г. Краснодар |
|
14 марта 2017 г. |
Дело N А32-24549/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 марта 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Афониной Е.И. и Рассказова О.Л., в отсутствие в судебном заседании заявителя - государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 2308007718, ОГРН 1022301212878), заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510), третьего лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.09.2016 (судья Пристяжнюк А.Г.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2016 (судьи Сурмалян Г.А., Соловьева М.В., Филимонова С.С.) по делу N А32-24549/2016, установил следующее.
Государственное учреждение - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением, в котором просило суд:
- признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) в государственной регистрации права оперативного управления (письмо от 14.06.2016);
- признать право оперативного управления на нежилое здание площадью 1747,5 кв. м с кадастровым номером 23:43:0306010:308 за учреждением;
- обязать управление зарегистрировать право оперативного управления на нежилое здание площадью 1747,5 кв. м с кадастровым номером 23:43:0306010:308 за учреждением.
Определением суда от 18.07.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - теруправление).
Решением суда от 28.09.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 12.12.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе теруправление просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Заявитель указывает, что издание распорядительного акта о закреплении имущества на праве оперативного управления за учреждением не требуется, поскольку у учреждения имеется договор долевого участия от 21.01.2000. Учреждение представило управлению весь необходимый пакет документов для регистрации права оперативного управления.
В отзыве на кассационную жалобу управление считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, а доводы жалобы - несостоятельными.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить по следующим основаниям.
Из материалов дела следует и судами установлено, что решением суда от 29.12.2011 по делу N А32-6161/2011 признано право собственности Российской Федерации на здание (литеры А, под/А и над/А) общей площадью 1747,5 кв. м, а именно: литера А площадью 1060,9 кв. м, литера под/А площадью 315 кв. м, литера над/А площадью 371,6 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 82.
Решение суда не обжаловано и вступило в законную силу.
Учреждение указывает, что оно на основании договора долевого участия от 21.01.2000, соглашения о прекращении договора долевого участия от 24.08.2000 и акта распределения долей незавершенного строительством комплекса от 10.10.2000 владеет на праве оперативного управления незавершенным строительством зданием, расположенным по адресу: г. Краснодар, ул. Ставропольская, 82.
Учреждение на основании доверенности теруправления зарегистрировало право собственности Российской Федерации на нежилое здание площадью застройки 1747,5 кв. м, расположенное по адресу: г. Краснодар, ул. Ставропольская, 82 (свидетельство от 08.05.2015 серии 23-АН N 677009).
06 мая 2016 года учреждение обратилось в управление для регистрации права оперативного управления и выдаче свидетельства.
13 мая 2016 года на основании статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация приостановлена на срок до 13.06.2016 в связи с отсутствием полного перечня необходимых документов, предусмотренных статьей 17 указанного Закона.
Поскольку учреждение в полном объеме не устранило выявленные нарушения, управление 14.06.2016 сообщило об отказе в государственной регистрации права.
В сообщении об отказе управление указало на то, что не представлены документы, предусмотренные статьей 17 Закона N 122-ФЗ, а именно: договоры, свидетельства, акты, а также иные документы, подтверждающие наличие, возникновение, переход прав. Управление также приняло во внимание, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) содержится информация о том, что право собственности на спорное строение зарегистрировано за Российской Федерацией.
Учреждение не согласилось с указанным отказом, полагая, что право оперативного управления возникло у него на основании договора долевого участия и существует одновременно с правом собственности Российской Федерации на данный объект согласно пункту 1.5 Положения о государственном учреждении - Краснодарском региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения учреждения в арбитражный суд с заявленными требованиями.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременно наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Из пункта 5 статьи 2 названного Закона следует, что отказ в государственной регистрации права может быть обжалован заинтересованным лицом в арбитражный суд.
По смыслу статьи 13 и пункта 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ орган, осуществляющий государственную регистрацию прав собственности, проводит правовую экспертизу документов, а к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В силу статьи 17 Закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав, в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства или не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации для государственной регистрации прав, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абзацы 4 и 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ).
Пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежит, в частности, право оперативного управления.
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что 21.01.2000 ООО "Карамболь", администрация Краснодарского края и учреждение заключили договор долевого участия в строительстве комплекса незавершенных административных зданий по ул. Ставропольской в г. Краснодаре (квартал 513) общей площадью 3626 кв. м.
24 августа 2000 года ООО "Карамболь" и учреждение подписали соглашение о прекращении договора долевого участия.
Согласно акту распределения долей от 10.10.2000 ООО "Карамболь" и ООО "БАК" передают, а учреждение принимает незавершенный строительством комплекс административных зданий по адресу: г. Краснодар, ул. Ставропольская, 82 и 84, корпус 1 общей площадью 2654,85 кв. м, а именно: отдельно стоящее трехэтажное здание общей площадью 1643,8 кв. м; пристроенное к жилому четырнадцатиэтажному дому двухэтажное здание общей площадью 720,75 кв. м; встроенные помещения первого этажа четырнадцатиэтажного жилого дома площадью 290,3 кв. м.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.12.2011 по делу N А32-6161/2011 признано право собственности Российской Федерации на самовольный объект строительства - здание (литеры А, под/А и над/А) площадью 1747,5 кв. м, а именно: литера А площадью 1060,9 кв. м, литера под/А площадью 315 кв. м, литера над/А площадью 371,6 кв. м, расположенное по адресу: г. Краснодар, ул. Ставропольская, 82.
Указанное решение суда послужило основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный объект, что подтверждается свидетельством от 08.05.2015.
Статьей 216 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что право оперативного управления имуществом является вещным правом наряду с правом собственности.
Согласно пункту 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
Документы на регистрацию права на имущество, которое передано в оперативное управление собственником, может подать как представитель собственника, так и представитель учреждения или казенного предприятия. Если объект недвижимости построило само учреждение или казенное предприятие, подавать документы может только его представитель.
Суды указали, что в связи с тем, что право собственности на спорное здание зарегистрировано за Российской Федерации, учреждению вместе с заявлением необходимо было представить в управление также соответствующий распорядительный акт собственника, в котором выражена воля на закрепление объекта на праве оперативного управления за заявителем, и соответствующий передаточный акт.
Однако суды не учли следующее.
Решением суда от 29.12.2011 по делу N А32-6161/2011 за Российской Федерацией признано право собственности на спорное здание.
При этом право собственности Российской Федерации на спорное здание возникло в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с пунктом 1.5 Положения об учреждении, учреждение является государственным учреждением; денежные средства и имущество, находящееся в оперативном управлении учреждения, являются федеральной собственностью. Следовательно, собственником имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения, является Российская Федерация в лице теруправления.
Спорный объект расположен на земельном участке, предоставленном учреждению главой администрации муниципального образования город Краснодар в установленном законом порядке в постоянное (бессрочное) пользование.
При таких обстоятельствах, приняв во внимание то, что спорный объект приобретен учреждением в результате финансовых вложений во исполнение условий договора долевого участия в строительстве, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для признания права собственности на спорный объект за Российской Федерацией.
Таким образом, право оперативного управления возникло у учреждения в силу статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела суды не приняли во внимание указанные обстоятельства.
Таким образом, судебные акты не основаны на материалах дела и приняты по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения спора. Согласно положениям части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены или были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций.
При новом рассмотрении суду необходимо учесть изложенное, установить и исследовать все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие значение для правильного разрешения спора, дать оценку всем доводам участвующих в деле лиц, после чего разрешить спор в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.09.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2016 по делу N A32-24549/2016 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Аваряскин |
Судьи |
Е.И. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
...
Спорный объект расположен на земельном участке, предоставленном учреждению главой администрации муниципального образования город Краснодар в установленном законом порядке в постоянное (бессрочное) пользование.
При таких обстоятельствах, приняв во внимание то, что спорный объект приобретен учреждением в результате финансовых вложений во исполнение условий договора долевого участия в строительстве, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для признания права собственности на спорный объект за Российской Федерацией.
Таким образом, право оперативного управления возникло у учреждения в силу статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 марта 2017 г. N Ф08-461/17 по делу N А32-24549/2016