ТЭК сдвинется в сторону 2025 года, в связи с чем, в 2023 - 2024 годах ожидается сокращение объема капитальных вложений. Прогнозируемый объем инвестиций в 2025 году ненамного превысит уровень 2022 года и составит около 1,5 триллиона рублей.
4.9. Ключевые инвестиционные проекты.
На территории автономного округа планируется к реализации либо уже реализуется ряд инвестиционных проектов, обеспечивающих решение задач государственного значения, направленных на ускоренное экономическое развитие национальной и региональной экономики, обеспечивающих формирование транспортной, энергетической, социальной инфраструктуры, способствующих развитию нефте и газохимии.
Крупнейшими инвестиционными проектами, реализуемыми с привлечением частных инвестиций, являются:
проект "Создание железнодорожного Северного широтного хода "Обская - Салехард - Надым - Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево", предусматривающего новое строительство 388 км. ж/д, 2-х мостов и реконструкцию ж/д инфраструктуры на участках, протяжённостью 1960 км.;
проект "Обустройство месторождений Большехетской впадины", предусматривающий эксплуатационное бурение 263 газовых и 131 нефтяных скважин, а также системы транспорта газа;
проект "Арктик СПГ 2", предусматривающий строительство трех технологических линий по производству сжиженного газа мощностью 6,6 млн. тонн в год каждая;
проект "Развитие Северо-Комсомольского нефтегазоконденсатного месторождения";
проект "Ввод в эксплуатацию и разработка Тазовского нефтегазоконденсатного месторождения";
проект "Создание туристско-рекреационного (горнолыжного) комплекса на Полярном Урале", предусматривающий создание комплекса объектов туристической и рекреационной инфраструктуры: горнолыжные трассы, подъемники, системы оснежения, освещения, навигации, средства коллективного размещения, общественного питания, магазины, парковая зона, объекты всесезонных активностей.
В автономном округе сформирована благоприятная среда для развития государственно-частного партнерства (в том числе концессионных проектов).
До конца 2023 года планируется заключить концессионное соглашение по созданию и эксплуатации автомобильной дороги от п. Харп до создаваемого горнолыжного комплекса. Объем инвестиций по проекту более 10 миллиардов рублей. В настоящее время структурируются 2 перспективных крупных концессионных проекта по комплексной реконструкции Аэропорта в г. Салехарде и созданию 3 автоматизированных мусоросортировочных комплексов с полигонами твердых коммунальных отходов. Заключение соглашений по ним возможно уже в 2024 году. Ожидаемые инвестиции по каждому проекту не менее 9 миллиардов рублей.
В качестве перспективных определены направления концессий по созданию/реконструкции и эксплуатации объектов спорта и организованных мест размещения (гостиниц).
В рамках Адресной инвестиционной программы автономного округа, утвержденной распоряжением Правительства автономного округа от 05 декабря 2022 года N 1208-РП, в период 2023 - 2025 годов планируется реализация более 300 новых инвестиционных проектов, объем бюджетных ассигнований составит порядка 107 миллиардов рублей.
Основной объем (80%) государственных капитальных вложений будет направлен на проектирование и строительство (реконструкцию) социально-значимых объектов, включая объекты жилищно-коммунального хозяйства, в том числе: 24 общеобразовательных учреждения (школ), 2 многопрофильных учебно-производственных комплекса, 3 кванториума, 10 детских дошкольных учреждений, 20 спортивных сооружений, 9 объектов культуры и 26 объектов здравоохранения.
Остальные 20% бюджетных ассигнований запланированы на развитие транспортной инфраструктуры автономного округа, включая строительство и реконструкцию 71,7 км автомобильных дорог.
4.10. Инвестиционное законодательство.
Перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области инвестиционной деятельности в автономном округе, указан в приложении N 1 к настоящей инвестиционной декларации.
V. Инвестиционные обязательства автономного округа
5.1. Неухудшение условий реализации инвестиционных проектов.
В соответствии со статьей 9 Закона автономного округа от 09 февраля 1998 года N 6-ЗАО "Об инвестициях" (далее - Закон N 6-ЗАО) на территории автономного округа инвесторам гарантируется стабильность и неизменность условий инвестиционной деятельности, сложившихся на начало реализации конкретного инвестиционного проекта и зафиксированных в законах и иных нормативных правовых актах автономного округа, за исключением случаев приведения указанных актов в соответствие с федеральным законодательством.
В соответствии со статьей 10 Закона N 6-ЗАО в автономном округе гарантируется защита инвестиций независимо от организационно-правовых форм и государственной принадлежности инвесторов. Защита инвестиций обеспечивается федеральным законодательством, Законом N 6-ЗАО, иными законами и нормативными правовыми актами автономного округа.
Указанные гарантии распространяются на все инвестиционные проекты, вне зависимости от их параметров.
Исполнительные органы автономного округа своевременно рассматривают предложения субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности, направленные на устранение административных барьеров, препятствующих реализации инвестиционных проектов, а также на совершенствование инвестиционного законодательства автономного округа.
5.2. Общедоступность информации о мерах государственной поддержки инвестиционной деятельности.
Деятельность исполнительных органов автономного округа по предоставлению государственной поддержки субъектам инвестиционной и предпринимательской деятельности строится на основе следующих принципов:
- открытости и доступности для всех субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности информации о государственной поддержке инвестиционной деятельности;
- равного отношения ко всем субъектам инвестиционной и предпринимательской деятельности;
- участия субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности в процессе подготовки затрагивающих их интересы решений, принимаемых исполнительными органами автономного округа, а также в оценке реализации этих решений;
- защиты прав и законных интересов инвесторов;
- невмешательства исполнительных органов и должностных лиц автономного округа в заключение инвестором договоров (контрактов), выбор партнеров.
Информация о мерах государственной поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности указаны в приложении N 2 к настоящей инвестиционной декларации.
5.3. Неукоснительное соблюдение условий предоставления мер поддержки инвесторов.
Правительством автономного округа гарантируется соблюдение условий предоставления мер государственной поддержки субъектам инвестиционной и предпринимательской деятельности, предусмотренных законодательством автономного округа.
5.4. Соблюдение исполнительными органами автономного округа, органами местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе и ресурсоснабжающими организациями автономного округа сроков согласований и предоставления разрешительной документации, необходимых для ведения инвестиционной деятельности, а также алгоритмов действий инвестора по основным приоритетным направлениям в рамках Свода инвестиционных правил.
В автономном округе разработаны и утверждены приказами исполнительных органов автономного округа алгоритмы действий ("клиентские пути") инвестора, планирующего реализацию инвестиционного проекта на территории автономного округа, по основным приоритетным направлениям в рамках Свода инвестиционных правил.
Ответственность за соблюдение сроков и ведение алгоритмов действий, утвержденных исполнительными органами автономного округа, возложены на:
5.4.1. департамент строительства и жилищной политики автономного округа в части:
- алгоритма действий инвестора для получения разрешения на строительство;
- алгоритма действий инвестора для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
5.4.2. департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса автономного округа в части:
- алгоритма действий инвестора по процедурам подключения к электрическим сетям (малый и средний бизнес - до 150 кВт);
- алгоритма действий инвестора по процедурам подключения к электрическим сетям (средний и крупный бизнес - свыше 150 кВт);
- алгоритма действий инвестора по процедурам подключения к сетям теплоснабжения;
- алгоритма действий инвестора по процедурам подключения к объектам водоснабжения и водоотведения;
- алгоритма действий инвестора по процедурам подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения;
5.4.3. департамент имущественных отношений автономного округа в части:
- алгоритма действий инвестора для получения земельного участка в аренду (без торгов);
- алгоритма действий инвестора для получения земельного участка в аренду (на торгах);
- алгоритма действий инвестора по процедурам оформления прав собственности на введенный в эксплуатацию объект;
5.4.4. департамент транспорта и дорожного хозяйства автономного округа в части:
- алгоритма действий инвестора по обеспечению доступа к дорожной инфраструктуре.
Нарушение процедур и сроков, установленных Сводом инвестиционных правил, является основанием для обращения инвестора в инвестиционный комитет автономного округа.
5.5. Оперативное рассмотрение споров, возникающих при реализации инвестиционных проектов в досудебном порядке.
5.5.1. в автономном округе при Совете по инвестиционной политике и развитию малого и среднего предпринимательства в автономном округе, утвержденном постановлением Губернатора автономного округа от 23 июня 2020 года N 115-ПГ (далее - Совет по инвестиционной политике и развитию МСП) создан и действует на постоянной основе инвестиционный комитет.
Для рассмотрения вопроса на инвестиционном комитете инвестор направляет обращение в Агентство развития, одним из следующих способов:
личным обращением;
с использованием интернет-сайта https://invest.yanao.ru;
по адресу электронной почты info@mb89.ru.
Агентство развития осуществляет подготовку материалов для рассмотрения на инвестиционном комитете, содержащих, в том числе, сведения о мерах, принятых Агентством развития по решению вопроса, обозначенного инвестором, и направляет указанные материалы секретарю инвестиционного комитета.
Секретарь инвестиционного комитета уведомляет председателя инвестиционного комитета (заместителя председателя инвестиционного комитета) о поступившем обращении и согласовывает дату проведения заседания инвестиционного комитета.
Обращение инвестора рассматривается на инвестиционном комитете в течение 20 рабочих дней со дня его поступления в Агентство развития.
Подробный регламент деятельности инвестиционного комитета утверждается протоколом заседания Совета по инвестиционной политике и развитию МСП и размещается на инвестиционном портале автономного округа по адресу: https://invest.yanao.ru/investors/invest-standart2;
5.5.2. в автономном округе внедрена уникальная система управления инвестиционной деятельностью, предусматривающая тесное взаимодействие Совета по инвестиционной политике и развитию МСП и муниципальных инвестиционных советов.
В каждом муниципальном образовании в автономном округе:
- созданы инвестиционные советы, более половины членов которых это представители бизнеса;
- на основе предложений предпринимателей утверждены "проблематоры" - перечни вопросов, требующих первоочередного решения в сфере предпринимательства;
- для решения вопросов, включенных в "проблематор", разработаны планы мероприятий ("дорожные карты").
Органы местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе ежегодно представляют доклад о результатах решения вопросов, включенных в "проблематор".
Созданный механизм взаимодействия обеспечивает эффективность обратной связи и работы каналов обратной связи инвесторов и руководства автономного округа;
5.5.3. ключевым институтом по урегулированию текущих споров, возникающих при реализации инвестиционных проектов в автономном округе, является Агентство развития, к основным функциям которого относятся:
- принятие решений о целесообразности сопровождения и сопровождение инвестиционных проектов по принципу "одного окна";
- взаимодействие с потенциальными резидентами АЗРФ, в части:
подготовки заявок на заключение соглашений об осуществлении инвестиционной деятельности на территории АЗРФ;
оказания содействия резидентам АЗРФ в осуществлении деятельности, предусмотренной соглашением об осуществлении инвестиционной деятельности на территории АЗРФ;
5.5.4. исполнительные органы автономного округа, ответственные за реализацию Свода инвестиционных правил, в пределах своей компетенции оказывают содействие субъектам инвестиционной и предпринимательской деятельности в ситуациях, связанных с нарушением процедур и сроков алгоритмов действий инвестора.
VI. Инвестиционная команда автономного округа
Информация о составе инвестиционной команды автономного округа и распределении ответственности между ее членами представлена в приложении N 3 к настоящей инвестиционной декларации.
Приложение N 1
к Инвестиционной декларации
Ямало-Ненецкого автономного округа
Перечень
нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области инвестиционной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе
1. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
2. Федеральный закон от 13 июля 2020 года N 193-ФЗ "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации".
3. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 сентября 2021 года N 591 "О системе поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации ("Региональный инвестиционный стандарт").
4. Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 09 февраля 1998 года N 6-ЗАО "Об инвестициях" (далее - автономный округ).
5. Закон автономного округа от 25 сентября 2008 года N 77-ЗАО "О налоге на прибыль организаций, подлежащем зачислению в окружной бюджет".
6. Закон автономного округа от 27 ноября 2003 года N 56-ЗАО "О налоге на имущество организаций".
7. Закон автономного округа от 23 декабря 2011 года N 151-ЗАО "О Перечне организаций, осуществляющих реализацию приоритетных инвестиционных проектов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа".
8. Закон автономного округа от 20 декабря 2016 года N 115-ЗАО "О регулировании отдельных отношений в сфере реализации региональных инвестиционных проектов в Ямало-Ненецком автономном округе".
9. Закон автономного округа от 28 сентября 2012 года N 83-ЗАО "О патентной системе налогообложения на территории Ямало-Ненецкого автономного округа".
10. Закон автономного округа от 20 апреля 2015 года N 29-ЗАО "Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения".
11. Закон автономного округа от 18 декабря 2008 года N 112-ЗАО "О налоговой ставке для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов".
12. Закон автономного округа от 28 сентября 2017 года N 66-ЗАО "О налоговой ставке для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы".
13. Закон автономного округа от 20 апреля 2015 года N 30-ЗАО "Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения".
14. Закон автономного округа от 19 июня 2009 года N 39-ЗАО "О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе".
15. Постановление Губернатора автономного округа от 23 июня 2020 года N 115-ПГ "О совете по инвестиционной политике и развитию малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе".
16. Постановление Законодательного Собрания автономного округа от 24 июня 2021 года N 478 "О Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2035 года".
17. Постановление Правительства автономного округа от 28 декабря 2020 года N 1563-П "О системе сопровождения инвестиционных проектов по принципу "одного окна" на территории Ямало-Ненецкого автономного округа".
18. Постановление Правительства автономного округа от 15 июня 2021 года N 501-П "О реализации пунктов 4, 5 части 4 статьи 13-1 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 июня 2009 года N 39-ЗАО "О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе".
19. Постановление Правительства автономного округа от 23 декабря 2021 года N 1181-П "Об утверждении перечня законов Ямало-Ненецкого автономного округа и иных нормативных правовых актов Ямало-Ненецкого автономного округа, которые применяются с учетом особенностей, установленных статьей 9 Федерального закона от 01 апреля 2020 года N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации".
20. Постановление Правительства автономного округа от 03 ноября 2022 года N 1045-П "Об уполномоченном органе в сфере защиты и поощрения капиталовложений в Ямало-Ненецком автономном округе".
21. Постановление Правительства автономного округа от 16 ноября 2022 года N 1096-П "Об утверждении порядка оценки инвестиционного проекта на предмет соответствия критериям эффективного использования средств окружного и местных бюджетов в целях применения мер государственной (муниципальной) поддержки, осуществляемой в рамках соглашения о защите и поощрении капиталовложений".
22. Постановление Правительства автономного округа от 18 апреля 2023 года N 326-П "Об утверждении Порядка возмещения затрат, указанных в части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации", понесенных организацией, реализующей проект, в рамках осуществления инвестиционного проекта, в отношении которого заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений".
23. Приказ департамента экономики автономного округа от 11 ноября 2022 года N 516-О "О соглашениях о защите и поощрении капиталовложений, стороной которых не является Российская Федерация".
Приложение N 2
к Инвестиционной декларации
Ямало-Ненецкого автономного округа
Информация
о мерах государственной поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе
I. Налоговые преференции
Виды деятельности (льготная категория) |
Наименование налога |
Ставка налога |
Нормативный правовой акт |
|
полная |
льготная |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Участники региональных инвестиционных проектов (стоимость проекта более 50 млн. руб.) |
Налог на прибыль организаций |
17% |
10% |
Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 сентября 2008 года N 77-ЗАО "О налоге на прибыль организаций, подлежащем зачислению в окружной бюджет" (далее - Закон N 77-ЗАО, автономный округ) |
Туристическая деятельность (резиденты Арктической зоны Российской Федерации (далее - АЗРФ)) |
Налог на прибыль организаций |
17% |
5% |
Закон N 77-ЗАО |
Налог на имущество организаций |
2,2% |
1,1% |
Закон автономного округа от 27 ноября 2003 года N 56-ЗАО "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон N 56-ЗАО) |
|
Упрощенная система налогообложения (УСН) (доходы) |
5% |
1% |
Закон автономного округа от 28 сентября 2017 года N 66-ЗАО "О налоговой ставке для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы" (далее - Закон N 66-ЗАО) |
|
Земельный налог |
1,5% |
0% |
Нормативные правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе |
Сфера услуг (резиденты АЗРФ) |
Налог на прибыль организаций |
17% |
5% |
Закон N 77-ЗАО |
Резиденты промышленных парков регионального значения (резиденты АЗРФ) |
Налог на прибыль организаций |
17% |
13,5% |
Закон N 77-ЗАО |
Управляющие компании парков регионального значения (резиденты АЗРФ) |
Налог на прибыль организаций |
17% |
0% |
Закон N 77-ЗАО |
Налог на имущество организаций |
2,2% |
0% |
Закон N 56-ЗАО |
|
Резиденты промышленных парков регионального значения |
Налог на прибыль организаций (инвестиционный налоговый вычет) |
17% |
0% |
Закон N 77-ЗАО |
Налог на имущество организаций |
2,2% |
1,1% |
Закон N 56-ЗАО |
|
Создание объектов транспортной инфраструктуры в рамках проекта развития железнодорожного Северного широтного хода и (или) на основе концессионных соглашений |
Налог на имущество организаций |
2,2% |
0% |
Закон N 56-ЗАО |
Строительство и (или) эксплуатация жилых помещений в многоквартирных домах, наемных домов коммерческого или социального использования (Реестр юридических лиц, признанных способствующими повышению доступности на территории автономного округа рынка найма (аренды) жилых помещений, предназначенных для проживания граждан) |
Налог на имущество организаций |
2,2% |
0% |
Закон N 56-ЗАО |
Деятельность в области информации и связи (для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП)) |
УСН (доходы) |
5% |
1% |
Закон N 66-ЗАО |
Земельный налог |
1,5% |
1,1% |
Нормативные правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе |
|
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов |
УСН (доходы - расходы) |
15% |
5% |
Закон автономного округа от 18 декабря 2008 года N 112-ЗАО "О налоговой ставке для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов" |
Индивидуальные предприниматели, впервые зарегистрированные, осуществляющие предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению |
УСН (доходы) |
5% |
0% |
Закон автономного округа от 20 апреля 2015 года N 30-ЗАО "Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения" |
УСН (доходы - расходы) |
5% |
0% |
II. Преференции в сфере земельных отношений
В автономном округе реализована упрощенная система предоставления инвесторам земельных участков в аренду без торгов при реализации ими масштабных инвестиционных проектов.
Статус "масштабный" проект приобретает при соответствии одному из следующих требований:
1) реализация инвестиционного проекта предусмотрена на условиях концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве или муниципально-частном партнерстве;
2) наличие инвестиционного проекта в перечне объектов Адресной инвестиционной программы автономного округа на очередной финансовый год и плановый период;
3) объем капитальных вложений в проект составляет не менее:
а) 300 миллионов рублей для инвестиционных проектов, реализуемых на территории городских населенных пунктов;
б) 100 миллионов рублей для инвестиционных проектов, реализуемых на территории сельских населенных пунктов;
4) проект соответствует критериям финансовой и социальной эффективности, установленным Правительством автономного округа.
III. Сопровождение проектов в режиме "одного окна"
Сопровождение инвестиционных проектов осуществляет Фонд "Агентство инвестиционного развития и поддержки предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа "Мой бизнес" (микрокредитная компания)" (далее - центр "Мой бизнес").
Основные положения системы сопровождения инвестиционных проектов по принципу "одного окна":
1. Решение о принятия инвестиционного проекта на сопровождение принимается в течение 15 дней со дня подачи заявления.
2. Действует услуга "персональный менеджер", предусматривающая закрепление за каждым проектом сотрудника центра "Мой бизнес", к обязанностям которого относится оказание консультаций, подготовка документов, проведение необходимых встреч, переговоров и т.д.
3. В рамках сопровождения предоставляются услуги по поиску земельных участков, их оформлению, проводится работы с собственниками и документацией в сфере землеустройства.
4. Действуют услуги по решению вопросов, связанных с подключением к газу, теплосетям, энергосетям, включая получение технических условий.
IV. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
Компенсации затрат субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП) осуществляется по следующим направлениям:
- подключение к сети газораспределения (газопотребления), и (или) электроснабжения, и (или) водоснабжения, и (или) теплоснабжения.
Максимальный размер компенсации на одного СМСП - 3 миллиона рублей, но не более 50 процентов затрат СМСП;
- приобретение и (или) использование франшизы.
Максимальный размер компенсации на одного СМСП - 3 миллиона рублей, но не более 90 процентов затрат СМСП;
- реализация проектов в сфере придорожного сервиса.
Максимальный размер компенсации на одного СМСП - 3 миллиона рублей, но не более 50 процентов затрат СМСП;
- реализация проектов по открытию пунктов выдачи заказов интернет-магазинов в автономном округе.
Максимальный размер компенсации на одного СМСП - 300 000 рублей;
- обустройство площадок накопления твердых коммунальных отходов.
Максимальный размер компенсации на одного СМСП - 200 000 рублей.
Приложение N 3
к Инвестиционной декларации
Ямало-Ненецкого автономного округа
Состав
инвестиционной команды Ямало-Ненецкого автономного округа и распределение ответственности между ее членами
Член инвестиционной команды Ямало-Ненецкого автономного округа |
Полномочия в части взаимодействия с инвесторами |
1 |
2 |
Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа |
Определяет основные направления деятельности Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) и исполнительных органов автономного округа в сфере реализации инвестиционной политики. Возглавляет инвестиционный комитет автономного округа |
Первый заместитель Губернатора автономного округа |
Обеспечивает формирование и реализацию государственной политики автономного округа в сфере инвестиционной деятельности, развития малого и среднего предпринимательства. Является заместителем председателя инвестиционного комитета автономного округа, а также ответственным за внедрение и ведение Свода инвестиционных правил в автономном округе. Осуществляет контроль за соблюдением обязательств, предусмотренных настоящей инвестиционной декларацией автономного округа |
Заместитель Губернатора автономного округа, директор департамента государственного жилищного надзора автономного округа |
Является ответственным за формирование и реализацию государственных полномочий в сфере энергетики, жилищно-коммунального комплекса |
Заместитель Губернатора автономного округа, директор департамента строительства и жилищной политики автономного округа |
Осуществляет контроль и надзор в сферах строительства, транспорта и дорожного хозяйства, инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме государственных капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности автономного округа и муниципальной собственности, градостроительной деятельности и жилищной политики. Является ответственным за внедрение и последующее ведение (мониторинг) алгоритмов действий инвестора по направлениям: - получение разрешения на строительство; - получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию |
Директор департамента экономики автономного округа |
Обеспечивает проведение единой государственной экономической политики в сферах инвестиционной деятельности, промышленной политики, в области развития малого и среднего предпринимательства в автономном округе. Является заместителем председателя инвестиционного комитета автономного округа, а также ответственным за координацию и мониторинг внедрения Регионального инвестиционного стандарта в автономном округе |
Директор департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса автономного округа |
Обеспечивает деятельность в сфере энергетики, энергосбережения, повышения энергетической эффективности коммунального комплекса, жилищно-коммунального комплекса и обращения с твердыми коммунальными отходами. Является ответственным за внедрение и последующее ведение (мониторинг) алгоритмов действий инвестора по направлениям: - электроснабжение (присоединение к электрическим сетям); - водоснабжение и водоотведение; - теплоснабжение, газоснабжение (подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения) |
Директор департамента имущественных отношений автономного округа |
Обеспечивает деятельность в сфере имущественных и земельных отношений, включая подбор и предоставление земельных участков государственной собственности для реализации инвестиционных проектов, в том числе предоставляемых в аренду без проведения торгов. Является ответственным за внедрение и последующее ведение (мониторинг) алгоритмов действий инвестора по направлениям: - получение земельных участков в аренду; - оформление права собственности на введенный в эксплуатацию объект |
Директор департамента транспорта и дорожного хозяйства автономного округа |
Обеспечивает деятельность в сфере транспорта и дорожного хозяйства автономного округа. Является ответственным за внедрение и последующее ведение (мониторинг) алгоритма действий инвестора по обеспечению доступа к дорожной инфраструктуре |
Управляющий Фонда "Агентство инвестиционного развития и поддержки предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа "Мой бизнес" (микрокредитная компания)" (по согласованию) |
Является ответственным за функционирование Агентства развития автономного округа. Обеспечивает привлечение инвесторов, работу с инвесторами в режиме "одного окна", ведение инвестиционной карты автономного округа |
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в автономном округе (по согласованию) |
Обеспечивает защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в соответствии с полномочиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации и автономного округа. |
Президент Торгово-промышленной палаты автономного округа (союз) (по согласованию)
Исполнительный директор регионального отделения в автономном округе Российского Союза промышленников и предпринимателей (по согласованию)
Председатель Ямало-Ненецкого регионального отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" (по согласованию) Председатель Ямало-Ненецкого окружного регионального отделения общероссийской общественной организации "Деловая Россия" (по согласованию) иные общественные, финансовые организации автономного округа (по согласованию) |
Обеспечивают защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. Являются членами региональной инвестиционной группы (в рамках проведения процедуры подтверждения внедрения Регионального инвестиционного стандарта).
|
Главы муниципальных и городских округов в автономном округе (по согласованию) |
Являются ответственными за создание и обеспечение благоприятных условий для ведения бизнеса на территории муниципального образования, а также за размещение и актуализацию информации об инвестиционном потенциале муниципального образования на инвестиционной карте автономного округа |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 июня 2023 г. N 52-ПГ "Об утверждении инвестиционной декларации Ямало-Ненецкого автономного округа и признании утратившим силу постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 апреля 2022 года N 64-ПГ"
Вступает в силу с 23 июня 2023 г.
Опубликование:
Официальный Интернет-сайт исполнительных органов государственной власти ЯНАО (http://www.yanao.ru) 23 июня 2023 г.
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 26 июня 2023 г. N 8900202306260007
газета "Красный Север" от 30 июня 2023 г. спецвыпуск N 53