Решение Самарского областного суда от 20 апреля 2023 г. N 3а-646/2023
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-646/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Р." о признании недействующими в части нормативных правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации, установил:
общество с ограниченной ответственностью "Р." (далее также ООО "Р.", административный истец, общество) обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Самарской области, в котором, с учетом уточнения требований, просит признать недействующими со дня их принятия Перечни объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019-2023 годы, утверждённые приказами министерства имущественных отношений Самарской области, соответственно, от 29 октября 2018 года N 1608, от 7 октября 2019 года N 2201; от 19 октября 2020 года N 2014, от 22 октября 2021 года N 2233 (далее также Перечни, Перечни объектов недвижимого имущества) в части включения в них нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного в <адрес>.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что обществу на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером N, которое является частью спорного нежилого здания, вошедшего в Перечни на 2019-2023 г.г. Полагает, что нежилое здание необоснованно включено в оспариваемые Перечни, поскольку оно не соответствуют критериям объектов, поименованным в статье 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Оспариваемыми нормативными актами нарушаются права и законные интересы общества, поскольку налог на нежилое помещение исчисляется из его кадастровой стоимости, то есть необоснованно увеличено налоговое бремя.
В судебном заседании представитель ООО "Р." Б.Н.И., действующий на основании доверенности, поддержал административный иск по изложенным в нем основаниям. Пояснил, что часть нежилого помещения с кадастровым номером N сдается в аренду под офисы, однако, площадь таких помещений не превышает 20% от общей площади здания.
Представитель административного ответчика - министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представлены письменные возражения, из которых следует, что спорное нежилое здание с кадастровым номером N обоснованно включено в оспариваемые Перечни на 2019-2023 г.г. на основании подпункта 1 пункта 1 и пункта 3 статьи 378.2 НК РФ, поскольку имеет наименование "административное здание" и расположено на земельном участке N с видом разрешенного использования "занимаемый офисом". Решение об определении вида фактического использования нежилого здания министерством не принималось. Заявление ООО "Р." от 06.12.2022 по вопросу исключения объекта недвижимости с кадастровым номером N из Перечней на 2019-2021 г.г. было возвращено, в связи с несоответствием требованиям, установленным пунктом 5 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением Правительства Самарской от 25.07.2016 N 402 (отсутствовала информация о зарегистрированных правах на спорный объект). Просят отказать в удовлетворении заявленных требований.
Привлеченные к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц - Управление судебного департамента в Самарской области, ТУ Росимущества в Самарской области своих представителей в суд не направили, извещены надлежащим образом. Представлены письменные отзывы на административный иск, просят рассматривать дело в отсутствие их представителей.
В силу статей 150, 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшего, что административный иск подлежит удовлетворению, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
На основании части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Установлено, что 02.07.2011 на государственный кадастровый учет поставлен объект недвижимости - здание с кадастровым номером N, площадью 1965, 5 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.
В пределах указанного нежилого здания расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами N и N.
ООО "Р." с 09.12.1999 является собственником нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 721 кв. м, поставленного на государственный кадастровый учет 12.12.2013, расположенного по адресу: <адрес>
Правообладателем нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 256,5 кв. м, поставленного на государственный кадастровый учет 27.08.2013, с 27.07.2016 является Управление Судебного департамента в Самарской области.
Указанные обстоятельства подтверждены выписками из Единого государственного реестра недвижимости (далее также ЕГРН) от 07.12.2022, 24.01.2023, 06.02.2023.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
На основании статьи 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 НК РФ/.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Если иное не установлено настоящим пунктом, налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.
В силу статьи 1.1 Закона Самарской области от 25 ноября 2003 года N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4, статьи 9.1 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
В рамках переданных полномочий министерством имущественных отношений Самарской области изданы приказы:
- от 29 октября 2018 года N 1608, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имуществ, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018 и в печатном издании "Волжская коммуна", N 308 (30543) 20.11.2018;
- от 7 октября 2019 года N 2201, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, и в печатном издании "Волжская коммуна", N 158 (30741) 23.10.2019;
- от 19 октября 2020 года N 2014, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества на 2021 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19.10.2020, в издании "Волжская коммуна", N 171 (30955), 21.10.2020;
- от 22 октября 2021 года N 2233, которым в приложении N 1 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (нежилых зданий) на 2022 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021;
Оспариваемые нормативные правовые акты приняты в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области", и официально опубликованы в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.
По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказов, нарушения процедуры их принятия и порядка опубликования нормативные правовые акты не оспариваются.
В указанные Перечни на 2019 год под пунктом N 3024, на 2020 год под пунктом N 3199, на 2021 год под пунктом N 2865, на 2022 год под пунктом N 2828 приложения N 1 министерством имущественных отношений Самарской области включено нежилое здание с кадастровым номером N.
Сведения о зарегистрированных правах на спорное нежилое здание в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
При этом, образующие здание нежилые помещения с кадастровыми номерами N и N в оспариваемые Перечни не включены.
Вместе с тем, согласно уведомления налогового органа от 24.11.2022, налог на принадлежащее административному истцу нежилое помещение с кадастровым номером N за 2019 год исчислен из налоговой ставки 1,8%, за 2020 и 2021 годы - 2% от кадастровой стоимости помещения, поскольку оно расположено в нежилом здании с кадастровым номером N, включенном в Перечни (т. 1 л.д. 51).
Таким образом, несмотря на отсутствие сведений о правообладателе спорного нежилого здания, включение его в Перечни на 2019-2022 гг. влечет для административного истца, в собственности которого находится входящее в состав здания нежилое помещение, обязанность уплаты налога на имущество из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
С учетом изложенного, суд полагает, что административный истец вправе оспорить нормативные правовые акты - приказы министерства имущественных отношений Самарской области в части включения нежилого здания в Перечни на 2019-2022 г.г.
ООО "Р." обратилось с административным иском в суд 26.12.2022. Несмотря на истечение к моменту обращения срока действия приказов об утверждении Перечней на 2019-2021 год, а к моменту рассмотрения дела также приказа об утверждении Перечня на 2022 год, суд полагает, что оспариваемые нормативные акты продолжают затрагивать права административного истца, поскольку сохраняется обязанность по уплате налога на имущество, право на перерасчет налога, а также право налогового органа на взимание недоимки. В установленном порядке приказы не отменены, следовательно, подлежат применению и после истечения срока их действия в целях налогообложения.
Согласно позиции административного ответчика, нежилое здание с кадастровым номером N включено в оспариваемые Перечни на основании подпункта 1 пункта 1 и пункта 3 статьи 378.2 НК РФ по его наименованию в сведениях ЕГРН и виду разрешенного использования земельного участка, в границах которого оно расположено.
Оценивая обоснованность включения объекта недвижимого имущества в Перечни на 2021-2023 г.г., проверив оспариваемые нормативные правовые акты на их соответствие законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
- административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
- нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пунктам 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пункта 5 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Как следует из материалов дела, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости нежилое здание с кадастровым номером N, год завершения строительства 1994, является 5-этажным (1 этаж подземный), имеет назначение "нежилое" и наименование "административное здание"; данные о виде его разрешенного использования отсутствуют.
Вместе с тем, по мнению суда, наименование здания "административное" не является тождественным значению "административно-деловой центр (комплекс)" и, само по себе, без проверки назначения входящих в его состав помещений по данным технического учета (инвентаризации) либо проверки его фактического использования, в силу прямого указания закона не подтверждает предназначение или использование такого здания в целях размещения офисов, поскольку не всякое административное здание является коммерческим офисным зданием.
Согласно выпискам из ЕГРН от 24.01.2023, 06.02.2023 площадь нежилого здания составляет 1965, 5 кв. м. Вместе с тем, площадь образующих здание помещений - 977,5 кв. м (N - 256,5 кв. м, N - 721 кв. м).
В целях разъяснения возникших противоречий, судом были направлены запросы в Управление Росреестра по Самарской области и филиал ППК "Р." в Самарской области.
По сообщению филиала ППК "Р." от 15.03.2023, государственным регистратором принято решение об исправлении технической ошибки в сведениях ЕГРН об объекте с кадастровым номером N в части указания площади - с 1965, 5 кв. м на 784, 6 кв. м.
Принятыми судом мерами, устранить вновь возникшие противоречия в общей площади спорного нежилого здания, не представилось возможным. Из ответа Управления Росреестра по Самарской области от 04.04.2023 на запрос суда следует, что в ЕГРН содержатся сведения о здании с кадастровым номером N, общая площадь 784, 6 кв. м. Сведения о данном объекте внесены в ЕГРН по материалам инвентаризации на основании технического паспорта по состоянию на 07.09.2005. Исправления в части указания площади здания внесены на основании обращения Самарского областного суда. Сведения об образующих здание нежилых помещениях вносились на основании технических паспортов, а в отношении объекта с кадастровым номером N также на основании декларации от 16.09.2020 и решения Арбитражного суда Самарской области от 22.06.2020. Площадь помещения N в результате произведенной реконструкции была изменена с 527,4 кв. м на 721 кв. м. Технический паспорт на здание, в связи с изменением его технических характеристик, в ЕГРН не поступал, тогда как внесение изменений в технические характеристики нежилого здания без заявления о государственном кадастровом учете изменений характеристик объекта и технического плана на здание, содержащего измененные характеристики данного объекта, не представляется возможным.
Согласно представленной филиалом ППК "Р." по Самарской области по запросу суда в порядке электронного документооборота технической документации - технического паспорта на нежилое здание "административное" по адресу: <адрес>, изготовленного Самарским Бюро технической инвентаризации (даты обследования 07.09.2005, 19.09.2005, 22.04.2005), спорный объект включает части назначением:
- подвал: сауна 3,1 кв. м, подсобные, теплоузел, коридоры, туалет, мастерская 8,7 кв. м, склад, камера, душ 1,9 кв. м, итого по подв. ООО "Р." 232, 5 кв. м; гараж, лест. клетка, склад, итого по суду 67, 1 кв. м; итого по подвалу 299,6 кв. м;
- 1 этаж: помещ. под лестницей, кабинеты, комн. дежурного, коридоры, лест.клетка, подсобное, туалеты, тамбур, итого по 1 этажу ООО "Р." 155, 4 кв. м; туалет, коридор, кабинеты, тамбур, лестн. клетки, кладовая, итого по суду 81,6 кв. м; итого по 1 этажу 237 кв. м;
- 2 этаж: актовый зал, лест.клетка, коридор, кабинеты, итого по ООО "Р." 140,2 кв. м; помещения, туалет, кабинеты, коридоры, лест.клетка, склад, конвойная, шкаф, итого по суду 107,8 кв. м; итого по 2 этажу 248,0 кв. м.
Всего по литере А1 784,6 кв. м, в том числе ООО "Р." 528, 1 кв. м, суд - 256, 5 кв. м.
На нежилое помещение с кадастровым номером N по запросу суда филиалом ППК "Р." представлен аналогичный вышеуказанному по своему содержанию технический паспорт.
Установлено также, что решением Арбитражного суда Самарской области от 22 июня 2020 года был удовлетворен иск ООО "Р.", за которым признано право собственности на реконструированное нежилое помещение общей площадью 721, 0 кв. м, согласно техническому паспорту АО "Р." от 30.04.2020, расположенное по адресу: <адрес>.
Из технического паспорта на нежилое помещение с кадастровым номером N от 30.04.2020 следует, что оно включает части назначением:
(-) 1 этаж: помещение, теплоцентр, коридоры, санузел, мастерская 8,7 кв. м, склад, камера, подсобные, душевая 1,9 кв. м, сауна 3,1 кв. м;;
1 этаж: кабинеты, коридоры, комната вахтера, лестница, помещение, санузлы;
2 этаж: кабинеты, коридоры, лестница, помещение, санузел;
3 этаж: кабинеты, помещение, санузлы, коридоры, лестница;
мансарда: помещение, помещение, коридор. Итого 721 кв. м.
По запросу суда в порядке электронного документооборота о предоставлении технической документации на нежилое помещение с кадастровым номером N филиалом ППК "Р." представлена "декларация об объекте недвижимости" от 16.09.2020, в которой вид объекта указан - помещение, назначение - нежилое, адрес объекта: <адрес>
Суд полагает, что назначение помещений в технической документации "кабинеты" не является тождественным значению "офисы", а предназначение помещений для деятельности суда, не свидетельствует о размещении в здании административно-делового центра (комплекса).
При этом площадь помещений, назначение которых, при определенных условиях, могло быть расценено как "объекты бытового обслуживания" (сауна, мастерская, душевая), явно не превышают 20% от общей площади здания.
Таким образом, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости и документам технического учета (инвентаризации) наименование и назначение спорного нежилого здания, не предполагает размещение административно-делового или торгового центра (комплекса), поименованных в ст. 378.2 НК РФ.
Установлено также, что нежилое здание находится в пределах земельных участков с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "под нежилое помещение" и с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "занимаемый офисом", что подтверждено выписками из ЕГРН от 24.01.2023, 06.02.223, 07.02.2023.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540, действовавшим в период до 04.04.2021, а также приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года N П/0412 утверждены классификаторы видов разрешенного использования земельных участков.
В названных классификаторах такой вид разрешенного использования земельных участков как "под нежилое помещение" и "занимаемый офисом", не поименованы.
Таким образом, сведения Единого государственного реестра недвижимости, предусматривающие два различных (альтернативных) вида разрешенного использования земельных участков под зданием, не дают достаточных оснований для вывода о безусловном, бесспорном их предназначении для размещения административно-делового или торгового центра и, соответственно, также не подтверждают наличие предусмотренных пп. 1 п. 1, п. 3, п. 4, п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ условий для включения этого здания в Перечни на 2019-2022 г.г.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 12.11.2020 N 46-П, содержание вида использования земельного участка должно быть обусловлено фактическим использованием объекта недвижимости, расположенного на таком земельном участке.
Фактическое использование при этом устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 9 статьи 378.2 НК РФ).
Данное регулирование связывает определение фактического использования здания (строения, сооружения) с особенностями эксплуатации находящихся в его составе помещений, независимо от наименования и назначения такого объекта, содержащихся в ЕГРН.
Согласно положениям ст. 378.2 НК РФ и Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 25 июля 2016 N 402, при отсутствии достаточных сведений об объектах недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), требуется проверка фактического использования здания (помещения) на соответствие его критериям, определенным в ст. 378.2 НК РФ и оформление уполномоченными органами акта осмотра.
Однако, осмотр спорного здания и образующих его помещений в целях установления их фактического использования на момент формирования и утверждения Перечней на 2019-2022 г.г., то есть до начала соответствующих налоговых периодов (п. 7 ст. 378.2 НК РФ), министерством имущественных отношений не проводился.
Заявление ООО "Р." от 06.12.2022 по вопросу исключения объекта недвижимости с кадастровым номером N из Перечней на 2019-2021 г.г. министерством имущественных отношений было возвращено.
Из материалов дела и объяснений представителя административного истца следует, что в юридически значимые периоды ООО "Р." часть нежилого помещения была передана в аренду под размещение офисов по договорам:
- от 01.03.2018 с ООО "К." (18,2 кв. м), НП "Н." (11,8 кв. м), от 01.10.2018 с ООО "Н." (34,4 кв. м);
- от 01.02.2019 с НП "Н." (11,8 кв. м), ООО "К." (18,2 кв. м), от 09.09.2019 с ООО "Н." (34,4 кв. м);
- от 26.11.2019 с ООО "Т." (21,2 кв. м), от 09.12.2019 с ООО "В." (6,5 кв. м), ООО "С." (6,5 кв. м), ООО "М." (5,8 кв. м), ИП Ч. (5,8 кв. м), ООО "Мер." (5,85 кв. м), ИП А. (5,85 кв. м); от 01.01.2020 с НП "Н." (11,8 кв. м), ООО "К." (18,2 кв. м); от 01.08.2020 с ООО "Т." (12,4 кв. м), от 06.08.2020 с ООО "Н." (34,4 кв. м);
- от 01.12.2020 с ООО "К." (18,2 кв. м), от 01.06.2021 с ООО "Вол." (9,3 кв. м), от 01.07.2021 с ООО "Н." (34, 4 кв. м); от 01.11.2021 с ООО "В.-П." (21,2 кв. м), НП "Н." (11,8 кв. м), ООО "К." (18,2 кв. м), от 01.06.2022 с ООО "Н." (34, 4 кв. м), от 01.09.2022 с ООО "В." (6,5 кв. м), ООО "С." (6,5 кв. м), ООО "М." (5,8 кв. м), ИП Ч. (5,8 кв. м); ООО "Мер." (5,85 кв. м), ИП А. (5,85 кв. м), от 01.10.2022 с НП "Н." (11,8 кв. м), ООО "К." (18,2 кв. м).
Таким образом, исходя из сроков действия договоров аренды (11 месяцев), данных об их перезаключении и круга лиц, применительно к датам принятия оспариваемых Перечней, суд приходит к выводу, что в аренду под размещение офисов в соответствующие налоговые периоды были переданы помещения, площадью: 2019 год - 64,4 кв. м; 2020 год - 64,4 кв. м; 2021 год - 134,3 кв. м; 2022 год - 151,9 кв. м.
Соответственно, общая площадь переданных в аренду под размещение офисов помещений в каждом периоде составляет менее 20% от общей площади нежилого здания с кадастровым номером N (784,6 : 100 х 20 = 156,92 кв. м, от фактической площади здания 977,5 : 100 х 20 = 195,5 кв. м).
Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 19.02.2023, ООО "Р." имеет юридический адрес: <адрес>. Основным видом деятельности общества является "аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом" - код вида по ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2) - 68.2; дополнительным - строительство зданий (код вида 41) и др.
В связи с отсутствием актов осмотра спорного нежилого здания уполномоченным органом на момент утверждения оспариваемых Перечней, учитывая также, что деятельность суда в помещении с кадастровым номером N не может рассматриваться как коммерческая, офисная, суд, в данном случае, лишен возможности установить какие именно помещения, какой площадью использовались ООО "Р." в спорные периоды под офисы данной коммерческой организации.
По смыслу закона, основания для включения принадлежащего юридическому лицу объекта капитального строительства в Перечень в целях налогообложения из кадастровой стоимости, должны быть безусловными, бесспорными.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Поскольку доказательств, подтверждающих соответствие нежилого здания с кадастровым номером N требованиям статьи 378.2 НК РФ, административным ответчиком не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для включения этого здания в оспариваемые Перечни на 2019-2022 г.г.
При таких обстоятельствах суд полагает, что нормативные правовые акты в оспариваемой части не соответствуют закону, имеющему большую юридическую силу, что нарушает права и законные интересы административного истца, возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых нормативных правовых актов недействующими в части со дня их принятия.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административный иск общества с ограниченной ответственностью "Р." удовлетворить.
Признать недействующими со дня их принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608, в части включения в него под пунктом N 3024 нежилого здания с кадастровым номером N;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07 октября 2019 года N 2201, в части включения в него под пунктом N 3199 нежилого здания с кадастровым номером N;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014, в части включения в него под пунктом N 2865 нежилого здания с кадастровым номером N;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233 в части включения в приложение N 1 под пунктом N 2828 нежилого здания с кадастровым номером N.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании "Волжская коммуна" в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 28.04.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 20 апреля 2023 г. N 3а-646/2023
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании