Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правила
определения индивидуальной потребности гражданина пожилого возраста (инвалида) в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу
(утв. приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ от 9 сентября 2021 г. N 646 (в редакции приказа Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ от 4 мая 2023 г. N 356))
I. Общие Положения
1.1. Правила определения индивидуальной потребности гражданина пожилого возраста (инвалида) в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу (далее - Правила) разработаны в целях реализации постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.03.2021 N 198 "О реализации пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в Республике Татарстан", пункта 2.1 Положения о порядке и условиях реализации проекта по предоставлению услуги "Сиделка" в рамках создания системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в 2021-2024 годах, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.02.2021 N 77 "О мерах по реализации системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в 2021-2024 годах".
1.2. Основные понятия, используемые в настоящих Правилах, применяются в том же значении, в каком они определены в постановлении Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.03.2021 N 198 "О реализации пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в Республике Татарстан".
1.3. Определение индивидуальной потребности гражданина пожилого возраста (инвалида) в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу состоит из:
1) оценки (беседа, опрос, наблюдение, анализ документов) потребностей и нужд, обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина пожилого возраста (инвалида), потребности гражданина пожилого возраста (инвалида) в социальном обслуживании, и состояния гражданина (далее - оценка);
2) заключения о наличии или об отсутствии обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина, в целях признания его нуждающимся в социальном обслуживании;
3) заключения о нуждаемости гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, и форме социального обслуживания;
4) заключения об уровне нуждаемости гражданина в уходе, рекомендуемом объеме социального пакета долговременного ухода и условиях его предоставления;
5) подбора гражданину социальных услуг по уходу и иных социальных услуг;
6) формирования проектов индивидуальной программы предоставления социальных услуг и дополнения к индивидуальной программе предоставления социальных услуг.
1.4. Определение индивидуальной потребности в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, проводится при обращении в управление (отдел) социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в муниципальном районе (городском округе) (далее - территориальный орган социальной защиты) гражданина пожилого возраста (инвалида), его законного представителя или иных лиц, действующих в его интересах, поступлении информации о выявлении гражданина, нуждающегося в уходе, от участников системы долговременного ухода (Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, управления (отделы) социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в муниципальных районах (городских округах) Республики Татарстан; организации социального обслуживания Республики Татарстан; Министерство здравоохранения Республики Татарстан, медицинские организации всех форм собственности, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Татарстан, в части оказания первичной медико-санитарной и стационарной медицинской помощи взрослому населению; государственное казенное учреждение "Республиканский ресурсный центр Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан", исполняющий функции регионального координационного центра; федеральное казенное учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан", федеральные учреждения медико-социальной экспертизы; Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан; негосударственные организации, являющиеся поставщиками социальных услуг и включенные в реестр поставщиков социальных услуг в Республике Татарстан; добровольческие (волонтерские) организации и волонтеры, содействующие оказанию социальных услуг, предоставляемых в рамках системы долговременного ухода; граждане, осуществляющие уход; граждане, нуждающиеся в уходе).
1.5. Определение индивидуальной потребности в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, осуществляется специалистами государственного казенного учреждения "Республиканский ресурсный центр Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан", исполняющего функции регионального координационного центра (далее - координационный центр) - экспертами по оценке нуждаемости в уходе.
II. Сроки определения индивидуальной потребности гражданина пожилого возраста (инвалида) в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу
2.1. Территориальный орган социальной защиты при обращении гражданина, нуждающегося в уходе (его законного представителя), либо поступлении сведений о гражданине, нуждающемся в уходе, от участника системы долговременного ухода передает полученные о гражданине, нуждающемся в уходе, сведения в координационный центр для организации посещения специалистами координационного центра - экспертами по оценке нуждаемости в уходе:
в день обращения гражданина, нуждающегося в уходе (его законного представителя);
в день поступления сведений от участника системы долговременного ухода.
2.2. Определение индивидуальной потребности гражданина пожилого возраста (инвалида) в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, осуществляется в течение двух рабочих дней со дня поступления информации от территориального органа социальной защиты.
2.3. Пересмотр индивидуальной потребности гражданина пожилого возраста (инвалида) (далее - получатель социальных услуг) в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, пересмотр индивидуальной программы предоставления социальных услуг осуществляются не реже одного раза в год.
2.4. В случае возникновения обстоятельств, которые улучшили либо ухудшили или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина, нуждающегося в уходе, пересматривается индивидуальная потребность гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, с последующим пересмотром индивидуальной программы предоставления социальных услуг.
При изменении состояния здоровья и степени расстройств функций организма гражданина, получающего услуги по долговременному уходу:
в течение одного рабочего дня со дня выявления изменения состояния здоровья и функциональности гражданина, получающего услуги по долговременному уходу, поставщиком социальных услуг, который предоставляет гражданину социальные услуги по долговременному уходу, направляется запрос в координационный центр о проведении экспертами по оценке нуждаемости в уходе пересмотра индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе социальных услугах по уходу;
в течение двух рабочих дней со дня получения запроса поставщика социальных услуг экспертами по оценке нуждаемости в уходе проводится пересмотр индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе социальных услугах по уходу, и осуществляется направление результатов пересмотра индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании в территориальные органы социальной защиты для актуализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг.
III. Требования к специалистам координационного центра - экспертам по оценке нуждаемости в уходе
3.1. Специалисты координационного центра - эксперты по оценке нуждаемости в уходе, которые определяют индивидуальную потребность в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по долговременному уходу (далее - эксперты), должны:
соответствовать требованиям одного из профессиональных стандартов "Специалист по социальной работе", "Психолог в социальной сфере";
пройти профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки (переподготовки) или повышение квалификации в целях осуществления экспертной деятельности по определению индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;
соблюдать принципы и правила корпоративной этики, предусмотренные приложением N 5 к Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, утвержденной приказом Минтруда России от 15 декабря 2022 г. N 781 "О реализации в отдельных субъектах Российской Федерации в 2023 году Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе".
3.2. Внешний вид экспертов должен соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность, отсутствие религиозной атрибутики.
IV. Порядок определения индивидуальной потребности гражданина пожилого возраста (инвалида) в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу
4.1. Определение индивидуальной потребности гражданина пожилого возраста (инвалида) в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, и установление уровня нуждаемости в уходе осуществляется поэтапно.
4.2. На подготовительном этапе обеспечивается сбор сведений о жизнедеятельности гражданина пожилого возраста (инвалида).
Эксперты в рамках подготовительного этапа осуществляют:
получение в рамках межведомственного взаимодействия от участников системы долговременного ухода, обработку и анализ имеющейся информации о социальном и правовом статусе, составе семьи, месте жительства (проживания), доходе, учитываемом для расчета величины среднедушевого дохода в целях предоставления социальных услуг бесплатно, путем направления запросов о гражданине, нуждающемся в уходе, в порядке межведомственного, в том числе информационного, взаимодействия с использованием систем межведомственного электронного взаимодействия;
разработку плана визита к гражданину пожилого возраста (инвалиду) (определение даты, времени, условий и цели визита, состава участников);
согласование с гражданами пожилого возраста (инвалидами), родственниками, осуществляющими за ними уход, даты и времени посещения на дому;
внесение полученной в рамках межведомственного взаимодействия от участников системы долговременного ухода, от гражданина пожилого возраста (инвалида) и (или) его законного представителя или доверенного лица в ходе телефонных переговоров на основании их устного согласия информации в анкету-опросник, форма которой утверждается приказом Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, (далее - анкета-опросник).
4.3. На основном этапе проводится оценка индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу.
Эксперты в рамках основного этапа по месту нахождения гражданина пожилого возраста (инвалида) в квартире (частном доме) осуществляют:
знакомство с гражданином пожилого возраста (инвалидом), его законным представителем или доверенным лицом (эксперт должен представиться, назвав фамилию, имя, отчество, должность, предъявить служебное удостоверение);
объяснение цели визита (эксперт должен разъяснить из чего будет состоять встреча);
уведомление гражданина пожилого возраста (инвалида), его законного представителя или доверенного лица о наличии предварительных выводов о его нуждах и потребностях, сформированных на основании информации, полученной от гражданина пожилого возраста (инвалида) его законного представителя или доверенного лица);
прием заявления гражданина пожилого возраста (инвалида) (законного представителя или доверенного лица) о предоставлении социальных услуг;
установление доверительного контакта с гражданином пожилого возраста (инвалидом);
проведение оценки (осуществляется посредством беседы, опроса, наблюдения, анализа документов гражданина пожилого возраста (инвалида), в том числе:
оценки социального и семейного статуса;
учета ограничений жизнедеятельности и состояния здоровья гражданина пожилого возраста (инвалида) на основании сведений, представляемых участниками системы долговременного ухода в рамках межведомственного взаимодействия в территориальный орган социальной защиты:
о результатах медико-социальной экспертизы (при наличии у гражданина инвалидности);
о результатах медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения;
о результатах дополнительных обследований гражданина, проведенных в медицинских организациях;
информации членов семьи гражданина пожилого возраста (инвалида) либо иных лиц (родственники, друзья, соседи), оказывающих ему помощь и (или) находящихся в постоянном общении с гражданином пожилого возраста (инвалидом);
актуализация (подтверждение, корректировка) информации о гражданине пожилого возраста (инвалида), внесенной на предварительном этапе в анкету-опросник;
формирование заключения о наличии обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина пожилого возраста (инвалида) в целях признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;
формирование заключения о нуждаемости гражданина пожилого возраста (инвалида) в социальном обслуживании и форме социального обслуживания;
проведение оценки индивидуальной потребности гражданина пожилого возраста (инвалида) в уходе, формирование заключения об уровне нуждаемости гражданина в уходе;
формирование рекомендуемого гражданину пожилого возраста (инвалида) перечня социальных услуг;
определение объема ухода за гражданином пожилого возраста (инвалидом) между социальным работником (помощником по уходу) и иными лицами (родственниками и т.д.);
согласование с гражданином пожилого возраста (инвалидом), законным представителем или доверенным лицом (из числа присутствующих) формы социального обслуживания, условий предоставления социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода, и иных социальных услуг;
завершение общения с гражданином пожилого возраста (инвалида), законного представителя или доверенного лица (из числа присутствующих), объяснение дальнейших действий со стороны эксперта, необходимых для организации социального обслуживания гражданина, в том числе ухода.
Продолжительность визита эксперта у граждан пожилого возраста (инвалидов) не может превышать 60 минут.
4.4. Определение индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу должно проводится:
в присутствии родственника гражданина пожилого возраста (инвалида) либо социального работника (помощника по уходу, сиделки), который осуществляет уход за гражданином пожилого возраста (инвалидом) (при наличии) в случае наличия у граждан пожилого возраста (инвалидов) когнитивных расстройств, ограничений по слуху, зрению и речи;
в присутствии его законного представителя, если гражданин пожилого возраста (инвалид) признан в установленном порядке недееспособным;
в присутствии социального работника (помощника по уходу, сиделки) в случае если уход за гражданами пожилого возраста (инвалидами) осуществляется социальным работником (помощником по уходу) или сиделкой.
Если гражданин пожилого возраста (инвалид) не дает согласие на проведение оценки, эксперт по оценке нуждаемости в уходе должен повторно объяснить ее цель. В случае если после повторного объяснения гражданин пожилого возраста (инвалид) продолжает отказываться от проведения оценки, то его оценка не проводится и составляется акт об отказе гражданина пожилого возраста (инвалида).
4.5. На завершающем этапе определяется индивидуальная потребность гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, определяется уровень нуждаемости гражданина в уходе, установление ему уровня нуждаемости в уходе, формируется проект решения о признании (об отказе в признании) гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, осуществляется подбор гражданину пожилого возраста (инвалиду) оптимальной формы социального обслуживания, формируются проекты индивидуальной программы и дополнения к индивидуальной программе.
Эксперты в рамках заключительного этапа:
осуществляют внесение данных анкеты-опросника в государственную информационную систему "Социальный регистр населения Республики Татарстан" сведений;
формируют проект решения о признании (об отказе в признании) гражданина пожилого возраста (инвалида), нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;
осуществляют подбор гражданину пожилого возраста (инвалиду) формы социального обслуживания, перечня, объема социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода;
осуществляют разработку проектов индивидуальной программы и дополнения к индивидуальной программе;
передачу анкеты-опросника по определению индивидуальной потребности в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу и проекта решения о признании (об отказе в признании) гражданина нуждающимся в социальном обслуживании в территориальный орган социальной защиты нарочно.
4.6. Территориальный орган социальной защиты на основании предоставленных координационным центром документов в сроки и порядке, установленные законодательством в сфере социального обслуживания, принимает решение о признании (об отказе в признании) гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, утверждает индивидуальную программу, дополнение к индивидуальной программе (дополнение к индивидуальной программе предоставления социальных услуг оформляется при установлении одного из трех уровней нуждаемости в уходе).
V. Осуществление контроля качества определения индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу
5.1. Контроль качества определения индивидуальной потребности гражданина пожилого возраста (инвалида) в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу осуществляется специалистами отделения координации системы долговременного ухода Государственного казенного учреждения "Республиканский ресурсный центр Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан" (далее - Ресурсный центр), прошедшими профессиональное обучение по программе повышения квалификации "Методика определения потребности в уходе", в соответствии с графиком, утвержденным руководителем учреждения.
5.2. Контроль качества определения индивидуальной потребности гражданина пожилого возраста (инвалида) в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу включает в себя:
проведение повторной оценки по вопросам, предусмотренным анкетой-опросником, в целях проверки правильности определения индивидуальной потребности гражданина пожилого возраста (инвалида) в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;
сравнение результатов оценки по итогам оценки, проведенного экспертами, с результатами повторной оценки, проведенной специалистами Ресурсного центра;
формирование акта о результатах контроля качества определения индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, включающего в том числе при необходимости рекомендации по пересмотру индивидуальной программы предоставления социальных услуг, дополнения к ней (далее - акт).
5.3. Территориальный орган социальной защиты обеспечивает пересмотр индивидуальной программы, дополнение к индивидуальной программе при наличии соответствующих рекомендаций в акте.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 4 мая 2023 г. N 356 "О внесении изменений... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.