г. Краснодар |
|
16 марта 2017 г. |
Дело N А63-15441/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 марта 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черновым А.В., при участии в судебном заседании, проводимом посредством видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ставропольского края (судья Рева И.В., секретарь судебного заседания Коваленко Е.И.) от заявителя - Фонда безопасности дорожного движения и реабилитации пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях на дорогах Ставропольского края "Ставропольдорбезопасность" (ИНН 2635048496, ОГРН 1022601941911) - Есипова Р.А. (доверенность от 06.04.2016), от заинтересованных лиц - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ставропольскому краю - Троцкой Е.И. (доверенность от 29.12.2016), Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю - Троцкой Е.И. (доверенность от 18.01.2017), рассмотрев кассационную жалобу Фонда безопасности дорожного движения и реабилитации пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях на дорогах Ставропольского края "Ставропольдорбезопасность" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.09.2016 (судья Аксенов В.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2016 (судьи Цигельников И.А., Афанасьева Л.В., Семенов М.У.) по делу N А63-15441/2015, установил следующее.
Фонд безопасности дорожного движения и реабилитации пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях на дорогах Ставропольского края "Ставропольдорбезопасность" (далее - фонд, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к МИФНС России N 4 по Ставропольскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 14.09.2015 N 10249 о привлечении к налоговой ответственности; обязании произвести перерасчет по земельному налогу на земельный участок с кадастровым номером 26:06:122317:21 за налоговый период 2014 год, исходя из налоговой базы в размере 4 574 тыс. рублей (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 16.09.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.11.2016, суд, в связи с частичным отказом налогоплательщика от требований, прекратил производство по делу в части признания недействительным решения УФНС России по Ставропольскому краю от 13.11.2015 N 06-45/019038 и отказал фонду в удовлетворении остальной части заявленных требований.
Судебные акты мотивированы тем, что для целей налогообложения новая кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 4 574 тыс. рублей, установленная решением Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-9856/2013, подлежит применению не ранее даты внесения сведений о ней в государственный кадастр недвижимости, то есть с 2015 года, в связи с чем, основания для признания недействительным оспариваемого решения инспекции отсутствуют.
В кассационной жалобе фонд просит отменить указанные судебные акты в части отказа в удовлетворении требования, принять новое решение об удовлетворении заявленного требования. Податель кассационной жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы материального права, а выводы судов не соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Налогоплательщик полагает, что кадастровая стоимость спорного земельного участка, установленная решением суда от 15.04.2015 по делу N А63-9856/2013, учитывая дату обращения фонда в суд с соответствующим заявлением (16.09.2013) и положения статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) подлежит применению начиная с 01.01.2013, что, в свою очередь, является основанием для пересчета земельного налога за 2014 год.
В отзывах на кассационную жалобу УФНС России по Ставропольскому краю и инспекция просят оставить судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, фонд обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:06:122317:21 в размере его рыночной стоимости. Заявитель являлся арендатором указанного земельного участка с кадастровым номером 26:06:122317:21 на момент обращения в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его действительной рыночной стоимости. Спорный земельный участок фонд приобрел в собственность по договору купли-продажи от 25.07.2014 N 82, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09.09.2014. Ранее фонд являлся арендатором названного земельного участка (постановление администрации города Изобильный Ставропольского края от 17.10.2012 N 1588, договор аренды от 17.10.2012 N 317).
Согласно результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 01.01.2012 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:06:122317:21 составила 12 183 025 рублей 38 копеек.
Решением от 15.04.2015 по делу N А63-9856/2013 Арбитражный суд Ставропольского края установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:06:122317:21 (площадь 14 998 кв. м, земли населенных пунктов, разрешенное использование под производственной базой) по состоянию на 01.01.2012 в размере его рыночной стоимости - 4 574 тыс. рублей. Согласно названному решению суда, в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:06:122317:21 фонд обратился 16.09.2013.
Во исполнение решения суда по делу N А63-9856/2013, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю" 02.06.2015 внесло в государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:06:122317:21 равной 4 574 тыс. рублей, что подтверждается справкой о кадастровой стоимости земельного участка от 06.07.2015.
07 апреля 2015 года налогоплательщик представил в инспекцию первичную налоговую декларацию по земельному налогу за 2014 год на земельный участок с кадастровым номером 26:06:122317:21.
Инспекция, при проведении камеральной налоговой проверки поданной фондом первичной налоговой декларации по земельному налогу установила, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:06:122317:21 по состоянию на 01.01.2014, в соответствии с представленными сведениями из Росреестра, составляет 12 183 025 рублей. Данная кадастровая стоимость утверждена в результате государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Ставропольском крае по состоянию на 01.01.2012 приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25.12.2012 N 203 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае". Установление инспекцией на 01.01.2014 кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 12 183 025 рублей, послужило основанием для начисления инспекцией фонду земельного налога, соответствующих сумм пеней и штрафа.
Решением от 13.11.2015 N 06-45/019038 УФНС России по Ставропольскому краю оставило апелляционную жалобу фонда без удовлетворения.
Не согласившись с решением инспекции, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных налогоплательщиком требований. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
На основании пункта 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 Кодекса).
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) регламентировано, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункты 1 и 5).
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, определены Законом N 135-ФЗ.
Статьей 24.19 Закона N 135-ФЗ предусмотрено право юридических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости земельного участка в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую определена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 3 Закона N 135-ФЗ для целей применения указанного акта под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В соответствии с положениями статей 24.18 и 24.20 Закона N 135-ФЗ установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой оценки. Сведения об изменении кадастровой оценки на основании решения суда подлежат внесению в государственный реестр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ).
Пунктом 3 статьи 1 Закона N 221-ФЗ определено, что государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Законом N 221-ФЗ сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии со статьей 24.20 Закона N 135-ФЗ в течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости, орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренный статьей 24.20 Закона N 135-ФЗ. В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, определенном статьей 24.18 Закона N 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Положения статьи 24.20 Закона N 135-ФЗ подлежат применению лишь к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (пункт 8 статьи 3 Закона N 225-ФЗ), то есть с 22.07.2014 (определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.09.2015 N 302-КГ15-11090).
Согласно пункту 1 статьи 390 Кодекса, налоговой базой по земельному налогу является кадастровая стоимость земельного участка, признаваемая объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 391 Кодекса предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон N 284-ФЗ) статья 391 Кодекса дополнена абзацами следующего содержания: "Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка. В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания".
Согласно статье 5 Закона N 284-ФЗ изменения, внесенные в статью 391 Кодекса, действуют с 2015 года.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 28 постановления от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснил, что установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Кодекса, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Для иных, предусмотренных законодательством целей, например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 01 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзацы третий и пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Поскольку кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:06:122317:21 площадью 14 998 кв. м, земли населенных пунктов, разрешенное использование под производственной базой решением суда от 15.04.2015 по делу N А63-9856/2013 установлена в размере его рыночной стоимости, - 4 574 тыс. рублей; сведения о новой кадастровой стоимости на данный земельный участок внесены ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю 02.06.2015, что подтверждается представленной заявителем кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 06.07.2015, новая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:06:122317:21 в размере 4 574 тыс. рублей не могла быть применена для целей налогообложения за 2014 год.
Поскольку на 01.01.2014 кадастровая стоимость спорного земельного участка утверждена в результате государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае по состоянию на 01.01.2012 приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25.12.2012 N 203 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае" в размере 12 183 025 рублей, вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных фондом требований является правильным.
Доводы налогоплательщика были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
С учетом изложенного основания для удовлетворения кассационной жалобы фонда отсутствуют.
Нормы права применены судебными инстанциями правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.09.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2016 по делу N А63-15441/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 28 постановления от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснил, что установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Кодекса, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Для иных, предусмотренных законодательством целей, например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 01 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзацы третий и пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 марта 2017 г. N Ф08-861/17 по делу N А63-15441/2015