Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением Администрации
Среднеканского муниципального округа
Магаданской области
от 22.05.2023 N 126-п
Муниципальная программа "Оздоровление муниципальных финансов Среднеканского муниципального округа Магаданской области"
п. Сеймчан
2023 год
Паспорт муниципальной программы
Наименование Программы |
Муниципальная программа "Оздоровление муниципальных финансов Среднеканского муниципального округа Магаданской области" |
Основание для разработки Программы |
- статья 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации; - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации"; - Постановление Администрации Среднеканского муниципального округа Магаданской области от 27.03.2023 N 73-п "Об утверждении порядка принятия решений о разработке муниципальных программ, их формирования, реализации и оценки эффективности программ, действующих на территории муниципального образования "Среднеканский муниципальный округ Магаданской области". |
Заказчик Программы |
Администрация Среднеканского муниципального округа Магаданской области |
Разработчик Программы |
Управление финансов Администрации Среднеканского муниципального округа Магаданской области |
Ответственный исполнитель |
Управление финансов Администрации Среднеканского муниципального округа Магаданской области |
Исполнители Программы |
- Органы местного самоуправления муниципального образования "Среднеканский муниципальный округ Магаданской области" и отраслевые (функциональные) органы Администрации Среднеканского муниципального округа Магаданской области; - муниципальные учреждения. |
Цель Программы |
обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета муниципального образования "Среднеканский муниципальный округ Магаданской области" |
Основные задачи Программы |
1) обеспечение сбалансированности бюджета муниципального образования "Среднеканский муниципальный округ Магаданской области" (далее - бюджет муниципального округа) с учетом необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств и реализации приоритетных направлений социально-экономического развития и достижения измеримых, общественно значимых результатов, установленных Указами Президента Российской Федерации; 2) повышение качества бюджетного процесса и эффективности бюджетных расходов, совершенствование среднесрочного бюджетного планирования; 3) эффективное управление муниципальным долгом; 4) цифровизация бюджетного процесса и бухгалтерского учета; 5) повышение охвата и качества финансового образования и информированности населения, обеспечивающих повышение финансовой грамотности населения; 6) повышение эффективности системы внутреннего муниципального финансового контроля. |
Объемы и источники финансирования Программы |
Источником финансирования программных мероприятий является бюджет муниципального округа: 2023 год -59 146,2 тыс. рублей; 2024 год - 56 657,35 тыс. рублей; 2025 год -53 429,3 тыс. рублей; всего 169 232,85 тыс. рублей. |
Сроки реализации Программы |
2023 - 2025 годы |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
1) обеспечение исполнения расходных обязательств Среднеканского муниципального округа при сохранении стабильности, долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы; 2) снижение уровня дефицита бюджета муниципального округа, разработка в установленные сроки и соответствующего требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации проекта бюджета муниципального округа на очередной финансовый год и плановый период; 3) снижение темпа роста объема муниципального долга, обеспечение своевременного исполнения долговых обязательств Среднеканского муниципального округа, соблюдение ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, по объему муниципального долга и расходам на его обслуживание; 4) развитие информационной системы управления средствами бюджета муниципального округа с применением новых информационно-коммуникационных технологий, повышение уровня открытости бюджетных данных; 5) создание основ для формирования финансово грамотного поведения граждан и повышения защищенности их интересов в качестве потребителей финансовых услуг как необходимого условия повышения уровня и качества жизни населения Среднеканского муниципального округа Магаданской области; 6) повышение эффективности системы внутреннего муниципального финансового контроля. |
Важнейшие целевые показатели (индикаторы) реализации Программы |
Задача 1. Обеспечение сбалансированности бюджета МО "Среднеканский муниципальный округ Магаданской области". 1.1. Исполнение плана по налоговым и неналоговым доходам: в 2023 г. - 100%, 2024 г. - 100%, 2025 г. - 100%; 1.2. Доля просроченной кредиторской задолженности к общему объему расходов бюджета: в 2023 г. - 2%, 2024 г. - 2%, 2025 г. - 2%. Задача 2. Повышение качества бюджетного процесса и эффективности бюджетных расходов, совершенствование среднесрочного бюджетного планирования 2.1. Количество нарушений при разработке проекта бюджета муниципального округа и направлении его в Собрание представителей Среднеканского муниципального округа Магаданской области в сроки, установленные бюджетным законодательством: в 2023 г. - <1 ед., 2024 г. - <1 ед., 2025 г. - <1 ед.; 2.2. Отношение дефицита бюджета муниципального округа к доходам без учета безвозмездных поступлений: в 2023 г. - <5%, 2024 г. - <5%, 2025 г. - <5%. Задача 3. Эффективное управление муниципальным долгом. 3.1. Отношение объема муниципального долга к общему годовому объему доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений: в 2023 г. - <50%, 2024 г. - <50%, 2025 г. - <50%; 3.2. Доля расходов на обслуживание муниципального долга в расходах бюджета без учета расходов за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: в 2023 г. - <15%, 2024 г. - <15%, 2025 г. - <15%; 3.3. Количество штрафных и санкционных выплат по долговым обязательствам: в 2023 г. - 0 ед., 2024 г. - 0 ед., 2025 г. - 0 ед. Задача 4. Цифровизация бюджетного процесса и бухгалтерского учета. 4.1. Доля участников бюджетного процесса, работающих в информационной системе управления общественными финансами "Региональный электронный бюджет Магаданской области": в 2023 г. - 30%, 2024 г. - 60%, 2025 г. - 100%; 4.2. Доля участников бюджетного процесса, перешедших на ведение бухгалтерского учета в АС "Смета": в 2023 г. - 0%, 2024 г. - 0%, 2025 г. - 100%. Задача 5. Повышение охвата и качества финансового образования и информированности населения, обеспечивающих повышение финансовой грамотности населения. 5.1. Количество мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности: в 2023 г. - >30%, 2024 г. - >40%, 2025 г. - >50%. Задача 6. Повышение эффективности системы внутреннего муниципального финансового контроля. 6.1. Соотношение количества проверок, по результатам которых выявлены нарушения законодательства в финансово-бюджетной сфере, к общему количеству проверок: в 2023 г. - 65%, 2024 г. - 65%, 2025 г. - 65%. Конкретные значения целевых показателей приведены в Таблице N 1 раздела второго муниципальной программы. |
Контроль исполнения Программы |
Контроль за исполнением программы осуществляется Главой Среднеканского муниципального округа Магаданской области |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом.
Муниципальные финансы необходимы для реализации органами местного самоуправления своих функций, поэтому эффективное, ответственное и прозрачное управление муниципальными финансами является важнейшим условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы, достижения других стратегических целей социально-экономического развития Среднеканского муниципального округа Магаданской области.
Для поддержания сбалансированности бюджета муниципального округа при его формировании необходимо принятие мер по включению в бюджет в первоочередном порядке расходов на финансирование действующих расходных обязательств, непринятию новых расходных обязательств, сокращению неэффективных расходов, сдерживанию наращивания объема муниципального долга.
Ежегодно на стадии формирования проекта бюджета муниципального округа проводится инвентаризация действующих расходных обязательств на предмет отказа от реализации неприоритетных задач, мероприятий, либо переносу их финансирования на более поздние сроки, в том числе инвентаризация действующих нормативных правовых актов, муниципальных программ.
Реализуется целый ряд нормативных актов, направленных на рост доходов бюджета округа, предусматривающих проведение работы по оптимизации налоговых льгот, повышению эффективности администрирования налоговых и неналоговых доходов, актуализации налоговой базы по имущественным налогам.
Продолжена реализация мероприятий, направленных на легализацию теневой занятости. На постоянной основе проводятся заседания Межведомственной комиссии по вопросам обеспечения полной и своевременной выплаты заработной платы, повышения уровня оплаты труда работников, поступления налога на доходы физических лиц.
Кроме того, органами местного самоуправления осуществляются мероприятия по выявлению собственников земельных участков и другого недвижимого имущества, привлечения их к налогообложению. Задача повышения собираемости доходов требует совершенствования администрирования доходов в целом, в том числе через методическое обеспечение, повышение ответственности администраторов доходов, усиление межведомственного взаимодействия с контрольно-надзорными органами по взысканию имеющейся задолженности в бюджет.
Основные потери в получении доходов в бюджет округа складываются по причине уплаты налога на доходы предприятиями-недропользователями не по месту ведения их деятельности. Необходимо усилить взаимодействие с организациями и предприятиями с целью привлечения их к регистрации учрежденных ими обособленных подразделений по месту осуществления деятельности.
Сохраняется зависимость бюджета от ограниченного круга крупнейших налогоплательщиков. Несвоевременная уплата ими налоговых и иных платежей, сокращение среднесписочной численности работников и замедление темпов роста заработной платы являются основными причинами снижения поступлений в доход бюджета.
При распоряжении муниципальным имуществом необходимо систематизировать сведения о его наличии и использовании с целью:
- выявления неиспользуемого (бесхозного) имущества и установления направления эффективного его использования;
- корректировки методики установления арендной платы за сдаваемое в аренду муниципальное имущество в направлении максимального ее приближения к рыночной;
- выявления неиспользуемых основных фондов муниципальных учреждений и принятия соответствующих мер по их продаже или сдаче в аренду.
Финансовым органом осуществляется мониторинг и анализ достижения главными администраторами доходов установленных прогнозных показателей поступления налоговых и неналоговых доходов в бюджет округа.
Принимаемые органами местного самоуправления управленческие решения должны быть направлены на реализацию мер по оптимизации бюджетных расходов и поэтапному снижению бюджетного дефицита.
В ходе исполнения бюджета реализовывались мероприятия по реорганизации учреждений, совершенствованию структуры и численности, экономии топливно-энергетических ресурсов.
Реорганизационные мероприятия реализованы путем объединения отдельных органов местного самоуправления в один орган власти, реорганизации образовательных дошкольных учреждений, создания МКУ "Центра хозяйственно-технического обеспечения", который обеспечивает централизованный бухгалтерский учет и хозяйственное обеспечение муниципальных учреждений. В то же время расходы на материальное обеспечение функционирования муниципальных учреждений и расходы капитального характера существенно сокращены, при этом текущие расходы бюджетных учреждений инвентаризированы, определены приоритетные направления оптимизации.
В рамках реализации полномочий муниципального округа в области жилищно-коммунального хозяйства ведется интенсивная работа по благоустройству населенных пунктов: облагораживанию, установке детских игровых площадок, утилизации несанкционированных свалок.
Значительные ресурсы требуются для расселения граждан из аварийного жилищного фонда, содержанию пустующего жилья, уплаты взносов на капитальный ремонт муниципального жилого фонда.
Изменены системы мер социальной поддержки граждан, основывающиеся на принципах адресности и критериев нуждаемости.
Вместе с тем, сохраняются традиционные риски, которые оказывают влияние на объем доходов и расходов бюджета округа.
Возможное сокращение объемов финансовой помощи из областного бюджета в рамках проводимой на региональном уровне политики оптимизации межбюджетных отношений с муниципальными округами Магаданской области требуют принятия мер по обеспечению сбалансированности и устойчивости бюджета округа.
Понимая необходимость принятия мер по изысканию собственных резервов для поддержания сбалансированности бюджета, органами местного самоуправления проведена планомерная работа по определению приоритетных направлений расходования бюджетных средств, в целях своевременного и безусловного обеспечения социально значимых и первоочередных расходов, по поиску скрытых резервов, повышению эффективности бюджетных расходов.
Вместе с тем, при проведении оптимизационных мероприятий в бюджетном секторе возникают определенные сложности как объективного, так и субъективного характера, в частности, обусловленные территориально-экономическими особенностями округа.
Сохраняется напряженная долговая ситуация в связи с жесткими рамками исполнения обязательств по графикам реструктуризации бюджетных кредитов. Муниципальный долг Среднеканского муниципального округа на 01.01.2023 год составляет 7 059,6 тыс. рублей. Необходимо реализовывать долговую политику, направленную на поддержание сбалансированности бюджета и соответствия параметров бюджета округа ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации. Система управления муниципальным долгом включает определение обоснованности заимствований, минимизацию расходов на обслуживание, обеспечение своевременного возврата полученных кредитов.
Современное развитие отношений в сфере общественных финансов предъявляет новые требования к составу и качеству информации о финансовой деятельности. Открытость бюджетного процесса, повышение прозрачности и доступности информации о бюджете и бюджетном процессе в Среднеканском муниципальном округе Магаданской области является одним из главных приоритетов организации бюджетной политики муниципального округа.
Планирование и исполнение бюджета муниципального округа, централизованный сбор, консолидация и анализ отчетности об исполнении бюджета, бухгалтерской отчетности осуществляются в информационной системе управления общественными финансами "Региональный электронный бюджет Магаданской области", включающей централизованные подсистемы: "Исполнение бюджета", "Планирование бюджета", "Консолидация отчетности". Пользователями данных программных комплексов являются главные распорядители бюджетных средств, а также муниципальные учреждения. Модернизация комплексов осуществляется на постоянной основе в связи с изменениями бюджетного законодательства Российской Федерации. Необходим полный переход на планирование бюджетных ассигнований всеми субъектами бюджетного планирования в ИС "Региональный электронный бюджет Магаданской области", ведение бухгалтерского учета в АС "Смета".
Внутренний муниципальный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений, являясь одним из этапов бюджетного процесса и одной из важных функций муниципального управления, направлен на обеспечение успешной реализации финансовой политики, соблюдения законности, целесообразности и эффективности использования бюджетных средств.
Таким образом, в условиях жестких бюджетных ограничений для обеспечения сбалансированности бюджета в среднесрочной перспективе требуется разработка и реализация комплексного программного документа по оздоровлению муниципальных финансов Среднеканского муниципального округа Магаданской области.
К основным рискам реализации настоящей Программы относятся:
1. В области доходов бюджета:
- возможное изменение налогового и бюджетного законодательства в части налогообложения и нормативов зачисления налоговых и неналоговых доходов в местный бюджет;
- рост скрытой налоговой базы, в том числе по налогу на доходы физических лиц в связи с возможным ростом "теневой" заработной платы;
- неисполнение налогоплательщиками налоговых обязательств или исполнение налоговых обязательств не в полном объеме;
- риски, обусловленные сокращением финансовой помощи из вышестоящего бюджета.
2. В области расходов бюджета:
- риски, вызванные инфляционным давлением на текущие расходы;
- риски, связанные с принятием на федеральном уровне решений, влияющих на увеличение расходных обязательств нижестоящих уровней;
- риски, связанные с возникновением непредвиденных ситуаций форс-мажорного характера;
- риски усиления социальной напряженности, связанные с высвобождением работников и трудностями их последующего трудоустройства без смены места жительства.
3. В области управления муниципальным долгом:
- риск неисполнения долговых обязательств бюджетом Среднеканского муниципального округа Магаданской области. Данный вид риска связан с отсутствием средств для полного исполнения обязательств в срок;
- риск отказа в реструктуризации кредитов.
2. Основные цели, задачи Программы и сроки ее реализации
Программа оздоровления муниципальных финансов Среднеканского муниципального округа Магаданской области (далее - Программа) разработана в целях обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, как базового принципа ответственной бюджетной политики при безусловном исполнении расходных обязательств
Достижение поставленной цели будет осуществляться посредством решения следующих задач Программы:
1) обеспечение сбалансированности бюджета муниципального образования "Среднеканский муниципальный округ Магаданской области" с учетом необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств и реализации приоритетных направлений социально-экономического развития и достижения измеримых, общественно значимых результатов, установленных Указами Президента Российской Федерации;
2) повышение качества бюджетного процесса и эффективности бюджетных расходов, совершенствование среднесрочного бюджетного планирования;
3) эффективное управление муниципальным долгом;
4) цифровизация бюджетного процесса и бухгалтерского учета;
5) повышение охвата и качества финансового образования и информированности населения, обеспечивающих повышение финансовой грамотности населения;
6) повышение эффективности системы внутреннего муниципального финансового контроля.
Реализация Программы будет осуществляться в период с 2023 по 2025 годы включительно.
3. Система целевых индикаторов и ожидаемый конечный результат Программы.
Для оценки достижения цели и степени решения задач Программы будут применяться следующие целевые показатели, значения которых представлены в таблице N 1.
Таблица N 1
Состав и значение целевых показателей Программы
N |
Целевой показатель (наименование) |
Единица измерения |
Значение целевых показателей |
||
2023 |
2024 |
2025 |
|||
1. Обеспечение сбалансированности бюджета муниципального образования "Среднеканский муниципальный округ Магаданской области" | |||||
1.1. |
Исполнение плана по налоговым и неналоговым доходам |
% |
100% |
100% |
100% |
1.2. |
Доля просроченной кредиторской задолженности к общему объему расходов бюджета |
% |
2% |
2% |
2% |
2. Повышение качества бюджетного процесса и эффективности бюджетных расходов, совершенствование среднесрочного бюджетного планирования | |||||
2.1. |
Количество нарушений при разработке проекта бюджета муниципального округа и направлении его в Собрание представителей Среднеканского муниципального округа Магаданской области в сроки установленные бюджетным законодательством |
ед. |
< 1 |
< 1 |
< 1 |
2.2 |
Отношение дефицита бюджета к доходам без учета объема безвозмездных поступлений |
% |
< 5 |
< 5 |
< 5 |
3. Эффективное управление муниципальным долгом | |||||
3.1. |
Отношение объема муниципального долга к общему годовому объему доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений |
% |
< 50 |
< 50 |
< 50 |
3.2. |
Доля расходов на обслуживание муниципального долга в расходах бюджета без учета расходов за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации |
% |
< 15 |
< 15 |
< 15 |
3.3. |
Количество штрафных и санкционных выплат по долговым обязательствам |
ед. |
0 |
0 |
0 |
4. Цифровизация бюджетного процесса и бухгалтерского учета | |||||
4.1. |
Доля участников бюджетного процесса, работающих в информационной системе управления общественными финансами "Региональный электронный бюджет Магаданской области" |
% |
30 |
60 |
100 |
4.2. |
Доля участников бюджетного процесса, перешедших на ведение бухгалтерского учета в АС "Смета" |
% |
0 |
0 |
100 |
5. Повышение охвата и качества финансового образования и информированности населения, обеспечивающих повышение финансовой грамотности населения | |||||
5.1. |
Количество мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности (в том числе публикаций в СМИ) |
ед. |
> 30 |
> 40 |
> 50 |
6. Повышение эффективности системы внутреннего муниципального финансового контроля | |||||
6.1. |
Соотношение количества проверок, по результатам которых выявлены нарушения законодательства в финансово-бюджетной сфере, к общему количеству проверок |
% |
65 |
65 |
65 |
Основными ожидаемыми результатами реализации Программы являются обеспечение исполнения расходных обязательств Среднеканского муниципального округа Магаданской области при сохранении стабильности, долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, оптимальной долговой нагрузки с применением механизмов для оценки результативности бюджетных расходов и качества финансового менеджмента главных распорядителей средств местного бюджета.
В результате реализации мероприятий Программы и решения вышеуказанных задач ожидается:
1) обеспечение исполнения расходных обязательств Среднеканского муниципального округа при сохранении стабильности, долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы;
2) разработка в установленные сроки и соответствующего требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации проекта бюджета муниципального округа на очередной финансовый год и плановый период;
3) снижение уровня дефицита бюджета муниципального округа и темпа роста объема муниципального долга, обеспечение своевременного исполнения долговых обязательств Среднеканского муниципального округа, соблюдение ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, по объему муниципального долга и расходам на его обслуживание;
4) развитие информационной системы управления средствами бюджета муниципального округа с применением новых информационно-коммуникационных технологий, повышение уровня открытости бюджетных данных;
5) создание основ для формирования финансово грамотного поведения граждан и повышения защищенности их интересов в качестве потребителей финансовых услуг как необходимого условия повышения уровня и качества жизни населения Среднеканского муниципального округа;
6) повышение эффективности системы внутреннего муниципального финансового контроля.
4. Сведения о заказчике и исполнителях Программы.
Заказчиком Программы является Администрация Среднеканского муниципального округа Магаданской области.
Разработчик - Управление финансов Администрации Среднеканского муниципального округа Магаданской области.
Ответственный исполнитель - Управление финансов Администрации Среднеканского муниципального округа Магаданской области.
Соисполнители Программы:
- Органы местного самоуправления муниципального образования "Среднеканский муниципальный округ Магаданской области" и отраслевые (функциональные) органы Администрации Среднеканского муниципального округа Магаданской области;
- Муниципальные учреждения.
5. Механизм реализации Программы.
Механизм реализации Программы представляет собой скоординированную по срокам, направлениям деятельность исполнителей по реализации программных мероприятий.
За реализацию конкретного программного мероприятия определен исполнитель согласно системе программных мероприятий настоящей Программы.
В ходе реализации Программы возможно оперативное перераспределение объемов средств между предусмотренными мероприятиями, изменение способов или условий выполнения мероприятий, с обязательным соблюдением условий решения поставленных задач.
6. Ресурсное обеспечение Программы.
Мероприятия Программы будут выполняться в рамках функциональных обязанностей отделов, управлений Администрации Среднеканского муниципального округа Магаданской области.
Источником финансирования программных мероприятий является бюджет муниципального образования "Среднеканский муниципальный округ Магаданской области".
Распределение объемов финансирования на очередной финансовый год и последующие финансовые годы по источникам финансирования: 2023 год - 59 146,2 тыс. рублей, 2024 год - 56 657,35 тыс. рублей, 2025 год - 53 429,3 тыс. рублей".
7. Система программных мероприятий.
Для достижения целей и решения задач разработан комплекс программных мероприятий согласно приложению к настоящей Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.