Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение к приказу
Департамента труда и социальной
защиты населения города Москвы
от 1 марта 2023 г. N 130
Доклад
содержащий результаты обобщения правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания
Общие сведения
Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы (далее - Департамент) наделен полномочиями по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания (далее - региональный контроль) в соответствии с пунктом 12 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 442-ФЗ) и постановлением Правительства Москвы от 8 сентября 2015 г. N 566-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте труда и социальной защиты населения города Москвы".
Правительством Москвы принято постановление Правительства Москвы от 28 сентября 2021 г. N 1498-ПП "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания" (далее - Положение). Предметом регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, согласно Положению, является соблюдение поставщиками социальных услуг из числа негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания и индивидуальных предпринимателей, включенных в установленном порядке в Реестр поставщиков социальных услуг города Москвы (далее - контролируемые лица), осуществляющих социальное обслуживание, требований Федерального закона N 442-ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов города Москвы, регулирующих правоотношения в сфере социального обслуживания, исполнением решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий (далее - обязательные требования).
Перечень федеральных и региональных нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении контрольных (надзорных), профилактических мероприятий по региональному контролю утвержден приказом Департамента от 1 сентября 2021 г. N 905 "Об утверждении перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания".
Настоящий Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики при осуществлении регионального контроля (далее - доклад) сформирован по итогам проведенных контрольных (надзорных), профилактических мероприятий в 2022 году.
В качестве источника формирования доклада использовались результаты анализа выявленных и возможных причин возникновения наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований.
Сведения, содержащиеся в докладе, являются открытыми, общедоступными и размещаются на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы (www.mos.ru/dszn), официальном сайте Департамента (https://dszn.ru) в разделе "Региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания граждан".
Информация о характере и статистике проведенных контрольных (надзорных) мероприятий
В целях снижения административной нагрузки на хозяйствующие субъекты Правительством Российской Федерации принято постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", которым установлены ограничения на проведение в 2022 году контрольных (надзорных) мероприятий. В целях реализации указанного постановления принят приказ Департамента от 14 марта 2022 г. N 162 "Об отмене проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в 2022 году" в соответствии с которым проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении регионального контроля отменено. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, не проводились.
В 2022 году проведено 58 контрольных (надзорных) мероприятий, не требующих взаимодействия с контролируемыми лицами, выдано 38 предостережений о нарушении обязательных требований, из них:
- 47 наблюдений за соблюдением обязательных требований посредством проверки соответствия требованиям статьи 13 Федерального закона N 442-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 1239 "Об утверждении Правил размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 886н "Об утверждении Порядка размещения на официальном сайте поставщика социальных услуг в сети "Интернет" и обновления информации об этом поставщике" сведений и документов, размещенных контролируемыми лицами на официальном сайте организации.
По итогам мероприятий в адрес контролируемых лиц направлено 38 предостережений о нарушении обязательных требований;
- 11 выездных обследований, без взаимодействия с контролируемыми лицами, посредством проверки порядка предоставления социальных услуг получателям социальных услуг, а также соблюдения требований, связанных с созданием для инвалидов и иных маломобильных граждан условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
По итогам мероприятий в адрес контролируемых лиц направлено две рекомендации по соблюдению обязательных требований.
Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемыми лицами проводились на основании заданий, утвержденным приказом Департамента от 1 декабря 2021 г. N 1237 "Об утверждении заданий на выполнение мероприятий по контролю (надзору) без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, включенными в реестр поставщиков социальных услуг, при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания в 2022 году".
Показатели эффективности и результативности контрольной (надзорной) деятельности
Оценка результативности и эффективности контрольной (надзорной) деятельности в сфере социального обслуживания составлена на основании положений постановления Правительства Москвы от 26 декабря 2019 г. N 1849-ПП "О мерах по осуществлению контрольной (надзорной) деятельности в городе Москве"
Ключевые показатели | ||||
N |
Наименование показателя |
Целевое значение |
Фактическое значение 2022 г. |
|
1 |
Количество людей, не получивших социальные услуги в соответствии с обязательными требованиями федерального, регионального законодательства в сфере социального обслуживания |
3 |
1) Количество людей, не получивших социальные услуги в соответствии с обязательными требованиями федерального, регионального законодательства в сфере социального обслуживания. Целевое значение 0. Значение достигнутого показателя 3 балла. 2) Количество лиц с ограниченными возможностями здоровья, не получивших социальные услуги по причине отсутствия на объектах социальной инфраструктуры доступной среды для инвалидов. Целевое значение 0. Значение достигнутого показателя 3 балла. В 2022 г. приоритетным направлением деятельности являлось проведение различных видов профилактических мероприятий и мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами. Необходимо также учесть отсутствие в 2022 г. обоснованных жалоб от получателей социальных услуг, их законных представителей на качество оказанных социальных услуг и на отсутствие инфраструктуры доступности объектов, повлекших угрозу жизни и здоровью получателей социальных услуг. Снижение административной нагрузки на контролируемых лиц посредством исключения плановых мероприятий и переход на профилактические визиты, выездные обследования без взаимодействия с контролируемыми лицами свидетельствуют о достижении высокой степени оценки эффективности и результативности работы. |
|
2 |
Количество лиц с ограниченными возможностями здоровья, не получивших социальные услуги по причине отсутствия на объектах социальной инфраструктуры доступной среды для инвалидов |
3 |
||
Индикативные показатели | ||||
N |
Наименование показателя |
Фактическое значение показателя |
||
1 |
Количество плановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период |
0 |
||
2 |
Количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период |
0 |
||
3 |
Количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период на основании выявления соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров, за отчетный период |
0 |
||
4 |
Общее количество контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием, проведенных за отчетный период |
0 |
||
5 |
Количество контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием по каждому виду контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период |
0 |
||
6 |
Количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных с использованием средств дистанционного взаимодействия, за отчетный период |
47 |
||
7 |
Количество обязательных профилактических визитов, проведенных за отчетный период |
23 (всего проведено 29 профилактических визитов) |
||
8 |
Количество предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, объявленных за отчетный период |
45 |
||
9 |
Количество контрольных (надзорных) мероприятий, по результатам которых выявлены нарушения обязательных требований, за отчетный период |
40 |
||
10 |
Количество контрольных (надзорных) мероприятий, по итогам которых возбуждены дела об административных правонарушениях, за отчетный период |
0 |
||
11 |
Сумма административных штрафов, наложенных по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, за отчетный период |
0 |
||
12 |
Количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий за отчетный период |
1 |
||
13 |
Количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий, по которым органами прокуратуры отказано в согласовании, за отчетный период |
1 |
||
14 |
Общее количество учтенных объектов контроля на конец отчетного периода |
95 объектов (74 субъекта) |
||
15 |
Количество учтенных объектов контроля, отнесенных к категориям риска, по каждой из категорий риска, на конец отчетного периода (при наличии установленных положением о виде контроля категорий риска) |
объекты: 12 высокая; 62 средняя, 21 низкая (субъекты: 8 высокая, 49 средняя, 17 низкая) |
||
16 |
Количество учтенных контролируемых лиц на конец отчетного периода |
74 |
||
17 |
Количество учтенных контролируемых лиц, в отношении которых проведены контрольные (надзорные) мероприятия, за отчетный период. |
49 |
||
18 |
Общее количество жалоб, поданных контролируемыми лицами в досудебном порядке, за отчетный период |
0 |
||
19 |
Количество жалоб, в отношении которых контрольным (надзорным) органом был нарушен срок рассмотрения, за отчетный период |
0 |
||
20 |
Количество жалоб, поданных контролируемыми лицами в досудебном порядке, по итогам рассмотрения которых принято решение о полной либо частичной отмене решения контрольного (надзорного) органа либо о признании действий (бездействия) должностных лиц контрольных (надзорных) органов недействительными, за отчетный период. |
0 |
||
21 |
Количество исковых заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц контрольных (надзорных) органов, направленных контролируемыми лицами в судебном порядке, за отчетный период |
0 |
||
22 |
Количество исковых заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц контрольных (надзорных) органов, направленных контролируемыми лицами в судебном порядке, по которым принято решение об удовлетворении заявленных требований, за отчетный период |
0 |
||
23 |
Количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) и результаты которых были признаны недействительными и (или) отменены, за отчетный период |
0 |
Анализ практики составления протоколов об административных правонарушениях, практики рассмотрения дел об административных правонарушениях, в том числе в случае отказа в привлечении контролируемых лиц, их должностных лиц к административной ответственности
В случае выявления правонарушений при осуществлении регионального контроля должностные лица Департамента уполномочены составлять протоколы о привлечении к административной ответственности контролируемых лиц, в соответствии с частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частью 1 статьи 19.5, статьей 19.6, статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и направляют перечень требуемых документов на рассмотрение в суд для возбуждения дел об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 23.89 КоАП РФ уполномоченные должностные лица Департамента рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.13 КоАП РФ (в части уклонения от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социального обслуживания и предоставляемых услуг в сфере социального обслуживания).
В отчетном периоде 2022 года протоколы об административных правонарушениях в отношении контролируемых лиц не составлялись в связи с отсутствием оснований.
Анализ практики обжалования решений, действий (бездействия) контрольного (надзорного) органа и (или) его должностных лиц в досудебном (внесудебном) и судебном порядке
В отчетном периоде 2022 года случаи обжалования решений, действий (бездействия) Департамента и (или) его должностных лиц в досудебном (внесудебном) и судебном порядке отсутствовали.
Статистика и анализ исполнимости предписаний, выданных контролируемым лицам по результатам контрольных (надзорных) мероприятий
В 2022 году предписания не выдавались, т.к. плановые и внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводились.
Информация о проведенных профилактических мероприятиях в отношении контролируемых лиц
В соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ при осуществлении регионального контроля проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий (инспекционный визит, выездные и документарные проверки).
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере социального обслуживания на 2022 год, утверждена приказом Департамента от 20 декабря 2021 г. N 1327 "Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере социального обслуживания на 2022 год" (далее - Программа профилактики).
Программа профилактики представляет собой комплекс профилактических мероприятий, обеспечивающих эффективное решение проблем, препятствующих соблюдению контролируемыми лицами обязательных требований, и направленных на выявление и устранение конкретных причин и факторов несоблюдения обязательных требований, а также на создание и развитие системы профилактики.
Программа нацелена на решение следующих задач;
- формирование моделей социально ответственного, добросовестного, правового поведения контролируемых лиц;
- повышение прозрачности системы контрольной (надзорной) деятельности;
- выявление и устранение существующих и потенциальных условий, причин и факторов, способных привести к нарушению обязательных требований законодательства в сфере социального обслуживания;
- установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных контролируемых лиц и присвоенного им уровня риска, проведение профилактических мероприятий с учетом данных факторов;
- проведение регулярной ревизии обязательных требований и принятие мер
к обеспечению реального влияния на уровень качества предоставления социальных услуг комплекса обязательных требований, соблюдение которых составляет предмет регионального контроля;
- формирование единого понимания обязательных требований у всех участников контрольной (надзорной) деятельности;
- снижение издержек контрольной (надзорной) деятельности, административной нагрузки на контролируемых лиц, в том числе за счет снижения проведения выездных проверок.
Согласно Положению, проведение обязательных профилактических визитов осуществляется в отношении контролируемого лица, приступающего к деятельности по предоставлению социальных услуг не позднее чем в течение одного года с момента включения в Реестр поставщиков социальных услуг города Москвы, а также в отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска.
Программой профилактики был утвержден перечень из 37 контролируемых лиц в отношении которых в отчетном периоде планировалось осуществить профилактические визиты.
В отчетном периоде 2022 г. осуществлено 29 профилактических визитов, из них 7 контролируемых лиц отнесены к высокой категории риска, 16 к средней категории риска, 6 к низкой категории риска. Принимая во внимание, что ранее профилактические визиты Департаментом не проводились и ряд контролируемых лиц впервые были посещены должностными лицами по фактическому месту осуществления деятельности из 29 профилактических визитов - 23 профилактических визита отнесены к обязательным.
В отношении 8 контролируемых лиц профилактические визиты не проводились по следующим причинам: 4 организации приняли решение выйти из Реестра поставщиков социальных услуг города Москвы, 2 организации отказались от проведения профилактического визита, 2 организации по данным Федеральной налоговой службы прекратили деятельность.
По результатам профилактических визитов выдано 7 предостережений о нарушении обязательных требований, 1 контролируемым лицо направлено возражение на предостережение, на которое Департаментом в установленный законом срок направлен ответ с информированием об итогах рассмотрения возражения.
В ходе каждого профилактического визита контролируемым лицами предоставлялись консультирование по следующим вопросам:
- но соблюдению обязательных требований в сфере социального обслуживания, в т.ч. по порядку предоставления социальных услуг, по оказанию социальных услуг в соответствии со стандартами социальных услуг;
- по соблюдению обязательных требований, связанных с созданием для инвалидов и иных маломобильных граждан условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры;
- о порядке осуществления должностными лицами Департамента регионального контроля;
- о порядке обжалования решений Департамента, а также действия/бездействия должностных лиц.
В целях информирования контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований, установленных действующим законодательством, на регулярной основе размещаются и поддерживаются в актуальном состоянии нормативные правовые акты на официальном сайте Мара и Правительства Москвы (www.mos.ru/dszn), официальном сайте Департамента (https://dszn.ru) в разделе "Региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания граждан".
Перечень типовых нарушений обязательных требований, совершенных в период, за который составлен доклад
В ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований установлено, что контролируемые лица на своих официальных сайтах не обеспечили открытость и доступность следующей информации:
- о структуре и органах управления организации, об учредителе (учредителях);
- о персональном составе работников (с указанием с их согласия уровня образования, квалификации и опыта работы);
- о материально-техническом обеспечении предоставления социальных услуг;
- о порядке и условиях предоставления социальных услуг бесплатно и за плату по видам социальных услуг и формам социального обслуживания с приложением образцов договоров о предоставлении социальных услуг бесплатно и за плату (отсутствие образцов договоров);
- о тарифах на социальные услуги по видам социальных услуг и формам социального обслуживания;
- об объеме предоставляемых социальных услуг за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и объеме предоставляемых социальных услуг за счет средств физических и (или) юридических лиц;
- о финансово-хозяйственной деятельности (с приложением электронного образа плана финансово-хозяйственной деятельности).
В ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия в виде выездного обследования и профилактических визитов выявлено не соблюдение обязательных требований, связанных с созданием для инвалидов и иных маломобильных граждан условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а именно:
- отсутствие паспорта доступности для инвалидов общественного здания (помещений), который необходимо составлять совместно с представителями общественного объединения инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории где расположен объект контроля;
- помещения не оборудованы носителями информации, необходимыми для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объекту и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе элементами в контрастном исполнении, не обеспечено дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Также определены основные нарушения обязательных требований, предъявляемых к контролируемым лицам, осуществляющим социальное обслуживание в стационарной форме для лиц старше 18 лет:
- для хранения технических средств реабилитации не предусмотрены отдельные помещения; отсутствие приемно-карантинного отделения для получателей социальных услуг;
- не соблюдаются нормативы обеспечения площадью жилых помещений;
- отсутствие надлежащего ухода;
- жилые комнаты частично оборудованы, столами, стульями, шкафами для хранения домашней одежды, белья, обуви;
- количество отделений в шкафах меньше количества спальных мест в некоторых комнатах проживающих.
В адрес контролируемых лиц письмом Департамента от 6 февраля 2023 г. N 01-22-42098/22 направлена информация о наиболее частых случаях нарушений обязательных требований, даны соответствующие разъяснения по их предупреждению.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы от 1 марта 2023 г. N 130 "Об утверждении доклада, содержащего... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.