Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3. Организация контроля подготовки спортивного резерва
Управление спортивной подготовкой спортивного резерва позволяет решать актуальные задачи повышения спортивного мастерства в различных видах спорта на основе использования современной практики осуществления контроля учебно-тренировочного процесса и подготовки к соревнованиям.
Высокая конкурентоспособность на международной арене актуализирует запрос базовых технологических решений в подготовке спортсменов и своевременном контроле динамики их общей, специальной и технической подготовленности.
Решение вопроса обеспечения своевременного контроля учебно-тренировочного процесса возможно с помощью учета выполняемых нагрузок в соответствии с планами спортивной подготовки и мониторирования показателей различных сторон подготовленности спортсменов различных видов спорта.
Анализ литературных источников [8, 9] позволил оценить комплексное влияние тренировочных воздействий на величину получаемого эффекта. Повседневная тренировка с адекватной тренировочной нагрузкой вызывает адаптивные реакции функциональных систем организма, что приводит к увеличению работоспособности и экономичности затрачиваемых ресурсов, что в условиях соревновательной деятельности позволяет равнозначно конкурировать с соперниками.
Увеличение работоспособности наблюдается в условиях рациональной тренировки, в процессе которой соблюдается принцип работы и отдыха, при которой каждая последующая нагрузка выполняется в фазе увеличенной работоспособности, достигнутой после предыдущей. В случае накопленного утомления отмечается отрицательное влияние тренировочного воздействия. Для эффективного планирования учебно-тренировочного процесса необходимо понимать, что из себя представляет нагрузка.
Нагрузка оказывает влияние на организм спортсмена, вызывающее активную реакцию его функциональных систем. Определение величины нагрузки связано с объемом и интенсивностью совершаемой работы.
По своему характеру нагрузки подразделяются на тренировочные и соревновательные, а по величине - на малые, средние, значительные (околопредельные) и большие (предельные). Выбор той или иной нагрузки должен быть обоснован прежде всего с позиции ее эффективности.
Учитывая влияние тренировочной нагрузки на организм спортсмена, необходимо определить, что относится к ее показателям:
- величина совершаемой работы: продолжительность работы, количество выполняемых действий, преодолеваемое расстояние, скорость движений;
- величина функциональных сдвигов в организме: частота сердечных сокращений, артериальное давление, объем легочной вентиляции;
- физиологические изменения: рост, увеличение мышечной массы, развитие физических качеств, двигательных навыков.
В этой связи необходим объективный подход к обеспечению контроля тренировочных нагрузок в условиях дополнительной образовательной программы спортивной подготовки по виду спорта.
Важное значение в спортивной подготовке отводится выбору контрольных испытаний и нормативов по виду спорта, которые обеспечивают адекватную оценку показателей в соответствии с запросами спортивной дисциплины, возрастного аспекта и квалификации.
Авторские разработки [8, 9, 17, 22] раскрывают суть понятия тренированности, которое представляет собой уровень адаптационных перестроек под воздействием тренировочных нагрузок. Оценка тренированности в спортивной практике имеет педагогические, биологические и медицинские аспекты.
Функциональные изменения, происходящие в организме спортсмена, оцениваются как способность к адаптации организма к выполняемым нагрузкам в соответствии с изменениями общего уровня тренированности, что подтверждается более стабильными результатами спортсменов в течение спортивного сезона относительно изменений функционального состояния.
Объективным показателем тренированности является спортивный результат, однако необходимо учитывать его комплексный характер, который зависит от ряда взаимосвязанных факторов (самочувствие, уровень подготовленности, условия соревнований, соотношение сил соперников, уровень психоэмоционального состояния и др.), что обуславливает необходимость определения всесторонних компонентов тренированности.
Контроль компонентов тренированности предусматривает:
- систематический учет исследуемых показателей;
- контроль показателей до и после физической нагрузки;
- учет динамики исследуемых показателей;
- индивидуальный анализ полученного результата.
Систематический учет исследуемых показателей дает объективную информацию о физической подготовленности спортсменов, изменяющихся условиях тренировочных воздействий, оценке их положительных и отрицательных воздействий.
Контроль показателей до и после физической нагрузки позволяет получить срочную информацию о степени утомления спортсмена в условиях тренировки. Учет динамики исследуемых показателей позволяет оценить степень воздействия выполняемых нагрузок в течение определенного периода, например, в процессе подготовительной, предсоревновательной, или соревновательной подготовки.
Индивидуализация полученной оценки позволяет оценить сильные и слабые звенья тренированности спортсмена.
Различают три этапа развития тренированности:
- нарастание тренированности;
- "спортивная форма";
- снижение тренированности.
Каждый этап соответствует педагогическим периодам тренировки:
- подготовительный;
- соревновательный;
- восстановительный.
Как правило, подготовительный период направлен на нарастание тренированности, в процессе которой отмечается высокая адаптация к выполняемым нагрузкам, максимальный пик которой совпадает с высоким уровнем "спортивной формы" в предсоревновательном этапе подготовки, что необходимо для успешной соревновательной борьбы. Влияние соревновательного периода вызывает естественное снижение тренированности, вызванное утомлением. Продолжительность каждого этапа может быть различна и зависит от состояния здоровья, исходного уровня физической подготовленности и ее динамики.
Физические нагрузки в отношении лиц, проходящих спортивную подготовку, назначаются тренером с учетом возраста, пола и состояния здоровья, не только в соответствии с нормативными требованиями, предусмотренными федеральными стандартами спортивной подготовки по виду спорта, но и дополнительными требованиями, связанными с оценкой физической подготовленности.
Информативность изучаемых показателей может быть рассмотрена в рамках сравнительного анализа выраженности их изменений в процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности. На основании сравнительного анализа изучаемых показателей необходимо выявлять наиболее информативные, характеризующие изменчивость (снижение, увеличение) и их вариативность в рамках указанных изучаемых значений. Изучение информативности показателей резервного состава спортсменов расширяет границы использования учебно-тренировочных средств и позволяет целенаправленно создавать предпосылки для достижения высокого спортивного результата.
Изучение учебно-тренировочных эффектов позволяет выделить основные части контроля подготовленности спортсменов - врачебный контроль, педагогический контроль, психологический контроль, самоконтроль (табл. 1).
Таблица 1. Основные части контроля в системе подготовки спортсменов
Основные части контроля
| |||
Медицинский контроль |
Педагогический контроль |
Психологический контроль |
Самоконтроль |
Этапный контроль | |||
Текущий контроль | |||
Оперативный контроль | |||
Оценка соревновательной деятельности |
Каждый вид контроля характеризует перманентное состояние спортсменов, оцениваемых с точки зрения формы его организации - этапного комплексного контроля, текущего контроля спортсменов, оценки соревновательной деятельности.
Особое значение приобретает самоконтроль спортсменов, способствующий самооценке подготовленности и субъективного состояния в процессе спортивной подготовки.
Медицинское обеспечение обучающихся, в том числе организация систематического медицинского контроля предусмотрено в процессе освоения дополнительных образовательных программ спортивной подготовки.
В процессе педагогического контроля может быть дана оценка уровня физической подготовленности спортсменов, технико-тактического мастерства, оценка развития физических качеств и двигательных навыков. В процессе педагогического контроля может быть произведена оценка тренировочных нагрузок, величина выполняемого объема и интенсивности, объективная оценка переносимости нагрузки, контроля восстановительных мероприятий.
Педагогический контроль может быть отнесен к основной форме контроля учебно-тренировочного процесса и педагогической оценки физической подготовленности спортсмена. В процессе педагогического контроля может быть проведена оценка эффективности учебно-тренировочного занятия, переносимости тренировочных нагрузок, определения и коррекции средств и методов спортивной подготовки в годичном цикле и на этапах многолетнего процесса.
К основным задачам педагогического контроля можно отнести учет тренировочных и соревновательных нагрузок, оценку эффективности применяемых средств и методов тренировки, установку контрольных нормативов, оценку различных сторон подготовленности спортсмена, контроль динамики спортивных результатов и прогноз достижений спортсмена.
К основным методам педагогического контроля можно отнести педагогические наблюдения, контрольно-педагогические испытания (тесты), контрольные тренировки, характеризующие различные стороны подготовленности спортсменов - уровень технической подготовленности, уровень общей и специальной подготовленности, способность к переносимости тренировочных нагрузок, скорость восстановления работоспособности спортсмена.
Педагогические наблюдения охватывают ряд параметров, определяющих режим выполняемой нагрузки, к которому относятся объемные требования и интенсивность выполняемой работы. Интегральным показателем интенсивности выполняемых нагрузок является реакция организма на выполняемую нагрузку, которая в системе соревновательных упражнений значительно увеличивается. Планирование тренировочных нагрузок, моделирующих соревновательную деятельность, должно быть основано на содержательной части основного соревновательного упражнения с учетом конкретных количественных данных, характеризующих уровень соревновательной нагрузки, временного лимита выполняемых упражнений с учетом моторной плотности.
Основу психологического контроля составляет постоянное сопровождение спортивно-психологической практики в системе соревновательной подготовки спортсменов.
К основному перечню психологического обеспечения спортивного резерва можно отнести:
- постановку частных педагогических задач предстоящего соревнования;
- учет конкретных умений индивидуально каждого спортсмена;
- оценку командного взаимодействия спортсменов в решении тактических задач;
- индивидуальное решение тактических задач в условиях соперничества;
- учет сильных и слабых сторон противника;
- отработку эффективных действий и принятие соответствующих решений;
- уверенность в овладении техническими действиями;
- преодоление отрицательных эмоций.
В процессе контроля психологической подготовленности можно отнести следующие показатели:
- личностные и морально-волевые качества, обеспечивающие достижение высоких спортивных результатов на соревнованиях (способность к лидерству, мотивация в достижении победы, умение концентрировать все силы в нужный момент, способность к перенесению высоких нагрузок, эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю и др.);
- стабильность результатов соревновательных выступлений и решение поставленных задач в процессе соревновательной реализации с учетом квалификации и соперничества лидеров;
- способность к устойчивости и концентрации внимания;
- способность к управлению эмоциональным состоянием в предсоревновательной и соревновательной обстановке;
- стрессоустойчивость к внешним (погодные условия, зрительское участие, ранг соревнований и др.) и внутренним факторам воздействия (мотивация, страх, эмоции, волнение и др.);
- степень управления собственными действиями в условиях стресс-фактора (параметры движений, тактика действий, восприятие звуковых команд и др.);
- способность к анализу действий в соответствии с поставленной задачей и путей ее решения в условиях дефицита времени, обусловленного правилами соревнований.
Самоконтроль позволяет определить субъективную оценку учебно-тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена в процессе решения поставленных задач.
Анализ дневника самоконтроля является ценным источником информации для самого спортсмена и тренера, поскольку сам спортсмен дает субъективную информацию о выполняемых параметрах спортивной подготовки. В процессе самоконтроля спортсмен самостоятельно оценивает результаты выполнения тренировочных нагрузок, оценивает силу их влияния на организм, скорость восстановления и самочувствия.
В процессе ведения дневника самоконтроля спортсмен должен ежедневно указывать:
- величину выполняемых нагрузок,
- степень напряжения при выполнении учебно-тренировочных заданий,
- отмечать показатели ЧСС в покое, в процессе тренировки и после тренировки,
- измерять артериальное давление в покое и после тренировки,
- общее самочувствие и самочувствие в процессе тренировочного воздействия,
- степень утомления в процессе выполняемых упражнений и после тренировки,
- скорость восстановления и самочувствие на следующий день после тренировки,
- желание тренироваться, или его отсутствие, аппетит, сон, настроение.
В дневник вносятся показатели тестирования общей, специальной, технико-тактической подготовленности и психологического состояния, для субъективной оценки динамики получаемых данных.
Динамика полученной субъективной оценки позволяет вносить своевременные коррективы в учебно-тренировочный процесс.
Необходимо отметить, что полную информацию об уровне подготовленности спортсмена можно получить в ходе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности. Тренеру необходима такая информация. Необходимость анализа эффективности учебно-тренировочной и соревновательной деятельности позволяет вносить своевременные коррекции в учебно-тренировочный процесс. Программа осуществляемого контроля может быть представлена в виде этапного, текущего контроля и контроля соревновательной деятельности.
В данном случае организации этапного контроля предусматривает анализ динамики показателей тестирования общей, специальной и технической подготовленности в качестве оценки результата суммирования тренировочных нагрузок за прошедший этап подготовки, а также суммарный вклад тренировочных нагрузок и соревновательной реализации. Такой контроль проводится в конце этапа подготовки в виде приема (сдачи) соответствующих контрольных нормативов, выполнения индивидуальных требований (заданий), и требований (заданий) команды в целом.
Организации текущего контроля предусматривает оценку повседневных параметров тренировочных воздействий в процессе тренировки, в качестве ее объема и интенсивности, а также оценке реакции организма на выполняемую нагрузку. Данный вид контроля может выполняться как тренером, так и самим спортсменом в виде самоконтроля, с отражением основных параметров тренировочной нагрузки и ответной реакции организма в дневнике самоконтроля.
Оценка соревновательной деятельности предусматривает анализ спортивного результата, качества выполнения техники основного соревновательного упражнения, решения тактических и психологических задач в процессе борьбы, индивидуальной рейтинговой оценки в общем протоколе соревнований, выполняемой самим спортсменом, командой спортсменов.
Контроль изучаемых показателей в процессе учебно-тренировочного процесса позволяет установить модельные значения для достижения высокого спортивного результата, что является значимым в определении нормативов различных сторон подготовленности спортсменов, специализирующихся в различных видах спорта (рис. 3).
Организация контроля различных сторон подготовленности спортсменов указывает на необходимость определения комплекса регистрируемых показателей, как в годичном цикле подготовки, так и на этапах многолетней подготовки.
Изучение динамики показателей функционального состояния, физической, технической, тактической и психологической подготовленности спортивного резерва в рамках текущего состояния и этапной оценки способствует определению наиболее значимых показателей в соответствии с востребованностью вида спорта.
Изучение показателей различных сторон подготовленности спортсменов может включать:
- оценку динамики специальной подготовленности на этапах учебно-тренировочного процесса;
- формирование модельных значений, характеризующих высокий уровень спортивного мастерства;
- оценку взаимосвязи изучаемых параметров со спортивным результатом.
Основная задача сдачи контрольных нормативов заключается в оценке их соответствия тренировочным нагрузкам, соответствующим этапу спортивной подготовки, переводу на следующий учебно-тренировочный год, а также соответствию требованиям программы тестирования данного вида спорта. Изучение динамики тестируемых показателей технической, физической и функциональной подготовленности определяет их уровень в соответствии с задачами подготовки и указывает на эффективность учебно-тренировочного процесса как целенаправленного регулятора намечаемых позиций в соответствии с видом спорта.
Для повышения качества управления учебно-тренировочным процессом необходимо не только определить надежные и информативные показатели, но и соотнести их с уровнем развития тех или иных качеств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.