г. Краснодар |
|
20 марта 2017 г. |
Дело N А61-3893/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2017 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Северная - Осетия Алания (судья Родионова Г.С.), от заинтересованного лица - акционерного общества "Аланияэлектросеть" (ИНН 1513050015, ОГРН 1141513004093) - Бекузарова З.Х. (доверенность от 19.12.2016), в отсутствие в судебном заседании надлежаще извещенного о времени и месте его проведения заявителя - Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия - Алания (ИНН 1502008943, ОГРН 1021500576426), рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Аланияэлектросеть" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 23.05.2016 (судья Дзугкоева Э.Ю.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2016 (судьи Казакова Г.В., Егорченко И.Н., Сулейманов З.М.) по делу N А61-3893/2015, установил следующее.
Министерство государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия - Алания (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с заявлением к акционерному обществу "Аланияэлектросеть" (далее - общество) о взыскании в доход бюджета Республики Северная Осетия - Алания части прибыли государственного унитарного предприятия "Аланияэлектросеть" за 2013 год в сумме 27 595 тыс. рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 23.05.2016, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2016, заявленные министерством требования удовлетворены: с общества взыскано в доход бюджета 27 595 тыс. рублей задолженности и 160 975 рублей государственной пошлины. Судебные акты мотивированы неисполнением обществом, являющимся правопреемником государственного унитарного предприятия "Аланияэлетросеть", обязанности по уплате собственнику предприятия части прибыли после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, направить дело на новое рассмотрение. Как указывает общество, 25.04.2016 в налоговый орган обществом представлена корректирующая бухгалтерская отчетность со сведениями за 2013 год, где сумма прибыли уменьшена. Поэтому сумму, подлежащую перечислению в бюджет РСО-Алания, следовало исчислять исходя из корректирующей бухгалтерской отчетности.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, государственное унитарное предприятие "Аланияэлектросеть" создано на основании постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 22.07.2011 N 201, за которым на праве хозяйственного ведения закреплено имущество, являющееся собственностью Республики Северная Осетия-Алания. Учредителем предприятия является Республика Северная Осетия-Алания в лице Министерства топлива, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, а права собственника в отношении имущества предприятия осуществляет Министерство государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания.
Государственное унитарное предприятие "Аланияэлектросеть" преобразовано путем реорганизации в общество, которое зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 20.02.2015 за основным государственным регистрационным номером 1141513004093 с указанием о том, что общество является правопреемником Государственного унитарного предприятия "Аланияэлектросеть".
По данным финансовой деятельности и бухгалтерских отчетов о прибылях и убытках государственным унитарным предприятием "Аланияэлектросеть" в 2013 году получена чистая прибыль в сумме 55 190 тыс. рублей.
В связи с невнесением государственным унитарным предприятием "Аланияэлектросеть" в республиканский бюджет суммы в размере 50 % прибыли, получаемой от использования имущества и образовавшейся задолженности, министерство обратилось в суд с иском к обществу, как к правопреемнику государственного унитарного предприятия "Аланияэлектросеть".
Согласно части 1 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
Пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" установлено, что государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса Российской Федерации прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с главой 25 данного Кодекса.
В силу статьи 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации к числу доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относится часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
При этом статьей 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии со статьями 41 - 46 Кодекса.
Пунктами 1 и 2 постановления Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 26.06.2009 N 188 "О мерах по повышению эффективности использования государственного имущества" возложена на государственные унитарные предприятия, пользующиеся государственным имуществом Республики Северная Осетия-Алания на праве хозяйственного ведения, обязанность по перечислению 50% получаемой прибыли в республиканский бюджет. Перечисление в республиканский бюджет части прибыли осуществляется предприятием ежегодно в срок до 15 мая.
Согласно пункту 5 постановления Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 26.06.2009 N 188 "О мерах по повышению эффективности использования государственного имущества" контроль за исполнением настоящего постановления возложен на Министерство имущественных отношений Республики Северная Осетия - Алания.
Как следует из материалов дела и установлено судами, чистая прибыль государственного унитарного предприятия "Аланияэлектросеть" согласно сведениям, отраженным в бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2013 год, составила 55 190 тыс. рублей.
Следовательно, государственное унитарное предприятие "Аланияэлектросеть" обязано было перечислить до 15.05.2014 в бюджет республики 50 % от полученной в 2013 году прибыли, что составило 27 595 тыс. рублей.
Поскольку, как указывает суд, государственное унитарное предприятие "Аланияэлектросеть" обязательства по перечислению в республиканский бюджет части прибыли за 2013 год, оставшейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, надлежащим образом не исполнило, денежные средства до 15.05.2014 в республиканский бюджет не перечислило, министерство имеет право предъявления требований к обществу, как правопреемнику государственного унитарного предприятия "Аланияэлектросеть", не выполнившему обязанности по перечислению в доход собственника имущества части полученной им прибыли за 2013 год, о взыскании 27 595 тыс. рублей.
Судами обоснованно не принят во внимание довод общества об отсутствии у государственного унитарного предприятия "Аланияэлектросеть" прибыли в 2013 году в сумме 55 190 тыс. рублей со ссылкой на представленный суду исправленный бухгалтерский баланс за 2013 год с отметкой налогового органа о его принятии, где чистая прибыль предприятия составляет 26 811 тыс. рублей, а поэтому должна быть уменьшена сумма отчислений собственнику предприятия в соответствии с корректировочным балансом.
Как указали суды, направление 25.04.2016 бухгалтерской отчетности в инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Владикавказу не является основанием для уменьшения отчислений собственнику имущества. При этом судам не представлены доказательства корректировки бухгалтерской отчетности, иные документы, подтверждающие обоснованность изменений данных о чистой прибыли.
В соответствии с пунктом 39 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, изменения в бухгалтерской отчетности, относящиеся как к отчетному году, так и к предшествовавшим периодам (после ее утверждения), производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных.
Суд апелляционной инстанции также отметил, что общество стало возражать против получения прибыли в 2013 году в сумме 55 190 тыс. рублей только после предъявления к нему иска о взыскании части прибыли в республиканский бюджет и предпринимать действия по уменьшению размера прибыли путем корректировки расчетов.
Исходя из изложенного, требования министерства являются законными и обоснованными.
Довод общества о том, что при направлении дела на новое рассмотрение оно может представить необходимые доказательства, отклоняется судом кассационной инстанции. Компетенция суда кассационной инстанции определена статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым суд кассационной инстанции проверяет правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов о применении норм права установленным обстоятельствам и доказательствам, имеющимся в деле.
Таким образом, направление дела на новое рассмотрение с целью повторного предоставления ответчику процессуального права, которым он не воспользовался без уважительных причин при наличии у него соответствующей возможности, противоречит принципу правовой определенности и положениям части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в силу которых лицо, участвующее в деле несет риск наступления неблагоприятных последствий совершения или несовершения этим лицом процессуальных действий.
Доводы кассационной жалобы общества не основаны на нормах права, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену обжалованных судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 23.05.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2016 по делу N А61-3893/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Дорогина |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса Российской Федерации прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с главой 25 данного Кодекса.
В силу статьи 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации к числу доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относится часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
При этом статьей 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии со статьями 41 - 46 Кодекса.
...
В соответствии с пунктом 39 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, изменения в бухгалтерской отчетности, относящиеся как к отчетному году, так и к предшествовавшим периодам (после ее утверждения), производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 марта 2017 г. N Ф08-11/17 по делу N А61-3893/2015